
ОТДЕЛЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И БЛАГОУСТРОЙСТВО
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ 8
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 07. Информатика и ИКТ
для специальности 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»
(базовая подготовка)
2015 г.
ОДОБРЕНА Цикловой комиссией профессиональных дисциплин Протокол № от « » августа 201__г. | РАЗРАБОТАНА Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Информатика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). |
Председатель цикловой комиссии _________/ ______________/ | Зам.директора по УМР ___________/_________________/ |
Составитель (и), (автор (ы)): | Устюгова Е.В. преподаватель информатики |
|
|
| Ф.И.О., ученая степень, звание, должность ГБПОУ «26 КАДР» |
| |
Рецензент: | |
|
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование учреждения. |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 15
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.07. Информатика
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Информатика» входит в состав обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Информатика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Информатика» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целью учебной дисциплины является формирование у студентов информационно-коммуникационной и проектной компетентностей, включающих умения эффективно и осмысленно использовать компьютер для информационного обеспечения своей учебной и будущей профессиональной деятельности, а также формирование общих компетенций:
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
− осознание своего места в информационном обществе;
− готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
− умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
− умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных
средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
− готовность к продолжению образования и повышению квалификации в
избранной профессиональной деятельности на основе развития личных
информационно-коммуникационных компетенций;
• метапредметных:
− умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
− использование различных видов познавательной деятельности для решения
информационных задач, применение основных методов познания
(наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учеб-
но-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
− использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
− использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных
форматах на компьютере в различных видах;
− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
− сформированность представлений о роли информации и информационных
процессов в окружающем мире;
− владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
− использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю
подготовки;
− владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
− владение компьютерными средствами представления и анализа данных в
электронных таблицах;
− сформированность представлений о базах данных и простейших средствах
управления ими;
− сформированность представлений о компьютерно-математических моделях
и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта
(процесса);
− владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом
языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
− сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований
техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средства-
ми информатизации;
− понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
− применение на практике средств защиты информации от вредоносных про-
грамм, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 176 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | 70 |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 59 |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание | 22 |
работа над материалом учебника, конспектом лекций | 10 |
решение задач | 15 |
работа с дополнительной учебной и научной литературой, сетью Интернет (подготовка сообщений по темам) | 12 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.07. «Информатика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Информатика и информация | | 13 | |
Техника безопасности | Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Правила техники безопасности и гигиенические рекомедации при использовании средств ИКТ. | 2 | 1 |
Тема 1.1. Информационное общество | Информация и информационные процессы. Информационное общество. | 4 | 2 |
Практические работы | 4 | |
Образовательные информационные ресурсы общества |
Правовые нормы, относящиеся к информации |
Самостоятельная работа | 3 |
Работа с конспектом и рекомендованной литературой. Заполнить таблицу «Этапы развития информационных технологий». |
Раздел 2. Информация и информационные процессы | 49 |
Тема 2.1. Кодирование информации | Подходы к понятию, измерению и кодированию информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления | 2 | 2 |
Практические работы | 4 | |
Измерение количества информации |
Дискретное представление информации. Дискетное представление информации. |
Самостоятельная работа | 8 |
Работа с конспектом и рекомендованной литературой. |
Решение задач по образцу. |
Тема 2.2. Системы счисления | Системы счисления. Представление информации в двоичной, восьмерично и шестнадцатеричной системах счисления. Перевод чисел. | 2 | 3 |
Практические работы | 4 | |
Представление информации в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системе счисления. |
Выполнение арифметических операций в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления |
Самостоятельная работа | 8 | |
Подготовка сообщений к семинару. |
Тема 2.3. Передача информации | Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. Передача информации. Модем. Единицы измерения скорости передачи информации. | 2 | 2 |
Практические работы | 4 | |
Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. |
Поиск в сети Интернет на государственных образовательных порталах |
Самостоятельная работа | 5 |
Работа над материалом учебника, работа со справочным материалом |
Тема 2.4 Логические основы компьютеров | Логические основы компьютеров. | 2 | 2 |
Практические работы | 4 | |
Логические элементы компьютера |
Построение функциональных схем. |
Самостоятельная работа | 4 |
Работа над материалом учебника, работа со справочным материалом. Построение функциональных схем. |
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий | 24 | |
Тема 3.1. Устройство компьютера. Магистрально-модульная организация компьютера | Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Устройство компьютера. Магистрально-модульная организация компьютера Принципы открытой архитектуры. | 2 | 2 |
Практические работы | 2 |
Подключение внешних устройств к компьютеру |
Самостоятельная работа | 2 | |
Подготовка сообщений к семинару |
Тема 3.2. Программное обеспечение. Операционная система Windows | Программное обеспечение. Операционная система Windows. | 4 |
Практические работы | 4 |
ОС Windows. Стандартные приложения MS Windows. Организация файловой системы. |
Работа с программами архиваторами. |
Тема 3.3. Информационная безопасность | Информационная безопасность | 1 |
Практические работы | 4 | |
Защита информации. | |
Виды компьютерных вирусов. |
Самостоятельная работа | 2 |
Подготовка сообщений к семинару |
Тестирование. | | 1 | |
Тема 3.3 Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. | Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. Антивирусная защита. | 2 | |
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | 61 | |
Тема 4.1 Текстовые процессоры | Текст, как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии обработки и организации текстового материала. Основные приемы преобразования текста. Текстовый редактор: назначение и основные функции. Редактирование и форматирование текста. | 2 |
Практические работы | 8
| 2 |
Формирование документа в Microsoft Word. Вставка в текстовый документ, редактирование, форматирование рисунка. | |
Формирование документа в Microsoft Word. Вставка в текстовый документ, редактирование, форматирование таблицы и диаграммы. |
Работа с закладками и гиперссылками |
Создание публикаций на основе шаблонов. |
Самостоятельная работа | 4 |
Индивидуальное проектное задание |
Тема 4.2 Электронные таблицы | Использование электронной таблицы для решения задач. Средства и технологии работы с таблицами. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей). | 4 | 2 |
Практические работы | 8 |
Создание, заполнение, оформление и редактирование электронной таблицы. | |
Решение вычислительных задач, построение диаграмм. |
Создание диаграмм и графиков |
Создание рабочих книг на основе шаблонов. |
Самостоятельная работа | 8 |
Индивидуальное проектное задание. |
Тема 4.3 Системы управления БД | Базы данных: назначение и основные возможности. Типы баз данных. Системы управления базами данных. Ввод и редактирование записей. Основные объекты в базах данных и операции над ними (запись, поле). Виды и способы организации запросов. | 4 | 2 |
Практические работы | 8 |
Создание реляционной базы данных (БД). | |
Обработка данных в БД. |
Поиск информации по запросам в БД. |
Создание отчетов по информации БД. |
Самостоятельная работа | 6 | |
Индивидуальное проектное задание. |
Тема 4.4 Графические редакторы и мультимедийные среды | Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс, основные функции. Палитры цветов. Создание и редактирование изображений: рисование на компьютере, стандартные фигуры, работа с фрагментами, трансформация изображений; работа с текстом. | 2 | 3 |
Практические работы | 4 | |
Создание рисунков в приложении типа Paint. | |
Создание презентации в Power Point. |
Самостоятельная работа | 3 |
Индивидуальное проектное задание. |
Раздел 5 Телекоммуникационные технологии | 29 |
Тема 5.1 Глобальная компьютерная сеть Интернет | Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. | 4 | 3 |
Практические работы | 2 |
Браузер. Работа с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-библиотекой и пр. | |
Самостоятельная работа | 2 |
Работа над материалом учебника, работа со справочным материалом. |
Тема 5.2 Методы создания и сопровождения сайта | Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста. Гиперссылки. Формы на Web-страницах. Инструментальные средства создания Web-страниц. Тестирование и публикация Web-сайта. | 4 | 3 |
Практические работы | 8 |
Создание Web-страниц. | |
Гиперссылки, списки и формы на Web-страницах. |
Вставка графических, аудио- и видеофайлов. |
Тестирование и публикация сайта. |
Самостоятельная работа | 4 | |
Индивидуальное проектное задание. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония. |
Тема 5.3 Возможности сетевого программного обеспечения. | Возможности сетевого программного обеспечения. | 2 | 3 |
Практические работы | 2 | |
Информационные ресурсы и сервисы. | |
Тестирование. | | 1 |
| Всего | 176 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места студентов, рабочее место преподавателя, наглядные пособия (учебники, терминологические словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты практических работ).
Технические средства обучения: интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, персональные компьютеры, принтер и сканер.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. пособие. – М., 2014. – 190 с.
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2013. – 350 с.
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник для студ. сред. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.
Дополнительные источники:
Борисова М.В. Основы информатики и вычислительной техники. Серия «Среднее профессиональное образование».– Ростов н/Д Феникс, 2006. – 544 с.
Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2006. – 152 c.
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 384 с.
«Информатика и образование»: ежемесячный научно-методический журнал Российской Академии образования.
«Информатика в школе»: ежемесячный научно-методический журнал Российской Академии образования.
Михеева Е.В., Титова О.И. Практикум по информатике: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192 с.
Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2005. – 542 с.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002. – 134 с.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007. – 641 с.
Уваров В.М., Силакова Л.А. Практикум по основам информатики и вычислительной техники. – М., 2005. – 264 с.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы. – М., 2005. – 805 с.
Интернет–ресурсы:
Каталог видеоуроков TeachVideo.ru. Форма доступа: http:// www.teachvideo.ru
Электронный журнал «Информатика и информационные технологии в образовании». Форма доступа: http://www.rusedu.info
Информатика и ИКТ. Форма доступа: http://ru.wikipedia.org/w/index.php
Мир информатики. Форма доступа: http://jgk.ucoz.ru/dir/
Виртуальный компьютерный музей. Форма доступа: http://www.computer-museum.ru/index.php
Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. Форма доступа: http://www.klyaksa.net
Методическая копилка учителя информатики. Форма доступа: http://www.metod-kopilka.ru
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, практических работ.
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
• личностных: −− чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечествен- ной информатики в мировой индустрии информационных технологий; −− осознание своего места в информационном обществе; −− готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятель- ности с использованием информационно-коммуникационных технологий; −− умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной дея- тельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессио- нальной области, используя для этого доступные источники информации; −− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций; −− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооцен- ку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с исполь- зованием современных электронных образовательных ресурсов; −− умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессио- нальной деятельности, так и в быту; −− готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций; • метапредметных: −− умение определять цели, составлять планы деятельности и определять сред- ства, необходимые для их реализации; −− использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учеб- но-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно- коммуникационных технологий; −− использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов; −− использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет; −− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах; −− умение использовать средства информационно-коммуникационных техноло- гий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; −− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представ- ляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий; предметных: −− сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире; −− владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов фор- мального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы; −− использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки; −− владение способами представления, хранения и обработки данных на ком- пьютере; −− владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах; −− сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими; −− сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); −− владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных кон- струкций языка программирования; −− сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средства- ми информатизации; −− понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам; −− применение на практике средств защиты информации от вредоносных про- грамм, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с инфор- мацией и средствами коммуникаций в Интернете. | Экспертное наблюдение и оценивание выполнения лабораторных и практических работ. Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения индивидуальных заданий, самостоятельной работы, устный опрос. Текущий контроль в форме защиты практических и лабораторных работ. Письменный опрос в форме тестирования. Экспертная оценка преподавателем защиты рефератов Устный опрос Тестирование Индивидуальный: контроль выполнения практических работ и домашних заданий
|
8