АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ДОЛГОПРУДНОГО
ГИМНАЗИЯ №13
(АОУ ГИМНАЗИЯ№13)
УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________ Курицына Г.В. «__________» 20__ г. |
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по истории
(базовый уровень)
10 а,б классы
Составитель: Волченков Александр Викторович,
учитель первой категории категории
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования АОУ гимназии № 13, требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования истории и на основе авторских программ: В.И.Уколовой, А.В.Ревякина «Всеобщая история 10 класс» и Н.С. Борисова, А.А. Левандовского «История России с древнейших времён до конца XIX в., 10 класс»
Курс является интегрированным и раскрывает основные события и явления истории с древних времён до конца XIX века, как России, так и зарубежных стран. Программа ориентирована на закрепление, систематизацию, и углубление имеющихся у десятиклассников знаний об основных фактах, процессах и явлениях истории, понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути России. Во многих темах рассматриваются вопросы достоверности и фальсификации исторических знаний, что необходимо для формирования у школьников правильного, научного подхода к пониманию исторических событий и процессов.
Цели курса:
1. Формирование у школьников целостного представления об историческом пути России и зарубежных стран, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях, как отечественной, так и зарубежной истории.
2. Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа, выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины), выявлению общего и различного, объяснению фактов, сопоставлению различных суждений.
3. Курс предполагает приобретение учащимися устойчивого интереса и уважения к истории человечества и культуре, формирование у старшеклассников отношения к истории как к способу понимания современности, уважение прав человека и демократических ценностей.
Задачами курса являются:
- развитие исторического мышления школьников на базе материала, предоставленного
в учебных пособиях;
- формирование у школьников понимания исторического прошлого в связи с тенденциями
современного развития мира;
- формирование исторической грамотности на современном международном уровне;
- воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;
В соответствии с Учебным планом АОУ гимназии № 13 на изучение предмета отводится 2 часа в неделю. Итого 68 часов за учебный год.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
Основное содержание курса истории в 10 классе излагается в авторских программах В.И.Уколовой, А.В.Ревякина «Всеобщая история 10 класс», Н.С. Борисова, А.А. Левандовского «История России с древнейших времён до конца XIX в». В процессе ведения курса уделяется внимание проблемам достоверности и фальсификации исторических знаний как отечественной, так и зарубежной истории, т.к. фальсификация истории угроза национальной безопасности. Так в теме «История как наука», рассматриваются проблемы подлинности и достоверности исторических источников, основные концепции современной исторической науки. В теме «Человечество на заре своей истории» обсуждаются современные концепции, а также мифологические и религиозные версии происхождения человека и общества. В теме «Древнерусское государство» особое внимание уделяется «норманнской теории», дискуссии о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Здесь следует подчеркнуть, что формирование государства сложный процесс взаимодействия между пришлыми скандинавами и славянами, в результате чего и возникло восточнославянское по этническому и культурному облику государство. При изложении вопросов связанных с ордынским нашествием особых оговорок требует наименование захватчиков татарами, т.к. современные татары, проживающие на территории России, имеют лишь косвенное отношение к нашествию, завоевателей стоит называть «ордынцами». При рассмотрении тем по истории России XVII-XVIIIв.в. уделяется внимание процессу вхождения отдельных народов в состав Российской империи, но в настоящее время образующих самостоятельные государства, особенно это касается Украины, которая в 1654 году на добровольных началах вошла в состав России и составляла с ней одно целое. Рассматривая внешнюю политику Екатерины II, серьезное внимание уделяется вопросу о присоединении Крыма. Необходимо показать причины его присоединения и вклад народов России в его освоение и развитие. При рассмотрении тем связанных с правлением Петра I, показать плюсы и минусы формирования Российского государства как государства имперского типа. В теме «Отечественная война 1812 года» роль России в победе над, казалось бы, непобедимой армией Наполеона, а также ведущую роль России в послевоенном устройстве мира.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Устный ответ, самостоятельная работа, проверочная работа, реферат, доклад, презентация, работа с контурными картами, практическая работа с документами, тест, проект, проверка рабочих тетрадей.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ходе изучения курса истории в 10 классе обучающиеся должны
знать:
- даты, события, процессы и явления изучаемого периода;
- базовую терминологию и правильно использовать её в своих ответах;
уметь:
- связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- сравнивать исторические явления, выделяя сходства и различия;
- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям
- работать с исторической картой;
-оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений
.-обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- искать нужную информацию в источниках различного типа и извлечение этой информации,
отделение основной информации от второстепенной, её критическое оценивание;
- владеть такими видами публичных выступлений, как монолог, диалог, дискуссия.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и зарубежья;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки изучения |
план | факт |
1 | Вводный урок. Краткая характеристика курса. | 1 | | |
2. | Проблемы исторического познания. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний. | 2 | | |
3 | Первобытность. Предыстория человечества. | 1 | | |
| Древний мир Древний Восток. Мир Античности. ( 4 часа) | | | |
4. | Ближний Восток, Индия и Китай в древности | | | |
5 | Древняя Греция: от первых государств до развития полиса, от полиса к эллинистическому миру. | 1 | | |
6 | Древний Рим: от возникновения города до падения республики. Римская империя. | 1 | | |
8 | Контрольная работа на тему «Историческое познание сегодня. Древний мир». | | | |
| Средневековье(5 часов) | | | |
9. | Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы. Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира. | 1 | | |
10 | Византийское Средневековье | 1 | | |
11 | Исламский мир в Средние века | 1 | | |
12 | Индия, Китай и Япония в Средние века | 1 | | |
13 | Контрольная работа по теме «Средневековье». | 1 | | |
| Древнерусское государство (6 часов) | | | |
14 | Образование Древнерусского государства. | | | |
15 | Киевская Русь. | 1 | | |
16 | Культура Киевской Руси. | 1 | | |
17 | Русские земли в XII- начале XIII века. | 1 | | |
18 | Монгольское нашествие. | 1 | | |
19 | Русь под властью Золотой Орды. | 1 | | |
| Образование единого Русского государства в XIV-XV веках (3часа) | | | |
20 | Усиление Московского княжества в XIV - первой половине XV вв. | 1 | | |
21 | Завершающий этап создания единого русского государства. | 1 | | |
22 | Культура Руси в XII-XV веках. Повторение по темам «Древнерусское государство. Образование единого Русского государства в XIV-XV веках». | 1 | | |
23 | Контрольная работа по теме «Древнерусское государство. Образование единого Русского государства в XIV-XV веках». | 1 | | |
| Возрождение ( 1 час) | | | |
24 | Возрождение как культурно-историческая эпоха | 1 | | |
| Новое время (9 часов) | | | |
25-26 | Экономика и общество | 2 | | |
27 | Духовная жизнь общества | 1 | | |
28-29 | Политическое развитие | 2 | | |
30-31 | Международные отношения | 2 | | |
32 | Контрольная работа по теме «Новое время». | 1 | | |
| Россия в XVI-XVII вв. (7часов) | | | |
33 | Россия в XVI столетии. | 1 | | |
34 | Причины и начало Смуты. | 1 | | |
35 | Основные события Смуты, её окончание. | 1 | | |
36 | Внутренняя политика первых Романовых. | 1 | | |
37 | Внешняя политика России в XVII веке. | 1 | | |
38 | Культура России в XVI-XVII веке. | 1 | | |
39 | Контрольная работа по теме ««Россия в XVI-XVII вв.» | 1 | | |
| Россия в эпоху Петра Великого (4 часа) | | | |
40 | Начало правления Петра I | 1 | | |
41 | Реформы Петра I | 1 | | |
42 | Внешняя политика Петра I | 1 | | |
43 | «Культурная революция» в России в начале XVIII века. | 1 | | |
| Россия в середине и во второй половине XVIII века (7 часов) | | | |
44 | Эпоха дворцовых переворотов. | 1 | | |
45 | «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. | 1 | | |
46 | Социальная политика Екатерины II. Крестьянская война. | 1 | | |
47 | Внешняя политика России в XVIII веке. | 1 | | |
48 | Царствование Павла I. | 1 | | |
49 | Культура России в XVIII веке. | 1 | | |
50 | Контрольная работа по теме «Россия в XVIII веке». | 1 | | |
| Россия в первой воловине XIX века (7 часов) | | | |
51 | Экономическое развитие России в конце XVIII- первой пол. XIX в. | 1 | | |
52 | Реформы Александра I. | 1 | | |
53 | Борьба с Наполеоном. | 1 | | |
54 | Период реакции. Декабристы. | 1 | | |
55 | Внутренняя политика Николая I. | 1 | | |
56 | Внешняя политика при Николае I. Кавказская война. | 1 | | |
57 | Общественное движение при Николае I. | 1 | | |
| Россия во второй половине XIX века (10 часов) | | | |
58 | Начало царствования Александра II. | 1 | | |
59 | Крестьянская реформа. | 1 | | |
60 | Социально-экономическое развитие пореформенной России. | 1 | | |
61 | Реформы 60-х – 70-х годов XIX века. | 1 | | |
62 | Общественное движение 50-х – 60-х годов XIX века. | 1 | | |
63 | Противостояние власти и революционеров в 70-х – нач.80-х гг. XIX в. | 1 | | |
64 | Внутренняя политика и общественное движение при Александре III. | 1 | | |
65 | Внешняя политика России во второй половине XIX века. | 1 | | |
66 | Культура России в XIX веке. | 1 | | |
67 | Контрольная работа по теме «Россия в XIX век». | 1 | | |
68. | Подведение итогов года, Обобщение ( 1 час) | 1 | | |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Литература для учащихся
№ | Наименование | Авторы | Издательство, год издания |
1. | Учебник «Всеобщая история» 10 класс | В.И.Уколова А.В.Ревякин | Просвещение, 2014 |
2. | Учебник «История России с древнейших времен до конца XVII века» | Н.С. Борисов | Просвещение, 2014 |
3. | Учебник «История России XVIII-XIX век” | А.А. Левандовский. | Просвещение, 2014 |
4. | Атлас История России с древнейших времен до начала XXI века. | С.В.Колпаков | Аст-Пресс, 2016 |
Литература для учителя
№ | Наименование | Авторы | Издательство, год издания |
1. | Программа курса и тематическое планирование к учебнику В.И.Уколовой, А.В.Ревякина «Всеобщая история 10 класс» | | М.: Русское слово, 2010 |
2. | Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 10-11 классы. | Н.С. Борисов, А.А. Левандовский | М.: Просвещение, 2007 |
3. | Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVII века . | К.А. Соловьев Б.Н. Серов | М.: Вако, 2009 |
4. | Поурочные разработки по истории России XIX век. | Е.В. Колганова, Н.В. Сумакова. | М.: Вако, 2009 |
5. | История России в таблицах. | С.В. Агафонов. | М.: Астрель, 2009 |
6. | Учебник «Всеобщая история» 10 класс | В.И.Уколова А.В.Ревякин | Просвещение, 2014 |
7. | Учебник «История России с древнейших времен до конца XVII века» | Н.С. Борисов | Просвещение, 2014 |
8. | Учебник «История России XVIII-XIX век” | А.А. Левандовский. | Просвещение, 2014 |
9. | Атлас История России с древнейших времен до начала XXI века. | С.В.Колпаков | Аст-Пресс, 2016 |
Электронные образовательные пособия и ресурсы:
СD-диск “Энциклопедия России 862-1917 годы»
CD-диск «Династия Романовых»
CD-диск «Историческая география» - карты с IX-XX век.
CD-диск «Ожившая история. XVIII век» 2013г.
CD-диск «Ожившая история. XIX век» 2013г.
Перечень учебно-лабораторного оборудования
Рабочее место учителя: компьютер, проектор, экран, МФУ.
Документ камера.
DVD – проигрыватель.
Настенные карты.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей истории и обществознания от __________ № __ | | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР «__________» 2016 г. |
| | |