СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по информатике для основной школы с учетом требований ФГОС, объёма часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения(1ч в неделю, всего 34ч) и УМК авторов Босовой Л.Л., Босовой А.Ю.
«Принято» на «Утверждаю»
на педагогическом совете Директор БОУ «ЕгорьевскаяООШ»
Протокол № _____ __________ Коробкова О.В.
от «___» ___________2015г от «___»_____________2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Ловчиковой Людмилы Васильевны
1 квалификационная категория
по информатике,5 класс
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по информатике для основной школы с учетом требований ФГОС, объёма часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения(1ч в неделю, всего 34ч) и УМК авторов Босовой Л.Л., Босовой А.Ю.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах. Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом, а именно:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
В настоящей рабочей программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Особое значение пропедевтического изучения информатики связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся.
Место предмета в учебном плане
Информатика изучается в 7—9 классах основной школы. В 5 классе предмет вводится за счет школьного компонента (1ч в неделю, всего 34 ч).
Требования к результатам освоения курса
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой для разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
освоение основных понятий и методов;
выявление основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации;
преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
оценка информации с позиции интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, актуальность, объективность, полнота и др.);
оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации);
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
оценка информации, получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
авторское право и интеллектуальная собственность;
в сфере коммуникативной деятельности:
осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи;
овладение навыками передачи информации по электронной почте;
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
в сфере трудовой деятельности
знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач);
выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов;
решения задач вычислительного характера;
создание и редактирование рисунков, слайдов презентаций;
использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
в сфере охраны здоровья:
понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека, владение профилактическими мерами по борьбе с этими средствами;
соблюдение требований техники безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Планируемые результаты
В результате освоения курса информатики 5 класса обучающиеся получат представление:
о понятии «информация» — одном из основных обобщающих понятий современной науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных;
о компьютерах — универсальных устройствах обработки информации, связанных в локальные и глобальные сети;
о различных видах программного обеспечения и задачах, решаемых с его помощью;
о мировых сетях распространения и обмена информацией, о юридических и этических аспектах работы в этих сетях (интеллектуальная собственность, авторское право, защита персональных данных, спам и др.)
У обучающихся будут сформированы:
основы алгоритмической культуры;
навыки и умения, необходимые для работы с основными видами программных систем и Интернет-сервисов (с опорой на их применение на протяжении всего учебного процесса по различным предметам);
навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ, включая непосредственное выступление перед аудиторией и дистанционное общение (с опорой на предшествующее использование в различных предметах),
представления о необходимости учёта юридических аспектов использования ИКТ, о нормах информационной этики.
Раздел «Введение в информатику».
Обучающийся научится:
использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «сигнал», «обратная связь», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
использовать основные способы графического представления числовой информации.
Обучающийся получит возможность:
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами.
Раздел «Использование программных систем и Интернет-сервисов».
Обучающийся овладеет (как результат применения программных систем и Интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):
навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и Интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные энциклопедии).
Обучающийся получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):
познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, браузеры и др.).
Раздел «Работа в информационном пространстве».
Обучающийся научится (как результат работы в данном курсе и во всем образовательном процессе):
приемам безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, Интернет-сервисов и т.п.;
основам соблюдения норм информационной этики и права.
Обучающийся получит возможность:
познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
узнать о том, что в сфере информатики и информационно-компьютерных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты;
получить представление о тенденциях развития ИКТ.
Содержание курса информатики(34ч)
Информация вокруг нас(3ч)
Как человек получает информацию. Виды информации по форме представления. Действия с информацией.
Компьютерный практикум
Охрана труда на рабочем месте. Включение и выключения Компьютера.Компьютер для начинающих(5ч)
Информация и информатика. Виды информации по форме представления. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру».
Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления работой компьютера»
Практическая работа №3 «Создаем и сохраняем файлы»
Клавиатурный тренажер.
Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Электронная почта.
Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат.
Текст как форма представления информации. Представление информации в форме таблиц. Табличный способ решения логических задач. Наглядные формы представления информации. Диаграммы.
Обработка информации. Систематизация информации. Поиск информации. Изменение формы представления информации.
Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путём рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере (ввод, редактирование, форматирование). Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройство ввода графической информации. Создание движущихся изображений.Компьютерный практикум
Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Информация вокруг нас | 3 | 2 | 1 |
2 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | 5 | 1 | 4 |
3 | Информационные технологии | 24 | 7 | 17 |
| Итоговой контроль (мини-проект) | 2 |
| 2 |
| Итого: | 34 | 10 | 24 |
Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) удовлетворяют требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
В кабинете информатики оборудованы рабочие места преподавателя и 5 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. Обеспечено подключение компьютера к сети и выход в Интернет.
Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:
принтер (черно-белой печати, формата А4);
мультимедийный проектор, подсоединяемый к компьютеру преподавателя;
экран настенный;
акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;
оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет.
Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Linux). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест.
Библиотечный фонд (книгопечатной продукции) кабинета информатики включает:
нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки РФ, сборники программ по информатике и пр.);
учебно-методическую литературу (учебники, рабочие тетради, методические пособия, сборники задач и практикумы, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля и пр.);
научную литературу области «Информатика» (справочники, энциклопедии и пр.);
периодические издания.
Демонстрационные настенные наглядные пособия включает плакат «Организация рабочего места и техника безопасности». Комплекты демонстрационных наглядных пособий (плакатов, таблиц, схем), отражающих основное содержание учебного предмета «Информатика», представлены как в электронном виде (в виде набора слайдов мультимедийной презентации).
В кабинете информатики должна быть организована библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:
комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;
каталог электронных образовательных ресурсов, размещённых на федеральных образовательных порталах, в том числе электронных учебников по информатике.
Нормативные документы, регулирующие условия организации современного образовательного процесса
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании» (п.7. Ст.32);
Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Орловской области, участвующих в апробации ФГОС ООО;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Примерная программа по информатике для основной школы;
Программно- методические материалы. Босова Л.Л , «Информатика 5 класс»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10.
Авторский учебно-методический комплект
по курсу информатики для основной школы
(Босова Л.Л., Босова А.Ю.)
В соответствии с ФГОС знакомство школьников с компьютером и предметом «Информатика» происходит в начальной школе. Определённый опыт работы со средствами ИКТ современные школьники получают в процессе работы с учебными материалами нового поколения на других предметах, а также во внеклассной работе и внешкольной жизни. В основной школе начинается изучение информатики как научной дисциплины, имеющей огромное значение в формировании мировоззрения современного человека. Материал в учебниках изложен так, чтобы не только дать учащимся необходимые теоретические сведения, но и подвести их к систематизации, теоретическому осмыслению и обобщению уже имеющегося опыта.
В начале каждого параграфа учебников информатики размещены ключевые слова. Как правило, это основные понятия стандарта, раскрываемые в тексте параграфа. После основного текста параграфа размещена рубрика «Самое главное», которая вместе с ключевыми словами предназначена для обобщения и систематизации изучаемого материала. На решение этой задачи направлены и задания, в которых ученикам предлагается построить графические схемы, иллюстрирующие отношения между основными понятиями изученных тем.
Учебники снабжены навигационной полосой со специальными значками, акцентирующими внимание учащихся на ключевых компонентах параграфов, а также позволяющими связать в единый комплект все составляющие УМК благодаря ссылкам на электронное приложение к учебникам. Навигационные инструменты учебника активизируют деятельностный характер взаимодействия ученика с учебным материалом параграфа, закрепляют элементы работы с информацией в режиме перекрестных ссылок в структурированном тексте.
Содержание учебников соответствует требованиям современной информационно-образовательной среды: учебники являются своеобразными навигаторами в мире информации. Практически каждый их параграф содержит ссылки на ресурсы сети Интернет. Особенно много ссылок на материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/) и электронного приложения к учебникам (http://metodist.lbz.ru) – анимации, интерактивные модели и слайд-шоу, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным.
В содержании учебников выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Основной акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, реализации общеобразовательного потенциала курса. Параллельно с изучением теоретического материала осуществляется формирование ИКТ-компетентности учащихся основной школы.
С учетом возрастных особенностей обучающимся 5 классов предложен компьютерный практикум, состоящий из детально разработанных описаний 17 работ.
Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности. Первый уровень сложности содержит обязательные, небольшие задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приёмов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. В заданиях второго уровня сложности учащиеся должны самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что на данном этапе учащиеся смогут получить необходимую для работы информацию в описании предыдущих заданий. Задания третьего уровня сложности ориентированы на наиболее продвинутых учащихся, имеющих, как правило, собственный компьютер. Эти задания могут быть предложены таким школьникам для самостоятельного выполнения в классе или дома. Цепочки заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя тем самым умение учиться, а также самостоятельность, ответственность и инициативность школьников.
Вопросы и задания в учебниках способствуют овладению учащимися приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему, способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащегося с информацией, развитию критического мышления. Система вопросов и заданий к параграфам и пунктам является разноуровневой по сложности и содержанию, что позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся. В учебники включены задания, способствующие формированию навыков сотрудничества учащегося с педагогом и сверстниками.
Электронные приложения к учебникам включают:
методические материалы для учителя;
файлы-заготовки (тексты, изображения), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;
текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);
дополнительные материалы для чтения;
мультимедийные презентации ко всем параграфам каждого из учебников;
интерактивные тесты.
Методические пособия содержат рекомендации для учителя по организации учебного процесса, в том числе поурочные разработки по курсу информатики в 5 классе. В методических пособиях даны рекомендации по использованию на уроках и во внеурочной деятельности материалов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, других Интернет-ресурсов.
В современных условиях важным компонентом УМК нового поколения становится его сетевая составляющая, реализованная в форме Web-сайта и ориентированная на всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, учителей. Благодаря сетевой составляющей, ученики могут участвовать в дистанционных олимпиадах по изучаемому предмету и творческих конкурсах; родители учеников получают возможность принять участие в обсуждении УМК на форумах; учителя могут систематически получать консультации авторского коллектива и методистов, скачивать обновленные варианты планирования, новые версии электронных образовательных ресурсов, дополнительные методические и дидактические материалы, обмениваться собственными методическими разработками и т. д. Сетевая составляющая рассматриваемого УМК реализована на сайте издательства в форме авторской мастерской (http://metodist.lbz.ru).
Перечень учебно-методического и программного обеспечения
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л. Л.,Босова А. Ю. Информатика: поурочные разработки для 5 класса. Методическое пособие, БИНОМ, 2013
Босова Л.Л.,Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л.Л.,Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л.Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7»:
файлы-заготовки (тексты, рисунки), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;
демонстрационные работы;
текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);
плакаты (цифровой аналог печатных наглядных пособий);
презентации по отдельным темам;
интерактивные тесты;
логические игры;
виртуальные лаборатории.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Операционная система Windows XP/7.
Пакет офисных приложений MS Office 2003-2010.
Календарно - тематическое планирование курса «ИНФОРМАТИКА» ФГОС
5 класс, 1 час в неделю, всего 35 часов.
№ п/п урока | Тема урока Количество часов | Тип урока | Целевая установка урока (уроков) | Вид деятельности | Основные понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения (план/факт) | |||
Предметные результаты | Мета предметные результаты (универсальные учебные действия) | Личностные результаты | ||||||||||
1 | Информация. Информатика. Техника безопасности на уроках информатики 1 | Урок постановки учебной задачи | дать представление о предмете изучения, сформировать представления о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером | Демонстрирует готовность к уроку. Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Выполняет задания, предлагаемые учителем, участвует в беседе, называет ответ. Обсуждение и выведение понятий «информация», «информатика» | Информация, информатика, техника безопасности | познакомить учащихся с учебником, дать представление о предмете изучения | Л.постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать информационное пространство. Р.Умение ставить новые цели, самостоятельно оценивать условия достижения цели. П. установление причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. К.принимать и сохранять учебную задачу; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. | Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. | | §1 (с.5-6), §2 (с.13-15) В.1-3
|
| |
2 | Виды информации. Действия с информацией. 1 | Урок решения учебной задачи | Познакомить с видами информации и действиями с ней | Демонстрирует готовность к уроку. Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Выполняет задания, предлагаемые учителем, участвует в беседе, называет ответ. Обсуждение и выведение понятий: "виды информации", "действия с информацией" | Числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация | акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных процессах) | Л.постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать информационное пространство. Р.умение ставить новые цели, самостоятельно оценивать условия достижения цели. П. установление причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. К.принимать и сохранять учебную задачу; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. | Фронтальный опрос | §1 (с.6-9), В.4-7
|
| ||
3 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. 1 | Урок постановкиучебной задачи | познакомить с устройством компьютера | Демонстрирует готовность к уроку. Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Выполняет задания, предлагаемые учителем, участвует в беседе, называет ответ. Обсуждение и выведение понятий: | процессор, память, монитор, жесткий диск, клавиатура, аппаратное обеспечение | познакомить учащихся с устройством компьютера, сформировать представления о требованиях безопасности и гигиены | Л.Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать информационное пространство. Р.:умение ставить новые цели, самостоятельно оценивать условия достижения цели. П. проведение наблюдения и эксперимента под руководством учителя, установление причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. К. принимать и сохранять учебную задачу; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. | тестирование, фронтальный опрос | §2, В.3-6
|
| ||
4 | Ввод информации в память компьютера. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру». 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Закрепление знаний учащихся об устройстве компьютера. Знакомство с устройствами ввода информации. Изучение клавиатуры | Видеоурок (презентация). Работа №1 «Вспоминаем клавиатуру». Закрепление практических навыков на компьютере. | Устройства ввода информации, клавиатура, группы клавиш. | Определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека; различать программное и аппаратное обеспечение компьютера; | Л.Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать информационное пространство. Р. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение структурировать знания; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации. К. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта. | Пошаговый контроль | §3 (стр.17-21), В.3-6 |
| |
5 | Основная позиция пальцев на клавиатуре. Работа в клавиатурном тренажере BabyType. 1 | Урок моделирования и преобразования модели | Дать представление о принципе расположения букв на клавиатуре. | Видеоурок (презентация). Закрепление практических навыков на компьютере. | Символьная (алфавитно-цифровая клавиатура), Основная позиция пальцев на клавиатуре. | Знакомство с правильным расположением пальцев на клавиатуре при наборе текстов. | Л. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать информационное пространство. Р. Поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. П. Формирование понятия «»Слепой» метод печати». Развитие навыка правильного расположения пальцев на клавиатуре при печати. К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. ИКТ. Работа с клавиатурным тренажёром с целью закрепления навыка правильного набора текста. | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и преодолению препятствия. | фронтальный опрос | §3 (стр.21-24), В.7 |
| |
6 | Управление компьютером (Программы и документы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши). 1 | Урок решения учебной задачи | Дать учащимся общее представление о программном обеспечении компьютера. Ввести на интуитивном уровне новые понятия графического интерфейса. Показать, что пользователь может взаимодействовать с программами и устройствами компьютера с помощью мыши. Освоить основные действия | Видеоурок (презентация) | Программное обеспечение, операционная система, прикладная программа (приложение) Рабочий стол, кнопка, действия с мышью (перемещение, щелчок, щелчок правой кнопкой, двойной щелчок, перетаскивание). | Знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; уметь работать с мышью | Л. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать информационное пространство. Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; К. Развитие навыка выступления перед аудиторией. ИКТ. Все без исключения ученики должны научиться работать с мышью. | Тренировка памяти. (При выполнении практических заданий) | Опрос, тест | §4(стр 25-28), В.8, 11, 13 |
| |
7 | Управление компьютером (Главное меню. Запуск программ. Что можно выбрать в компьютерном меню). Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером». 1 | Урок решения учебной задачи | Дать учащимся представление о компьютерных меню. Ввести понятие окна | Видеоурок (презентация) | Меню, главное меню, раскрывающееся меню, окно, элементы окна (строка заголовка, сворачивающая, разворачивающая и закрывающая кнопки, строка меню, рабочая область, полосы прокрутки, рамки окна). | Уметь изменять размеры и перемещать окна, понимать, что такое меню и вложенное меню; работать с различными видами меню; запускать программы из меню Пуск; | Л. Понимание роли информационных процессов в современном мире, представлений об основных изучаемых понятиях и их свойствах. Р. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. П. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; К. Развитие навыка работы в парах. ИКТ. Обязательное овладение всеми учениками работой с окнами | Умение оценить свои знания и готовность овладевать новыми. | Фронтальный опрос | §4, с.28-32 |
| |
8 | Контрольная работа № 1 Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. 1 | Урок контроля и оценки
| Проверка знаний школьников по устройству компьютера и основам пользовательского интерфейса. Расширение представлений учащихся о меню и способах управления компьютером с помощью меню | Интерактивный тест | Оценка результатов усвоения теоретического материала за четверть. | | Л. Понимание роли информационных процессов в современном мире, представлений об основных изучаемых понятиях и их свойствах. Р. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию. П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; К. Умение работать индивидуально. ИКТ. Обязательное овладение всеми учениками работой с различными видами меню. | Самопознание и самоопределение: построение образа Я, включая самоотношение и самооценку. Развитие творческих способностей. | Интерактивные тесты | Повторить §2-4 |
| |
9 | Хранение информации. Память человека и память человечества 1 | Урок постановки учебной задачи | 1)Акцентировать внимание обучающихся на действиях с информацией. 2)раскрыть суть информационного процесса хранения информации. | Видеоурок (презентация) | Память человека, память человечества | Умение использовать термины «память человека» и «память человечества». Приобрести навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи. | Л.Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности; Р.Формирование алгоритмического мышления – умение планировать последовательность действий для достижения цели; умение использовать различные средства самоконтроля; формировать способность к волевому усилию; П. Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; К. Умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами; формирование умений выбора, построения и использования адекватной информационной модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствиями с задачами и условиями коммуникации. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
| тест | §5, стр. 35-36, вопросы и задания на стр.39 №1-4 |
| |
10 | Хранение информации. Оперативная и долговременная память 1 | Урок постановкиучебной задачи | 1)Акцентировать внимание обучающихся на действиях с информацией. 2)раскрыть суть понятий оперативная и долговременная память. | Видеоурок (презентация) | Носитель информации | Умение использовать термины «носитель информации», «оперативная память», «долговременная память» | Л. Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности; актуализация мыслительного процесса «сравнение». Р. Формирование алгоритмического мышления – умение планировать последовательность действий для достижения цели; умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана, реального действия и его результата. П. Умение структурировать знания; умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности, умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности (соотносить их между собой, включать в свой активный словарь); формирование объектно-ориентированного мышления; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; К. Умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами; умение использовать монолог и диалог для выражения доказательства соей точки зрения;формирование умений выбора, построения и использования адекватной информационной модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствиями с задачами и условиями коммуникации. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
| Фронтальный опрос | §5, стр. 36-37, вопросы и задания на стр.39-40 №6-9 |
| |
11 | Хранение информации. Файлы и папки. Практическая работа 3. «Создаём и сохраняем файлы» 1 | Урок решения учебной задачи | 1)Акцентировать внимание обучающихся на действиях с информацией (процесс хранения) 2)раскрыть суть понятий папка и файл. | Видеоурок (презентация) Работа 3. «Создаём и сохраняем файлы»
| Файл, папка | Умение использовать термины «файл», «имя файла», «папка». Сохранять созданные файлы в личной папке | Л. Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности; Р. Формирование алгоритмического мышления – умение планировать последовательность действий для достижения цели; умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана, реального действия и его результата. П. Умение структурировать знания; умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности, умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности (соотносить их между собой, включать в свой активный словарь); формирование объектно-ориентированного мышления; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; К. Умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами; умение использовать монолог и диалог для выражения доказательства соей точки зрения;формирование умений выбора, построения и использования адекватной информационной модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствиями с задачами и условиями коммуникации. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
| тест | §5, стр. 37-39, вопросы и задания на стр.40 №9-11 |
| |
12 | Передача информации. Схема передачи информации 1 | Урок постановкиучебной задачи | Дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации. Ознакомить учащихся со схемой передачи информации | Видеоурок (презентация)
| Источник информации, приёмник информации, информационный канал | Умение использовать термины «источник информации», «приёмник информации», «канал связи». Формировать навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи. | Л. Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия, уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей, основ правовой культуры в области использования информации; формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирования чувства ответственности за качество личной информационной среды Р. Формирование алгоритмического мышления – умение планировать последовательность действий для достижения цели; умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана, реального действия и его результата. П.Умение структурировать знания; умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности, умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности (соотносить их между собой, включать в свой активный словарь); формирование объектно-ориентированного мышления; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; К. Умение использовать информацию с учетом этических и правовых норм. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
| Фронтальный опрос | §6, стр.41-42, вопросы и задания на стр.44 №№1-3,6-7 |
| |
13 | Передача информации. Электронная почта. Практическая работа 4. «Работаем с электронной почтой» 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Ознакомить учащихся с работой в электронной почте | Видеоурок (презентация)
Работа 4. «Работаем с электронной почтой» | Электронная почта | Умение использовать термины «электронная почта», «адрес электронной почты». Умение регистрировать бесплатный почтовый ящик, входить в свой почтовый ящик, писать электронные письма, отправлять электронные письма, получать электронные письма, отвечать на полученные электронные письма. | Л. Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия, уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей, основ правовой культуры в области использования информации; формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирования чувства ответственности за качество личной информационной среды Р.Формирование алгоритмического мышления – умение планировать последовательность действий для достижения цели; умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана, реального действия и его результата. П Умение структурировать знания; умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности, умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности (соотносить их между собой, включать в свой активный словарь); формирование объектно-ориентированного мышления; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; К. Умение использовать информацию с учетом этических и правовых норм. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
| тест | §6, стр.43, вопросы и задания на стр.45 №8, стр.112 Задание 4 |
| |
14 | Кодирование информации. В мире кодов. 1 | Урок постановкиучебной задачи | Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации. Отметить роль кодирования информации. Научить применять свои знания на практике.
| Видеоурок (презентация) фронтальная, групповая | условный знак, код, кодирование | Формирование умения использовать термины «кодирование», «код», «условный знак»; кодироватьинформацию. | Л: Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме, творческого отношения к процессу обучения Р: Умениевыполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом П: умение кодировать и декодировать информацию, обобщать полученную информацию, прогнозировать ситуацию К: Умение согласовывать позиции и находить общее решение, адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата | Развитие умения осуществлять совместную информационную деятельность при выполнении учебных заданий. | опрос, беседа | §7, стр 46-49 |
| |
15 | Способы кодирования информации 1 | Урок решения учебной задачи | на практике показать учащимся способы кодирования информации; добиться понимания каждым учеником того, что на уроках информатики он учится эффективно работать с информацией | Видеоурок (презентация) фронтальная, групповая, индивидуальная | графический, числовойи символьный способы кодирования, декодирование | Знать/понимать- основные способы кодирования/декодирования информации | Л: приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида Р: прогнозирование результата деятельности и его характеристики П:преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты К: осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком | Умение осуществлять совместную информационную деятельность | опрос, беседа | §7, стр 49 |
| |
16 | Метод координат. 1 | Урок решения учебной задачи | Углубить представление учащихся о формах представления информации. Познакомить учащихся с методом координат – одним из способов кодирования графической информации в виде чисел. Сформировать понятия системы координат и координаты точки. | Видеоурок (презентация) фронтальная, групповая, индивидуальная | координатная плоскость, система координат, оси координат, начало координат, координатныечетверти | Обучающиеся научатся строить систему координат и отмечать на ней точки с заданными координатами, находить местоположениеобъекта по заданным координатам. | Л: повышение своего образовательного уровня Р:понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации П: выбор наиболее эффективных способов решения задач К:самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат | Уметь находить ответ на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня материал» | опрос, беседа | §7, стр 50-52 |
| |
17 | Кратковременная контрольная работа. Текст как форма представления информации. Практическая работа № 5 «Вводим текст» 1 | Урок контроля и оценки
| Осуществить проверку знаний обучающихся по пройденной теме. Углубить представления учащихся о формах представления информации; акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из наиболее распространённых форм представления информации | Видеоурок (презентация) Практическая работа № 5 «Вводим текст» индивидуальная, фронтальная | Текст, документ, гипертекст, символ, слово, строка, абзац, фрагмент, текстовый редактор, текстовый процессор | приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности | Л: самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную Р:управление своей деятельностью; контроль и коррекция; самостоятельность П: умение работать с текстовой информацией К:умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами урока
| Развитие самостоятельности и личной ответственности за своюработу | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу, ПР | §8, стр 55-59 |
| |
18 | Редактирование текста. Практическая работа № 6 «Редактируем текст» 1
| Урок решения учебной задачи | Расширить представления обучающихся о возможностях компьютера по обработке текстовой информации; дать представление о возможностях редактирования текста как наиболее важном изменении в технологии подготовки текстовых документов | Видеоурок (презентация) Практическая работа № 6 «Редактируем текст» индивидуальная, фронтальная | редактирование, вставка, замена, удаление | Овладеть представлением о редактировании, уметь перемещаться по документу с помощью специальных клавиш или комбинации клавиш | Л: преобразование текстовой информации на основе новых знаний Р:планирование, контроль и прогнозирование своей деятельности П: развитие способности управлять своей деятельностью К:развитие навыков сотрудничества
| Формирование внутренней позиция, адекватной мотивации учебной деятельности | Опрос, беседа, ПР | §8, стр 59-60 |
| |
19 | Редактирование текста. Работа с фрагментами. Практическая работа № 7 «Работа с фрагментами текста» 1 | Урок решения учебной задачи | Дать представление о фрагменте текстового документа, расширить представления и сформировать навыки обучающихся по редактированию тексту; акцентировать внимание на поиске информации как разновидности обработки информации | Видеоурок (презентация) Практическая работа № 7 «Работа с фрагментами текста» индивидуальная, фронтальная | фрагмент, буфер | умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей | Л: владение умением организации собственной учебной деятельности Р:внесение необходимых дополнений и корректив в план действий П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера К:совместное обсуждение выполнения практической работы
| Установление связи между учебной деятельностью и результатом-продуктом учения | Опрос, беседа, ПР | §8, стр 60 |
| |
20 | Форматирование текста. Практическая работа № 8 «Форматируем текст» 1 | Урок решения учебной задачи | Дать представление об этапе форматирования при подготовке документов на компьютере; расширить представления обучающихся о возможностях компьютера по обработке текстовой информации. | Видеоурок (презентация) Практическая работа № 8 «Форматируем текст» индивидуальная, фронтальная | форматирование, выравнивание, шрифт, начертание | формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации | Л: личностное самоопределение Р:выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению П: контроль и оценка процессаи результатов деятельности К: коллективное обсуждение вопросов в конце параграфа
| Умение применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов | Опрос, беседа, ПР | §8, стр 61-62 |
| |
21 | Представление информации в виде таблиц. Структура таблиц 1
| Урок постановкиучебной задачи
| изучение элементов таблиц, научиться представлять информацию в виде таблиц
| Видеоурок (презентация)
| элементы таблицы(заголовок, боковик, прографика) | умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей | Л: оценивание усеваемого содержания… Р: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; П:знаково- символические действия, включая моделирование. знаково-символические действия выполняют функции
умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса в результате деятельности… К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Формирования представления об информации, способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом
| самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | § 9 (стр. 64-65) |
| |
22 | Работа № 9 «Создаём простые таблицы» 1
| Урок решения учебной задачи
| развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств. | Видеоурок (презентация) Работа № 9 «Создаём простые таблицы»
|
| формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютера | Л:планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, П: знаково символические действия, включая моделирование. знаково-символические действия выполняют функции
умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса в результате деятельности К:владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка Р: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,, в том числе с помощью компьютерных средств | волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и преодолению препятствия, наличие мотивации к творческому труду | самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | |
| |
23-24 | Табличное решение задач 2 | (1) Урок решения учебной задачи (2)Урок частных задач с применением открытого способа
| дать представление о табличном способе решения зада, выделять связи между объектами и делать выводы. | Видеоурок (презентация) самостоятельный поиск решения поставленной задачи |
| развитие логического мышления, умение устанавливать связи исходных данных с поставленной задачей | П:универсальные логический действия
выдвижение гипотез и их обоснование К:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Л:развивать чувство позитивной моральной самооценки Р:умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, работе на результат | пошаговый контроль, самоконтроль | § 9 (стр.66-68) |
| |
25 | Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. 1 | Урок постановки учебной задачи | Закрепление знаний учащихся о наглядных формах представления информации | Видеоурок (презентация). Работа с учебником и тетрадью на печатной основе. | Наглядная форма представления информации, сканер, штрих-код, схема, чертеж, рисунок | Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей –таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных | Л.Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать информационное пространство. Р. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П. Знако-символические действия включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование мод ели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); знаковосимволические действия выполняют функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний; виды знаковосимволических действий: замещение. кодирование/декодирование. моделирование. умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; определение основной и второстепенной информации; К. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта. | Пошаговый контроль | §19 (стр.69-70) |
| |
26 - 27 | Наглядные формы представления информации. Диаграммы. Практическая работа №10 2 | (1)Урок решения учебной задачи (2)Урок частных задач с применением открытого способа
| Закрепление знаний учащихся о наглядных формах представления информации. Дать учащимся представление о различных видах диаграмм и их назначении. | Видеоурок (презентация). Работа с учебником и рабочей тетрадью. Работа около доски. Работа в парах. Закрепление практических навыков на компьютере. | Диаграмма, линейная, столбчатая диаграмма, круговая диаграмма. | Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей –таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных Формирование представления о компьютере, как об универсальном устройстве обработки информации. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств. | Л. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать информационное пространство. Самопознание и самоопределение: Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку. Формирование идентичности личности. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. Р. Поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. П. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Знако-символические действия включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование мод ели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); знаковосимволические действия выполняют функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний; виды знаковосимволических действий: замещение. кодирование/декодирование. моделирование. умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности; умение структурировать знания; К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. ИКТ. Выполнение заданий Практической работы №10. С целью создания и обработки диаграмм. | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и преодолению препятствия. | фронтальный опрос, пошаговый контроль | §11 (стр.71-74) Проектная деятельнось |
| |
28 | Компьютерная графика Практическая работа № 11 «Изучаем инструменты графического редактора» (1 час) | Урок решения учебной задачи | Обобщить представления учащихся об этапах создания текстовых документов. Расширить представления о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы её представления за счет графики. Акцентировать внимание на графических возможностях компьютера. | фронтальная, работа в парах, группах, индивидуальная работа. Практическая работа № 11. | компьютерная графика, графический редактор | Сформировать представление о компьютере как универсальном устройстве обработки графической информации. | Л.: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Самопознание и самоопределение: построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку; формирование идентичности личности; личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. Р.: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К.: умение работать в группе, парах, чётко и грамотно задавать вопросы. | Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; | фронтальный опрос | § 11 стр. 74-81 |
| |
29 | Инструменты графического редактора Практическая работа № 12 «Работа с графическими фрагментами» (1 час) | Урок решения учебной задачи | Закрепить навыки работы в графическом редакторе Paint. | фронтальная, работа в парах, группах, индивидуальная работа. Практическая работа № 12. «Работа с графическими фрагментами»
| инструменты графического редактора; название инструментов в программе Paint | Представлять оптимальную последовательность действий при составлении рисунка в графическом редакторе. Распознать и применить требуемый инструмент. Закрепить навыки работы в графическом редакторе. | тестирование | § 11 стр. 74-81 |
| |||
30 | Обработка графической информации Практическая работа № 13 «Планируем работу в графическом редакторе» (1 час) | Урок решения учебной задачи | Дать учащимся представление об устройствах ввода графической информации. Расширить представления учащихся о возможностях графического редактора. Проверить качество усвоения изученного материала. | фронтальная, работа в парах, группах, индивидуальная работа. Практическая работа № 13 «Планируем работу в графическом редакторе»
| обработка информации; ; графический редактор; сканер; графический планшет | Понимать принцип работы сканера, графического планшета. Иметь представление о редактировании изображения, полученного с помощью сканера. Проверить качество усвоения материала. |
| пошаговый контроль | § 11 стр. 81-83 |
| ||
31 | Обработка информации Практическая работа №14 «Создаем списки» 1
| Урок решения учебной задачи | дать учащимся представление о процессе обработке информации, о 2-х типах обработки информации, расширить представление о компьютере как инструменте обработки числовой информации | Видеоурок (презентация) Работа 14. Создаем списки | Информация, обработка информации, информационная задача.
| Учащиеся должны уметь выделять исходные данные и результат, которые необходимо получить при обработке информации. | Р. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; П. умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
| Широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления; | фронтальный опрос, пошаговый контроль | §12 (стр 83-85) Работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» |
| |
32 | Изменение формы представления информации. Преобразование информации. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор». Разработка плана действий 1 | Урок моделирования и преобразования модели | расширить представления о задачах обработки информации; дать представление о преобразовании информации путем рассуждений как еще одном способе обработки информации, ведущем к получению нового содержания, новой информации; дать представление о разработке плана действий как одном из возможных результатов решения информационной задачи; показать некоторые формы записи плана действий | Видеоурок (презентация) Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор». Логическая игра «Черный ящик» | Информация, обработка информации, систематизация, сортировка (упорядочение) — по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности.
| Понимать, что обработка информации, связанная с изменением её формы, но не изменяющая содержания, происходит при систематизации, поиске информации, кодировании информации. | Р. прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция. П. поиск и выделение необходимой информации. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
| Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
| тестирование, опрос | §12 (стр 86-90) |
| |
33 | Контрольная работа. 1
| Урок контроля и оценки
| проверить уровень усвоения основных теоретических положений, изученных в течение учебного года; | Интерактивный тест | Оценка усвоения материала за год | обобщить материал, касающийся получения новой информации; проверить уровень усвоения основных теоретических положений, изученных в течение учебного года | Р. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. П. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К. умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
| Интерактивные тесты
| §12 |
|
|
34 | Создание движущихся изображений. Практическая работа № 17 «Создаём анимацию» 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа | дать представление о простейших способах создания движущихся изображений | Видеоурок (презентация) Работа 17. Создаём анимацию | Анимация, настройка анимации.
| Понимать, как создаётся мультфильм. Понимать каким образом компьютер облегчает труд мультипликаторов. | Р. планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. П. знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания. К. Умение работать в группе. | Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. Построение образа «Я» («Я-концепции»), включая самоотношение и самооценку.
| пошаговый контроль
| Практическая работа №18 «Создаём слайд шоу» |
|
|