Носаева Наталия Сергеевна
1-Пересыпкинского филиала МБОУ 2-Гавриловской сош
учитель математики
Рабочая программа по геометрии. 7 класс
1.Пояснительная записка
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели и задачи обучения математики: формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.
приобретения математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Рабочая программа разработана в соответствии со стандартом основного общего образования по математике и составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);
приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями).
Сведения о программе:
Содержание программы содержит инвариантную часть курса и вместе с тем вариативную составляющую содержания образования. При этом авторами программ и учебников предлагаются различные структуры учебного материала, которые определяют последовательность изучения материала в рамках стандарта для основной школы и пути формирования систем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также для развития учащихся. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства
Обоснование выбора программы:
Данная программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения , воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом.
В программу внесены изменения:
В рабочую программу были внесены изменения в части объема содержания учебного материала, связанные с предметным содержанием системы общего среднего образования , психологическими возрастными особенностями обучаемых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся. Заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств.
Тема | Количество часов в рабочей программе |
Начальные геометрические сведения | 11 |
Треугольники | 18 |
Параллельные прямые | 13 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 |
Повторение | 8 |
Итого | 70 |
Внесение изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмет , а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
Место и роль учебного предмета:
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится 175 часов из расчета 5 часов в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее:
3 часа алгебры в неделю, итого 105 часов;
2 часа геометрии в неделю; итого 70 часов.
Информация о количестве учебных часов:
Рабочая программа по геометрии рассчитана на 2 ч в неделю, 70 ч в год, в том числе, для проведения контрольных работ – 6 ч.
Механизмы формирования ключевых компетенций
В образовательном процессе используются виды компетенций: Ключевые, включают (работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем, быть человеком)
По видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная)
Виды и формы контроля:
Текущий, тематический, итоговый. Учащиеся оцениваются по пятибалльной системе.
Самостоятельная работа, тест, карточки-задания, контрольная работа.
Формы промежуточной аттестации:
Контрольная работа, рассчитанная на 45 минут. Контрольная работа содержит итоговый материал по геометрии за 7 класс.
Планируемый уровень подготовки выпускников:
Учащиеся должны знать и уметь:
решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
сопоставлять полученный результат с условием задачи.
формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников
решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трем сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на и равных частей
формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства и признаки параллельных прямых;
формулировать и доказывать теоремы
- о соотношениях между сторонами и углами треугольника,
о сумме углов треугольника,
о внешнем угле треугольника;
формулировать свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников;
- решать задачи на построение треугольника по трем его элементам с помощью циркуля и линейки.
Информация об используемом учебнике:
Используемый учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации:
Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Геометрия. 7-9 учебник для общеобразовательных учреждений: -М.: Просвещение, 2013.
Учебник написан в соответствии с действующими программами для общеобразовательной школы и соответствует современным образовательным стандартам. Материалы учебника изложены подробно и обстоятельно, что позволяет использовать их для самостоятельного изучения. В этом учебнике много задач: есть задачи и практические задания к каждому параграфу, дополнительные задачи к каждой главе и, наконец, задачи повышенной трудности. Учебник нацелен на развитие способностей учащихся разного уровня успеваемости.
2. Содержание рабочей программы
Раздел 1. Начальные геометрические сведения (11)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпепдикулярные прямые.
Цель -систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
Учащиеся должны знать и уметь:
- формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча; угла, прямого, острого, тупого и развернутого углов; вертикальных и смежных углов; биссектрисы угла;
- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства вертикальных и смежных углов;
- формулировать определения перпендикуляра к прямой;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- сопоставлять полученный результат с условием задачи.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения» .
Раздел 2. Треугольники (18)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать равнобедренный, равносторонний треугольники; высоту, медиану, биссектрису;
- формулировать определение равных треугольников;
- формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников;
- объяснять и иллюстрировать неравенство треугольника;
- формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника,
- моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;
- решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трем сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на и равных частей.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа №2 «Треугольники»
Раздел 3. Параллельные прямые(13)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, изображать, формулировать определения параллельных прямых; углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей; перпендикулярных прямых; перпендикуляра и наклонной к прямой; серединного перпендикуляра к отрезку;
- формулировать аксиому параллельных прямых;
- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства и признаки параллельных прямых;
- моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»
Раздел 4.Соотношения между сторонами и углами треугольника (20)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать прямоугольный, остроугольный, тупоугольный;
- формулировать и доказывать теоремы
- о соотношениях между сторонами и углами треугольника,
- о сумме углов треугольника,
- о внешнем угле треугольника;
- формулировать свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников;
- решать задачи на построение треугольника по трем его элементам с помощью циркуля и линейки.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»
Раздел 5. Повторение. (8)
Перечень контрольных мероприятий:
Итоговая контрольная работа.
3. Учебно-тематический план.
№п.п | Тема | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ |
1. | Раздел1.Начальные геометрические сведения. | 11 | 1 |
2. | Раздел 2.Треугольники. | 18 | 1 |
3. | Раздел3.Параллельные прямые. | 13 | 1 |
4. | Раздел4.Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 20 | 2 |
5. | Повторение. | 8 | 1 |
| Итого | 70 | 6 |
4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения ученик должен знать /понимать
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики:
уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира:
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение:
изображать геометрические фигуры: выполнять чертежи по условию задач;
осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в
окружающей обстановке основные фигуры, изображать их;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные
теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие
планиметрические задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения геометрических задач;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин
(используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль.
транспортир).
5.Литература и средства обучения
Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. К. А. Глазков, В. Б. Некрасов, И. И. Юдина. Изучение геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации.- М.: Просвещени. 2009 г.
Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса- М. Просвещение. 2007.
Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7-9 классов. Просвещение,2009.
А.В. Фарков. Контрольные работы , тесты, диктанты по геометрии. 7 класс - М.2008.
Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2012г.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. -М.: Просвещение, 2003 — 2008.
Дополнительные пособия для учащихся:
Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
Математика. Справочник / О. Ю. Черкасов, А. Г. Якушев. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
Олимпиадные задачи по математике: 5–11 классы / Н. В. Фарков. – М: 2012.
Задачи с параметрами и методы их решения / В. С. Крамор. – М.: ООО «Издательство “Оникс”»; ООО «Издательство “Мир и Образование”», 2011.
Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: 9 класс / С. А. Шестаков. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
Предпрофильная подготовка итоговой аттестации / Ф. Ф. Лысенко. – Ростов н/Д.: Легион, 2011.
для учителя:
Задачи по математике для любознательных / Д. В. Клименченко. – М.: Просвещение, 2009.
Олимпиадные задания по математике: 5–8 классы / Н. В. Заболотнева. – Волгоград: Учитель, 2006.
Учебно-тренировочные тестовые задания «малого» ЕГЭ по математике / Ф. Ф. Лысенко. – Ростов н/Д.: Легион, 2008.
Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса используются информация и материалы следующих Интернет-ресурсов:
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.
Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru, http://www.zavuch.info/, http://festival.1september.ru, http://school-collection.edu.ru, http://www.it-n.ru, http://www.prosv.ru.
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.
Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/;http://www.encyclopedia.ru
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Комплект классных чертежных инструментов : линейка, транспортир, циркуль, прямоугольные треугольники (30и60; 45и45).
Комплект планиметрических и стереометрических демонстрационных тел.
Комплект для моделирования: цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы.