СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Примерная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Планирование составлено на основе авторской программы Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 класс: методическое пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.Учебник: Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 9 класс»


Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Примерная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Планирование составлено на основе авторской программы Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 класс: методическое пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.Учебник: Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе ориентировано на использование учебника Н.Д. Угринович «Информатика. 9 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г.

Количество часов за год всего 68 часов, в неделю 2 часа.

Плановых практических работ 27, контрольных работ 5.

Основное содержание курса (8-9 классы) общего образования по информатике и информационным технологиям, в целом за 2 года обучения рассчитано на 105 часов, из них в 8 классе – 35 часов (1 ч. в неделю) и в 9 классе – 70 часов (2 ч. в неделю). В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 34 учебных недели, то на программу в 9 классе вместо 70 часов отводится всего 68 часов. Уменьшение часов происходит за счет резерва времени.

Учебник Н. Д. Угринович «Информатика. 9 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г полностью соответствует разработанному Министерством образования РФ образовательному стандарту по информатике, однако его структура учебного материала не совсем совпадает с примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Поэтому при изучении дисциплины в 9 классе (базовый уровень, 70 ч.) по указанному учебнику в рабочей программе определена следующая последовательность изучения учебного материала в построении учебного курса согласно примерной программе.

О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:

– В примерной программе на изучение курса отводится 70 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ

БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:

  • вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления и системах различной природы;

  • вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации, количестве информации (условно «линия информационных процессов»);

  • способы представления информации (условно «линия представления информации»),

  • методы и средства формализованного описания действий исполнителя (условно «алгоритмическая линия»);

  • вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств,

  • возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи (условно назовем эту линию «линией исполнителя»);

  • вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, проведением компьютерного эксперимента (условно «линия формализации и моделирования»);

  • этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера (условно «линия информационных технологий»).

ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • получить представление о сущности информационных процессов, структуре и назначении основных элементов информационных систем, функциях обратной связи, общности информационных принципов строения и функционирования систем различной природы;

  • получить представление о носителях информации, процессе передачи информации, линии связи;

  • познакомиться со способом измерения информации, единицами количества информации (бит, байт, килобайт и т. д.).

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • уметь приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

  • иметь представление об информационных системах, общности информационных принципов строения и функционирования управляющих органов этих систем независимо от их природы;

  • иметь представление о принципах работы замкнутых и разомкнутых систем управления, обратной связи; иметь представление о мере количества информации, знать основные единицы количества информации.

ЛИНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • понять функции языка как способа представления информации;

  • познакомиться с двоичной формой представления информации, ее особенностями и преимуществами;

  • получить представление о типах величин;

  • познакомиться с принципами представления данных и команд в компьютере.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • знать особенности и преимущества двоичной системы счисления;

  • знать типы величин и формы их представления для обработки на компьютере.

АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии курса обеспечивает учащимся возможность:

  • уяснить (на основе анализа примеров) смысл понятия алгоритма, узнать свойства алгоритмов, понять возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;

  • освоить основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура), применение их для построения алгоритмов решения учебных задач;

  • получить представление о «библиотеке алгоритмов», научиться использовать библиотеку для построения более сложных алгоритмов;

  • получить представление об одном из языков программирования (VB), использовать этот язык для записи алгоритмов решения простых задач.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • понимать сущность понятия алгоритма, знать его основные свойства, иллюстрировать их на примерах конкретных алгоритмов;

  • понимать возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;

  • знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;

  • определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд, строить и исполнять на компьютере алгоритм для учебного исполнителя (типа «черепахи», «робота» и т. д.);

  • записывать на учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения простой задачи.

ЛИНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ (КОМПЬЮТЕРА)

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • получить представление о функциональной организации компьютера, общих принципах работы его основных устройств и периферии;

  • понять принцип автоматического исполнения программ в компьютере;

  • узнать название и получить представление о назначении основных видов программного обеспечения компьютера: функциях базового программного обеспечения, назначении программы транслятора, применении языков программирования, инструментальных программных средств, прикладного программного обеспечения;

  • узнать основные типы ЭВМ и их важнейшие характеристики;

  • познакомиться с основными этапами развития информационно - вычислительной техники и программного обеспечения ЭВМ.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • знать правила техники безопасности при работе на ЭВМ;

  • знать название и функциональное назначение основных устройств компьютера;

  • иметь представление о программном обеспечении компьютера;

  • уметь пользоваться клавиатурой ЭВМ;

  • уметь использовать «меню», «запрос о помощи», инструкции для пользователя.

ЛИНИЯ ФОРМАЛИЗАЦИИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • получить представление о моделировании как методе научного познания;

  • понять основные принципы формализации и подходы к построению компьютерных моделей.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • иметь представление о сущности формализации и методе моделирования;

  • уметь построить простейшие модели и исследовать их с использованием компьютера.

ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • знать о технологической цепочке решения задач с использованием компьютера: постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов;

  • пользоваться текстовым редактором, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом;

  • пользоваться простым графическим редактором;

  • обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными;

  • осуществлять основные операции с электронными таблицами, выполнять с их помощью простейшие вычисления; применять учебные пакеты прикладных программ для решения типовых учебных задач;

  • иметь представление о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании электронной почты, организации телеконференций;

  • иметь представление о возможностях мультимедиа технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • исполнять в режиме диалога простую прикладную программу (типа «Решение квадратного уравнения», «Построение графиков функций» и т. д.);

  • набирать на компьютере и корректировать простой текст;

  • строить простейшее изображение с помощью графического редактора;

  • уметь обращаться с запросами к базе данных; выполнять простейшие вычисления, используя электронную таблицу (типа подсчета общей стоимости покупок в магазине);

  • уметь самостоятельно выполнять на компьютере простое задание, используя основные функции инструментальных программных средств, прикладных программ;

  • иметь представление о телекоммуникациях, их назначении, возможностях применения мультимедиа технологий.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, которые рассчитаны с учетом требований СанПИН, на 25 минут и направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование методов дифференцированного и индивидуального обучения. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома. В качестве методов обучения применяются:

  • словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),

  • наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),

  • практические методы (упражнения, практические работы).

Формы контроля ЗУН(ов);

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • практикум;

  • тестирование.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного опроса) практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%%

хорошо

51-75%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно


При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.


Содержание тем учебного курса


  1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 13 ч.

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео

Практические работы:

  • Практическая работа № 1.1. Кодирование графической информации.

  • Практическая работа № 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.

  • Практическая работа № 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.

  • Практическая работа № 1.4. Создание GIF и Flash-анимации.

  • Практическая работа № 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации.

  • Практическая работа № 1.6. Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу

  • Практическая работа № 6. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа

Контрольные работы:

  • Контрольная работа «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

Тестирование:

  • Кодирование графической информации

  • Растровая и векторная графика

  • Кодирование и обработка звуковой информации

  1. Кодирование и обработка текстовой информации – 9 ч.

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Практические работы:

  • Практическая работа № 2.1. Кодирование текстовой информации

  • Практическая работа №2.2. Вставка в документ формул

  • Практическая работа №2.3. Форматирование символов и абзацев

  • Практическая работа №2.4. Создание и форматирование списков

  • Практическая работа №2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными

  • Практическая работа №2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря

  • Практическая работа №2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа

Контрольные работы:

  • Контрольная тестовая работа «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

Тестирование:

  • Кодирование текстовой информации. Текстовый редактор

  • Форматирование документа

  1. Кодирование и обработка числовой информации – 10 ч.

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления: арифметические операции в позиционных системах счисления,*двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы: основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных, относительные, абсолютные и смешанные ссылки, встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах.

Практические работы:

  • Практическая работа №3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

  • Практическая работа №3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

  • Практическая работа №3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

  • Практическая работа №3.4. Построение диаграмм различных типов

  • Практическая работа №3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

Контрольные работы:

  • Контрольная работа «Кодирование и обработка числовой информации.

Проверочные работы:

  • Проверочная работа «Арифметические операции в двоичной системе счисления»

Тестирование:

  • Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

  1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования(21ч.)

Алгоритм и его формальное исполнение: свойства алгоритма и его исполнители, блок-схемы алгоритмов, выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке: следование, ветвление, цикл. Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. *Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.

Практические работы:

  • Практическая работа №4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

  • Практическая работа №4.2. Проект «Переменные»

  • Практическая работа №4.3. Проект «Калькулятор»

  • Практическая работа №4.4. Проект «Строковый калькулятор»

  • Практическая работа №4.5. Проект «Даты и время»

  • Практическая работа №4.6. Проект «Сравнение кодов символов»

  • Практическая работа №4.7. Проект «Отметка»

  • Практическая работа №4.8. Проект «Коды символов»

  • Практическая работа №4.9. Проект «Слово-перевертыш»

  • *Практическая работа №4.10. Проект «Графический редактор»

  • *Практическая работа №4.11. Проект «Системы координат»

  • *Практическая работа №4.12. Проект «Анимация»

Контрольные работы:

  • Контрольная работа «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

Творческие работы:

  • Разработка проекта (приложения) на языке Visual Basic

Тестирование:

  • Алгоритмические структуры.

  • Объекты. Свойства. События.

  • Переменные.

  • Выражения.

  • Функции в VB

  • Графические методы

  1. Формализация и моделирование(10 ч.)

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Материальные и информационные модели. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами

Практические работы:

  • Практическая работа №* 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку»

  • Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнения»

  • Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений»

  • Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления»

Проверочные работы:

  • Проверочная работа «Моделирование и формализация»

  1. Информатизация общества (3 ч.)

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Тестирование:

  • Информатизация общества.

7. Повторение (1 ч.)

Тестирование:

  • Итоговый тест за курс 9 класса

Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе


В результате изучения информатики и ИКТ  ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • программный принцип работы компьютера;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; создавать записи в базе данных;создавать презентации на основе шаблонов;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний


Критерии оценки устного ответа


  Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

  Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

  Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

  Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерии оценки практической работы (компьютерный практикум)

Отметка «5»: работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий:

  • проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;

  • соблюдает правила техники безопасности;

  • в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;

  • правильно выполняет анализ ошибок.

  Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 1-2 мелких погрешностей или 2-3 недочетов, исправленных самостоятельно по требованию учителя.

  Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущены 1-2 погрешности или одна грубая ошибка.

  Отметка «2»: допущены две (и более) грубые ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Критерии оценки письменной работы (контрольной работы, проверочной работы)

Отметка «5»: работа выполнена в полном объеме, либо, при наличии 1-2 мелких погрешностей;

Отметка «4»: работа выполнена в полном объеме, но при наличии 1-2 недочётов;

Отметка «3»: работа выполнена более чем наполовину или в работе допущены 1-2 грубые ошибки, много недочётов, мелких погрешностей

Отметка «2»: работа выполнена менее чем наполовину;

Грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятие определения;
Погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
Недочёт – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определённые программой обучения;
Мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п. 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ


В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

создавать информационные объекты, в том числе:

    • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

    • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

    • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

    • создавать записи в базе данных;

    • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

    • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

    • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

    • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

    • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  1. Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  2. Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  3. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  4. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Программные средства

  1. Операционная система.

  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  3. Антивирусная программа.

  4. Программа-архиватор.

  5. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  6. Звуковой редактор.

  7. Простая система управления базами данных.

  8. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  9. Система программирования.

  10. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  11. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

Календарно-тематическое планирование

по информатике и ИКТ 9 класс (68 уроков)


урока

№ урока в разделе

№ и название раздела/

Тема урока


План

Примечание

Корректировка

1


Введение: структура курса. Правила поведения и инструкция по технике безопасности в компьютерном классе.

06.09





Глава1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (13 часов)



2

1.1

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Практическая работа № 1. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.

10.09


3

1.2

Растровые изображения на экране монитора

13.09


4

1.3

Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации

17.09


5

1.4

Растровая и векторная графика.

20.09


6

1.5

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе

24.09


7

1.6

Инструменты рисования растровых графических редакторов

27.09


8

1.7

Работа с объектами в векторных графических редакторах. Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

01.10


9

1.8

Редактирование изображений и рисунков

04.10


10

1.9

Растровая и векторная анимация. Практическая работа 1.4. Анимация

08.10


11

1.10

Кодирование и обработка звуковой информации. Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации

11.10



12

1.11

Цифровое фото. Практическая работа 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу

15.10


13

1.12

Цифровое видео. Практическая работа 1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа

18.10



14

1.13

Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

22.10




Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации . (9 часов)



15

2.1

Кодирование текстовой информации. Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой информации

25.10



16

2.2

Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документа.

29.10


17

2.3

Ввод и редактирование документов. Практическая работа 2.2. Вставка в документ формул.

08.11


18

2.4

Форматирование символов и абзацев. Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев

12.11


19

2.5

Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков

14.11


20

2.6

Таблицы. Практическая работа 2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными

19.11



21

2.7

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа 2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря

22.11


22

2.8

Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа

26.11



23

2.9

Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка текстовой информации».

29.11





Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации (10 часов)



24

3.1

Представление числовой информации с помощью систем счисления

03.12



25

3.2

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

06.12


26

3.3

*Двоичное кодирование чисел в компьютере . Проверочная работа « Арифметические операции в двоичной системе счисления» Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

10.12



27

3.4

Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных

13.12


28

3.5

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

17.12



29

3.6

Встроенные функции. Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

20.12


30

3.7

Построение диаграмм и графиков. Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов

24.12



31

3.8

Представление базы данных в виде таблицы и формы

27.12


32

3.9

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

14.01


33


3.10

Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка числовой информации».

17.01





Глава 4.Основы алгоритмизация и объектно-ориентированного визуального программирования. (21 час).



34

4.1

Свойства алгоритма и его исполнители.

21.01


35

4.2

Выполнение алгоритмов компьютером

24.01


36

4.3

Блок-схемы алгоритмов. Линейный алгоритм.

28.01


37

4.4

Разработка проектов в системе объектно-ориентированного программирования. Практическая работа 4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

31.01


38

4.5

Графический интерфейс проекта. Свойства, методы, события программных объектов. Проект «Форма и размещение на ней управляющих элементов»

04.02


39

4.6

Тип, имя и значение переменной. Практическая работа 4.2. Проект «Переменные»

07.02


40

4.7

Проект «Переменные». Практическая работа 4.2. Проект «Переменные» (Продолжение)

11.02


41

4.8

Арифметические выражения Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор» (1 часть)

14.02


42

4.9

Строковые выражения. Проект «Сложение строк»

18.02


43

4.10

Логические выражения. Проект «Логические выражение»

21.02


44

4.11

Математические функции. Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор» (2 часть)

25.02


45

4.12

Строковые функции. Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор»

28.02


46

4.13

Функции ввода и вывода данных .

04.03


47

4.14

Функции даты и времени. Практическая работа 4.5. Проект «Даты и время»

07.03



48

4.15

Алгоритмическая структура «ветвление» Практическая работа 4.6. Проект «Сравнение кодов символов»

11.03


49

4.16

Алгоритмическая структура «выбор» Практическая работа 4.7. Проект «Отметка»

14.03


50

4.17

Алгоритмическая структура «цикл». Цикл со счетчиком Практическая работа 4.8. Проект «Коды символов»

18.03


51

4.18

Алгоритмическая структура «цикл». Цикл с условием Практическая работа 4.9. Проект «Слово-перевертыш»


21.03



52

4.19

Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005

04.04


53

4.20

Анимация в языке Visual Basic

08.04


54

4.21

Контрольная работа «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного визуального программирования»

11.04




Глава 5.Моделирование и формализация. (10 часов).




55

5.1

Окружающий мир как иерархическая система

15.04



56

5.2

Моделирование как метод познания

18.04


57

5.3

Материальные и информационные модели

18.04


58

5.4

Формализация и визуализация моделей.

22.04


59

5.5

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

25.04


60

5.6

Построение физических моделей. Практическая работа5.1. Проект «Бросание мячика в площадку»

29.04



61

5.7

Приближенное решение уравнений. Практическая работа5.2. Проект «Графическое решение уравнений»

29.04


62

5.8

Экспертные системы распознавания химических веществ Практическая работа5.3. Проект «Распознавание удобрений»

02.05



63

5.9

Информационные модели систем управления. Практическая работа5.3. Проект «Модели систем управления»

06.05


64

5.10

Контроль знаний по теме: «Формализация и моделирование»

13.05





Глава6. Информатизация общества. (4 часа).



65

6.1

Информационное общество

16.05


66

6.2

Информационная культура

20.05


67

6.3

Перспективы развития информационно-коммуникационных технологий

Проверочная работа «Информатизация общества»

20.05


68

6.4

Итоговый урок Повторение. Итоговый урок.

23.05



Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

  1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  2. http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.

  3. Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д. Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2009 г.

  4. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - 2-е изд., - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.

  5. Информатика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9: базовый, повышенный, высокий уровни. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.

  6. Л.В. Рябинина. Информатика. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича. Волгоград: Учитель, 2010 г.

  7. Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие. М.: Бином, 2008.

  8. Н.Е. Астафьева и др. Информатика в схемах. М.: Бином, 2006 г.

  9. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (8-11): Методическое пособие для учителей. Угринович Н. Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.


Источники информации для обучающихся


  1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  2. http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.

  3. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - 2-е изд., испр. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г


14