СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по  литературе в 10 классе

 

Количество часов:  3 часа в неделю (108 час/год)

Уровень:   базовый

Срок реализации программы: 1 год (2013-2014 учебный год)

Учитель: Гриних Н.В.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературе в 10 классе


Количество часов: 3 часа в неделю (108 час/год)

Уровень: базовый

Срок реализации программы: 1 год (2013-2014 учебный год)

Учитель: Гриних Н.В.






















Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень, Программы по литературе для 5-11-х классов (под редакцией В.Я.Коровиной); приказа Министерства образования РФ от 24 января 2012 года №39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».

Предлагаемая рабочая программа учитывает современные требования к данной деятельности учителя. Кроме традиционного распределения программного материала по количеству часов, определяются цели изучения каждой темы, педагогические средства, вид деятельности и планируемый результат на разных уровнях усвоения.

При составлении данной программы были сокращены часы по изучению романа «Война и мир» и заменены на час внеклассного чтения по творчеству Л.Н.Толстого.

Добавлены уроки на изучение зарубежной литературы – урок внеклассного чтения. Творчество русских поэтов о природе (Ф.Тютчев, А.Фет) дополнено уроком внеклассного чтения на тему «Любимые русские поэты о природе».

Обязательным является выделение часов для внеклассного чтения - около 10 % от общего количества часов. В данной программе на внеклассное чтение отводится 7 уроков. Как правило, уроки внеклассного чтения не только расширяют круг чтения обучающихся, но и формируют их читательскую самостоятельность, особым образом способствуют развитию общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

В программу входят уроки по развитию речи (19 часов). В общее число часов по развитию речи входят как аудиторные творческие работы, так и домашние.

Структура документа.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последователь­ность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Рабочая программа не распределяет учебный материал по отдельным классам: все содер­жание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Рабочая про­грамма включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннота­циями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного об­разования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); вклю­чаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандар­те, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произве­дений.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, система­тизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глу­боко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опо­рой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования чита­тельских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоциональ­ного и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатст­вам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способ­ности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являют­ся их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культур­но-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания ху­дожественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; оп­ределение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскры­тии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литератур­ных произведений.

Цели.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение сле­дующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствова­нию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры чита­тельского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эсте­тической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстети­ческих и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; уст­ной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего пред­ставления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как ху­дожественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использова­ния необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федера­ции отводит 204 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе средне­го (полного) общего образования. В 10 классе выделяется по 108 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Указанные в программе часы, отведенные на изучение твор­чества того или иного писателя, предполагают возможность включения, кроме названных в програм­ме, и других эстетически значимых произведений, если это не входит в противоречие с принципом доступности и не приводит к перегрузке учащихся.

При составлении планирования уроков необходимо предусмотреть в рамках отведенного вре­мени часы на развитие письменной речи учащихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении при­оритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования яв­ляются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, исполь­зование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизу­альный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источни­ков информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения.

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подго­товки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реали­зацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохра­нения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивает­ся и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произ­ведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литера­туру с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект, включающий следующие учебно-методические пособия и образовательные ресурсы:

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.И. Коровин, В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2010 г.

  2. Литература. Развернутое тематическое планирование. 9-11 классы. О.А.Арисова и др. – Волгоград, 2009.

  3. И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе 19 века. М.: «ВАКО», 2001 г.

  4. Образовательный сайт Е.А. Захарьиной. Интерактивные тесты по литературе. http://www.saharina.ru










ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (108 ч)

Литература XIX века

раздела

Тема раздела

Содержание раздела

Кол-во часов

1

Ведение

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской «тературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением че­ловека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

1

2

Литература первой половины XIX века

Обзор русской литературы первой половины XIX века




А. С. Пушкин


















М.Ю. Лермонтов











Н.В. Гоголь





Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

Письменная работа по теории литературы. Знание литературных направлений 19 века

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Под­ражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угас­шее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемон-

тн» (возможен выбор трех других стихотворений).

Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинско­го лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индиви­дуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пест­рою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Вы­хожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских тра­диций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реа­лизм в творчестве Лермонтова.

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Невский проспект». Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н. В. Го­голя, своеобразие его творческой манеры

9+2р/р


2






3






















2












2

3

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века







А. Н. Островский








Ф. И. Тютчев












А. А. Фет










Внеклассное чтение

И. А. Гончаров









И. С. Тургенев













Внеклассное чтение


А.К. Толстой






Н.А. Некрасов























Внеклассное чтение


Н.С. Лесков







М.Е. Салтыков-Щедрин







Ф.М. Достоевский















Л.Н. Толстой





















Внеклассное чтение

А.П. Чехов


















Внеклассное чтение

Контрольное тестирование по литературе 19 века

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Дости­жения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная ост­рота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художествен­ных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Клас­сическая русская литература и ее мировое признание.

Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии разви­тия действия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»'.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «SiIentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...» (возмо­жен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Чело­век, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Ху­дожественное своеобразие поэзии Тютчева.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязатель­ными для изучения).

Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с зем­лею...», «Еще одно забывчивое слово...» (возможен выбор трех других стихотворений). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Любимые стихи русских поэтов о природе. «Звучащее слово»

Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обло­мов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее вы­ражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в Рос­сии. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного кон­фликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функ­ция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литера­туры.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты). Домашнее сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

«Рудин», «Дворянское гнездо», Накануне».(обзор). Психологизм произведений

Жизнь и творчество (обзор).

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш ба­тюшка...»

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической тра­диции.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

«Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам вой­ны...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некра­совского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некра­сова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Са­тирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художе­ственное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Рус­ская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народно­го заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольк­лорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Женские образы в произведениях современных писателей: В.Распутин, В.Шукшин, В.Астафьев и др.

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая ле­топись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гро­теск, алогизм.

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библей­ские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов геро­ев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художествен­ные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. Сочинение по роману

Ф. М. Достоевского «Преступление и наказазание»

Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толсто­го, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение свет­ского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идей­но-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербато­го. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных по­люса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в ро­мане. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое зна­чение творчества писателя.

«Анна Каренина». Психологизм романа

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные расска­зы являются обязательными для изучения). Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литера­туры в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неиз­менности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты челове­ческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, че­ховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Рассказы Чехова. Юмор в рассказах

Обобщение и систематизация изученного материала

70 + 13р/р



1








5+2р/р









3














2+2р/р












1

4+2р/р










5+1р/р
















1


2







5+1р/р



























1


2








3








8+2р/р


















14+2р/р

























2

9+1р/р






















1

1

4

Зарубежная литература

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Ги де Мопассан





Г. Ибсен







А. Рембо






Внеклассное чтение



Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Жизнь и творчество (обзор).

Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом деле и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме». Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и ми­ровая драматургия.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения).

Тема стихийности жизни, полной раскрепощённости и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.

Любимое произведение зарубежной литературы 19 века.

5


1


1






1








1







1

5

Повторение изученного материала

Контрольное тестирование


3

6

Резервное время


5


Всего:


108 часов



Календарно-тематическое планирование


п/п




Дата


Кол-во час




Тема урока

Базовый уровень

Повышенный уровень

Д/З

1


Русская литература Х1Х в. в контексте мировой куль­туры.

Цель: обзорно раскрыть

ос­новные темы и проблемы русской литературы XIX в., подчеркнуть значение

худо­жественных открытий

рус­ских писателей-классиков для развития мировой куль­туры

1

Знать основные темы и проблемы русской литера­туры XIX в.: тема свободы, духов­но-нравственных исканий человека, нравственного идеала и «праведничества», борь­бы с социальной несправедливо­стью и угнетени­ем человека

Уметь раскры­вать взаимосвязи русской литера­туры XIX в. с

ми­ровой культурой

Дополнить периодическую таблицу о писателях

Сообщение «Литературная критика 60-х годов»

2


Обзор русской литературы первой половины Х1Х в.

Цель: анализировать знания о политическом, промыш­ленном, культурном поло­жении России в первой по­ловине XIX в.; повторить понятия: классицизм, сентиментализм, романтизм; на примерах произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лер­монтова, Н. В. Гоголя пока­зать зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в.

1

Знать основные произведения и писателей русской литературы первой половины XIX в. Уметь определять принадлежность отдельных

произ­ведений к литера­турным направле­ниям XIX в.

Уметь выделять из общего

контек­ста русской лите­ратуры первой по­ловины XIX в. произведения,

свя­занные с нацио­нальным самооп­ределением рус­ской литературы

Сообщение «Особенности литературной критики 2 половины 19 века»

Подготовиться к письменной работе

3


Р.Р. Письменная работа по теории литературы. Знание литературных направлений 19 века

1



Выраз. чтение стихов А.С.Пушкина по выбору

4


Жизнь и творчество А. С. Пушкина. «Чувства доб­рые» в пушкинской лирике. (Обзор лирики).

Цель: вспомнить основные этапы жизни и творчества А. С. Пушкина; обзорно рас­смотреть основные темы в творчестве поэта

1

Уметь раскры­вать «вечные те­мы» в творчестве А. С. Пушкина: природа, любовь, дружба, творчест­во, общество и че­ловек, свобода и неизбежность, смысл человече­ского бытия

Знать о

художест­венных открытиях А. С. Пушкина. Уметь анализиро­вать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и фи­лософскую глубину

Сочинение-размышление «Читая Пушкина»

5-6


Конфликт личности и госу­дарства в поэме А. С.

Пуш­кина «Медный всадник».

Цель: познакомить с

содер­жанием поэмы «Медный всадник», раскрыть основ­ные образы поэмы, показать своеобразие жанра и

компо­зиции произведения

2

Знать основные образы поэмы, своеобразие жанра и композиции

про­изведения. Уметь раскрывать конфликт личности и государства, изо­браженный в поэме через образ стихии, образы Евгения и Петра

Уметь раскрывать проблему

индиви­дуального бунта


Составить вопросы к викторине по тв-ву Пушкина



Составить тезисный план «В чем сходство и различие поэзии Пушкина и Лермонтова»

7-8


Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова; своеобразие художественного мира поэта (Обзор лирики)

Цель: вспомнить основные этапы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова; обзорно рассмотреть основные темы

в творчестве М. Ю. Лермонтова

2

Уметь: раскрывать основные темы и мотивы в творчестве М.Ю.Лермонтова: тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества

Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчеркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций

Чтение и анализ произведений И.Кашпурова

9-10


Жизнь и творчество Н. В. Гоголя (обзор). Повесть «Невский проспект».

Цель: вспомнить основные этапы жизни и творчества Н. В. Гоголя; на примере повести «Невский проспект»

рассмотреть особенности стиля Н. В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры

2

Знать особенности

стиля Н. В. Гоголя,

своеобразие его

творческой манеры

Уметь анализировать прозаическое произведение

Домашнее сочинение «Творчество Гоголя и наше время»

11-12


Р./р. Сочинение по литературе первой половины XIX в.

Цель: определить круг тем по литературе первой половины XIX в; выявить степень усвоения материала, умение отбирать необходимый материал для полного раскрытия темы, проверить правильность речевого оформления

2

Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно, грамотно изложить в письменной

речи


Составление таблица «Писатели, их творчество и литературная деятельность 2-й половины 19 века»



13


Русская литература и об­щественная мысль второй половины Х1Х в.

Цель: дать понятие о появ­лении «новой волны» в рус­ском реализме, революцион­но-демократической крити­ке, «эстетической критике»; познакомить с религиозно-философскими мыслями 80-90-х гг.

1

Знать о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-

де­мократической критике,

«эстети­ческой критике», религиозно-

фило­софской мысли 80-90-х гг.


Уметь при помо­щи компьютера систематизировать и презентовать

ре­зультаты познава­тельной деятельно­сти.


Чтение пьесы «Гроза», «Бесприданница»


14


Художественный мир А. Н. Островского. Лич­ность и судьба драматурга. Островский и Малый театр. Новаторство драма­турга.

Цель: дать понятие о лично­сти и судьбе Островского, этапах его творческого пути, сотрудничестве с Малым театром, новаторстве драматурга

1

Знать основные моменты биогра­фии А. Н. Остров­ского, о вкладе драматурга в раз­витие русского

на­ционального теат­ра, о новаторстве А. Н. Островского. Уметь готовить сообщения об

ос­новных этапах биографии.

Уметь, используя различные

источ­ники информации, представлять

сце­ническую историю пьесы на москов­ской и петербург­ской сценах.

Д.1, явл.3; явл.7

Наизусть отрывок «Жестокие нравы, сударь,…»

15-16


Драма «Гроза». Темное царство в изображении А. Н. Островского.

Цель: дать понятие о

самодур­стве как социально-психологи­ческом явлении; охарактери­зовать персонажей пьесы, являющихся носителями это­го качества

2

Знать о самодур­стве как социально-психологическом явлении.

Уметь характери­зовать самодуров и их жертвы, работая с текстом, анали­зировать сцены пьесы, объяснять их связь с

пробле­матикой произве­дения

Уметь сравнивать сценическое

во­площение образов главных персона­жей пьесы разными актерами,

оцени­вать исполнение


Д.3 явл.3,2

Образ Кабановой

17


Трагедия Катерины Каба­новой.

Цель: показать цельность, незаурядность натуры

Кате­рины, ее обостренное чувст­во дома, протест против «не­воли»

1

Уметь, работая с текстом, состав­лять подробную характеристику образа Катерины, выявлять средства характеристики персонажа.

Уметь при

помо­щи элементов

те­атрализации пони­мать глубокий психологизм

об­раза главной

ге­роини, его трагизм.

Заполнить таблицу «Образ города Калинова»

Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза»




18-19


Р.Р.Сочинение по пьесе А. Н. Ост­ровского «Гроза».

Цель: выявить степень усвое­ния материала, умение осмыс­лить тему, определить ее гра­ницы, полно раскрыть пра­вильность речевого оформле­ния

2

Уметь писать

со­чинение на

литера­турную тему, ос­мыслить,

опреде­лить ее границы, полно раскрыть, обнаружить

пра­вильность речевого оформления и сте­пень усвоения ма­териала.


Сообщение по теме «Художественный мир пьесы «Бесприданница»

20


Драма «Бесприданница». Проблематика. Кон­фликт.

Цель: выявить тему,

про­блематику, внешний и

внут­ренний конфликты пьесы, систему характеров

1

Уметь выявить тему, проблемати­ку, внешний и

вну­тренний конфлик­ты пьесы, систему характеров.


Наизусть стихи Ф.Тютчева по выбору

21-23


Ф. И. Тютчев. Личность и судьба поэта. Тематика. Философский характер лирики. Мастерство.

Цель: познакомить с лично­стью Ф. И. Тютчева, разно­образием тематики его по­эзии; показать философский характер лирики и мастерст­во; дать понятие «чистое ис­кусство»

2

Знать о

романти­ческой литературе второй половины XIX в., ее предста­вителях, об эстети­ческой концепции поэтов «чистого искусства», об изо­бразительно-вырази­тельных средствах их произведений; о философском

ха­рактере лирики Тютчева.

Уметь

анализиро­вать стихотворение в единстве формы и содержания,

оп­ределять авторский стиль.

Уметь делать сравнительный анализ стихотворе­ний поэтов «чисто­го искусства» и поэтов

демократи­ческого направле­ния, «иллюстра­ции», коллажи сти­хотворений Ф. Тют­чева. Составление литературно-музы­кальных компози­ций по творчеству поэта.


Страницы учебника

Индивидуал. сообщение «Три загадки Ф.Тютчева»

24-25


А. А. Фет. Личность и судьба поэта. Эстетиче­ские принципы, тематика лирики, психологизм.

Цель: познакомить с

лично­стью А. А. Фета, эстетиче­скими принципами, особен­ностями тематики творчест­ва, мастерством

2

Знать о глубоком психологизме ли­рики А. А. Фета, об изобразительно-выразительных средствах его

про­изведений. Уметь анализиро­вать стихотворения А. А. Фета

Уметь делать сравнительный анализ стихотворе­ний поэтов «чисто­го искусства» и поэтов демократи­ческого

направле­ния, «иллюстра­ции», коллажи

сти­хотворений А. Фета Составление лите­ратурно-музыкаль­ных композиций по творчеству поэта.

Письменный анализ стихотворения «Печальная береза» или по выбору

Составить план сочинения по тв-ву Фета и Тютчева

26-27


Р./р. Сочинение по творчест­ву Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Цель: выявить степень

ус­воения материала, опреде­лить круг тем по творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, умение отбирать необходи­мый материал для полного раскрытия темы, проверить правильность речевого оформления

2

Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правиль­но, грамотно изло­жить


Подготовка к конкурсу выразит. чтения

28


Любимые стихи русских поэтов о природе. «Звучащее слово»

1



Индивидуальное сообщение о тв-ве М.Усова

29


Художественный мир И. А. Гончарова. Личность и судьба писателя. Своеоб­разие художественного та­ланта И. А. Гончарова.

Цель: познакомить с биогра­фией А. И. Гончарова, свое­образием художественного таланта писателя (запечат­леть историю человеческой души)

1

Знать биографию Гончарова, своеоб­разие художест­венного таланта писателя(запечат­леть историю

че­ловеческой души). Уметь готовить сообщения об

ос­новных этапах

био­графии.

Уметь

подгото­вить обзор идейно­го содержания

ро­манов «Обыкно­венная история», «Обрыв».

Подготовится к беседе по 1-10 главе

30


И. А. Гончаров «Обломов». Полнота и сложность образа, его внутренняя противоре­чивость.

Цель: познакомить с глав­ным героем романа, сложно­стью и противоречивостью его образа, показать роль детали в характеристике ге­роя, роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути это­го персонажа, идейного

со­держания романа

1

Уметь давать

ха­рактеристику

Обломову, видеть сложность и

про­тиворечивость его образа, роль детали в характеристике героя, роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути этого персонажа, идейного содержа­ния романа.


Выписать тезисы «Обломов в оценке Добролюбова и Дружинина»

31


«Обломов». Андреи Штольц как антипод Обломова.

Цель: составить сравнитель­ную характеристику Обло­мова и Штольца

1

Уметь составлять сравнительную

ха­рактеристику

Об­ломова и Штольца.

Уметь делать сравнительные

ха­рактеристики Александра Адуева и Ильи Обломова, Петра Адуева и Штольца.

2-3 части задание по группам (анализ глав)

32


«Обломов». Обломов и Ольга Ильинская.

Цель: составить сравнитель­ную характеристику Обло­мова и Ольги. Выявить при­чину их разрыва: «Кто вино­ват?»

1

Уметь составлять сравнительную

ха­рактеристику

Об­ломова и Ольги, выявить причину их разрыва: «Кто виноват?»


Сочинение-миниатюра «Столкновение мечты и действительности в жизни Обломова»

33-34


Р./р. Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов».

Цель: выявить степень

ус­воения материала, умение осмыслить тему; определить границы темы, проверить правильность речевого оформления

2

Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правиль­но и грамотно из­ложить



Индивидуальные сообщения «Биография писателя», «Мир романов Тургенева»

35


Художественный мир И. С. Тургенева. Личность и судьба писателя. Его эс­тетические и этические по­зиции, участие в журналь­ной полемике.

Цель: дать представление о личности и судьбе Тургене­ва, его творчестве, эстетиче­ских и этических принципах, глубоком психологизме его произведений

1

Знать о личности и судьбе Тургене­ва, его творчестве, эстетических и

эти­ческих принципах, глубоком психоло­гизме его произве­дений.

Уметь делать

ин­дивидуальные

со­общения.

Уметь

подгото­вить обзор идейно­го содержания

ро­манов «Рудин», «Дворянское

гнез­до», «Накануне».

Чтение рассказов «Бирюк», «Ермолай и мельничиха», «Хорь и Калиныч»


36


«Рудин», «Дворянское гнездо», Накануне».(обзор). Психологизм произведений

1



«Отцы и дети» гл. 1-11

37


Роман «Отцы и дети». От­ражение в романе

полити­ческой борьбы 60-х гг. Смысл названия. Компози­ция.

Цель: показать, как отражены в романе политическая борь­ба 60-х гг., положение пореформенной России; рас­крыть смысл названия рома­на, нравственную и фило­софскую проблематику про­изведения


1

Знать, как отраже­ны в романе

поли­тическая борьба 60-х гг., положение пореформенной России; смысл

на­звания романа, нравственную и философскую

про­блематику романа. Уметь выявлять нравственную и философскую

про­блематику романа в работе с текстом.


Выбрать из текста материал к анализу образов героев

38-39


Роман «Отцы и дети». Дво­рянство в изображении Тургенева.

Цель: выявить обществен­ные, нравственные, культур­ные, духовные ориентиры Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия

2

Уметь выявлять общественные,

нрав­ственные, культур­ные, духовные ори­ентиры Николая Петровича, Павла Петровича, Арка­дия, выполняя про­блемные задания по тексту.


Уметь делать вы­писки из

литературоведческ статей современных авто­ров, в которых анализируются

об­разы данных персо­нажей, представ­лять и защищать в дискуссии свою по­зицию.

Составление таблицы по характеристике героев

40


Роман «Отцы и дети». Си­ла и слабость Е. Базарова.

Цель: показать личность

Ба­зарова как натуру могучую, незаурядную, но ограничен­ную естественнонаучными рамками, отрицающую лю­бовь, искусство, философию, религию

1

Уметь, анализируя текст, видеть

ав­торский замысел о Базарове как нату­ре могучей,

неза­урядной, но огра­ниченной

естестенно-научными рамками,

отри­цающей любовь, искусство,

фило­софию, религию.

Уметь делать вы­писки из

литерату­роведческих статей Н. Добролюбова и Д. И. Писарева, в которых анализиру­ется образ Базарова, представлять и

за­щищать в дискус­сии свою позицию


Система образов героев

Инд зад.

«Базаров»

41


Р./р. Подготовка к домаш­нему сочинению по роману И. С. Тургенева.

Цель: определить круг тем, составить план, отобрать ма­териал, определить границы темы, полно раскрыть ее

1

Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правиль­но и грамотно оформить текст


Домашнее сочинение по творчеству Тургенева

42-43


Обзор жизни и творчества А. К. Толстого. Своеобразие художественного мира А. К. Толстого.

Цель: обзорно познакомить с жизнью и творчеством А. К. Толстого, с основными темами, мотивами и образами поэзии


2

Знать основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого

Умение анализиро­вать стихотворное произведение

Составление конспекта по биографии А.К.Толстого

44


Художественный мир Н. А. Некрасова. Личность и судьба. Место в литера­турном процессе.

Цель: познакомить с лично­стью и творчеством Н. А.

Не­красова, его местом в

лите­ратурном процессе

1

Знать биографию Н. А. Некрасова, особенности его творчества. Уметь делать ин­дивидуальные

со­общения.


Уметь делать срав­нительный анализ стихотворений

по­этов «чистого ис­кусства» и поэтов демократического направления,

со­ставлять литературно-музыкальные композиции по творчеству

Некра­сова.


Выразительное чтение стихов по выбору

45


Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова. Новатор­ский характер его поэзии.

Цель: дать понятие об ос­новных мотивах лирики, но­ваторстве Н. А. Некрасова

1

Знать основные мотивы лирики, но­ваторство Н. А. Не­красова, трехслож­ные размерь! стиха. Уметь анализиро­вать стихотворения Н. А. Некрасова с точки зрения их идейного содержа­ния и художествен­ной формы.

Письменный анализ стихотворения по выбору

Знать содержание поэм «Коробейники», Мороз, Красный нос», «Русские женщины»

46-47


«Н. А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хоро­шо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.

Цель: дать представление об истории создания поэмы, ее проблематике и композиции, особенностях жанра, прин­ципе фольклорного воспри­ятия мира в ней; обрисовать образы бунтарей-правдоиска­телей, выявить средства

ха­рактеристики персонажей, их роль в раскрытии идейного замысла поэмы

2

Знать историю создания поэмы. Уметь определять проблематику и композицию,

осо­бенности жанра, принцип

фольк­лорного воспри­ятия мира в ней.

Уметь обращаясь к тексту, характе­ризовать образы бунтарей-

правдо­искателей, выя­влять средства ха­рактеристики пер­сонажей, их роль в раскрытии идейно­го замысла поэмы

Задания по 1 главе по группам

48


«Есть женщины в русских селеньях...». Образ Матре­ны Тимофеевны. Нравст­венный идеал счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Цель: показать лучшие чер­ты русского национального характера в образе Матрены Тимофеевны, роль фолькло­ра в характеристике героини; дать понятие о проблеме нравственного идеала сча­стья, нравственного долга, греха, покаяния в поэме, об­разе Гриши Добросклонова как народного заступника

1

Знать о проблеме нравственного идеала счастья, нравственного дол­га, греха, покаяния в поэме.

Уметь, обращаясь к тексту, выявлять лучшие черты

рус­ского

националь­ного характера в образе Матрены Тимофеевны, роль фольклора в

харак­теристике героини; характеризовать

об­раз Гриши Добросклонова как народ­ного заступника,

Уметь

характери­зовать и сравнивать образы Матрены Тимофеевны и

Ка­терины Кабановой.

Краткий пересказ 3 главы, анализ, беседа по тексту

выписать из текста эпизоды о счастье

49


Р./р. Подготовка к Сочинение по творче­ству Н. А. Некрасова.

Цель: обобщить и закрепить знание материала по данной теме, совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему

1

Уметь

самостоя­тельно отбирать литературный

ма­териал по заданной теме, логически его выстраивать


Уметь создавать письменное выска­зывание на задан­ную тему


Домашнее сочинение по творчеству Некрасова

50


Женские образы в произведениях современных писателей: В.Распутин, В.Шукшин, В.Астафьев и др.

1



Индивидуал. задания

Знать тексты

51-52


Художественный мир Н. С. Лескова. Личность и судьба писателя. Особен­ности художественного ми­ра его произведений. «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие.

Цель: познакомить с основ­ными вехами творческого пути Лескова, особенностями его творческой манеры, вос­создать галерею его героев: праведников и злодеев, не принимающих серой

буд­ничной жизни; разъяснить смысл названия произведе­ния; рассмотреть тему

пра-ведничества в повести, ком­позицию, жанр(сказ-повест­вование), фольклорные мо­тивы; представить жизнь Ивана Флягина как символа духовного пробуждения рус­ского народа

2

Знать творческий путь Н. С. Лескова, особенности его

твор­ческой манеры, героев: праведни­ков и злодеев, не принимающих се­рой будничной жизни.

Уметь делать

ин­дивидуальные

со­общения о жизни и творчестве Лескова; объяснять смысл

наз­вания повести,

оп­ределять элементы композиции, жанр (сказ-повествование); раскрывать тему праведничества в повести, роль

фоль­клорных мотивов.

Уметь делать

со­общение «Образы праведников в произведениях Лескова».

характеризовать об­раз Ивана Флягина как символа

духов­ного пробуждения русского народа.

Составить план характерис. Ивана Флягина

Выписать ключевые слова по образу героя

53


Художественный мир М. Е. Салтыкова-Щедрина. Очерк творчества.

Цель: дать представление о жизненном и творческом подвиге М. Е. Салтыкова-Щедрина, особенностях са­тиры писателя

1

Знать о жизнен­ном и творческом подвиге Салтыко­ва-Щедрина, осо­бенностях сатиры автора.

Уметь делать

ин­дивидуальные

со­общения о жизни и творчестве велико­го сатирика

Уметь делать

со­общение о

сатири­ческих приемах Гоголя и Салтыко­ва-Щедрина.

Чтение сказок

Составление план-характер. биографии Салтыкова-Щедрина

54-55


М. Е. Салтыков-Щедрин и его роман «История од­ного города» как сатириче­ское произведение.

Цель: сформировать пред­ставление о романе как сати­ре на современное

государ­ственное устройство, осо­бенностях жанра,

компози­ции, проблематике произве­дения, художественных сред­ствах: гротеске, фантастике, иносказании

2

Уметь в процессе анализа определять особенности жан­ра, композиции, проблематику про­изведения, роль художественных средств(гротеск, фантастика,

ино­сказание) в

рас­крытии его

идей­ного содержания.


Стр. учебника

сообщение «Острое сатирическое слово Салтыкова-Щедрина»

56


Художественный мир Ф. М. Достоевского. Жизнь

и творчество. Особенности творческого метода.

Цель: познакомить с жизнью

и творчеством Достоевского,

особенностями творческого

метода: полифония,

авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм

1

Знать основные

этапы жизни и

творчества Достоевского, особенности

творческого метода

писателя:

полифония, авантюрность

сюжетного

действия, синтетичность

композиции,

психологизм. Уметь выступать с сообщениями о жизни и творчестве великого гумани­ста.


Хронологическая таблица по стр. учебника

57


Тема «маленького челове­ка» в творчестве Достоев­ского. («Униженные и оскорбленные», «Бедные

лю­ди».)

Цель: дать понятие о тради­циях и новаторстве раскры­тия темы «маленького чело­века», философской и ду­ховной проблематике, про­тесте против превращения человека в «ветошку», в средство для достижения каких бы то ни было целей, психологизме романов, ху­дожественных приемах рас­крытия образов

1

Уметь видеть

тра­диции и новаторст­во в раскрытии те­мы «маленького человека»,

фило­софскую и духов­ную проблематику, протест против превращения

чело­века в «ветошку», в средство для

дос­тижения каких бы то ни было целей, психологизм

рома­нов, художествен­ные приемы рас­крытия образов.

Уметь делать мультимедийную презентацию «Тема «маленького чело­века» в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевско­го».

Ч.1-5 по группам

58


Роман «Преступление и наказание». История соз­дания и идейно-художественное своеобра­зие романа.

Цель: дать понятие об исто­рии создания, тематике,

про­блематике, идейном

содер­жании, композиции романа, художественных приемах

1

Знать историю создания, темати­ку, проблематику, идейное содержа­ние, композицию романа.

Уметь видеть в тексте романа

ху­дожественные приемы создания образов.


Ч.1 главы 2-4 размышления Раскольникова

59-60


Роман «Преступление и на­казание». Социальные и фи­лософские источники пре­ступления Раскольникова. Петербург Достоевского.

Цель: выявить в процесс анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольнико­ва, авторское отношение к теории Раскольникова, ее развенчание

2

Уметь выявлять в процессе анализа романа социальные и философские

ис­точники

преступ­ления Раскольни­кова, авторское отношение к тео­рии Раскольникова, ее развенчание.

Уметь провести исследование «Проблема

напо­леонизма в произ­ведениях Пушкина и Достоевского» с помощью

компью­терных технологий.

Творческая работа «Петербург Достоевского»

61-62


Роман «Преступление и наказание». «Ангелы» и «демоны» Родиона Рас­кольникова.

Цель: рассмотреть образ Раскольникова в системе образов романа, показать, как в столкновениях со своими двойниками - Лужи­ным, Свидригайловым, с ан­гелом-хранителем Соней Рас­кольников обнаруживает крушение своей теории, всю ее безнравственность; пока­зать борьбу добра и зла в душе главного героя; роль снов Раскольникова в идей­ном содержании романа

2

Уметь выявлять в процессе анализа место Раскольни­кова в системе об­разов романа, про­следить, как в столкновениях с героями

Расколь­ников обнаружива­ет крушение своей теории, всю ее

без­нравственность, борьбу добра и зла в душе главного героя; понимать роль снов Расколь­никова в раскры­тии идеи романа.

Уметь создавать коллажи по

моти­вам романа

«Пре­ступление и нака­зание».


Ч.2 глава 3 Раскольников, Соня о преступлении

Пересказ тезисов учебника

63


Роман «Преступление и на­казание». Мастерство Дос­тоевского-художника.

Цель: раскрыть в процессе анализа романа полифонизм, психологизм повествования, роль детали в романе,

сим­волику имен, цифр, цвета, снов, роль евангельских

мо­тивов

1


Уметь выявлять в процессе анализа романа

полифо­низм, психологизм повествования, роль детали в романе, символику имен, цифр, цвета, снов, роль евангельских мотивов.

Инд. Сообщение «Образы деловых владык жизни»

Главы 3-5 пересказ эпизодов

64-65


Р./р. Классное сочинение по роману Ф. М. Достоев­ского «Преступление и на­казание».

Цель: определить круг тем, составить план, отобрать материал, определить грани­цы темы, полно раскрыть ее

2

Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правиль­но оформить текст сочинения

(орфо­графически и пунктуационно).


Чтение произведений Е.Карпова

66


Художественный мир Л. Н. Толстого. Личность и судьба Л. Н. Толстого. Религиозные и нравствен­ные искания.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого, особенностями его творче­ского метода, религиозными и нравственными исканиями

1

Знать основные этапы жизни и

твор­чества Толстого, осо­бенности его

твор­ческого метода, суть религиозных и нрав­ственных исканий. Уметь делать ин­дивидуальные

со­общения на

задан­ную тему.


Т.1ч.1беседа

67


Роман-эпопея «Война и мир». История создания и идейно-художественное своеобра­зие романа-эпопеи.

Цель: познакомить с историей создания произведения,

жан­ровым и идейно-

художе­ственным своеобразием, особен­ностями сюжета, смыслом на­звания

1

Знать историю

соз­дания и смысл на­звания произведе­ния.

Уметь видеть

жан­ровое, идейно-художественное своеобразие,

осо­бенности сюжета романа-эпопеи.


Т.1.ч.1 подготовиться к опросу и проверке знаний текста

68-69


Изображение дворянского общества в романе-эпопее «Война и мир». «Мысль семейная».

Цель: показать дворянское общество; выявить «мысль семейную» в романе: систе­ма нравственных ценностей, отношение к воспитанию детей, идеальные семьи в романе

2

Уметь видеть в процессе анализа идеал дворянской семьи, систему нравственных

цен­ностей писателя, делать

сравнитель­ную характеристи­ку семей Ростовых, Болконских,

Курагиных.

Уметь

анализиро­вать эпизод.

Ответы на вопросы по 2 и 3 ч. Т.1 «Война 1805-1807 г»

70-71


«Дорога чести» Андрея Бол­конского» в романе Л. Н.

Тол­стого «Война и мир».

Цель: проследить путь нрав­ственных исканий А.

Бол­конского, выявить средства характеристики персонажа

2

Уметь

характери­зовать путь нравст­венных исканий А. Болконского, выявлять средства

ха­рактеристики персо­нажа.

Уметь

анализиро­вать ЭПИЗОД.

Т.2 ч1-3 поиски смысла Болконского, Безухова

72-73


Путь исканий Пьера Безухова в романе Л. Н.

Толстого «Война и мир».

Цель: проследить путь исканий Пьера, «диалектику души» героя

2

Уметь

характеризовать путь нравственных исканий

П. Безухова, выявлять средства

характеристики пер­сонажа, видеть при­ем «диалектики души» в изображе­нии героя.

Уметь давать сравнительную характеристику А. Болконского и П. Безухова.


Инд. сообщения

«Отношение Толстого к войне» «Проблема героизма по Толстому»

74-75


Роман «Война и мир». Поиски «мира» и своего места в мире. Наташа Ростова на пути к счастью.

Цель: проследить путь

нравственных исканий Н. Ростовой, осознать «диалектику души»

героини

2

Уметь

характеризовать путь нравственных исканий

Наташи Ростовой,

выявлять средства

характеристики

персонажа, видеть

прием «диалектики

души» в изображе­нии героини.

Уметь делать

мультимедийную

презентацию «Любимые героини Л. Толстого».


Выучить отрывок «Описание дуба» т.2ч.3

76-77


Роман «Война и мир». Истинный и ложный пат­риотизм в изображении Л. Н. Толстого.

Цель: показать роль приема антитезы в изображении войны 1805-1807 гг., войны 1812 г., при изображении «трутней» и истинных пат­риотов

2

Уметь видеть роль приема антитезы в изображении Л. Н. Толстым ис­тинного и ложного патриотизма,

ана­лизировать эпизод романа.


Уметь

анализиро­вать эпизод.

т.4 составить вопросы викторины на проверку знаний текста

78


«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Кутузов и Наполеон в ро­мане «Война и мир»).

Цель: показать роль приема антитезы в создании харак­теров Кутузова и Наполеона, идейный смысл этого проти­вопоставления

1

Уметь видеть роль антитезы в

изобра­жении Толстым ис­тинного патриотиз­ма, подлинного ве­личия Кутузова и тщеславия,

безнрав­ственности Наполе­она, делать сравни­тельную характери­стику героев.

Уметь производить анализ эпизода.

Выписать эпизоды образов Кутузова, Наполеона

79


«Гроза двенадцатого года» (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).

Цель: показать, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война», в чем видит Толстой величие русского на­рода; рассмотреть образы Т. Щербатого и П. Каратаева, воплощающие

противополож­ные стороны русского нацио­нального характера

11

Уметь видеть в процессе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война», в чем видит Толстой величие русского народа; понимать, что образы Т. Щербато­го и П. Каратаева -воплощение противоположных сторон русского национального характера.


Подготовка к сочинению

Т4 партизанская война, народные герои

80-81


Р./р. Классное сочинение по роману Л. Н. Толстого

«Война и мир».

Цель: выявить уровень усвоения темы, умение отбирать материал, определять

границы темы, полно, последовательно, грамотно ее раскрывать

2

Уметь осмыслить тему, определить

ее границы, полно раскрыть, правильно оформить текст

сочинения(речь, орфография, пунктуация).



Знание текста «Анна Каренина» анализ произведения

82-83


Л.Н.Толстой «Анна Каренина». Психологизм романа.

2





84


Личность и судьба А. П. Чехова. Основные черты чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя.

Цель: познакомить с жизненным и творческим путем А. П. Чехова, его идейной и эстетической позицией, основной проблематикой чеховского творчества, своеобразием мастерства

1

Знать жизненный

и творческий путь

А. П. Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества, своеобразие мастерства

писателя.

Уметь делать индивидуальные

со­общения о жизни и творчестве писателя.


«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»










85-86


Особенности изображения «маленького человека» в про­зе А. П. Чехова.

Цель: выявить основную идею рассказов: «футлярность» существования и духовная свобода, уход от настоящей жизни в «футляр»


2

Уметь выявить

ос­новную идею

рас­сказов:

«футляр­ность» существо­вания и духовная свобода, уход от на­стоящей жизни в «футляр» («Чело­век в футляре» -футляр страха и власти, «Крыжов­ник» - футляр

соб­ственности, «О лю­бви» - футляр

се­мьи).

Уметь анализиро­вать рассказ.

Анализ рассказа «Ионыч». Основные приемы чеховской поэтики

87-88


Рассказ «Ионыч». Тема гибели человеческой души.

Цель: раскрыть проблему ис­тинных и ложных ценностей в рассказе Чехова, показать принцип нисходящего разви­тия личности. Роль детали

2

Уметь раскрывать проблему истинных и ложных ценнос­тей в рассказе Че­хова, выявлять прин­цип нисходящего развития личности, роль детали в

ха­рактеристике

пер­сонажей, в идейном содержании про­изведения.

Уметь

анализиро­вать рассказ.

Страницы учебника

выписать художеств. Приемы, раскрывающие губительную силу пошлости и обывательщ.

89-92


Пьеса «Вишневый сад». Жанровое своеобразие. Идейное содержание. Ос­новной конфликт. Герои.

Цель: показать актуальность звучания пьесы в наше вре­мя, жанровое своеобразие, основной конфликт (внеш­ний, внутренний), принципы группировки действующих лиц, средства характеристи­ки персонажей

4

Уметь определять жанровое

своеоб­разие, основной конфликт (внеш­ний, внутренний), принципы

группи­ровки действующих лиц, средства

ха­рактеристики пер­сонажей, видеть особенности

чехов­ской драматургии, актуальность

звуча­ния пьесы в наше время.

Уметь разыграть эпизод из пьесы и прокомментиро­вать актерский и режиссерский

за­мысел.

Доклад «Чехов и Московский художественный театр»

Конфликт. Этапы развития

93


Р./р. Подготовка к сочинению по творчеству А. П. Чехова.

Цель: выявить степень усвоения темы, умение определять границы темы, полно

и грамотно ее раскрывать

1

Уметь осмыслить тему, определить

ее границы, полно раскрыть, правильно оформить созданный текст.

Знать об особенностях позднего романтизма, реализма и символизма в зарубежной литературе второй поло­вины XIX в.

Домашнее сочинение по творчеству Чехова

94


Рассказы Чехова. Юмор в рассказах

1




95


Контрольное тестирование по литературе 19 века

1




96












Обзор зарубежной литературы второй половины

XIX в.

Цель: познакомить с основными тенденциями в развитии зарубежной литературы второй половины XIX в.

1

Знать основные тенденции в развитии зарубежной

литературы второй

половины XIX в.

Уметь сравнивать основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй поло-

вины XIX в. с основными тенденциями в развитии русской литературы второй половины XIX в.

Статья учебника

Сообщение по творчеству Ги де Мопассана








97




Жизнь и творчество Ги де Мопассана. Новелла

«Ожерелье».

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Ги де Мопассана, с содержанием новеллы; раскрыть мастерство психологического анализа

1

Знать сюжет новеллы «Ожерелье».

Уметь раскрывать особенности композиции новеллы, систему ее образов

Уметь анализировать психологизм

произведения, опираясь на раздумья

автора о

человеческом назначении и

несправедливости

мира, мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни

Связный рассказ об этапах жизни Гибсена

98


Жизнь и творчество Г. Иб­сена. Драма «Кукольный дом».

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Г. Ибсена, с со­держанием драмы; раскрыть особенности конфликта в дра­ме, ее социальную и

нравст­венную проблематику

1

Знать содержание драмы «Кукольный дом», социальную и нравственную

про­блематику пьесы. Уметь раскрывать особенности

кон­фликта драмы,

об­раз Норы

Уметь раскрывать особую роль сим­волики в драме «Ку­кольный дом»

Знание текста

99


Жизнь и творчество А. Рем­бо. Стихотворение

«Пья­ный корабль».

Цель: познакомить с жизнью и творчеством А. Рембо, с особенностями поэтического языка

1

Знать особенности поэтического языка А. Рембо.

Уметь на примере стихотворения «Пья­ный корабль» рас­крывать особенно­сти поэтики А. Рембо


Анализ стихотворения

100


Любимое произведение зарубежной литературы 19 века

1




101-103


Повторение изученного материала

Контрольное тестирование

3




104-108


Резервное время

5