СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе в 10 классе
Количество часов: 3 часа в неделю (108 час/год)
Уровень: базовый
Срок реализации программы: 1 год (2013-2014 учебный год)
Учитель: Гриних Н.В.
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе в 10 классе
Количество часов: 3 часа в неделю (108 час/год)
Уровень: базовый
Срок реализации программы: 1 год (2013-2014 учебный год)
Учитель: Гриних Н.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень, Программы по литературе для 5-11-х классов (под редакцией В.Я.Коровиной); приказа Министерства образования РФ от 24 января 2012 года №39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».
Предлагаемая рабочая программа учитывает современные требования к данной деятельности учителя. Кроме традиционного распределения программного материала по количеству часов, определяются цели изучения каждой темы, педагогические средства, вид деятельности и планируемый результат на разных уровнях усвоения.
При составлении данной программы были сокращены часы по изучению романа «Война и мир» и заменены на час внеклассного чтения по творчеству Л.Н.Толстого.
Добавлены уроки на изучение зарубежной литературы – урок внеклассного чтения. Творчество русских поэтов о природе (Ф.Тютчев, А.Фет) дополнено уроком внеклассного чтения на тему «Любимые русские поэты о природе».
Обязательным является выделение часов для внеклассного чтения - около 10 % от общего количества часов. В данной программе на внеклассное чтение отводится 7 уроков. Как правило, уроки внеклассного чтения не только расширяют круг чтения обучающихся, но и формируют их читательскую самостоятельность, особым образом способствуют развитию общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
В программу входят уроки по развитию речи (19 часов). В общее число часов по развитию речи входят как аудиторные творческие работы, так и домашние.
Структура документа.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Рабочая программа не распределяет учебный материал по отдельным классам: все содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Рабочая программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.
Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Общая характеристика учебного предмета.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Цели.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования. В 10 классе выделяется по 108 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Указанные в программе часы, отведенные на изучение творчества того или иного писателя, предполагают возможность включения, кроме названных в программе, и других эстетически значимых произведений, если это не входит в противоречие с принципом доступности и не приводит к перегрузке учащихся.
При составлении планирования уроков необходимо предусмотреть в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения.
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект, включающий следующие учебно-методические пособия и образовательные ресурсы:
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.И. Коровин, В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2010 г.
Литература. Развернутое тематическое планирование. 9-11 классы. О.А.Арисова и др. – Волгоград, 2009.
И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе 19 века. М.: «ВАКО», 2001 г.
Образовательный сайт Е.А. Захарьиной. Интерактивные тесты по литературе. http://www.saharina.ru
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (108 ч)
Литература XIX века
№ раздела | Тема раздела | Содержание раздела | Кол-во часов |
1 | Ведение | Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской «тературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков. | 1 |
2 | Литература первой половины XIX века Обзор русской литературы первой половины XIX века
А. С. Пушкин
М.Ю. Лермонтов
Н.В. Гоголь
|
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. Письменная работа по теории литературы. Знание литературных направлений 19 века Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемон- тн» (возможен выбор трех других стихотворений). Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений). Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Невский проспект». Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н. В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры | 9+2р/р
2
3
2
2 |
3 | Литература второй половины XIX века Обзор русской литературы второй половины XIX века
А. Н. Островский
Ф. И. Тютчев
А. А. Фет
Внеклассное чтение И. А. Гончаров
И. С. Тургенев
Внеклассное чтение
А.К. Толстой
Н.А. Некрасов
Внеклассное чтение
Н.С. Лесков
М.Е. Салтыков-Щедрин
Ф.М. Достоевский
Л.Н. Толстой
Внеклассное чтение А.П. Чехов
Внеклассное чтение Контрольное тестирование по литературе 19 века | Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание. Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»'. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «SiIentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...» (возможен выбор трех других стихотворений). Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», «Еще одно забывчивое слово...» (возможен выбор трех других стихотворений). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. Любимые стихи русских поэтов о природе. «Звучащее слово» Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова. Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты). Домашнее сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Рудин», «Дворянское гнездо», Накануне».(обзор). Психологизм произведений Жизнь и творчество (обзор). «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...» Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...» (возможен выбор трех других стихотворений). Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова. Женские образы в произведениях современных писателей: В.Распутин, В.Шукшин, В.Астафьев и др. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения). Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры. Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказазание» Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. «Анна Каренина». Психологизм романа Жизнь и творчество. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения). Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Рассказы Чехова. Юмор в рассказах Обобщение и систематизация изученного материала | 70 + 13р/р
1
5+2р/р
3
2+2р/р
1 4+2р/р
5+1р/р
1
2
5+1р/р
1
2
3
8+2р/р
14+2р/р
2 9+1р/р
1 1 |
4 | Зарубежная литература Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века Ги де Мопассан
Г. Ибсен
А. Рембо
Внеклассное чтение |
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения). Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом деле и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа. Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме». Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения). Тема стихийности жизни, полной раскрепощённости и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка. Любимое произведение зарубежной литературы 19 века. | 5
1
1
1
1
1 |
5 | Повторение изученного материала Контрольное тестирование |
| 3 |
6 | Резервное время |
| 5 |
| Всего: |
| 108 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Дата |
| Кол-во час
|
| ||
Тема урока | Базовый уровень | Повышенный уровень | Д/З | |||
1 |
| Русская литература Х1Х в. в контексте мировой культуры. Цель: обзорно раскрыть основные темы и проблемы русской литературы XIX в., подчеркнуть значение художественных открытий русских писателей-классиков для развития мировой культуры | 1 | Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX в.: тема свободы, духовно-нравственных исканий человека, нравственного идеала и «праведничества», борьбы с социальной несправедливостью и угнетением человека | Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX в. с мировой культурой | Дополнить периодическую таблицу о писателях Сообщение «Литературная критика 60-х годов» |
2 |
| Обзор русской литературы первой половины Х1Х в. Цель: анализировать знания о политическом, промышленном, культурном положении России в первой половине XIX в.; повторить понятия: классицизм, сентиментализм, романтизм; на примерах произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя показать зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. | 1 | Знать основные произведения и писателей русской литературы первой половины XIX в. Уметь определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям XIX в. | Уметь выделять из общего контекста русской литературы первой половины XIX в. произведения, связанные с национальным самоопределением русской литературы | Сообщение «Особенности литературной критики 2 половины 19 века» Подготовиться к письменной работе |
3 |
| Р.Р. Письменная работа по теории литературы. Знание литературных направлений 19 века | 1 |
|
| Выраз. чтение стихов А.С.Пушкина по выбору |
4 |
| Жизнь и творчество А. С. Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике. (Обзор лирики). Цель: вспомнить основные этапы жизни и творчества А. С. Пушкина; обзорно рассмотреть основные темы в творчестве поэта | 1 | Уметь раскрывать «вечные темы» в творчестве А. С. Пушкина: природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия | Знать о художественных открытиях А. С. Пушкина. Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину | Сочинение-размышление «Читая Пушкина» |
5-6 |
| Конфликт личности и государства в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Цель: познакомить с содержанием поэмы «Медный всадник», раскрыть основные образы поэмы, показать своеобразие жанра и композиции произведения | 2 | Знать основные образы поэмы, своеобразие жанра и композиции произведения. Уметь раскрывать конфликт личности и государства, изображенный в поэме через образ стихии, образы Евгения и Петра | Уметь раскрывать проблему индивидуального бунта
| Составить вопросы к викторине по тв-ву Пушкина
Составить тезисный план «В чем сходство и различие поэзии Пушкина и Лермонтова» |
7-8 |
| Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова; своеобразие художественного мира поэта (Обзор лирики) Цель: вспомнить основные этапы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова; обзорно рассмотреть основные темы в творчестве М. Ю. Лермонтова | 2 | Уметь: раскрывать основные темы и мотивы в творчестве М.Ю.Лермонтова: тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества | Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчеркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций | Чтение и анализ произведений И.Кашпурова |
9-10 |
| Жизнь и творчество Н. В. Гоголя (обзор). Повесть «Невский проспект». Цель: вспомнить основные этапы жизни и творчества Н. В. Гоголя; на примере повести «Невский проспект» рассмотреть особенности стиля Н. В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры | 2 | Знать особенности стиля Н. В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры | Уметь анализировать прозаическое произведение | Домашнее сочинение «Творчество Гоголя и наше время» |
11-12 |
| Р./р. Сочинение по литературе первой половины XIX в. Цель: определить круг тем по литературе первой половины XIX в; выявить степень усвоения материала, умение отбирать необходимый материал для полного раскрытия темы, проверить правильность речевого оформления | 2 | Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно, грамотно изложить в письменной речи |
| Составление таблица «Писатели, их творчество и литературная деятельность 2-й половины 19 века»
|
13 |
| Русская литература и общественная мысль второй половины Х1Х в. Цель: дать понятие о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике, «эстетической критике»; познакомить с религиозно-философскими мыслями 80-90-х гг. | 1 | Знать о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно- демократической критике, «эстетической критике», религиозно- философской мысли 80-90-х гг.
| Уметь при помощи компьютера систематизировать и презентовать результаты познавательной деятельности.
| Чтение пьесы «Гроза», «Бесприданница»
|
14 |
| Художественный мир А. Н. Островского. Личность и судьба драматурга. Островский и Малый театр. Новаторство драматурга. Цель: дать понятие о личности и судьбе Островского, этапах его творческого пути, сотрудничестве с Малым театром, новаторстве драматурга | 1 | Знать основные моменты биографии А. Н. Островского, о вкладе драматурга в развитие русского национального театра, о новаторстве А. Н. Островского. Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии. | Уметь, используя различные источники информации, представлять сценическую историю пьесы на московской и петербургской сценах. | Д.1, явл.3; явл.7 Наизусть отрывок «Жестокие нравы, сударь,…» |
15-16 |
| Драма «Гроза». Темное царство в изображении А. Н. Островского. Цель: дать понятие о самодурстве как социально-психологическом явлении; охарактеризовать персонажей пьесы, являющихся носителями этого качества | 2 | Знать о самодурстве как социально-психологическом явлении. Уметь характеризовать самодуров и их жертвы, работая с текстом, анализировать сцены пьесы, объяснять их связь с проблематикой произведения | Уметь сравнивать сценическое воплощение образов главных персонажей пьесы разными актерами, оценивать исполнение
| Д.3 явл.3,2 Образ Кабановой |
17 |
| Трагедия Катерины Кабановой. Цель: показать цельность, незаурядность натуры Катерины, ее обостренное чувство дома, протест против «неволи» | 1 | Уметь, работая с текстом, составлять подробную характеристику образа Катерины, выявлять средства характеристики персонажа. | Уметь при помощи элементов театрализации понимать глубокий психологизм образа главной героини, его трагизм. | Заполнить таблицу «Образ города Калинова» Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза»
|
18-19 |
| Р.Р.Сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза». Цель: выявить степень усвоения материала, умение осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть правильность речевого оформления | 2 | Уметь писать сочинение на литературную тему, осмыслить, определить ее границы, полно раскрыть, обнаружить правильность речевого оформления и степень усвоения материала. |
| Сообщение по теме «Художественный мир пьесы «Бесприданница» |
20 |
| Драма «Бесприданница». Проблематика. Конфликт. Цель: выявить тему, проблематику, внешний и внутренний конфликты пьесы, систему характеров | 1 | Уметь выявить тему, проблематику, внешний и внутренний конфликты пьесы, систему характеров. |
| Наизусть стихи Ф.Тютчева по выбору |
21-23 |
| Ф. И. Тютчев. Личность и судьба поэта. Тематика. Философский характер лирики. Мастерство. Цель: познакомить с личностью Ф. И. Тютчева, разнообразием тематики его поэзии; показать философский характер лирики и мастерство; дать понятие «чистое искусство» | 2 | Знать о романтической литературе второй половины XIX в., ее представителях, об эстетической концепции поэтов «чистого искусства», об изобразительно-выразительных средствах их произведений; о философском характере лирики Тютчева. Уметь анализировать стихотворение в единстве формы и содержания, определять авторский стиль. | Уметь делать сравнительный анализ стихотворений поэтов «чистого искусства» и поэтов демократического направления, «иллюстрации», коллажи стихотворений Ф. Тютчева. Составление литературно-музыкальных композиций по творчеству поэта.
| Страницы учебника Индивидуал. сообщение «Три загадки Ф.Тютчева» |
24-25 |
| А. А. Фет. Личность и судьба поэта. Эстетические принципы, тематика лирики, психологизм. Цель: познакомить с личностью А. А. Фета, эстетическими принципами, особенностями тематики творчества, мастерством | 2 | Знать о глубоком психологизме лирики А. А. Фета, об изобразительно-выразительных средствах его произведений. Уметь анализировать стихотворения А. А. Фета | Уметь делать сравнительный анализ стихотворений поэтов «чистого искусства» и поэтов демократического направления, «иллюстрации», коллажи стихотворений А. Фета Составление литературно-музыкальных композиций по творчеству поэта. | Письменный анализ стихотворения «Печальная береза» или по выбору Составить план сочинения по тв-ву Фета и Тютчева |
26-27 |
| Р./р. Сочинение по творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Цель: выявить степень усвоения материала, определить круг тем по творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, умение отбирать необходимый материал для полного раскрытия темы, проверить правильность речевого оформления | 2 | Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно, грамотно изложить |
| Подготовка к конкурсу выразит. чтения |
28 |
| Любимые стихи русских поэтов о природе. «Звучащее слово» | 1 |
|
| Индивидуальное сообщение о тв-ве М.Усова |
29 |
| Художественный мир И. А. Гончарова. Личность и судьба писателя. Своеобразие художественного таланта И. А. Гончарова. Цель: познакомить с биографией А. И. Гончарова, своеобразием художественного таланта писателя (запечатлеть историю человеческой души) | 1 | Знать биографию Гончарова, своеобразие художественного таланта писателя(запечатлеть историю человеческой души). Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии. | Уметь подготовить обзор идейного содержания романов «Обыкновенная история», «Обрыв». | Подготовится к беседе по 1-10 главе |
30 |
| И. А. Гончаров «Обломов». Полнота и сложность образа, его внутренняя противоречивость. Цель: познакомить с главным героем романа, сложностью и противоречивостью его образа, показать роль детали в характеристике героя, роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути этого персонажа, идейного содержания романа | 1 | Уметь давать характеристику Обломову, видеть сложность и противоречивость его образа, роль детали в характеристике героя, роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути этого персонажа, идейного содержания романа. |
| Выписать тезисы «Обломов в оценке Добролюбова и Дружинина» |
31 |
| «Обломов». Андреи Штольц как антипод Обломова. Цель: составить сравнительную характеристику Обломова и Штольца | 1 | Уметь составлять сравнительную характеристику Обломова и Штольца. | Уметь делать сравнительные характеристики Александра Адуева и Ильи Обломова, Петра Адуева и Штольца. | 2-3 части задание по группам (анализ глав) |
32 |
| «Обломов». Обломов и Ольга Ильинская. Цель: составить сравнительную характеристику Обломова и Ольги. Выявить причину их разрыва: «Кто виноват?» | 1 | Уметь составлять сравнительную характеристику Обломова и Ольги, выявить причину их разрыва: «Кто виноват?» |
| Сочинение-миниатюра «Столкновение мечты и действительности в жизни Обломова» |
33-34 |
| Р./р. Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов». Цель: выявить степень усвоения материала, умение осмыслить тему; определить границы темы, проверить правильность речевого оформления | 2 | Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить
|
| Индивидуальные сообщения «Биография писателя», «Мир романов Тургенева» |
35 |
| Художественный мир И. С. Тургенева. Личность и судьба писателя. Его эстетические и этические позиции, участие в журнальной полемике. Цель: дать представление о личности и судьбе Тургенева, его творчестве, эстетических и этических принципах, глубоком психологизме его произведений | 1 | Знать о личности и судьбе Тургенева, его творчестве, эстетических и этических принципах, глубоком психологизме его произведений. Уметь делать индивидуальные сообщения. | Уметь подготовить обзор идейного содержания романов «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне». | Чтение рассказов «Бирюк», «Ермолай и мельничиха», «Хорь и Калиныч»
|
36 |
| «Рудин», «Дворянское гнездо», Накануне».(обзор). Психологизм произведений | 1 |
|
| «Отцы и дети» гл. 1-11 |
37 |
| Роман «Отцы и дети». Отражение в романе политической борьбы 60-х гг. Смысл названия. Композиция. Цель: показать, как отражены в романе политическая борьба 60-х гг., положение пореформенной России; раскрыть смысл названия романа, нравственную и философскую проблематику произведения
| 1 | Знать, как отражены в романе политическая борьба 60-х гг., положение пореформенной России; смысл названия романа, нравственную и философскую проблематику романа. Уметь выявлять нравственную и философскую проблематику романа в работе с текстом. |
| Выбрать из текста материал к анализу образов героев |
38-39 |
| Роман «Отцы и дети». Дворянство в изображении Тургенева. Цель: выявить общественные, нравственные, культурные, духовные ориентиры Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия | 2 | Уметь выявлять общественные, нравственные, культурные, духовные ориентиры Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия, выполняя проблемные задания по тексту.
| Уметь делать выписки из литературоведческ статей современных авторов, в которых анализируются образы данных персонажей, представлять и защищать в дискуссии свою позицию. | Составление таблицы по характеристике героев |
40 |
| Роман «Отцы и дети». Сила и слабость Е. Базарова. Цель: показать личность Базарова как натуру могучую, незаурядную, но ограниченную естественнонаучными рамками, отрицающую любовь, искусство, философию, религию | 1 | Уметь, анализируя текст, видеть авторский замысел о Базарове как натуре могучей, незаурядной, но ограниченной естестенно-научными рамками, отрицающей любовь, искусство, философию, религию. | Уметь делать выписки из литературоведческих статей Н. Добролюбова и Д. И. Писарева, в которых анализируется образ Базарова, представлять и защищать в дискуссии свою позицию
| Система образов героев Инд зад. «Базаров» |
41 |
| Р./р. Подготовка к домашнему сочинению по роману И. С. Тургенева. Цель: определить круг тем, составить план, отобрать материал, определить границы темы, полно раскрыть ее | 1 | Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно и грамотно оформить текст |
| Домашнее сочинение по творчеству Тургенева |
42-43 |
| Обзор жизни и творчества А. К. Толстого. Своеобразие художественного мира А. К. Толстого. Цель: обзорно познакомить с жизнью и творчеством А. К. Толстого, с основными темами, мотивами и образами поэзии
| 2 | Знать основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого | Умение анализировать стихотворное произведение | Составление конспекта по биографии А.К.Толстого |
44 |
| Художественный мир Н. А. Некрасова. Личность и судьба. Место в литературном процессе. Цель: познакомить с личностью и творчеством Н. А. Некрасова, его местом в литературном процессе | 1 | Знать биографию Н. А. Некрасова, особенности его творчества. Уметь делать индивидуальные сообщения.
| Уметь делать сравнительный анализ стихотворений поэтов «чистого искусства» и поэтов демократического направления, составлять литературно-музыкальные композиции по творчеству Некрасова.
| Выразительное чтение стихов по выбору |
45 |
| Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова. Новаторский характер его поэзии. Цель: дать понятие об основных мотивах лирики, новаторстве Н. А. Некрасова | 1 | Знать основные мотивы лирики, новаторство Н. А. Некрасова, трехсложные размерь! стиха. Уметь анализировать стихотворения Н. А. Некрасова с точки зрения их идейного содержания и художественной формы. | Письменный анализ стихотворения по выбору Знать содержание поэм «Коробейники», Мороз, Красный нос», «Русские женщины» | |
46-47 |
| «Н. А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме. Цель: дать представление об истории создания поэмы, ее проблематике и композиции, особенностях жанра, принципе фольклорного восприятия мира в ней; обрисовать образы бунтарей-правдоискателей, выявить средства характеристики персонажей, их роль в раскрытии идейного замысла поэмы | 2 | Знать историю создания поэмы. Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней. | Уметь обращаясь к тексту, характеризовать образы бунтарей- правдоискателей, выявлять средства характеристики персонажей, их роль в раскрытии идейного замысла поэмы | Задания по 1 главе по группам |
48 |
| «Есть женщины в русских селеньях...». Образ Матрены Тимофеевны. Нравственный идеал счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Цель: показать лучшие черты русского национального характера в образе Матрены Тимофеевны, роль фольклора в характеристике героини; дать понятие о проблеме нравственного идеала счастья, нравственного долга, греха, покаяния в поэме, образе Гриши Добросклонова как народного заступника | 1 | Знать о проблеме нравственного идеала счастья, нравственного долга, греха, покаяния в поэме. Уметь, обращаясь к тексту, выявлять лучшие черты русского национального характера в образе Матрены Тимофеевны, роль фольклора в характеристике героини; характеризовать образ Гриши Добросклонова как народного заступника, | Уметь характеризовать и сравнивать образы Матрены Тимофеевны и Катерины Кабановой. | Краткий пересказ 3 главы, анализ, беседа по тексту выписать из текста эпизоды о счастье |
49 |
| Р./р. Подготовка к Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова. Цель: обобщить и закрепить знание материала по данной теме, совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему | 1 | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать
| Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему
| Домашнее сочинение по творчеству Некрасова |
50 |
| Женские образы в произведениях современных писателей: В.Распутин, В.Шукшин, В.Астафьев и др. | 1 |
|
| Индивидуал. задания Знать тексты |
51-52 |
| Художественный мир Н. С. Лескова. Личность и судьба писателя. Особенности художественного мира его произведений. «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие. Цель: познакомить с основными вехами творческого пути Лескова, особенностями его творческой манеры, воссоздать галерею его героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни; разъяснить смысл названия произведения; рассмотреть тему пра-ведничества в повести, композицию, жанр(сказ-повествование), фольклорные мотивы; представить жизнь Ивана Флягина как символа духовного пробуждения русского народа | 2 | Знать творческий путь Н. С. Лескова, особенности его творческой манеры, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве Лескова; объяснять смысл названия повести, определять элементы композиции, жанр (сказ-повествование); раскрывать тему праведничества в повести, роль фольклорных мотивов. | Уметь делать сообщение «Образы праведников в произведениях Лескова». характеризовать образ Ивана Флягина как символа духовного пробуждения русского народа. | Составить план характерис. Ивана Флягина Выписать ключевые слова по образу героя |
53 |
| Художественный мир М. Е. Салтыкова-Щедрина. Очерк творчества. Цель: дать представление о жизненном и творческом подвиге М. Е. Салтыкова-Щедрина, особенностях сатиры писателя | 1 | Знать о жизненном и творческом подвиге Салтыкова-Щедрина, особенностях сатиры автора. Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве великого сатирика | Уметь делать сообщение о сатирических приемах Гоголя и Салтыкова-Щедрина. | Чтение сказок Составление план-характер. биографии Салтыкова-Щедрина |
54-55 |
| М. Е. Салтыков-Щедрин и его роман «История одного города» как сатирическое произведение. Цель: сформировать представление о романе как сатире на современное государственное устройство, особенностях жанра, композиции, проблематике произведения, художественных средствах: гротеске, фантастике, иносказании | 2 | Уметь в процессе анализа определять особенности жанра, композиции, проблематику произведения, роль художественных средств(гротеск, фантастика, иносказание) в раскрытии его идейного содержания. |
| Стр. учебника сообщение «Острое сатирическое слово Салтыкова-Щедрина» |
56 |
| Художественный мир Ф. М. Достоевского. Жизнь и творчество. Особенности творческого метода. Цель: познакомить с жизнью и творчеством Достоевского, особенностями творческого метода: полифония, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества Достоевского, особенности творческого метода писателя: полифония, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм. Уметь выступать с сообщениями о жизни и творчестве великого гуманиста. |
| Хронологическая таблица по стр. учебника |
57 |
| Тема «маленького человека» в творчестве Достоевского. («Униженные и оскорбленные», «Бедные люди».) Цель: дать понятие о традициях и новаторстве раскрытия темы «маленького человека», философской и духовной проблематике, протесте против превращения человека в «ветошку», в средство для достижения каких бы то ни было целей, психологизме романов, художественных приемах раскрытия образов | 1 | Уметь видеть традиции и новаторство в раскрытии темы «маленького человека», философскую и духовную проблематику, протест против превращения человека в «ветошку», в средство для достижения каких бы то ни было целей, психологизм романов, художественные приемы раскрытия образов. | Уметь делать мультимедийную презентацию «Тема «маленького человека» в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского». | Ч.1-5 по группам |
58 |
| Роман «Преступление и наказание». История создания и идейно-художественное своеобразие романа. Цель: дать понятие об истории создания, тематике, проблематике, идейном содержании, композиции романа, художественных приемах | 1 | Знать историю создания, тематику, проблематику, идейное содержание, композицию романа. Уметь видеть в тексте романа художественные приемы создания образов. |
| Ч.1 главы 2-4 размышления Раскольникова |
59-60 |
| Роман «Преступление и наказание». Социальные и философские источники преступления Раскольникова. Петербург Достоевского. Цель: выявить в процесс анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова, ее развенчание | 2 | Уметь выявлять в процессе анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова, ее развенчание. | Уметь провести исследование «Проблема наполеонизма в произведениях Пушкина и Достоевского» с помощью компьютерных технологий. | Творческая работа «Петербург Достоевского» |
61-62 |
| Роман «Преступление и наказание». «Ангелы» и «демоны» Родиона Раскольникова. Цель: рассмотреть образ Раскольникова в системе образов романа, показать, как в столкновениях со своими двойниками - Лужиным, Свидригайловым, с ангелом-хранителем Соней Раскольников обнаруживает крушение своей теории, всю ее безнравственность; показать борьбу добра и зла в душе главного героя; роль снов Раскольникова в идейном содержании романа | 2 | Уметь выявлять в процессе анализа место Раскольникова в системе образов романа, проследить, как в столкновениях с героями Раскольников обнаруживает крушение своей теории, всю ее безнравственность, борьбу добра и зла в душе главного героя; понимать роль снов Раскольникова в раскрытии идеи романа. | Уметь создавать коллажи по мотивам романа «Преступление и наказание».
| Ч.2 глава 3 Раскольников, Соня о преступлении Пересказ тезисов учебника |
63 |
| Роман «Преступление и наказание». Мастерство Достоевского-художника. Цель: раскрыть в процессе анализа романа полифонизм, психологизм повествования, роль детали в романе, символику имен, цифр, цвета, снов, роль евангельских мотивов | 1 |
| Уметь выявлять в процессе анализа романа полифонизм, психологизм повествования, роль детали в романе, символику имен, цифр, цвета, снов, роль евангельских мотивов. | Инд. Сообщение «Образы деловых владык жизни» Главы 3-5 пересказ эпизодов |
64-65 |
| Р./р. Классное сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Цель: определить круг тем, составить план, отобрать материал, определить границы темы, полно раскрыть ее | 2 | Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно оформить текст сочинения (орфографически и пунктуационно). |
| Чтение произведений Е.Карпова |
66 |
| Художественный мир Л. Н. Толстого. Личность и судьба Л. Н. Толстого. Религиозные и нравственные искания. Цель: познакомить с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого, особенностями его творческого метода, религиозными и нравственными исканиями | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества Толстого, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему. |
| Т.1ч.1беседа |
67 |
| Роман-эпопея «Война и мир». История создания и идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи. Цель: познакомить с историей создания произведения, жанровым и идейно- художественным своеобразием, особенностями сюжета, смыслом названия | 1 | Знать историю создания и смысл названия произведения. Уметь видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие, особенности сюжета романа-эпопеи. |
| Т.1.ч.1 подготовиться к опросу и проверке знаний текста |
68-69 |
| Изображение дворянского общества в романе-эпопее «Война и мир». «Мысль семейная». Цель: показать дворянское общество; выявить «мысль семейную» в романе: система нравственных ценностей, отношение к воспитанию детей, идеальные семьи в романе | 2 | Уметь видеть в процессе анализа идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей писателя, делать сравнительную характеристику семей Ростовых, Болконских, Курагиных. | Уметь анализировать эпизод. | Ответы на вопросы по 2 и 3 ч. Т.1 «Война 1805-1807 г» |
70-71 |
| «Дорога чести» Андрея Болконского» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Цель: проследить путь нравственных исканий А. Болконского, выявить средства характеристики персонажа | 2 | Уметь характеризовать путь нравственных исканий А. Болконского, выявлять средства характеристики персонажа. | Уметь анализировать ЭПИЗОД. | Т.2 ч1-3 поиски смысла Болконского, Безухова |
72-73 |
| Путь исканий Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Цель: проследить путь исканий Пьера, «диалектику души» героя | 2 | Уметь характеризовать путь нравственных исканий П. Безухова, выявлять средства характеристики персонажа, видеть прием «диалектики души» в изображении героя. | Уметь давать сравнительную характеристику А. Болконского и П. Безухова.
| Инд. сообщения «Отношение Толстого к войне» «Проблема героизма по Толстому» |
74-75 |
| Роман «Война и мир». Поиски «мира» и своего места в мире. Наташа Ростова на пути к счастью. Цель: проследить путь нравственных исканий Н. Ростовой, осознать «диалектику души» героини | 2 | Уметь характеризовать путь нравственных исканий Наташи Ростовой, выявлять средства характеристики персонажа, видеть прием «диалектики души» в изображении героини. | Уметь делать мультимедийную презентацию «Любимые героини Л. Толстого».
| Выучить отрывок «Описание дуба» т.2ч.3 |
76-77 |
| Роман «Война и мир». Истинный и ложный патриотизм в изображении Л. Н. Толстого. Цель: показать роль приема антитезы в изображении войны 1805-1807 гг., войны 1812 г., при изображении «трутней» и истинных патриотов | 2 | Уметь видеть роль приема антитезы в изображении Л. Н. Толстым истинного и ложного патриотизма, анализировать эпизод романа.
| Уметь анализировать эпизод. | т.4 составить вопросы викторины на проверку знаний текста |
78 |
| «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир»). Цель: показать роль приема антитезы в создании характеров Кутузова и Наполеона, идейный смысл этого противопоставления | 1 | Уметь видеть роль антитезы в изображении Толстым истинного патриотизма, подлинного величия Кутузова и тщеславия, безнравственности Наполеона, делать сравнительную характеристику героев. | Уметь производить анализ эпизода. | Выписать эпизоды образов Кутузова, Наполеона |
79 |
| «Гроза двенадцатого года» (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»). Цель: показать, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война», в чем видит Толстой величие русского народа; рассмотреть образы Т. Щербатого и П. Каратаева, воплощающие противоположные стороны русского национального характера | 11 | Уметь видеть в процессе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война», в чем видит Толстой величие русского народа; понимать, что образы Т. Щербатого и П. Каратаева -воплощение противоположных сторон русского национального характера. |
| Подготовка к сочинению Т4 партизанская война, народные герои |
80-81 |
| Р./р. Классное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Цель: выявить уровень усвоения темы, умение отбирать материал, определять границы темы, полно, последовательно, грамотно ее раскрывать | 2 | Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно оформить текст сочинения(речь, орфография, пунктуация).
|
| Знание текста «Анна Каренина» анализ произведения |
82-83 |
| Л.Н.Толстой «Анна Каренина». Психологизм романа. | 2 |
|
|
|
84 |
| Личность и судьба А. П. Чехова. Основные черты чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя. Цель: познакомить с жизненным и творческим путем А. П. Чехова, его идейной и эстетической позицией, основной проблематикой чеховского творчества, своеобразием мастерства | 1 | Знать жизненный и творческий путь А. П. Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя. Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве писателя. |
| «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
|
85-86 |
| Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова. Цель: выявить основную идею рассказов: «футлярность» существования и духовная свобода, уход от настоящей жизни в «футляр»
| 2 | Уметь выявить основную идею рассказов: «футлярность» существования и духовная свобода, уход от настоящей жизни в «футляр» («Человек в футляре» -футляр страха и власти, «Крыжовник» - футляр собственности, «О любви» - футляр семьи). | Уметь анализировать рассказ. | Анализ рассказа «Ионыч». Основные приемы чеховской поэтики |
87-88 |
| Рассказ «Ионыч». Тема гибели человеческой души. Цель: раскрыть проблему истинных и ложных ценностей в рассказе Чехова, показать принцип нисходящего развития личности. Роль детали | 2 | Уметь раскрывать проблему истинных и ложных ценностей в рассказе Чехова, выявлять принцип нисходящего развития личности, роль детали в характеристике персонажей, в идейном содержании произведения. | Уметь анализировать рассказ. | Страницы учебника выписать художеств. Приемы, раскрывающие губительную силу пошлости и обывательщ. |
89-92 |
| Пьеса «Вишневый сад». Жанровое своеобразие. Идейное содержание. Основной конфликт. Герои. Цель: показать актуальность звучания пьесы в наше время, жанровое своеобразие, основной конфликт (внешний, внутренний), принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей | 4 | Уметь определять жанровое своеобразие, основной конфликт (внешний, внутренний), принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время. | Уметь разыграть эпизод из пьесы и прокомментировать актерский и режиссерский замысел. | Доклад «Чехов и Московский художественный театр» Конфликт. Этапы развития |
93 |
| Р./р. Подготовка к сочинению по творчеству А. П. Чехова. Цель: выявить степень усвоения темы, умение определять границы темы, полно и грамотно ее раскрывать | 1 | Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно оформить созданный текст. | Знать об особенностях позднего романтизма, реализма и символизма в зарубежной литературе второй половины XIX в. | Домашнее сочинение по творчеству Чехова |
94 |
| Рассказы Чехова. Юмор в рассказах | 1 |
|
|
|
95 |
| Контрольное тестирование по литературе 19 века | 1 |
|
|
|
96 |
| Обзор зарубежной литературы второй половины XIX в. Цель: познакомить с основными тенденциями в развитии зарубежной литературы второй половины XIX в. | 1 | Знать основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XIX в. | Уметь сравнивать основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй поло- вины XIX в. с основными тенденциями в развитии русской литературы второй половины XIX в. | Статья учебника Сообщение по творчеству Ги де Мопассана
|
97 |
| Жизнь и творчество Ги де Мопассана. Новелла «Ожерелье». Цель: познакомить с жизнью и творчеством Ги де Мопассана, с содержанием новеллы; раскрыть мастерство психологического анализа | 1 | Знать сюжет новеллы «Ожерелье». Уметь раскрывать особенности композиции новеллы, систему ее образов | Уметь анализировать психологизм произведения, опираясь на раздумья автора о человеческом назначении и несправедливости мира, мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни | Связный рассказ об этапах жизни Гибсена |
98 |
| Жизнь и творчество Г. Ибсена. Драма «Кукольный дом». Цель: познакомить с жизнью и творчеством Г. Ибсена, с содержанием драмы; раскрыть особенности конфликта в драме, ее социальную и нравственную проблематику | 1 | Знать содержание драмы «Кукольный дом», социальную и нравственную проблематику пьесы. Уметь раскрывать особенности конфликта драмы, образ Норы | Уметь раскрывать особую роль символики в драме «Кукольный дом» | Знание текста |
99 |
| Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». Цель: познакомить с жизнью и творчеством А. Рембо, с особенностями поэтического языка | 1 | Знать особенности поэтического языка А. Рембо. Уметь на примере стихотворения «Пьяный корабль» раскрывать особенности поэтики А. Рембо |
| Анализ стихотворения |
100 |
| Любимое произведение зарубежной литературы 19 века | 1 |
|
|
|
101-103 |
| Повторение изученного материала Контрольное тестирование | 3 |
|
|
|
104-108 |
| Резервное время | 5 |
|
|
|