Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 76» городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Согласовано Зам. директора по УВР _________ Э.Х.Гараева «____»____________ 2016 г. | Утверждено приказом от 31.08. 2016г. № 92 Директор МБОУ «Центр образования №76» _________ М.А.Алифанова |
Рабочая программа учебного предмета (или курса)
________биология____________________
для учащихся ________8а________ класса
______________________________ уровень
базовый
Разработана
Артамоновой Натальей Владимировной
учителем биологии
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей __________________________ Протокол №____ от «__»_______ Руководитель ШМО ______ /______________________/ | |
2016 - 2017 учебный год
г.Уфа
2.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2.Приказа № 1089 от 5 марта 2004 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (в соответствии с изменениями);
3.Приказа от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4.Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 г. № 696-з;
5.Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (Приказ министерства образования РБ №905 от 29 апреля 2015г.);
6.Учебный план МБОУ СОШ №76 на 2015-2016 учебный год (Приказ от 31.08.2016г. № 92);
7.Примерной программы основного общего образования по биологии ,
8..Программы основного общего образования по биологии для 8-го класса «Человек и его здоровье» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой // сборник нормативных документов. Биология/ Программы для общеобразовательных учреждений/ Сост.Пальдяева Г.М. М.: Дрофа, 2011//, полностью отражающей содержание примерной программы с дополнениями ,не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Авторы программы предоставляют учителю возможность корректировать число часов, отводимых на изучение той или иной темы.
В программу внесены следующие изменения: Введение(1+1),Клеточное строение организма. Ткани (5-2), Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1+1),Опорно-двигательная система (7+1), Дыхательная система(4+1), Выделительная система(1+1),Нервная система(5+1).Такое распределение часов дает возможность для более полного изучение трудных для учащихся тем, позволяет реализовать индивидуальные подходы в обучении.
Рабочая программа реализуется в учебнике :Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2007
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 70 часов в год. По календарно-тематическому планированию 70 часов.
Цели и задачи:
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижении следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
3. Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Из них |
Кол-во контрольных работ | Кол-во лабораторных и практических работ | Кол-во экскурсий |
Введение. | 2 | | | |
Раздел 1. Происхождение человека | 3 | | 5 | |
Раздел 2. Строение и функции организма | 60 | | | |
Тема2.1Общий обзор организма | 1 | | 1 | |
Тема2.2Клеточное строение организма. Ткани | 5 | | 1 | |
Тема2.3 Рефлекторная регуляция органов и систем органов | 2 | | | |
Тема2.4Опорно-двигательная система | 8 | | 4 | |
Тема2.5 Внутренняя среда организма | 3 | | 1 | |
Тема2.6 Кровеносная и лимфатическая система организма | 6 | | 1 | |
Тема2.7Дыхательная система | 5 | | 1 | |
Тема2.8 Пищеварительная система | 6 | | 1 | |
Тема2.9 Обмен веществ и энергии | 3 | | | |
Тема2.10Покровные органы. Теплорегуляция | 3 | | | |
Тема2.11Выделительная система | 1 | | | |
Тема2.12Нервная система человека | 5 | | 1 | |
Тема2.13 Анализаторы | 5 | | 1 | |
Тема2.14Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 5 | | 1 | |
Тема 2.15Железы внутренней секреции (эндокринная система) | 2 | | | |
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма | 5 | 1 | | |
Итого: | 70 | 1 | 12 | |
3.Содержание тем учебного курса
Введение(2 часа)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Раздел 1..Происхождение человека(3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Раздел2Строение и функции организма(60 часов)
Тема2.1Общий обзор организма ( 1 час)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Тема2.2Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Лабораторная работа №1 Рассматривание микропрепаратов тканей»
Тема2.3 Рефлекторная регуляция органов и систем органов (2 часа)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Тема2.4Опорно-двигательная система (8 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микро строение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Лабораторная работа №2 «Микроскопическое строение кости»
Лабораторная работа №3 «Мышцы человеческого тела»
Лабораторная .работа №4 «Утопление при статической работе»
Лабораторная .работа №5Осанка и плоскостопие»
Тема 2.5 Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло-и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа №6 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»
Тема2.6 Кровеносная и лимфатическая система организма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно- сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторная работа №7 «Функции венозных клапанов»
Тема2.7Дыхательная система (5 часов)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимации. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Лабораторная работа №8 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»
Тема 2.8 Пищеварительная система ( 6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Лабораторная работа №9 «Действие слюны на крахмал»
Тема 2.9 Обмен веществ и энергии( 3 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров,
углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Тема 2.10Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Тема2.11Выделительная система (1 час)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Тема2.12Нервная система человека (5 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитикосинтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Лабораторная работа №10 «Пальценосовая проба»
Тема 2.13Анализаторы (5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Лабораторная.работа №11 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»
Тема 2.14Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика(5 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Лабораторная работа №12 «Выработка навыка зеркального письма »
Тема 2.15Железы внутренней секреции (эндокринная система)(2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма(5 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Лабораторных работ-12
- Требования к уровню подготовки
В результате изучения предмета обучающиеся должны:
Знать/понимать:
систематическое положение человека и его происхождение,
особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,
о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ,
особенности индивидуального развития организма человека,
об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,
приёмы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях,
правила гигиены, сохраняющие здоровье человека,
факторы, разрушающие здоровье человека,
этические нормы межличностных отношений
Уметь:
распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,
объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека,
оказывать первую помощь при несчастных случаях,
соблюдать правила личной и общественной гигиены,
пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты,
работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.
-
5.Перечень или список литературы (основной и дополнительной литературы)
Основная литература
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. М.: Дрофа, 2007.
Дополнительная и научно-популярная литература
Аверчикова О.Е. Биология. Элективные курсы. Лечебное дело. Основы гигиены. М.: Айрис
пресс, 2007.
Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
Пакулова В.М., Смолина Н.А. Биология в вопросах и ответах. М.: «Библиотека: сельская школа»
2001.
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. М.: Академия, 1998.
Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М.: Издательство Московского
университета, 1991.
Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое
сентября», 2000.
Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная
деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
Словарь физиологических терминов. Под ред. О.Г.Газенко. М.: Наука, 1987.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание),
Республиканский мультимедиа центр, 2004
Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»; www.bio.nature.ru
научные новости биологии;
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования;
www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
6.Календарно-тематическое планирование предмета ___биология_________8б_______ на 2015-2016 учебный год
Всего 70 часов
п/п | Дата план 8А | Дата факт 8А | Тема | Кол-во часов |
| | | Введение(2 часа) | |
1 | 01.09 | | Биосоциальная природа человека и науки его изучающие | 1 |
2 | 02.09 | | Становление наук о человеке | 1 |
| | | Раздел 1.Происхождение человека(3 часа) | |
3 | 08.09 | | Систематическое положение человека | |
4 | 09.09 | | Историческое прошлое людей | 1 |
5 | 15.09 | | Расы человека | 1 |
| | | Раздел 2.Строение и функции организма(60 часов) Тема2.1.Общий обзор организма(1 час) | |
| 16.09 | | Общий обзор организма | 1 |
| | | Тема2.2.Клеточное строение организма. Ткани(5 часов) | |
7 | 22.09 | | Внешняя и внутренняя среда организма | 1 |
8 | 23.09 | | Клеточное строение организма | 1 |
9 | 29.09 | | Физиология клетки | 1 |
10 | 30.09 | | Ткани Лабораторная работа №1 Рассматривание микропрепаратов тканей» | 1 |
11 | 06.10 | | Нервная ткань. Строение и функции нейрона | 1 |
| | | Тема2.3.Рефлекторная регуляция органов и систем организма(2 часа) | |
12 | 07.10 | | Регуляция функций в организме | 1 |
13 | 13.10 | | Обобщающий урок по теме « Организм человека ,его функции» | 1 |
| | | Тема2.4Опорно-двигательная система организма(8 часов). | |
14 | 14.10 | | Значение опорно-двигательной системы, её состав. Лабораторная работа №2 «Микроскопическое строение кости» | 1 |
15 | 20.10 | | Скелет человека. Осевой скелет | 1 |
16 | 21.10 | | Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей | 1 |
17 | 27.10 | | Строение мышц Лабораторная .работа №3 «Мышцы человеческого тела» | 1 |
18 | 28.10 | | Работа скелетных мышц и их регуляция Лабораторная работа №4 «Утопление при статической работе» | 1 |
19 | 10.11 | | Осанка. Предупреждение плоскостопия Лабораторная работа №5 «Осанка и плоскостопие» | 1 |
20 | 11.11 | | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | 1 |
21 | 17.11 | | Обобщающий урок по темам «Строение организма» и «Опорно-двигательная система» | 1 |
| | | Тема2.5.Внутренняя среда организма(3 часа). | 1 |
22 | 18.11 | | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма Лабораторная работа №6 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» | 1 |
23 | 24.11 | | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | 1 |
24 | 25.11 | | Иммунология на службе здоровья | 1 |
| | | Тема2.6Кровеносная и лимфатическая система(6 часов) | |
25 | 01.12 | | Транспортные системы организма | 1 |
26 | 02.12 | | Круги кровообращения Лабораторная работа №7 «Функции венозных клапанов» | 1 |
27 | 08.12 | | Строение и работа сердца | 1 |
28 | 09.12 | | Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения. | 1 |
29 | 15.12 | | Гигиена сердечно- сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов | 1 |
30 | 16.12 | | Первая помощь при кровотечениях | 1 |
| | | Тема2.7.Дыхательная система(5 часов) | |
31 | 22.12 | | Значение дыхания. Органы дыхательной системы: Заболевания дыхательных путей | 1 |
32 | 23.12 | | Лёгкие. Легочное и тканевое дыхание | 1 |
33 | 29.12 | | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды | 1 |
34 | 30.12 | | Функциональные возможности дыхательной системы . Лабораторная работа №8 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» | 1 |
35 | 19.01 | | Обобщающий урок по теме «Дыхательная система» | 1 |
| | | Тема2.8.Пищеварительная система(6 часов) | |
36 | 20.01 | | Питание и пищеварение | 1 |
37 | 26.01 | | Пищеварение в ротовой полости | 1 |
38 | 27.01 | | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Лабораторная работа №9 «Действие слюны на крахмал» | 1 |
39 | 02.02 | | Функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит | 1 |
40 | 03.02 | | Регуляция пищеварения | 1 |
41 | 09.02 | | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | 1 |
| | | Тема2.9.Обмен веществ и энергии (3 часа) | |
42 | 10.02 | | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ | 1 |
43 | 16.02 | | Витамины | 1 |
44 | 17.02 | | Энерготраты человека и пищевой рацион | 1 |
| | | Тема2.10.Покровные органы. Терморегуляция (3 часа) | |
45 | 23.02 | | Кожа – наружный покровный орган | 1 |
46 | 24.02 | | Уход за кожей. Гигиена одежда и обуви. Болезни кожи | 1 |
47 | 02.03 | | Терморегуляция организма. Закаливание | 1 |
| | | Тема2.11.Выделительная система (1 час) | |
48 | 03.03 | | Выделение Заболевания органов выделительной системы и их предупреждения | 1 |
| | | Тема2.12.Нервная система человека(5 часов) | |
49 | 09.03 | | Значение нервной системы. Строение нервной системы. | 1 |
50 | 10.03 | | Спинной мозг | 1 |
51 | 16.03 | | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка Лабораторная работа №10 «Пальценосовая проба» | 1 |
52 | 17.03 | | Функции переднего мозга | 1 |
53 | 23.03 | | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы | 1 |
| | | Тема2.13Анализаторы(5 часов). | |
54 | 24.03 | | Анализаторы | 1 |
55 | 06.04 | | Зрительный анализатор Лабораторная работа №11 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением» | |
56 | 07.04 | | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | 1 |
57 | 13.04 | | Слуховой анализатор | 1 |
58 | 14.04 | | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса | 1 |
| | | Тема2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов) | |
59 | 20.04 | | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности | 1 |
60 | 21.04 | | Врождённые и приобретённые программы поведения Лабораторная работа №12 «Выработка навыка зеркального письма » | 1 |
61 | 27.04 | | Сон и сновидения | 1 |
62 | 28.04 | | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы | 1 |
63 | 04.05 | | Воля, эмоции, внимание | 1 |
| | | Тема2.15.Железы внутренней секреции (2 часа) | |
64 | 05.05 | | Роль эндокринной регуляции | 1 |
65 | 11.05 | | Функции желёз внутренней секреции | 1 |
| | | Тема2.16.Индивидуальное развитие организма(5 часов) | |
66 | 12..05 | | Жизненные циклы. Размножение | 1 |
67 | 18.05 | | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём | 1 |
68 | 19.05 | | Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека | 1 |
69 | 25.05 | | Развитие ребенка после рождения | 1 |
70 | 26.05 | | Интересы, склонности, способности | 1 |
Лист корректировки (внесения изменений и дополнений) рабочей программы по биологии___________________________________________________________________________
(название предмета, класс)
Дата урока по плану | Дата проведения по факту | Содержание корректировки (тема урока) | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата и № приказа) | Подпись заместителя директора по УВР |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Дата урока по плану | Дата проведения по факту | Содержание корректировки (тема урока) | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата и № приказа) | Подпись заместителя директора по УВР |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |