СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует БУП 2004г. и составлена на основе программы В.В.Пасечника , автор учебникаКолесов Д.В., Маш Р.Д. В содержание авторской программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

 

•- Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

• для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки контроля знаний.

•Сокращено количество часов на изучение темы »Клеточное строение организма.Ткани»5/4,т.к часть материала известна из предыдущих курсов.

•Увеличены часы на изучение темы «Дыхательная система»-4/5,т.к добавлен час для контроля знаний за 1 полугодие;

Часы резервного времени используются для итогового контроля за курс и для проведения заключительного урока в форме викторины

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класса»

Ростовская область, Морозовский район, х.Донской


Донсковская основная общеобразовательная школа

филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6






«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 6

__________М.Н.Гвозденко

Приказ от_____________ №____




РАБОЧАЯ ПРОГРАММA


по биологии



Основное общее образование 8 класс


Количество часов 68________________________


Учитель Шпетная Анна Николаевна


Программа разработана на основе

примерной программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы

и авторской программы В.В.Пасечник, Дрофа, 2010г.



2015-2016 учебный год





РАЗДЕЛ I Пояснительная записка

Рабочая программа «Биология» в 8 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

  • Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Устав МБОУ СОШ № 6

  • Образовательная программа Донсковской ООШ филиала МБОУ СОШ № 6

  • Примерная программа основного общего образования по биологии

  • Программа «Биология » автора В.В.Пасечника 2010 г.

Цели изучения курса.

  1. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  2. освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  3. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  5. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  6. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

РАЗДЕЛII Общая характеристика предмета.

Общая характеристика учебного предмета.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2010

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один изважных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью. Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Для этого на уроке используются ы вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

В качестве ценностных ориентиров ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

•ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

•ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:

•уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

•понимание необходимости здорового образа жизни;

•осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

• правильному использованию биологической терминологии и символики;

•развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

•развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Нравственные ценности — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Эстетические ценности предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы

Обоснование части программы, формируемой участниками образовательного процесса

В содержание авторской программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

•- Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

• для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки контроля знаний.

•Сокращено количество часов на изучение темы »Клеточное строение организма.Ткани»5/4,т.к часть материала известна из предыдущих курсов.

•Увеличены часы на изучение темы «Дыхательная система»-4/5,т.к добавлен час для контроля знаний за 1 полугодие;

  • Часы резервного времени используются для итогового контроля за курс и для проведения заключительного урока в форме викторины.

РАЗДЕЛ III Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. Помимо этого, в курсе окружающего мира рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия можно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен)В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.

Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Предмет биологии входит в образовательную область «Естествознание». Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год ,при 2 часе в неделю.

Тип программы: типовая, базового уровня.

Структура программы:


Тема

Кол-во ч.

л/р, п/р

Контрольные работы

дата

Введение

1



2.09

РАЗДЕЛ 1Происхождение человека

3



3.09-10.09

Раздел 2 СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА




16.09-19.05

Тема 2.1 Общий организм человека

1



16.09

Тема2.2. Клеточное строение организма. Ткани

4

1


17.09-30.09

Тема 2.3.Рефлекторная регуляция органов и систем органов

1

2


1.10

Тема 2.4. Система опоры и движения

7

6


7.10-28.10

Тема 2.5.Внутренняя среда организма

3

1


29.10-12.11

Тема 2.6 Кровеносная и лимфатическая системы организма

6

5


18.11-3.12

Тема 2.7 Дыхательная система

5

2

1

9.12-23.12

Тема 2.8.Пищеварительная система

6

1


24.12-27.01

Тема 2.9 Обмен веществ и энергии

3

2


28.01-4.02

Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция

3



10.02-17.02

Тема 2.11 Выделительная система

1



18.02

Тема 2.12 Нервная система человека

5

3


24.02-9.03

Тема 2.13 Анализаторы

5

1


10.03-31.03

Тема 2.14 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

5

2


6.04-20.04

Тема 2.15Железы внутренней секреции (эндокринная система

2



21.04-27.04

Раздел 3 Индивидуальное развитие организма

5



28.04-12.05

Итоговая контрольная работа

1


1

18.05

Заключительный урок

1



19.05

итого

68

26

2


РАЗДЕЛ IV СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ V ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел программы

Основное содержание темы

Виды деятельности ученика

Введение.

.

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования

  • эвристическая беседа;

  • - демонстрационный эксперимент;

  • - лабораторный эксперимент;

  • - эксперимент-исследование;

  • - практические работы по изучению

  • - биологические диктант;

А так же используется:

•работа с различными источниками информации: Интернет-ресурсами, научной литературой по предмету, энциклопедиями, учебником;

•самостоятельные работы по тестам, приближенным к заданиям базового уровня ЕГЭ;

•работа по дифференцированным заданиям карточек;

•создание и защита различных видов творческих работ

Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учеб­ную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.


РАЗДЕЛ 1Происхождение человека.



Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей древней культуры человека

Раздел 2 Строение и функции организма


Тема 2.1 Общий организм человека

.

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов

Тема2.2. Клеточное строение организма. Ткани


Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой

Лабораторная работа «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп

Тема 2.3.Рефлекторная регуляция органов и систем органов


Регуляция функций в организме. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и тормажения.

Лабораторная работа «Коленный рефлекс


Тема 2.4. Система опоры и движения.


Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека. Черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах

Лабораторные работа

  • «Микроскопическое строение кости».

  • Утомление при статической и динамической работе

  • Выявление нарушений осанки».

  • «Выявления плоскостопия»(выполняется дома

  • мышцы человеческого тела

Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки

Тема 2.5.Внутренняя среда организма.


Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом


Тема 2.6 Кровеносная и лимфатическая системы организма


Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.

Лабораторные работы:

  • «Функция венозных клапанов»

  • Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение

  • Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

  • «Опыты, выясняющие природу пульса

  • Функциональная проба: «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку

Тема 2.7 Дыхательная система


Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм

Демонстрации модели гортани, модели, поясняющие механизм вдоха и выдоха, приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей, роли резонаторов . усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерение жизненной ёмкости легких4 приемов искусственного дыхания.

Лабораторные работы

  • «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха

Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.


Тема 2.8.Пищеварительная система


Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал».


Тема 2.9 Обмен веществ и энергии


Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторные работы

  • .«Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе».

  • .«Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат


Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция


Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи

Самонаблюдения :

  • рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти

  • «Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки».

  • определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.


Тема 2.11 Выделительная система


Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения»


Тема 2.12 Нервная система человека


Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие

Демонстрация модели головного мозга человека

Лабораторные работы

  • «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга».

  • штриховое раздражение кожи-тест,определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

  • Рефлексы продолговатого и среднего мозга


Тема 2.13 Анализаторы


Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов. Выявляющих функции радужной оболочки . хрусталика. Палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна4 определение остроты слуха4 зрительные. Слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»,


Тема 2.14 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика


Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность, внимание, логическую и механическую память. Консерватизм мышления.

Лабораторные работы

  • «выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа

  • изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом


Тема 2.15Железы внутренней секреции (эндокринная система)


Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.


Раздел 3 Индивидуальное развитие организма


Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов , определяющих типы темперамента.



РАЗДЕЛ VI Календарно-тематическое планирование

п/п


дата

тема раздела, темы уроков

Кол-во час.

Основные виды учебной деятельности

Требования к уровню подготовки учащихся

I.


ВВЕДЕНИЕ.

1



1.







2.09

Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.

1

Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека. Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена и их методы;-объяснять место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды



Раздел1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

3



2.




3.09

Систематическое положение человека.

1

Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументируют) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных

место человека в систематике; доказательства животного происхождения человека

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).

3.



9.09

Историческое прошлое людей.

1

Объясняют современные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека

– раскрывать усложнения человека в процессе его эволюции (ископаемого, древнейшего и древнего человека);– раскрывать значение ископаемых, древнейших и древних форм человека.

4.



10.09

Расы человека.

1

Объясняют возникновение рас. Обосновывают несостоятельность расистских взглядов.

– раскрывать черты совершенствования человека, факторы его становления и образования рас; – характерные расовые признаки.

–доказывать происхождение и единство рас человека–распознавать на таблицах, рисунках расы человека, его исторические формы.



Раздел 2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА






Тема 2.1 ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА

1



5.





16.09

Уровни организации. Структура тела..

1

Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки

организма человека. Сравнивают строение тела человека со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами

Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов. Называть органы и системы ор­ганов человека.

Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать сущность ре­гуляции жизнедеятельности орга­низма.



Тема 2.2 КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА. ТКАНИ.

4



6.




17.09

Строение и функции клетки.

1

Устанавливают различия между растительной и животной клеткой. Приводят доказательства единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении всех живых организмов.

клеточное строение организма;– строение животной клетки; называть части и органоиды клеток организма человека,

-распознавать на микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом;

7.




23.09

Жизненные процессы клетки

1

Работают с таблицами , рисунками. Называют органоиды клетки и их функции. Узнают органоиды на немых рисунках.. Описывают и узнавать этапы деления клетки


– раскрывать функции органоидов клеток, видимых под световым микроскопом, типов тканей

– доказывать взаимосвязь частей и органоидов клеток, направленную на функциональное единство тканей, органов и систем, поддержание гомеостаза организма.

8-9.



24.09

30.09

Ткани.

Лабораторная работа «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп».

2

. Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах.

Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Работают с микроскопом. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

называть типы тканей,

-распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; типы тканей, на торсе – основные органы.

-уметь работать с микроскопом.



Тема 2.3 РЕФЛЕКТОРНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ОРГАНИЗМА

1



10.




1.10

Рефлекторная регуляция.

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и тормажения.

Лабораторная работа «Коленный рефлекс»

1

Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Раскрываю особенности рефлекторной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека.

строение и функции нейрона, рефлекторной дуги, спинного и головного мозга. разъяснять рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции ;проводить самонаблюдения.



Тема 2.4. ОПОРНО_ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

7



11.





7.10

Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости».

1

Распознают на наглядных пособиях органы опорно‑двигательной системы (кости). Выделяют существенные признаки опорно‑двигательной системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

знать состав и свойства костей, значение опорно-двигательной системы, разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательной системы костей, находить на рисунках, таблицах, муляжах и показывать основные типы соединений костей

-работать с микроскопом и микропрепаратами;

12.


8.10

Скелет человека.

Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

1

Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника.

Называть части опорно-двигательной системы (скелет), основные отделы скелета (кости); приводить примеры приспособленности скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности;– показывать на себе, модели, скелете основные кости скелета;– доказывать родство млекопитающих животных и человека;

13.



14.10

Соединение костей.

1

Работают с информацией учебника: определяют типы соединения костей.

Характеризовать типы соединений костей, находить на рисунках, таблицах, муляжах и показывать основные типы соединений костей

14.




15.10

Строение мышц. Обзор мышц человека. Практическая работа мышцы человеческого тела

1

Объясняют особенности строения мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.

Знать основные типы мышц, их строение и функции.

– характеризовать типы мышц;

- называть и находить на рисунках, муляжах и моделях отдельные мышцы тела; проводить самонаблюдения;-работать с микроскопом и микропрепаратами;

15.



21.10

Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа «Утомление при статической и динамической работе»

1

Объясняют особенности работы мышц.

Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические

исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.

Влияние нагрузки и ритма на работу мышц, причины их утомления; характеризовать работу мышц;– характеризовать торможение как нервный процесс, координирующий движение.

16.





22.10

Осанка. Плоскостопие.

Лабораторная работа «Выявление нарушений осанки». «Выявления плоскостопия»(выполняется дома)

1

Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия.

– знать влияние физического труда и спорта на формирование системы опоры и движения, роль двигательной активности в сохранении здоровья, меры, предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия;

– научиться соблюдать правильную осанку; предупреждать развитие плоскостопия;

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье.

17.




28.10

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

1

Приводят доказательства (аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Осваивают приёмы оказания первой помощи при травмах опорно‑двигательной системы.

знать о правилах первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

– оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах



Тема 2.5.ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА

3



18.



29.10

Компоненты внутренней среды..

Лабораторная работа «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»


Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объясняют механизм свёртывания крови и его значение

– называть компоненты внутренней среды организма, форменные клеточные элементы крови; – раскрывать роль внутренней среды организма, ее компонентов, состав крови, функции ее форменных элементов; – раскрывать материал об относительном постоянстве внутренней среды, о различии и сходстве ее компонентов, о взаимосвязи строения клеток крови с выполняемыми функциями, работать с микроскопом микропрепаратами.

19.




11.11

Иммунитет.

1

Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют причины нарушения иммунитета.

–иммунитет;

- соблюдать правила личной и общественной гигиены, предупреждающие распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний;

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье;


20.





12.11

Иммунология на службе здоровья

1

Раскрывают принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объясняют значение переливания крови.

инфекционные заболевания; значение прививок и лечебных сывороток, о видах лейкоцитов, сущности процесса воспаления, фагоцитоза, защитных свойств крови; основы учения И.И. Мечникова о защитных свойствах крови



Тема 2.6. КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА.

6



21.



18.11

Транспортные системы организма

1

Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем.

– называть органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;

-строение кровеносных и лимфатических сосудов.

– распознавать на таблицах, моделях, муляжах органы кровообращения;

22.



19.11

Круги кровообращения

Лабораторные работы: «Функция венозных клапанов» и «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».

1

Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.

-особенности строения кровеносных сосудов;

-уметь измерять пульс и кровяное давление

23.



25.11

Строение и работа сердца

1

Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями.

называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу;

24.


26.11

Регуляция кровоснабжения.

Лабораторные работы : «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» и «Опыты, выясняющие природу пульса».

1

Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.

– раскрывать сущность понятий пульс, кровяное давление; изменения крови в кругах кровообращения; раскрывать значение силы и частоты сердечных сокращений, взаимосвязь строения кровеносных сосудов и выполняемых ими функций, значение нервно-гуморальной регуляции деятельности сердца, сосудов, значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы.

25.





2.12

Гигиена сердечно – сосудистой системы. Функциональная проба: «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку

1

. Находят в учебной и научно‑популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно‑сосудистой системы, оформляют её в виде рефератов, докладов.

Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.

– раскрывать сущность; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу;

–использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: умения оказывать первую доврачебную помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

26.




3.12

Первая помощь при кровотечениях

1

Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях

знать основные типы кровотечений и правила первой помощи при них–использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: умения оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях;

.





Тема 2.7.ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

4


;

27.

9..12

. Значение дыхания


Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы

сущность процесса дыхания, его значением в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; знания о строении органов дыхания в связи с функциями, процессом образования голоса, членораздельной речи;

–характеризовать строение голосового аппарата человека, роль ротовой и носовой полостей в усилении звуков и формировании членораздельной речи. раскрыть меры профилактики заболеваний органов дыхания..

.28



10.12

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание

1

. Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения

характеризовать изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, раскрывать сущность понятий «дыхание», «жизненная емкость легких», процесса газообмена в легких и тканях– обосновывать гигиенические правила дыхания, вредное воздействие курения на органы дыхания

29.




16.12

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе

1

Объясняют механизм регуляции дыхания знакомятся с методами определения запыленности воздуха; дают представление о воздушной среде и ее охране

знать механизм дыхательных движений, дыхательные рефлексы;

- способы регуляции дыхания;

-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов

30.



17.12

Болезни и травмы органов дыхания

. Лабораторная работа «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха

1

. Приводят доказательства

(аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Находят в учебной и научно‑популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов

. показания к искусственному дыханию, последовательность восстановления дыхания и сердечной деятельности (искусственное дыхание);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:предупреждения заболеваний органов дыхания;

-уметь оказывать первую помощь при остановке дыхания, простудных и других заболеваниях

31.

23.12

» Контрольная работа за 1 полугодие

1

. Оценивают уровень владения тем или иным учебным действием («что я не знаю и не умею?»).

знания о взаимосвязи органов ; распознавать и описывать :на таблицах основные органы и системы органов человека; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения



Тема 2.8. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

6



32.



24.12

Питание и пищеварение

1

Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения.

Распознают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы

сущность биологических процессов: питание и пищеварение,

-распознавать и описывать:на таблицах основные органы и системы органов человека;

-характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения.

33.





13.01

Пищеварение в ротовой полости.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании

1

Раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов


Строение и функции пище­варительной системы. Пи­щеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека

34.


14.01

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал».

1

Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов


Строение и функции пище­варительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты

желудка. Желудочный сок. Пепсин.

35.




20.01

Функции тонкого и толстого кишечника. Печень. Аппендикс.

1

Объясняют механизм всасывания веществ в кровь. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы.


Строение и функции пище­варительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Первая помощь при аппендиците.

36.




21.01

Регуляция пищеварения.

1

Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пищеварения.

Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Давать определение понятию фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

37.





27.01

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

1

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни.

- знать правила гигиены питания, меры предупреждения желудочно-кишечных заболеваний; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний.



Тема2.9. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ.

3



38.



28.01

Обмен веществ и энергии.

1

Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов. Раскрывают роль ферментов в организме человека

понятия об обмене веществ и энергии; две стороны обмена веществ: пластический и энергетический обмен.

-доказывать, что пластический и энергетический обмен – единство противоположностей.

39.



3.02

Витамины.

1

Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в организме человека. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов. Обсуждают правила рационального питания

-представления о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания;

-объяснять роль витаминов в организме ; уметь применять полученные знания

40.


4.02

Энергозатраты человека и пищевой рацион.

Лабораторные работы 1.«Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе».

2.«Составление пищевых рационов

в зависимости от энергозатрат»

1

Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов


объяснять энергозатраты человека и пищевой рацион. Энергетическая ёмкость пищи

- Обосновывать нормы и режим питания.

-составлять пищевой рацион в зависимости от энергозатраты.



Тема 2.10. ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ.ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ.

3



41.



10.02

Кожа.

Самонаблюдения : рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.

1

Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.

Знать функции и строение кожи,

– устанавливать взаимосвязь строения и функции производных кожи; работать с лупой

42.



11.02

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Самонаблюдения

1.«Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки».

2. определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

1

Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

43.


17.02

Терморегуляция организма. Закаливание.

1

Приводят доказательства роли кожи в терморегуляции. Осваивают приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова

относительное постоянство температуры тела человека

–разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания

-значение закаливания организма



Тема 2.11 ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

1



44.





18.02

Выделение.

1

Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы.

раскрывать роль выделения продуктов обмена веществ из организма; особенности строения выделительной системы, показывать локализацию органов выделения;– рассказывать о микроскопическом строении почки, двойной фильтрации крови в почечных канальцах, образовании в них мочи. - доказывать необходимость соблюдения гигиены почек



Тема 2.12. НЕРВНАЯ СИСТЕМА.

5



45.





24.02

Значение нервной системы.

1

Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности.

Разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека, осуществлении согласованной деятельности органов, связи организма с окружающей средой

– сравнивать строение нервной системы человека и животных.

46.



25.02

Строение нервной системы. Спинной мозг.


1

Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают функции спинного мозга.

Строение и функции рефлекторной дуги, спинного мозга, рефлекторной и проводниковой функциях

- работать с биологическими таблицами, схемами

47.


2.03

Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга

1

Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.

– разъяснять роль отделов головного мозга; механизм взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинение их функций.


48.


3.03

Функции переднего мозга

1

Раскрывают функции переднего мозга.

Разъяснять роль коры больших полушарий, отделов мозга;

-работать с муляжами, раздаточным материалом.

49.


9.03

Периферическая нервная система.

. лабораторная работа штриховое раздражение кожи-тест. Определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

1

Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

понимать и объяснять отличие вегетативной нервной системы от соматической;

-проводить лабораторные работы, готовить отчеты по ним.



Тема 2.13. АНАЛИЗАТОРЫ.

5



50.




10.03

Анализаторы.

1

Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств

органы чувств человека, находить на рисунках, таблицах, моделях части анализатора ;объяснять значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция.

51.



16.03

Зрительный анализатор. Лабораторная работа «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением

1

Выделяют существенные признаков строения и функционирования зрительного анализатора. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.

части зрительного анализатора, его строение и функции глаза -положение и строение глаз.

-строение и функции сетчатки.

корковая часть зрительного анализатора

52.



17.03

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения.

ход лучей через прозрачную среду глаза. причины нарушения зрения

– гигиену органа зрения

- механизм восприятия зрительных раздражений;

-соблюдать гигиену зрения.

- применять меры первой помощи при травмах глаз.

53.





30.03

Слуховой анализатор.

1

Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха

части слухового анализатора и органа равновесия; нарушения в деятельности анализаторов слуха и равновесия.–гигиену органов слуха и равновесия. находить их на рисунках, таблицах, моделях части органов слуха и равновесия;

- объяснять передачу звуковых колебаний, их восприятие и анализ; соблюдать гигиену слух

54.




31.03

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

1

Выделяют существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объясняют особенности кожно-мышечной чувствительности. Распознают на наглядных пособиях различные анализаторы

части органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса. роль органов обоняния, вкуса в жизни человека;

–соблюдать гигиену органов обоняния и вкуса, осязания(кожи);

.


Тема.2.14. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.ПОВЕДЕНИЕ.

ПСИХИКА.

5



55.




6.04

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности.

1

Характеризуют вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

раскрывать особенности высшей нервной деятельности человека, поведения, их значение в восприятии окружающей среды, ориентации в ней. Характеризовать рефлекторную теорию поведения

56.



7.04

Программы поведения.

Лабораторная работа «выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.»

1

Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека

роль торможения условных рефлексов; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;- биологическую терминологию и символику;

– характеризовать роль безусловных рефлексов в развитии врожденного поведения, значение безусловных и условных рефлексов и их сущность;.

57.





13.04

Сон и сновидения.

1

Характеризуют фазы сна. Раскрывают значение сна в жизни человека

знать сущность и значение снов и сновидений; доказывать значение профилактики утомления, активного отдыха, сна; вредное влияние алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему;выполнять правила гигиены сна, предупреждающие его нарушения

58.




14.04

Речь и сознание. Познавательные процессы.

1

Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстройства памяти. Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведе­ния человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, память, мышление), их значение.


59.


20.04

Воля, эмоции, внимание.

Лабораторная работа «изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом».

1

интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявляют особенности наблюдательности и внимания. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведе­ния человека.

Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (эмоции)



Тема 2.15. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА

3



60.



21.04

Роль эндокринной регуляции

1

Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции.

Называть: •особенности строения и работы желез эндокринной системы; '•железы внутренней секреции

•железы внешней секреции.

61.

27.04

Функция желёз внутренней секреции

1

Раскрывают влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека.

Давать определение понятию: гормоны. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Анализировать и оценивать

воздействие факторов риска на здоровье






РАЗДЕЛ 3 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

5



62

28.04

. Жизненные циклы. Размножение

1

Выделяют существенные признаки органов размножения человека

знать сущность процесса оплодотворения и его значение; стадии развития зародыша и плода в матке; роль половых желез в жизнедеятельности организма; преимущества полового размножения перед бесполым;

– использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека;

63


4.05

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

1

. Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности.

Выделяют основные этапы развития зародыша человека

находить черты сходства и различия в размножении и развитии зародыша и плода млекопитающих животных и человека.- доказывать вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина, других факторов на потомство

64.




5.05

. Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём

1

Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ‑инфекции. Характеризуют значение медико‑генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека

; Наследственные болезни (гемофилия), врожденные болезни (алкогольный синдром плода), венерические болезни, сифилис бледная спирохета (трепонема), СПИД, гепатит В.

65.




11.05

. Развитие ребенка после рождения. Становление личности

1

Определяют возрастные этапы развития человека. Раскрывают суть понятий «темперамент», «черты характера

, Рост и развитие ребёнка после рождения. Темперамент. Черты характера. Индивид и личность

66.


12.05

. Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

1

Оценивают уровень владения тем или иным учебным действием («что я не знаю и не умею?»).

знания о взаимосвязи органов ; распознавать и описывать :на таблицах основные органы и системы органов человека; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

67.



18.05

Интересы, склонности, способности

1

Приводят доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека

Адаптация организма к природной и социальной среде. Поддержание здорового образа жизни

68.

19.05

Викторина «Я и мой организм»

1

Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни.

объяснять место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды

РАЗДЕЛ VII УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ОП

  1. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Колесов Д.В., Маш Р.Д., И.Н. М., Дрофа, 2010

  2. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Человек. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. М., Дрофа, 2010г.

Список дополнительной литературы для учителя:

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2009

Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991

Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 2009

Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 2009

Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир,

Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 2010

Журнал «Биология в школе»

«Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»

Список дополнительной литературы для учащихся:

Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 2010

Журнал «Биология для школьников»."

Электронные издания:

1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2011.

2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

Единый государственный экзамен 2015. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

РАЗДЕЛ VIII Результаты обучения

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать меж-предметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помо-щью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение ос-новных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспе-чивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные ма-териалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позво-ляет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без-опасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.






СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ СОШ №6

от _________2015г №____

______________ ________________

подпись руководителя МС




СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


_______________В.Б.Деница

___ _______2015__ года



15