СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивная рабочая программа по обществознанию 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена для ребенка с ограниченными возможностями обучения в связи с тяжелым заболеванием. Ребенку прописан щадящий, индивидуальный режим обучения с меньшим количеством часов, отведенных для изучения предметов школьного курса в обычном классе. Данная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения больного ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, позволяет адаптировать учебную нагрузку к индивидуальным возможностям больного ребенка. Основной целью программы является конкретизация содержания образования путем определения количества часов, последовательности изучения тем, норм учебного времени в часах в неделю.

 

Просмотр содержимого документа
«Адаптивная рабочая программа по обществознанию 9 класс»

1.Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена для ребенка с ограниченными возможностями обучения в связи с тяжелым заболеванием. Ребенку прописан щадящий, индивидуальный режим обучения с меньшим количеством часов, отведенных для изучения предметов школьного курса в обычном классе. Данная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения больного ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, позволяет адаптировать учебную нагрузку к индивидуальным возможностям больного ребенка. Основной целью программы является конкретизация содержания образования путем определения количества часов, последовательности изучения тем, норм учебного времени в часах в неделю.

Программа составлена на основе учебного плана школы, в котором определен максимальный и минимальный объем учебной нагрузки учащихся, распределено время на освоение федерального, регионального и школьного компонентов государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образо­вания по обществознанию Л. Н. Боголюбова «Программы общеобразовательных учреждений История. Обществознание 5-11/ М. «Просвещение 2012»), учебного плана МКОУ Митрофановская СОШ на 2016-17 учебный год.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включавший работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности.



2. Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа конкретизирует содержание пред­метных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. На изучение обществознания в 9 классе, согласно учебного плана МКОУ Митрофановская СОШ, отводится 18 часов.(для индивидуального обучения).

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества, основной акцент делается на изучение тем «Политика», «Право». Тема «Политика и социальное управление» дает обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества.

Заключительная тема «Право», на которую отводиться наибольший объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводиться вопросам теории права, другая – отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.

На заключительных уроках с опорой на знания по истории характеризуются социальные изменения и их формы. Рассматриваются основные проблемы современного мирового развития.


  1. Место, особенности учебного предмета.

Рабочая программа конкретизирует содержание пред­метных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. На изучение обществознания в 9 классе, согласно учебного плана МКОУ Митрофановская СОШ, отводится 18 часов.(для индивидуального обучения)

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познава­тельных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе эконо­мической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореа­лизации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к соци­альным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социаль­ной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом каче­ствах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основ­ах социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

-умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результаты);

-владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

- выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:

- использование элементов причинно-следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов:

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям совместной жизни, формулирование своей точки зрения.

Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий 
и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.



  1. Основное содержание учебного предмета

Тема1 .Политика и социальное управление.

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема2 Право

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция – основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантия. Конституционные обязанности граждан. Права ребенка и их защита. Механизм реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ,

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брак. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административные правонарушения. Виды административных наказаний.

Основные понятия и структуры уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.



5. Календарно-тематическое планирование.

Наименование раздела, тема урока



Элементы содержания

Требования к обучающимся

Виды, формы контроля

Дата

1

Политика и власть


Изучение нового материала

Право, мораль, государство, гражданин

Дискуссия


2

Государство. Политические рения


Комбиниров. урок

Государство, признаки правового государства, политические режимы

Работа с тестом учебника, беседа по вопросам


3

Правовое государство


Комбиниров. Урок с элементами сам. работы

Правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность

Сравнительный анализ


4-5

Политические партии и движения. Участия граждан в политической жизни


Комбиниров. Урок с элементами сам. работы

Государство, власть, право, политический режим, демократия, разделение властей, правовое государство

Понятия


6

Гражданское общество и государство


Урок с элементами беседы

Гражданское общество, местное самоуправление

Работа с тексом учебника


7

Право и его роль в жизни общества и

Государства


Изучение нового материала

Право, мораль, государство, гражданин, партия

Беседа


8

Правонарушения в правоохранительной организации


Комбиниров. урок

Система права, признаки права, естественное право

Практическая работа


9

Правоохранительная

Организация


Комбиниров. урок

Правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность

Элементы практической работы, понятия


10

Конституция России. Основы конституционного права


Комбиниров. урок

Субъект федерации, федерация, Конституция, референдум, закон, право, ценности, разделение властей

Работа с текстом Конституции


11

Права и свободы человека и гражданина


Комбиниров. урок

Гражданин, право, права человека, ответственность, Конституция

Работа в группах, дискуссия


12

Гражданские правоотношения

Урок с элементами практ. работы

Конвенция, билль, пакт, декларация, Всеобщая Декларация прав человека

Беседа по вопросам


13

Право на труд. Трудовые правоотношения

Урок с элементами беседы

Трудовой договор, трудовая книжка, дисциплина труда, профессиональные союзы

Беседа по вопросам, решение проблемных задач


14

Правовые основы брака и семьи. Семейное право

Урок с элементами практ. работы

Брак, брачный договор, семья, семейное право

Дискуссия, сравнительный анализ


15

Административные правоотношения. Уголовно-правовые отношения

Урок с элементами беседы

Административные правоотношения, уголовное право, уголовно-правовые отношения

Беседа по вопросам


16

Социальные права

Урок с элементами практ. работы

Социальное обеспечение, социальные права, социальные пособия

Практическое выполнение заданий


17

Правовое урегулирование отношений в сфере образования

Практическое занятие

Конвекция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон «Об образовании»

Практическая работа, выполнение заданий


18

Права человека и гражданина

Повторит. Обобщающий урок

Повторить изученные понятия

Обобщение и систематизация изученного материала





6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета



1) Обществознание: 9 класс /Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010;

2) О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание»: 9 класс. - М.: Просвещение, 2010;

3) Методические рекомендации по курсу « Обществознание»: 9 класс /Под ре­дакцией Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010.

Литература, рекомендуемая в процессе реализации
рабочей программы

Методические пособия для учителя:

Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008.

Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. – Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. – М. : Новый учебник, 2004.

Гордеева, В. В. Правовое воспитание : 9–11 классы : разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. – Волгоград : Учитель, 2007.

Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М. : Школа-Пресс, 2000.

Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8–11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. – Волгоград : Учитель, 2009.

Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. – М. : Экстремум, 2007.

Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… : метод. разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. – М. : Новая школа, 1996.

Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996.

Прутченков, А. С. Школа жизни : метод. разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. – М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.

Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. – М. : Просвещение, 1996.

Кацубо, С. П. Изучаем право : практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. – М. : издательство деловой и учебной литературы, 2006.

Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний : 8–9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. – Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. – М. : Новый учебник, 2007.

Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М. : Дрофа, 2008.

.

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс РФ.




Информационно-коммуникативные средства.

Обществознание. 8–11 кл. Краткий курс. Тренировочные тесты. Терминологический словарь. Ответы на экзаменационные билеты / Н. С. Кочетов [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010. – (В помощь учащимся). – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).

Обществознание. Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010. – (Методики. Материалы к урокам). – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).

Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов / сост. Н. А. Скобелина. – Волгоград : Учитель, 2010. – (Сетевой тестовый контроль). – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).

Обществознание. Курс лекций : учеб. пособие / А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. – М. : Книжный мир, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).

Обществознание. 9–11 кл. – М. : Новый диск, 2006. – (Экспресс-подготовка к экзамену). – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).

Технические средства обучения.

Мультимедийный компьютер.



.

«