СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии (8 класс)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу химии 8 класса. УМК Габриелян. 3 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии (8 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»






Утверждаю Рассмотрено Принято

Директор школы ________ М.В.Булгакова на заседании методического педагогическим советом

Приказ от ________ № ____ объединения учителей Протокол от_________

естественно-географического цикла № ___

Протокол от ____________

№ _____











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

(общеобразовательная для 8 класса,

3 ч. в неделю, всего 102 ч.)








Составитель:

Ерохина Е.Н. учитель высшей квалификационной категории












2017 г.

Содержание



Стр.


  1. Пояснительная записка………………………………………………..…. 3


  1. Учебно - тематический план………… …………………………..……… 6


  1. Содержание программы………………………………………………..… 7


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся…………………….…11


  1. Планируемые результаты изучения химии 8 класса………………..… 12


  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения


программы ……………………………………………………..……….. 14


  1. Календарно - тематическое планирование…………………………… 15


  1. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение…… 32


  1. Лист внесения изменений в рабочую программу ……………………....34






















  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных и инструктивно – методических документов:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утверждённого приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03 2004 № 1089. Сборник нормативных документов. (Составитель Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.) – М.: Дрофа, 2010;

  • Примерной программы по учебным предметам ФБУП (письмо Департамента Гос. политики в образовании от 07. 07. 2005 № 03- 1263). Примерная программа среднего (полного) общего образования  по химии;

  • Программы курса химии для 8- 11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. – 7-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных  министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017/2018 учебный год;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 2

г. Щигры Курской области».

  • Школьного учебного плана на 2017-2018 учебный год;

  • Положения о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету (курсу).


Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом метапредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.


Изучение химии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности

  • формирование умений организовывать свой труд, пользоваться учебником, другой литературой, соблюдать правила работы;

  • формирование основ химического знания – важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных учащимся обобщений мировоззренческого характера;

  • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни;

  • формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов и в повседневной жизни;

  • формирование умений сравнивать, вычленять существенное, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;

  • выработка у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности.


Задачи:

1.Сформировать знание основных понятий и законов химии

2.Воспитывать общечеловеческую культуру

3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике

В качестве форм промежуточной аттестации учащихся используются традиционные диагностические и контрольные работы, разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий.

В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №2 г. Щигры Курской области» на изучение химии в 8 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год. Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.


Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ

4 часа

  • практических работ

9 часов


Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

-исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.


Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.


Результаты изучения курса «Химия. 8 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту второго поколения ФГОС. Требования направлены на реализацию системно-деятельностного, и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


Обучение ведётся по учебнику О.С.Габриелян «Химия 8 класс», который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна. Основное содержание авторской полностью нашло отражение в данной рабочей программе.


Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование:

  1. Контрольные работы (по 1 ч) завершают изучение разделов: «Атомы химических элементов»; «Простые вещества», «Соединения химических элементов»; «Изменения, происходящие с веществами»; «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

  2. Практические работы из темы № 5 введены в изучаемые ранее темы в виде обобщения и закрепления изученного материала экспериментально. То же самое тема №7 (практикум) внесена в тему №6 для обобщения и закрепления изученного материала экспериментально. Количество часов и практических работ не изменилось.

  3. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, способствуют этому.

4.При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме ис­следовательского проекта, публичной презентации. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.

































  1. Учебно - тематический план


(3 часа в неделю, всего 102 часа, из них 2 часа – резервное время)

УМК О.С. Габриеляна.


п/п

Наименование

темы

Всего часов

Из них

Практические и

лабораторные работы

Контрольные работы

1.

Введение

8

П.р.№1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.



2.

Тема 1.

Атомы химических элементов

14


К.р. №1

3.

Тема 2.

Простые вещества

7



4.

Тема 3.

Соединение химических элементов

17

П.р.№2. Анализ почвы и воды.

П.р.№3. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества.

П.р.№4. Наблюдение за горящей свечой.

Л.р. №1-2

К.р. №2

5.

Тема 4.

Изменения, происходящие с веществами.

16

№5. Признаки химических реакций.

Л.р.3-7

К.р. №3

6.

Тема 5.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

32

П.р.№6. Ионные реакции.

П.р.№7 . Условия протекания химических реакций между растворами электролитов.

П.р.№8.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

П.р.№9. Решение экспериментальных задач.

Л.р. № 8-13

К.р. №4

7.

Тема 6. Обобщение знаний за курс химии

8 класса

8


Итоговая к.р. за курс химии 8 класса

8.

Итого:

102

9\13

5










3. Содержание


Введение (8 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практическая работа № 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.


Тема 1. Атомы химических элементов (1 4 ч)


Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.


Тема 2. Простые вещества (7ч)


Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.


Тема 3. Соединения химических элементов (17 ч)


Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей, дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Практическая работа № 3. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

Практическая работа № 4. Наблюдение за горящей свечой.


Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (16ч)


Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) растворение перманганата калия;в) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах;

д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з)разложение пероксида водорода.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практическая работа № 5. Признаки химических реакций.


Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (32 ч)


Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практическая работа № 6. Ионные реакции.

Практическая работа № 7. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов.

Практическая работа № 8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Практическая работа № 9. Решение экспериментальных задач.


Тема 6. Обобщение знаний за курс химии 8 класса (8 часов)


Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения химии ученик должен

понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.


  1. Планируемые результаты изучения учебного курса химии 8 класса

Планируемые результаты соответствуют основным разделам содержания примерной общеобразовательной программы основного общего образования по химии.

  1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)


Обучающийся научится:

• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

• описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;

• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

Выпускник получит возможность научиться:

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

  1. Периодический закон и периодическая система

химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества


Обучающийся научится:

• классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

• описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.


  1. Многообразие химических реакций


Обучающийся научится:

• объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

• называть признаки и условия протекания химических реакций;

• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.

Выпускник получит возможность научиться:

• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

  1. Многообразие веществ


Обучающийся научится:

• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

• составлять формулы веществ по их названиям;

• определять степень окисления элементов в веществах;

• составлять формулы неорганических соединений по степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;

• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

• проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.

Выпускник получит возможность научиться:

• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

• характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;

• приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;

• описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.


6.СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Устный ответ


Оценка «5» - ответ полный, правильный, самостоятельный, материал изложен в определенной логической последовательности.

Оценка «4» - ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» - ответ полный, но допущены существенные ошибки или ответ  неполный.

Оценка «2» - ученик не понимает основное содержание учебного материала или допустил существенные ошибки, которые не может исправить даже при наводящих вопросах учителя.


Расчетные задачи


Оценка «5» - в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Оценка «4» - в рассуждении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3» - в рассуждении нет ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.

Оценка «2» - имеются ошибки в рассуждениях и расчетах.


Экспериментальные задачи


Оценка «5» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, при этом допущено не более двух ошибок (несущественных) в объяснении и выводах.

Оценка «3» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2» -допущены две и более ошибки в плане решения, в подборе реактивов, выводах.


Практическая работа


Оценка «5» - работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности, поддерживается чистота рабочего места, экономно расходуются реактивы.

Оценка «4»- работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Оценка «3»- работа выполнена не менее чем на половину или допущены существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, но исправляются по требованию учителя.

Оценка «2»- допущены две или более существенные ошибки, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя.


Контрольная работа


Оценка «5» - работа выполнена полностью, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4» - работа выполнена полностью, допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3» - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная или две несущественные ошибки.

Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок. 

  1. Календарно - тематическое планирование

(3часа в неделю, всего 102 часа)

УМК О. С. Габриеляна

п/п

Дата

прове

дения

Тема урока

Изучаемые вопросы

Эксперимент:

Д. – демонстрационный

Л. – лабораторный

Требования к уровню подготовки обучающихся

по

плану

по

факту

Введение (8 часов)

Цель и задачи: формирование у обучающихся знаний и умений в предмете химия в рамках вводного курса:

  • понятийный аппарат,

  • представление о химических реакциях,

  • представление о ПСХЭ Д.И.Менделеева,

  • научить рассчитывать молекулярную массу и массовую долю хим. элемента в веществе,

  • познакомить обучающихся с лабораторным оборудованием,

  • познакомить обучающихся с правилами ТБ при работе в кабинете химии.

1



Предмет химии. Вещества

Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ.

Химический элемент. Формы существования химического элемента.

Д.1. Коллекции изделий из алюминия и стекла.

Знать/понимать.

-химические понятия:

атом, химический элемент, вещество.

Уметь

-определять: - простые и сложные вещества.

2



Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

Химические явления их отличие от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование.

Д.2.Взаимодействие соляной кислоты с мрамором.

3.Помутнение «известковой воды».

Знать/понимать

-химические понятия: химическая реакция, основные законы химии (закон сохранения массы веществ).

3



Практическая работа №1. Приемы

обращения с лабораторным оборудованием.


Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории. Устройство и использование лабораторного штатива.

Приемы работы со спиртовкой. Химическая посуда.


Знать

правила т/б при работе в кабинете химии

Уметь

-обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

4



Краткие сведения по истории развития химии. Основоположники отечественной химии.

История возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки. Основные законы химии.


Знать/понимать

-основные этапы возникновения и развития химии;

- отечественных ученых, внесших вклад в становление химической науки;

-химические понятия: основные законы химии (закон сохранения массы веществ).

5-6



Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов

Обозначение химических элементов. Общее знакомство со структурой таблицы Д.И. Менделеева: периоды и группы.


Уметь

-называть: химические элементы по их символу, периоды большие и малые, группы и подгруппы (главные и побочные).

7



Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса

Химическая формула, индекс, коэффициент, записи и чтение формул. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Атомная единица массы.


Знать/понимать

-химические понятия: относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула

Уметь

-определять:

качественный и количественный состав вещества по химической формуле

-вычислять: относительную молекулярную массу вещества; массовую долю химического элемента по формуле соединения.

8



Решение задач на вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.


Уметь

-вычислять: относительную молекулярную массу вещества; массовую долю химического элемента по формуле соединения.

Тема 1. Атомы химических элементов (14 часов)

Цели и задачи: формирование у обучающихся целостного представления о мире в рамках изучаемой темы:

  • строение атома,

  • изотопы,

  • электронная оболочка атома,

  • химическая связь и ее виды.

1

(9)



Основные сведения о строении атомов. Состав атомов.

Планетарная модель строения атома.

Состав атома: ядро (протоны, нейтроны) и электроны.

Д.4. Модели атомов химических элементов.

Знать/понимать

-химические понятия:

атом, протон, нейтрон, электрон

Уметь

-объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента

-характеризовать: состав атомов.

2

(10)



Изотопы.

Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Химический элемент. Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.


Знать/понимать

-химические понятия:

химический элемент, изотопы.

3-4

(11-12)



Строение электронных оболочек атомов

Электронная оболочка атома. Электронное облако. Энергетические уровни (завершенный, незавершенный). Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. Электронные и электронно – графические формулы.

Д.5. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Уметь

-составлять схемы строения атомов первых 20 элементов в периодической системе

5

(13)



Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атомов.

Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение свойств химических элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.

Д.6. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Уметь

-объяснять: физический смысл порядкового номера, номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И. Менделеева,

закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.

6

(14)



Характеристика химического элемента по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атома

План характеристики химического элемента по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атома

Д.7. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Уметь

-характеризовать химический элемент по положению в ПСХЭ и строению атома

7

(15)



Ионы. Ионная химическая связь.

Ионы положительные и отрицательные. Образование ионов. Ионная химическая связь.

Д.8. Модели кристаллической решетки хлорида натрия.

Знать/понимать

- химическое понятие: ион,

ионная химическая связь

Уметь

-определять ионную связь в химических соединениях.

8-9

(16-17)



Ковалентная связь.

Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой.

Ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь. Электроотрицательность.

Д.9. Модели кристаллических решеток алмаза и графита.

Знать/понимать

-химические понятия: ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь

Уметь

-определять ковалентную связь в соединениях.

10

(18)



Металлическая химическая связь.

Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлической связи. Обобществленные электроны.


Знать/понимать

-химическое понятие: металлическая связь

Уметь

-определять: тип химической связи в металлах.

11

(19)



Урок – тренинг по теме «Виды химической связи»

Решение упражнений


Уметь

-определять: тип химической связи в веществах,

-составлять схемы образования связей разных видов

12

(20)



Обобщение и систематизация знаний по темам «Введение», «Атомы химических элементов».

Решение задач и упражнений

Подготовка к контрольной работе



13

(21)



Контрольная работа №1 по темам «Введение», «Атомы химических элементов».




14

(22)



Анализ контрольной работы




Тема 2. Простые вещества (7 часов)

Цели и задачи: приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности и познания, ключевых компетенций, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решение проблем и задач:

  • относительность деления элементов на металлы и неметаллы,

  • сформировать понятия: количество вещества, молярный объем газов, молярная масса и научить производить расчеты, используя эти понятия.

1

(23)



Простые вещества

-металлы.

Положение элементов металлов в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева

Строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов.

Д.10. Коллекция металлов.

Уметь:

-характеризовать:

связь между строением и свойствами металлов

-использовать приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту

2

(24)



Простые вещества

-неметаллы.

Положение элементов неметаллов в периодической системе.

Строение атомов неметаллов Ковалентная неполярная связь.

Физические свойства неметаллов. Аллотропия.

Д.11. Коллекция неметаллов.

Уметь

-характеризовать:

положение неметаллов в периодической системе;

строение атомов неметаллов.

3-4

(25-26)



Количество вещества

Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Постоянная Авогадро. Молярная масса.

Д.12. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.

Знать/понимать

-химические понятия: моль,

молярная масса

Уметь

- вычислять: молярную массу, количество вещества.

5-6

(27-28)



Молярный объем газов.

Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Следствие закона Авогадро. Выполнение упражнений с использованием понятий: «объем», «моль», «количество вещества», «масса», «молярный объем».


Знать/понимать

- химическое понятие: молярный объем

Уметь

- вычислять: по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу).

7

(29)



Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».

Решение задач и упражнений

Проверочная работа.



Тема 3. Соединения химических элементов (17 часов)

Цели и задачи: формирование знаний и умений:

  • по номенклатуре химических соединений,

  • по классификации неорганических веществ,

  • формирование умений пользоваться лабораторным оборудованием,

  • совершенствовать знание правил ТБ в кабинете химии.

1

(30)

Степень окисления

Бинарные соединения.

Понятие о степени окисления. Определение степени окисления в бинарных соединениях. Составление формулы бинарных соединений по степени окисления, общий способ их названия.

Д.13. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов.

Уметь

- называть: бинарные соединения по их химическим формулам

-определять: степень окисления элементов в соединениях.

2

(31)



Важнейшие классы бинарных соединений.

Оксиды и летучие водородные соединения:

Составление химических формул, их название. Расчеты по формулам оксидов.

Д.14. Образцы оксидов.

Растворы хлороводорода и аммиака.

Знать/понимать

химическое понятие: оксиды

Уметь

- называть: оксиды по их формулам

- определять: степень окисления элементов в оксидах

- составлять: формулы оксидов.

3

(32)



Основания.

Состав и название оснований. Их классификация. Индикаторы.

Д.15. Образцы щелочей и нерастворимых оснований.

Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Знать/понимать

химические понятия: основания, щелочи.

Уметь

-называть: основания по их формулам

-составлять: химические формулы оснований

- определять: основания по их формулам.

4 –5

(33-34)



Кислоты.

Состав и название кислот. Их классификация. Индикаторы.

Д.16. Образцы кислот.

Изменение окраски индикаторов в кислой среде.

Знать/понимать

-химические понятие: кислота, щелочь.

Уметь

- называть:

кислоты по их формулам

-составлять: химические формулы кислот

- определять: кислоты по их формулам.

6-7

(35-36)



Соли.

Состав и номенклатура солей. Составление формул солей.

Д.17. Образцы солей.

Знать/понимать

-химическое понятие: соль

Уметь

- называть: соли по их формулам

-составлять: химические формулы солей

- определять: соли по их формулам.

8

(37)



Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»

Классификация веществ. Упражнения в составлении формул веществ по их названиям. Расчеты по химическим формулам.


Знать/понимать

- химическое понятие: классификация веществ

Уметь

- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения,

количество вещества,

объем или массу вещества по его количеству.

9

(38)



Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки.

Вещества молекулярного строения. Закон постоянства веществ. Молекулярные, ионные ,атомные и металлические кристаллические решетки. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки.

Д.18. Модели кристаллических решеток.

Знать/понимать

-закон постоянства состава веществ

Уметь

-характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ.

10

(39)



Чистые вещества и смеси.

Понятие о чистом веществе и смеси, их отличие. Примеры смесей. Способы разделения смесей. Очистка веществ.

Д.19. Образцы смесей.

Л.1. Разделение смеси речного песка и поваренной соли.

Уметь.

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.


11

(40)



Практическая работа №2. Анализ почвы и воды.

Оформление работы.


Знать

правила т/б при работе в кабинете химии

Уметь

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

- использовать приобретенные знания для критической оценки информации о воде.

12-13

(41-42)



Массовая доля компонентов и смеси.

Понятие о доле компонента в смеси. Вычисление массовой доли компонента в смеси.


Уметь

- вычислять: массовую долю вещества в растворе.

14

(43)



Практическая работа №3. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества.

Вычислять массу сахара и объем воды необходимые для приготовления раствора.


Знать

правила т/б при работе в кабинете химии

Уметь

-использовать приобретенные знания для приготовления растворов заданной концентрации.

15

(44)



Обобщение и систематизация знаний по теме 2 и 3.

Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.



16

(45)



Контрольная работа №2.по темам 2 и 3.




17

(46)



Анализ контрольной работы




Тема 4. Изменения, происходящие с веществами. (16 часов)

Цель и задачи: формирование ЗУН в рамках изучаемой темы:

  • понятие о химических реакциях;

  • типы химических реакций;

  • формирование умения составлять уравнения химических реакций.

1-2

(47-48)



Явления физические и химические. Химические реакции.

Физические явления. Понятие о химических явлениях и их отличие от физических явлений. Химическая реакция. Признаки и условия протекания химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.

Д.20.Горения магния

Плавление парафина

Л.2. Окисление меди в пламени спиртовки

3. Помутнение известковой воды

4. Получение углекислого газа.

5. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Знать/понимать

-химические понятия:

химическая реакция, классификация реакций (экзотермические и эндотермические реакции).







3-4

(49-

50)



Химические уравнения.

Закон сохранения массы веществ. Понятие о химическом уравнении. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.


Знать/понимать

-закон сохранения массы веществ

Уметь

- составлять: уравнения химических реакций.

5

(51)



Практическая работа №4. Наблюдение за горящей свечой.

Строение пламени. Физические и химические явления при горении свечи.


Знать

  • правила т/б:

  1. при работе в кабинете химии,

  2. обращения со спиртовкой.

Уметь

- составлять: уравнения химических реакций

-использовать: приобретенные знания для безопасного обращения с веществами.

6-7

(52- 53)



Расчеты по химическим уравнениям.

Решение расчетных задач.


Уметь

  • вычислять: количество вещества, массу или объем по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

8

(54)



Реакции разложения


Сущность реакций разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Составление уравнений реакций разложения.

Д.21.Реакции разложения.

Знать/понимать

- химическое понятие:

реакция разложения, катализатор, скорость хим. реакции.

Уметь

-составлять уравнения реакций разложения

9

(55)



Реакции соединения

Сущность реакций соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Д.22.Реакции соединения

Знать/понимать

- химическое понятие:

реакция соединения, каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции.

Уметь

-составлять уравнения реакций соединения.

10

(56)



Реакции замещения

Сущность реакций замещения. Ряд активности металлов. Условия взаимодействия металлов с растворами кислот и солей.

Д.23.Реакции замещения

Знать/понимать

- химическое понятие:

реакция замещения,

-ряд активности металлов, условия взаимодействия металлов с растворами кислот и солей.

Уметь составлять уравнения реакций замещения

11

(57)



Реакции обмена

Сущность реакций обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца

Д.24.Реакции обмена

Знать/понимать

- химическое понятие:

реакция обмена, нейтрализации, условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Уметь

-составлять уравнения реакций обмена

12

(58)



Типы химических реакций на примере свойств воды.

Химические свойства воды. Типы химических реакций.


Уметь

- характеризовать: химические свойства воды

-составлять: уравнения химических реакций характеризующих химические свойства воды и определять их тип.

13

(59)



Практическая работа №5. Признаки химических реакций.



Знать

правила т/б при работе в кабинете химии

Уметь

- составлять: уравнения химических реакций

-использовать: приобретенные знания для безопасного обращения с веществами.

14

(60)



Обобщение и систематизация знаний по теме 4.

Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.



15

(61)



Контрольная работа №3. по теме 4.




16

(62)



Анализ контрольной работы




Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

Окислительно – восстановительные реакции (32 часа)

Цель и задачи: формирование системы химических знаний и целостного представления, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности:

  • понятие о электролитической диссоциации и положениях ТЭД,

  • развивать понятия о классах неорганических соединений в свете ТЭД,

  • научить учащихся составлять ионные уравнения реакций,

  • сформировать понятие о генетической связи между классами веществ,

  • вырабатывать умение пользоваться лабораторным оборудованием и проводить опыты.

1

(63)



Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов.

Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов.

Д.25. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде.

Л.6. Получение кристаллов солей (домашняя практическая работа).


2-3

(64-65)



Электролитическая диссоциация

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация кислот, оснований и солей.

Д.26. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

Знать/понимать

- химические понятия: электролит и неэлектролит,

электролитическая диссоциация.

4

(66)



Основные положения ТЭД

Ионы. Свойства и классификация ионов. Основные положения ТЭД


Знать/понимать

основные положения ТЭД

5

(67)



Кислоты, основания, соли в свете ТЭД

Кислоты, основания, соли в свете ТЭД. Уравнения диссоциации кислот, оснований и солей.


Знать/понимать

понятия кислоты, основания, соли с точки зрения ТЭД

Уметь

  • составлять уравнения диссоциации кислот, оснований, солей

  • определять слабые и сильные электролиты среди них

6-7

(68-69)



Ионные уравнения реакций

Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. Составление полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.

Д.27. Примеры реакции, идущие до конца.

Уметь

- объяснять: сущность реакций ионного обмена

- определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца.

-составлять: полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.

8

(70)



Практическая работа №6. Ионные уравнения.

Качественные реакции на сульфат - и хлорид – ионы


Знать

правила т/б при работе в кабинете химии

Уметь

- составлять: полные и сокращенные уравнения реакций обмена.

-использовать: приобретенные знания для безопасного обращения с веществами.

9

(71)



Практическая работа №7.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания.


Уметь

- составлять: полные и сокращенные уравнения реакций обмена. Обращаться с химической посудой, растворами кислот и щелочей.

10-11

(72-73)



Кислоты, их классификация и свойства.

Определение кислот как электролитов. Классификация кислот по различным признакам. Типичные свойства кислот: взаимодействие их с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов.

Л.7. Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной) принадлежность веществ к классу кислот.

Уметь

- называть кислоты

- характеризовать: химические свойства кислот.

- определять: возможность протекания типичных реакций кислот.

12

(74)



Урок – тренинг по теме

«Кислоты»

Решение задач и упражнений


Уметь

решать задачи и упражнения по данной теме

13-14

(75-76)



Основания, их классификация и свойства.

Определение оснований как электролитов. Классификация оснований. Типичные свойства оснований; взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации), взаимодействие щелочей с растворами солей и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований.

Л.8. Реакции характерные для растворов щелочей

Л.9. Получение и свойства нерастворимого основания.

Уметь

- называть основания:

- характеризовать: химические свойства оснований.

- определять: возможность протекания типичных реакций оснований.

15

(77)



Урок – тренинг по теме

«Основания»

Решение задач и упражнений


Уметь

решать задачи и упражнения по данной теме

16-17

(78-79)



Оксиды, их классификация и свойства

Состав оксидов, их классификация несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов.

Л.10. Реакции характерные для основных оксидов

Л.11. Реакции характерные для кислотных оксидов

Уметь

- называть оксиды

- определять: принадлежность веществ к классу оксидов

-характеризовать: химические свойства оксидов.

18

(80)



Урок – тренинг по теме

«Оксиды»

Решение задач и упражнений


Уметь

решать задачи и упражнения по данной теме

19-20

(81-82)



Соли, их свойства.

Определение солей как электролитов. Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами. Взаимодействие с кислотами, щелочами и солями (работа с таблицей растворимости)


Уметь

- называть соли.

- определять:

принадлежность веществ к классу солей

- характеризовать:

химические свойства солей.

21

(83)



Урок – тренинг по теме

«Соли»

Решение задач и упражнений


Уметь

решать задачи и упражнения по данной теме

22-23

(84-85)



Генетическая связь между классами неорганических соединений

Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов.


Уметь

- характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ

- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ.

24

(86)



Практическая работа №8. Свойства кислот оснований, оксидов и солей.



Уметь.

- обращаться с химической посудой и реактивами

- распознавать опытным. путем растворы кислот и щелочей.

- определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца.

25

(87)



Обобщение и систематизация знаний по теме 5.

Выполнение упражнений на генетическую связь. Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций.



26-27

(88-89)



Окислительно-восстановительные реакции.

Понятие окисление и восстановление, окислители и восстановители, определение степени окисления элементов.


Знать/понимать

- химические понятия:

окислитель и восстановитель,

окисление и восстановление.

  • определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов.

Уметь

составлять уравнения ОВР методом электронного баланса

28

(90)




Свойства простых веществ, кислот и солей в свете ОВР

Свойства простых веществ, кислот и солей в свете ОВР


Уметь

составлять уравнения ОВР методом электронного баланса

29

(91)



Урок – тренинг по теме «ОВР»

Решение упражнений


Уметь

решать упражнения по данной теме

30

(92)



Практическая работа №9. Решение экспериментальных задач.



Уметь

- обращаться с химической посудой и реактивами.

- характеризовать: химические свойства основных классов неорганических соединений.

31

(93)



Контрольная работа №4

по теме 5.




32

(94)



Анализ контрольной работы.




Тема 6. Обобщение знаний за курс химии 8 класса (8 часов).

Цель:1. обобщение и систематизация ЗУН-ов по курсу химии 8 класса,

2. закрепление знаний, умений, расчетных навыков уч-ся,

3. подведение итогов за год.

1

(95)



Периодический закон и перио­дическая сис­тема химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодиче­ская система химических эле­ментов Д.И.Менделеева – гра­фическое ото­бражение Перио­дического закона. Физический смысл номера эле­мента, но­мера периода и номера группы. Закономерности из­менения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и пе­риодической системы химиче­ских элементов Д.И. Менде­леева


Знать/понимать:

  • химические понятия:

химический элемент, атом;

  • основные законы химии:

Периодический закон.

Уметь:

  • называть:

химические элементы по их символам;

  • объяснять:

физический смысл атомного (порядко­вого) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп.

2

(96)



Строение ве­ществ.

Типы химических связей, типы кристаллических решё­ток.

Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Д. Кристаллические ре­шётки алмаза и графита.

Знать/понимать:

  • химические понятия:

атом, молекула, ион, химическая связь.

Уметь:

  • характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами ве­ществ;

  • определять:

тип химической связи в соединениях.

3

(97)



Классификация химических ре­акций.

Классификация химических реакций по различным при­знакам (число и состав реаги­рующих и образующихся ве­ществ; тепловой эффект; ис­пользование катализатора; на­правление; изменение степе­ней окисления атомов).


Знать/понимать:

  • химическую символику:

уравнения химических реакций;

  • химические понятия:

химическая реакция, классификация реакций.

Уметь:

  • определять:

типы химических реакций;

возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять:

уравнения химических реакций.

4

(98)



Классификация веществ.

Простые и сложные вещества. Генетические ряды металла, неметалла. Оксиды (основные и кислотные), гидроксиды (ос­нования и кислоты), соли: со­став, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстанови­тельных реакциях.


Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы химических веществ;

  • химические понятия:

вещество, классификация веществ, электролит и неэлектролит, окислитель и восстановитель.

Уметь:

  • называть:

соединения изученных классов;

  • объяснять:

сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать:

химические свойства простых веществ и основных классов неорганических соединений;

  • определять:

состав веществ по их формулам;

принадлежность веществ к определённому классу соединений;

  • составлять:

формулы неорганических соединений изученных классов.

5

(99)



Решение задач по уравнениям химических реакций

Решение задач


Уметь

решать задачи по уравнениям химических реакций

6

(100)



Обобщение и систематизация знаний за курс химии 8 класса

Решение задач и упражнений.

Подготовка к контрольной работе.


Уметь

решать задачи и упражнения за курс основной школы.

7

(101)



Итоговая контрольная ра­бота за курс химии 8 класса




8

(102)



Анализ кон­трольной ра­боты.





  1. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предмету «Химия» в 8классе

Литература для обучающихся:

  1. О.С. Габриелян. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2015.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна « Химия 8 класс» М.: Дрофа, 2017.

  3. Курмашева К.К. Химия в таблицах и схемах. Учебно-образовательная серия. – М.: Лист Нью, 2012.

  4. Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. – М.:Просвещение: Учеб. лит., 2007.

  5. Курмашева К.К. Химия в таблицах и схемах. Учебно-образовательная серия. – М.: Лист Нью, 2012.

  6. Суровцева Р.П., Софронов С.В. Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе : Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003.

  7. Химия в таблицах. 8 – 11 кл.: Справочное пособие / Авт.-сост. А.Е. Насонова. – М.: Дрофа, 2007.

Литература для учителя:

  • О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008.

  • Т.А. Боровских. Обучение химии в 8 классе: Методическое пособие. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2007.

  • О.Р. Гуревич. Тематическое и поурочное планирование по химии: 8 класс. – М.: Экзамен, 2006.

  • В.Г. Денисова. Мастер-класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ, лекции, семинары, тренинги и т.д. 8-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Издательство «Глобус», 2010.

  • Л.С. Гузей. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Химия 8 класс. – М.: «Интеллект-Центр», 2009.

  • Р.П. Суровцева, Л.С. Гузей и др. Тесты по химии. 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2011.

  • Н.М. Городова. Сборник тестовых заданий по химии для 8-9 классов. – М.: Флинта: Наука, 2009.

  • О.С. Габриелян. Химия: 8 класс: контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2011.

  • О.С. Габриелян. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2012.

  • Н.П. Троегубова. Контрольно-измерительные материалы. Химия. 8 класс. – М.: ВАКО, 2010.

  • О.В. Галичкина. Занимательная химия на уроках в 8-11 класса: тематические кроссворды. - Волгоград: Учитель, 2010.

  • Л.М. Брейгер. Нестандартные уроки. Химия 8-11 классы. Волгоград: Учитель, 2012.

Технические средства:

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Интерактивная доска

Цифровые образовательные ресурсы

  • Интернет-ресурсы:

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a57c0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/x11_099.swf-те

  • www.openclass.ru

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/

  • http://old.internet-school.ru(интернет-школа просвещение.ru)

  • www.skillopedia.ru (видеоуроки)

  • http://festival.1september.ru/

  • http://planeta.ru

  • образовательные ресурсы (ЕК ЦОР).

eorhelp.runode/642

  • school-collection.edu.ru

  • 74333s006.edusite.ruDswMedia/perechen…6.doc

  • school30.edu.yar.ru…shkoli/perechenresursov.doc

  • do.gendocs.rudocs/index-186892.html

  • http://www.chemistry.ru/

  • Российский химический портал Chemport.ru

  • "Общая химия онлайн" General Chemistry Online http://antoine.frostburg.edu/chem/senese/101/index.shtml

  • www.theodoregray.com/PeriodicTable/

  • Компьютерные презентации к урокам

Методическая литература:

1. Программа: Программа авторского курса для 8-11 классов О.С. Габриеляна. М.: Дрофа,2007.

  1. Сборник нормативных документов. Химия / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

  2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

  3. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 14-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2008.

  4. Габриелян О.С. Химия. 8 – 9 классы: Методическое пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001

  5. .. Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П.,. Яшукова А.В., Настольная книга учителя химии» -8 класс, «Дрофа», Москва, 2007

  6. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к учебнику Габриеляна О.С. «Химия-8» для учащихся и учителей. – М: «Блик и К0», 2011.

  7. Городничева И.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8 – 11 кл. – М.: Аквариум, 2007

  8. Гранкова А.Ю. Химия: 8 кл.: Метод пособие для учителя. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2012.

  9. Зуева М.В., Гара Н.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8 – 9 кл.: Метод. пособие. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2010.

  10. . Журин А.А. Сборник задач по химии. Решения и анализ - М.: Аквариум, 2007.

  11. Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. – М.:Просвещение: Учеб. лит., 12007.

  12. Курмашева К.К. Химия в таблицах и схемах. Учебно-образовательная серия. – М.: Лист Нью, 2012

  13. Суровцева Р.П., Софронов С.В. Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе : Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003.

  14. Химия в таблицах. 8 – 11 кл.: Справочное пособие / Авт.-сост. А.Е. Насонова. – М.: Дрофа, 2007.


Лабораторное оборудование и реактивы, необходимые для проведения демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ.




Лист внесения изменений в рабочую программу

п/п




Дата

внесения

изменений



Раздел,

тема


Содержание

изменений


Подпись

Согласовано с

зам. директора

по УВР








































































15