СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новая рабочая программа разработана для групп 1 курса в составе которых только девушки. Для специальностей: Технология молока и молочных продуктов, Технология хлеба и кондитерских изделий, Технология мяса и мясных продуктов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности»

министерство образования и науки Амурской области

государственное профессионально образовательное учреждение

Амурской области

«Амурский колледж сервиса и торговли»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ


ДИСЦИПЛИНЫ


ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ





для специальностей


19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий


19.02.07 Технология молока и молочных продуктов


19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов


( по техническому профилю)








Белогорск

2016


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, составлена в соответствии с примерной программой учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности, разработанной Н.В. Косолаповой и Н.А. Прокопенко, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО», протокол №2 от 26.02.2015г.







УТВЕРЖДЕНО

научно-методическим советом

Протокол № ____ от «____» ___________ 20___ г.

Председатель ______________ Т.М. Пузикова





Рассмотрена на заседании ПЦК

Протокол № ___ от «____» ____________ 2016 г.

Председатель ПЦК ______________ /Соколова С.А./







Разработчик: Пятибратова Т.В., преподаватель ОГСЭ






СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН

оСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям технического профиля 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий, 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов, Технология мяса и мясных продуктов

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина Основы безопасности жизнедеятельности является дисциплиной общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы СПО по указанным специальностям. Для указанных специальностей изучается как базовая учебная дисциплина.

Дисциплина Основы безопасности жизнедеятельности формирует знания и умения, способствующие освоению общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

  • воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;

  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

В результате освоения дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности обучающий должен

уметь:

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы.

  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • ведения здорового образа жизни;

  • оказания первой медицинской помощи;

  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

  • максимальная учебная нагрузка обучающегося 105 часов, в том числе:

  • обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 70 часов;

  • самостоятельная работа обучающегося 35 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

20

Экскурсии

-

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:


выполнение конспектов, изучение учебной литературы по темам программы

3

подготовка сообщений по темам

7

подготовка доклада по темам

3

выполнение рефератов

2

составление памятки

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Основы безопасности жизнедеятельности


Наименование темы

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ВВЕДЕНИЕ

Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

Самостоятельная работа

СР 1. Конспект «Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности»

2+1СР

2

Раздел 1.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ.



Тема1.1

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

16+8СР


1

Здоровье. Здоровый образ жизни.

2


2

Факторы, способствующие укреплению здоровья.

2


3

Вредные привычки и их профилактика.

2


4

Правила и безопасность дорожного движения

2


5

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

2


6

Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья.

2


Практические занятия

ПР 1. Изучение основных компонентов ЗОЖ.

ПР2. Изучение правил и моделей поведения пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

Самостоятельная работа

СР 2. Доклад «Здоровый образ жизни»

СР 3. Доклад «Факторы, способствующие укреплению здоровья.

СР 4. Памятка «Методы гигиенической оценки организации рационального питания»

СР5.Сообщение «Правила безопасности дорожного движения»

2

2



2

2

2

2


Раздел 2.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.



Тема 2.1

Государственная система обеспечения безопасности населеия.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

16+10СР


1

Общие понятия и классификация ЧС природного и техногенного характера.

2


2

РСЧС- история создания, предназначение, структура и задачи.

2


3

ГО – основная часть обороноспособности страны, основные понятия и задачи. Структура и органы управления ГО.

2


4

Современные средства поражения и их поражающие факторы.

2


Практические занятия

ПР 3.Изучение правил поведения и отработка моделей поведения в условиях опасной ситуации.

ПР 4. Изучение и отработка моделей поведения ЧС на транспорте.

ПР 5.Изучение и составление схемы эвакуации.

ПР 6.Изучение первичных средств пожаротушения.

Самостоятельная работа

СР 6. Конспект «ЧС природного и техногенного характера»

СР 7. Конспект «Модель поведения в условиях вынужденной природной автономии»

СР 8. Памятка « Структура РСЧС»

СР 9. Сообщение «Задачи ГО»

СР 10.Сообщение «Поражающие факторы ядерного оружия»

2


2

2

2


2


2


2

2

2


Раздел 3

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ.



Тема3.1

Основы медицинских знаний.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

36+16СР


1

Понятие ПМП. Перечень состояний, при которых оказывается ПМП.

2


2


Основные сведения по оказанию ПМП.

2


3

Понятие и виды травм. Правила ПМП при ранениях.

2


4

ПМП при электротравмах и поражениях молнией.

2


5

ПМП при синдроме длительного сдавливания. Травматический токсикоз.

2


6

ПМП при наружных кровотечениях.

2


7

ПМП при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути.

2


8

ПМП при отравлениях.

2


9

ПМП при потере сознания и при остановке сердца.

2


10

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

2


11

Инфекции, передаваемые половым путем. Ранние половые связи и их последствия для здоровья.

2


12

Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка.

Беременность.

2


13

Основы ухода за младенцем. Физиологические особенности развития новорожденных.

2


14

Контрольная работа

2


Практические занятия

ПР 7.Изучение и освоение основных приемов оказания ПМП при кровотечениях.

ПР 8. Изучение и освоение основных приемов Показания ПМП при ожогах.

ПР 9. Изучение и освоение основных приемов ПМП при отсутствии сознания и остановке сердца.

ПР 10. Изучение и оказание ПМП при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок.

Самостоятельная работа

СР 11. Доклад «Общие правила оказания ПМП»

СР 12. Реферат «Виды травм»

СР 13. Сообщение «Оказание ПМП при ожогах»

СР 14. Сообщение «Травматический токсикоз»

СР 15. Сообщение «Оказание ПМП при обморожениях»

СР 16. Сообщение Оказание ПМП при остановке сердца»

СР 17. Конспект «Профилактика инфекционных заболеваний»

2

2

2





2





2

2

2

2

2

2

2







3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины ОБЖ имеется учебный кабинет «Основы безопасности жизнедеятельности».


Оборудование учебного кабинета:

  • войсковой прибор химической разведки,

  • приборы – ДП-22В,

  • дозиметр ДП-5А,

  • противогазы,

  • респираторы,

  • общевойсковой защитный комплект,

  • плакаты (охрана труда, ЧС природного и техногенного характера, оказание первой медицинской помощи, ГО ее задачи и структура),

  • учебный автомат АК-74,

  • пневматические винтовки и пистолеты.


Технические средства обучения:

  • телевизор,

  • колонки,

  • экран для показа кинофильмов

  • видео и кинофильмы по каждой тематике.


3.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники:

  1. Микрюков М.Ю– «Безопасность жизнедеятельности» (учебник, изд. Форум, 2008 год).

  2. Арустамов Э, Смирнов С.А – «Безопасность жизнедеятельности» (учебное пособие, издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006 года).

  3. Воробьева Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебник 10 кл. Под ред.– М., 2005.

  4. Воробьева Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебник 11 кл. Под ред.– М., 2005.

  5. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Мишин П.Т, Васнев В.А ; под ред. Смирнова . А.Т.. — 8-е изд., перераб. – М., 2007.


Дополнительные источники:

  1. Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1993—2007.

  2. Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).

  3. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

  4. Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.

  5. Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


4.1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

знать/понимать

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

Промежуточный контроль знаний –контрольная работа (1 семестр).

Предварительный входной контроль - проведение тестирования.

Текущий контроль по темам раздела – поурочное оценивание.


Реферативная работа студентов по предлагаемой тематике.


СР 2. Доклад «Здоровый образ жизни»

СР4. Памятка «Методы гигиенической оценки организации рационального питания»

СР5.Сообщение «Правила безопасности дорожного движения жизни .

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

уметь

  • пользоваться медицинской аптечкой и оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;


ПР1. Изучение основных компонентов ЗОЖ.

ПР 2. Изучение правил и моделей поведения пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для ведения здорового образа жизни;


СР1.Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности .


СР3. Факторы, способствующие укреплению здоровья

Государственная система обеспечения безопасности населения

знать/понимать

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;


Текущий контроль по темам раздела – поурочное оценивание.


Реферативная работа студентов по предлагаемой тематике.

СР 8. Памятка « Структура РСЧС»

СР 9. Сообщение «Задачи ГО»

СР10.Сообщение «Поражающие факторы ядерного оружия»



.


  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

уметь

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

ПР 3.Изучение правил поведения и отработка моделей поведения в условиях опасной ситуации.

ПР 4. Изучение и отработка моделей поведения ЧС на транспорте.

ПР 5.Изучение и составление схемы эвакуации.

ПР6.Изучение первичных средств пожаротушения


  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.



СР 6. Конспект «ЧС природного и техногенного характера»

СР 7. Конспект «Модель поведения в условиях вынужденной природной автономии»





Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

знать/понимать

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

Текущий контроль по темам раздела – поурочное оценивание.


Реферативная работа студентов по предлагаемой тематике.

СР11.Доклад «Общие правила оказания ПМП»

СР12. Реферат «Виды травм»


Проверка конспектов и собеседование по самостоятельной работе с учебной литературой по заданной тематике.

уметь

  • вести здоровый образ жизни;


ПР7.Изучение и освоение основных приемов оказания ПМП при кровотечениях.

ПР8.Изучение и освоение основных приемов Показания ПМП при ожогах.

ПР 9. Изучение и освоение основных приемов ПМП при отсутствии сознания и остановке сердца.

ПР10. Изучение и оказание ПМП при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок.

Наблюдение за студентами в повседневной жизни деятельности.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для ведения здорового образа жизни;


СР17.Конспект«Профилактика инфекционных заболеваний»

поурочное оценивание,

устный опрос.




  • оказания первой медицинской помощи;


СР13.Сообщение «Оказание ПМП при ожогах»

СР14.Сообщение «Травматический токсикоз»

СР15.Сообщение «Оказание ПМП при обморожениях»

СР16.Сообщение Оказание ПМП при остановке сердца»

.



5