СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по курсу «Химия, 8 класс» разработана в полном соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 г.. Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Мин. образования РФ № 1312 от 9 марта 2004 г. Примерной программы основного общего образования по химии. Авторской программы для общеобразовательных учреждений Габриелян О. С., соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О. С. Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, стереотипное, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010.).

lass=c2> Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

 

- авторской программы по географии. 6-10 классы / Под редакцией И. В. Душиной. – М.: Дрофа, 2011 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 класс»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по курсу «Химия, 8 класс» разработана в полном соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 г.. Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Мин. образования РФ № 1312 от 9 марта 2004 г. Примерной программы основного общего образования по химии. Авторской программы для общеобразовательных учреждений Габриелян О. С., соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О. С. Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, стереотипное, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010.).

Примерная рабочая программа разработана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, автор О. С. Габриелян «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ. Рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Планирование учебного материала по химии рассчитано на 102 часа, согласно календарному планированию на 2015-2016 учебный год. Дополнительная часть используется для расширения знаний и умений по отдельным темам всех разделов курса. В программе предусмотрено 7 контрольных работ и 9 практических работ.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Ведущими идеями предлагаемого курса являются:

- материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

- причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

- познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

- объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;

- конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

- законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;

- наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

- развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.


Изменения в рабочей программе

Изменено количество часов по темам:

  1. Увеличено количество часов на изучение тем:

- Тема «Введение» - вместо 6 часов – 14 часов

- Тема 3 «Соединения химических элементов» - вместо 16 часов – 19 часов.

- Тема 4 «Изменения, происходящие с веществами»м – вместо 13 часов – 15 часов.

2. Сокращено количество часов по темам:

- Тема 1 «Атомы химических элементов» - вместо 13 часов – 12 часов.

- Тема 2 «Простые вещества» - вместо 9 часов – 7 часов.

- Тема 6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» - вместо 26 часов – 22 часа.

Начинается изучение предмета химии с темы «Введение в химию», в которой рассказывается об истории химии, о ее роли в нашей жизни. Школьники знакомятся с химическими знаками, формулами веществ. В данной теме я посчитала нужным выделить 2 урока на изучения понятия «валентность» и отработку умения составлять формулы веществ по валентности. Это понятие дает возможность объяснить ученикам значение индексов в химических формулах. В 8 классе нет необходимости раскрывать все особенности этого понятия, достаточно отработать умения составлять формулы веществ и находить валентность по известной формуле вещества. В дальнейшем, при изучении темы «Атомы химических элементов», мы рассматриваем связь между строением атома химического элемента и валентностью, которую он может проявлять в соединениях. А в теме «Соединения химических элементов» сравниваем два понятия «степень окисления» и «валентность». Опираясь на уже изученный материал, рассматриваем достоинства и недостатки этих понятий и в дальнейшем уже используем термин «степень окисления». Умение составлять формулы веществ по валентности помогает быстрее освоить классы неорганических веществ.

Принципиальным моментом является перепланирование изучения тем 5 и 7 - «Химический практикум», а именно: практические работы проводятся не блоком, а при изучении соответствующих тематических вопросов. Так практическую работу № 1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами» и практическую работу № 5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе». Практическую работу № 3 «Анализ почвы и воды» провожу в теме № 3 «Соединения химических элементов»; практическую работу № 2 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание», практическую работу № 4 «Признаки химических реакций» провожу в теме № 4 «Изменения, происходящие с веществами»; практическую работу № 8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей», практическую работу № 7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца» и практическую работу № 6 «Ионные реакции» провожу в теме № 6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». Благодаря данной перепланировке логически изученные темы подтверждаются экспериментально.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Неорганическая химия» на ступени основного образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный химический эксперимент.

Содержание программы учебного предмета


Введение (4/6 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных вещества

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.


Тема 1. Атомы химических элементов (10/13 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 2. Простые вещества (7/9 ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.


Тема 3. Соединения химических элементов (12/16 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Способы разделения смесей, дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.


Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (10/13ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.


Тема 5. Практикум № 1 «Простейшие операции с веществом» (5/5ч)

Практическая работа № 1

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование и обращение с ним.

Практическая работа № 2

Наблюдение за горящей свечой.

Практическая работа № 3

Анализ почвы и воды.

Практическая работа № 4

Признаки химических реакций и их классификация.

Практическая работа № 5

Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей.


Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18/26ч)

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).


Тема 7. Практикум № 2 «Свойства растворов электролитов» (2/4ч)

Практическая работа № 6

Ионные реакции.

Практическая работа № 7

Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

Практическая работа № 8

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Практическая работа № 9

Решение экспериментальных задач.






Тема 8. Портретная галерея великих химиков (10+1ч)























Тематическое планирование



Тема урока

Дата


План

Факт

Введение (14 ч.)

1(1)

Инструктаж по ТБ. Химия – введение в естествознание.

2.09


2(2)

Предмет химии. Вещества.



3.09


3(3)

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.


7.09


4(4)

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Основоположники отечественной химии

9.09


5(5)

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

10.09


6(6)

Знаки химических элементов.

14.09


7(7)

Химические формулы.

16.09


8(8)

Относительная атомная и относительная молекулярные массы.

17.09


9(9)

Массовая доля элемента в веществе

21.09


10(10)

Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле

23.09


11(11)

Понятие «Валентность».

24.09


12(12)

Определение валентности по формулам соединений. Составление формул по известной валентности элементов.

28.09


13(13)

Повторение материала по теме «Введение»

30.09


14(14)

Контрольная работа по теме «Введение»

1.10


Атомы химических элементов (12 ч.)

1(15)

Основные сведения о строении атомов.

Д. Модели атомов химических элементов.

5.10


2(16)

Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

7.10


3(17)

Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20 периодической системы Д. И. Менделеева.

8.10


4(18)

Электронное строение атома.

12.10


5(19)

Составление электронных формул веществ.

14.10


6(20)

Периодическое изменение свойств элементов и простых веществ.

15.10


7(21)

Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

19.10


8(22)

Ковалентная неполярная химическая связь.

21.10


9(23)

Понятие о ковалентной полярной связи.

22.10


10(24)

Понятие о металлической химическая связь.

26.10


11(25)

Повторение материала по теме «Атомы химических элементов».

28.10


12(26)

Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов».

29.10


Простые вещества (7 ч.)

1(27)

Простые вещества – металлы.

Демонстрация коллекций металлов.

9.11


2(28)

Простые вещества – неметаллы.

Д. Получение озона. Образцы белого и красного фосфора, белого и серого олова.


11.11


3(29)

Количество вещества.

Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.


12.11


4(30)

Молярная масса.

16.11


5(31)

Молярный объем газообразных веществ.

Д. Модель молярного объёма газообразных веществ.

18.11


6(32)

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «постоянная Авогадро».

19.11


7(33)

Контрольная работа по теме «Простые вещества».

23.11


Соединения химических элементов (19 ч.)

1(34)

Степень окисления.

25.11


2(35)

Бинарные соединения металлов и неметаллов.

Д. Образцы оксидов неМе (Р2О5, СО2, SiО2, Н2О) и водородных соединений (НСl, NН3).


26.11


3(36)

Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование и обращение с ним».

30.11


4(37)

Оксиды и летучие водородные соединения.

2.12


5(38)

Основания, их состав и названия.

Д. Образцы щелочей (твёрдых и растворов) и нерастворимых оснований.

Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Л.о. №1. Знакомство с основаниями (щелочами и нерастворимыми).

3.12


6(39)

Кислоты, их состав и названия.

Д, Л.о.№1. Образцы кислот (минеральных и органических). Изменение окраски индикаторов в кислой среде.


7.12


7(40)

Соли как производные кислот и оснований.

Д, Л.о. №1. Образцы солей кислородсодержащих и бескислородных кислот.

9.12


8(41)

Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

10.12


9(42)

Повторение материала об основных классах неорганических веществ.

14.12


10(43)

Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая.

Д. Модели кристаллических решёток хлорида натрия, алмаза, углекислого газа.


16.12


11(44)

Чистые вещества и смеси.

Д. Разделение смесей.

Д. Взрыв смеси водорода с воздухом

Л.о. №2. Разделение смеси с помощью делительной воронки.


17.12


12(45)

Практическая работа №3 «Анализ почвы и воды».

21.12


13(46)

Расчет массовой и объемной долей смесей веществ.

23.12


14(47)

Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.

24.12


15(48)

Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

28.12


16(49)

Практическая работа №5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе».

13.01


17(50)

Решение задач.

14.01


18(51)

Повторение материала по теме «Соединения химических элементов».

18.01


19(52)

Контрольная работа по теме «Соединения химических элементов».

20.01


Изменения, происходящие с веществами (15ч.)

1(53)

Физические явления в химии.

Д. Примеры физических явлений (плавление парафина, возгонка йода, растворение перманганата калия, диффузия душистых веществ с горячей лампочки накаливания.

Л.о. №3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.

21.01


2(54)

Химические реакции.

Д. Примеры химических явлений: горение магния, фосфора, взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом, получение гидроксида меди (II), растворение полученного гидроксида в кислотах, взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании, разложение перманганата калия, взаимодействие разбавленных кислот с металлами, разложение пероксида водорода, электролиз воды.

25.01


3(55)

Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой».

27.01


4(56)

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

28.01


5(57)

Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

1.02


6(58)

Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

3.02


7(59)

Типы химических реакций. Реакции разложения.

4.02


8(60)

Типы химических реакций. Реакции соединения.

Л.о. №4. Окисление меди в пламени спиртовки.

8.02


9(61)

Типы химических реакций. Реакции замещения.

Л.о. №5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.

Л.о. №6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.

Л.о. №7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

10.02


10(62)

Типы химических реакций. Реакции обмена.

11.02


11(63)

Практическая работа №4 «Признаки химических реакций».

15.02


12(64)

Типы химических реакций на примере свойств воды. Гидролиз.

17.02


13(65)

Повторение материала по типам химических реакций.

18.02


14(66)

Повторение материала по теме «Изменения, происходящие с веществами».

22.02


15(67)

Контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами»

24.02


Скорость химических реакций (2ч.)

1(68)

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Катализ.

25.02


2(69)

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

29.02


Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (22 ч.)

1(70)

Растворение как физико-химический процесс. Растворимость.

Растворение безводного сульфата меди (II) и концентрированной серной кислоты.


2.03


2(71)

Понятие об электролитической диссоциации.

Д. Испытание веществ и их растворов на проводимость.

Д. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.


3.03


3(72)

Основные положения теории электролитической диссоциации.

Д. Движение окрашенных ионов в электрическом поле.

7.03


4(73)

Ионные уравнения реакций.

Реакции, идущие с выпадением осадка, выделением газа и образованием малодиссоциированного вещества (воды).


9.03


5(74)

Условия протекания реакций обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

10.03


6(75)

Практическая работа №7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»

14.03


7(76)

Практическая работа №6 «Ионные реакции».

16.03


8(77)

Кислоты, их классификация и свойства.

Л.о. №8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной и серной).

17.03


9(78)

Кислоты и их свойства.

30.03


10(79)

Основания, их классификация и свойства.

Л.о. №9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия и калия).

Л.о. №10. Получение и свойства нерастворимого основания, например, гидроксида меди (II).


31.03


11(80)

Основания и их свойства.

4.04


12(81)

Оксиды, их классификация и свойства.

Л.о. №12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция).

Л.о №13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

6.04


13(82)

Оксиды и их свойства.

7.04


14(83)

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей.

Л.о. №11. Реакции, характерные для растворов солей (например для хлорида меди (II).

11.04


15(84)

Свойства солей в свете теорий электролитической диссоциации.

13.04


16(85)

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

14.04


17(86)

Практическая работа №8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».

18.04


18(87)

Окислительно-восстановительные реакции.

Д. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II).

Д. Горение магния.

20.04


19(88)

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

21.04


20(89)

Практическая работа №9 «Решение экспериментальных задач»

25.04


21(90)

Повторение по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

27.04


22(91)

Контрольная работа по теме «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции».

28.04


Портретная галерея великих химиков (10+1 ч.)

1(92)

Парацельс

4.05


2(93)

Роберт Бойль

5.05


3(94)

Михаил Васильевич Ломоносов

11.05


4(95)

Антуан Лоран Лавуазье

12.05


5(96)

Клод Луи Бертолле

16.05


6(97)

Джон Дальтон

18.05


7(98)

Амедео Авогадро

19.05


8(99)

Дмитрий Иванович Менделеев

23.05


9(100)

Сванте Август Аррениус

25.05


10(101)

Иван Алексеевич Каблуков

26.05


11(102)

Итоговая контрольная работа

30.05





Учебно-тематическое планирование



№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

В том числе на:




уроки

лабораторные и практические работы

контрольные работы

1.

Введение

6/14


13


1

2.

Атомы химических элементов

13/12

11


1

3.

Простые вещества

9/7

6


1

4.

Соединения химических элементов

16/19

15

2+1

1

5.

Изменения, происходящие с веществами

13/15


12

2

1

6.

Скорость химических реакций. Химическое равновесие.

2

2



7.

Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительнные реакции

26/22

17

4


1

8.

Портретная галерея великих химиков

4/10

10




Итоговая контрольная работа

1



1


Итого

102/102


86

9

7

Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучений данного предмета в 8 классе обучающиеся должны


знать/понимать

важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.


уметь

называть, определять, характеризовать вещества, объяснять явления и свойства, выполнять химический эксперимент


использовать

приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Тема «Введение»

Обучающиеся должны знать

Определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула. различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент». Определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Знаки первых 20 химических элементов. Понимать и записывать химические формулы веществ. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.


Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретённые знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека. Определять положение химического элемента в Периодической системе. называть химические элементы. Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам. Вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.


Тема 1. Атомы химических элементов


Обучающиеся должны знать

Определение понятия «химический элемент», формулировку Периодического закона, определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь», определение металлической связи.


Уметь объяснять физический смысл атомного ( порядкового) номера химического элемента. Объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. Объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Характеризовать химические элементы ( от Н до Са) на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов. Определять типы химических связей в соединениях.


Тема 2. Простые вещества


Обучающиеся должны знать

Общие физические свойства металлов. определение понятий «моль», «молярная масса». определение молярного объёма газов.


Уметь характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов и неметаллов. Характеризовать физические свойства неметаллов. Вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества ( и обратные задачи), объём газа по количеству, массу определённого объёма или числа молекул газа ( и обратные задачи).


Тема 3. Соединения химических элементов


Обучающиеся должны знать

определения степени окисления, электроотрицательности, оксидов, оснований, кислот и солей, кристаллических решёток, смесей, массовой или объёмной доли растворённого вещества.


Уметь определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. Определять принадлежность веществ к классам оксидов, оснований, кислот и солей, называть их, составлять формулы. Знать качественные реакции на углекислый газ, распознавания щелочей и кислот. Характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решётки. Вычислять массовую долю вещества в растворе, готовить растворы заданной концентрации.


Тема 4. Изменения, происходящие с веществами


Обучающиеся должны знать

способы разделения смесей.

Определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций по поглощению и выделению энергии.

Определение понятия «химическая реакция».


Уметь

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудование при проведении опытов с целью очистки загрязнённой поваренной соли. Составлять уравнения химической реакции на основе закона сохранения массы веществ.

Вычислять по химическим уравнениям массу, объём или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определённую долю примесей. Отличать реакции разложения, соединения, замещения и обмена друг от друга, составлять уравнения реакций данных типов. Составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов. Определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца.


Тема 5. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.


Обучающиеся должны знать

определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде. Определение понятия «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Определение кислот, щелочей и солей с точки зрения ТЭД. Классификацию и химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей. определение понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».


Уметь пользоваться таблицей растворимости. Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей. Составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в молекулярном и ионном виде. Составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. Определять окислители и восстановители, отличать окислитель – восстановительные реакции от других типов реакций, расставлять коэффициенты в окислительно – восстановительных реакциях методом электронного


Перечень учебно-методического обеспечения



  1. Стандарт основного общего образования по химии.



  1. Примерная программа основного общего образования по химии.



  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014г.



  1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. настольная книга учителя. Химия. 8 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014г.



  1. Химия 8 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2013г.



  1. Габриелян О.С., Яшукова А.В.. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8». – М.: Дрофа, 2012.



  1. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа, 2015.



  1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2015.



КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ


Контрольная работа № 1 «Строение атомов химических элементов»

1 вариант.

1. Расположите химические элементы

А) в порядке возрастания неметаллических свойств P, Cl, Mg.

Б) в порядке возрастания неметаллических свойств Tl, Al, Ga.

2. Дайте характеристику химических элементов B, C, Si

по плану:

  1. химический символ и название элемента.

  2. порядковый номер.

  3. номер периода, группы, главная или побочная подгруппа.

  4. заряд ядра атома.

  5. число протонов и нейтронов в ядре.

  6. общее число электронов.

  7. число энергетических уровней.

  8. число электронов на внешнем энергетическом уровне.

  9. схема строения атома.

  10. свойства химического элемента (металлические или неметаллические).


3. Укажите тип химической связи в соединениях: O2, Na, HBr, NaF. Запишите схему образования одного вида связи (по выбору).


Контрольная работа № 1 «Строение атомов химических элементов»

2 вариант.

1. Расположите химические элементы

А) в порядке возрастания неметаллических свойств C, Be, N.

Б) в порядке возрастания неметаллических свойств Ba, Mg, Sr.

2. Дайте характеристику химических элементов O, S, Cl

по плану:

  1. химический символ и название элемента.

  2. порядковый номер.

  3. номер периода, группы, главная или побочная подгруппа.

  4. заряд ядра атома.

  5. число протонов и нейтронов в ядре.

  6. общее число электронов.

  7. число энергетических уровней.

  8. число электронов на внешнем энергетическом уровне.

  9. схема строения атома.

  10. свойства химического элемента (металлические или неметаллические).


3. Укажите тип химической связи в соединениях: H2O, F2, K, KCl. Запишите схему образования одного вида связи (по выбору).



Контрольная работа №2 «Соединения химических элементов».

Вариант №1

  1. Рассчитайте степени окисления в следующих соединениях: NO2, NO, N2O, H3N.

(4 балла)

  1. Определите вид химической связи в соединениях, формулы которых O2 , H3N, Mg, KCl.

(4 балла)

  1. Определите класс вещества по формуле и назовите вещества H3PO4, CaCO3, P2O5, Fe(OH)3.

(8 баллов)

  1. В 60г раствора содержится 18г соли. Определите массовую долю соли в данном растворе.

(30%), (4 балла)

  1. Какой объём кислорода может быть получен из 5м3 воздуха, если объёмная доля кислорода в воздухе равна 21%7

(1,05%), (4 балла)


Максимум 24 балла, 95% от выполненной работы - «5», 70% - «4», 50% - «5»




Контрольная работа №2 «Соединения химических элементов».


Вариант №2


  1. Рассчитайте степени окисления в следующих соединениях: CO2, SiH4, H3P, P2O5.

(4 балла)

  1. Определите вид химической связи в соединениях, формулы которых SO3, N2, Ca, FeCl3.

(4 балла)

  1. Определите класс вещества по формуле и назовите вещества SO3, HCl, Cu(OH)2, FeCl3.

(8 баллов)

  1. В 200г воды растворили 50г соли. Определите массовую долю соли в данном растворе.

(20%),(4 балла)

  1. Какой объём азота может быть получен из 12м3 воздуха, если объёмная доля азота в воздухе равна 78%7

(9,36%), (4 балла)


Максимум 24 балла, 95% от выполненной работы – «5», 70% - «4», 50% - «3»



Контрольная работа №2 «Соединения химических элементов».

Вариант №3

  1. Рассчитайте степени окисления в следующих соединениях: AlI3, P2O5, H2O, Mn2O3 .

(4 балла)

  1. Определите вид химической связи в соединениях, формулы которых СO2 , H2, Аg, KCl.

(4 балла)

  1. Определите класс вещества по формуле и назовите вещества KNO3, CO, H2S. Zn(OH)2.

(8 баллов)

  1. Для приготовления раствора соли взяли 4г нитрата калия и 21г воды. Определите массовую долю соли в данном растворе.

(16%), (4 балла)

  1. Какая масса соли и воды потребуется для приготовления 340г раствора с массовой долей 12%?

(40,8г и 299,2г), (4 балла)


Максимум 24 балла, 95% от выполненной работы – «5», 70% - «4», 50% - «3»




Контрольная работа №2 «Соединения химических элементов».


Вариант №4


  1. Рассчитайте степени окисления в следующих соединениях: SF6, NO2, CF4, I3N.

( 4 балла)

  1. Определите вид химической связи в соединениях, формулы которых I2, HCl , MgCl2, Zn.

(4 балла)

  1. Определите класс вещества по формуле и назовите вещества H2SO3, FeO, Mg(OH)2, ZnSO4.

(8 баллов)

  1. Вычислите массовую долю сахарозы в растворе, содержащем воду массой 250г и сахарозу массой 50г.

(16,7%), (4 балла)

5. 400г 20% раствора соли выпарили. Рассчитайте массу сухой соли и массу испарённой воды.

(80г и 320г), (4 балла)

Максимум 24 балла, 95% от выполненной работы – «5», 70% - «4», 50% - «3»



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 ПО ТЕМЕ «Изменения, происходящие с веществами»


Вариант №1


  1. Разделите явления на физические и химические:

а) плавление металла, б) ржавление железа, в) образование зелёного налёта на бронзовых изделиях, г) движение автомобиля, д) полёт самолёта.

(5 баллов)

  1. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите тип реакций:


А) Li + N2 → Li3N (1 балл)


Б) Al2O3 + Na→ Na2O + Al (1 балл)


В) SO2 + O2 → SO3 (1 балл)


Г) HCl + Cu(OH)2 → CuCl2 + H2O (1 балл)


3. Решить задачу.

Какой объём кислорода (н.у.) потребуется для полного сжигания 36г углерода (угля)?

( Ответ 67,2л) (6 баллов)


  1. Решить задачу.

Какая масса оксида кальция образуется при сжигании в кислороде 8г кальция?

( Ответ 11,2г) (7 баллов)



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 ПО ТЕМЕ «Изменения, происходящие с веществами»


Вариант №2


  1. Разделите явления на физические и химические:

а) плавление парафина, б)созревание плодов, в) сгорание бензина в автомобильном двигателе, г) движение велосипеда по шоссе, д) растворение сахара в чае.

(5 баллов)

  1. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите тип реакций:


А) Al + CuCl2→ Cu + AlCl3 (1 балл)


Б) HgO → Hg + O2 (1 балл)


В) Zn + HCl → ZnCl2 + H2 (1 балл)


Г) Al + O2 → Al2O3 (1 балл)


3. Решить задачу.

Сколько граммов лития необходимо сжечь в кислороде для получения 15 г оксида лития по

уравнению 4Li + O2 =2Li2O ) ( Ответ 7г) (6 баллов)


  1. Решить задачу.

Какая масса фосфора может вступить в реакцию с 5,6л кислорода по уравнению 4Р + 5О2 =2Р2О5 ( Ответ 6,2л) (7 баллов)



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 ПО ТЕМЕ «Изменения, происходящие с веществами»

Вариант №3


  1. Разделите явления на физические и химические:

а) изготовление фигур из стекла, б) закат Солнца, в) созревание яблок, г) выпекание

печенья, д) распространение плодов одуванчика.

(5 баллов)

2. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите тип реакций:


А) HNO3 + Al(OH)3 → Al(NO3)3 + H2O (1 балл)


Б) H2SiO3 → H2О + SiO2 (1 балл)


В) Zn + HCl → ZnCl2 + H2 (1 балл)


Г) Al + Cl2 → AlCl3 (1 балл)


3. Решить задачу.

Сколько граммов оксида серы образуется, если окисляется кислородом

воздуха 8г серы? (24г) (6 баллов)


  1. Решить задачу.

Сколько граммов кислорода вступит в реакцию, чтобы образовалось 224г оксида кальция?

(64г) (7 баллов)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 ПО ТЕМЕ «Изменения, происходящие с веществами»


Вариант №4


  1. Разделите явления на физические и химические:

а) выпекание торта, б) постройка гнезда ласточкой, в) получение кислорода, г) изготовление салата из помидоров и огурцов, д) горение бытового газа.

(5 баллов)

  1. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите тип реакций:


А) Li + N2 → Li3N (1 балл)


Б) Al2O3 + Na→ Na2O + Al (1 балл)


В) SO2 + O2 → SO3 (1 балл)


Г) HCl + Cu(OH)2 → CuCl2 + H2O (1 балл)


3. Решить задачу.

Какой объём кислорода (н.у.) потребуется для полного сжигания 36г углерода (угля)?

( Ответ 67,2л) (6 баллов)


  1. Решить задачу.

Какая масса оксида кальция образуется при сжигании в кислороде 8г кальция?

( Ответ 11,2г) (7 баллов)


Контрольная работа № 4 «Свойства растворов электролитов»

1 вариант.


  1. Даны уравнения:

  1. FeO + 2H+ = H2O + Fe2+

  2. 2H+ + Cu(OH)2 = Cu2+ + 2H2O

  3. SiO32- + 2H+ = H2SiO3

  4. 2H+ + CO32- = CO2↑ + H2O

  5. Zn0 + 2H+ = Zn2+ + H20

А) Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями?

Б) Запишите молекулярные уравнения, соответствующие каждому из приведенных ионных уравнений. Для уравнения под номером 4 запишите два молекулярных уравнения.

  1. Даны переходы:

Ca → CaO → Ca(OH)2 → Ca(NO3)2 → CaCO3

А) Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?

Б) Запишите молекулярные уравнения переходов.

В) Рассмотрите 1-й переход в свете ОВР, а последний – в свете ТЭД.


  1. Напишите молекулярные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения качественных реакций для сульфата железа (III).


Контрольная работа № 4 «Свойства растворов электролитов»


2 вариант.


  1. Даны уравнения:

  1. H2SiO3 + 2ОН- = 2H2O + SiO32-

  2. H+ + ОН- = H2O

  3. Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2

  4. SO2 + 2OH- = SO32- + H2O

  5. NH4+ + OH- = NH3↑ + H2O

А) Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями?

Б) Запишите молекулярные уравнения, соответствующие каждому из приведенных ионных уравнений. Для уравнения под номером 3 запишите два молекулярных уравнения.

  1. Даны переходы:

S → SO2 → H2SO3 → Na2SO3 → SO2

А) Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?

Б) Запишите молекулярные уравнения переходов.

В) Рассмотрите 1-й переход в свете ОВР, а последний – в свете ТЭД.


  1. Напишите молекулярные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения качественных реакций для хлорида бария.



Итоговая контрольная работа №5 за 8 класс


Вариант №1


1. Напишите электронную и графическую формулу элемента № 17 и формулы его водородного соединения, высшего оксида и соединения с кальцием. Укажите тип связи в этих соединениях.


2. Как изменяются неметаллические свойства элементов в ряду:

Si P S Cl

- у какого элемента радиус атома наименьший?

- какой элемент имеет наименьшую электроотрицательность?


3. Даны вещества:

MgCl2 Fe(OH)3 Ca(OH)2 SO3 BaCO3 H2SO4 Al(OH)3 Zn(OH)2 HNO3 FeO SiO2 CaO

Выпишите формулы: а) амфотерных гидроксидов, б) основных оксидов, в) кислот. г) солей.



4. Осуществите превращения и определите тип каждой реакции:

AgCl MgCL2 Mg MgO MgSO4 Mg(OH)2


5. Какова масса и количество вещества оксида магния, который образуется при взаимодействии 2,4 г магния с кислородом?



Итоговая контрольная работа №5 за 8 класс


Вариант №2


1. Напишите электронную и графическую формулу элемента № 11 и формулы его высшего оксида и соединения с хлором. Укажите тип связи в этих соединениях.


2. Как изменяются неметаллические свойства элементов в ряду:

C N O F

- у какого элемента радиус атома наименьший?

- какой элемент имеет наименьшую электроотрицательность?


3. Даны вещества:

MgCl2 Fe(OH)3 Ca(OH)2 SO3 BaCO3 H2SO4 Al(OH)3 Zn(OH)2 HNO3 FeO SiO2 CaO

Выпишите формулы: а) амфотерных гидроксидов, б) основных оксидов, в) кислот. г) солей.



4. Осуществите превращения и определите тип каждой реакции:

AgCl FeCL2 Fe FeO FeSO4 Fe(OH)2


5. Какова масса и количество вещества диоксида углерода, который образуется при взаимодействии 24 г угля с кислородом?


Практическая работа №1

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами


Цель: познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории и

лабораторным оборудованием.


Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка, круглодонная и коническая колбы, спички.


Инструкция по технике безопасности:


  1. Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

  2. Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

  3. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.



Опыт №1. Знакомство с лабораторным оборудованием


а) Устройство лабораторного штатива


б) Приёмы работы со спиртовкой






  1. Держатель фитиля;

2, 4. Резервуар для спирта;

3. Фитиль;

5. Колпачок.




Практическая работа №2

Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, их описание


Цель: наблюдать физические и химические явления при горении свечи.


Оборудование: предметное стекло, свеча, спички, сухая пробирка, держатель.


Инструкция по технике безопасности:


  1. Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

  2. Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.

  3. Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.



Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.





Опыт №1. Физические явления при горении свечи.


Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место?



Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени.


Возьмите предметное стекло, закрепите в держателе (т/б), внесите в зону тёмного конуса горящей свечи и подержите 3 – 5 с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.


Сухую пробирку закрепите в держателе (т/б), переверните вверх дном и держите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.











Практическая работа №3

Анализ почвы и воды


Цель: определить состав почвы, научиться фильтровать и выпаривать жидкость.


Оборудование: две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло,

спиртовка, стеклянный цилиндр с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага.


Инструкция по технике безопасности:


  1. Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

  2. Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

  3. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

  4. Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.

  5. В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.


Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.


Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.


Опыт №1. Механический анализ почвы.


В пробирку помещена почва. Прилейте к ней воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1 – 2 минуты. Наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.


Опыт №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.


Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в чистую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку( почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью стеклянной палочки поместите на предметное стекло и подержите его над пламенем спиртовки (т/б) до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите универсальную индикаторную бумагу, нанесите на неё стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.


Опыт №3. Определение прозрачности воды.


Практическая работа №4

Признаки химических реакций


Цель: рассмотреть примеры химических реакций и выявить их признаки.


Оборудование: пробирки, медная проволока, спиртовка, оксид меди (II), раствор серной кислоты, мрамор, раствор соляной кислоты, растворы хлорида железа (III) и роданида калия, растворы сульфата натрия и хлорида бария.


Инструкция по технике безопасности:

  1. Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

  2. Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

  3. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

  4. Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

  5. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху.

  6. Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.

  7. Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.


Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.


Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.


Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:

Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.


Первая помощь при отравлении солями бария:

Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.




Работаете по инструкции, приведённой в учебнике.





Практическая работа №6

Ионные реакции


Цель: познакомиться с качественными реакциями на сульфат – и хлорид – ионы.


Оборудование: растворы сульфата натрия и сульфата калия, хлорида бария, хлорида натрия, нитрата

серебра, сульфата магния, карбоната аммония, пробирки.


Инструкция по технике безопасности:


  1. Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.

  2. Все нитраты оказывают сжигающее действие на кожу и слизистые оболочки. Нитрат серебра ( ляпис) разлагается под действием солнечного света. При попадании на кожу вызывает её потемнение.

  3. Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

  4. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху.

  5. Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.

  6. Аммиак, который будет выделяться при взаимодействии солей аммония со щелочами, очень хорошо растворим в воде, а значит и во влаге слизистой оболочки глаз. Может наступить их раздражение. Если это случилось – промыть глаза водой.


Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.


Первая помощь при отравлении солями бария:

Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.


Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:

Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.


Первая помощь при попадании щёлочи на кожу рук:

Попавшие на кожу капли щёлочи стряхните и тщательно смойте большим количеством воды. а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором уксусной кислоты.


Опыт №1. Обнаружение сульфат – ионов SО42-

Опыт выполнять по инструкции в учебнике


Опыт №2. Обнаружение хлорид – ионов Сl-


Опыт выполнять по инструкции в учебнике.


Опыт №3. Распознавание веществ.


Даны вещества: хлорид бария, сульфат магния, карбонат аммония. Воспользовавшись таблицей 12, определите , с помощью каких ионов можно распознать следующие ионы: хлорид – ион, ион бария, сульфат – ион, карбонат – ион, ион аммония.

Практическая работа №7

Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца


Цель: выяснить условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.


Оборудование: пробирки, растворы сульфата меди (II), хлорида калия, сульфата алюминия, гидроксида натрия, фосфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, азотной кислоты, фенолфталеин, серной и соляной кислот.


Инструкция по технике безопасности:

  1. Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

  2. Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г . После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.

  3. Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

  4. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху.

  5. Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От щелочей возможна полная потеря зрения.


Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.


Первая помощь при отравлении солями бария:

Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.


Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:

Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.


Первая помощь при попадании щёлочи на кожу рук:

Попавшие на кожу капли щёлочи стряхните и тщательно смойте большим количеством воды. а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором уксусной кислоты.


Опыт №1. Условие первое – выпадение осадка.


Опыт выполняется по инструкции в учебнике.


Опыт №2. Условие второе – выделение газа.


Для опыта используется только карбонат натрия и раствор азотной кислоты.


Опыт №3. Условие третье – образование воды как побочного продукта.


Опыт выполняется по инструкции в учебнике.