ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основании следующих нормативно- правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. №373.
Закона Российской Федерации «Об образовании» (29.12.12г. № 273-ФЗ)
Примерной программы начального общего образования и авторской программы «Изобразительное искусство» (авторы Кузин В.С., Кубышкина Э.И.).
Устава МОУ СОШ
Учебного плана МОУ СОШ
Годового календарного учебного графика МОУ СОШ
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям ФГОС НОО, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Доминирующее значение имеет направленность программ на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.
Программа содержит некоторые ознакомительные темы, связанные с компьютерной грамотностью. Их задача — познакомить учащихся с компьютером как средством создания изображения, не заменяющим, а дополняющим другие средства.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка.
В основу программы положены:
— единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
— яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
— система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
— направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование натемы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.
Наряду с основной формой организации учебного процесса — уроком — возможно проведение занятий-экскурсий (заочных) в художественных и краеведческих музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углём, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению. Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.
Рисование на темы — это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещённости, цвета.
В 1—4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений. Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета.
Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приёмами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения.
Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).
Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приёмы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек и т. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).
Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.
Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объёмное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приёмами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — конструктивный и пластический способы лепки).
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин.
Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане на изучение изобразительного искусства отводится 1 ч. в неделю,
в 4 классе — 34 часа.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
— формирование основ гражданственности;
— формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
— развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
— развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
—развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
— становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
— овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
— формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
— формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человек;
— формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
— овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
— овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании); развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.
Развивающий потенциал этого предмета связан с формированием личностных, познавательных, регулятивных действий.
Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений. При создании продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям — целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.
В сфере личностных действий приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов обеспечивают формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения, способствуют развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся.
В результате обучения детей изобразительному искусству в начальной школе предполагается достижение следующих результатов:
- личностные результаты:
- в ценностно-ориентационной сфере: формировать основы художественной культуры; эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса; - в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
- в познавательной сфере: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.;
метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в начальной школе проявляются: в развитии художественно-образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений;
предметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:
- в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);
Для учебного курса «Изобразительное искусство» на базовом уровне приоритетом является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классического и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение необходимо придавать формированию основ критического мышления на основе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, а также понимания роли искусства в жизни человека.
Изучение изобразительного искусства располагает возможностями реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история, русский язык и литература, технология и др.). Появляется возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования посредством обращения к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием различных художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, с использованием музейной педагогики и т.п.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
4 класс (34 ч)
Рисование с натуры (8 ч)
Конструктивное рисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) с использованием основ перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива). Передача освещения предметов графическими и живописными средствами. Наброски фигуры человека. Быстрые живописные этюды предметов, цветов, чучел зверей и птиц.
Рисование на темы, по памяти и представлению (14 ч)
Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др. Изображение пейзажа в различных состояниях
дня и времени года, сюжетных композиций на темы окружающей действительности, истории, иллюстрирование литературных произведений.
Декоративная работа (8 ч)
Народное и современное декоративно-прикладное искусство: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.). Дизайн среды и графический дизайн. Выполнение эскизов предметов с использованием
орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции. Разработка эскизов мозаичного панно, сказочного стульчика, памятного кубка, праздничной открытки.
Лепка (2 ч)
Лепка фигурных сосудов по мотивам посуды . Скопина, рельефных изразцов. Лепка героев русских народных сказок.
Беседы (3 ч)
Темы бесед: «Ландшафтная архитектура», «Утро, день, вечер. Иллюзия света», «Литература, музыка, театр». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
Рекомендуемые произведения
Алексеев Г. В мастерской А. Г. Венецианова.
Алексеев Ф. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости; Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве.
Анохин Н. В старом доме.
Арчимбольдо Д. Весна; Лето.
Билибин И. Иллюстрации к сказкам.
Борисов-Мусатов В. Автопортрет с сестрой; Дама в голубом.
Браз И. Портрет писателя А. П. Чехова.
Брейгель Я. Цветы; Букет; Цветы в вазе.
Бучкин П. Углич. Первый снег.
Ван Гог В. Автопортрет.
Васнецов В. Три царевны подземного царства; Ковёр-самолёт; Портрет А. И. Куинджи; Баба-Яга.
Венецианов А. Автопортрет.
Верещагин В. Двери Тамерлана; Богатый киргизский охотник с соколом; Пальмы; Всадник-воин в Джайпуре; Мавзолей Тадж-Махал в Агре; Японский нищий; Близ Георгиевского монастыря. Крым; Вечер на озере.
Веселов С. Тарелочка с портретом С.Юзикова.
Врубель М. Сирень.
Вучетич Е. Памятник воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине; Скульптура «Родина-мать зовёт» на Мамаевом кургане в Волгограде.
Герасимов А. Розы; Портрет балерины О. В. Лепешинской.
Герасимов С. Автопортрет.
Головин А. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова.
Голубкина А. Л. Н. Толстой.
Горбатов К. Новгород. Пристань.
Дега Э. Балерина на сцене; Репетиция на сцене; Маленькая четырёхлетняя танцовщица; Голубые танцовщицы; Звезда.
Дейнека А. Раздолье.
Дюрер А. Автопортрет (4 варианта); Портрет Луки Лейденского.
Жуковский С. Весенние лучи; Кусково. Малиновая гостиная. Иллюстрации к детским книгам Ю. Васнецова, О. Васильева и Э. Булатова, В. Конашевича, Н. Кочергина, Г. Нарбута, М. Петрова, А.Савченко, В. Сутеева.
Кальф В. Натюрморт (3 варианта).
Каналетто. Вид канала напротив собора св. Марка; Большой канал.
Кандинский В. Москва; Москва. Зубовский бульвар.
Карев А. Натюрморт с балалайкой.
Кипренский О. Портрет Е. И. Чаплица; Портрет А. С. Пушкина; Портрет И. А. Крылова.
Коровин К. Натюрморт. Цветы и фрукты; В мастерской художника.
Крамской И. Портрет Н. А. Некрасова; Н. А. Некрасов в период «Последних песен».
Куинджи А. Эффект заката; Солнечные пятна на инее; Эльбрус. Лунная ночь.
Куликов И. Зимним вечером.
Кустодиев Б. Автопортрет; Портрет Фёдора Шаляпина.
Леменн Г. Ваза с цветами.
Лентулов А. Москва.
Леонардо да Винчи. Автопортрет.
Лермонтов М. Кавказский вид с саклей.
Майр И. Вид парка в Царском Селе.
Маковский К. В мастерской художника
Машков И. Снедь московская. Хлебы; Вид Москвы. Мясницкий район; Москва. Вид с крыши на Красные ворота.
Мидер Д. Английский парк в Петергофе. Вид с большим берёзовым мостом.
Моне К. Автопортрет в мастерской; Руанскийсобор. Портал и башня Альбане, рассвет; Руанский собор. Портал, гармония в голубых тонах; Руанский собор. Портал, середина дня; Гуанский собор. Гармония в голубых и золотистых тонах, яркое солнце; Залив Сены возле Живерни во время заката; Залив Сены возле Живерни во время тумана; Стога в конце лета. Утренний эффект; Стога; Тополя; Тополя на берегу реки Эпт; Тополя на берегу реки Эпт, вид со стороны болота; Тополя на берегу реки Эпт, закат.
Мочальский М. Псков.
Мясоедов Г. Портрет русского шахматиста А. Д. Петрова.
Орловский А. Автопортрет.
Петров-Водкин К. Натюрморт с яблоками.
Петровичев П. Ростов Ярославский.
Поленов В. Московский дворик.
Поликлет. Дорифор. Произведения декоративно-прикладного творчества.
Рафаэль Санти. Афинская школа.
Репин И. Л. Н. Толстой на отдыхе; М. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»; Садко.
Рерих Н. Заморские гости. Рисунки писателей: Н. Гоголя, М. Лермонтова, А. Пушкина, Т. Шевченко.
Сапунов Н. Вазы, цветы и фрукты.
Сарьян М. Автопортрет; Философический портрет «Три возраста».
Сезанн П. Дома в Провансе; Гора Сент-Виктор возле Гардана.
Сидоров В. За грибами.
Снейдерс Ф. Фруктовая лавка; Фрукты в чаше на красной скатерти.
Стожаров В. Лён.
Сурбаран Ф. Натюрморт.
Суриков В. Зубовский бульвар зимой; Вид Москвы.
Планируемые результаты по предмету
изобразительное искусство в 4 классе.
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Ожидаемые результаты к концу 4 года обучения
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
получат знания узнают о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения
о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
получат знания о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова;
об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя);
Научатся работать акварельными и гуашевыми красками;
Научатся применять правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д.)
Обучающиеся получат возможность научится:
выражать отношение к произведению;
чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
изображать форму, строение, цвет предметов;
соблюдать последовательное выполнение рисунка;
определять холодные и тёплые цвета;
выполнять эскизы декоративных узоров;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
применять приёмы народной росписи;
расписывать готовые изделия по эскизу;
применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек.
Критерии оценки устных индивидуальных
и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
Учебник для 4 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: «Дрофа», 2014 г.;
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты обучения | ФОПД | Дата |
Предметные | Метапредметные | личностные | план | факт |
1 | Что такое перспектива. Рисование с натуры. Рисунок куба. | 1 | Урок первичного предъявления новых знаний | Познакомятся с понятиями: линия горизонта, точка схода, перспектива; с закономерностями перспективы. Научатся различать линейную и фронтальную перспективы; изображать предметы геометрической формы в перспективе. | П:уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить информацию о перспективе в окружающей действительности; развивать пространственное мышление. Р:определять последовательность действий при работе над рисунком; уметь работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность. К:уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о перспективе. | развивать способности эмоционально-ценностного отношения к искусству и окружающему миру. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | Индивидуальная. | 08.09 | |
2 | Угловая перспектива. Рисование на тему «Осень в городе». | 1 | Урок первичного предъявления новых знаний | Познакомятся с именами художников и их произведениями. Научатся чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество форм, очертаний, использовать перспективное сокращение и приёмы загораживания в рисунке. | Индивидуальная | 15.09 | |
3 | Воздушная перспектива. Рисование на тему «Осень в городе» (акварель). | 1 | Урок первичного предъявления новых знаний | Познакомятся с ролью композиции в изобразительном искусстве и законами воздушной перспективы. Научатся передавать цветом форму и объём предметов, определять тёплые и холодные цвета в произведениях искусства, работать акварелью. | П:уметь находить информацию о перспективе в предметах окружающей действительности; развивать пространственное мышление. Р:определять последовательность действий при работе над рисунком; уметь работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность. К:уметь формулировать собственное мнение и рассуждать об особенностях воздушной перспективы. | Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. | Индивидуальная. | 22.09 | |
4. | Виды изобразительного искусства. | 1 | Урок первичного предъявления новых знаний | Познакомятся с видами изобразительного искусства. Научатся чувствовать гармоничное сочетание цветов в картинах; проводить анализ произведения искусства, определять его видовую и жанровую принадлежность. | П:уметь осуществлять художественный анализ произведений различных видов искусства, самостоятельно выполнять задание. Р:уметь работать по предложенной учителем последовательности выполнения рисунка. К:уметь высказывать и аргументировать своё мнение, выслушивать мнения своих товарищей. | духовно-нравственное развитие посредством знакомства с лучшими образцами русского изобразительного искусства и архитектуры; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач. | Индивидуальная. | 29.09 | |
5 | Светотень. Рисование с натуры геометрических тел. | 1 | Урок первичного предъявления новых знаний | Познакомятся с основными участками светотени. Научатся передавать форму и объём предметов графическими средствами, выполнять штриховку и линии, различные по характеру. | Индивидуальная. | 06.10 | |
6 | Цвет в живописи. Рисование птиц по памяти и представлению. | 1 | Урок применения предметных ЗУН и УУД | Познакомятся с основами цветоведения. Научатся чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске птиц; передавать изящество форм, очертаний, окраски с помощью цвета; определять тёплые и холодные цвета в произведениях искусства | П: овладеть приёмами механического смешивания цветов; уметь осуществлять анализ цветовой палитры изображаемых предметов. Р: проговаривать последовательность выполнения работы; вырабатывать способность различать способ и результат действия. К:совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать собственное мнение, участвовать в обсуждении произведений изобразительного искусства. | эстетически воспринимать окружающий мир, произведения искусства; понимать значение красоты природы и произведений искусства для человека. | Индивидуальная. | 13.10 | |
7 | Цвет в живописи. Рисование по памяти «Восход солнца на море». | 1 | Урок применения предметных ЗУН и УУД | Познакомятся с родственными и контрастными цветами, с основными характеристиками цвета. Научатся называть собственный цвет предметов, передавать цветом состояние природы в определённое время суток; работать акварельными красками. | П: овладеть приёмами механического смешивания цветов; уметь осуществлять анализ цветовой палитры изображаемых предметов. Р: проговаривать последовательность выполнения работы; вырабатывать способность различать способ и результат действия. К:совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать собственное мнение, участвовать в обсуждении произведений изобразительного искусства. | развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач. | Индивидуальная, парная. | 20.10 | |
8 | Рисование с натуры (графика). | 1 | Урок первичного предъявления новых знаний | Познакомятся с ролью композиции в изобразительном искусстве. Научатся передавать графическими средствами форму и объём предметов, сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом; работать графическими материалами. | эстетически воспринимать окружающий мир, произведения искусства; понимать значение красоты природы и произведений искусства для человека. | Индивидуальная. | 10.11 | |
9 | Рисование с натуры модели грузового автомобиля (графика). | 1 | Урок применения предметных ЗУН и УУД | Познакомятся со средствами выразительности рисунка, с правилами построения композиции. Научатся передавать форму и объём предметов, сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом; работать с карандашами | П: осуществлять поиск необходимой информации, зрительного материала о рисунке как виде изобразительного искусства. Р:определять последовательность действий при работе над рисунком; уметь работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность, понимать поставленную учебную задачу. К:уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о художественных особенностях графических произведений. | Индивидуальная. | 17.11 | |
10 | Рисование с натуры овощей (акварель). | 1 | Урок применения предметных ЗУН и УУД | Познакомятся с приёмами работы с акварельными красками. Научатся передавать форму и объём предметов приёмом вливания цвета в цвет, сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом; работать акварелью. | П: овладеть приёмами механического смешивания цветов; уметь осуществлять анализ цветовой палитры изображаемых предметов. Р: проговаривать последовательность выполнения работы; вырабатывать способность различать способ и результат действия. К:совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать собственное мнение, участвовать в обсуждении произведений изобразительного искусства. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | Индивидуальная. | 24.11 | |
11 12 | Приёмы работы акварельными красками. Натюрморт (карандаш, акварель). | 2 | Урок применения предметных ЗУН и УУД | Познакомятся с правилами построения композиции, с мастерами жанра натюрморта. Научатся передавать форму и объём предметов, сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом; работать акварелью. | П: овладеть приёмами механического смешивания цветов; уметь осуществлять анализ цветовой палитры изображаемых предметов. Р: проговаривать последовательность выполнения работы; вырабатывать способность различать способ и результат действия. К:совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать собственное мнение, участвовать в обсуждении произведений изобразительного искусства | | Индивидуальная, парная | 01.12 08.12 | |
13 | Наброски фигуры человека по памяти. | 1 | Урок первичного предъявления новых знаний | Познакомятся с правилами построения фигуры человека. Научатся рассматривать и проводить анализ произведения изобразительного искусства, выполнять наброски фигуры человека с натуры и по памяти. | П: уметь осуществлять художественный анализ произведений различных видов искусства, самостоятельно выполнять задания. Р: уметь работать по предложенной учителем последовательности действий. К: уметь высказывать и аргументировать своё мнение, выслушивать мнения своих товарищей. | духовно-нравственное развитие посредством знакомства с лучшими образцами изобразительного искусства | Индивидуальная. | 15.12 | |
14 | Лепка героев русских народных сказок. | 1 | Урок применения предметных ЗУН и УУД | Познакомятся с мастерами гончарного искусства. Овладеют навыками работы с пластическими материалами. Научатся передавать конструктивно-анатомическое строение человека. | П:развитие чувства цельности композиции. Р:определять последовательность действий при выполнении работы; уметь работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность на уроке. К:уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о художественных особенностях скульптурных произведений. | развивать самостоятельность в поиске решения поставленных изобразительных задач. | Индивидуальная. | 22.12 | |
15. | Пейзажи. Архитектура. Рисование на тему «Прогулка по городу». | 1 | Урок первичного предъявления новых знаний | Познакомятся с различными видами перспективы, с творчеством художников-пейзажистов. Научатся рассматривать и проводить анализ произведения изобразительного искусства, рисовать пейзаж с передачей линейной и воздушной перспектив. | П: овладеть приёмами механического смешивания цветов; уметь осуществлять анализ цветовой палитры изображаемых предметов. Р: проговаривать последовательность выполнения работы; вырабатывать способность различать способ и результат действия. К:совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать собственное мнение, участвовать в обсуждении произведений изобразительного искусства. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране | Индивидуальная. | 12.01 | |
16 17 | Бытовой жанр. Рисование на тему «Зимние забавы детей». | 1 | Урок первичного предъявления новых знаний | Познакомятся с бытовым жанром в изобразительном искусстве. Научатся рассматривать и проводить анализ произведения изобразительного искусства, передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. | П: уметь осуществлять художественный анализ произведений различных видов искусства, самостоятельно выполнять задания. Р: уметь работать по предложенной учителем последовательности действий. К: уметь высказывать и аргументировать своё мнение, выслушивать мнения своих товарищей. | Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. | Индивидуальная. | 19.01 | |
18 19 | Средства художественной выразительности. Иллюстрация к русской народной сказке. | 2 | Урок первичного предъявления новых знаний | Познакомятся с этапами работы над картиной, с работами выдающихся русских театральных художников. Научатся рассматривать и проводить анализ произведения изобразительного искусства, определять его жанровую принадлежность. | П: овладеть приёмами механического смешивания цветов; уметь осуществлять анализ цветовой палитры изображаемых предметов. Р: проговаривать последовательность выполнения работы; вырабатывать способность различать способ и результат действия. К:совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать собственное мнение, участвовать в обсуждении произведений изобразительного искусства. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | Индивидуальная, парная. | 26.01 02.02 | |
20 | Беседа. Тема крестьянского труда. Виртуальная экскурсия в музей изобразительного искусства. | 1 | Урок первичного предъявления новых знаний | Познакомятся с лучшими работами русских художников на тему труда, с правилами построения композиции. Научатся рассматривать, вырабатывать своё мнение и анализировать произведения изобразительного искусства. | П: уметь осуществлять художественный анализ произведений различных видов искусства. Р: уметь анализировать картины по предложенной учителем последовательности. К: уметь высказывать и аргументировать своё мнение, выслушивать мнения своих товарищей. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране | Индивидуальная. | 09.02 | |
21 | Декоративная работа Художественная выразительность декоративной работы. Орнаменты народов мира. Зарисовки стилизованных форм растений, птиц и животных. | 1 | Урок применения предметных ЗУН и УУД | Познакомятся с элементами орнаментов народов мира, с основными формами, используемыми в русском орнаменте. Научатся выполнять художественную переработку разнообразных форм растительного мира (стилизацию) в орнаментальной композиции. | П: уметь осуществлять анализ предметов декоративно-прикладного искусства; самостоятельно выполнять задание. Р: развивать умения выполнять простейшие приёмы кистевой росписи в изображении декоративных цветов; уметь работать по предложенной учителем последовательности выполнения рисунка. К: уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнения своих товарищей. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | Индивидуальная. | 16.02 | |
22 23 | Городецкий промысел. Истоки развития. | 1 | Урок применения предметных ЗУН и УУД | Познакомятсяс историей и особенностями городецкой росписи (основные цвета и элементы). Научатся выполнять простейшие приёмы кистевой росписи городецкого узора кистью без предварительного рисунка карандашом. | Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. | Индивидуальная | 02.03 16.03 | |
Художественное оформление разделочной доски: эскиз и разработка формы. | 1 | Индивидуальная. |
24-26 | Золотая хохлома. Стилизация узоров хохломской росписи. Набор посуды с хохломской росписью. | 3 | Урок первичного предъявления новых знаний | Познакомятсяс историей и особенностями промысла (основные цвета и элементы хохломской росписи). Научатся выполнять травный орнамент кистевой росписи хохломского узора, располагая все элементы орнамента на основном завитке (стебле, веточке) | П: уметь осуществлять анализ предметов декоративно-прикладного искусства; самостоятельно выполнять задание; развивать умение выполнять простейшие приёмы кистевой росписи в изображении декоративных цветов. Р: уметь работать по предложенной учителем последовательности выполнения рисунка. К: уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнения своих товарищей. | | Индивидуальная, парная | 30.03 06.04 13.04 | |
27-28 | Аппликация. Мозаичное панно на тему «Морской пейзаж» | 2 | Урок применения предметных ЗУН и УУД | Познакомятся с особенностямимозаичной техники и материалами для её изготовления. Научатся применять законы композиции и правила перспективы, работать с бумагой (выполнять аппликацию из кусочков цветной бумаги). | П: уметь осуществлять анализ предметов декоративно-прикладного искусства; самостоятельно выполнять задание. Р: уметь работать по предложенной учителем последовательности выполнения аппликации. К: уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнения своих товарищей. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране | Индивидуальная. | 20.04 27.04 | |
29 | Аппликация. Сюжетная аппликация к сказке. | 1 | Урок применения предметных ЗУН и УУД | Познакомятся с особенностями использования природных материалов для аппликации. Научатся применять законы композиции и правила перспективы, работать с бумагой и природными материалами в аппликации. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | Индивидуальная. | 04.05 | |
30 | Исторический и батальный жанры в живописи, графике, и скульптуре. Виртуальная экскурсия в музей изобразительного искусства. | 1 | Урок- экскурсия. | Познакомятсяс именами художников и их произведениями; с историческими и батальными жанрами. Научатся рассматривать и проводить художественный анализ произведения изобразительного искусства, определять его жанровую принадлежность. | П: понимать значение искусства в жизни человека и общества. Р:уметь анализировать художественное произведение по предложенной учителем последовательности. К: уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнения своих товарищей. | духовно-нравственное развитие посредством знакомства с лучшими образцами русского и советского изобразительного искусства и скульптуры в историческом и батальном жанрах. | Индивидуальная. | 11.05 | |
31 | Керамика. Керамические изделия. Лепка домашних животных. | 1 | Урок первичного предъявления новых знаний | Познакомятся с традициями и особенностями пластической формы керамики. Научатся применять навыки работы пластическими материалами, передавать конструктивно-анатомическое строение изображаемых животных. | П:формируется объёмное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы; осуществляют поиск необходимой информации о скульптуре. Р:определять последовательность действий при выполнении работы; уметь работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность на уроке. К:уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о художественных особенностях скульптурных произведений. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране | Индивидуальная, парная. | 18.05 | |
32 | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 1 | Урок применения предметных ЗУН и УУД | Познакомятся с историей промысла Научатся соблюдать приёмы рисования ; использовать в декоративно-сюжетной композиции художественно-выразительные средства | П: овладеть приёмами механического смешивания цветов; осуществлять анализ цветовой палитры изображаемых предметов. Р: проговаривать последовательность выполнения работы; вырабатывать способность различать способ и результат действия. | анализировать произведения изоискусства, выражая своё эмоционально-эстетическое отношение к их содержанию | Индивидуальная. | 25.05 | |
Согласно расписанию и Годовому учебному графику МОУ СОШ №2 с.Кузоватово на 2014-2015 учебный год 2 часа выпадают на праздничные выходные дни: 23 февраля, 9 марта (Праздничные дни устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.05.2013 г № 444 «О переносе выходных дней в 2014 г» и Проектом Постановления «О переносе выходных дней в 2015 г»). Сокращено количество часов ( на 2 часа) на изучение раздела « Беседы об изобразительном искусстве» (1 час) и «Керамика» (1 час).