Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Кировская школа-гимназия №2” Кировского района Республики Крым
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Кировская школа-гимназия №2» ________ Л.А. Кобец 25 августа 2017г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Кировская школа-гимназия №2» _______ Н.Б.Радченко Приказ № 195 от 25 августа 2017г. |
| | |
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол №1 от 24 августа 2017 Руководитель МО МБОУ «Кировская школа-гимназия №2» _______ Н.Э.Аметова | | . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
Крымскотатарский язык 5-Б класс
Количество часов: 51 (1,5 часа в неделю).
Составитель: Мамбетова В.Ш.,
учитель крымскотатарского языка
Планирование составлено на основе: Примерной программы «Крымскотатарский язык (родной)» для общеобразовательных организаций Республики Крым. 5-9 классы, под редакцией А.С.Аблятипова.
Используемый учебник:«Крымскотатарский язык»: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждении:/ А.М.
Меметов, Л.А.Алиева, И. А. МеметовЕ.- М.:49 «Крымучпедгосиздат», 2001. – 280с.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по крымскотатарскому языку составлена для 5-А и 5-Б классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Кировская школа-гимназия №2” Кировского района Республики Крым (Далее МБОУ «Кировская школа-гимназия №2»)
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ “Кировская школа-гимназия №2;
2.Учебный план МБОУ «Кировская школа-гимназия №2»;
3.Примерной программы «Крымскотатарский язык (родной)» для общеобразовательных организаций Республики Крым. 5-9 классы, под редакцией А.С.Аблятипова.
4. Инструктивно-методического письма Крымского КРИППО «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год».
5.Положение об учебной рабочей программе МБОУ «Кировская школа-гимназия №2».
Учебный предмет крымскотатарский язык и литература входит в образовательную область родной язык и литература предметов. В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения крымскотатарского языка. Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Срок реализации программы 1 год. Предмет крымскотатарский язык входит в образовательную область лингвистических наук.
В примерной программе «Крымскотатарскийязык(родной)»дляобщеобразовательныхорганизаций Республики Крым. 5-9 классы, под редакцией А.С.Аблятипова,на изучение крымскотатарского языка в 5 классе отведено 102 часа, в неделю - 3часа.
Выполнена корректировка программы в связи с тем, что в Примерном учебном плане основного общего образования (ФГОС) для общеобразовательных организаций Республики Крым с русским языком обучения с изучением украинского (крымскотатарского) языка группой учащихся класса( приложение 12),отведено на изучение крымскотатарского языка 3ч.в неделю, где 1,5 ч. на крымскотатарский язык и 1,5ч. на крымскотатарскую литературу.
Данная рабочая программа рассчитана на 50 ч., в неделю – 1,5 ч.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения крымскотатарского языка:
Понимание крымскотатарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в получении школьного образования;
Осознание эстетической ценности крымскотатарского языка, уважительное отношение к нему, потребность сохранять чистоту крымскотатарского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения крымскотатарского языка:
Владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение
Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации);
Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным изучающим) текстов разных стилей и жанров;
Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров, владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
Говорение и письмо:
Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнуты результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст, с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного крымскотатарского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
Осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить речевые и грамматические ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, рефератами, докладами; участие в спорах, обсуждение актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, во время анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы и др.);
Коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Предметные результаты освоения крымскотатарского языка:
Представление об основных функциях языка; о роли крымскотатарского языка как национального языка крымскотатарского народа;
Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; диалог, монолог, стили речи, типы речи, типы текста, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
Проведение различных видов анализа (слова, словосочетания, предложения, текста);
Понимание коммуникативно-эстетических возможностей и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
Осознание эстетической функции языка.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 классов
Учащиеся должны знать:
определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 5 класса должны овладеть следующими умениями и навыками:
разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми
словарями; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии
Находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами , изученными в 5 классе.
По пунктуации
Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать свой выбор.
По связной речи
Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато пересказывать повествовательные тексты. Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным материалом).
Правильно использовать языковые средства в устной и письменной речи.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Пользоваться различными словарями.
Использование приобретённых знаний
при написании сочинений;при выстраивании диалога и монолога.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;
различать основные нравственно-эстетические понятия;
выражать положительное отношение к процессу познания.
Обучающийся получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Обучающийся получит возможность научиться:
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из его частей;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
первоначальному умению смыслового восприятия текста;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
2.Содержание учебного предмета «Крымскотатарский язык»
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речь и речевое общение
1.Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
2.Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Речевая деятельность
1.Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
2.Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.
Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции
Содержательные линии предмета включают следующее: в школе изучается современный крымскотатарский литературный язык, поэтому программу школьного курса крымскотатарского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
В разделе «Повторение пройденного в 1-4 классах». Это позволяет правильно решить проблему преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного материала.
В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи. Они пропорционально распределяются между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность обучения речи.
В программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение часов по темам программы.
Введение(1ч)
Роль языка в жизни человека.
Речь и общение (3ч)
Общие сведения о речи и общении.
Типы и виды речи.
Синтаксис (17ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Диалог и прямая речь в художественной литературе.
Фонетика (9ч)
Звуки и буквы. Звуки речи: гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Особенности букв гъ, къ ,нъ, дж. Алфавит. особенности букв я, ю, ё,е. орфографические словари. Слог. Ударение.
Буквы обозначающие гласные звуки. Твердые и мягкие гласные звуки, губные и негубные гласные звуки. Заимствованные слова.
Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Орфография (10ч)
Орфография как раздел науки о языке. Сингармонизм. Согласование в слове гласных звуков. Согласование в слове согласных звуков. Чередование гласных и согласных звуков. Правописание сложных слов.
Умение пользоваться орфографическими словарями.
Лексика (10ч)
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Крымскотатарский речевой этикет.
Уместное использование правил крымскотатарского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жиз
3.Тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы | Количество часов | Развитие речи всего | Уроки контроля |
диктанты | словарные диктанты | контрольные работы |
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Введение | 1 | 1 | | | | | | | | |
2 | Речь и общение | 3 | 3 | 1 | 1 | | | | | 1 | 1 |
3 | Синтаксис | 17 | 17 | 1 | 1 | | 1 | 1 | 1 | 1 | | |
4 | Фонетика | 10 | 10 | 1 | 1 | | | | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | Орфография | 10 | 10 | | | | 1 | 1 | 1 | 1 | | |
6 | Лексика | 8 | 8 | 1 | 1 | | | | 1 | 1 | 1 | 1 |
7 | Повторение раздела «Синтаксис». | 1 | 1 | | | | | | | | | |
Итого: | 51 | 51 | 4 | 4 | | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 |
|