Управление образования Администрации г.о. Троицк в г. Москве
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
«Рассмотрено» на заседании ШМО Руководитель ШМО ________/______________/ Протокол №____ от«___» _________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/Мацегора С.В./ «___» ________20__г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 2 _________/Зюзикова Ю.М./ Приказ № ______ от«___» _________ 20__г. | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету география
для 8 классов
Количество часов: всего 68 часа(ов); в неделю 2 час(ов)
Составитель: Муханова Татьяна Васильевна
Первая квалификационная категория
г. Троицк
2016/2017 учебный год
Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897; с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. №1577 (для основной школы)
Примерная программа основного общего образования по географии, рабочая программа по географии (М.:Дрофа, 2014). Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс» (М.:Дрофа, 2015).
Учебно-методический комплекс
Примерная программа основного общего образования по географии, рабочая программа по географии (М.:Дрофа, 2014); авторская программа по географии, авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин.
Учебник по предмету И.И.Баринова «География России. Природа. 8 класс» (М.:Дрофа, 2015).
Пособия для учителя:
1.Жижина Е.А., Никитина Н.А. Универсальные поурочные разработки по географии: 8 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2011. – 352 с.
2.География России. Природа. 8 класс : поурочные планы по учебнику И.И. Бариновой / авт.-сост. О.В. Антушева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 375 с.
3.География: пособие для поступающих в вузы / В.П. Максаковский, И.И. Баринова, В.П. Дронов и др. – М.: Дрофа, 2003. – 480 с.: ил., карт.
4.Михайлов И.Е. Литературная география в школе: дидактический материал для учителей географии. 6-10 классы. – М.: ВАКО, 2014. – 128 с.
5.Долгорукова С.В. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением. 3-е издание, стереотипное. М.: «Планета», 2011 г. 244 страницы.
6.Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы / сост. С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова. – М.: Глобус, 2007. – 173 с. – (Учение с увлечением).
7.Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с.
8.География. Дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий. 6-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. И.А. Кугут. – М.: Планета, 2011. – 272 с.
9.География России. 8-9 классы. Методическое пособие (авторы И.И .Баринова, В.Я. Ром)
10.Интернет-ресурсы.
Пособие для учащихся:
1.Контрольно-измерительные материалы. География: 8 класс / Сост. Е.А. Жижина. М.: ВАКО, 2015. – 112 с.
2.Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс. М.: Дрофа, 2015.
3.Атлас. География. 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2015-2016.
4.Контурные карты. География. 8 класс. М.: Дрофа, 2015-2016.
5.География России. Природа. 8 класс. Электронное приложение.
Демонстрационный материал.
1.Физическая карта мира, России.
2.Тематические плакаты по разделам курса «География России. Природа».
3.Политическая карта мира.
4. Тематические и физические карты.
Технические средства обучения:
1.Мультимедийный компьютер.
2.Мультемидийный проектор.
3. Доска проекционная.
Содержание учебного предмета, курса.
1.Введение.
Что изучает география России
Что изучает физическая география России.
Наша Родина на карте мира.
Географическое положение России.
Моря, омывающие берега России.
Россия на карте часовых поясов.
Как осваивали и изучали территорию России.
Административно-территориальное устройство России.
2.Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России.
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы.
Особенности рельефа России.
Геологическое строение территории России.
Минеральные ресурсы России.
Развитие форм рельефа.
Климат и климатические ресурсы.
Климат и климатические ресурсы
От чего зависит климат нашей страны.
Распределение тепла и влаги на территории России.
Разнообразие климата России.
Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.
Внутренние воды и водные ресурсы.
Разнообразие внутренних вод России. Реки.
Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека.
Почвы и почвенные ресурсы.
Образование почв и их разнообразие.
Закономерности распространения почв.
Почвенные ресурсы России.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.
Растительный и животный мир России.
Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ).
Природно-ресурсный потенциал России.
Раздел II. Природные комплексы России.
Природное районирование.
Разнообразие природных комплексов России.
Моря как крупные природные ресурсы.
Природные зоны России.
Разнообразие лесов России.
Безлесные зоны на юге России.
Высотная поясность.
Природа регионов России.
Восточно-Европейская (Русская) равнина.
Кавказ.
Урал.
Западно-Сибирская равнина.
Восточная Сибирь.
Дальний Восток.
Раздел III. Человек и природа.
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.
Воздействие человека на природу.
Рациональное природопользование.
Россия на экологической карте мира.
География для природы общества.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
Осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности;
Ответственное отношение к учению;
Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
Приобретение опыта участия в социально значимом труде;
Развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
Осознание ценности здорового образа жизни;
Понимание основ экологической культуры.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);
Планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);
Работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
Работать в соответствии с предложенным планом;
Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
Владеть основами самоконтроля и самооценки;
Осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
Участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;
Оценивать работу одноклассников;
В дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;
Проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;
Критично относиться к своему мнению.
Познавательные УУД:
Выделять главное, существенные признаки понятий;
Устанавливать причинно-следственные вязи; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
Классифицировать информацию по заданным признакам;
Решать проблемные задачи;
Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
Работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
Создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).
Предметные результаты:
Ученик научится:
Объяснять значение ключевых понятий курса;
Работать с основными источниками географической информации;
Определять географическое положение России и её регионов;
Определять время в различных пунктах страны;
Называть и показывать основные географические объекты;
Называть и объяснять географические закономерности и главные факторы различных природных процессов;
Работать с контурной картой;
Составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по плану;
Приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;
Давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;
Приводить примеры влияния компонентов природы на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
Приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;
Объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
Определять экологические проблемы природных регионов;
Называть меры по охране природы.
Ученик получит возможность научиться:
Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
Приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
Воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
Создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
Оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
Оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;
Делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.
Составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
Самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;
Создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления презентацией.
Тематическое планирование для 8 класса
(с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы)
№ урока | Тема | Кол-во часов | Форма контроля |
Введение (7 ч) |
Что изучает география (1 ч) |
1 | Почему необходимо изучать географию своей страны? Знакомство со структурой учебника и атласом | 1 | |
Наша Родина на карте мира (6ч) |
2 | Географическое положение России. Практическая работа №1 «Характеристика географического положения России». | 1 | П/р |
3 | Моря, омывающие берега России | 1 | |
4 | Россия на карте часовых поясов. Практическая работа №2 «Определение поясного времени в разных пунктах России» | 1 | П/р |
5 | Как осваивали и изучали территорию России | 1 | |
6 | Административно-территориальное устройство России | 1 | |
7 | Обобщение и контроль знаний по теме «Наша Родина на карте мира». Стартовая К/р. | 1 | К/р |
Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 ч) |
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (4 ч) |
8 | Особенности рельефа России | 1 | |
9 | Геологическое строение территории России | 1 | |
10 | Минеральные ресурсы России. Практическая работа №3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры». | 1 | П/р. |
11 | Развитие форм рельефа | 1 | |
Климат и климатические ресурсы (4 ч) |
12 | От чего зависит климат нашей страны | 1 | |
13 | Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие климата России. Практическая работа №4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории России». | 1 | П/р. |
14 | Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы | 1 | |
15 | Климат своей местности | 1 | |
Внутренние воды и водные ресурсы (3 ч) |
16 | Разнообразие внутренних вод России. Реки | 1 | |
17 | Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | 1 | |
18 | Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. | 1 | |
Почвы и почвенные ресурсы (3 ч) |
19 | Образование почв и их разнообразие | 1 | |
20 | Закономерности распространения почв. Практическая работа №5 «Выявление условий почвообразования основных типов почв. Оценка их плодородности.» | 1 | П/р. |
21 | Почвенные ресурсы России | 1 | |
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4 ч). |
22 | Растительный и животный мир России | 1 | |
23 | Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Практическая работа №6 «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. Определение роли ООПТ в сохранении природы России.» | 1 | П/р. |
24 | Природно-ресурсный потенциал России | 1 | |
25 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Природные ресурсы России». Рубежная К/р. | 1 | К/р |
Раздел II. Природные комплексы России (36 ч) |
Природное районирование (6 ч) |
26 | Разнообразие природных комплексов России | 1 | |
27 | Моря как крупные природные комплексы | 1 | |
28 | Природные зоны России | 1 | |
29 | Разнообразие лесов России | 1 | |
30 | Безлесные зоны на юге России | 1 | |
31 | Высотная поясность. Практическая работа №7 «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)» | 1 | П/р. |
Природа регионов России (30 ч) |
32 | Особенности географического положения Восточно-Европейской (Русской) равнины. История освоения | 1 | |
33 | Особенности природы Восточно-Европейской равнины | 1 | |
34 | Природные комплексы Восточно-Европейской равнины | 1 | |
35 | Памятники природы Восточно-Европейской равнины | 1 | |
36 | Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины. | 1 | |
37, 38 | Особенности географического положения Кавказа. Особенности природы Кавказа | 2 | |
39 | Особенности природы высокогорий | 1 | |
40 | Природные комплексы Северного Кавказа | 1 | |
41 | Природные ресурсы северного Кавказа. Население | 1 | |
42 | Особенности географического положения Урала. История освоения | 1 | |
43 | Природные ресурсы Урала. Практическая работа №8 «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности.» | 1 | П/р. |
44 | Своеобразие природы Урала | 1 | |
45 | Природные уникумы Урала | 1 | |
46 | Экологические проблемы Урала | 1 | |
47 | Особенности географического положения Западно-Сибирской равнины | 1 | |
48 | Особенности природы Западно-Сибирской равнины | 1 | |
49 | Природные зоны Западно-Сибирской равнины | 1 | |
50 | Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины | 1 | |
51, 52 | Особенности географического положения Восточной Сибири. История освоения | 2 | |
53 | Особенности природы Восточной Сибири. Климат | 1 | |
54 | Природные районы Восточной Сибири | 1 | |
55 | Байкал: история освоения, особенности природы, значение | 1 | |
56 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения | 1 | |
57 | Особенности географического положения Дальнего Востока. История освоения | 1 | |
58 | Особенности природы Дальнего Востока | 1 | |
59 | Природные комплексы и природные уникумы Дальнего Востока | 1 | |
60 | Природные ресурсы Дальнего Востока. Практическая работа №9 «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из регионов.» | 1 | П/р. |
61 | Обобщение знаний по разделу «Природные комплексы России» | 1 | |
Раздел III. Человек и природы (6 ч) |
62 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека | 1 | |
63 | Воздействие человека на природу | 1 | |
64 | Рациональное природопользование. Охрана природы | 1 | |
65 | Россия на экологической карте мира. Экология и здоровье человека. Практическая работа №10 «Характеристика экологического состояния одного из регионов России» | 1 | П/р. |
66 | География для природы и общества | 1 | |
67 | Обобщение знаний по разделу «Человек и природа» | 1 | |
Итоговый контроль (1 ч) |
68 | Итоговый контроль знаний по курсу | 1 | К/р. |