СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Чтение и развитие речи" 4 класс (коррекционная программа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи» для 4 класса составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой и книгой для чтения (учебник для 4 класса) автора -  составителя  В.В.Воронковой, 2014 г. Данный учебник допущен Министерством образования РФ. Количество уроков чтения и развития речи в 4 классе по данной программе 136 ч.

По базисному учебному плану МБОУ Макаровская СОШ для индивидуального обучения на 2014-2015 г – 51 ч (1.5 ч в неделю). Изменений в программу не внесено, но сокращено количество часов на изучаемые темы. Часть произведений предлагается учащемуся для самостоятельного ознакомления. Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, примерная тематика.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Чтение и развитие речи" 4 класс (коррекционная программа)»

Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи» для 4 класса составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой и книгой для чтения (учебник для 4 класса) автора - составителя В.В.Воронковой, 2014 г. Данный учебник допущен Министерством образования РФ. Количество уроков чтения и развития речи в 4 классе по данной программе 136 ч.

По базисному учебному плану МБОУ Макаровская СОШ для индивидуального обучения на 2014-2015 г – 51 ч (1.5 ч в неделю). Изменений в программу не внесено, но сокращено количество часов на изучаемые темы. Часть произведений предлагается учащемуся для самостоятельного ознакомления. Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, примерная тематика.

В 4 классе учащиеся должны перейти на правильное чтение вслух целыми словами, чтение про себя.


Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи:

  1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

  2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

  3. Учить самостоятельно работать с книгой.


Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;

  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

  • развитие высших психических функций;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • развитие речи, владение техникой речи;

  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Для чтения подбираются и произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные понимаю статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

В процессе обучения чтению уделяется особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Беглое чтение, т.е. плавное в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Понимание прочитанного

Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Примерная тематика

Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи. Содержание чтения: произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, игровые песни. Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи, содержащие практические советы на темы, связанные с трудом, школой, семьей, природой.

Техника чтения

Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.

Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что [што], чтобы [штóбы], кого [кавó], чего [ч’евó], вода [вадá], олень [ал’éн’] и тд. Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому темпу чтения.

Выразительное чтение

Соблюдение знаков препинания: короткая пауза на запятой, длинная – на точке. Интонация законченности повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого (грустно, весело, восхищенно) и характера персонажа (ласковый, вежливый, злой, хитрый, трусливый). Выделение ремарок автора, чтение текста в соответствии с ними по образцу учителя или самостоятельно (сказал грубо, произнес медленно и др.). Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом. Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на чтение учителя.

Сознательное чтение

Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязей событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов учителя, с опорой на собственный опыт. Создание условий для общения детей, для обмена мнениями в связи с оценкой действий персонажей. Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию («Как вы думаете, о чем или о ком будет идти речь в рассказе?»); оценка правильности или ошибочности прогноза. Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его учителем. Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за разъяснением к товарищу или учителю. Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя. Деление текста на части с опорой на серию картинок.

Развитие речи

Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 200. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.










Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

Базовый

Минимальный

  1. Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию;

  2. Читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова);

  3. Активно участвовать в анализе произведения;

  4. Пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план;

  5. Высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения;

Выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений;

  1. Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы информационного плана («Как зовут героя рассказа?», «Куда он пошел?», «Что делал?»);

  2. Правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов;

  3. Соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста;

  4. Пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно-символическому плану к каждому предложению;

Выразительно читать наизусть 3-4 небольших стихотворения.


Содержание разделов программы приведено в таблице:


№№

Наименование раздела программы

Содержание программного материала

1.

Техника чтения.

Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

2.

Понимание читаемого.

Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавия. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

3.

Развитие устной речи.

Самостоятельный и полный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.

Заучивание наизусть стихотворений, басен.

4.

Внеклассное чтение.

Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и газетных журналов, журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

5.

Примерная тематика.

Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.

Рассказы и стихотворения о героизме народа во времена войны.

Общественно полезные дела школьников.

Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.


Тематическое планирование (51 ч)


№№

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Родина краше солнца, дороже золота

4 ч

2

Ученье – главное богатство

4 ч

3

Ходит осень повсюду дозором и осенние правит дела

6 ч

4

Без хлеба не прожить – 6 ч

6 ч

5

Здравствуй, гостья – зима

5 ч

6

Где правда, там счастье. Где ум, там и толк

5 ч

7

На страже Родины

3 ч

8

Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна!

6 ч

9

О добре и дружбе, о мире и труде

12 ч


Итого

51 ч



Поурочное планирование – 51 ч





Родина краше солнца, дороже золота – 4 ч


М.Матусовский «С чего начинается Родина?»

По К.Ушинскому «Наше Отечество»


По С.Романовскому «Светлое место» Работа над содержанием произведения


Н.Кончаловская «Славен, славен град Москва»» Упражнение в выразительном чтении.


По Л.Кассилю «Москва – столица России» Работа по содержанию и над пословицами.



Ученье – главное богатство – 4 ч


По Ю.Яковлеву «Слова - сорняки». Беседа о грамотной речи.


Л.Толстой «Филлипок». Чтение по ролям. Составление плана, пересказ.


А.Гайдар «Совесть» Основная мысль текст.


По Е.Шварцу «Сказка о потерянном времени» Составление плана



Ходит осень повсюду дозором и осенние правит дела – 6 ч


По К.Ушинскому «Осень» Осенние приметы.


Стихотворения об осени. М.Чехов «Всё дождь и дождь», А.Майков «Осенние листья» Выразительное чтение. Словесное рисование.


Н.Сладков «Синичкин запас». Беседа о том, как животные готовятся к зиме.


Л.Толстой «Лебеди» Работа над содержанием произведения.


В.Гаршин «Лягушка-путешественница» Деление на части, составление плана, краткий пересказ.


В.Гаршин «Лягушка-путешественница», краткий пересказ.



Без хлеба не прожить – 6 ч


По Ю. Яковлеву «Хлеб» Работа с иллюстрацией.


Ю. Ждановская «Нива» Упражнение в выразительном чтении.


Э. Шим «Жатва» Работа с пословицами и загадками.


Укр. сказка «Колосок» Основная мысль сказки. Чтение по ролям.


Бел. сказка «Лёгкий хлеб» Чтение по ролям.


Н.Рубцов «Хлеб» Упражнение в выразительном чтении. Обобщение по теме.



Здравствуй, гостья – зима – 5ч


Н.Никитин «Встреча зимы» Средства художественной выразительности.


Н.Некрасов «Мужичок с ноготок» Основная мысль стихотворения. Упражнение в выразительном чтении


Н.Сладков «Всему своё время» Упражнение в выразительном чтении по ролям.


Е. Трутнева «Времена года» Словесное рисование.


В. Голявкин «Как я встречал Новый год» Беседа о чтение по ролям.традициях встречи Нового года.



Где правда, там счастье. Где ум, там и толк – 5 ч


В.Осеева «Почему?» Нравственный смысл произведения.


А.Кушнир «Кто разбил большую вазу?» Упражнение в выразительном чтении


Д.Драгунский «Тайное становится явным»Деление текста на части.


П. Дудочкин «Рубль»Нравственный смысл,


Сказка «Лев, Щука и Человек» В.Безбородов «Кошки-мышки» чтение по ролям.



На страже Родины – 3ч


М.Исаковский «День защитника Отечества»


По Л.Кассилю «Твои защитники» Составление вопросов по содержанию.


По Л. Пантелееву «Честное слово» Чтение по ролям, краткий пересказ.



Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна! – 6ч


К. Паустовский «Однажды утром» Ответы на вопросы.


И.Никитин «Полюбуйся, весна наступает» Выразительное чтение.


Е.Бокова «8 Марта» Беседа о женском празднике.


И. Соколов-Микитов «Весна» Выразительное чтение. Словарная работа.


В.Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Весна» Выразительное чтение Деление на части.


Р.н.с. «Снегурочка» чтение по ролям.



О добре и дружбе, о мире и труде – 12ч


Е. Бокова «О труде» Выразительное чтение.


В.Осеева «Сыновья» Нравственный смысл произведения, ответы на вопросы.


Д. Родари «Чем пахнут ремёсла» Выразительное чтение, беседа о профессиях.


С.Баруздин «Когда люди радуются» Деление на части, чтение по ролям.


Н.Носов «Заплатка» чтение по ролям.


Е.Бокова «День Победы» Выразительное чтение


Л.Кассиль «Никто не знает, но помнят все». Работа над пониманием текста.


Ю. Яковлев «Багульник» Поиск ответов на вопросы.


К.Ушинский «Ветер и Солнце» Поиск ответов на вопросы.

  1. 50.


По В.Катаеву «Цветик-семицветик» Ответы на вопросы. Выборочное чтение по ролям.

51.


Обобщение.

Поурочное планирование – 51 ч


№№

п/п

Дата

Тема урока

Виды работ по развитию устной речи

Виды работ по формированию навыков чтения

Контрольные и диагностические материалы


Родина краше солнца, дороже золота – 4 ч

1


М.Матусовский «С чего начинается Родина?»

По К.Ушинскому «Наше Отечество»

Словесное рисование. Составление рассказа по личным впечатлениям. Работа по вопросам после стихотворения. Объяснение выражения «сыплет осень золото в овраг».

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Словесное рисование. Выразительное чтение. Тон, громкость чтения

Чтение текста о лете с последующим программированным опросом по содержанию.

2


По С.Романовскому «Светлое место» Работа над содержанием произведения




3


Н.Кончаловская «Славен, славен град Москва»» Упражнение в выразительном чтении.




4


По Л.Кассилю «Москва – столица России» Работа по содержанию и над пословицами.






Ученье – главное богатство – 6 ч

5


По Ю.Яковлеву «Слова - сорняки». Беседа о грамотной речи.




6 - 7


Л.Толстой «Филлипок». Чтение по ролям. Составление плана, пересказ.




8


А.Гайдар «Совесть» Основная мысль текст.




9 - 10


По Е.Шварцу «Сказка о потерянном времени» Составление плана





Ходит осень повсюду дозором и осенние правит дела – 6 ч

11


По К.Ушинскому «Осень» Осенние приметы.

Деление рассказа на части по плану. Пересказ. Перечисление осенних месяцев. Характеристика ранней, золотой, поздней осени.

Выразительное чтение. Темп чтения. Соблюдение интонации предложений.

Выборочное чтение.


.

12


Стихотворения об осени. М.Чехов «Всё дождь и дождь», А.Майков «Осенние листья» Выразительное чтение. Словесное рисование.




13


Н.Сладков «Синичкин запас». Беседа о том, как животные готовятся к зиме.




14


Л.Толстой «Лебеди» Работа над содержанием произведения.




15


В.Гаршин «Лягушка-путешественница» Деление на части, составление плана, краткий пересказ.

Ответы на вопросы. Составление высказываний о повадках уток и лягушки. Словесное рисование серии сюжетных картинок ко 2 части. Пересказ 2 части.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Пересказ 1 части сказки.

16


В.Гаршин «Лягушка-путешественница», краткий пересказ.

Ответы на вопросы. Словесное рисование серии сюжетных картинок. Пересказ 3 части.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Пересказ 2 части сказки.


Без хлеба не прожить -

17







































№№

п/п

Дата

Тема урока

Виды работ по развитию устной речи

Виды работ по формированию навыков чтения

Контрольные и диагностические материалы

1


Е. Благинина. «Прощание с летом».

Словесное рисование. Составление рассказа по личным впечатлениям. Работа по вопросам после стихотворения. Объяснение выражения «сыплет осень золото в овраг».

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Словесное рисование. Выразительное чтение. Тон, громкость чтения

Чтение текста о лете с последующим программированным опросом по содержанию.

I.


Что такое хорошо…




1.1.


Э. Шим. Брат и младшая сестра.

Работа с вопросами. Понимание указаний автора на интонацию героев. Составление рассказа по сюжетной картинке.

Подготовительные упражнения к чтению трудных слов. Чтение по ролям.

Выразительное чтение. Выделение авторских указаний на особенности речи героев. Задание по внеклассному чтению – А.П. Гайдар «Тимур и его команда»

Ответы на вопросы.

1.2.


А.Седугин. Молоток.

Ответы на вопросы. Оценка поступков героя. Коллективное составление плана и передача по плану содержания рассказа.

Слоговые упражнения. Подготовка к чтению трудных слов.

Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость чтения.

Чтение и пересказ по ролям. О ком говорится: брат, сестра (карточки)

1.3.


Е. Пермяк. Пичугин мост.

Пересказ по плану. Значение слов «шоссе», «ветла».

Беседа о хороших делах. Ответы на вопросы.

Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость чтения. Выделение авторских указаний на особенности речи героев.

Ответы на вопросы по пунктам плана.

1.4.


В. Голявкин. Был крайний случай.

Ответы на вопросы. Чтение по ролям. Пересказ по плану. Оценка причин поступков героя.

Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость чтения. Выделение авторских указаний на особенности речи героев.

Чтение и пересказ по ролям.


1.5.


По И. Дику. «Счастливая» ручка.

Работа над выражениями: «заработать на орехи», «будь любезен».

Пересказ по вопросам Придумывание своего названия к рассказу.

Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость чтения. Выделение авторских указаний на особенности речи героев.

Ответы на вопросы по пунктам плана.

1.6


По Л. Давыдычеву. Лёлишна из третьего подъезда. 1 часть «Лелишна Охлопкова».

Значение слов валерьянка, дом престарелых. Пересказ по плану.

Беседа о чуткости и взаимопомощи.

Составление описательного рассказа о девочке.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость чтения.


Выборочный пересказ по рассказу «Счастливая» ручка.

1.7.


По Л. Давыдычеву. Лёлишна из третьего подъезда.2 часть «Виктор Мокроусов».

Ответы на вопросы Коллективное составление плана пересказа с использованием картинки.

Работа над фразеологизмами. Беседа о смелости.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям.

Ответы на вопросы (устно). О ком говорится: Лёля, дедушка (карточки) – узнавание героев по характеристике.

1.8.


А. Гайдар. Невидимые помощники. 1 часть.

Озаглавливание 1 части повести. Составление рассказа по иллюстрации.

Пересказ по вопросному плану.


Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость чтения.


Восстановление плана пересказа.

1.9.


А. Гайдар. Невидимые помощники. 2 часть.

Озаглавливание 2 части повести. Составление рассказа по иллюстрации.

Пересказ по вопросному плану.

Беседа о добрых делах.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений.

Задание по внеклассному чтению – А. Гайдар «Тимур и его команда».

Чтение по ролям.

1. 10.


Внеклассное чтение. А. Гайдар. Тимур и его команда.

Ответы на вопросы по содержанию. Выборочный пересказ.

Подбор отрывков к иллюстрациям (выборочное чтение).

Рисунки к понравившимся эпизодом и пересказ отрывка.

1.11.


С. Маршак. Лодыри и кот.

Словесное рисование.

Выразительное чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений.

Ответы на вопросы по плану.

1.12.


И. Крылов. Лебедь, щука и рак.

Словесное рисование сюжетной картинки к басне.

Значение выражений: «из кожи лезут вон», «на лад их дело не пойдет», «возу всё нет ходу».

Выразительное чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Заучивание наизусть.

Чтение стихотворения по ролям.

1.13.


В. Осеева. Печенье.

Пересказ по вопросам. Оценка поступков героев. Рассуждение о поступках, о том, как бы вы поступили в данной ситуации.

Самостоятельное чтение. Выразительное чтение. Темп чтения.

Интонация чтения слов Вовы и Миши. Подбор картинки к тексту «Печенье».

Чтение наизусть басни И. Крылова «Лебедь, щука и рак».

Карточка «Проверь себя» (понимание содержания самостоятельно прочитанного текста).

1.14.


Обобщающий урок по теме: «Что такое хорошо…»

Выборочный пересказ. Оценка поступков героев рассказов и стихотворений. Чтение наизусть.

Выборочное чтение. Выразительное чтение по ролям.


II


Уж небо осенью дышало…




3.1.


А. К. Толстой. Осень.

Словесное рисование картины к стихотворению. Ответы на вопросы.

Выразительное чтение стихотворения (громкость, темп, настроение, соблюдение интонации). Задание по внеклассному чтению. Заучивание стихотворения наизусть. Задание для внеклассного чтения – стихотворения русских поэтов об осени.


2.2.


По К. Ушинскому. Осень.

Деление рассказа на части по плану. Пересказ. Перечисление осенних месяцев. Характеристика ранней, золотой, поздней осени.

Выразительное чтение. Темп чтения. Соблюдение интонации предложений.

Выборочное чтение.


Чтение наизусть стихотворения «Осень» А. К. Толстого.

2.3.


По в Пескову. Осенний лес.

Признаки осени. Описание осеннего леса по данному учителем плану.

Выразительное чтение. Выборочное чтение.

Пересказ по плану.

2.4


А. Твардовский. Лес осенью.

Ответы на вопросы. Словесное рисование картины к стихотворению. Сравнение описания осеннего леса в статье В. Пескова и стихотворении А. Твардовского.

Выборочное чтение.

Выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть.

Ответы на вопросы. Описание осеннего леса по данному плану и иллюстрации.

2.5.


По М. Ильину и Е. Сегал. В чудесной кладовой. 1 часть.

Словесное рисование кладовой (описание земли). Ответы на вопросы. Озаглавливание 1 части текста.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Выборочное чтение.

Чтение наизусть стихотворения А. Твардовского «Лес осенью».

2.6.


По М. Ильину и Е. Сегал. В чудесной кладовой. 2 часть.

Озаглавливание 2 части текста. Ответы на вопросы. Беседа о овощах.

Чтение глаголов (подготовительные упражнения). Интонационное оформление предложений. Выборочное чтение.

Пересказ 1-ой части.

2.7.


По М. Ильину и Е. Сегал. В чудесной кладовой. 3 часть

Словесное рисование. Ответы на вопросы. Беседа о траве. Озаглавливание 3 части текста. Объяснение выражений.

Выборочное чтение. Выразительное чтение (интонация, темп, громкость).

Пересказ 2-ой части.

2.8.


По М. Ильину и Е. Сегал В чудесной кладовой. 4 часть.

Ответы на вопросы по тексту. Составление плана рассказа. Пересказ всех частей по плану.

Выразительное чтение (интонация, темп, громкость).

Чтение и пересказ всего текста.

2.9


О. Высотская. Осеннее утро.

Ответы на вопросы. Словесное рисование осеннего утра. Объяснение выражений. Толкование народных примет. Работа с загадкой.

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Отгадывание загадок.

2.10.


А. Пушкин. Уж небо осенью дышало……

Определение настроения стихотворения. Описание ноября с использованием авторской лексики. Словесное рисование. Объяснение выражений.

Выразительное чтение стихотворения (громкость, темп, настроение, соблюдение интонации). Заучивание стихотворения наизусть. Задание по внеклассному чтению

Чтение выразительно стихотворения «Осенние утро» О. Высотской.

2.11.


В. Гаршин. Лягушка-путешественница. 1 часть.

Ответы на вопросы по тексту. Озаглавливание первой части сказки. Соотнесение иллюстрации с частью текста.. Словесное рисование. Пересказ 1 части.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение.

Чтение выразительно стихотворения «Уж небо осенью дышало» А.С. Пушкина.

2.12.


В. Гаршин. Лягушка-путешественница. 2 часть.

Ответы на вопросы. Составление высказываний о повадках уток и лягушки. Словесное рисование серии сюжетных картинок ко 2 части. Пересказ 2 части.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Пересказ 1 части сказки.

2.13.


В. Гаршин. Лягушка-путешественница. 3 часть.

Ответы на вопросы. Словесное рисование серии сюжетных картинок. Пересказ 3 части.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Пересказ 2 части сказки.

2.14.


В. Гаршин. Лягушка-путешественница. 4 часть.

Ответы на вопросы. Словесное рисование. Объяснение заголовка рассказа. Пересказ 4 части.

Выборочное чтение. Деление на части, коллективное составление плана

Пересказ 3 части сказки.

2.15.


Внеклассное чтение. Стихотворения русских поэтов об осени (Ф. Тютчев, А. Плещеев, А. Пушкин, А. Фет и др.).

Называние авторов выбранных стихотворений, заголовков. Словесное рисование. Умение задавать вопросы об услышанном и давать ответы.

Выразительное чтение стихотворений по выбору учащихся.

Словесное рисование.

2.16.


И. Крылов. Стрекоза и Муравей

Ответы по прочитанному. Понимание основной мысли басни (мораль басни). Объяснение выражений из текста.

Выборочное чтение. Чтение по ролям (паузы, интонация Стрекозы, Муравья). Заучивание наизусть.

Пересказ 4 части.

2.17.


По Д. Мамину-Сибиряку. Приёмыш.

Ответы на вопросы. Словесное рисование (серия сюжетных картинок).

Выборочный пересказ по сюжетной картинке.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Чтение наизусть басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей».

2.18.


По Д. Мамину-Сибиряку. Тарас и Соболько.

Ответы на вопросы. Словесное рисование (серия сюжетных картинок). Выборочный пересказ по сюжетной картинке.

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Карточка «Проверь себя» (понимание содержания прочитанного)

2.19.


Обобщающий урок по теме:

«Уж небо осенью дышало»

Беседа по прочитанным произведениям. Рассказ о домашних животных учащихся. Составление предложений по сюжетным картинкам. Отнесение картинок к прочитанным рассказам.

Выборочное чтение. Выразительное чтение стихотворения. Ориентировка в учебнике.


III.

9 ч

Народные сказки.




3.1.


Гуси-лебеди (русская сказка). 1 часть.

Работа с иллюстрациями. Словесное рисование.

Пересказ по ролям.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Задание по внеклассному чтению – сказки о животных («Как крестьянин с медведем хозяйствовали).



3.2.


Гуси-лебеди (русская сказка). 2 часть.

Работа с иллюстрациями. Словесное рисование.

Пересказ по ролям.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.


Пересказ по ролям.

3.3.


Чудесный клад (молдавская сказка). 1 часть.

Ответы на вопросы. Оценка поступков героев сказки. Беседа о значении труда в жизни человека.


Выборочное чтение.

Чтение по ролям. Деление текста на части.

Драматизация сказки «Гуси-лебеди»

3.4.


Чудесный клад (молдавская сказка). 2 часть.

Ответы на вопросы. Оценка поступков героев сказки. Пересказ по коллективно составленному плану. Объяснение смысла заголовка сказки.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям. Деление текста на части.

Пересказ по плану.

3.5.

.

Росомаха и лисица (эвенкийская сказка).

Ответы на вопросы по содержанию. Выборочный пересказ, как лиса обманула росомаху. Оценка поступков героев сказки

Выборочное чтение.


Пересказ по плану.

3.6.


Росомаха и лисица (эвенкийская сказка).

Ответы на вопросы по содержанию. Оценка поступков героев сказки Составление рассказа о том, как росомахи наградили дятла. Описание внешнего вида дятла по предметной картинке.

Чтение по ролям.

Выборочный пересказ «Как лиса росомаху обманула»

3.7.


Отчего у зайца длинные уши (мансийская сказка).

Ответы на вопросы. Оценка поступков героев сказки Пересказ по коллективно составленному плану.

Деление сказки на части.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Выборочный пересказ «Как росомахи дятла наградили»

3.8.

Лиса и волк (русская сказка)

Пересказ по серии картинок.

Самостоятельное чтение. Чтение по ролям.

Карточка «Проверь себя» (понимание содержания прочитанного)

3.9.


Обобщающий урок по теме «Народные сказки».

Участие в беседе. Викторина по сказкам.

Выборочный пересказ. Пересказ по ролям.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Пересказ по серии картинок сказки «Лиса и Волк»

IV.

8 ч

О труде и трудолюбии




4.1.


К. Ушинский. Два плуга.

Пересказ по вопросам. Пословицы о труде. Сравнение плугов. Основная мысль сказки. Сравнение сказки с басней. Пересказ близко к тексту.

Выборочное чтение.


4.2.


М. Шпагин. Как баклуши били.

Работа с фразеологизмом «бить баклуши».

Ответы на вопросы. Примеры героев знакомых произведений, которые отлынивали от работы. Составление высказывания по сюжетной картинке.

Выборочное чтение.

Пересказ близко к тексту.

4.3.


И. Крылов. Трудолюбивый медведь (басня).

Работа с синонимическими заменами. Объяснение незнакомых слов. Беседа об отношении к делу. Объяснение заголовка басни.

Выборочное чтение

Выразительное чтение.

Примеры поведения, про которое можно сказать «бить баклуши».

4.4.


Айога (нанайская сказка).

Ответы на вопросы. Характеристика Айоги. Обсуждения вопроса, за что и как наказана Айога.

Выборочное чтение. Работа над выразительностью (характер героев)

Чтение по ролям.

Выразительное чтение басни И. Крылова «Трудолюбивый медведь»

4.5.


Ю.Тувим. Всё для всех.

Объяснение названия стихотворения. Основная мысль стихотворения. Беседа о значении работы людей разных профессий.

Выборочное чтение.

Выразительное чтение.

Чтение по ролям.

4.6.


Е. Пермяк. Для чего руки нужны.

Высказывания учащихся – ответы на вопрос: «Для чего руки нужны?»

Самостоятельное чтение. Чтение по ролям.

Выразительное чтение стихотворения Ю. Тувима «Всё для всех»

Карточка «Проверь себя» (понимание содержания прочитанного)

4.7.


Внеклассное чтение.

Сказки о животных. Как крестьянин с медведем хозяйствовали.

Словесное рисование.

Чтение по ролям.

Инсценирование.

4.8.


Обобщающий урок по теме «О труде и трудолюбии».

Беседа по прочитанным произведениям. Оценка поступков героев сказок, басни. Пересказ близко к тексту. Викторина.

Чтение по ролям.

Выразительное чтение.


V.

13 ч

Идет волшебница зима…




5.1.


И. Никитин. Встреча зимы.

Беседа о зиме. Словесное рисование. Работа над художественными средствами стихотворения.

Выразительное чтение. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. Задание по внеклассному чтению – чтение рассказа А.П. Гайдара «Чук и Гек».


5.2.


По И. Соколову- Микитову. Зима в лесу.

Сравнение высказываний о снеге в данном рассказе и прочитанном стихотворении И. Никитина «Встреча зимы». Составление рассказа на темы: «Первый снег», «Каким я видел снег в лесу», «Снег» и т.д. Работа с иллюстрациями. Пересказ по коллективно составленному плану.

Выборочное чтение.

Деление текста на части

Чтение стихотворения И. Никитина «Встреча зимы» наизусть.

5.3.


И. Антонов. Сад друзей.

Беседа о помощи зимующим птицам. Составление устного высказывания по сюжетной картинке «У кормушки». Словесное рисование. Описание снегиря и воробья по данному плану.

Выборочное чтение.

Выразительное чтение (настроение, особенности речи воробья).

Пересказ по плану близко к тексту.

5.4.


И. Суриков. Детство.

Беседа о зимних забавах детей. Словесное рисование. Составление высказывания по иллюстрации к тексту.

Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

Выразительной чтение стихотворения И. Антонова «Сад друзей».

5.5.


Л. Толстой. Филиппок. 1-3 частей.

Ответы на вопросы. Словесное рисование (серия картинок).

Озаглавливание частей рассказа. Пересказ по плану близко к тексту.

Выборочное чтение.

Чтение наизусть стихотворения И. Сурикова «Детство»

5.6.


Л. Толстой. Филиппок. 4-5 частей.

Ответы на вопросы. Словесное рисование (серия картинок).

Озаглавливание частей рассказа. Пересказ по плану близко к тексту.

Выборочное чтение.

Пересказ близко к тексту по данному плану.

5.7.


Н. Некрасов. Мужичок с ноготок.

Ответы на вопросы по содержанию. Работа с синонимами.

Составление рассказа по картинке к стихотворению. Сравнение «мужичка с ноготок» и Филиппка (по данным вопросам).

Выборочное чтение

Выразительное чтение по ролям.

Пересказ близко к тексту по данному плану.

5.8.


Ю. Дмитриев Для чего нужен снег.

Народные приметы. Работа с загадкой. Беседа по тексту. Составление высказывания – ответа на вопрос: «Для чего нужен снег растениям». Повторение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», рассказа В. Бианки «Из «лесной газеты». Пересказ по коллективно составленному плану.

Выборочное чтение.

Деление текста на части.


Выразительное чтение стихотворения Н. Некрасова «Мужичок с ноготок»

5.9.


Н. Некрасов. Не ветер бушует над бором.

Словесное рисование. Работа над художественными средствами стихотворения.

Выразительное чтение (темп, громкость чтения, настроение стихотворения – торжественное, величественное). Заучивание наизусть.

Выборочный пересказ одной из частей текста (по выбору учащихся) близко к тексту.

5.10.


А. Гайдар. Елка в тайге. (отрывок из рассказа «Чук и Гек»)

Озаглавливание смысловых частей рассказа Пересказ по коллективно составленному плану. Словесное рисование.

Выборочное чтение. Деление текста на части

Чтение наизусть стихотворения Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором».

5.11.


Внеклассное чтение.

А Гайдар. Чук и Гек.

Составление рассказа об изготовлении ёлочных игрушек. Выборочный пересказ. Ответы на вопросы по содержанию.

Выборочное чтение.

Карточка «Так или не так?» (проверка сознательности чтения на материале рассказа А. Гайдара «Чук и Гек».

5.12.


По М. Пляцковскому. Какая бывает зима (сказка).

Беседа по прочитанному.

Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. Выразительность чтения.


5.13.


Обобщающий урок по теме «Идет волшебница зима».

Беседа по прочитанным произведения (природные изменения зимой, детские развлечения, жизнь зверей и птиц зимой). Викторина. Пересказы прочитанных произведений.

Выборочное чтение. Чтение наизусть. Чтение по ролям.

Драматизация сказки М. Пляцковского «Какая бывает зима».

VI.


Произведения русских и зарубежных писателей.




6.1.


Г.-Х. Андерсен. Гордая игла. 1 часть.

Ответы на вопросы по содержанию. Объяснение, за что и как наказана игла. Оценка характера иглы. Словесное рисование.

Выборочное чтение. Чтение по ролям. Задание по внеклассному чтению - Г.-Х. Андерсен. Дюймовочка.


6.2.


Г.-Х. Андерсен. Гордая игла. 2 часть.

Ответы на вопросы по содержанию. Оценка характера иглы, какие чувства вызывают поступки иглы. Словесное рисование. Краткий пересказ, с какими предметами встречалась игла.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Ответы на вопросы по содержанию.

6.3.


По Л. Толстому. Праведный судья. 1 часть.

Ответы на вопросы по содержанию

Пересказ по коллективно составленному плану.

Деление сказки на части.

Выборочное чтение по ролям.

Выборочный пересказ, с какими предметами встречалась игла.

6.4.


По Л. Толстому. Праведный судья. 2 часть.

Ответы на вопросы по содержанию

Пересказ по коллективно составленному плану. Выборочный пересказ по сюжетной картинке. Объяснение заголовка сказки.

Выборочное чтение. Чтение по ролям. Деление сказки на части

Пересказ по коллективно составленному плану.

6.5.


Дж. Свифт. Гулливер в стране лилипутов. 1 часть

Составление пересказа по иллюстрации. Словесное рисование. Ответы на вопросы по прочитанному.

Выборочное чтение.

Выборочный пересказ близко к тексту «Как узнал правду судья».

6.6.


Дж. Свифт. Гулливер в стране лилипутов. 2 часть

Словесное рисование. Ответы на вопросы по прочитанному. Краткий пересказ по плану.

Деление текста на части по данному плану.

Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку.

6.7.


А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. 1часть

Ответы на вопросы. Изложение событий сказки. Работа с художественными средствами сказки.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям. Выразительность чтения.

Краткий пересказ по плану.

6.8.


А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. 2 часть

Составление высказывания по иллюстрации. Словесное рисование. Работа с художественными средствами сказки, устаревшей лексикой.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям. Выразительность чтения.

Чтение по ролям 1 части

6.9.


А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. 3 часть

Составление высказывания по иллюстрации. Словесное рисование. Работа с художественными средствами сказки, устаревшей лексикой. Оценка поступков старухи.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям. Выразительность чтения.

Чтение по ролям 2 части

6.10.


А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. 4 часть

Наблюдение за изменениями моря, речью рыбки. Характеристика старика, старухи, рыбки. Как и за что наказана старуха. Объяснение устаревшей лексики, фразеологизма «Остаться у разбитого корыта». Словесное рисование

Выборочное чтение.

Чтение по ролям. Выразительность чтения.

Чтение по ролям 3 части

6.11.


П. Ершов. Конек – Горбунок (отрывки). 1 часть.

Ответы на вопросы по содержанию. Составления высказывания по иллюстрации. Работа над художественными средствам и значением слов.

Выборочное чтение.

Выразительное чтение по ролям. Деление на части.


6.12.


П. Ершов. Конек – Горбунок (отрывки). 2 часть.

Ответы на вопросы по содержанию. Составления высказывания по иллюстрации. Работа над художественными средствам и значением слов.

Выборочное чтение.

Выразительное чтение по ролям. Деление на части.

Выборочное чтение (чтение отрывка к иллюстрации)

6.13.


П. Ершов. Конек – Горбунок (отрывки). 3 часть.

Ответы на вопросы по содержанию. Составления высказывания по иллюстрации. Работа над художественными средствам и значением слов.

Выборочное чтение.

Выразительное чтение по ролям. Деление на части.

Выборочное чтение (чтение отрывка к иллюстрации)

6.14.


П. Ершов. Конек – Горбунок (отрывки). 4 часть.

Ответы на вопросы по содержанию. Составления высказывания по иллюстрации. Работа над художественными средствам и значением слов.

Выборочное чтение.

Выразительное чтение по ролям. Деление на части.

Выборочное чтение (чтение отрывка к иллюстрации)

6.15.


Внеклассное чтение. Г.-Х. Андерсен. Дюймовочка.

Ответы на вопросы по содержанию. Составление связных высказываний к иллюстрациям к сказке.

Чтение по ролям. Инсценирование отдельных эпизодов.

Рисунки к понравившимся эпизодам, выборочный пересказ с опорой на рисунок

6.16


Братья Гримм. Соломинка, Уголек и Боб.

Рассказывание с использованием иллюстраций и плана. Сравнение со сказкой «Лапоть, Пузырь и Соломинка»

Самостоятельное чтение. Чтение по ролям.

Карточка «проверь себя» (понимание прочитанного)

6.17.


Обобщающий урок по теме «Произведения русских и зарубежных писателей.

Бесед по прочитанным произведениям. Называние их авторов. Пересказ краткий, близко к тексту, выборочный.

Чтение по ролям. Узнавание произведений по иллюстрациям.

Драматизация сказки Братьев Гримм «Соломинка, Уголек и Боб»

VII.

13 ч

Люби всё живое.




7.1.


По В. Костылеву. Береза.

Расположение пунктов плана в нужной последовательности. Пересказ по плану.

Выборочное чтение. Задание по внеклассному чтению – Б.С. Житков. Рассказы о животных: «Как слон спас хозяина от тигра», «Галка»


7.2.


Л. Толстой

Как я ездил верхом. 1 часть.

Ответы на вопросы по содержанию.

Оценка поступков мальчика.

Пересказ по плану.

Выборочное чтение.

Деление текста на части.


Пересказ по плану. Восстановление последовательности пунктов плана.

7.3.


Л. Толстой

Как я ездил верхом. 2 часть.

Ответы на вопросы по содержанию.

Оценка поступков мальчика.

Пересказ по плану. Основная мысли рассказа.

Выборочное чтение.

Деление текста на части.


Пересказ по плану.

7.4.


По Н. Вагнеру. Мальчик и дворовая собака.

Ответы на вопросы по содержанию. Выборочный пересказ. Высказывание по сюжетной картинке.

Коллективное составление плана. Пересказ по плану.

Выборочное чтение. Деление текста на части.

Пересказ по плану. Прочитать строчки, в которых выражена основная мысль рассказа.

7.5.


В. Тарасов. Четвероногий друг.

Озаглавливание частей рассказа и составление плана.

Пересказ по плану. Оценка поступков мальчиков.

Выборочное чтение. Чтение по частям.

Выборочный пересказ отрывков из текста. Пересказ по плану.

7.6.


М. Пришвин. Гаечки.

Ответы на вопросы по содержанию. Оценка переживаний синичек.

Чтение по ролям. Выборочное чтение. Выразительность чтения.

Пересказ по плану. Выборочный чтение (эпизод, изображённый на иллюстрации)

7.7.


М. Горький. Воробьишко. 1 и 2 части.

Ответы на вопросы по содержанию. Словесное рисование. Оценка характера Пудика. Озаглавливание частей сказки.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Чтение по ролям отрывка из рассказа.

7.8.


М. Горький. Воробьишко. 3 часть.

Выборочный пересказ по иллюстрации. Оценка поступков героев сказки. Признаки сказки.

Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Чтение по ролям 1- 2 части..

7.9.


А. Барков. Пожарник Карл. 1 часть.

Выборочный пересказ. Составление высказываний, почему Карла можно назвать догадливым и умным галчонком. Составление рассказа, как можно выкормить галчонка.

Выборочное чтение. Деление текста на части по данному плану. Работа над восклицательной интонацией.

Пересказ по плану. Чтение по ролям 3 части.

7.10.


А. Барков. Пожарник Карл. 2 часть.

Составление рассказа по иллюстрации. Составление высказываний, почему Карла прозвали Пожарником. Пересказ по плану.

Выборочное чтение. Деление текста на части по данному плану. Работа над восклицательной интонацией.

Пересказ по плану.

7.11.


Внеклассное чтение. Б.С. Житков Рассказы о животных: «Как слон спас хозяина от тигра», «Галка».

Беседа по прочитанным рассказам. Выборочный пересказ.

Выборочное чтение.

Краткий отзыв о рассказе по данному плану.

7.12.


По Г. Скребицкому. Медвежонок.

Ответы на вопросы по содержанию. Словесное рисование серии картинок к рассказу.

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение (иллюстрация)

Пересказ по плану рассказа А. Баркова «Пожарник Карл»

Карточка «Проверь себя» (понимание содержания прочитанного).

7.13.


Обобщающий урок по теме «Люби всё живое».

Пересказ прочитанных рассказов и сказок. Ответы на вопросы. Высказывания с опорой на иллюстрации.

Выборочное чтение. Чтение по ролям. Узнавание, к каким рассказам данные иллюстрации.

VIII.

18 ч

Весна идёт!




8.1.


Ф. Тютчев. Весенние воды.

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Объяснение художественных средств стихотворения.

Словесное рисование.

Выразительное чтение (настроение, восклицательная интонация). Заучивание наизусть. Задание по внеклассному чтению – Э. Шим. Сборник «Жук на ниточке». Рассказы: «Чем пахнет весна», «Берёзовый сок».


8.2.


В. Ситников. Утро

Толкование народных примет. Уточнение временных представлений (ранняя или поздняя весна). Характеристика Андрейки.

Выборочный пересказ. Составление плана. Пересказ по плану.

Выборочное чтение. Деление на части. Найти часть рассказа к данной иллюстрации

Чтение наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды».

8.3.


По Л. Толстому. Весна.

Беседа о признаках весны. Выделение слов – действий в тексте.

Пересказ по опорным словам.

Выборочное чтение.

Пересказ по плану.

8.4.


И. Никитин. «Полюбуйся: весна наступает…»

Ответы на вопросы. Настроение стихотворения. Работа над художественными средствами стихотворения. Словесное рисование.

Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

Пересказ по опорным словам.

8.5.


По А. Платонову. «Еще мама». 1 и 2 части.

Высказывание о своём отношении к школе. Ответы на вопросы по содержанию. Пересказ по ролям. Ответы на вопросы по содержанию. Характеристика Артёма, его отношения к животным. Составление плана 2 части. Словесное рисование серии картинок. Озаглавливание 2 части.

Чтение по ролям. Деление текста на части.

Выборочное чтение (отрывок к иллюстрации).

Чтение наизусть стихотворения И. Никитина «Полюбуйся: весна наступает…»

8.6.


По А. Платонову. «Еще мама». 3 часть.

Ответы на вопросы по содержанию. Словесное рисование. Оззаглавливание 3 части.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Пересказ по ролям 1 части. Пересказ по плану 2 части.

8.7.


По А. Платонову. «Еще мама». 4 и 5 части.

Ответы на вопросы по содержанию. Высказывания учащихся, чем нравится учительница Артёма. Объяснение заголовка рассказа. Озаглавливание 4 и 5 частей.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

8.8.


Н. Саконская. Разговор о маме.

Ответы на вопросы по содержанию. Беседа на тему: «Мама – самый лучший друг».

Выразительное чтение стихотворения. Заучивание наизусть.

Восстановление последовательности пунктов плана. Выборочный пересказ (по выбору учащихся)

8.9.


Л. Квитко. Бабушкины руки.

Ответы на вопросы по содержанию.

Составление описательного рассказа о бабушкиных руках, используя слова – действия, слова – признаки. Высказывания учащихся о работе бабушки по дому.

Выборочное чтение.

Выразительное чтение.

Чтение наизусть стихотворения Н. Саконской «Разговор о маме».

8.10.


По Е. Кононенко. Резеда.

Главная мысль рассказа. Характеристика Коли. Пересказ по коллективно составленному плану. Беседа о подарках и их ценности для человека.

Выборочное чтение. Отрывок из текста к иллюстрации.

Чтение по ролям.

Выразительное чтение стихотворения Л. Квитко. «Бабушкины руки».

8.11.


Н. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы. Ознакомительное чтение.

Подробный анализ содержания и словаря стихотворения. Настроение стихотворения.

Подготовительные упражнения к чтению трудных слов.

Выборочное чтение. Упражнения в выразительном чтении.

Пересказ по плану.

8.12.


Н. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы. Выразительное чтение.

Рассказ об истории, рассказанной дедом Мазаем.

Описание героя с использованием иллюстрации.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение стихотворения.

8.13.


А. Барков. Яшка.

Ответы на вопросы по содержанию. Описание скворца по опорным словам. Беседа об отношении к птицам.

Озаглавливание частей текста. Пересказ по плану.

Выборочное чтение. Деление рассказа на части.

Рассказывание «История дедушки Мазая».

8.14.


Внеклассное чтение. Э. Шим. «Чем пахнет весна», «Березовый сок» и другие рассказы из книги «Жук на ниточке»

Пересказ прочитанных рассказов по вопросам учителя. Словесное рисование.

Выборочное чтение.

Отзыв о рассказе (по выбору) по данному плану.

8.15.


Ф. Тютчев. Весенняя гроза.

Ответы на вопросы. Настроение стихотворения.

Работа над художественными средствами стихотворения, устаревшими словами.

Словесное рисование.


Выразительное чтение.

Выборочное чтение (иллюстрация)

Пересказ по плану рассказа А. Баркова «Яшка».

8.16.


В. Орлов. Лесной цветок.

Настроение стихотворения. Ответы на вопросы. Загадка о цветке. Беседа об отношении к цветам. Выяснение знаний учащихся о весенних цветах.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение.

8.17.


Н. Сладков. Медведь и солнце (сказка.)

Ответы на вопросы. Словесное рисование.

Самостоятельное чтение.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение.

Карточка «Проверь себя» (понимание содержания прочитанного)

8.18.


Обобщающий урок по теме «Весна идет».

Беседа о признаках весны. Пересказы прочитанных рассказов. Понятие «тема».

Чтение по ролям.

Чтение наизусть.

Узнавание по иллюстрациям произведений

Драматизация сказки Н. Сладкова «Медведь и Солнце»

IX.


В стране чудес




9.1.


И. Токмакова. В чудной стране.

Настроение стихотворения.

Словесное рисование.

Выразительное чтение.

Выборочное чтение. Задание по внеклассному чтению А. Милн, Б. Заходер Винни-Пух и все-все-все.


9.2.


По А. Милну. Винни- Пух и все-все- все…

(главы из сказки). Глава, в которой Винни-Пух пошёл в гости, а попал в безвыходное положение. 1 часть «В гости к Кролику»

Ответы на вопросы по содержанию. Беседа об осторожности. Характеры героев сказки.

Словесное рисование. Пересказ по ролям.

Чтение по ролям. Выразительность чтения (характер героев)

Выразительное чтение.

9.3.


По А. Милну. Винни- Пух и все – все- все…

(главы из сказки). Глава, в которой Винни-Пух пошёл в гости, а попал в безвыходное положение. 2 часть «Кто-то слишком много ест…»

Ответы на вопросы по содержанию. Беседа о вежливом поведении в гостях. Словесное рисование. Пересказ по ролям.

Чтение по ролям. Выборочное чтение (иллюстрация). Выразительность чтения (характер героев

Пересказ по ролям.

9.4.


А. Толстой. Золотой ключик, или приключения Буратино (главы из повести). 1 часть.

Ответы на вопросы по содержанию.

Описание столяра Джузеппе по представлению. Пересказ близко к тексту.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Пересказ сказки по ролям.

9.5.


А. Толстой. Золотой ключик, или приключения Буратино (главы из повести). 2 часть.

Ответы на вопросы по содержанию.

Составление плана. Краткий пересказ.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение. Деление текста на части.

Описание Джузеппе. Пересказ близко к тексту.

9.6.


А. Толстой. Золотой ключик, или приключения Буратино (главы из повести). 3 часть

Ответы на вопросы по содержанию Описание деревянной куклы по опорным словам. Оценка характера Буратино. Составление плана.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение. Деление на части.

Краткий пересказ по плану.

9.10.


Обобщающий урок по теме «В стране чудес».

Викторина по сказкам.

Драматизация отрывков из сказок. Пересказ краткий, близко к тексту.

Чтение по ролям. Узнавание мультфильмов по иллюстрациям.

Выборочный пересказ (близко к тексту пересказать отрывок, соответствующий одному из пунктов плана)

9.11.


Внеклассное чтение. А. Милн, Б. Заходер Винни- Пух и все-все-все.

Беседа по содержанию сказки.

Выборочный пересказ с опорой на сюжетные картинки.

Выборочное чтение.

Рисование понравившихся эпизодов и их выразительное чтение.

X.


Лето наступило




10.1.


И. Никитин. Вечер ясен и тих…

Настроение стихотворения. Работа над выразительными средствами стихотворения.

Словесное рисование.

Выразительное чтение. Задание по внеклассному чтению - В. Катаев. Дудочка и кувшинчик.


10.2.


По К. Паустовскому. Заботливый цветок. 1 часть.

Описание речушки и её берегов по опорным словам. Берегов. Составление описательного рассказа о кипрее по опорным словам. Беседа о бережном отношении к растениям.

Выборочное чтение.

Выразительное чтение стихотворения И. Никитина «Вечер ясен и тих…»

10.3.


Н. Некрасов. Крестьянские дети

Подробный анализ содержания и словаря стихотворения. Составление рассказа о занятиях деревенских детей и о крестьянском труде по опорным словам.

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Рассказ о кипрее по опорным словам.

10.4.


По Н. Носову. Огородники. 1 часть

Ответы на вопросы по содержанию. Пересказ близко к тексту по коллективно плану. Озаглавливание 1 части. Оценка поступок детей.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Деление текста на части.

Выразительное чтение стихотворения. Рассказ о жизни крестьянских детей по опорным словам..

10.5.


По Н. Носову. Огородники. 2 части.

Ответы на вопросы по содержанию. Озаглавливание 2 части. Оценка поведения Мишки.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Пересказ по плану 1 части.

10.6.


По Н. Носову. Огородники. 3 и 4 части.

Ответы на вопросы по содержанию.. Озаглавливание 3 и 4 части. . Характеристика Мишки. Обсуждение, что смешного в рассказе. Пересказ близко к тексту по коллективно плану 3 части.

Краткий пересказ по плану всего рассказа..

Выборочное чтение. Деление текста на части. Чтение по ролям.

Чтение по ролям 2 части.

10.7.


И. Антонов. У речки.

Ответы на вопросы по содержанию. Работа с пословицами. Оценка поступков мальчиков. Сравнение стихотворения с рассказом Е. Пермяка «Пичугин мост».

Выразительное чтение. Чтение по ролям.

Краткий пересказ по плану.

10.8.


В. Орлов. Письмо ровеснику.

Ответы на вопросы по содержанию. Беседа о бережном отношении к Земле, о полезных делах детей.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение стихотворения И. Антонова «У речки».

10.10.


М. Пришкин. Золотой луг.

Ответы на вопросы по прочитанному.

Словесное рисование. Беседа о цветах, по которым можно определять время. Узнавание цветов на предметных картинках.

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Карточка «Проверь себя» (понимание содержания прочитанного рассказа.)

10.11.


Внеклассное чтение.

В. Катаев. Дудочка и кувшинчик.

Пересказ сказки. Словесное рисование серии картинок.

Чтение по ролям (по выбору).

Восстановление последовательности частей сказки (карточка с перечислением событий).

10.12.


М. Бородицкая. Последний день учения.

Настроение стихотворения. Беседа о предстоящих каникулах.

Выразительное чтение (радостное настроение, восклицательная интонация).


10.13.


Обобщающий урок по теме «Лето наступило».

Викторина по прочитанным рассказам и стихотворениям.

Пересказы прочитанных рассказов (краткий, по ролям, выборочный). Связные высказывания о своих впечатлениях от прочитанного.

Выразительное чтение. Чтение по ролям. Узнавание произведений по иллюстрациям.




29