СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по ИЗО 1 класс. Образовательная система 2100

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству»

Пояснительная записка


Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №2, в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам» МАОУ «СОШ № 2» (Приказ №133 от01.09.2016), авторской учебной программы «Школа 2100» по курсу «Изобразительное искусство» авторов О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской

Цели и задачи учебного предмета

Предмет «Изобразительное искусство» играет очень важную роль в процессе развития и воспитания личности, так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.

Основные цели курса:

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.

7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);

3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);

7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).

Общая характеристика курса Изобразительное искусство

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати - двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.

Задача педагога - построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.

В каждом учебнике даётся блок (информация и практическая работа), связанный с историей искусства от древнейших времён (1-й кл.), через Древний Египет (2-й кл.), эпоху Средневековья (3-й кл.), к современности (4-й кл.)

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 128 часов.

Учебным планом образовательной программы начальной школы МАОУ «СОШ №2» на 2016 – 2017 учебный год в 1 классе курс «Изобразительное искусство» изучается один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 33 часа.



Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета



Личностные

Метапредметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

-Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

-Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

-Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

-Формирование духовных и эстетических потребностей;

-Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

-Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

-Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.


-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.


Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

-Учиться согласованно работать в группе:

а)учиться планировать работу в группе;

б)учиться распределять работу между участниками проекта;

в)понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г)уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните- ля, критика).



Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

1-й класс


1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;

• понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;

• знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;

• знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент;

• учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

• учиться чувствовать образный характер различных видов линий;

• учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Владение простейшими навыками:

• рисунка;

• аппликации;

• построения геометрического орнамента;

• техники работы акварельными и гуашевыми красками.

4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);

• графика (иллюстрация);

• народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

5. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:

• композиция, рисунок, цвет для живописи;

• композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.

6. Иметь представление об искусстве Древнего мира.



Ценностные ориентиры содержания курса «Изобразительное искусство»

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.


Методическое обеспечение


Для учащихся


  1. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир») Учебник для 1-го класса. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012

  2. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Рабочая тетрадь по изобразительному искусству, 1-й класс. - М.: Баласс, 2012

  3. Доп. литература: Книги, журналы, энциклопедии и др.

  4. Ресурсы Интернет



Для педагога


  1. Куревина О.А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2012

  2. Электронный образовательный комплекс на (DVD-диске). Игры и задачи, 1– 4 классы

  3. Образовательная система "Школа 2100" новые результаты и их проверка (1- 4 кл.) – электронное приложение

  4. Журнал «Начальная школа плюс До и После» - периодическое издание

  5. Ресурсы Интернет


Содержание курса изобразительное искусство


Наименование раздела

Кол-во часов

Элементы содержания

1.

Восприятие произведений искусства

10 ч

Особенности художественного творчества: художник и зритель.

Образная сущность искусства. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу, выраженное средствами художественного языка. Фотография и произведение изобразительного искусства -сходство и различие. Овладение основами художественной грамоты. Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура – средства художественной выразительности изобразительных искусств. Элементарные приемы построения композиции на плоскости и в пространстве. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве

2

Живопись

30 ч

Живописные материалы.

Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами живописи.

Цвет - основа языка живописи. Основные и составные, теплые и холодные цвета.

Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.

Образы природы и человека в живописи.

Образ современника в живописи

3.

Рисунок

30 ч

Материалы для рисунка.

Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве. Красота и разнообразие природы, человека,

зданий, предметов, выраженная средствами рисунка.

Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Использование простых форм для создания выразительных образов.

Например, выполнение эскиза чайного сервиза для купчихи, для царевны, для Дюймовочки, для Бабы-Яги и т. д. Геометрические и природные формы

4.

Скульптура

15 ч

Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.

Объем - основа языка скульптуры.

Основные темы скульптуры.

Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры

5

Художественное конструирование и дизайн

15 ч

Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа.

Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека

6

Декоративно-

прикладное искусство

20 ч

Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народа.

Пейзажи родной природы.

Синтетичный характер народной

культуры (украшения жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).

Образ человека в традиционной культуре. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство.

Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, узоры мороза на стекле и т. д.

Ознакомление с произведениями

народных художественных промыслов России (с учетом местных условий)

7

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры

5 ч

Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина - и региональные музеи











Тематическое планирование по изобразительному искусства (1 год обучения)



Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

Пл.

Факт.

1

Кто такой художник.

У. с. 4-5

1




2

Фантазируем и учимся: цвет, форма, размер и характер. Тренируем наблюдательность: детали

У. стр. 6 и с. 57-58

Р/т стр. 2 - 3

1




3

Тренируем наблюдательность: детали.

Урок - экскурсия

У. стр. 7 Р/т стр. 4 - 5

1




4

Чудо-радуга.

Тренируем наблюдательность: цвет

У. стр. 8 - 9

Р/т стр. 6–7

1




5

Тренируем наблюдательность: цвет. Основные и дополнительные цвета.

У. стр. 9

Р/т стр. 8 - 9

1




6

Линии – какие они бывают.

У. стр. 10

Р/т стр. 10–11

1




7

Изучаем работу мастера. Линия и форма. У. стр. 10 - 13

Р/т стр. 12–13

1




8

Какие бывают фигуры?

Урок - экскурсия

У. стр. 14

Р/т стр. 14

1




9

Тренируем наблюдательность: аппликация

У. стр. 15

Р/т стр. 14 - 15

1




10

Что такое симметрия.

У. стр. 18

Р/т стр. 16 - 17

1




11

Тренируем наблюдательность; симметрия в жизни.

У. стр. 19

Р/т стр. 16 - 17

1




12

Геометрический орнамент.

У. стр. 20

Р/т стр. 18 - 19

1




13

Как получаются разные орнаменты

Урок – экскурсия в школьный музей

У. стр. 21

Р/т стр. 18 - 19

1




14

«Живое письмо»

У. стр. 16

Р/т стр. 20 - 21

1




15

Тренируем наблюдательность: тепло и холод.

У. стр. 17

Р/т стр. 22 - 23

1




16

Смешиваем краски

(гуашь). Тренируем наблюдательность; дополнительные цвета.

У. стр. 22 - 23

Р/т стр. 24 - 25

1




17

Мир вещей.

Твоя мастерская:

«тепло» и «холод».

У. стр. 24 - 27

1




18

Что такое композиция.

У. стр. 28 - 29

Р/т стр. 24 - 27

1




19

Тренируем наблюдательность: фон У. стр. 28 - 29

Р/т стр. 24 - 27

1




20

Графика: черное и белое.

У. стр. 32 - 33


1




21

Чёрное на белом и белое на чёрном. Что такое иллюстрация.

У. стр. 34 - 37

Р/т стр. 28 - 29

1




22

Пейзаж.

Урок - экскурсия

У. стр. 38 - 41


1




23

Народные художники У. стр. 42 - 43


1




24

Народные художники. Учимся смешивать краски. Р/т стр. 34 - 35

1




25

Учимся видеть и говорить на языке искусства

Урок – экскурсия в ДХШ

У. стр. 30 – 31, 40 - 41

1




26

Прозрачность акварели.

У. стр. 44

Р/т стр. 36 - 37

1




27

Секреты акварели:

работа слоями.

У. стр. 45

Р/т стр. 36 - 39

1




28

Секреты акварели:

работа слоями.

У. стр. 45

Р/т стр. 40 - 41

1




29

Цвета и цветы.

У. стр. 46

Р/т стр. 44 - 45

1




30

Картины о жизни людей. Наброски. Тренируем наблюдательность.

Урок - экскурсия

У. стр. 48 - 49

Р/т стр. 50 - 51

1




31

Из истории искусства. Древний мир

Виртуальная экскурсия

У. стр. 52 - 53

Р/т стр. 52 - 53

1




32

Проекты

1




33

1



34-35

Резерв