СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой, А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой (Биология 5-9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2013г.) в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования по биологии, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию.
Преподавание биологии ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
- закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта основного общего образования»;
- письмо Департамента государственной политики в образовании Министерстваобразования и науки РФ от 07.07. 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах поучебным предметам федерального базисного учебного плана»;
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладениеключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
• формирование системы биологических знаний как
компонента целостности научной карты мира;
• овладение научным подходом к решению различных задач;
• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:
— многообразие и эволюция органического мира;
— биологическая природа и социальная сущность человека;
— структурно-уровневая организация живой природы;
— ценностное и экокультурное отношение к природе;
— практико-ориентированная сущность биологических знаний.
В соответствии с базисным учебным планом курс биологии на ступени основного общего образования продолжает естественнонаучную составляющую курса «Живая природа» (5-6 классы). Приоритетным направлением при разработке программы являлось создание условий для деятельностного подхода в изучении живой природы, проведению наблюдений, постановке опытов, описанию окружающей среды и навыков оценивания ее состояния.
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 7 по 9 классы.
Общее число учебных часов за 3 года обучения составляет 208, из них по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 68 - 9 классах.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Планируемые результаты изучения учебного курса в 7 классе
В результате освоения курса «Живая природа» ученик научится:
•характеризоватьособенностистроения и процессов жизнедеятельности биологических объектов:
- строение, функции клеток животных;
- строение и жизнедеятельность (особенности питания, дыхания, передвижения веществ, выделения конечных продуктов жизнедеятельности, размножения, роста и развития) животного организма;
- среды обитания организмов, экологические факторы;
•применять методы биологической науки для изучения организмов: наблюдать
- сезонные изменения в жизни животных;
- результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.
•использовать составляющие исследовательской проектной деятельности по изучению живых организмов и общих биологических закономерностей, свойственных живой природе, а именно:
называть:
- общие признаки живого организма;
- основные систематические категории, признаки царств живой природы, подцарств, типов и классов животных;
- причины и результаты эволюции животных.
распознавать:
- организмы животных;
- клетки, ткани, органы и системы органов животных;
- наиболее распространённые виды животных Воронежской области; животных разных классов и типов.
приводить примеры:
- усложнения животных в процессе эволюции;
- природных сообществ;
- приспособленности животных к среде обитания;
- наиболее распространённых видов и пород животных.
обосновывать:
- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
-влияние деятельности человека на многообразие видов животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности.
сравнивать:
- строение и функции клеток растений и животных;
- типы животных, классы хордовых, царства живой природы.
делать выводы:
- об усложнении животного мира в процессе эволюции.
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать правила:
- работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- проведения простейших опытов изучения поведения животных;
- бережного отношения к организмам, природным сообществам, поведения в природе;
- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены.
• использовать приёмы оказания первой помощи при укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения домашних животных;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной фор мы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своихдействиях и поступках по отношению к живой природе.
•выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса биология в 7 классе ученик должен
знать/понимать
-признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; биосферы; животных;
-сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
-объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных;
-выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
-определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
-анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-соблюдения мер профилактики заболеваний животными;
-оказания первой помощи при укусах животных;
-рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Содержание курса биология
Общие сведения о мире животных (6 ч)
Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.
Экскурсия. «Разнообразие животных в природе»
Строение тела животных (2ч)
Клетка. Ткани. Органы и системы.
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)
Обща характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркожгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие.
Л.р.№ 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки»
Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (2 ч)
Общая характеристика многоклеточных животных.Тип Кишечнополостные. Разнообразие кишечнополостных.
Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (5 ч)
Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Класс Малощетинковые.
Л.р. №2. «Внешнее строение дождевого червя»
Тип Моллюски (4 ч)
Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс Двустворчатые Моллюски. Класс Головоногие Моллюски.
Л.р. №4 «Внешнее строение раковин моллюсков»
Тип Членистоногие (7 ч)
Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.
Л.Р.№ 5 «Внешнее строение насекомого»
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы (6 ч)
Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные – примитивные формы. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы, общая характеристика, внешнее и внутреннее строение(на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Л.р. № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»
Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)
Места обитания и строение тела Земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Древние пресмыкающиеся.
Класс Птицы (9 ч)
Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Л.р.№ 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»
Л.р. № 9 " Изучение строения куриного яйца.
Экскурсия.«Птицы парка»
Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение. Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.
Л.р. № 10 " Строение скелета млекопитающих".
Разработка проекта. «Разнообразие млекопитающих»
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.
Экскурсия " Жизнь природного сообщества весной".
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИНРОВАНИЕ
.
№ п/п | Тема урока
| Планируемые результаты | Формы контроля | Формы организации познавательной деятельности | Дата | ||
Предметные
| Метапредметные
| Личностные | |||||
Тема 1.Общие сведения о мире животных. (6 час.) | |||||||
1 | Зоология-наука о животных. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Д.з § 1,с.9,в.1-4 | Знать признаки различия и сходства животных и растений Уметь приводить примеры представителей царства Животные | Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, жизни человека | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | Фронтальный опрос | Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
2 | Животные и окружающая среда.
Комбинированный урок
Д.з § 2,с.15,в.1-4 | Знать понятия: "среда жизни", "среда обитания", "место обитания". Уметь описывать влияние экологических факторов на животных. | Использовать различные информационные ресурсы для подготовки по теме "Влияние экологических факторов на животных" | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Индивидуальная работа с карточками и тестирование
| Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
3 | Классификация животных и основные систематические группы.
Комбинированный урок
Д.з § 3,с.17,в.1-4 | Знать принципы классификации организмов. Уметь устанавливать систематическое положение таксонов. | Систематизировать положение таксонов на примерах. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Индивидуальная работа с карточками и тестирование | Групповая форма
|
|
4 | Влияние человека на животных. Комбинированный урок
Д.з § 4,с.20,в.1-4 | Знать формы и результаты влияния человека на животных. Уметь описывать формы влияния человека на животных | Оценивать результаты влияния человека с эстетической точки зрения. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Биологический диктант | Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
5 | Краткая история развития зоологии.
Комбинированный урок
Д.з § 5,с.26,в.1-4 | Знать пути развития зоологии, роль К.Линнея, Ч.Дарвина и отечественных ученых.
| Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Индивиду- альная работа с карточками и устный опрос. | Групповая форма
|
|
6 | Экскурсия " Разнообразие животных в природе"
Урок закрепления знаний. | Знать представителей животных. Уметь фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. | Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. | Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. |
| Групповая форма
|
|
Тема 2. Строение тела животных. (2 часа) | |||||||
7 | Клетка.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з § 6,с.27,в.1-4 | Знать: процессы жизнедеятельности клетки, уметь объяснять их | Устанавливать взаимосвязь строения животной клетки и типа питания | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Письменный контроль | Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
8 | Ткани, органы, системы органов.
Комбинированный урок
Д.з § 7,с.32,в.1-4 | Знать типы тканей, их функции. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними. | Систематизировать материал по теме, используя форму таблицы | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Биологический диктант | Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные. (4 часа) | |||||||
9 | Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Д.з § 8,с.38 ,в.1-4 | Знать характерные признаки подцарства. Уметь распознавать представителей класса. | Обосновывать роль простейших в экосистемах. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Индивидуальная работа с карточками и тестирование
| Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
10 | Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.
Комбинированный урок
Д.з § 9,с.41 ,в.1-4 | Уметь распознавать представителей класса, характеризовать среду обитания | Раскрывать роль жгутиконосцев в экосистемах | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос
| Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
11 | Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 "Строение и передвижение инфузории-туфельки". Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Д.з § 10,с.38 ,в.1-4 | Знать характерные признаки типа. Уметь наблюдать простейших под микроскопом, фиксировать результаты наблюдений. | Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Биологический диктант | Индивидуальная работа учащихся на уроке
|
|
12 | Многообразие и значение простейших.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся..
Д.з § 11,с.49 ,в.1-4 | Знать необходимость выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний, вызываемых простейшими. Уметь распознавать представителей на микропрепаратах, рисунках, фотографиях. | Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности организмов и условий среды. | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | Тестирование | Фронтальная работа учащихся на уроке. Групповая форма
|
|
Тема 4. ПодцарствоМногоклеточные. (2 часа) | |||||||
13 | Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з § 12,с.56 ,в.1-6 | Знать характерные признаки подцарства, представителей типа, черты строения. Уметь характеризовать признаки организации. | Оценивать результаты влияния человека с эстетической точки зрения. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.
| Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
14 | Разнообразие кишечнополостных.
Комбинированный урок
Д.з § 13,с.60 ,в.1-4 | Знать отличительные признаки классов. Уметь устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функции кишечнополостных.
| Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Биологический диктант
| Групповая форма
|
|
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. (5 часов) | |||||||
15 | Тип Плоские черви. Общая характеристика.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з § 14,с.66 ,в.1-5 | Знать основные признаки типа, основных представителей класса, уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов | Приводить доказательства более сложной организации плоских червей по отношению к кишечнополостным. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
16 | Разнообразие плоских червей. Класс Сосальщики.
Комбинированный урок
Д.з § 15,с.71 ,в.1-4 | Знать характерные черты строения сосальщиков и ленточных червей, среду обитания, уметь распознавать их. | Соблюдать санитарно - гигиенические требования в повседневной жизни в целях предупреждения заражения паразитическими червями. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Индивидуальная работа с карточками и тестирование. | Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
17 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з § 16,с.75 ,в.1-5 | Знать характерные черты строения, функции организма, образа жизни круглых червей, уметь распознавать их. | Соблюдать правила гигиены в целях профилактики заражения круглыми червями. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Индивидуальная работа с карточками и тестирование. | Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
18 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Д.з § 17,с.80 ,в.1-4 | Знать черты усложнения строения систем внутренних органов. | Формулировать выводы об уровне строения органов чувств. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения). | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
19 | Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви. Лабораторная работа № 2 "Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость"
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Д.з § 18,с.85 ,в.1-5
| Знать роль червей в почвообразовании, уметь распознавать представителей класса, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о роли кольчатых червей | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Фронтальный опрос | Индивидуальная работа Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
Тема 6. Тип Моллюски. (4 часа) | |||||||
20 | Общая характеристика типа Моллюски.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Д.з § 19,с.90 ,в.1-4 | Знать особенности строения представи-телей, черты сходства и различия внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей. Уметь устанавливать взаимосвязь образа жизни моллюсков и их организации. | Осваивать приемы работы с определителем животных, устанавливать взаимосвязь малоподвижного образа жизни моллюсков и их организации. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Тестирование | . Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
21 | Класс Брюхоногие моллюски.
Комбинированный урок
Д.з § 20,с.94 ,в.1-4 | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентацию о роли брюхоногих моллюсков в экосистемах. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
22 | Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 4" Внешнее строение раковин моллюсков".
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Д.з § 21,с.100, в.1-4 | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса. | Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Биологический диктант | Групповая форма
|
|
23 | Класс Головоногие моллюски.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Д.з § 22,с.104, в.1-4 | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентацию о роли моллюсков | Ориентация в межличностных отношениях. | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма |
|
Тема 7. Тип Членистоногие. (7 часов) | |||||||
24 | Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з § 23,с.111, в.1-4 | Знать особенности строения представителей. Уметь устанавливать взаимосвязь строения и среды обитания речного рака. | Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии ракообразных. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке |
|
25 | Класс Паукообразные.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з § 24,с.116, в.1-4 | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса. | Осваивать приемы работы с определителем животных, аргументировать необходимость мер защиты от заражения клещевым энцефалитом. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Биологический диктант | Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
26 | Класс Насекомые. Лабораторная работа № 5 " Внешнее строение насекомого"
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Д.з § 25,с.120, в.1-4 | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса. | Осваивать приемы работы с определителем животных, выявлять харак-терныепризна-ки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной работы. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Индивидуальная работа с карточками и тестирование. | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
27 | Типы развития и многообразие насекомых.
Комбинированный урок
Д.з § 26,с.125, в.1-4 | Знать типы развития насекомых, принципы классифкации насекомых. Уметь устанавливать систематическую принадлежность насекомых. | Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Индивидуальная работа учащихся на уроке
Групповая форма
|
|
28 | Общественные насекомые - пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых
Комбинированный урок.
Д.з § 27,с.129, в.1-4 | Знать состав и функции членов семьи общественных насекомых, роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности. Уметь объяснять роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентацию о разнообразии насекомых, систематизировать информацию и обобщать ее в виде таблиц, схем. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Фронтальный опрос | Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
29 | Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.
Комбинированный урок
Д.з § 28,с.132, в.1-4 | Знать насекомых, приносящих вред, последствия воздействия вредных для человека насекомых на его организм, Уметь устанавливать взаимосвязи среды обитания, строения и особенности жизнедеятельности насекомых | Систематизировать информацию и обобщать ее в виде таблиц, схем, осваивать приемы работы с определителем животных | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.
| Биологический диктант | Групповая форма
|
|
30 | Итоговый урок по теме «Беспозвоночные животные» главы 1-7
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Знать черты сходства и различия строения и жизнедеятельности животных и растений. Уметь устанавливать взаимосвязи строения и функций органов и систем органов, определять систематическую принадлежность животных.
| Систематизировать и обобщать знания, делать выводы | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.
| Письменный контроль. | Индивидуальная работа учащихся на уроке
|
|
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6 часов). | |||||||
31 | Тип Хордовые. Примитивные формы.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з § 29,с.140, в.1-3 | Знать принципы деления типа на подтипы, особенности внутреннего строения. Уметь выделять основные признаки хордовых. | Аргументировать выводы об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными, обосновывать роль ланцетников для изучения эволюции хордовых. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Тестирование | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
32 | Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. Лабораторная работа № 6 "Внешнее строение и особенности передвижения рыб". Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Д.з § 30,с.144, в.1-4 | Знать особенности внешнего строения рыб. Уметь наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб. | Соблюдать правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).
| Лабораторная работа | Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
33 | Внутреннее строение рыб.
Комбинированный урок
Д.з § 31,с.149, в.1-4 | Знать взаимосвязь строения отдельных частей скелета рыб и их функций. Уметь выявлять черты приспособ-ленностивнутрен-него строения рыб к обитанию в воде. | Характеризовать черты усложнения организации рыб. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
34 | Особенности размножения рыб.
Комбинированный урок
Д.з § 32,с.152, в.1-4 | Знать особенности размножения рыб, роль миграций в жизни рыб. Уметь описывать поведение рыб при появлении потомства черты приспособленности к его сохранению. | Наблюдать и описывать особенности внутреннего строения рыб. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Индивидуальная работа с карточками и тестирование. | Индивидуальная работа учащихся на уроке. Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
35 | Основные систематические группы рыб.
Комбинированный урок
Д.з § 33,с.156, в.1-4 | Знать принципы классификации рыб, признаки организации хрящевых и костных рыб. Уметь распознавать представителей классов, устанавливать систематическую принадлежность рыб. | Осваивать приемы работы с определителем животных, обосновывать место кистеперых рыб в эволюции позвоночных. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Биологический диктант | Групповая форма
|
|
36 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Д.з § 34,с.159, в.1-4 | Знать основные группы промысловых рыб, причины разнообразия рыб. Уметь обосновывать роль рыб в экосистемах.
| Проектировать меры по охране ценных групп рыб. | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Индивидуальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
Тема 9.Класс Земноводные, или Амфибии. (4 часа) | |||||||
37 | Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з § 35,с.166, в.1-4 | Знать характерные черты внешнего строения, прогрессивные черты строения скелета, опорнодвигательной системы по сравнению с рыбами Уметь характеризовать приспособленности к среде | Осваивать приемы работы с определителем животных | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Тестирование | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
38 | Строение и деятельность внутренних органов земноводных.
Комбинированный урок
Д.з § 36,с.170, в.1-4 | Знать строение внутренних органов и систем органов. Уметь определять черты организации земноводных. | Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Индивидуальная работа с карточками и тестирование. | Индивидуальная работа учащихся на уроке
Групповая форма
|
|
39 | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных.
Комбинированный урок
Д.з § 37,с.173, в.1-4 | Знать развитие амфибий, влияние сезонных изменений на жизненный цикл. Уметь сравнивать, находить черты сходства размножения земноводных и рыб. | Обобщать материал о сходстве и различии рыб в виде таблицы или схемы, обосновывать выводы о происхождении земноводных.
| Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Биологический диктант | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
40 | Разнообразие и значение земноводных.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Д.з § 38,с.176, в.1-4 | Знать роль амфибий в природных биоценозах и в жизни человека. Уметь определять и классифицировать амфибий по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. | Осваивать приемы работы с определителем животных, использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о разнообразии земноводных, их охране. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Письменный контроль | Индивидуальная работа учащихся на уроке
Групповая форма
|
|
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (4 часа) | |||||||
41 | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з § 39,с.181, в.1-4 | Знать признаки внешнего строения рептилий, процессы жизнедеятельности в связи с жизнью на суше. Уметь находить отличия скелета рептилий от скелета амфибий. | Устанавливать взаимосвязь строения скелета и образа жизни рептилий. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Индивидуальная работа с карточками и тестирование. | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
42 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.
Комбинированный урок
Д.з § 40,с.185, в.1-4 | Знать строение внутренних органов и систем органов, их функций, среды обитания. Уметь определять черты организации земноводных, характеризовать процессы размножения и развития детенышей. | Использовать информационные ресурсы для презентации проекта о годовом жизненном цикле рептилий, заботе о потомстве. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).
| Фронтальный опрос | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
43 | Разнообразие пресмыкающихся.
Комбинированный урок
Д.з § 41,с.189, в.1-4 | Знать отличительные признаки представителей разных групп рептилий, меры предосторожности в природе. Уметь определять и классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. | Осваивать приемы работы с определителем животных, соблюдать меры предосторожности в природе в целях предупреждения укусов ядовитых змей. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Биологический диктант | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
44 | Значение пресмыкающихся, их происхождение.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Д.з § 42,с.193, в.1-4 | Знать роль рептилий в биоценозах, их значение в жизни человека. Уметь устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности рептилий со средой обитания. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о разнообразии и значении пресмыкающихся, их происхождении и месте в эволюционном процессе. | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | Фронтальный опрос | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
Тема 11. Класс Птицы. (9 часов) | |||||||
45 | Общая характеристика класса Птицы. Лабораторная работа № 8 " Внешнее строение птицы. Строение перьев". Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Д.з § 43,с.198, в.1-4 | Знать особенности внешнего строения птиц,строение и функции перьевого покрова птиц. Уметь устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий. | Изучать и опи-сыватьособенности внешнего строения птиц в ходе выполне-ниялабораторной работы, соблюдать правила работы в кабинете.
| Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Письменный контроль | Индивидуальная работа учащихся на уроке. Групповая форма |
|
46 | Опорно-двигательная система птиц.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з § 44,с.202, в.1-4 | Знать строение и функции мышечной системы птиц, взаимосвязь внешнего строения и строения скелета в связи с приспособленностью к полету. Уметь изучать и описывать строение скелета птицы. | Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Тестирование | Индивидуальная работа учащихся на уроке
Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
47 | Внутреннее строение птиц.
Комбинированный урок
Д.з § 45,с.206, в.1-4 | Знать строение и функции систем внутренних органов, обмен веществ. Уметь выявлять черты организации, устанавливать взаимосвязь строения и функций систем внутренних органов птиц.
| Доказывать на примерах более высокий уровень развития нервной системы, органов чувств по сравнению с рептилиями. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Индивидуальная работа с карточками и тестирование. | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
48 | Размножение и развитие птиц. Лабораторная работа № 9 Изучение строения куриного яйца.
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Д.з § 46,с.209, в.1-4 | Знать особенности строения органов размножения и причины их возникновения, строение и этапы формирования яйца, развитие в нем зародыша. Уметь распознавать выводковых и гнездовых птиц на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. | Прогнозировать зависимость численности птиц от экологических и антропогенных факторов. | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | Письменный контроль | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
49 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.
Комбинированный урок
Д.з § 47,с.215, в.1-4 | Знать черты приспособленности птиц к сезонным изменениям, поведение птиц в период размножения. Уметь объяснять роль гнездостроения, причины кочевок и миграций птиц. | Устанавливать причины кочевок и миграций птиц, их разновидности; использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о мигрирующих и оседлых птицах | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-ледственные связи, делать обобщения и выводы).
| Фронтальный опрос | Индивидуальная работа учащихся на уроке
Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
50 | Разнообразие птиц.
Комбинированный урок
Д.з § 48,с.222, в.1-4 | Знать принципы классификации птиц, признаки выделения экологических групп. Уметь приводить примеры классификации птиц по типу и местам обитания. | Осваивать приемы работы с определителем животных, использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта
| Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Биологический диктант | Фронтальная работа учащихся на уроке
Групповая форма
|
|
51 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Комбинированный урок
Д.з § 49,с.226, в.1-4 | Знать роль птиц в природных сообществах. Уметь аргументировать вывод о происхождении птиц от древних рептилий. | Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о причинах сокращения численности промысловых птиц. | Овладение интеллектуальнымиумениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи).
| Фронтальный опрос | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
52 | Экскурсия "Птицы парка"
Урок закрепления знаний. | Уметь наблюдать и описывать поведение птиц в природе. | Обобщать и фиксировать результаты экскурсии, участвовать в обсуждении результатов наблюдений, соблюдать правила поведения в природе.
| Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.
| Групповая работа | Групповая форма
|
|
53 | Итоговый урок по темам: " Класс Земноводные или Амфибии", "Класс Пресмыкающиеся или рептилии" , "Класс Птицы".
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Знать строение представителей классов связи со средой обитания. Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов различных классов, определять систематическую принадлежность представителей классов. | Доказывать и объяснять усложнение организации животных в ходе эволюции | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.
| Письменный контроль | Индивидуальная работа учащихся на уроке
|
|
Тема 12.Класс Млекопитающие, или Звери. (10 часов) | |||||||
54 | Общая характеристика класса Млекопитающие. Внешнее строение.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Д.з § 50,с.232, в.1-4 | Знать характерные признаки класса. Уметь характеризовать функции и роль желез млекопитающих. | Сравнивать и обобщать особенности строения и функций покровов млекопитающих и рептилий.
| Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Индивидуальная работа с карточками и тестирование. | Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
55 | Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 10 " Строение скелета млекопитающих".
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Д.з § 51,с.238, в.1-4 | Знать характерные особенности строения и функций опорно-двигательной системы. Уметь проводить наблюдения и фиксировать их результаты. | Аргументировать выводы о прогрессивном развитии млекопитающих, соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).
| Письменный контроль | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
56 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.
Комбинированный урок.
Д.з § 52,с.242, в.1-4 | Знать особенности размножения млекопитающих, причины наличия высокого уровня обмена веществ и теплокровности. Уметь устанавливать взаимосвязь этапов годового жизненного цикла и сезонных изменений. | Прогнозировать зависимость численности млекопитающих от экологических и антропогенных факторов. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).
| Биологический диктант | Индивидуальная работа учащихся на уроке
Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
57 | Происхождение и разнообразие млекопитающих.
Комбинированный урок.
Д.з § 53,с.245, в.1-4 | Знать черты сходства и различия млекопитающих и рептилий. Уметь различать млекопитающих на рисунках, фотографиях, устанавливать систематическую принадлежность. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о разнообразии млекопитающих, об исчезающих видах и мерах по их охране. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Фронтальный опрос | Фронтальная работа учащихся на уроке
Групповая форма
|
|
58 | Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные.
Комбинированный урок
Д.з § 54,с.251, в.1-4 | Знать принципы классификации млекопитающих. Уметь сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отрядов, находить сходство и различия. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о роли животных разных отрядов в экосистемах, об особенностях строения и поведения хоботных. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). | Индивидуальная работа с карточками и тестирование. | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
59 | Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные.
Комбинированный урок
Д.з § 55,с.257, в.1-4 | Знать принципы классификации млекопитающих. Уметь сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отрядов, находить сходство и различия | Систематизировать информацию и обобщать ее в виде схем, таблиц. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Фронтальный опрос | Фронтальная работа учащихся на уроке
Групповая форма |
|
60 | Высшие, или плацентарные, звери: приматы.
Комбинированный урок
Д.з § 56,с.258, в.1-3 | Знать характерные черты строения приматов, черты сходства строения человекообразных обезьян и человека. Уметь различать представителей класса на рисунках, фотографиях. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации об эволюции хордовых животных. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи). | Письменный контроль | Индивидуальная работа учащихся на уроке
Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
61 | Экологические группы млекопитающих. Комбинированный урок
Д.з § 57,с.261, в.1-4 | Знать экологические группы животных. Уметь характеризовать признаки животных экологической группы. | Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о экологических группах млекопитающих | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Индивидуальная работа с карточками и тестирование. | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке |
|
62 | Разработка проекта. "Разнообразие Млекопитающих"
Урок закрепления знаний.
Д.з повт. § 50-57 | Знать экологические группы животных. Уметь характеризовать признаки животных экологической группы. | Наблюдать, фиксировать и обобщать результаты экскурсии, соблюдать правила поведения в зоопарке, музее | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Групповая работа | Групповая форма
|
|
63 | Значение млекопитающих для человека.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Д.з § 58,с.268, в.1-4 | Знать особенности строения представителей класса Млекопитающие, основные направления животноводства, особенности строения и образа жизни предков домашних животных Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов млекопитающих. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации по охране диких животных, об этике отношения к домашним животным, о достижении селекционеров в выведении новых пород. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Фронтальный опрос | Фронтальная работа учащихся на уроке
Групповая форма
|
|
Тема 13. Развитие животного мира на Земле. (5 часов) | |||||||
64 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з § 59,с.274, в.1-3 | Знать принципы классификации животных, стадии зародышевого развития, основные положения учения Ч. Дарвина. Уметь приводить примеры многообразия животных. | Устанавливать взаимосвязь строения животных и этапов развития жизни на Земле | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Письменный контроль | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
65 | Развитие животного мира на Земле. Комбинированный урок
Д.з § 60,с.280, в.1-4 | Знать основные этапы эволюции животных, процесс усложнения многоклеточных. Уметь устанавли-вать взаимосвязь живых организмов в экосистемах. | Использовать составленную в течение года обобщающую таблицу для характеристики основных эта-пов эволюции животных. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Индивидуальная работа с карточками и тестирование. | Индивидуальная работа учащихся на уроке
Фронтальная работа учащихся на уроке |
|
66 | Современный мир живых организмов. Биосфера.
Комбинированный урок
Д.з § 60,с.280, в.1-4 | Знать характерные признаки уровней организации жизни на Земле, понятия " экосистема", "биогеоценоз", "биосфера". Уметь составлять цепи питания, схемы круговорота веществ в природе. | Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о научной деяте-льности В.И. Вернадского. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Фронтальный опрос | Индивидуальная работа учащихся на уроке
Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
67 | Экскурсия " Жизнь природного сообщества весной".
Урок закрепления знаний. | Уметь описывать природные явления, наблюдать за взаимоотношениями живых организмов в природном сообществе, делать выводы. | Соблюдать правила поведения в природе. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Работа в группах | Групповая форма
|
|
68-70 | Резервное время |
|
|
|
|
|
|