СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа и тематическое планирование по географии 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»

143909, Московская область, г.Балашиха, мкр. Авиаторов, ул.Летная, д.7

тел.: (498) 500-40-06, (498) 500-40-07, e-mail: bal.school30@yandex.ru

ИНН 5001096382 КПП 500101001 ОГРН 1135001006238




.



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Школа № 30»

___________ /С. А. Кузьмина/

«____»_____________2016 г

Приказ №____ от __________ 2016г


Рабочая программа учебного предмета

«География России. Население и хозяйство»

9 класс, базовый уровень.

(2016-2017 уч. год)


Составлена на основе примерной программы Министерства образования РФ по географии, авторской программы по географии (6-10 классы) под редакцией И.В. Душиной




Учитель: Аксёнова Вероника Павловна

(учитель высшей квалификационной категории)





г. Балашиха

2016-2017уч. г.



Пояснительная записка.

Статус документа.

Данная рабочая программапо географии для 9 класса составлена на основании:

•примерной программой по географии для общеобразовательных учреждений 9 классов под редакцией В.П.Дронова, В.Я. Рома. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2004 год. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит практический компонент (20%).


Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.


Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени среднего общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной про­грамме по географии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом форми­рования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных свя­зей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Основу учебно-методического комплекта по географии составляет единаялиния учебников Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:

  • Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. 6 кл. М: «Дрофа» 2013г.

  • Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 кл.  М: «Дрофа» 2013г.

  • Баринова И.И. География России.Природа 8 кл. М: «Дрофа» 2013г.

  • Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 кл. М: «Дрофа» 2013г.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в интернетресурсах, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.













Учебно-тематический план(68 часов)

раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы


Контрольные работы

1.

Введение.

1



2.

Общий обзор России.

4

1

1

3.

Население России.

5

4


4.

Экономика России.

26

10

1

5.

Регионы России

32

15

1

ИТОГО

68

30

3





















Содержание программы.

Введение (1ч.) Что изучает география Росси. Роль географической науки и географических знаний в жизни общества. Методы географических исследований и источники географической информации.

Раздел 1. Общий обзор России(4ч.)

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение и границы России.

Государственная территория России.

Практическая работа.1. Определение ГП России и Московской области, определение ЭГП и ПГП. (тренировочная).

Входная контрольная работа.

Раздел 2. Население России (5ч.) Многонациональность как специфический фак­тор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Численность населения России и причины, ее определяющие. Естественное движение населения (рождаемость, смертность, естественный прирост).

Современный демогра­фический кризис в России, его причины и последствия.

Осо­бенности и причины внешних и внутренних миграций на­селения. Современные проблемы вынужденных переселен­цев и беженцев.

Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и совре­менными миграциями.

Интенсивность урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них соци­альных и экологических проблем. Городские агломерации. «Забытые» малые города и проблемы их возрождения, центры конверсии ВПК.

Географические особенности расселения сельского на­селения. Современные социальные проблемы и беды села.

Экономически активное население, его роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность в обеспечении ЭАН различных территорий страны. Изменения структу­ры занятости населения. Проблемы безработицы.

Федеративное устройство и административно-террито­риальное деление.

Практические работы.1. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации.

2 Определение по картам и статистическим. материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с адм.территориальным делением РФ. 3.Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства. 4.Объяснение закономерностей в размещении населения России с использованием карт и стат. материалов.

Раздел 3.Экономика России. (26 ч). Тема1. Общая характеристика хозяйства.

Мес­то и роль хозяйства России в мировой экономике. Особен­ности структуры хозяйства. Природноресурсный потенци­ал России. Территориальные сочетания природных ресур­сов. Размещение важнейших ресурсных баз страны. Ра­циональное использование и воспроизводство природных ресурсов. Проблемы развития хозяйства.

Основные этапы развития хозяйства. Первая социально-экономическая «перестройка» при Петре I. Географический рисунок индустриализации. Изменения географии хозяйст­ва в годы Великой Отечественной войны. Формирование и раз­витие хозяйства в послевоенный период. Преобладание пер­вичных природно-эксплуатирующих отраслей. Ограниченное развитие верхних «этажей» экономики и инфраструктурного комплекса. Сдвиги экономики на восток и север и связанные с этим трудности. Распад СССР и его географические следствия. Переход к рыночной экономике и проблемы его осуществле­ния. Разгосударствление и приватизация, необходимость на­учно-технологической перестройки и ресурсосбережения, конверсия в оборонном комплексе. Экономический кризис и его географические следствия; «свертывание» и география! производства, перспективы выхода из кризиса.

Тема 2.География отраслей и межотраслевых комплексов.

Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав, связь с другими межотраслевые ми комплексами. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

Практическая работа. 1. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения 2.Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.3.Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства

Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в народном хозяйстве, связь с другими межот­раслевыми комплексами. Топливно-энергетические ресур­сы и топливно-энергетический баланс. Размещение основ­ных топливно-энергетических баз и районов потребления энергии. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

Нефтяная и газовая промышленность. Основные совре­менные и перспективные районы добычи, крупнейшие ме­сторождения, проблемы их освоения. Система трубопрово­дов. Роль экспорта энергоносителей в экономике страны. Главные экспортные трубопроводы.

Угольная промышленность. Виды угля и способы их до­бычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оцен­ка. Социальные и экологические проблемы угледобываю­щих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупней­шие электростанции. Формирование энергосистем. Нега­тивное влияние различных типов электростанций на окру­жающую среду.

Практические работы. 1. Составление характеристики одного из угольных илинефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Система комплексов отраслей, производящих конструкционные материалы и химические вещества.Металлургический комплекс: состав и структура, место в народном хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Проблемы формирования новых металлургических баз в восточных районах страны. Металлургия и окружающая среда. Черная и цветная металлургия, отраслевой состав. Возрастающая роль цветной металлургии при снижении производства и потребления черных металлов. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы их размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химико – лесной комплекс, состав, место и значение в народном хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Ведущая роль химической промышленности в составе комплекса. Главные факторы размещения предприятий химико – лесного комплекса, их изменение под влияни­ем НТР и формирующихся рыночных отношений.Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплек­сы. Химико-лесной комплекс и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Практические работы. 1.Составление характеристики одной из металлургических баз.2.Составление характеристики отрасли, составление таблицы 3. Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. 4.Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и стат. материалам.

Агропромышленный комплекс (АПК), место и значение в народном хозяйстве, состав, связь с другими комплекса­ми. Диспропорции в структуре российского ЛПК: недоста­точное развитие обеспечивающих и перерабатывающих отраслей. Влияние природных и социально-экономиче­ских факторов на размещение сельскохозяйственного про­изводства. Земельный фонд, его структура. Основные на­правления использования земельных ресурсов.

Земледелие и животноводство. Легкая и пищевая про­мышленность. География АПК, влияние НТР и перехода к рыночным отношениям на сдвиги географии его отрас­лей. АПК и окружающая среда.

Практическая работа. 1. Определение но картам основ­ных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Инфраструктурный комплекс, значение, состав, связь с другими межотраслевыми комплексами. Недостаточный уровень развития комплекса в России. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложив­шееся несовершенство транспортной сети в России. Обост­рение транспортных проблем в связи с распадом СССР. Су­хопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в со­временном обществе. Важнейшие проблемы развития в ус­ловиях перехода к рынку. Перспективы развития комплек­са. Инфраструктурный комплекс и окружающая среда.

Контрольная работа по теме "Экономика России."

Раздел 4. Регионы России (32 ч.)

Тема 1. Районирование территории.

Как можно районировать территорию (физико-географическое, эконо­мическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и другие виды районирования). Районирование России: принципы, факторы, сетки рай­онов. Проблемы районирования России. Зона Севера и ее проблемы. Региональная политика.

Практическая работа. Моделирование вариантов ново­го районирования России.

Тема 2. Европейская часть России (общая харак­теристика).

Особенности природы, истории и географии хо­зяйства Европейской России и Северного Кавказа. Геогра­фическое положение на западе России. Разнообразие рель­ефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России на­бор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Рос­сия — основа формирования территории государства Рос­сийского, давно освоенная и заселенная часть страны. При­чины и следствия этого. Место и роль Европейской России и Северного Кавказа в промышленном и сельскохозяйст­венном производстве страны. Проблемы социально-экономического развития. Внутрирегиональныеприродно - хозяйственные различия.

Европейский Север. Своеобразие географического и геополитического положения на севере Восточно-Европейской равнины, за 60-й параллелью, с выходом к Северно­му Ледовитому океану. Различия в рельефе и полезных ис­копаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Се­вера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточ­ное увлажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топ­ливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализа­цию экономики. Развитие топливно-энергетического ком­плекса, металлургии, химической и лесной промышленно­сти. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двинско-Печорского районов.

Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Отток населения с Севера и его причины. Национальный состав, традиции и культура. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйст­ва. Города региона. Основные географические фокусы эконо­мических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера. Роль Северного военно-морского флота. Космодром в г. Мирном.

Практические работы. 1. Составление и анализ схемыхозяйственных связей Двинско-Печорского района. 2. Выявле­ние и анализ условий для развития рекреационного хозяйства ев­ропейского Севера.

Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Чередование возвышен­ностей и низменностей — характерная черта рельефа. Моренно-ледниковый рельеф равной степени сохранности. Пояс полесий. Эрозионные равнины.

Климатические условия Центральной России и их бла­гоприятность для жизни и хозяйственной деятельности че­ловека. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природные ресурсы. Дефицит большинства их ви­дов.

Центральная Россия — очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение юж­ной части региона. Высокая численность и плотность на­селения. Количество и качество трудовых ресурсов. Совре­менный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Высокий уровень развития и кон­центрации науки. Города науки.

Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная метал­лургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышленный ком­плекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Сравни­тельно высокий уровень развития социальной сферы, отдых и туризм. Топливно-энергетические и природо­охранные проблемы. Проблемы регулирования и развития крупных городских агломераций. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономиче­ских, социальных и экологических проблем региона.

Возникновение и развитие Москвы. Обилие памятников старины. Специализация на наукоемких и трудоемких от­раслях. Москва — столица России. Радиально-кольцевая планировка Москвы и столичного региона. Экономиче­ские, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион.

Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородские и Макарьевские ярмар­ки. Конверсия, новые технологии и очаги старинных про­мыслов. Современность и проблемы древних русских горо­дов — Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.

Европейский Северо-Запад. Выгоды географического положения на разных этапах развития. Путь «из варяг в греки», «окно в Европу». Особенности географического по­ложения района после распада СССР. Природные особен­ности: сочетание возвышенностей и низменностей. Влия­ние моря на климат. Густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Осно­вание Петербурга. Район одного города. Роль Санкт-Петер­бурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург — северная столица России. Его основание, планировка, архитектур­ные ансамбли и памятники. Пригородные садово-парковые ансамбли. Санкт-Петербургский научно-промышленный и транспортный узел. Экологические и социальные пробле­мы великого города. Свободная экономическая зона «Ян­тарь».

Практические работы. 1. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербур­га. 2. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. 3. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

Поволжье. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата регио­на. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяй­ства. Волга — великая русская река. Ее роль в территори­альной организации населения и хозяйства. Гидроэнерге­тические, минеральные и почвенные ресурсы.

Многонациональный состав населения. Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Сочетание христи­анства, ислама и буддизма. Русское население территории. Территориальная организация расселения и хозяйства.

Развитие нефтегазохимического, машиностроительно­го и агропромышленного комплексов. Система трубопро­водов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК — ведущие позиции Поволжья в производстве мно­гих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пи­щевая промышленность. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. На­учные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических про­блем региона.

Практические работы. 1. Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и ре­лигиозный состав населения. 2. Экологические и водные пробле­мы Волги — оценки и пути решения.

Европейский Юг. Особенности географического положе­ния региона и его состав. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. На­роды гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы.

Очаги концентрации населения. Повышенная доля сель­ского населения. Особенности климата региона. Современ­ное оледенение. Основные реки, особенности питания и ре­жима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный

покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.

Агропромышленный комплекс: единственный в стра­не район субтропического земледелия. Ведущая роль ре­гиона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необхо­димость интенсификации сельского хозяйства и перераба­тывающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное транс­портное и энергетическое машиностроение.

Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курорт­ное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в раз­витии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических про­блем региона.

Практические работы. 1. Определение факторов раз­вития и сравнение специализации пищевой промышленности ев­ропейского Юга и Поволжья. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Урал. Различия в границах Урала при разных подходах к районированию. Важная особенность географического положения Урала — расположение на разнообразных при­родных и социально-экономических границах.

Пограничное положение Урала между Европейской Россией и Сибирью на стыке тектонических структур, не­высоких гор и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Минерально-сырьевые ресурсы. Влияние рельефа на заселе­ние Урала. Современная этническая пестрота. Влияние гео­логического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.

Дефицит водных ресурсов и его причины. Особенности климата Урала. Пути решения водных проблем. Урал — водораздел крупных рек и климатораздел. Разделяющая и связующая роль стыкового положения Урала в природе и хозяйстве. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов. Две меридио­нальные полосы расселения, влияние на их формирование речных систем и рельефа.

Основные отрасли специализации: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная про­мышленность, разнообразное машиностроение. Их взаимо­связь. Демидовские города-заводы и современная система рас­селения в районе. Проблемы населения и трудовых ресур­сов. Реконструкция уральской промышленности. Отстава­ние развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала.

Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропоген­ные изменения природы Урала. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических про­блем региона. Кыштымская трагедия.

Практические работы. 1. Определение тенденций хо­зяйственного развития Северного Урала. Результат работы пред­ставить в виде картосхемы. 2. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологиче­ских проблем.

Тема 3. Азиатская часть России (общая характе­ристика). Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части насе­ления на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство природны­ми ресурсами. Очаговый характер размещения производст­ва, его сырьедобывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации про­изводства и жизни населения в экстремальных условиях.

Сибирь. Географическое положение. Границы Сибири с точки зрения физико-географического и экономическо­го районирования. Экстремальность условий. Отличие природных зон Сибири от аналогичных европейских. Бо­гатство и разнообразие природных ресурсов, легкоранимая природа.

Влияние природных и экономических условий на осо­бенности заселения и хозяйственного освоения террито­рии. Проникновение русских в Сибирь. Низкая числен­ность и плотность населения, особенности размещения на­селения, проблема трудовых ресурсов. Старые и новые го­рода. Стратегия освоения территории: полноценные города или города - времянки. Разнообразие современных форм расселения. Соотношение городского и сельского населе­ния. Коренное население Сибири: религии, экологические

традиции и обряды, основные занятия. Проблемы мало­численных народов.

Современная география промышленности. Место и роль Сибири в жизни страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.

Западная Сибирь. Географическое положение на запа­де азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на моло­дой эпипалеозоиской плите и особенности формирования рельефа. Климат и внутренние воды. Сильная заболочен­ность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севе­ра и ее значение.

Господство средневысотных и высоких гор на юге За­падной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Относи­тельно молодой рельеф, сформированный новейшими под­нятиями и речной эрозией, области землетрясений. Кон­трастность климатических условий. Высотная поясность. Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспро­порции в площади региона и в численности населения За­падной Сибири. Научные центры и будущие технополисы.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: мине­ральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собствен­ных ресурсов. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, способы их добычи. Нефтегазохимический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтя­ные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. Горнодобываю­щая промышленность. Угольная промышленность и ее про­блемы. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта; Транссибирская магистраль, БАМ. Современные проблемы и перспективы развития горнодобывающей, угольной промышленности, черной и цветной металлургии, машино­строения, лесной промышленности, АПК, транспорта.

Природно-хозяйственные районы: Западно-Сибирский и Кузнецко-Алтайский. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем За­падной Сибири.

Практические работы. 1. Изучение и оценка природ­ных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека. 2. Составление характери­стики нефтяного (газового) комплекса (значение, уровень разви­тия, основные центры добычи и переработки, направления транс­портировки топлива, экологические проблемы). 3. Разработать по карте туристический маршрут с целью показа наиболее ин­тересных природных и хозяйственных объектов региона.

Восточная Сибирь. Географическое положение между Западной Сибирью и Дальним Востоком в центре азиат­ской части России.

Разнообразие тектонического строения и рельефа. Осо­бенности рельефа и геологического строения Среднесибир­ского плоскогорья. Чередование средневысотных складчато-глыбовых гор и межгорных котловин Прибайкалья и Забайкалья. Минеральные ресурсы: руды цветных и ред­ких металлов, каменный и бурый уголь. Резко континен­тальный климат, инверсия температур, многолетняя мерз­лота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особен­ности рельефа, водной сети и почвенно-растительного по­крова.

Великие сибирские реки: их водность, питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Условия для строитель­ства ГЭС. Тектоническая впадина Байкала — прообраз океа­на будущего. Уникальность Байкала.

Тайга — основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие про­мыслы в регионе. Крупнейшие заповедники (Таймырский, Баргузинский) и Кодаро-Чарский национальный парк. Несоответствие между природными богатствами и люд­скими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.

Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйст­ва территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС, тепловые электростанции КАТЭКа. Развитие энергоемких произ­водств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная про­мышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития горнодобывающей промышленности, металлургии, лесной и химической промышленности, машиностроения.

Транссибирская железная дорога — главная транспорт­ная артерия региона; БАМ, проблемы его развития. Водный и другие виды транспорта. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-историче­ские, промышленные, транспортные центры.

Природно-хозяйственные районы: Путорана и Средне­сибирское плоскогорье, Саяно-Забайкальский. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Практические работы. 1. Составление характеристи­ки Норильского промышленного узла (географическое положе­ние, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаи­мосвязь, промышленные центры). 2. Оценить особенности при­роды региона с позиций условий жизни человека в сельской ме­стности и городе. 3. Объяснить размещение ТПК, установить причины уровня сформированности каждого из них. Составить прогноз размещения новых ТПК.

Дальний Восток. Особенности географического и геопо­литического положения. Границы Дальнего Востока с точ­ки зрения физико-географического и экономического рай­онирования. ЭГП разных частей региона.

Этапы освоения территории: русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-япон­ской границ.

Несоответствие площади территории и численности на­селения. Неравномерность размещения населения. Отно­сительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые зем­летрясения и вулканизм, моретрясения, цунами. Долина Гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Якутские алмазы. От­расль специализации района — добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.

Резко континентальный климат, «полюс холода» Север­ного полушария, температурные инверсии, многолетняя мерзлота Якутии. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводне­ния. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положе­ния на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссу­рийская тайга — уникальный природный комплекс. Лесо­заготовка и целлюлозно-бумажное производство. Характер межресурсных связей, исключающий их одновременное использование.

Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лосо­севые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспек­тивы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепере­работка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного ком­плекса. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприят­ные почвенные и агроклиматические ресурсы юга терри­тории. Агропромышленный комплекс.

Дальний Восток в системе АТР. Интеграция со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные географиче­ские фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Практические работы. 1. Выделение на карте индуст­риальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, обо­ронных центров Дальнего Востока. 2. Предложить и обосновать свой вариант прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку. Составить прогноз тенденций развития транс­порта этих территорий. 3. Учебная дискуссия: свободные эконо­мические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы развития.

Итоговая контрольная работа.


Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 час.

Практических работ –30, из них оценочных – 7. Контрольных работ-3.








Календарно – тематическое планирование по географии 9 класс.

Наименования разделов и тем урока

Кол-во часов

Сроки прохождения

Требования к уровню подготовки обучающихся



Вид контроля.



Практические работы

Домашнее

задание

плановые

Фактические

Классы:

А Б В Г

1

Что изучает социально экономическая география России.

1

01-10.09



Фронтальный



Раздел 1. Общий обзор России. ( 3ч.)


2

Место России в мире Политико-государст венное устройство РФ

1

01-10.

09




Знать: основные осо­бенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значи­тельных размеров тер­ритории, субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте субъекты Российской Федерации и пограничные государства. Давать характеристику экономичес кому, транспортно–географическому, геополитическому и эколого –географическому положению России.

Работа с картами


РТ с.2-3

К/К с.36-37 З.:1 § 1

3

Географическое

положение и границы России.

1




Практическая работа

1. Определение ГП, ЭГП и ПГП России и Московской области (тренировочная)


§ 2

4

Экономико-и транс-портно-географичес-кое, геополитическое и эколого-географичес кое положение России

1

12-17.

09






ТПО с.4-5

с.36-37 З.:2 § 3,

5

Государственная территория России. Контрольная работа

1


Контрольная работа



Раздел 2. Население России (5ч.)


6

Исторические

особенности заселения и освоения территории России.

1

19-24.

09


Определять место России в мире. Наблюдать динамику численности населения России и выявлять факторы, влияю щие на естественный прирост населения страны. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населе ния в разных частях страны. Выявлять факторы, определяю щие соотношение мужчин и женщин. Определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным. Сравнивать продол жительность жизни мужского и женского населения. Определять крупнейшие по численности населения народы России, особенности размещения народов по территории страны; основные языковые семьи; религиозный состав населения. Уметь определять виды и причины миграций.



конспект

7

Население России. Численность и

воспроизводство

населения. РФ

1

19-24.

09


Работа с картами, составление прогноза

2. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации(1.оценочная)

§ 4-5 ТПО с.6-7

с.38-39 З.:1-4

8

Национальный состав населения.

1

26.09.-01.10



Практическая работа.

3 Определение по картам и статистическим материалам

крупных народов и особенностей их размеще-ния, сопоставление с администр. территориаль ным делением РФ (тренир.)

§ 7

9

Миграции населения.

1


Индивидуальная

4.Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства (творческая)

§ 8

10

Городское и сельское население. Обобщение по теме. «Население России»

1

03-08.10


Проверочная работа

5. Объяснение

Закономерностей в размещении населения России с использованием карт и стат. материалов (2.оценочная)

§ 9


Раздел 3. Экономика России. (26ч. )



11

География основных типов экономики на территории России.

1

03-08.10


Определять по картам структурные особенности экономики России. Границы производящей и потребляю щей зон, этапы формирования и проблемы хозяйства. Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых.

Развернутый план


§ 10



12

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

1

10.-15.10


Анализ диаграмм


§11

13


Россия в мировой экономике. Перспективы развития России.

1


Тест


§12

14

Научный комплекс – вершина экономики России.

1

17.-22.10


Знать: состав научного комплекса и географию научных центров России;

что такое технополисы и их влияние на научный комплекс.

Уметь: показывать на карте научные центры.

Работа с учебником картами





§13

15

Машиностроитель-ный комплекс.

1




Развёрнутый план




§ 14

Р.Т. 10-11, с.44

16

Факторы размещения машиностроения

1

24.-29.10


Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности.

Составление хар-ки отрасли

6. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения (тренировочная)

§15

К.к. 44-45

17


География машиностроения

1

09.-13.11



7.Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам. (3.оценочная)

§16


18

Военно-промышленный комплекс.


1


Составление характеристики отрасли, работа с картами


§17


19

Металлургический комплекс.

1

16-20.11


Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребите лей на западе. Характеризовать влияние ТЭК на окружающую среду и меры по ее охране.

8.Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства (4.оценочная)

§18 ТПО с.46

20

Топливно-энергети-ческий комплекс. Роль, значение и проблемы.Топливная промышленность

1







Сравнение

крупных угольных бассейнов

9.Составление характеристи ки одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и стат материалам. (5.оценоч)

§ 19. ТПОс.12-14, 40

21

Электроэнергетика


1

23.-27.11




Составлять таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации строительства, воздействия на окружающую среду, стоимос ти электроэнергии». Выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергети ческих ресурсов и географии ГЭС. Аргументировать необходимость экономии электроэнергии.

Составление характе-ристики отрасли, работа с картами, фронтальный опрос


§20, ТПОс.42-43

22

Комплексы конструкционных материалов. Состав и значение комплексов.

1

30.10-04.11


Знать классификацию конструкционных материалов, отрасли входящие в комплексы по их производству.

10.Составление характеристики одной из металлургических баз (тренировочная)

§21

23

Металлургический комплекс.

1




Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии . Наносить на к/к главные металлургические районы. Находить информа цию об использовании в хозяйстве и причинах возрас тания потребности в них.

Определение главных факторов размещения


§22

24

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Чёрная металлургия.

1

07.-11.12


Составление характеристики отрасли,

11.Составление характеристики отрасли, составление таблицы (тренировочная)

§23

25

Цветная металлургия.

1


Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии.

Составление характеристики отрасли.

12. Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия (тренировочная)

§24,ТПО 46-47

26

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.

1

14.-18.12


Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль

важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собствен ном и ввозимом сырье.

Составлен.презентациPowerPoint


§25,

ТПО с.48-49

27

Факторы размещения химических предприятий.

1


Составление характеристики отраслии картосхем

13. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и стат. Материалам (тренировочная.)

§26

28

Лесная промышленность

1

21.-24.12


Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, ее главных

потребителей. Определять ГП основных районов лесозаготовок и лесопромыш ленных комплексов с обоснованием факторов их размещения. Уметь объяснять проблемы и задачи развития лесной промышленности.



§27,

ТПО с.50-51

29

Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК.

1

21.-24.12


Анализировать схему «Состав агропромышленного комплек са России». Определять по картам и экономико-клима тическим показателям основ ные районы выращивания зерновых и технических куль тур, главные районы живот новодства. Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и легкой промыш ленности. Приводить примеры предприятий МО с указанием факторов их размещения.

Сам. раб., составление таблицы


§28,

ТПО с.52-53

30

Земледелие и животноводство.

1

28.-31.12


Практическая работа

14. Определение по картам основных районов выращи вания зерновых и технических культур, главных районов

животноводства (6.оценочная)

§29, Р.Т.15-17.

31





Пищевая и лёгкая промышленность.



Тестирование


§30

32

Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта.

1

11.-15.01








Проводить сравнение видов транспорта. Выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта.

Анализировать причины ведущей роли ж/.д транспорта в России. Определять по статистическим данным долю ж/д и авто мобильного транспорта в транспортной работе. Устанавливать по картам роль отдельных морских и речных бассейнов в работе транспорта

Развёрнутый план





§31

33

Железнодорожный и автомобильный транспорт.


1







презентацииPowerPoint, практическая работа

№15. Предложение и обоснование своего варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку (творческая).

§32,ТПО с.17-19.

34

Водный и другие виды транспорта.

1

18.-22.01





§33, ТПО с.54-55

35

Связь. Сфера обслуживания.

1

18.-22.01



Знать значение терминов по теме. Уметь составлять

классификацию услуг.



§34

36

Обобщение по теме. География отраслей и межотраслевых комплексов.

1

25-29.01




Контрольная работа



Раздел 4. Регионы России (32 ч.) Тема 1. Районирование территории.


37

Районирование России.

1

25-29.01

01.-05.02

Районирование, факторы районирования, ТПК, экономический район, границы экономических районов. Характеристика состава и ЭГП региона. Оценка природных и трудовых ресурсов. Выявление ведущих отраслей хозяйства. Проблемы взаимодействия природы и человека. Прогноз развития региона. Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его. Знать причины роста городов, демографические проблемы

Работа с картами, схемой

№16. Моделирование вариантов нового районирования России(творческая).

§35

38-39

Западный макрореги он-Европейская Россия. Центральная Россия.Состав, истори ческое изменение ГП

2

01.-05.02


Фронтальный опрос


§36,37

К.К 56


40-41

Население и главные черты хозяйства Центральной России.

2

08.-12.02


Практическая работа

№17 Объяснение взаимодей ствия природы и человека на примере одной из террито рий Центральной России. (7.оценочная)

§38

42-43

Районы Центральной России. Москва и Мос ковский столичный регион.

2

15.-19.02


Самостоятельная работа

№18 Сравнение ГП и плани ровки двух столиц - Москвы и Санкт- Петербурга.

§39

44-46

Географические особенности областей Центрального района.

3

22.-26.0229-04.03


Оценивать влияние природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства. Составлять описания и характеристики.положительное и отрицательное влияние географического положения.


Работа в группе

№ 19 Составление

картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.(8.оценочная)

§40,Р.Т. 21,23.

47

Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный район.

1

29-04.03


Составление конспекта


§ 41

48

Северо-Западный район.

1

07-11.03


Фронтальный опрос


§42, Р.Т.57

49

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1


Уметь составлять краткую гео­графическую характери­стику разных территорий на основе разно образ­ных источников геогра­фической информации и форм ее представления; использовать приобре­тенные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни

Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП. Устанавливать характер

воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и стат. материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.

Составление картосхемы


§43

50

Европейский Север. Население.

1

14.-18.03


Работа в группах

№ 20 Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района.(9.оценочная)

§44

51

Хозяйство Европейского Севера.

1


Работа в парах

№ 20. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

§45

52

Европейский Юг-Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы. Население

1

28.-01.04


Фронтальный опрос


§46,47,Р.Т.5,КК.59

53

Хозяйство Северного Кавказа.

1


Составление картосхемы.

№21. Выявления и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе(10.оцен.).

§48

54

Поволжье: ГП, природные условия и ресурсы.

1

04.-08.04


Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и стат. материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия

Практическая работа

Географический диктант

№22.Изучение влияния

истории заселения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения Поволжья.

§49

Р.Т.58

55

Население Поволжья.

1


Взаимоопрос

№23.Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья.

§50

56

Хозяйство Поволжья.

1

11-15.04


Решать практические и познавательные задачи

Самостоятельная работа

№24 Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения. (11.оценочная)

§51

57

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1


Определять наличие ресурсов, адаптации че­ловека к условиям окру­жающей среды, ее влия­ния на формирование культуры народов; рай­онов разной специализа­ции, центров производ­ства важнейших видов продукции, внутри государст­венных и внешних экономических связей Рос­сии, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характери­стику разных территорий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Самостоятельная работа

№25. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем.(12.оценочная)

§52 Р.Т.60

58

Урал. Население.

1

18-22.04


Самостоятельная работа

§53

59

Урал. Хозяйство.

1


Составление конспекта

№26. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Состав ление картосхемы.

§54

60

Восточный макрорегион. Общая характеристика.

1

25.-29.04


Работа в группах


§55

61

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики Восточного макрорегиона.

1

25.-29.04


Знать: основные понятия и термины, особенности основных отраслей хо­зяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ. Уметь: выде лять, опи­сывать и объяснять признаки географических объектов и явлений; находить и анализиро­вать информацию, необ­ходимую для изучения: объектов и явлений, их обес пе­ченности ресурса­ми, хозяй ственного по­тенциала, эколо гических проблем; приводить примеры: охраны и использо ва­ния природных ресурсов, рай­онов разной специализа ции, центров производ­ства важнейших видов продукции,

Практическая работа

№27.Составление характеристики Норильского про мышленного узла (ГП, при родные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры)

§56

62

Западная Сибирь

1

03-06.05


Заполнение таблиц

§57 ТПО с.61

63

Западная Сибирь хозяйство.

1


Практическая работа

№28. Изучение и оценка природных условий для жизни и быта человека.(13.оценочная)

§ 57

64-65

Восточная Сибирь хозяйство.

2

09.-13.05


Составление схемы, презентации PowerPoint

№29. Характеристика одного из ТПК Восточной Сибири (14.оценочная)

Р.Т.32

66

Дальний Восток.

1


16.-20.05


№30. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока

Р.Т.33

67

Дальний Восток. Хозяйство. Контрольная работа

1



Контрольная работа

§58 ТПО с.62

68

Обобщающее повторение

1

23-25.05



презентации уч-ся









Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2013.

  2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2014.

  3. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России. Население и хозяйство: 9 класс.- М. : «ВАКО», 2007

  4. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. 9 класс. М.: Просвещение, 1997.

  5. В.Я. Ром, В.П. Дронов. Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 класс. –М.: Дрофа, 2011.

  6. В.И. Сиротин. Самостоятельные и практические работы по географии (6-10 классы). – М.: Просвещение, 1991.

  7. В.А. Кошевой, А.А. Лобжанидзе. Тесты. География 8-9. – М.: Дрофа, 2008.

  8. Атлас. „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2014.

Материально-техническое обеспечение:

1. Информационные ресурсы (электронные учебники, Интернет).

• http: //www.gao.spb.ru/russian

• http: //www.fmm.ru

• http: //www.mchs.gov.ru

2. Технические средства обучения (видео материалы)

3. Мультимедийная программа: География 9 класс





«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель ШМО

___________ / О.Г.Азарова /

Протокол №___от «___»____2016 г.












«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

___________ / М.Н.Лукьянчук /

«____»_____________2016 г.


















17