СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи» для 4 класса составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой и книгой для чтения (учебник для 4 класса) автора - составителя В.В.Воронковой, 2014 г. Данный учебник допущен Министерством образования РФ. Количество уроков чтения и развития речи в 4 классе по данной программе 136 ч.
По базисному учебному плану МБОУ Макаровская СОШ для индивидуального обучения на 2014-2015 г – 51 ч (1.5 ч в неделю). Изменений в программу не внесено, но сокращено количество часов на изучаемые темы. Часть произведений предлагается учащемуся для самостоятельного ознакомления. Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, примерная тематика.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи» для 4 класса составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой и книгой для чтения (учебник для 4 класса) автора - составителя В.В.Воронковой, 2014 г. Данный учебник допущен Министерством образования РФ. Количество уроков чтения и развития речи в 4 классе по данной программе 136 ч.
По базисному учебному плану МБОУ Макаровская СОШ для индивидуального обучения на 2014-2015 г – 51 ч (1.5 ч в неделю). Изменений в программу не внесено, но сокращено количество часов на изучаемые темы. Часть произведений предлагается учащемуся для самостоятельного ознакомления. Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, примерная тематика.
В 4 классе учащиеся должны перейти на правильное чтение вслух целыми словами, чтение про себя.
Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
Учить самостоятельно работать с книгой.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие артикуляционной моторики;
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи, владение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Для чтения подбираются и произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные понимаю статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
В процессе обучения чтению уделяется особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т.е. плавное в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Понимание прочитанного
Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Примерная тематика
Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи. Содержание чтения: произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, игровые песни. Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи, содержащие практические советы на темы, связанные с трудом, школой, семьей, природой.
Техника чтения
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.
Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что [што], чтобы [штóбы], кого [кавó], чего [ч’евó], вода [вадá], олень [ал’éн’] и тд. Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому темпу чтения.
Выразительное чтение
Соблюдение знаков препинания: короткая пауза на запятой, длинная – на точке. Интонация законченности повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого (грустно, весело, восхищенно) и характера персонажа (ласковый, вежливый, злой, хитрый, трусливый). Выделение ремарок автора, чтение текста в соответствии с ними по образцу учителя или самостоятельно (сказал грубо, произнес медленно и др.). Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом. Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на чтение учителя.
Сознательное чтение
Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязей событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов учителя, с опорой на собственный опыт. Создание условий для общения детей, для обмена мнениями в связи с оценкой действий персонажей. Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию («Как вы думаете, о чем или о ком будет идти речь в рассказе?»); оценка правильности или ошибочности прогноза. Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его учителем. Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за разъяснением к товарищу или учителю. Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя. Деление текста на части с опорой на серию картинок.
Развитие речи
Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 200. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
Базовый | Минимальный |
Выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений; |
Выразительно читать наизусть 3-4 небольших стихотворения. |
Содержание разделов программы приведено в таблице:
№№ | Наименование раздела программы | Содержание программного материала |
1. | Техника чтения. | Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации. |
2. | Понимание читаемого. | Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавия. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи. Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы. |
3. | Развитие устной речи. | Самостоятельный и полный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен. |
4. | Внеклассное чтение. | Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и газетных журналов, журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
5. | Примерная тематика. | Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Рассказы и стихотворения о героизме народа во времена войны. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. |
Тематическое планирование (51 ч)
№№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Родина краше солнца, дороже золота | 4 ч |
2 | Ученье – главное богатство | 4 ч |
3 | Ходит осень повсюду дозором и осенние правит дела | 6 ч |
4 | Без хлеба не прожить – 6 ч | 6 ч |
5 | Здравствуй, гостья – зима | 5 ч |
6 | Где правда, там счастье. Где ум, там и толк | 5 ч |
7 | На страже Родины | 3 ч |
8 | Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна! | 6 ч |
9 | О добре и дружбе, о мире и труде | 12 ч |
| Итого | 51 ч |
Поурочное планирование – 51 ч
|
| Родина краше солнца, дороже золота – 4 ч |
|
| М.Матусовский «С чего начинается Родина?» По К.Ушинскому «Наше Отечество» |
|
| По С.Романовскому «Светлое место» Работа над содержанием произведения |
|
| Н.Кончаловская «Славен, славен град Москва»» Упражнение в выразительном чтении. |
|
| По Л.Кассилю «Москва – столица России» Работа по содержанию и над пословицами. |
|
| Ученье – главное богатство – 4 ч |
|
| По Ю.Яковлеву «Слова - сорняки». Беседа о грамотной речи. |
|
| Л.Толстой «Филлипок». Чтение по ролям. Составление плана, пересказ. |
|
| А.Гайдар «Совесть» Основная мысль текст. |
|
| По Е.Шварцу «Сказка о потерянном времени» Составление плана |
|
| Ходит осень повсюду дозором и осенние правит дела – 6 ч |
|
| По К.Ушинскому «Осень» Осенние приметы. |
|
| Стихотворения об осени. М.Чехов «Всё дождь и дождь», А.Майков «Осенние листья» Выразительное чтение. Словесное рисование. |
|
| Н.Сладков «Синичкин запас». Беседа о том, как животные готовятся к зиме. |
|
| Л.Толстой «Лебеди» Работа над содержанием произведения. |
|
| В.Гаршин «Лягушка-путешественница» Деление на части, составление плана, краткий пересказ. |
|
| В.Гаршин «Лягушка-путешественница», краткий пересказ. |
|
| Без хлеба не прожить – 6 ч |
|
| По Ю. Яковлеву «Хлеб» Работа с иллюстрацией. |
|
| Ю. Ждановская «Нива» Упражнение в выразительном чтении. |
|
| Э. Шим «Жатва» Работа с пословицами и загадками. |
|
| Укр. сказка «Колосок» Основная мысль сказки. Чтение по ролям. |
|
| Бел. сказка «Лёгкий хлеб» Чтение по ролям. |
|
| Н.Рубцов «Хлеб» Упражнение в выразительном чтении. Обобщение по теме. |
|
| Здравствуй, гостья – зима – 5ч |
|
| Н.Никитин «Встреча зимы» Средства художественной выразительности. |
|
| Н.Некрасов «Мужичок с ноготок» Основная мысль стихотворения. Упражнение в выразительном чтении |
|
| Н.Сладков «Всему своё время» Упражнение в выразительном чтении по ролям. |
|
| Е. Трутнева «Времена года» Словесное рисование. |
|
| В. Голявкин «Как я встречал Новый год» Беседа о чтение по ролям.традициях встречи Нового года. |
|
| Где правда, там счастье. Где ум, там и толк – 5 ч |
|
| В.Осеева «Почему?» Нравственный смысл произведения. |
|
| А.Кушнир «Кто разбил большую вазу?» Упражнение в выразительном чтении |
|
| Д.Драгунский «Тайное становится явным»Деление текста на части. |
|
| П. Дудочкин «Рубль»Нравственный смысл, |
|
| Сказка «Лев, Щука и Человек» В.Безбородов «Кошки-мышки» чтение по ролям. |
|
| На страже Родины – 3ч |
|
| М.Исаковский «День защитника Отечества» |
|
| По Л.Кассилю «Твои защитники» Составление вопросов по содержанию. |
|
| По Л. Пантелееву «Честное слово» Чтение по ролям, краткий пересказ. |
|
| Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна! – 6ч |
|
| К. Паустовский «Однажды утром» Ответы на вопросы. |
|
| И.Никитин «Полюбуйся, весна наступает» Выразительное чтение. |
|
| Е.Бокова «8 Марта» Беседа о женском празднике. |
|
| И. Соколов-Микитов «Весна» Выразительное чтение. Словарная работа. |
|
| В.Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Весна» Выразительное чтение Деление на части. |
|
| Р.н.с. «Снегурочка» чтение по ролям. |
|
| О добре и дружбе, о мире и труде – 12ч |
|
| Е. Бокова «О труде» Выразительное чтение. |
|
| В.Осеева «Сыновья» Нравственный смысл произведения, ответы на вопросы. |
|
| Д. Родари «Чем пахнут ремёсла» Выразительное чтение, беседа о профессиях. |
|
| С.Баруздин «Когда люди радуются» Деление на части, чтение по ролям. |
|
| Н.Носов «Заплатка» чтение по ролям. |
|
| Е.Бокова «День Победы» Выразительное чтение |
|
| Л.Кассиль «Никто не знает, но помнят все». Работа над пониманием текста. |
|
| Ю. Яковлев «Багульник» Поиск ответов на вопросы. |
|
| К.Ушинский «Ветер и Солнце» Поиск ответов на вопросы. |
|
| По В.Катаеву «Цветик-семицветик» Ответы на вопросы. Выборочное чтение по ролям. |
51. |
| Обобщение. |
Поурочное планирование – 51 ч
№№ п/п | Дата | Тема урока | Виды работ по развитию устной речи | Виды работ по формированию навыков чтения | Контрольные и диагностические материалы |
| Родина краше солнца, дороже золота – 4 ч | ||||
1 |
| М.Матусовский «С чего начинается Родина?» По К.Ушинскому «Наше Отечество» | Словесное рисование. Составление рассказа по личным впечатлениям. Работа по вопросам после стихотворения. Объяснение выражения «сыплет осень золото в овраг». | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Словесное рисование. Выразительное чтение. Тон, громкость чтения | Чтение текста о лете с последующим программированным опросом по содержанию. |
2 |
| По С.Романовскому «Светлое место» Работа над содержанием произведения |
|
|
|
3 |
| Н.Кончаловская «Славен, славен град Москва»» Упражнение в выразительном чтении. |
|
|
|
4 |
| По Л.Кассилю «Москва – столица России» Работа по содержанию и над пословицами. |
|
|
|
|
| Ученье – главное богатство – 6 ч | |||
5 |
| По Ю.Яковлеву «Слова - сорняки». Беседа о грамотной речи. |
|
|
|
6 - 7 |
| Л.Толстой «Филлипок». Чтение по ролям. Составление плана, пересказ. |
|
|
|
8 |
| А.Гайдар «Совесть» Основная мысль текст. |
|
|
|
9 - 10 |
| По Е.Шварцу «Сказка о потерянном времени» Составление плана |
|
|
|
| Ходит осень повсюду дозором и осенние правит дела – 6 ч | ||||
11 |
| По К.Ушинскому «Осень» Осенние приметы. | Деление рассказа на части по плану. Пересказ. Перечисление осенних месяцев. Характеристика ранней, золотой, поздней осени. | Выразительное чтение. Темп чтения. Соблюдение интонации предложений. Выборочное чтение.
| . |
12 |
| Стихотворения об осени. М.Чехов «Всё дождь и дождь», А.Майков «Осенние листья» Выразительное чтение. Словесное рисование. |
|
|
|
13 |
| Н.Сладков «Синичкин запас». Беседа о том, как животные готовятся к зиме. |
|
|
|
14 |
| Л.Толстой «Лебеди» Работа над содержанием произведения. |
|
|
|
15 |
| В.Гаршин «Лягушка-путешественница» Деление на части, составление плана, краткий пересказ. | Ответы на вопросы. Составление высказываний о повадках уток и лягушки. Словесное рисование серии сюжетных картинок ко 2 части. Пересказ 2 части. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Выборочное чтение. | Пересказ 1 части сказки. |
16 |
| В.Гаршин «Лягушка-путешественница», краткий пересказ. | Ответы на вопросы. Словесное рисование серии сюжетных картинок. Пересказ 3 части. | Чтение по ролям. Выборочное чтение. | Пересказ 2 части сказки. |
| Без хлеба не прожить - | ||||
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№№ п/п | Дата | Тема урока | Виды работ по развитию устной речи | Виды работ по формированию навыков чтения | Контрольные и диагностические материалы |
1 |
| Е. Благинина. «Прощание с летом». | Словесное рисование. Составление рассказа по личным впечатлениям. Работа по вопросам после стихотворения. Объяснение выражения «сыплет осень золото в овраг». | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Словесное рисование. Выразительное чтение. Тон, громкость чтения | Чтение текста о лете с последующим программированным опросом по содержанию. |
I. |
| Что такое хорошо… |
|
|
|
1.1. |
| Э. Шим. Брат и младшая сестра. | Работа с вопросами. Понимание указаний автора на интонацию героев. Составление рассказа по сюжетной картинке. | Подготовительные упражнения к чтению трудных слов. Чтение по ролям. Выразительное чтение. Выделение авторских указаний на особенности речи героев. Задание по внеклассному чтению – А.П. Гайдар «Тимур и его команда» | Ответы на вопросы. |
1.2. |
| А.Седугин. Молоток. | Ответы на вопросы. Оценка поступков героя. Коллективное составление плана и передача по плану содержания рассказа. | Слоговые упражнения. Подготовка к чтению трудных слов. Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость чтения. | Чтение и пересказ по ролям. О ком говорится: брат, сестра (карточки) |
1.3. |
| Е. Пермяк. Пичугин мост. | Пересказ по плану. Значение слов «шоссе», «ветла». Беседа о хороших делах. Ответы на вопросы. | Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость чтения. Выделение авторских указаний на особенности речи героев. | Ответы на вопросы по пунктам плана. |
1.4. |
| В. Голявкин. Был крайний случай. | Ответы на вопросы. Чтение по ролям. Пересказ по плану. Оценка причин поступков героя. | Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость чтения. Выделение авторских указаний на особенности речи героев. | Чтение и пересказ по ролям.
|
1.5. |
| По И. Дику. «Счастливая» ручка. | Работа над выражениями: «заработать на орехи», «будь любезен». Пересказ по вопросам Придумывание своего названия к рассказу. | Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость чтения. Выделение авторских указаний на особенности речи героев. | Ответы на вопросы по пунктам плана. |
1.6 |
| По Л. Давыдычеву. Лёлишна из третьего подъезда. 1 часть «Лелишна Охлопкова». | Значение слов валерьянка, дом престарелых. Пересказ по плану. Беседа о чуткости и взаимопомощи. Составление описательного рассказа о девочке. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость чтения.
| Выборочный пересказ по рассказу «Счастливая» ручка. |
1.7. |
| По Л. Давыдычеву. Лёлишна из третьего подъезда.2 часть «Виктор Мокроусов». | Ответы на вопросы Коллективное составление плана пересказа с использованием картинки. Работа над фразеологизмами. Беседа о смелости. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. | Ответы на вопросы (устно). О ком говорится: Лёля, дедушка (карточки) – узнавание героев по характеристике. |
1.8. |
| А. Гайдар. Невидимые помощники. 1 часть. | Озаглавливание 1 части повести. Составление рассказа по иллюстрации. Пересказ по вопросному плану.
| Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость чтения.
| Восстановление плана пересказа. |
1.9. |
| А. Гайдар. Невидимые помощники. 2 часть. | Озаглавливание 2 части повести. Составление рассказа по иллюстрации. Пересказ по вопросному плану. Беседа о добрых делах. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Задание по внеклассному чтению – А. Гайдар «Тимур и его команда». | Чтение по ролям. |
1. 10. |
| Внеклассное чтение. А. Гайдар. Тимур и его команда. | Ответы на вопросы по содержанию. Выборочный пересказ. | Подбор отрывков к иллюстрациям (выборочное чтение). | Рисунки к понравившимся эпизодом и пересказ отрывка. |
1.11. |
| С. Маршак. Лодыри и кот. | Словесное рисование. | Выразительное чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. | Ответы на вопросы по плану. |
1.12. |
| И. Крылов. Лебедь, щука и рак. | Словесное рисование сюжетной картинки к басне. Значение выражений: «из кожи лезут вон», «на лад их дело не пойдет», «возу всё нет ходу». | Выразительное чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Заучивание наизусть. | Чтение стихотворения по ролям. |
1.13. |
| В. Осеева. Печенье. | Пересказ по вопросам. Оценка поступков героев. Рассуждение о поступках, о том, как бы вы поступили в данной ситуации. | Самостоятельное чтение. Выразительное чтение. Темп чтения. Интонация чтения слов Вовы и Миши. Подбор картинки к тексту «Печенье». | Чтение наизусть басни И. Крылова «Лебедь, щука и рак». Карточка «Проверь себя» (понимание содержания самостоятельно прочитанного текста). |
1.14. |
| Обобщающий урок по теме: «Что такое хорошо…» | Выборочный пересказ. Оценка поступков героев рассказов и стихотворений. Чтение наизусть. | Выборочное чтение. Выразительное чтение по ролям. |
|
II |
| Уж небо осенью дышало… |
|
|
|
3.1. |
| А. К. Толстой. Осень. | Словесное рисование картины к стихотворению. Ответы на вопросы. | Выразительное чтение стихотворения (громкость, темп, настроение, соблюдение интонации). Задание по внеклассному чтению. Заучивание стихотворения наизусть. Задание для внеклассного чтения – стихотворения русских поэтов об осени. |
|
2.2. |
| По К. Ушинскому. Осень. | Деление рассказа на части по плану. Пересказ. Перечисление осенних месяцев. Характеристика ранней, золотой, поздней осени. | Выразительное чтение. Темп чтения. Соблюдение интонации предложений. Выборочное чтение.
| Чтение наизусть стихотворения «Осень» А. К. Толстого. |
2.3. |
| По в Пескову. Осенний лес. | Признаки осени. Описание осеннего леса по данному учителем плану. | Выразительное чтение. Выборочное чтение. | Пересказ по плану. |
2.4 |
| А. Твардовский. Лес осенью. | Ответы на вопросы. Словесное рисование картины к стихотворению. Сравнение описания осеннего леса в статье В. Пескова и стихотворении А. Твардовского. | Выборочное чтение. Выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть. | Ответы на вопросы. Описание осеннего леса по данному плану и иллюстрации. |
2.5. |
| По М. Ильину и Е. Сегал. В чудесной кладовой. 1 часть. | Словесное рисование кладовой (описание земли). Ответы на вопросы. Озаглавливание 1 части текста. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. | Чтение наизусть стихотворения А. Твардовского «Лес осенью». |
2.6. |
| По М. Ильину и Е. Сегал. В чудесной кладовой. 2 часть. | Озаглавливание 2 части текста. Ответы на вопросы. Беседа о овощах. | Чтение глаголов (подготовительные упражнения). Интонационное оформление предложений. Выборочное чтение. | Пересказ 1-ой части. |
2.7. |
| По М. Ильину и Е. Сегал. В чудесной кладовой. 3 часть | Словесное рисование. Ответы на вопросы. Беседа о траве. Озаглавливание 3 части текста. Объяснение выражений. | Выборочное чтение. Выразительное чтение (интонация, темп, громкость). | Пересказ 2-ой части. |
2.8. |
| По М. Ильину и Е. Сегал В чудесной кладовой. 4 часть. | Ответы на вопросы по тексту. Составление плана рассказа. Пересказ всех частей по плану. | Выразительное чтение (интонация, темп, громкость). | Чтение и пересказ всего текста. |
2.9 |
| О. Высотская. Осеннее утро. | Ответы на вопросы. Словесное рисование осеннего утра. Объяснение выражений. Толкование народных примет. Работа с загадкой. | Выборочное чтение. Выразительное чтение. | Отгадывание загадок. |
2.10. |
| А. Пушкин. Уж небо осенью дышало…… | Определение настроения стихотворения. Описание ноября с использованием авторской лексики. Словесное рисование. Объяснение выражений. | Выразительное чтение стихотворения (громкость, темп, настроение, соблюдение интонации). Заучивание стихотворения наизусть. Задание по внеклассному чтению | Чтение выразительно стихотворения «Осенние утро» О. Высотской. |
2.11. |
| В. Гаршин. Лягушка-путешественница. 1 часть. | Ответы на вопросы по тексту. Озаглавливание первой части сказки. Соотнесение иллюстрации с частью текста.. Словесное рисование. Пересказ 1 части. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. | Чтение выразительно стихотворения «Уж небо осенью дышало» А.С. Пушкина. |
2.12. |
| В. Гаршин. Лягушка-путешественница. 2 часть. | Ответы на вопросы. Составление высказываний о повадках уток и лягушки. Словесное рисование серии сюжетных картинок ко 2 части. Пересказ 2 части. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Выборочное чтение. | Пересказ 1 части сказки. |
2.13. |
| В. Гаршин. Лягушка-путешественница. 3 часть. | Ответы на вопросы. Словесное рисование серии сюжетных картинок. Пересказ 3 части. | Чтение по ролям. Выборочное чтение. | Пересказ 2 части сказки. |
2.14. |
| В. Гаршин. Лягушка-путешественница. 4 часть. | Ответы на вопросы. Словесное рисование. Объяснение заголовка рассказа. Пересказ 4 части. | Выборочное чтение. Деление на части, коллективное составление плана | Пересказ 3 части сказки. |
2.15. |
| Внеклассное чтение. Стихотворения русских поэтов об осени (Ф. Тютчев, А. Плещеев, А. Пушкин, А. Фет и др.). | Называние авторов выбранных стихотворений, заголовков. Словесное рисование. Умение задавать вопросы об услышанном и давать ответы. | Выразительное чтение стихотворений по выбору учащихся. | Словесное рисование. |
2.16. |
| И. Крылов. Стрекоза и Муравей | Ответы по прочитанному. Понимание основной мысли басни (мораль басни). Объяснение выражений из текста. | Выборочное чтение. Чтение по ролям (паузы, интонация Стрекозы, Муравья). Заучивание наизусть. | Пересказ 4 части. |
2.17. |
| По Д. Мамину-Сибиряку. Приёмыш. | Ответы на вопросы. Словесное рисование (серия сюжетных картинок). Выборочный пересказ по сюжетной картинке. | Чтение по ролям. Выборочное чтение. | Чтение наизусть басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей». |
2.18. |
| По Д. Мамину-Сибиряку. Тарас и Соболько. | Ответы на вопросы. Словесное рисование (серия сюжетных картинок). Выборочный пересказ по сюжетной картинке. | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. | Карточка «Проверь себя» (понимание содержания прочитанного) |
2.19. |
| Обобщающий урок по теме: «Уж небо осенью дышало» | Беседа по прочитанным произведениям. Рассказ о домашних животных учащихся. Составление предложений по сюжетным картинкам. Отнесение картинок к прочитанным рассказам. | Выборочное чтение. Выразительное чтение стихотворения. Ориентировка в учебнике. |
|
III. | 9 ч | Народные сказки. |
|
|
|
3.1. |
| Гуси-лебеди (русская сказка). 1 часть. | Работа с иллюстрациями. Словесное рисование. Пересказ по ролям. | Выборочное чтение. Чтение по ролям. Задание по внеклассному чтению – сказки о животных («Как крестьянин с медведем хозяйствовали).
|
|
3.2. |
| Гуси-лебеди (русская сказка). 2 часть. | Работа с иллюстрациями. Словесное рисование. Пересказ по ролям. | Выборочное чтение. Чтение по ролям.
| Пересказ по ролям. |
3.3. |
| Чудесный клад (молдавская сказка). 1 часть. | Ответы на вопросы. Оценка поступков героев сказки. Беседа о значении труда в жизни человека.
| Выборочное чтение. Чтение по ролям. Деление текста на части. | Драматизация сказки «Гуси-лебеди» |
3.4. |
| Чудесный клад (молдавская сказка). 2 часть. | Ответы на вопросы. Оценка поступков героев сказки. Пересказ по коллективно составленному плану. Объяснение смысла заголовка сказки. | Выборочное чтение. Чтение по ролям. Деление текста на части. | Пересказ по плану. |
3.5. | . | Росомаха и лисица (эвенкийская сказка). | Ответы на вопросы по содержанию. Выборочный пересказ, как лиса обманула росомаху. Оценка поступков героев сказки | Выборочное чтение.
| Пересказ по плану. |
3.6. |
| Росомаха и лисица (эвенкийская сказка). | Ответы на вопросы по содержанию. Оценка поступков героев сказки Составление рассказа о том, как росомахи наградили дятла. Описание внешнего вида дятла по предметной картинке. | Чтение по ролям. | Выборочный пересказ «Как лиса росомаху обманула» |
3.7. |
| Отчего у зайца длинные уши (мансийская сказка). | Ответы на вопросы. Оценка поступков героев сказки Пересказ по коллективно составленному плану. | Деление сказки на части. Выборочное чтение. Чтение по ролям. | Выборочный пересказ «Как росомахи дятла наградили» |
3.8. |
| Лиса и волк (русская сказка) | Пересказ по серии картинок. | Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. | Карточка «Проверь себя» (понимание содержания прочитанного) |
3.9. |
| Обобщающий урок по теме «Народные сказки». | Участие в беседе. Викторина по сказкам. Выборочный пересказ. Пересказ по ролям. | Выборочное чтение. Чтение по ролям. | Пересказ по серии картинок сказки «Лиса и Волк» |
IV. | 8 ч | О труде и трудолюбии |
|
|
|
4.1. |
| К. Ушинский. Два плуга. | Пересказ по вопросам. Пословицы о труде. Сравнение плугов. Основная мысль сказки. Сравнение сказки с басней. Пересказ близко к тексту. | Выборочное чтение. |
|
4.2. |
| М. Шпагин. Как баклуши били. | Работа с фразеологизмом «бить баклуши». Ответы на вопросы. Примеры героев знакомых произведений, которые отлынивали от работы. Составление высказывания по сюжетной картинке. | Выборочное чтение. | Пересказ близко к тексту. |
4.3. |
| И. Крылов. Трудолюбивый медведь (басня). | Работа с синонимическими заменами. Объяснение незнакомых слов. Беседа об отношении к делу. Объяснение заголовка басни. | Выборочное чтение Выразительное чтение. | Примеры поведения, про которое можно сказать «бить баклуши». |
4.4. |
| Айога (нанайская сказка). | Ответы на вопросы. Характеристика Айоги. Обсуждения вопроса, за что и как наказана Айога. | Выборочное чтение. Работа над выразительностью (характер героев) Чтение по ролям. | Выразительное чтение басни И. Крылова «Трудолюбивый медведь» |
4.5. |
| Ю.Тувим. Всё для всех. | Объяснение названия стихотворения. Основная мысль стихотворения. Беседа о значении работы людей разных профессий. | Выборочное чтение. Выразительное чтение. | Чтение по ролям. |
4.6. |
| Е. Пермяк. Для чего руки нужны. | Высказывания учащихся – ответы на вопрос: «Для чего руки нужны?» | Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. | Выразительное чтение стихотворения Ю. Тувима «Всё для всех» Карточка «Проверь себя» (понимание содержания прочитанного) |
4.7. |
| Внеклассное чтение. Сказки о животных. Как крестьянин с медведем хозяйствовали. | Словесное рисование. | Чтение по ролям. | Инсценирование. |
4.8. |
| Обобщающий урок по теме «О труде и трудолюбии». | Беседа по прочитанным произведениям. Оценка поступков героев сказок, басни. Пересказ близко к тексту. Викторина. | Чтение по ролям. Выразительное чтение. |
|
V. | 13 ч | Идет волшебница зима… |
|
|
|
5.1. |
| И. Никитин. Встреча зимы. | Беседа о зиме. Словесное рисование. Работа над художественными средствами стихотворения. | Выразительное чтение. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. Задание по внеклассному чтению – чтение рассказа А.П. Гайдара «Чук и Гек». |
|
5.2. |
| По И. Соколову- Микитову. Зима в лесу. | Сравнение высказываний о снеге в данном рассказе и прочитанном стихотворении И. Никитина «Встреча зимы». Составление рассказа на темы: «Первый снег», «Каким я видел снег в лесу», «Снег» и т.д. Работа с иллюстрациями. Пересказ по коллективно составленному плану. | Выборочное чтение. Деление текста на части | Чтение стихотворения И. Никитина «Встреча зимы» наизусть. |
5.3. |
| И. Антонов. Сад друзей. | Беседа о помощи зимующим птицам. Составление устного высказывания по сюжетной картинке «У кормушки». Словесное рисование. Описание снегиря и воробья по данному плану. | Выборочное чтение. Выразительное чтение (настроение, особенности речи воробья). | Пересказ по плану близко к тексту. |
5.4. |
| И. Суриков. Детство. | Беседа о зимних забавах детей. Словесное рисование. Составление высказывания по иллюстрации к тексту. | Выразительное чтение. Заучивание наизусть. | Выразительной чтение стихотворения И. Антонова «Сад друзей». |
5.5. |
| Л. Толстой. Филиппок. 1-3 частей. | Ответы на вопросы. Словесное рисование (серия картинок). Озаглавливание частей рассказа. Пересказ по плану близко к тексту. | Выборочное чтение. | Чтение наизусть стихотворения И. Сурикова «Детство» |
5.6. |
| Л. Толстой. Филиппок. 4-5 частей. | Ответы на вопросы. Словесное рисование (серия картинок). Озаглавливание частей рассказа. Пересказ по плану близко к тексту. | Выборочное чтение. | Пересказ близко к тексту по данному плану. |
5.7. |
| Н. Некрасов. Мужичок с ноготок. | Ответы на вопросы по содержанию. Работа с синонимами. Составление рассказа по картинке к стихотворению. Сравнение «мужичка с ноготок» и Филиппка (по данным вопросам). | Выборочное чтение Выразительное чтение по ролям. | Пересказ близко к тексту по данному плану. |
5.8. |
| Ю. Дмитриев Для чего нужен снег. | Народные приметы. Работа с загадкой. Беседа по тексту. Составление высказывания – ответа на вопрос: «Для чего нужен снег растениям». Повторение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», рассказа В. Бианки «Из «лесной газеты». Пересказ по коллективно составленному плану. | Выборочное чтение. Деление текста на части.
| Выразительное чтение стихотворения Н. Некрасова «Мужичок с ноготок» |
5.9. |
| Н. Некрасов. Не ветер бушует над бором. | Словесное рисование. Работа над художественными средствами стихотворения. | Выразительное чтение (темп, громкость чтения, настроение стихотворения – торжественное, величественное). Заучивание наизусть. | Выборочный пересказ одной из частей текста (по выбору учащихся) близко к тексту. |
5.10. |
| А. Гайдар. Елка в тайге. (отрывок из рассказа «Чук и Гек») | Озаглавливание смысловых частей рассказа Пересказ по коллективно составленному плану. Словесное рисование. | Выборочное чтение. Деление текста на части | Чтение наизусть стихотворения Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором». |
5.11. |
| Внеклассное чтение. А Гайдар. Чук и Гек. | Составление рассказа об изготовлении ёлочных игрушек. Выборочный пересказ. Ответы на вопросы по содержанию. | Выборочное чтение. | Карточка «Так или не так?» (проверка сознательности чтения на материале рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». |
5.12. |
| По М. Пляцковскому. Какая бывает зима (сказка). | Беседа по прочитанному. | Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. Выразительность чтения. |
|
5.13. |
| Обобщающий урок по теме «Идет волшебница зима». | Беседа по прочитанным произведения (природные изменения зимой, детские развлечения, жизнь зверей и птиц зимой). Викторина. Пересказы прочитанных произведений. | Выборочное чтение. Чтение наизусть. Чтение по ролям. | Драматизация сказки М. Пляцковского «Какая бывает зима». |
VI. |
| Произведения русских и зарубежных писателей. |
|
|
|
6.1. |
| Г.-Х. Андерсен. Гордая игла. 1 часть. | Ответы на вопросы по содержанию. Объяснение, за что и как наказана игла. Оценка характера иглы. Словесное рисование. | Выборочное чтение. Чтение по ролям. Задание по внеклассному чтению - Г.-Х. Андерсен. Дюймовочка. |
|
6.2. |
| Г.-Х. Андерсен. Гордая игла. 2 часть. | Ответы на вопросы по содержанию. Оценка характера иглы, какие чувства вызывают поступки иглы. Словесное рисование. Краткий пересказ, с какими предметами встречалась игла. | Выборочное чтение. Чтение по ролям. | Ответы на вопросы по содержанию. |
6.3. |
| По Л. Толстому. Праведный судья. 1 часть. | Ответы на вопросы по содержанию Пересказ по коллективно составленному плану. | Деление сказки на части. Выборочное чтение по ролям. | Выборочный пересказ, с какими предметами встречалась игла. |
6.4. |
| По Л. Толстому. Праведный судья. 2 часть. | Ответы на вопросы по содержанию Пересказ по коллективно составленному плану. Выборочный пересказ по сюжетной картинке. Объяснение заголовка сказки. | Выборочное чтение. Чтение по ролям. Деление сказки на части | Пересказ по коллективно составленному плану. |
6.5. |
| Дж. Свифт. Гулливер в стране лилипутов. 1 часть | Составление пересказа по иллюстрации. Словесное рисование. Ответы на вопросы по прочитанному. | Выборочное чтение. | Выборочный пересказ близко к тексту «Как узнал правду судья». |
6.6. |
| Дж. Свифт. Гулливер в стране лилипутов. 2 часть | Словесное рисование. Ответы на вопросы по прочитанному. Краткий пересказ по плану. | Деление текста на части по данному плану. | Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. |
6.7. |
| А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. 1часть | Ответы на вопросы. Изложение событий сказки. Работа с художественными средствами сказки. | Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выразительность чтения. | Краткий пересказ по плану. |
6.8. |
| А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. 2 часть | Составление высказывания по иллюстрации. Словесное рисование. Работа с художественными средствами сказки, устаревшей лексикой. | Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выразительность чтения. | Чтение по ролям 1 части |
6.9. |
| А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. 3 часть | Составление высказывания по иллюстрации. Словесное рисование. Работа с художественными средствами сказки, устаревшей лексикой. Оценка поступков старухи. | Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выразительность чтения. | Чтение по ролям 2 части |
6.10. |
| А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. 4 часть | Наблюдение за изменениями моря, речью рыбки. Характеристика старика, старухи, рыбки. Как и за что наказана старуха. Объяснение устаревшей лексики, фразеологизма «Остаться у разбитого корыта». Словесное рисование | Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выразительность чтения. | Чтение по ролям 3 части |
6.11. |
| П. Ершов. Конек – Горбунок (отрывки). 1 часть. | Ответы на вопросы по содержанию. Составления высказывания по иллюстрации. Работа над художественными средствам и значением слов. | Выборочное чтение. Выразительное чтение по ролям. Деление на части. |
|
6.12. |
| П. Ершов. Конек – Горбунок (отрывки). 2 часть. | Ответы на вопросы по содержанию. Составления высказывания по иллюстрации. Работа над художественными средствам и значением слов. | Выборочное чтение. Выразительное чтение по ролям. Деление на части. | Выборочное чтение (чтение отрывка к иллюстрации) |
6.13. |
| П. Ершов. Конек – Горбунок (отрывки). 3 часть. | Ответы на вопросы по содержанию. Составления высказывания по иллюстрации. Работа над художественными средствам и значением слов. | Выборочное чтение. Выразительное чтение по ролям. Деление на части. | Выборочное чтение (чтение отрывка к иллюстрации) |
6.14. |
| П. Ершов. Конек – Горбунок (отрывки). 4 часть. | Ответы на вопросы по содержанию. Составления высказывания по иллюстрации. Работа над художественными средствам и значением слов. | Выборочное чтение. Выразительное чтение по ролям. Деление на части. | Выборочное чтение (чтение отрывка к иллюстрации) |
6.15. |
| Внеклассное чтение. Г.-Х. Андерсен. Дюймовочка. | Ответы на вопросы по содержанию. Составление связных высказываний к иллюстрациям к сказке. | Чтение по ролям. Инсценирование отдельных эпизодов. | Рисунки к понравившимся эпизодам, выборочный пересказ с опорой на рисунок |
6.16 |
| Братья Гримм. Соломинка, Уголек и Боб. | Рассказывание с использованием иллюстраций и плана. Сравнение со сказкой «Лапоть, Пузырь и Соломинка» | Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. | Карточка «проверь себя» (понимание прочитанного) |
6.17. |
| Обобщающий урок по теме «Произведения русских и зарубежных писателей. | Бесед по прочитанным произведениям. Называние их авторов. Пересказ краткий, близко к тексту, выборочный. | Чтение по ролям. Узнавание произведений по иллюстрациям. | Драматизация сказки Братьев Гримм «Соломинка, Уголек и Боб» |
VII. | 13 ч | Люби всё живое. |
|
|
|
7.1. |
| По В. Костылеву. Береза. | Расположение пунктов плана в нужной последовательности. Пересказ по плану. | Выборочное чтение. Задание по внеклассному чтению – Б.С. Житков. Рассказы о животных: «Как слон спас хозяина от тигра», «Галка» |
|
7.2. |
| Л. Толстой Как я ездил верхом. 1 часть. | Ответы на вопросы по содержанию. Оценка поступков мальчика. Пересказ по плану. | Выборочное чтение. Деление текста на части.
| Пересказ по плану. Восстановление последовательности пунктов плана. |
7.3. |
| Л. Толстой Как я ездил верхом. 2 часть. | Ответы на вопросы по содержанию. Оценка поступков мальчика. Пересказ по плану. Основная мысли рассказа. | Выборочное чтение. Деление текста на части.
| Пересказ по плану. |
7.4. |
| По Н. Вагнеру. Мальчик и дворовая собака. | Ответы на вопросы по содержанию. Выборочный пересказ. Высказывание по сюжетной картинке. Коллективное составление плана. Пересказ по плану. | Выборочное чтение. Деление текста на части. | Пересказ по плану. Прочитать строчки, в которых выражена основная мысль рассказа. |
7.5. |
| В. Тарасов. Четвероногий друг. | Озаглавливание частей рассказа и составление плана. Пересказ по плану. Оценка поступков мальчиков. | Выборочное чтение. Чтение по частям. | Выборочный пересказ отрывков из текста. Пересказ по плану. |
7.6. |
| М. Пришвин. Гаечки. | Ответы на вопросы по содержанию. Оценка переживаний синичек. | Чтение по ролям. Выборочное чтение. Выразительность чтения. | Пересказ по плану. Выборочный чтение (эпизод, изображённый на иллюстрации) |
7.7. |
| М. Горький. Воробьишко. 1 и 2 части. | Ответы на вопросы по содержанию. Словесное рисование. Оценка характера Пудика. Озаглавливание частей сказки. | Выборочное чтение. Чтение по ролям. | Чтение по ролям отрывка из рассказа. |
7.8. |
| М. Горький. Воробьишко. 3 часть. | Выборочный пересказ по иллюстрации. Оценка поступков героев сказки. Признаки сказки. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. | Выборочное чтение. Чтение по ролям. | Чтение по ролям 1- 2 части.. |
7.9. |
| А. Барков. Пожарник Карл. 1 часть. | Выборочный пересказ. Составление высказываний, почему Карла можно назвать догадливым и умным галчонком. Составление рассказа, как можно выкормить галчонка. | Выборочное чтение. Деление текста на части по данному плану. Работа над восклицательной интонацией. | Пересказ по плану. Чтение по ролям 3 части. |
7.10. |
| А. Барков. Пожарник Карл. 2 часть. | Составление рассказа по иллюстрации. Составление высказываний, почему Карла прозвали Пожарником. Пересказ по плану. | Выборочное чтение. Деление текста на части по данному плану. Работа над восклицательной интонацией. | Пересказ по плану. |
7.11. |
| Внеклассное чтение. Б.С. Житков Рассказы о животных: «Как слон спас хозяина от тигра», «Галка». | Беседа по прочитанным рассказам. Выборочный пересказ. | Выборочное чтение. | Краткий отзыв о рассказе по данному плану. |
7.12. |
| По Г. Скребицкому. Медвежонок. | Ответы на вопросы по содержанию. Словесное рисование серии картинок к рассказу. | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение (иллюстрация) | Пересказ по плану рассказа А. Баркова «Пожарник Карл» Карточка «Проверь себя» (понимание содержания прочитанного). |
7.13. |
| Обобщающий урок по теме «Люби всё живое». | Пересказ прочитанных рассказов и сказок. Ответы на вопросы. Высказывания с опорой на иллюстрации. | Выборочное чтение. Чтение по ролям. Узнавание, к каким рассказам данные иллюстрации. |
|
VIII. | 18 ч | Весна идёт! |
|
|
|
8.1. |
| Ф. Тютчев. Весенние воды. | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Объяснение художественных средств стихотворения. Словесное рисование. | Выразительное чтение (настроение, восклицательная интонация). Заучивание наизусть. Задание по внеклассному чтению – Э. Шим. Сборник «Жук на ниточке». Рассказы: «Чем пахнет весна», «Берёзовый сок». |
|
8.2. |
| В. Ситников. Утро | Толкование народных примет. Уточнение временных представлений (ранняя или поздняя весна). Характеристика Андрейки. Выборочный пересказ. Составление плана. Пересказ по плану. | Выборочное чтение. Деление на части. Найти часть рассказа к данной иллюстрации | Чтение наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды». |
8.3. |
| По Л. Толстому. Весна. | Беседа о признаках весны. Выделение слов – действий в тексте. Пересказ по опорным словам. | Выборочное чтение. | Пересказ по плану. |
8.4. |
| И. Никитин. «Полюбуйся: весна наступает…» | Ответы на вопросы. Настроение стихотворения. Работа над художественными средствами стихотворения. Словесное рисование. | Выразительное чтение. Заучивание наизусть. | Пересказ по опорным словам. |
8.5. |
| По А. Платонову. «Еще мама». 1 и 2 части. | Высказывание о своём отношении к школе. Ответы на вопросы по содержанию. Пересказ по ролям. Ответы на вопросы по содержанию. Характеристика Артёма, его отношения к животным. Составление плана 2 части. Словесное рисование серии картинок. Озаглавливание 2 части. | Чтение по ролям. Деление текста на части. Выборочное чтение (отрывок к иллюстрации). | Чтение наизусть стихотворения И. Никитина «Полюбуйся: весна наступает…» |
8.6. |
| По А. Платонову. «Еще мама». 3 часть. | Ответы на вопросы по содержанию. Словесное рисование. Оззаглавливание 3 части. | Выборочное чтение. Чтение по ролям. | Пересказ по ролям 1 части. Пересказ по плану 2 части. |
8.7. |
| По А. Платонову. «Еще мама». 4 и 5 части. | Ответы на вопросы по содержанию. Высказывания учащихся, чем нравится учительница Артёма. Объяснение заголовка рассказа. Озаглавливание 4 и 5 частей. | Чтение по ролям. Выборочное чтение. | Чтение по ролям. |
8.8. |
| Н. Саконская. Разговор о маме. | Ответы на вопросы по содержанию. Беседа на тему: «Мама – самый лучший друг». | Выразительное чтение стихотворения. Заучивание наизусть. | Восстановление последовательности пунктов плана. Выборочный пересказ (по выбору учащихся) |
8.9. |
| Л. Квитко. Бабушкины руки. | Ответы на вопросы по содержанию. Составление описательного рассказа о бабушкиных руках, используя слова – действия, слова – признаки. Высказывания учащихся о работе бабушки по дому. | Выборочное чтение. Выразительное чтение. | Чтение наизусть стихотворения Н. Саконской «Разговор о маме». |
8.10. |
| По Е. Кононенко. Резеда. | Главная мысль рассказа. Характеристика Коли. Пересказ по коллективно составленному плану. Беседа о подарках и их ценности для человека. | Выборочное чтение. Отрывок из текста к иллюстрации. Чтение по ролям. | Выразительное чтение стихотворения Л. Квитко. «Бабушкины руки». |
8.11. |
| Н. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы. Ознакомительное чтение. | Подробный анализ содержания и словаря стихотворения. Настроение стихотворения. | Подготовительные упражнения к чтению трудных слов. Выборочное чтение. Упражнения в выразительном чтении. | Пересказ по плану. |
8.12. |
| Н. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы. Выразительное чтение. | Рассказ об истории, рассказанной дедом Мазаем. Описание героя с использованием иллюстрации. | Выразительное чтение. | Выразительное чтение стихотворения. |
8.13. |
| А. Барков. Яшка. | Ответы на вопросы по содержанию. Описание скворца по опорным словам. Беседа об отношении к птицам. Озаглавливание частей текста. Пересказ по плану. | Выборочное чтение. Деление рассказа на части. | Рассказывание «История дедушки Мазая». |
8.14. |
| Внеклассное чтение. Э. Шим. «Чем пахнет весна», «Березовый сок» и другие рассказы из книги «Жук на ниточке» | Пересказ прочитанных рассказов по вопросам учителя. Словесное рисование. | Выборочное чтение. | Отзыв о рассказе (по выбору) по данному плану. |
8.15. |
| Ф. Тютчев. Весенняя гроза. | Ответы на вопросы. Настроение стихотворения. Работа над художественными средствами стихотворения, устаревшими словами. Словесное рисование.
| Выразительное чтение. Выборочное чтение (иллюстрация) | Пересказ по плану рассказа А. Баркова «Яшка». |
8.16. |
| В. Орлов. Лесной цветок. | Настроение стихотворения. Ответы на вопросы. Загадка о цветке. Беседа об отношении к цветам. Выяснение знаний учащихся о весенних цветах. | Выразительное чтение. | Выразительное чтение. |
8.17. |
| Н. Сладков. Медведь и солнце (сказка.) | Ответы на вопросы. Словесное рисование. | Самостоятельное чтение. Выразительное чтение. | Выразительное чтение. Карточка «Проверь себя» (понимание содержания прочитанного) |
8.18. |
| Обобщающий урок по теме «Весна идет». | Беседа о признаках весны. Пересказы прочитанных рассказов. Понятие «тема». | Чтение по ролям. Чтение наизусть. Узнавание по иллюстрациям произведений | Драматизация сказки Н. Сладкова «Медведь и Солнце» |
IX. |
| В стране чудес |
|
|
|
9.1. |
| И. Токмакова. В чудной стране. | Настроение стихотворения. Словесное рисование. | Выразительное чтение. Выборочное чтение. Задание по внеклассному чтению А. Милн, Б. Заходер Винни-Пух и все-все-все. |
|
9.2. |
| По А. Милну. Винни- Пух и все-все- все… (главы из сказки). Глава, в которой Винни-Пух пошёл в гости, а попал в безвыходное положение. 1 часть «В гости к Кролику» | Ответы на вопросы по содержанию. Беседа об осторожности. Характеры героев сказки. Словесное рисование. Пересказ по ролям. | Чтение по ролям. Выразительность чтения (характер героев) | Выразительное чтение. |
9.3. |
| По А. Милну. Винни- Пух и все – все- все… (главы из сказки). Глава, в которой Винни-Пух пошёл в гости, а попал в безвыходное положение. 2 часть «Кто-то слишком много ест…» | Ответы на вопросы по содержанию. Беседа о вежливом поведении в гостях. Словесное рисование. Пересказ по ролям. | Чтение по ролям. Выборочное чтение (иллюстрация). Выразительность чтения (характер героев | Пересказ по ролям. |
9.4. |
| А. Толстой. Золотой ключик, или приключения Буратино (главы из повести). 1 часть. | Ответы на вопросы по содержанию. Описание столяра Джузеппе по представлению. Пересказ близко к тексту. | Чтение по ролям. Выборочное чтение. | Пересказ сказки по ролям. |
9.5. |
| А. Толстой. Золотой ключик, или приключения Буратино (главы из повести). 2 часть. | Ответы на вопросы по содержанию. Составление плана. Краткий пересказ. | Чтение по ролям. Выборочное чтение. Деление текста на части. | Описание Джузеппе. Пересказ близко к тексту. |
9.6. |
| А. Толстой. Золотой ключик, или приключения Буратино (главы из повести). 3 часть | Ответы на вопросы по содержанию Описание деревянной куклы по опорным словам. Оценка характера Буратино. Составление плана. | Чтение по ролям. Выборочное чтение. Деление на части. | Краткий пересказ по плану. |
9.10. |
| Обобщающий урок по теме «В стране чудес». | Викторина по сказкам. Драматизация отрывков из сказок. Пересказ краткий, близко к тексту. | Чтение по ролям. Узнавание мультфильмов по иллюстрациям. | Выборочный пересказ (близко к тексту пересказать отрывок, соответствующий одному из пунктов плана) |
9.11. |
| Внеклассное чтение. А. Милн, Б. Заходер Винни- Пух и все-все-все. | Беседа по содержанию сказки. Выборочный пересказ с опорой на сюжетные картинки. | Выборочное чтение. | Рисование понравившихся эпизодов и их выразительное чтение. |
X. |
| Лето наступило |
|
|
|
10.1. |
| И. Никитин. Вечер ясен и тих… | Настроение стихотворения. Работа над выразительными средствами стихотворения. Словесное рисование. | Выразительное чтение. Задание по внеклассному чтению - В. Катаев. Дудочка и кувшинчик. |
|
10.2. |
| По К. Паустовскому. Заботливый цветок. 1 часть. | Описание речушки и её берегов по опорным словам. Берегов. Составление описательного рассказа о кипрее по опорным словам. Беседа о бережном отношении к растениям. | Выборочное чтение. | Выразительное чтение стихотворения И. Никитина «Вечер ясен и тих…» |
10.3. |
| Н. Некрасов. Крестьянские дети | Подробный анализ содержания и словаря стихотворения. Составление рассказа о занятиях деревенских детей и о крестьянском труде по опорным словам. | Выборочное чтение. Выразительное чтение. | Рассказ о кипрее по опорным словам. |
10.4. |
| По Н. Носову. Огородники. 1 часть | Ответы на вопросы по содержанию. Пересказ близко к тексту по коллективно плану. Озаглавливание 1 части. Оценка поступок детей. | Чтение по ролям. Выборочное чтение. Деление текста на части. | Выразительное чтение стихотворения. Рассказ о жизни крестьянских детей по опорным словам.. |
10.5. |
| По Н. Носову. Огородники. 2 части. | Ответы на вопросы по содержанию. Озаглавливание 2 части. Оценка поведения Мишки. | Чтение по ролям. Выборочное чтение. | Пересказ по плану 1 части. |
10.6. |
| По Н. Носову. Огородники. 3 и 4 части. | Ответы на вопросы по содержанию.. Озаглавливание 3 и 4 части. . Характеристика Мишки. Обсуждение, что смешного в рассказе. Пересказ близко к тексту по коллективно плану 3 части. Краткий пересказ по плану всего рассказа.. | Выборочное чтение. Деление текста на части. Чтение по ролям. | Чтение по ролям 2 части. |
10.7. |
| И. Антонов. У речки. | Ответы на вопросы по содержанию. Работа с пословицами. Оценка поступков мальчиков. Сравнение стихотворения с рассказом Е. Пермяка «Пичугин мост». | Выразительное чтение. Чтение по ролям. | Краткий пересказ по плану. |
10.8. |
| В. Орлов. Письмо ровеснику. | Ответы на вопросы по содержанию. Беседа о бережном отношении к Земле, о полезных делах детей. | Выразительное чтение. | Выразительное чтение стихотворения И. Антонова «У речки». |
10.10. |
| М. Пришкин. Золотой луг. | Ответы на вопросы по прочитанному. Словесное рисование. Беседа о цветах, по которым можно определять время. Узнавание цветов на предметных картинках. | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. | Карточка «Проверь себя» (понимание содержания прочитанного рассказа.) |
10.11. |
| Внеклассное чтение. В. Катаев. Дудочка и кувшинчик. | Пересказ сказки. Словесное рисование серии картинок. | Чтение по ролям (по выбору). | Восстановление последовательности частей сказки (карточка с перечислением событий). |
10.12. |
| М. Бородицкая. Последний день учения. | Настроение стихотворения. Беседа о предстоящих каникулах. | Выразительное чтение (радостное настроение, восклицательная интонация). |
|
10.13. |
| Обобщающий урок по теме «Лето наступило». | Викторина по прочитанным рассказам и стихотворениям. Пересказы прочитанных рассказов (краткий, по ролям, выборочный). Связные высказывания о своих впечатлениях от прочитанного. | Выразительное чтение. Чтение по ролям. Узнавание произведений по иллюстрациям. |
|
29