I. Пояснительная записка.
Нормативные и учебно-методические документы, определяющие содержание программы:
Рабочая программа по геометрии в 8 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 №1312;
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике (утверждена приказом Министерства образования РФ от 09.03.04 №1312).
Алгебра. Сборник рабочих программ 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/сост. Т.А.Бурмистрова - М:Просвещение 2011, 96с.
Примерные программы по алгебре и геометрии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263
«Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236)
Геометрия. Сборник рабочих программ 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/сост. Т.А.Бурмистрова – 2-е изд., дораб-М:Просвещение 2014,95с.
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности,
изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности,
выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
II. Общая характеристика учебного предмета.
Математическое образование в 8 классе складывается из следующих содержательных компонентов: алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
III. Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение учебного предмета геометрия в 7 классе в инвариантной части учебного плана выделяется 2 учебных часа в неделю. При 35 учебных неделях – 70 часов в год.
IV. Содержание учебного предмета.
Повторение курса геометрии 7 класса
Четырехугольники.
Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Площади фигур.
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Подобные треугольники.
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
Окружность.
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности и ее свойства и признак. Центральные и вписанные углы. [Четыре замечательные точки треугольника.] Вписанная и описанная окружности.
Итоговое повторение.
V. Тематическое планирование.
Основное содержание по темам | Количество часов | Требования к результату |
Повторение курса геометрии 7 класса | 4 | Актуализация знаний за курс геометрии 7 класса |
Четырехугольники. | 14 | Знать определение многоугольника, выпуклого многоугольника, четырехугольника как частного вида выпуклого четырехугольника, теоремы о сумме углов выпуклого многоугольника, определение параллелограмма, его свойства и признаки; определения трапеции и ее элементов, равнобедренной и прямоугольной трапеции, свойства равнобедренной трапеции; теорему Фалеса; определение прямоугольника и его свойства; определения, свойства и признаки прямоугольника, ромба и квадрата; определения и свойства осевой и центральной симметрии. Уметь решать задачи по теме |
Площади фигур. | 14 | Знать понятие площади, основные свойства площадей, формулу для вычисления площади квадрата; формулу площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; теорему Пифагора; теорему, обратную теореме Пифагора. Уметь решать задачи по теме |
Подобные треугольники. | 20 | Знать определение подобных треугольников, понятие пропорциональных отрезков, свойство биссектрисы угла, теорему об отношении площадей подобных треугольников, признаки подобия треугольников; понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, основные геометрические тождества; значения синуса, косинуса и тангенса для углов, равных 30, 45, 60 Уметь решать задачи по теме, применять теорию о подобных треугольниках при измерительных работах на местности. |
Окружность. | 15 | Знать различные случаи расположения прямой и окружности; понятия касательной, точки касания, отрезков касательных, проведенных из одной точки; свойство касательной и ее признак; свойства отрезков касательных, проведенных из одной точки; понятия градусной меры дуги окружности, центрального и вписанного угла, теорему о вписанном угле и ее следствия; теорему об отрезках пересекающихся хорд; свойство биссектрисы угла и его следствия; понятие серединного перпендикуляра; теорему о серединном перпендикуляре; теорему о точке пересечения высот треугольника; понятия вписанной и описанной окружностей; свойство описанного и вписанного четырехугольника; Уметь решать задачи по теме |
Итоговое повторение | 3 | Знать основные определения и теоремы по темам Уметь решать задачи по темам |
ИТОГО | 70 | |
VI. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Оборудование | Основные виды учебной деятельности | Вид контроля |
I четверть |
1 - 3 | | Повторение курса геометрии 7 класса. | 3 | | | |
4 | | Входная контрольная работа. | 1 | | Демонстрация знаний, умений и навыков | Контрольная работа |
1. Четырехугольники. |
5 - 6 | | Многоугольники | 2 | Таблица3.4.Свойства многоугольников | Объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать четырехугольники на чертежах; изображать и распознавать многоугольники на чертежах. Показывать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники. Формулировать и доказывать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника. Объяснять, какие стороны(вершины) называются противоположными. | Тест№2 «Многоугольники» |
7 | | Параллелограмм. Свойства параллелограмма. | 1 | Таблица3.1.Свойства параллелограммов | Формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата; распознавать и изображать эти четырехугольники. Формулировать и доказывать утверждения о свойствах и признаках указанных четырехугольников. Решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырехугольников. Объяснять, какие две точки называются симметричными относительно прямой(точки), в каком случае фигура называется симметричной относительно прямой(точки) и что такое ось(центр) симметрии фигуры. Приводить примеры фигур, обладающих осевой(центральной) симметрией, а также приводить примеры осевой и центральной симметрии в окружающей нас обстановке. | Самостоятельная работа №1 «Свойства параллелограмма» |
8 | | Признаки параллелограмма. | 1 | Таблица3.3.Признаки параллелограмма и его виды | |
9 | | Решение задач по теме «Параллелограмм» | 1 | | |
10 | | Трапеция | 1 | Таблица3.2. Трапеция | Самостоятельная работа №2 «Трапеция |
11 | | Решение задач по теме «Параллелограмм и трапеция». | 1 | CD4-61 «Признаки параллелограмма. Трапеция» | |
12 | | Трапеция. Задачи на построение. | 1 | | |
13 | | Прямоугольник. | 1 | | Тест№5 «Прямоугольник» |
14 | | Ромб. Квадрат | 1 | | Тест№6 «Ромб. Квадрат» |
15 | | Решение задач по теме «Ромб. Квадрат» | 1 | | |
16 | | Осевая и центральная симметрия» | 1 | | Самостоятельная работа №3 «Прямоугольник, ромб, квадрат. Осевая и центральная симметрия» |
17 | | Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат». | 1 | CD4-61 Тестирование «Ромб. Квадрат» | |
18 | | Контрольная работа №1 по теме "Многоугольники" | 1 | | Демонстрация знаний, умений и навыков | Контрольная работа |
II четверть |
2. Площадь. |
19 – 20 | | Площадь многоугольника. | 2 | Презентация по теме «Площади многоугольников» | Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников; формулировать основные свойства площадей. Выводить формулы площадей параллелограмма, треугольника, трапеции, с помощью формул площадей прямоугольника и квадрата. Формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. | |
21 | | Площадь параллелограмма. | 1 | Таблица3.8. Площадь многоугольника (1) Таблица3.10. Площадь многоугольника (2) |
22-23 | | Площадь треугольника. | 2 | | Самостоятельная работа №5 «Площадь параллелограмма, треугольника» |
24 | | Площадь трапеции. | 1 | | Самостоятельная работа №6 «Площадь трапеции» |
25-26 | | Решение задач на вычисление площадей фигур. | 2 | | Тес№8 «Площади параллелограмма, треугольника и трапеции» |
27 | | Теорема Пифагора. | 1 | Таблица2.6. Прямоугольный треугольник Таблица2.7. Теорема Пифагора | Формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей. Выводить формулу Герона для площади треугольника. Решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора. | |
28 | | Теорема, обратная теореме Пифагора. | 1 | | Самостоятельная работа №7 «Теорема Пифагора» |
29 | | Решение задач на применение теоремы Пифагора | 1 | Презентация «Теорема Пифагора. Решение задач» | |
30 - 31 | | Формула Герона. Решение задач. | 1 | | |
31 | | Решение задач по теме «Площади многоугольников» | 1 | | Матемаический дикант «Площади многоугольников» |
32 | | Контрольная работа №2 по теме "Площади многоугольников" | 1 | | Демонстрация знаний, умений и навыков | Контрольная работа |
III четверть |
3. Подобные треугольники. |
33 | | Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. | 1 | Таблица2.9.Подобие треугольников | Объяснять понятие пропорциональности отрезков. Формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия | Тест№10 «Определение подбных треугольников» |
34 | | Отношение площадей подобных треугольников. | 1 | CD4-61 «Отношение площадей треугольников, имеющих по равному углу» | Формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников. | Самостоятельная работа №8 «Определение подобных треугольников. Свойство биссектрисы угла треугольника» |
35 | | Первый признак подобия треугольников. | 1 | | |
36 | | Первый признак подобия треугольников. Решение задач. | 1 | | |
37 | | Второй и третий признак подобия треугольников. | 1 | | |
38-39 | | Решение задач на применение признаков подобия треугольников. | 2 | CD4-61 «Признаки подобия треугольников» | Самостоятельная работа №9 «Признаки подобия треугольников» |
40 | | Контрольная работа №3 по теме "Подобные треугольники" | 1 | | Демонстрация знаний, умений и навыков | Контрольная работа |
41 – 42 | | Средняя линия треугольника | 2 | Презентация «Применение подобия к решению задач» | Формулировать и доказывать теоремы: о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. | Самостоятельная работа №10 «Средняя линия треугольника» |
43-44 | | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 2 | | |
45 | | Измерительные работы на местности. | 1 | | Объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности. | |
46-47 | | Задачи на построение методом подобия | 2 | | | |
48 | | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | 1 | Талица2.8. Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника | Формулировать определения и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса, тангенса углов 300,450,600. Решать задачи, связанные с подобием треугольников и нахождением неизвестных элементов прямоугольного треугольника. Для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы. | Математический диктант «Соотношения в прямоугольном треугольнике» |
49 | | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60. | 1 | Презентация «Соотношения между сторонами и углами прямугольного треугольника» | |
50 | | Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | 1 | Самостоятельная работа №12 «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» |
51 | | Контрольная работа №4 по теме "Подобные треугольники" | 1 | | Демонстрация знаний, умений и навыков | Контрольная работа |
4. Окружность |
52-53 | | Касательная к окружности. | 2 | Таблица4.1. Окружность. Хорды и касательные | | |
IV четверть |
54 | | Касательная к окружности. Решение задач. | 1 | | Исследовать взаимное расположение прямой и окружности. Формулировать определение касательной к окружности. | Самостоятельная работа №13 «Касательная к окружности» |
55 | | Градусная мера дуги окружности. | 1 | Таблица4.5. Центральные и вписанные углы | Формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной, об отрезках касательных, проведенных из одной точки. Формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружности. Формулировать и доказывать теоремы: о вписанном угле, о произведении отрезков хорд,. | |
56 | | Теорема о вписанном угле. | 1 | | |
57 | | Теорема об отрезках пересекающихся хорд. | 1 | | |
58 | | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» | 1 | | Самостоятельная работа №14 «Центральные и вписанные углы» |
59 | | Свойство биссектрисы угла. | 1 | CD4-61 «Точка пересечения биссектрис к сторонам треугольника» | Формулировать и доказывать теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикулярах к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника | |
60 | | Серединный перпендикуляр | 1 | | |
61 | | Теорема о точке пересечения высот треугольника. | 1 | | Самостоятельная работа №15 «Четыре замечательные точки трегольника» |
62 | | Свойство описанного четырехугольника. | 1 | | Формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника. Формулировать и доказывать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник, об окружности, описанной около треугольника, об окружности, описанной около треугольника, о свойстве сторон описанного четырехугольника, о свойстве углов вписанного четырехугольника. Решать задачи на вычисление, доказательство, построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырехугольниками. Исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ. | |
63 | | Описанная окружность | 1 | | |
64 | | Свойство вписанного четырехугольника. | 1 | | Самостоятельная работа №16 «Вписанная и описанная окружность» |
65-66 | | Решение задач по теме «Окружность» | 2 | Таблица4.2. Окружность, описанная около треугольника | |
67 | | Контрольная работа №5 по теме "Окружность" | 1 | | Демонстрация знаний, умений и навыков | Контрольная работа |
68 | | Повторение по теме «Многоугольники» | 1 | | | |
69 | | Повторение по теме «Подобные треугольники» | 1 | | | |
70 | | Итоговая контрольная работа | 1 | | Демонстрация знаний, умений и навыков | Контрольная работа |
ИТОГО | 70 | | | |
VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Перечень используемых учебников и учебных пособий | Основная литература: Геометрия. 8 кл: поурочные планы по учебнику Л.С.Атанасяна, В.Б.Бутузова, С.Б.Кадомцева и др. / авт.-сост. Т.Л.Афонасьева, Л.А.Тапилина. - Волгоград: Учитель, 2006. Л.С. Атанасян, В.Б.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. «Геометрия 7-9 кл.» - М.: Просвещение, 2008 Изучение геометрии в 7-9 классах: Метод. Рекомендации к учеб.: Кн. для учителя / Л.С. Атана-сян, В.Б.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. – М.: Просвещение, 1999 Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. – М.: Илек-са, Харьков: Гимназия, 1999 Г.Г. Левитас. Карточки для коррекции знаний по геометрии для 8-9 классов. – М.: Илекса, 2003 Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса.- М.: Просвещение, 1992 Мищенко Т.М. Геомерия. Тематические тесты, 8 класс/ _ М.:Просвещение,2011.- 128 с. Журавлев. Контрольные и самостоятельные работы по алгебре и геометрии6 8 класс: к учебникам Ю.Н.Макарычева и др. «Алгебра. 8 класс». А.Г.Мордковича «Алгебра. 8 класс», С.М.Никольского и др. «Алгебра. 8 класс», Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 кл.», А.В.Погорелова «Геометрия. 7-9 кл.». ФГОС (к новому учебнику)/ С.Г.Журавлев, С.А.Изотова, С.В.Киреева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015 – 239 с. Дополнительная литература: Тесты для промежуточной аттестации 7-8 классы, Ф.Ф. Лысенко, 2015 ГИА 3000 задач. математика, Семенов, Ященко Дидактико-технологическое обеспечение Комплект таблиц по алгебре |
Печатные, электронные, экранно - звуковые учебные издания | Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа | http://www.bymath.net | Задачник для подготовки к олимпиадам по математике | http://tasks.ceemat.ru | Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике) | http://www.math-on-line.com | Интернет-проект «Задачи» | http://www.problems.ru | Математические этюды | http://www.etudes.ru | Математические олимпиады и олимпиадные задачи | http://www.zaba.ru | Международный математический конкурс «Кенгуру» | http://www.kenguru.sp.ru | Методика преподавания математики | http://methmath.chat.ru | Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября» | http://mat.1september.ru | Математика в Открытом колледже | http://www.mathematics.ru | Math.ru: Математика и образование | http://www.math.ru | Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО) | http://www.mccme.ru | Allmath.ru — вся математика в одном месте | http://www.allmath.ru | Exponenta.ru: образовательный математический сайт | http://www.exponenta.ru | Образовательные ресурсы | http://fcior.edu.ru/ | |
Технические средства обучения (средства ИКТ) | Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | - |
Натуральные объекты | - |
Демонстрационные пособия | - |
Музыкальные инструменты | - |
VIII. Результаты освоения учебного предмета геометрия и система их оценки.
Планируемые результаты
В результате изучения курса учащиеся 8 класса должны:
Знать:
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы; примеры их применения для решения математических и практических задач;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника и ее свойства.
Теорема Пифагора. Решение прямоугольных треугольников. Метрические соотношения между элементами прямоугольного треугольника.
Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников.
Четырехугольники. Параллелограмм. Прямоугольник, ромб, квадрат. Трапеция. Свойства.
Площади четырехугольников.
Многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника.
Окружность и круг. Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы.
Осевая симметрия. Центральная симметрия.
Уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;
решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
вычислять значения геометрических величин (длин, площадей), в том числе: для углов от 30, 45, 60 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них,
находить стороны и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
владения практическими навыками использования геометрических инструментов для
изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.
Виды и формы контроля
Виды контроля: | |
входной; контроль итоговый. | устный (фронтальный опрос, развернутый ответ, устный счет); письменный (индивидуальное задание, математический диктант, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа, контрольная работа) |
Текущий контроль (проводится в течение всего обучения, на каждом уроке, причем почти на каждом его этапе)
Индивидуальная форма контроля (каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи – применяется, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся)
Групповая форма контроля (класс делится на несколько групп от 2 до 10 учащихся и каждой группе дается проверочное задание - применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.).
Фронтальная форма контроля (задания предлагаются всему классу - изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти).
Тематический контроль (осуществляется периодически, после изучения темы или нового раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся - осуществляется на повторительно-обобщающих уроках и способствует подготовке к контрольным мероприятиям: устных и письменных зачетов).
Итоговый контроль (проводится в форме экзаменов или годовых контрольных работ - проверяются знания по важнейшим разделам и темам курса или курсу в целом).
Математический диктант (для усвоения текущего материала, для обобщения пройденного)
Тест (задания, состоящие из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа – проверить большой объем изученного материала малыми порциями, быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся)
Перечень контрольных работ
Раздел | Вид работы |
Повторение курса геометрии 7 класса | Входная контрольная работа |
Четырехугольники | Контрольная работа №1 по теме "Многоугольники" |
Площадь | Контрольная работа №2 по теме "Площади многоугольников" |
Подобные треугольники | Контрольная работа №3 по теме "Подобные треугольники" Контрольная работа №4 по теме "Подобные треугольники" |
Окружность | Контрольная работа №5 по теме "Окружность" |
Итоговое повторение | Итоговая контрольная работа |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
Оценка письменных контрольных и самостоятельных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка математического диктанта и тестовой работы обучающихся по математике
«5» - 90-100%
«4» - 75-80%
«3» - 60-70%
«2» - 50% и менее.
Контрольно-измерительный материал
Контрольная работа № 1 | Вариант 1 |
1о. Диагонали прямоугольника CDEF пересекаются в точке О. Найдите угол между диагоналями, если СDO = 400.
2о. Найдите боковую сторону равнобедренной трапеции, основания которой равны 12см и 6см, а один из углов равен 600.
3о. На продолжении диагонали АС прямоугольника ABCD отложены равные отрезки АМ и СN. Докажите: а) что треугольники MAD и NCB равны; б) что четырехугольник MBND параллелограмм.
Контрольная работа № 1 | Вариант 2 |
1о. Диагонали ромба ABCD пересекаются в точке О. Найдите углы треугольника АОВ, если между диагоналями, если ВСD = 750.
2о. Найдите меньшую боковую сторону прямоугольной трапеции, основания которой равны 10см и 6см, а один из углов равен 450.
3о. На диагонали NK прямоугольника MNPK отложены равные отрезки NА и KE. Докажите: а) что треугольники ANP и EKM равны; б) что четырехугольник APEM параллелограмм.
Контрольная работа № 2 | Вариант 1 |
1о. Смежные стороны параллелограмма равны 12см и 20см, а один из его углов равен 300. Найдите площадь параллелограмма.
2о. Найдите периметр прямоугольника, если его диагональ равна 15см, а одна из сторон – 9см.
3о. Площадь прямоугольной трапеции равна 120см2, а ее высота равна 8см. Найти все стороны трапеции, если одно из оснований больше другого на 6см.
Контрольная работа № 2 | Вариант 2 |
1о. Высота BD треугольника АВС делит основание АС на отрезки: AD = 8см, DC = 12см, а угол А при основании равен 450. Найдите площадь этого треугольника.
2о. Найдите периметр прямоугольного треугольника, если его катеты равны 12см и 16см.
3о. Найти площадь трапеции CDEF c основаниями CF и DE, если CD = 12см, DE = 14cм, CF = 30см, D = 1500.
Контрольная работа № 3 | Вариант 1 |
1о. Высота CD прямоугольного треугольника АВС делит гипотенузу АВ на части AD = 16см и BD = 9см. Докажите, что ∆ ACD ∞ ∆ CBD.
2о. АВ || CD. Найдите АВ, если OD = 15см, OB = 9см, CD = 25см.
3. Найти отношение площадей треугольников АВС и KMN, если АВ = 8см, ВС = 12см, АС = 16см, КМ = 10см, MN = 15см, NK = 20cм.
Контрольная работа № 3 | Вариант 2 |
1о. Высота CD прямоугольного треугольника АВС отсекает от гипотенузы АВ, равной 9см, отрезок AD = 4см. Докажите, что ∆ AВC ∞ ∆ АCD.
2о. MN || DF. Найдите MN, если DM = 6см, EM = 8см, DF = 21см.
3. Даны стороны треугольников АВС и DEF, если АВ = 12см, ВС = 15см, АС = 21см, DE = 16см, EF = 20см, DF = 28cм. Найти отношение площадей этих треугольников.
Контрольная работа № 4 | Вариант 1 |
1о. Площадь ромба равна 48см2. Найти площадь четырехугольника, вершинами которого являются середины сторон данного ромба.
2. В равнобедренной трапеции меньшее основание равно 4см, боковая сторона равна 6см, а один из углов равен 1200. Найти площадь трапеции.
3. В прямоугольном треугольнике АВС А = 900, АВ = 20см, высота AD = 12см. Найти АС и cos C.
Контрольная работа № 4 | Вариант 2 |
1о. Площадь прямоугольника равна 36см2. Найти площадь четырехугольника, вершинами которого являются середины сторон данного прямоугольника.
2. В прямоугольной трапеции меньшее основание равно 3см, большая боковая сторона равна 4см, а один из углов равен 1500. Найти площадь трапеции.
3. Высота BD прямоугольного треугольника АВС равна 24см и отсекает от гипотенузы АС отрезок DC, равный 18см. Найти АВ и cos А.
Контрольная работа № 5 | Вариант 1 |
1о. Диагонали ромба АВСD пересекаются в точке О. Докажите, что прямая BD касается окружности с центром А и радиусом, равным ОС.
2о. Центр описанной окружности лежит на высоте равнобедренного треугольника и делит высоту на отрезки, равные 5см и 13см. Найти площадь этого треугольника.
3о. Основание равнобедренного треугольника равно 18см, а боковая сторона равна 15см. Найти радиусы вписанной в треугольник и описанной около треугольника окружностей.
Контрольная работа № 5 | Вариант 2 |
1о. В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС проведена медиана BD. Докажите, что прямая BD касается окружности с центром С и радиусом, равным AD.
2о. Меньший из отрезков, на которые центр описанной около равнобедренного треугольника окружности делит его высоту , равен 8см, а основание треугольника равно 12см. Найти площадь этого треугольника.
3о. Высота, проведенная к основанию равнобедренного треугольника, равно 9см, а само основание равно 24см. Найти радиусы вписанной в треугольник и описанной около треугольника окружностей.






















