МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Братский медицинский колледж»
| УТВЕРЖДАЮ: |
| Директор ОГБПОУ БМК |
| ______________ И.В. Котова |
| « » 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины
ОП. 13 ФАРМАКОЛОГИЯ
Специальность 3.31.02.03 ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА
Очная форма обучения
по программе базовой подготовки
Братск, 2017г.
Рассмотрено и одобрено на | Рассмотрено: |
заседании ЦМК № 5 | Педагогическим советом |
Протокол № | Протокол № |
от « » 2017 г. Председатель ЦМК Калинина О.Н | от « » 2017 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с документами:
Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего профессионального образования по специальности 3.31.02.03 Лабораторная диагностика, квалификация Медицинский лабораторный техник
Локальным нормативным актом «Положение по формированию рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей» ОГБПОУ БМК;
Планом учебного процесса по специальности 3.31.02.03 Лабораторная диагностика.
Организация-разработчик рабочей программы:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Братский медицинский колледж».
Разработчик:
Вологжина В.С. – преподаватель учебной дисциплины «Фармакология» ОГБПОУ БМК.
Рецензент:
Харунжая Е.А. ˗˗ заведующая структурными подразделениями аптечной организации ООО «Вита».
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5-6 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФАРМАКОЛОГИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины Фармакологии является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности Лабораторная диагностика.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности Лабораторная диагностика следующими умениями и знаниями, которые формируют общие компетенции (ОК):
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;
ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;
основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;
побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;
Перечень формируемых компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 76 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 38 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
максимальная учебная нагрузка (всего). | 114 |
обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего). | 76 |
теоретические занятия | 38 |
практические занятия | 38 |
самостоятельная работа обучающегося (всего). | 38 |
в том числе: | |
индивидуальное задание | 10 |
работа со справочниками | 4 |
выполнение упражнений и тестовых заданий по образцу | 10 |
подготовка рефератов, презентаций | 4 |
оформление фармакологического дневника (вносится информация о лекарственном средстве в виде таблицы по образцу). | 10 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Фармакология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение | | 1 | |
Тема 1.1. Введение. | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
1. Основные задачи фармакологии. 2. Принципы классификации лекарственных средств. | | |
Раздел 2. Рецептура | | 9 | |
Тема 2.1. Рецептура. | Содержание учебного материала | 3 | 1 |
Терминология. Рецепт. Общие правила выписывания рецептов. Виды рецептурных бланков. Твердые лекарственные формы. Мягкие лекарственные формы. Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций. Лекарственные аэрозоли. | | |
Практическое занятие | 2 | 2 |
1. Знакомство с основными правилами заполнения рецептурных бланков. 2. Пропись лекарственных форм в виде рецепта с использованием справочной литературы. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | 3 |
1. Работа с конспектом семинара, учебником, справочниками, интернет-ресурсами. 2. Заполнение листов рабочей тетради. | | |
Раздел 3. Общая фармаколо гия. | | 8 | |
Тема 3.1. Общая фармакология. | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1. Фармакокинетика лекарственных средств. 2. Фармакодинамика лекарственных средств. 3. Виды ятрогении. Лекарственная ятрогения. | | |
4. Лекарственная терапия. Этиотропная, патогенетическая, симптоматическая, превентивная. | | |
Практическое занятие | 2 | 2 |
1. Решение ситуационных задач по определению путей введения лекарственных средств, видов действия и взаимодействия, видов побочного и токсического действия, вариантов неблагоприятного действия лекарственных средств на плод во время беременности. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 3 |
1. Работа с учебными текстами. Выполнение заданий в тестовой форме. 2. Заполнение листов рабочей тетради. 3. Нахождение сведений о лекарственных средствах в доступных базах данных. | | |
Раздел 4. Частная фармакология | | 96 | |
Тема 4.1. Антисептические и дезинфицирующие средства. | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1.Определение дезинфицирующих, антисептических, противомикробных и химиотерапевтических средств. Классификация антисептических и дезинфицирующих средств по химическому строению и происхождению. 2. Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, механизм, применение, побочные эффекты фармакологических групп. | | |
Практическое занятие | 2 | 2 |
1. Обсуждение основных вопросов классификации, действия и применения антисептических и дезинфицирующих средств. 2. Выбор средств в зависимости от целей применения. 3. Пропись в рецептах с использованием справочной литературы. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | 3 |
1. Составление плана содержания учебного материала, работа с конспектом семинара, выполнение заданий в тестовой форме. 2. Оформление фармакологического дневника. 3. Заполнение листов рабочей тетради. 4. Поиск информации о лекарственных средствах в доступных базах данных. 5. Изучение санитарно – эпидемиологических требований СанПиН 2.1.3.2630 – 10 (извлечения), Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ 18.05.10. № 58. | | |
Тема 4.2. Химиотерапевтические средства: Антибиотики | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1. Понятие о возбудителях инфекционных заболеваний. Классификация антибиотиков по типу действия, спектру действия; химическому строению. 2. Природные пенициллины короткого действия. Полусинтетические пенициллины, «защищенные» пенициллины. Цефалоспорины. Карбапенемы. Монобактамы. Макролиды. Аминогликозиды. Тетрациклины. Левомицетины. Линкозамиды. Гликопептиды. Рифампицины. Особенности применения (форма выпуска, кратность введения), побочные эффекты, противопоказания. Выбор растворителя при парентеральном введении, варианты разведения антибиотиков. | | |
Практическое занятие | 6 | 2 |
Обсуждение основных вопросов классификации, действия и применения антибиотиков. Пропись в рецептах с использованием справочной литературы. Решение ситуационных задач. | | |
Самостоятельная работа | 4 | 3 |
Работа с учебными текстами. Поиск информации о лекарственных средствах в доступных базах данны Оформление фармакологического дневника. Заполнение листов рабочей тетради. | | |
Тема 4.3. Противовирусные, противо-грибковые средства. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. Понятие о возбудителях вирусных инфекций 2. Классификация противовирусных средств. 3. Иммуномодуляторы. 4. Противогерпетические средства. 5. Противогрибковые средства. 6. Особенности применения (форма выпуска, кратность введения) противовирусных средств, противогрибковых, побочные эффекты и противопоказания | | |
Практическое занятие | 4 | 2 |
1. Обсуждение основных вопросов классификации, действия и применения. 2. Пропись в рецептах с использованием справочной литературы. 3. Решение ситуационных задач. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | 3 |
1. Работа с учебными текстами. 2. Поиск информации о лекарственных средствах в доступных базах данных 3. Оформление фармакологического дневника. 4. Заполнение листов рабочей тетради. | | |
Тема 4.4. Химиотерапевтические средства из других групп. | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1. Понятие о паразитарных заболеваниях. 2. Противопротозойные средства. 3. Противогельминтные. 4. Производные нитрофурана. 5. Производные нитроимидазола. 6. Фторхинолоны. 7. Противотуберкулезные средства. | | |
Практическое занятие | 4 | 2 |
1.Обсуждение основных вопросов классификации, действия и применения химиотерапевтических средств, противобластомных средств. 2. Пропись в рецептах с использованием справочной литературы. 3. Решение ситуационных задач | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | 3 |
1. Поиск информации о лекарственных средствах в доступных базах данных. 2.Выполнение заданий в тестовой форме. 3.Оформление фармакологического дневника. 4.Заполнение листов рабочей тетради. | | |
Тема 4.5. Средства, влияющие на систему крови | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1. Классификация средств, влияющих на систему крови. 2. Средства, стимулирующие эритропоэз. Понятие гипохромной и гиперхромной анемий. 3. Средства, стимулирующие лейкопоэз 4. Средства, снижающие свертываемость крови. 5. Средства, повышающие свертываемость крови (гемостатики). Факторы свертывания крови; 6. Плазмозамещающие средства. Состав плазмы. 7. Фармакологические эффекты лекарственных средств, механизм, показания, особенности применения (форма выпуска, кратность введения), побочные эффекты и противопоказания. Средства первой помощи при кровотечении. | | |
Практическая работа | 4 | 2 |
Обсуждение основных вопросов классификации, действия и применения лекарственных средств, влияющих на систему крови. Пропись препаратов в рецептах с использованием справочной литературы. Выявление побочных эффектов, противопоказаний. Решение ситуационных задач. | | |
Самостоятельная работа | 4 | 3 |
Поиск информации о лекарственных средствах в доступных базах данных. Выполнение заданий в тестовой форме. Оформление фармакологического дневника. Заполнение листов рабочей тетради. | | |
Тема 4.6. Средства, влияющие на моторику кишечника, желчегонные, гепатопротекторы. | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1. Анатомо – физиологические особенности желчевыделительной системы. Классификация средств, влияющих на моторику кишечника, желчегонных, гепатопротекторов. 2. Средства, снижающие моторику кишечника. Средства, стимулирующие моторику кишечника. Антидиарейные. Противорвотные. Желчегонные. Гепатопротекторы. | | |
Практическое занятие | 4 | 2 |
1. Обсуждение основных вопросов классификации, действия и применения лекарственных средств, влияющих на органы пищеварения. 2. Пропись препаратов в рецептах с использованием справочной литературы. 3. Выявление побочных эффектов, противопоказаний. 4. Решение ситуационных задач. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | 3 |
1. Поиск информации о лекарственных средствах в доступных базах данных. 2. Выполнение заданий в тестовой форме. 3. Оформление фармакологического дневника. 4. Заполнение листов рабочей тетради. | | |
Тема 4.7. Препараты гормонов гипоталамуса, гипофиза, щитовидной железа, коркового вещества надпочечников | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1. Уровни нейроэндокринной регуляции. Классификация препаратов гормонов гипоталамуса, гипофиза, щитовидной железа, коркового вещества надпочечников. 2. Препараты гормонов гипоталамуса. 3. Препараты гормонов гипофиза. 4. Препараты гормонов щитовидной железы; 5. Антитиреоидные средства. 4. Препараты гормонов коры надпочечников | | |
Практическое занятие | 4 | 2 |
1. Обсуждение основных вопросов классификации, действия и применения гормональных средств. 2. Пропись препаратов в рецептах с использованием справочной литературы. 3. Выявление побочных эффектов, противопоказаний. 4. Решение ситуационных задач. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | 3 |
1. Поиск информации о лекарственных средствах в доступных базах данных. 2. Выполнение заданий в тестовой форме. 3. Оформление фармакологического дневника. 4. Заполнение листов рабочей тетради | | |
Тема 4.8. Препараты гормонов поджелудочной железы, женских и мужских половых гормонов | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1. Препараты гормонов поджелудочной железы. 2. Препараты инсулина. 3. Пероральные гипогликемические средства. 4. Препараты женских половых гормонов. 5. Препараты мужских половых гормонов. | | |
Практическое занятие | 6 | 2 |
1. Обсуждение основных вопросов классификации, действия и применения гормональных средств. 2. Пропись препаратов в рецептах с использованием справочной литературы. 3. Выявление побочных эффектов, противопоказаний. 4. Решение ситуационных задач. 5. Зачет | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | 3 |
1. Поиск информации о лекарственных средствах в доступных базах данных. 2. Выполнение заданий в тестовой форме. 3. Оформление фармакологического дневника. 4. Заполнение листов рабочей тетради. | | |
| Всего | 114 | |
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 76 | |
| Практические занятия | 38 | |
| Самостоятельная работа обучающихся (всего) | 38 | |
3. условия реализации рабочей программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Фармакология».
Оборудование кабинета:
таблицы (фонетические, морфологические, грамматические);
слайды;
компакт-диски с учебным материалом.
Технические средства обучения:
3.2. Информационное обеспечение обучения: перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Гаевый М.Д. «Фармакология с рецептурой» М.- 2013.
Фармакология/Под ред. проф. Р.Н Аляутдина.-4-е изд., перераб. и доп.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2013
Приказы МЗ и Социального развития РФ
Федеральный Закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (принят Государственной Думой 24 марта 2010 года, одобрен Советом Федерации 31 марта 2010 года).
Приказ МЗ и СР РФ от 23 августа 2010 года № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».
Приказ МЗ и СР РФ от 24 мая 2010 года № 380 О признании утратившим силу приказа МЗ РФ от 31 декабря 1999 года № 472 « О перечне лекарственных средств А и Б ».
Приказ МЗ и СР РФ от 12 февраля 2007 года № 110 « О порядке назначения, выписывания лекарственных средств, изделий мед. назначения и специализированных продуктов лечебного питания ».
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2. 1. 3. 2630-10 Утверждены постановления главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010. №58.
Дополнительная литература:
Богданова, Т.Ф.,Соколова, Е.Е. Общая фармакология в схемах и таблицах.-Ростов н/Д.: Феникс, 2009.-175с.
Косарев, В.В. Общая и клиническая фармакология: учебник для мед. училищ и колледжей / В.В.Косарев.-Ростов н/Д: Феникс,2010.-477с.
Интернет – ресурсы:
Каталог информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://www.onlain/multipl
www.antibiotic.ru (Антибиотики и антимикробная терапия);
www.rlsnet.ru (Энциклопедия лекарств и товаров аптечногоассортимента);
www.pharmateca.ru (Современная фармакотерапия для врачей);
www.carduodrug.ru ( Доказательная фармакотерапия в кардиологии);
www.kardioforum.ru (Национальный фонд поддержки кардиологии).
Электронная библиотека медицинского колледжа www. medcollegelib.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: | |
Уметь находить сведения о лекарствен-ных препаратах в доступных базах данных. | Текущий контроль: - оценка результатов фронтального опроса. Рубежный контроль: - проверка рабочих тетрадей и фармакологических дневников; - представление результатов анализа источников происхождения лекарственных веществ; - оценка выполнения самостоятельной работы. Промежуточная аттестация: - оценка результатов дифференцированного зачета. |
Уметь ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств. | Текущий контроль: - оценка результатов фронтального опроса; Рубежный контроль: - проверка рабочих тетрадей и фармакологических дневников. Промежуточная аттестация: - оценка результатов дифференцированного зачета. |
Усвоенные знания: | |
Знать лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия. | Текущий контроль: - оценка результатов фронтального опроса: - оценка решения ситуационных задач; - оценка результатов выписывания рецептов; Рубежный контроль: - оценка выполнения самостоятельной работы; Промежуточная аттестация: - оценка результатов дифференцированного зачета. |
Знать основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам. | Текущий контроль: - оценка результатов фронтального опроса: - оценка выполнения тестирования; - оценка результатов выписывания рецептов; Рубежный контроль: - оценка выполнения самостоятельной работы; - оценка результатов дифференцированного зачета. Промежуточная аттестация: - оценка результатов дифференцированного зачета. |
Знать побочные эффекты, виды реакции и осложнения лекарственной терапии. | Текущий контроль: - оценка результатов фронтального опроса: - оценка выполнения тестирования; - оценка результатов выписывания рецептов; Рубежный контроль: - оценка выполнения самостоятельной работы; Промежуточная аттестация: - оценка результатов дифференцированного зачета. |