Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26
Мытищинский муниципальный район
«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 26 И.А. Велитченко «___»___________20__ г. |
|
|
Рабочая программа по биологии
7 класс
Составитель: Чуба Светлана Юрьевна
учитель биологии
Класс: 7а, 7б.
Часов в год: 68, часов в неделю: 2
Сведения об используемой программе:
Составлена на основе Программы основного общего образования по биологии 6-9 классы.
Автор: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова
Издательство: Дрофа, 2010 г.
Сведения об используемых учебниках:
Биология 7 класса.
Авторы: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин.
Издательство: Дрофа
Год: 2010
Мытищи
2017
Пояснительная записка.
Общая характеристика
Рабочая программа по биологии соответствует Федеральному компоненту и составлена на основе программы основного общего образования по биологии. 6 - 9 классы. Авторы: В. В. Пасечник, В .В. Латюшин, В. М. Пакулова.
Издательство: Дрофа 2010, Москва
Цель: получить общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Задачи:
• освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными.
Межпредметные связи:
Предмет | Межпредметные связи |
Физика | Механика организма: архитектура строения скелета и костной ткани (физиологические изгибы позвоночника и др.), динамические и статические нагрузки и их влияние на костно-мышечный аппарат, перемещение центра тяжести при движении и сохранение равновесия, сила трения и способы её уменьшения в организме (строение и работа суставов, особенности строения плевральной оболочки). Методы определения возраста палеонтологических находок и др. Формирование научного мировоззрения. |
Химия | Вода в природе и в организме, химические и биологические методы защиты животных. Достигается более полное и глубокое усвоение учебного материала, формируется положительная учебная мотивация. |
Математика | Логарифмическая спираль в строении раковины моллюска. По законам золотого сечения построены тела бабочек, стрекоз и ящериц, этому же правилу подчиняется форма яиц птиц. Возможность с математической точностью обосновать гармоничность природы и единство всех проявлений жизни. |
География | Интегрированные уроки, посвящённые растительному и животному миру материков и различных регионов России. «Биологические ресурсы и их использование». «Географическое и экологической видообразование». Такие научные направления, как экология и ландшафтоведение, находятся на стыке биологии и географии, поэтому возникает возможность совместной работы и создание учебных проектов. |
2) Место предмета в учебном плане
Предмет «Биология» для 7 класса относится к инвариантной части учебного плана МБОУ СОШ № 26. Рассчитан на 68 часов в год (2 часа в неделю)
Предусмотрена следующая практическая деятельность:
Практические виды деятельности | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год кол-во часов |
Лабораторная работа | 3 | 2 | 2 | | 7 |
Контрольная работа | | 1 | 2 | 1 | 4 |
Экскурсии | | | | 2 | 2 |
Итоговый контроль | | | | 1 | 1 |
Итого | 3 | 3 | 4 | 4 | 14 |
3) Ценностные ориентиры.
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают
объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное
отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный
учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель
которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные
методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе
изучения биологии, проявляются в признании:
•ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
•ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии
позволяет сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
•понимание необходимости здорового образа жизни;
• осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
•сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных
ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию биологической терминологии и символики;
•развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать
в дискуссии;
•развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою
точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами,
направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее
проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех
живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических
ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и
преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения
к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в
совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу,
человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
II Содержание учебного предмета
Введение. Общие сведения о животном мире
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
1. Многообразие животных
Простейшие
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Лабораторная работа Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.
Многоклеточные животные
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием круглых червей.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа Внешнее строение дождевого червя.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип хордовые.
Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа Изучение внешнего строения птиц.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторные работы
Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.
Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных.
3. Индивидуальное развитие животных
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных
4. Развитие и закономерности размещение животных на Земле
Доказательства эволюции животных. Причины эволюции животного мира. Усложнение строения животных. Многообразие видов. Ареалы обитания, миграции животных. Закономерности размещения животных.
5. Биоценозы
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
Заключение:
Повторение и обобщение материала пройденного в курсе биологии 7 класса.
III.Тематическое планирование.
№ урока | Содержание учебного материала. | Плановые сроки проведения. |
Введение (2 ч) |
1. | История развития зоологии. | 04.09.2017-05.09.2017 |
2. | Современная зоология. | 06.09.2017-08.09.2017 |
Знать и уметь: Ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. |
Составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний. Уметь определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы, развивать навыки самооценки и самоанализа. Уметь организовывать выполнение заданий учителя. |
Иметь представления об истории развития биологической науки. Иметь общее представление о структуре биологической науки, методах исследования, значения биологических знаний. |
Многообразие животных (35 ч) |
Простейшие. |
3. | Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. | 11.09.2017-12.09.2017 |
4. | Жгутиконосцы, Инфузории | 13.09.2017-15.09.2017 |
Многоклеточные животные |
Беспозвоночные |
5. | Тип губки Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. | 18.09.2017-19.09.2017 |
6. | Тип Кишечнополостные Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы | 20.09.2017-22.09.2017 |
7. | Тип Плоские черви Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные | 25.09.2017-26.09.2017 |
8. | Тип Круглые черви | 27.09.2017-29.09.2017 |
9. | Тип Кольчатые черви. Классы: Многощетинковые. Л.р. Знакомство с многообразием кольчатых червей. | 02.10.2017-03.10.2017 |
10. | Классы кольчецов Малощетинковые, и Пиявки. | 04.10.2017-06.10.2017 |
11. | Тип Моллюски | 09.10.2017-10.10.2017 |
12. | Классы Моллюсков Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие | 11.10.2017-13.10.2017 |
13. | Тип Иглокожие Морские лилии, Морские звёзды, Морские ежи | 16.10.2017-17.10.2017 |
14. | Тип Членистоногие Ракообразные, Паукообразные. Л.р. Знакомство с ракообразными. | 18.10.2017-20.10.2017 |
15. | Класс Насекомые Л.р. Изучение представителей отрядов насекомых. | 23.10.2017-24.10.2017 |
16. | Отряды насекомых Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Поденки | 25.10.2017-27.10.2017 |
17. | Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы | 07.11.2017-08.11.2017 |
18. | Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи | 09.11.2017-10.11.2017 |
19. | Перепончатокрылые | 13.11.2017-14.11.2017 |
20 | К.р «Членистоногие.» | 15.11.2017-17.11.2017 |
Позвоночные |
21. | Тип Хордовые Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвочные | 20.11.2017-21.11.2017 |
22. | Классы рыб Хрящевые, Костные Л.р.Внешнее строение и передвижение рыб. | 22.11.2017-24.11.2017 |
23. | Класс Хрящевые рыбы Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные | 27.11.2017-28.11.2017 |
24. | Костные рыбы Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные | 29.11.2017-01.12.2017 |
25. | Обобщающий «Ланцетники. Рыбы » | 04.12.2017-05.12.2017 |
26. | Класс Земноводные, или Амфибии | 06.12.2017-08.12.2017 |
27. | Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые | 11.12.2017-12.12.2017 |
28. | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии Отряд Чешуйчатые | 13.12.2017-15.12.2017 |
29. | Отряды пресмыкающихся Черепахи и Крокодилы. | 18.12.2017-19.12.2017 |
30. | Класс Птицы Отряд Пингвины Л.р. Изучение внешнего строения птиц. | 20.12.2017-22.12.2017 |
31. | Отряды Птиц Страусообразные, Нандуообразные, Казуарообразные, Гусеобразные | 25.12.2017-26.12.2017 |
32. | Дневные хищные, Совы, Куриные Воробьинообразные, Голенастые | 27.12.2017-29.12.2017 |
33. | Класс Млекопитающие, или Звери Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые | 11.01.2018-12.01.2018 |
34. | Грызуны, Зайцеобразные | 15.01.2018-16.01.2018 |
35. | Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные Парнокопытные, Непарнокопытные | 17.01.2018-19.01.2018 |
36 | Приматы | 22.01.2018-23.01.2018 |
37. | Контрольная работа «Многообразие животных» | 24.01.2018-26.01.2018 |
Знать и уметь: Формирование целостного мировоззрения. Умение аргументировано и обоснованно отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.Уважительное отношение к людям, одноклассникам.Понимание значения образования для повседневной жизни.Умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами для доказательства и опровержения существующего мнения. Интерес к изучению природы методами естественных наук, осознание бережного отношения к природе.Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.Осознание ценности здорового образа жизни, значения семьи в жизни человека. |
Организовывать свою учебную деятельность. Владеть приёмами работы с информацией.Формулировать проблему и искать пути её решения. Участвовать в групповой работе. Умение слушать одноклассников и понимать их позицию. Работать с учебником, рабочей тетрадью, дидактическими материалами. Составлять конспект параграфа учебника. Пользоваться поисковыми системами Интернета. |
Иметь представления об особенностях строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных, их приспособленности к среде, значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Знать о строении и жизнедеятельности плоских круглых и кольчатых червей как более сложно организованных животных; о приспособленности паразитических червей к жизни в организмах других животных и человека; об отрицательной роли червей-паразитов в животноводстве и медицине. Уметь вести наблюдения за животными, распознавать их, сравнивать животных одного типа между собой. Знать о строении, жизнедеятельности членистоногих как одном из сложноорганизованных типов животных; об основах их классификации; о значении в природе, жизни человека; необходимости их охраны. Знать о насекомых-вредителях, мерах борьбы с возбудителями опасных заболеваний. Знать особенности внешнего строения рыбы в связи с жизнью в водной среде; уметь наблюдать за живыми животными; распознавать изученные виды рыб на таблицах, рисунках. Уметь раскрывать особенности внешнего строения лягушки, связанные с жизнью на суше.Знать о многообразии земноводных; значение их в природе и в жизни человека; необходимость их охраны. Знать о приспособлении птиц к разнообразным условиям среды обитания; значение в природе и жизни человека; уметь узнавать изученных птиц в природе. Знать об особенностях строения, жизнедеятельности, поведения млекопитающих; уметь наблюдать и узнавать изученных зверей в природе. |
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 ч) |
38. | Покровы тела Л.р. Изучение особенностей покровов тела. | 29.01.2018-30.01.2018 |
39. | Опорно-двигательная система Способы передвижения животных | 31.01.2018-02.02.2018 |
40. | Полости тела | 05.02.2018-06.02.2018 |
41. | Органы дыхания и газообмен | 07.02.2018-09.02.2018 |
42. | Органы пищеварения. | 12.02.2018-13.02.2018 |
43 | Обмен веществ и превращение энергии | 14.02.2018-16.02.2018 |
44. | Кровеносная система. Кровь | 19.02.2018-21.02.2018 |
45. | Органы выделения | 26.02.2018-27.02.2018 28.02.2018-02.03.2018 |
46. | Нервная система. | 05.03.2018-07.03.2018 |
47 | Рефлекс. Инстинкт | 12.03.2018-13.03.2018 |
48 . | Органы чувств. | 14.03.2018-16.03.2018 |
49. | Регуляция деятельности организма. | 19.03.2018-20.03.2018 |
50. | Продление рода. | 21.03.2018-23.03.2018 |
51. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Эволюция строения» | 29.01.2018-30.01.2018 |
Понимание значения образования для повседневной жизни. Умение аргументировано и обоснованно отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию. Ответственное отношение к учению, труду. Умение реализовывать теоретические познания на практике. |
Работать с учебником, рабочей тетрадью, дидактическими материалами. Составлять конспект параграфа учебника. Готовить устные сообщения и письменные рефераты, используя информацию учебника и дополнительных источников. Обобщать и делать выводы по изученному материалу. Представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. Участвовать в групповой работе. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Оценивать свою работу, а также работу одноклассников. |
Уметь найти взаимосвязь строения функций органов у животных; определять тип дыхательной системы животных по их среде обитания. Уметь выделять основные категории животных по характеру потребляемой пищи. Знать функции и значения кровеносной системы. Уметь различать понятия "рефлекс" и "инстинкт", видеть взаимосвязь строения функций органов животных. |
Индивидуальное развитие животных (3 ч) |
52. | Способы размножения. Оплодотворение | 02.04.2018-03.04.2018 |
53. | Развитие животных с превращением и без превращения Л.р. Определение возраста животных. | 04.04.2018-06.04.2018 |
54. | Периодизация и продолжительность жизни животных | 09.04.2018-10.04.2018 |
Понимание значения образования для повседневной жизни. Умение аргументировано и обоснованно отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию. |
Работать с учебником, рабочей тетрадью, дидактическими материалами. Готовить устные сообщения и письменные рефераты, используя информацию учебника и дополнительных источников. Пользоваться поисковыми системами Интернета. Обобщать и делать выводы по изученному материалу. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Оценивать свою работу, а также работу одноклассников. |
Знать способы размножения животных и типы развития животных. Знать основные периоды жизни животного. |
Развитие и закономерности размещение животных на Земле (3 ч) |
55. | Доказательства эволюции животных | 11.04.2018-13.04.2018 |
56. | Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира | 16.04.2018-17.04.2018 |
57. | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции | 18.04.2018-20.04.2018 |
Ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. |
Составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний. Уметь определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы, развивать навыки самооценки и самоанализа. Уметь организовывать выполнение заданий учителя. |
Уметь приводить доказательства эволюции животных. Уметь раскрывать понятия о наследственности, изменчивости и отборе как факторах эволюции. Уметь обобщать и систематизировать знания о родстве, происхождении животных, их прогрессивном развитии. |
Биоценозы (4 ч) |
58. | Естественные и искусственные биоценозы | 23.04.2018-24.04.2018 |
59. | Факторы среды и их влияния на биоценозы | 25.04.2018-27.04.2018 |
60. | Цепи питания. Поток энергии | 02.05.2018-04.05.2018 |
61. | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу | 07.05.2018-08.05.2018 |
Формирование целостного мировоззрения. Умение аргументировано и обоснованно отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.Уважительное отношение к людям, одноклассникам.Понимание значения образования для повседневной жизни.Умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами для доказательства и опровержения существующего мнения. Интерес к изучению природы методами естественных наук, осознание бережного отношения к природе.Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.Осознание ценности здорового образа жизни, значения семьи в жизни человека.Понимание значения образования для повседневной жизни. |
Организовывать свою учебную деятельность. Владеть приёмами работы с информацией.Формулировать проблему и искать пути её решения. Участвовать в групповой работе. Умение слушать одноклассников и понимать их позицию. Работать с учебником, рабочей тетрадью, дидактическими материалами. Составлять конспект параграфа учебника. Пользоваться поисковыми системами Интернета. |
Знать черты сходства и отличия естественного и искусственного биоценозов, приводить примеры.Знать о приспособленности растений и животных к сезонным изменениям среды; уметь называть факторы среды. Уметь привести пример цепи питания в биоценозе. Уметь узнавать животных и растения, другие компоненты природы. |
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч) |
62. | Воздействие человека и его деятельность на животных | 10.05.2018-11.05.2018 |
63. | Одомашнивание животных | 14.05.2018-15.05.2018 |
64. | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга | 16.05.2018-18.05.2018 |
65. | Охрана и рациональное использование животного мира. | 21.05.2018-22.05.2018 |
66. | Контрольная работа «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» | 23.05.2018-25.05.2018 |
Понимание значения образования для повседневной жизни. Умение аргументировано и обоснованно отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию. Ответственное отношение к учению, труду. Умение реализовывать теоретические познания на практике. |
Работать с учебником, рабочей тетрадью, дидактическими материалами. Составлять конспект параграфа учебника. Готовить устные сообщения и письменные рефераты, используя информацию учебника и дополнительных источников. Обобщать и делать выводы по изученному материалу. Представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. Участвовать в групповой работе. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Оценивать свою работу, а также работу одноклассников. |
Знать отрицательное и положительное воздействие человека и его деятельности на животный мир. Уметь приводить примеры одомашненных животных в историческом развитии человека. Знать законы РФ об охране животного мира. Уметь обобщать и систематизировать знания о хозяйственной деятельности человека. |
Заключение (2 ч.) |
67. | Посещение выставки домашних животных. Экскурсия | 28.05.2018-29.05.2018 |
68. | Итоговый тест | 30.05.2018-31.05.2018 |
Понимание значения образования для повседневной жизни. Умение аргументировано и обоснованно отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию. |
Работать с учебником, рабочей тетрадью, дидактическими материалами. Готовить устные сообщения и письменные рефераты, используя информацию учебника и дополнительных источников. Пользоваться поисковыми системами Интернета. Обобщать и делать выводы по изученному материалу. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Оценивать свою работу, а также работу одноклассников. |
Уметь различать породы домашних животных; обобщать и систематизировать полученные знания о животном мире. |
IV.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ | Вид обеспечения | Комплектность |
Нормативно-правовое обеспечение |
1 | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утверждён приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03 2004 № 1089. Сборник нормативных документов. (Составитель Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.) – М.: Дрофа, 2006 | Д |
2 | Программа основного общего образования по биологии 6-9 кл. Авторы: В.В Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. Издательство: Дрофа,2010 | Д |
Учебно-методическое обеспечение |
1 | Учебник "Биология. 7 класс", автор Латюшин В. В., Шапкин В. А. Издательство Дрофа 2013 Москва | П |
2 | Рабочая тетрадь "Биология. 7 класс", автор Латюшин В. В., Шапкин В. А. Издательство Дрофа 2013 Москва | Д |
3 | Методическое пособие Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Латюшина, В,А, Шапкина /авт.-сост. Н.И. | Д |
| Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2008 | |
Информационно-справочное обеспечение |
1 | Энциклопедия «Жизнь животных» в 6 томах. – Просвещение, 1968. | Д |
2 | Шарова, И. X. Зоология беспозвоночных: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304 с. | Д |
Материально-техническое обеспечение |
1 | Медиапроектор | Д |
2 | Плакаты | Д |
3 | Комплект микропрепаратов 2 ч. | Д |
4 | Коллекция бабочек | Д |
5 | Микроскопы | П |
6 | Лупы | П |
7 | Влажный препарат: «Нереида» | Д |
8 | Влажный препарат: «Внутреннее строение брюхоногого моллюска» | Д |
9 | Влажный препарат: «Развитие костистой рыбы» | Д |
10 | Влажный препарат: «Внутреннее строение лягушки» | Д |
11 | Влажный препарат: «Строение ящерицы» | Д |
12 | Влажный препарат: «Гадюка» | Д |
13 | Влажный препарат: «Внутреннее строение рыбы» | Д |
14 | Коллекция членистоногих 3 ч. | Д |
15 | Тутовый шелкопряд | Д |
16 | Раздаточный материал: «Расчлененный речной рак» | Д |
17 | Модель: «Морская звезда» | Д |
18 | Модель: «Морской еж» | Д |
19 | Коллекция раковин моллюсков | Д |
20 | Коллекция полезные насекомые – «Опылители» | Д |
21 | Коллекция полезные насекомые – «Санитары» | Д |
22 | Коллекция возрастные физиологические признаки организма | Д |
23 | Модель внешнее и внутреннее строение рыбы | Д |
24 | Скелет рыбы | Д |
25 | Скелет ящерицы | Д |
26 | Скелет черепахи | Д |
27 | Скелет змеи | Д |
28 | Скелет кошки | Д |
29 | Скелет птицы | Д |
30 | Модель конечности овцы | Д |
31 | Модель череп шимпанзе | Д |
32 | Модель конечности шимпанзе | Д |
33 | Модель головного мозга разных классов животных | Д |
34 | Чучело птицы | Д |
35 | Строение крыла и перьев птицы | Д |
36 | Рельефная модель: «Лягушка, внутреннее строение, разрез» | Д |
37 | Рельефная модель: «Строение дождевого червя» | Д |
38 | Рельефная модель: «Внутреннее строение рыбы» | Д |
39 | Рельефная модель: «Зародыш позвоночных» | Д |
40 | Компакт-диски: «Многообразие животного мира в 3 ч.» | Д |
41 | Компакт диск: «Эволюция животного мира» | Д |
42 | Компакт диск: «Секреты природы» | Д |
43 | Компакт диск: «Животные арктической зоны» | Д |
44 | Компакт диск: «Сверхъестественные способности животных» | Д |
V.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате изучения биологии ученик должен
Знать/ понимать
Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
Особенности строения организмов животных разных систематических групп
Уметь
Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратах и описывать биологические объекты.
Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
Определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)
Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.
Оказания первой помощи при укусах животных.
Соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Критерии оценки
Отметка "5":
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3":
(уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "1":
1.Не приступили к выполнению заданий.