СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Органическая химия"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дисциплине "Органическая химия" для студентов колледжа. По специальности "Биохимическое производство".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Органическая химия"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Подмосковный колледж «Энергия»







УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УР

_______________ А.В.Куликова

«_____»______________ 2017 г.



СОГЛАСОВАНО:

Руководитель ОСП Старая Купавна

_______________ Т.А.Курило

«_____»______________ 2017 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ


основной профессиональной образовательной программы

по профессии (специальности) среднего
профессионального образования


19.02.01 «Биохимическое производство»


Форма обученияочная

















2017 год

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и примерной программы учебной дисциплины «Органическая химия» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16.04.2008г.


Программа рассмотрена на заседании цикловой (предметной) комиссии

профессиональных дисциплин

Протокол заседания № 1 от «30» августа 2017 г.

Председатель цикловой методической (предметной) комиссии

____________________Щукарева Ю.В.







Разработчики программы: преподаватель____________________ Бреднев М.Ю.


Содержание

1.

Паспорт программы учебной дисциплины


1.1. Область применения программы


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы


1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

2.

Структура и содержание учебной дисциплины


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

3.

Условия реализации программы учебной дисциплины


3.1. Образовательные технологии


3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


3.3. Информационное обеспечение обучения

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины





1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 19.02.01 Биохимическое производство .

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общеобразовательная дисциплина


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Уметь:

  1. составлять и изображать структурные полные и сокращенные формулы органических веществ и соединений;

  2. определять свойства органических соединений для выбора методов синтеза углеводородов при разработке технологических процессов;

  3. описывать механизм химических реакций получения органических соединений;

  4. применять безопасные приемы работы с органическими реактивами и химическими приборами;

  5. проводить химический анализ органических веществ и оценивать его результаты;

Знать:

  1. влияние строения молекул на химические свойства органических веществ;

  2. влияние функциональных групп на свойства органических веществ;

  3. методы получения высокомолекулярных соединений;

  4. особенности строения органических веществ, их молекулярное строение, валентное состояние атома углерода;

  5. природные источники, способы получения и области применения органических соединений;

  6. теоретические основы строения органических веществ, номенклатуру и классификацию органических соединений;

  7. типы связей в молекулах органических веществ


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 221 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 147 часов;

самостоятельной работы обучающегося 74 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

221

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

147

в том числе:


лабораторные занятия

36

практические занятия

40

контрольные работы

4

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

74

в том числе:


Подготовка доклада

16

Решение заданий

14

Подготовка презентации

4

Подготовка к контрольной работе

8

Подготовка к лабораторной работе

32

Итоговая аттестация по дисциплине в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
(если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Раздел I. Основные теоретические положения органической химии


19


Тема 1.1.

Важнейшие понятия органической химии

Содержание учебного материала

4

1

Предмет «Органической химии», и ее задачи. Значение органической химии в производственной и научно-исследовательской деятельности человека. Связь органической химии с другими дисциплинами.

1

2

Важнейшие понятия органической химии. Характер химических связей в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Напишите доклад по теме: « Природные источники пищевых продуктов, содержащих органические вещества».

2


Тема 1.2.

Классификация органических веществ. Гомологи, изомеры.

Содержание учебного материала

3

1

Классификация органических соединений по функциональным группам. Гомологические ряды соединений. Типы изомерии.

2

2

Типы реакций в органической химии.

3

Практическое занятие.

4


1

Написание структурных формул изомеров. Определение типа изомерии. Продолжение гомологического ряда.


2

Определение типа реакций. Решение простейших реакций.


Самостоятельная работа обучающихся.

Написать доклад по теме: « Жизнь А. М. Бутлерова и его теория химического строения».

Решение заданий по теме: «Типы изомерии и гомологи».

Подготовка к контрольной работе.

5

Контрольная работа.

1

Раздел II.

Углеводороды.


44

Тема 2.1.

Алканы и циклоалканы.


Содержание учебного материала

2

1

Алканы и циклоалканы. Структура и номенклатура. Физические и химические свойства.

2

Практическое занятие.

2


3

Написание уравнений реакций.


Лабораторная работа.

2

1

Получение алкана и изучение его свойств.


Самостоятельная работа обучающихся.

Решение заданий по теме: «Химические свойства алканов и циклоалканов».

Подготовка к лабораторной работе : «Получение метана и изучение его свойств».

3

Тема 2.2.

Непредельные углеводороды.

Содержание учебного материала

4

1

Общая характеристика алкенов и алкадиенов. Физические и химические свойства. Способы получения. Применение.

2

2

Общая характеристика алкинов. Физические и химические свойства. Способы получения. Применение.

2

Практическое занятие.

2


4

Написание уравнений реакций.


Лабораторная работа.

4

2

Изучение химических свойств непредельных углеводородов.


3

Качественные реакции на непредельные углеводороды. Отличие алкенов, алкадиенов и алкинов друг от друга.


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к лабораторной работе: «Изучение химических свойств непредельных углеводородов».

Подготовка к лабораторной работе: «Качественные реакции на непредельные углеводороды. Отличие алкенов, алкадиенов и алкинов друг от друга».

4

Тема 2.3.

Ароматические углеводороды.

Содержание учебного материала

2

1

Бензол и его гомологи. Строение молекулы бензола. Ароматичность. Химические и физические свойства.

2

Практическое занятие.

2


5

Написание уравнений реакций.


Лабораторная работа.

2

4

Свойства бензола.


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к лабораторной работе: «Свойства бензола».

Презентация по теме: «Особенность строения бензола. История его открытия».

4

Тема 2.4

Галогенпроизводные углеводороды.

Содержание учебного материала

3

1

Галогенпроизводные предельных и непредельных углеводородов. Галогенарены.

2

2

Генетическая связь


Практическое занятие.

2


6

Написание уравнений реакций.


Лабораторная работа.

2

5

Применение галогенпроизводных углеводородов.


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к лабораторной работе: «Получение галогенпроизводных углеводородов».

Подготовка к контрольной работе.

3

Контрольная работа.

1

Раздел III

Кислородсодержащие органические соединения.


90

Тема 3.1.

Гидроксильные соединения и их производные.

Содержание учебного материала

12

1

Одноатомные спирты.

1

2

Многоатомные спирты.

2

3

Фенолы и нафталы.

2

4

Отдельные представители фенолов. Нафтолы.


5

Простые эфиры.

2

6

Сложные эфиры.

1

Практическое занятие.

6


7

Химических свойств спиртов.

8

Химических свойств фенола и его производных.

9

Химических свойств эфиров.

Лабораторная работа.

6

6

Химические свойства спиртов и многоатомных спиртов.

7

Реакция фенола с хлорным железом. Получение трибромфенола.

8

Химические свойства эфиров.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к лабораторной работе: «Химические свойства спиртов и многоатомных спиртов.»

Подготовка к лабораторной работе: «Реакция фенола с хлорным железом. Получение трибромфенола.»

Подготовка к лабораторной работе: «Химические свойства эфиров.»

Решение заданий.

Написать доклад на тему «Алкоголь и влияние его на жизнедеятельность и здоровье человека.»

10

Тема 3.2

Альдегиды и кетоны.

Содержание учебного материала

6

1

Физические и химические свойства альдегидов и кетонов.

2

2

Сопряженные или α,β-ненасыщенные альдегиды и кетоны. Кетены.

1

3

Дикарбонильные соединения. Хелаты. Хиноны.

2

Практическое занятие.

4


10

Написание уравнений реакций для химических свойств альдегидов.


11

Написание уравнений реакций для химических свойств кетонов.


Лабораторная работа.

6

9

Химические свойства альдегидов.


10

Химические свойства кетонов.


11

Химические свойства хинонов.


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к лабораторной работе: «Химические свойства альдегидов.»

Подготовка к лабораторной работе: «Химические свойства кетонов.»

Подготовка к лабораторной работе: «Химические свойства хинонов.»

Решение заданий.

Написать доклад на тему « Основные отличия свойств альдегидов и кетонов.»

10

Тема 3.3

Карбоновые кислоты и их производные.

Содержание учебного материала

9

1

Карбоновые кислоты.

2

2

Ангидриды карбоновых кислот. Надкислоты.

2

3

Жиры и жироподобные вещества.



4

Амиды кислот.



5

Нитрилы кислот.



Практическое занятие.

6


12

Написание уравнений реакций.


13

Химические свойства жиров.

14

Химические свойства амидов.

Лабораторная работа.

4

12

Химические свойства карбоновых кислот.


13

Омыление жиров.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к лабораторной работе: «Химические свойства карбоновых кислот.»

Подготовка к лабораторной работе: «Омыление жиров.»

Решение заданий.

Написать доклад на тему «Кислотность и основность по Бренстеду-Лоури.»

Подготовка к контрольной работе.

10

Контрольная работа.

1

Раздел IV.

Элементорганические соединения.


42

Тема 4.1.

Органические соединения серы.

Содержание учебного материала

4

1

Тиолы. Дисульфиды. Тиоэфиры.

1

2

Сульфоксиды. Сульфоны. Сульфоновые кислоты. Сульфохлориды.

1

Практическое занятие.

4


15

Написание уравнений реакций.

16

Написание уравнений реакций.

Лабораторная работа.

2

14

Химические свойства органических соединений серы.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к лабораторной работе: «Химические свойства органических соединений серы.»

Решение заданий.

Написать доклад на тему « Получение и использование резины».

6

Тема 4.2.

Органические соединения азота.

Содержание учебного материала

8

1

Нитросоединения. Номенклатура. Основные свойства. Получение.

1

2

Амины. Строение. Номенклатура. Физические свойства.


3

Амины. Получение. Химические свойства.


4

Диазосоединения. Химические свойства.


Практическое занятие.

4


17

Получение нитросоединений.

18

Химические свойства аминов.

Лабораторная работа.

4

15

Свойства нитрометана.

16

Свойства аминов жирного ряда.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к лабораторной работе: «Свойства аминов жирного ряда».

Подготовка к лабораторной работе: «Свойства нитрометана».

Решение заданий.

Написать доклад на тему «Воздействие аминов на организм человека».

6

Тема 4.3.

Элементорганические соединения.

Содержание учебного материала

3

1

Органические соединения металлов.

1

2

Кремнийорганические и фосфорорганические соединения.


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к контрольной работе.

Подготовить доклад по теме « Химический состав человека».

4


Контрольная работа.

1

Раздел V.

Гетерофункциональные соединения.


26

Тема 5.1.

Углеводы.

Содержание учебного материала

4

1

Моносахариды. Олигосахариды. Полисахариды.

1

2

Моносахариды. Олигосахариды. Полисахариды.


Практическое занятие.

2


19

Написание уравнений реакций.


Лабораторная работа.

2


17

Определение процентного содержания глюкозы.


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к лабораторной работе: «Определение процентного содержания глюкозы с помощью поляриметра».

Решение задач.

4


Тема 5.2.

Аминоспирты и аминокислоты.

Содержание учебного материала

6


1

Аминоспирты, аминофенолы и аминокислоты.

1

2

Аминоспирты, аминофенолы и аминокислоты.


3

Белки.


Практическое занятие.

2


20

Химические свойства аминокислот.


Лабораторная работа.

2


18

Образование медной соли аминоуксусной кислоты.


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к лабораторной работе: «Образование медной соли аминоуксусной кислоты».

Подготовить презентацию по теме « Витамины. Польза и вред.»

4


Всего:

221




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Образовательные технологии

3.1.1. Реализация компетентностного подхода осуществляется с использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

Основными формами проведения аудиторных занятий являются: компьютерные симуляции; деловые и ролевые игры; разбор конкретных практических ситуаций; встречи с представителями российских компаний, государственных и общественных организаций.

Основными средствами образовательных технологий являются следующие:

1. Мультимедиа-технологии, как демонстративное и иллюстративное средство для изучения нового материала;

2. Моделирующие и игровые, как средство создания имитации, решения некоторых проблем, ситуационных задач;

3. Контролирующие, как средство контроля знаний;

4. Персональный компьютер, как средство самообразования.

5. Программно - прикладные электронные средства обеспечивают:

- информационную емкость и документальность;

- наглядность;

- демонстративные возможности наиболее важных моментов при изучении дисциплины;

- мотивацию студентов к изучению новой области знаний;

- сокращение времени обучения;

- самостоятельность нахождения нового или справочного материала.

3.1.2. Активные и интерактивные образовательные технологии, используемые при проведении аудиторных занятий


Семестр

Вид занятия*

Используемые активные и интерактивные
образовательные технологии

1

ТО, ПР, ЛР

компьютерные симуляции, решение проблемных задач.


2

ТО, ПР, ЛР

компьютерные симуляции; решение проблемных задач.


* ТО – теоретическое обучение, ПР – практические занятия, ЛР – лабораторные занятия



3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.


Реализация программы дисциплины требует наличия учебного лаборатории органической химии.


Оборудование учебной лаборатории:

- весовая комната

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- лабораторные столы;

- вытяжной шкаф;

- стол для титрования;

- сушильная доска


Учебно-наглядные пособия и лабораторное оборудование:

периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, стенды (кривая титрования, таблица растворимости, окислительно-восстановительные потенциалы, техника безопасности при работе в лаборатории), плакаты по качественному и количественному анализу, химическая посуда (простая и мерная), химические реактивы и индикаторы, весы технические и аналитические, электроплитки, центрифуга, водяные и песчаные бани, муфельная печь, сушильный шкаф, дистиллятор, наборы ареометров, термометры, микроскоп лабораторный


Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор



3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:


1.Органическая химия. Захарова Т.Н. 2016г.

Дополнительная литература:


  1. Нейланд О.Я. Органическая химия. М.: Высшая школа, 1990.

  2. Сайкс М. Механизмы реакций в органической химии. М.: Химия, 1991.

  3. Агрономов А.Е. Избранные главы органической химии. М.: Химия, 1990.

  4. Терней А. Современная органическая химия. М.: Мир, 1981, т.1-2.

  5. Органическая химия. Под редакцией Тюкавкиной Н.А. М.: Дрофа, 2002, в 2-х кн.

  6. Робертс Дж., Кассерио М. Основы органической химии. М.: Мир, 1978, т.1-2.

  7. Несмеянов А.Н., Несмеянов Н.А. Начала органической химии. М: Химия, 1969, кн.1-2.


Интернет – ресурсы


  1. http://www.fptl.ru/Chem%20block_Biblioteka.html (Химическая библиотека)

  2. www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).

  3. www.alhimikov.net(Образовательный сайт для школьников).

  4. http://himi4ka.ru (Образовательный сайт для школьников).






4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, выполнения индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы. Итоговое занятие в виде экзамена.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


составлять и изображать структурные полные и сокращенные формулы органических веществ и соединений

письменный, тестовый, индивидуальный опрос

определять свойства органических соединений для выбора методов синтеза углеводородов при разработке технологических процессов

индивидуальный опрос

описывать механизм химических реакций получения органических соединений

письменный, тестовый, индивидуальный опрос

применять безопасные приемы работы с органическими реактивами и химическими приборами

лабораторная работа

проводить химический анализ органических веществ и оценивать его результаты

лабораторная работа

Знания:


влияние строения молекул на химические свойства органических веществ

индивидуальный опрос

влияние функциональных групп на свойства органических веществ

письменный, тестовый, индивидуальный опрос

методы получения высокомолекулярных соединений

лабораторная работа

особенности строения органических веществ, их молекулярное строение, валентное состояние атома углерода

практические занятия

природные источники, способы получения и области применения органических соединений

самостоятельная работа (аудиторная)

теоретические основы строения органических веществ, номенклатуру и классификацию органических соединений

письменный, тестовый, индивидуальный опрос

типы связей в молекулах органических веществ

практические занятия




5