Раздел I. Планируемые результаты освоения
учебного курса
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
Знать: Геологический возраст Земли. Свойства материковой и океанической земной коры, литосферные плиты и следствия их движения, основные элементы, формирующие земную кору, зависимость рельефа от строения земной коры.
Особенности распределения солнечного тепла и света на поверхности Земли, распределение поясов атмосферного давления, общая циркуляция атмосферы, основные типы воздушных масс, климатические пояса. Понятие «водная масса», особенности распределения температуры и солености вод Мирового океана, основные черты динамики вод, особенности органического мира Мирового океана. Стихийные явления в океане. Источники загрязнения вод океана. Разнообразие растительного и животного мира земли. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Содержание понятий «природный комплекс», «географическая оболочка», «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность», роль климата и рельефа в формировании ПК. Особенности географического положения материков. Особенности открытия и освоения территории. Влияние ГП на природу, особенности рельефа и его связь со строением земной коры, особенности климата, внутренних вод, размещение природных зон, основные народы, распределение населения.
Уметь: Определять по карте строение земной коры и границы литосферных плит, сопоставлять карту строения земной коры и физическую. Определять по климатическим картам среднюю и абсолютную температуру, количество осадков, направление господствующего ветра, составлять описание климата, используя климатическую карту.
Определять по климатическим картам характерные черты природы отдельных океанов. Называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование. Называть границы распространения живого вещества, источники энергии процессов, происходящих на Земле, свойства географической оболочки.
Определять по карте природные зоны Земли, сопоставлять карту климатических поясов с картой природных зон. Составлять характеристику географического положения материков. Называть и показывать имена и маршруты путешественников, все изучаемые объекты береговой линии, крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы и климатические пояса. Используя разные источники, давать характеристику реки по плану, по комплексной карте определять основные виды занятий населения.
Географическая номенклатура
Тема «Африка»:
- Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;
- Нил, Конго, Нигер, Замбези;
- Виктория, Танганьика, Чад;
- Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).
Тема «Австралия и Океания»:
- Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;
- Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;
- Муррей, Эйр;
- Сидней, Мельбурн, Канберра.
Тема «Южная Америка»:
- Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;
- горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла- Платская низменности;
- Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;
- Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).
Тема «Северная Америка»:
- Флорида, Калифорния, Аляска; Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;
- Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;
- горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;
- Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;
- Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое;
- Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
Тема «Евразия»:
- Таймыр, Кольский Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея;
- Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;
- Финский, Ботанический, Персидский заливы;
- проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;
- острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские; - - - равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья: Восточно-Сибирское, Декан;
- горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья: Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;
- реки: Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;
- озера: Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
ОЦЕНОЧНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.
Тема «Африка»
Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка.
Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Тема «Австралия»
Сравнение географического положения Австралии и Африки.
Тема «Южная Америка»
Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.
Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.
Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).
Тема «Северная Америка»
Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности.
Тема «Евразия»
Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.
Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
письменные
| правильный ответ – 1 балл 0-49% - «2» 50-69% - «3» 70-89% - «4» 90-100% - «5» |
2.Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.
Требования к устным ответам учащихся:
«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.
«4»- применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;
- измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.
«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;
- устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;
- высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры;
Раздел II. Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (15 часов)
Тема 1. Мировая суша (1 час)
Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова.
Тема 2. Поверхность Земли (6 часов)
Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Тема 3. Атмосфера (4 часа)
Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.
Тема 4. Мировой океан (5 часов)
Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Тема 5. Геосфера (2 часа)
Понятие о географической оболочке. Материки и океаны, как крупные природные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи.
Тема 6. Человек (4 часа)
Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Взаимоотношения человека и природы и их изменения. Охрана природы. Всемирное природное наследие.
Раздел 2. Материки планеты Земля (48 часов) Тема 1. Африка (10 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий, Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.
Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Тема 2. Австралия (5 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Тема 3. Антарктида (2 часа)
Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологического строения рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения.
Тема 4. Южная Америка (9 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и Горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Анды – регион богатой культуры, Галапагосские острова, Мачу – Пикчу.
Тема 5. Северная Америка (9 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры – главный горный хребет. Аппалачи. Разнообразие типов климата, меридиональное простирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы Северной Америки. Англо-Америка, мигранты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо.
Тема 6. Евразия (11 часов)
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (1 час)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Раздел III Тематическое планирование
раздел | тема | Количество часов | Количество практических работ | Количество контрольных работ |
Планета, на которой мы живем | Мировая суша | 1 | 1 | |
| Поверхность Земли | 6 | | 1 |
| Атмосфера | 4 | | |
| Мировой океан | 5 | | 1 |
| Геосфера | 2 | | |
| Человек | 4 | | |
Материки планеты Земля | Африка | 10 | 2 | 1 |
| Австралия | 5 | 1 | |
| Антарктида | 2 | | |
| Южная Америка | 9 | 3 | 1 |
| Северная Америка | 10 | 2 | 1 |
| Евразия | 10 | 3 | 1 |
Взаимоотношения человека и природы | | 1 | | |
всего | | 67 | 12 | 6 |
Раздел IV. Календарно-тематическое планирование
Раздел | Кол-во часов | Тема | Кол-во часов | Виды контроля | Дата |
| | | | | план | факт |
Мировая суша Поверхность Земли (Литосфера) Атмосфера Мировой океан Геосфера Человек Африка Австралия Антарктида Южная Америка Северная Америка Евразия Взаимоотношения природы и человека | 1 6 4 5 2 4 10 5 2 9 10 10 1 | Суша в океане. Практическая работа №1 Геологическое время. Строение земной коры. Литосферные плиты и современный рельеф. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Контрольная работа по теме «Поверхность Земли» Пояса планеты. Воздушные массы и климатические пояса. Климатообразующие факторы. Мировой океан и его части. Движение вод Мирового океана. Органический мир океана. Особенности отдельных океанов Контрольная работа по темам «Атмосфера» и «Мировой океан» Географическая оболочка. Зональность географической оболочки. Освоение Земли человеком. Охрана природы. Население Земли. Страны мира. Географическое положение и история исследования Африки. Практическая работа № 2 Геологическое строение и рельеф . Практическая работа № 3 Климат. Гидрография. Разнообразие природы. Население. Северная и Западная Африка. Центральная, Восточная и Южная Африка. Контрольная работа по теме «Африка» Географическое положение и история исследования Австралии. Практическая работа № 4 Компоненты природы . Особенности природы. Австралийский Союз. Океания. Географическое положение и история исследования. Особенности природы. Географическое положение, история открытия и исследования. Геологическое строение и рельеф. Практическая работа № 5. Климат. Гидрография. Практическая работа № 6. Разнообразие природы. Население. Регионы Южной Америки. Практическая работа № 7. Контрольная работа по теме «Южная Америка» Географическое положение. История открытий и исследований. Геологическое строение и рельеф. Климат. Практическая работа № 8. Гидрография. Разнообразие природы. Население. Регионы Северной Америки. Практическая работа № 9. Контрольная работа по теме «Северная Америка». Географическое положение и история исследования. Геологическое строение и рельеф. Климат. Практическая работа № 10. Гидрография. Разнообразие природы. Практическая работа № 11. Население. Регионы Европы. Практическая работа № 12 Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия. Южная и Юго-Восточная Азия. Контрольная работа по теме «Евразия». Природа и общество. | 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | | 5.09 6.09 12.09 13.09 19.09 20.09 26.09 27.09 3.10, 4.10 10.10 11.10 17.10 18.10 24.10 25.10 7.11 8.11 14.11 15.11 21.11 22.11 28.11 29.11 5.12 6.12 12.12, 13.12 19.12 20.12 9.01 10.01 16.01 17.01 23.01 24.01 30.01 31.01 6.02 7.02 13.02 14.02 20.02 21.02 27.02 28.02 6.03 7.03 13.03 14.03 20.03 21.03 3.04 4.04 10.04 11.04 17.04 18.04 24.04 25.04 2.05 15.05 16.05 22.05 23.05 29.05 30.05 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ Большеталовской СОШ От________20____года №____ Руководитель МС ____________/_______________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ ОС.М.Ковалева _____ ________20____года |