СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

Статус документа

        Настоящая рабочая программа по  литературе для  11-го класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2004 г.  и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования )    

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по литературе 11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Медведевская средняя школа"

муниципального образования Черноморский район Республики Крым



«Рассмотрено»

Руководитель МО


________________________

Протокол № ______

от «____» __________ 2016г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_______ М.А. Хаджимба

«____ » ___________ 2016 г.


«Утверждаю»

Директор


______ Е.В. Симоненко

Приказ № ___________

от «___»_________ 2016 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе, 11 класс. Профильный уровень

Аджихалилова Зульмира Ризаевна






2016- 2017 учебный год
























Медведево, 2016




Пояснительная записка


Статус документа

Настоящая рабочая программа по литературе для 11-го класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2004 г. и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования )

• Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089,

• приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004г. № 1312,

• на основании Примерной программы по учебным предметам базисного учебного плана, рекомендованной письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005г. № 03-1263,

Литература под ред. В.В. Агеносова ( в 2-х частях. Углубленный уровень). /- М., Дрофа, 2014. учеб. для 11 кл.: общеобразоват.учреждений (имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации»).


Рабочая программа по русскому языку для 11 класса рассчитана на 170 часов из расчёта 5 часов в неделю.



Общая характеристика предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа.

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Программа для углубленного изучения литературы (профильный уровень) представляет собой хронологический систематический курс на историко-литературной основе, который дает возможность учащимся продолжить образование в гуманитарной области.
В центре внимания учащихся оказывается не только конкретный художественный текст, но и художественный мир писателя, литературный процесс. Акцент в программе делается на изучение художественного текста с использованием знаний по истории и теории литературы, с опорой на литературную критику. В программе профильного уровня значительно расширен круг писателей, что позволит учащимся делать обобщения на литературном материале, сопоставлять художественные произведения разных эпох. При реализации программы углубленного изучения литературы учитель самостоятельно определяет глубину и путь анализа конкретного произведения, учитывая как место произведения в литературном процессе и творчестве писателя, так и возможности, потребности учащихся.

Цели

Изучение литературы в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.






Планируемые предметные результаты освоения литературы



-поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей,

-сравнение, сопоставление, классификация,

-самостоятельное выполнение различных творческих работ;

-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,

-осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование -различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и -использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,

-составление плана, тезисов, конспекта,

-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,

-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


В результате изучения литературы на профильном уровне обучающийся должен

Знать/ понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

определять род и жанр произведения;

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Основные теоретико-литературные понятия

- Художественная литература как искусство слова.

- Художественный образ. Художественное время и пространство.

- Содержание и форма. Поэтика.

- Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

- Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

- Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.

- Деталь. Символ. Подтекст.

- Психологизм. Народность. Историзм.

- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

- Гипербола. Аллегория.

- Стиль.

- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.

- Литературная критика.



2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий

Тематический план


Наименование разделов

Количество часов

1

Введение. Сложность и самобытность русской литературы 20 века. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века.

2

2

Творчество И.А. Бунина.

7+1 Рр+ 1 к.р

3

Проза и драматургия М. Горького.

11+1 Рр+1к.р

4

Проза А. И. Куприна.

4

5

Проза Л. Н. Андреева.

2+1 Рр+1 к.р

6

«Серебряный век» русской поэзии. Поэзия А.А. Блока.

19+2 Рр+1к.р

7

Творчество А. А. Ахматовой.

6+1 Рр

8

Творчество М.И. Цветаевой.

4

9

Творчество О. Э. Мандельштама.

2

10

Октябрьская революция и литературные процессы 20 годов.

И. Бабель. Е. Замятин. М.Зощенко.

4

11

Творчество В.В. Маяковского.

7+1 Рр

12

Творчество С.А. Есенина.

8+1 Рр+1 к.р.

13

Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов XX века.

1

14

Жизнь и творчество А.Н. Толстого (обзор) .

2

14

Творчество М. А. Шолохова.

12+1 Рр+1к.р

15

Творчество М.А. Булгакова.

9+1 Рр+1к.р

16

Творчество Б.Л. Пастернака.

5

17

Проза А. П. Платонова.

6

18

Жизнь и творчество В.В. Набокова.

2

19

Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе Литературный процесс 50-80-х годов XX века. Общая характеристика литературы послевоенных лет.

2

20

Поэзия А. Т. Твардовского.

3

21

Военная проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, Б. Васильева, В. Астафьева и др. по выбору.

2

22

Поэтическая «оттепель». «Громкая» и «тихая» лирика. Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Н. Рубцов.

3

23

Проза В.П. Астафьева.

5

24

«Деревенская проза» 50-80-х годов XX века (обзор). Жизнь и творчество В. Г. Распутина.

3+1к.р

25

Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-80-х годов (обзор). Жизнь и творчество А. Вампилова.

2

26

Поэзия Н.А. Заболоцкого.

2

27

Проза В. М. Шукшина.

3

28

Проза А. И. Солженицына.

4+1 к.р.

29

Русская проза и поэзия 80-90-х годов XX века (обзор). Л. Бородин. И. Бродский. Б. Окуджава.

4+1 Рр

30

Литература последнего десятилетия.

2

31

Зарубежная литература.

6

32

Уроки внеклассного чтения.

7

33

Повторение

1




Содержание учебного предмета с указанием основных видов учебной деятельности

содержание учебной темы

Основные изучаемые вопросы

Основные виды учебной деятельности, формирование УУД по каждой теме

Ведение (2 ч)

Сложность и самобытность русской литературы XX века. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века.

Знать литературно- исторический процесс его течения и направления.


И.А. Бунин (9 ч)

Жизнь и творчество. «Окаянные дни». Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» и др. Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско». «Темные аллеи», «Солнечный удар», «Легкое дыхание». Повесть «Деревня». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей. Сочинение по творчеству И.А. Бунина.


Знать краткий обзор жизни и творчества писателя, своеобразие стиля И.А.Бунина.

анализ лирических произведений, выразительное чтение и чтение наизусть , развернутый ответ на вопрос, отзыв о прочитанном произведении,космизм лирики, тропы и фигуры языка,

Опорные понятия: лирическая проза, приемы словесной жи­вописи.


М. Горький (10 часов)

Жизнь и творчество (обзор). «Старуха Изергиль», «Макар Чудра» и др. Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев». «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Публицистика Горького. Сочинение по творчеству М .Горького.


Знать жизненный и творческий путь М Горького, уметь раскрыть тематику, проблематику и идейный замысел изучаемых произведений, проследить эволюцию в отражении автором действительности от романтизма к реализму, закрепить навык характеристики героя, выделение типических и индивидуальных средств, анализ средств худ. образности

Опорные понятия: романтизированная проза; принцип по­лилога и полифонии в драме.



А.И. Куприн (4 часов)

Жизнь и творчество (обзор). «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества. «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.


Углубление понятия о герое эпического произведения, композиция и ее элементы, рассказ, повесть, роль экспозиции..Определение средств создания образов ,анализ элементов композиции и определение их роли, определение тематики и проблематики произведений, сопоставление героев .

экспозиции


Опорные понятия: очерковая проза; символическая де­таль

Проза Л.Н. Андреева (4 часа)

Нравственно-философская проблематика рассказа «Иуда Искариот». Сочинение по творчеству Куприна или Андреева.


Углубление понятия о герое эпического произведения, композиция и ее элементы, рассказ, повесть, роль экспозиции

Опорные понятия: неореализм; евангельский мотив.



«Серебряный век» русской поэзии.(23)

Характеристика модернистских течений: символизм, акмеизм, футуризм.


В. Брюсов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, И. Анненский, А. Белый, Н. Гумилев, И. Северянин, Н. Клюев Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.


Дать понятие об особенностях литературно – исторического процесса в России конца 19 – начала 20 века

А. А. Блок.

Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресто­ране», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О до­блестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хо­чу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Пре­красной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтическо­го дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного язы­ка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

Поэма «Двенадцать».

Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музы­ки стихий » в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различ­ные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу фи­нала «Двенадцати». Сочинение по творчеству Блока.


Знать жизненный и творческий путь поэта, трагичность его судьбы, своеобразие тематики и проблематики лирики Блока, рассмотреть своеобразие поэмы как первой попытки поэтического отображения действительности в крупной поэтической форме, показать сложность и неоднозначность трактовки образов героев поэмы, рассмотреть средства создания худ. образов.


Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.


А. А. Ахматова (7 часов)

Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Тема исторической памяти. Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой.


Создание биографического очерка, определение тематики и и проблематики произведений, наблюдение за эволюцией образа лирической героини, развитием тем мужества ,единства с судьбой народа

Опорные понятия: исповедальность лирического произве­дения; микроцикл

М. И. Цветаева (4 часа)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст». Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.


Дать понятие о жизненном и творческом пути М.И.Цветаевой, раскрыть тематику и проблематику ее творческого метода, закрепить навык анализа лирических произведений.Лирика,лирическая героиня, индивидуальное и типическое в образе лирической героини


Опорные понятия: поэтический темперамент; дискретность (прерывистость) стиха.


О. Э. Мандельштам (2 часа)

Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На розвальнях, уложенных соломой…», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков…» и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта.

Дать понятие о жизненном и творческом пути Мандельштама, раскрыть своеобразие поэтического видения мира , рассмотреть тематику и проблематику произведений, показать ее тесную связь с мировой культурой, закрепить навык выделения и анализа тропов и фигур языка

Опорные понятия: песенно-лирическая ситуация; «Парижская нота» русской поэзии.


Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (5часа)


Октябрьская революция в восприятии художников различ­ных направлений. Литература и публицистика послереволюци­онных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвое­временные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эренбурга, «Плачи» А.М. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.).

Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).

Возникновение «гнезд рассеяния» эмигрантской части «раско­лотой лиры » (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Реми­зова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).

Характерные черты времени в повести И. Бабеля «Конармия». Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы». Юмористическая проза 20 годов. Рассказы М. Зощенко.


Знать литературные процессы 20-г.

Опорные понятия:Аллегория, сатира ,сарказм, антиутопия, своеобразие языка писателя.

Сообщение по теме, составление плана ответа

В. В. Маяковский (8 часов)

Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Проблематика, художественное своеобразие. Пьесы «Клоп», «Баня». Письменная работа.


Анализ лирики, определение средств создания худ. образа, их особенностей, средств выражения авторской позиции, анализ языковых средств в произведениях.Тоническое стихосложение, новаторство в лирике В.В.Маяковского, лирический герой Маяковского, гипербола, гротеск, средства сатирического изображения действительности

Опорные понятия: образная гиперболизация; деклама­ционный стих; поэтические неологизмы.



С. А. Есенин (10 часов)

Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бро­дить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим по­немногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу божью...», «Над темной прядью перелесиц ...», «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору.

Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое про­тивостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, на­родно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.

Поэмы «Пугачев», «Анна Снегина».

Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драма­тической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе.

Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позд­него» С.А. Есенина. Сочинение. Контрольная работа

Создание биографического очерка, анализ средств создания худ. образов, тропов и фигур языка.

5.Стихотворные размеры, эпитеты, народно- песенная основа лирики С.Есенина, имажинизм, своеобразие лирического героя, тропы и фигуры языка.

6.Развернутый анализ стихотворного текста, выразительное чтение и чтение наизусть произведений поэта, развернуты

Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение; лироэпическая поэма.



Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов XX века (1 час)


Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литера­туре и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, иде­ализма и страха, возвышения человека труда и бюрократиза­ции власти.

Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символиче­ский образ России — Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.

Литература на стройке: произведения 30-х годов о лю­дях труда («Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Ги­дроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.).

Драматургия: «Чужой ребенок» В. Шкваркина, «Таня» А.Арбузова.

Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уни­кальность и полемическая заостренность образа Павла Корча­гина в романе «Как закалялась сталь».

Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Твар­довского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина».

Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.

Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской, Г. Адамовича и др.


Обзор темы,конспектирование.

Знать литературные процессы 30-40-гг.

М. А. Шолохов (14 часов)

Роман-эпопея «Тихий Дон».

Историческая широта и масштабность шолоховского эпо­са. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шоло­ховского романа-эпопеи. Сочинение по творчеству Шолохова.


Знать о жизненном и творческом пути писателя, углубить понятие романа – эпопеи ,произвести сопоставительный анализ романов Толстого и Шолохова с определением черт романа – эпопеи в романе М . Шолохова; раскрыть тематику , проблематику и общий пафос произведения, закрепить навыки анализа эпизода,

Опорные понятия: хронотоп романа-эпопеи; гуманистиче­ская концепция истории в литературе.



М. А. Булгаков (11 часов)

Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» — по выбору. Сатира Булгакова – по выбору.

Многослойность исторического пространства в «Белой гвар­дии». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Траге­дия русской интеллигенции как основной пафос романа.

«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Са­тирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрыв­ность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины. Сочинение по творчеству Булгакова.


Создание биографического очерка, анализ средств сатиры, эпизодов, определение тематики и проблематики произведения, средства индивидуализации героев.

Развернутый ответ на вопрос, индивидуальные задания, анализ эпизода, сопоставительная характеристика героев

Опорные понятия: «исторический пейзаж»; карнавальный смех; очерк нравов.

Юмор, сатира, сатирическая фантастика, реальное и фантастическое в произведении, гротеск, композиция и ее элементы, ист. правда и худ . вымысел, герой эпич. произведения



Б. Л. Пастернак (5 часов)

Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.

Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в фило­софской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэ­та. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака.

Роман «Доктор Живаго».

Черты нового лирико-религиозного повествования в рома­не Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жиз­ни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лириче­ский аккорд повествования.


Дать понятие о жизненном и творческом пути поэта, раскрыть тематику и проблематику его произведений, закрепить навык самостоятельной интерпретации поэтического текста

Традиционное и новаторское в лирике поэта, стихотворный размер, тропы и фигуры языка.

Анализ произведений ,выразительное чтение и чтение наизусть

Опорные понятия: метафорический ряд; лирико-религиозная проза.


Проза А. П. Платонова (6 часов)

Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», пове­сти «Сокровенный человек», «Котлован» — по выбору.

Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, роман­тика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, те­ма детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчиво­го» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», фи­лософская многозначность ее названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.


Дать понятие о жизненном и творческом пути писателя, раскрыть тематику, проблематику и худ. своеобразие произведения, своеобразие языка , закрепить навык развернутого монологического ответа

Определение особенностей речи персонажей и авторского языка, особенностей сатиры.

Аллегория, сатира ,сарказм, антиутопия, своеобразие языка писателя.

Сообщение по теме, составление плана ответа

Опорные понятия: индивидуализированный стиль писате­ля; литературная антиутопия.


Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе. Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов (обзор). (2 часа)


Отражение летописи военных лет в произведениях рус­ских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю. Гроссман и др.).

Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова, К. Симонова. «Моабитские тетради» Муссы Джалиля.

Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление под­вига народа и русского солдата в «Книге про бойца».

Проза о войне. «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Судьба человека» М. Шолохова и др.

Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.

Проза советских писателей, выходящая за рамки норма­тивов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес», очерки «Районные будни» В. Овечкина и др.).

«Оттепель» 1953—1964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей пи­сателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендря­кова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.

Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественско­го, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузне­цова и др.

«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60—70-хгодов. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.

«Деревенская проза» 50—80-х годов. Произведения С. За­лыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, Ф.Абрамова, В. Белова и др. Рождение мифо-фольклорного реализма (повести В. Рас­путина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др.). Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В.Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.

Историческая романистика 60—80-х годов. Романы В. Пи­куля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произве­дениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.

Авторская песня как песенный монотеатр 70—80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.


Знать о литературном процессе 50-80 гг. Анализ поэтических текстов, средств создания образов, выделение типического и индивидуального в образе героя..

Анализ текстов, выразительное чтение и чтение наизусть, составление цитатной характеристики героя.

Анализ лирики, определение средств выразительности Лирический герой ,тропы и фигуры языка

А. Т. Твардовский (3часа)

Стихотворения «Вся суть в одном-единственном заве­те...», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини…» и др. по выбору.

Доверительность и теплота лирической интонации А. Твар­довского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравствен­ных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.

Поэма «По праву памяти».

«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравствен­ная высота позиции автора.


Раскрыть особенности худ. мира поэта, черты его лирического героя, проследить типическое и индивидуальное в героях Твардовского, определить пафос произведений поэта, закрепить навык анализа лирических произведений (Вся суть в одном-единственном завете…,Памяти матери, Я знаю : никакой моей вины , др. произведения )Тропы и фигуры языка, лирический герой, типическое и индивидуальное, ист. правда и худ. вымысел.


Опорные понятия: лирико-патриотический пафос; лириче­ский эпос.



Поэтическая «оттепель». Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина. (1 час)

Н. Рубцов (2 часа)


Стихотворения: «Русский огонек», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «В горнице», «Душа хранит» и др. Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образ скитальца и родного очага. Одухотворенная красота природы в лирике.

Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова.


Дать понятие о тематике, проблематике и художественном своеобразии лирики поэта, закрепить навык анализа поэтического текста

Анализ лирики, определение средств выразительностиЛирический герой ,тропы и фигуры языка.

Опорные понятия: «тихая» лирика, напевный стих.


Проза В.П. Астафьева (5 часов)

Роман «Печальный детектив», повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка» и др. Натурфилософия В. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества Астафьева. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя.


Знать этапы жизни и творвечтва писателя. Знать

нравственный пафос романов писателя. Общее рассмотрение сюжета, композиции и образной системы романа «Царь-рыба».

Опорные понятия: натурфилософская проза, новеллистический цикл.


«Деревенская проза» 50-80-х годов XX века.

(4 часа)

Творчество С. Залыгина, Ф. Абрамова, Ю. Казакова(обзор).

В. Г. Распутина. Повесть «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений

Раскрыть понятие « деревенское »направление в литературе на примерах анализа прочитанных произведений, раскрыть тематику, проблематику и худ. своеобразие произведений, закрепить навык отзыва по прочитанному произведению.


Сопоставительный анализ героев, определение тематики и проблематики произведений,

Отзыв о прочитанном произведении, тестирование.

Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-80-х годов (обзор).

Жизнь и творчество А. Вампилова. Пьеса «Утиная охота» (2 часа)


Дать понятие о жизненном и творческом пути писателя, раскрыть своеобразие тематики , проблематики и пафоса произведений Вампилова, закрепить навык составления плана ответа на вопрос

Н. А. Заболоцкий (2 часа

Стихотворения «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться...», «Лебедь в зоопарке», «Я вос­питан природой суровой...» и др. по выбору. Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущ­ности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в художественной концепции Н. Заболоцкого. Интонационно-ритмическое и об­разное своеобразие лирики Заболоцкого.



Опорные понятия: поэзия ОБЭРИУ; «натурфилософская» ли­рика.


В. М. Шукшин (3 часа)

Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал», «Выбираю деревню на жительство»

Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». На­род и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.


Раскрыть понятие « деревенское »направление в литературе на примерах анализа прочитанных произведений, раскрыть тематику, проблематику и худ. своеобразие произведений, закрепить навык отзыва по прочитанному произведению

Сопоставительный анализ героев, определение тематики и проблематики произведений,

Отзыв о прочитанном произведении, тестирование

Опорные понятия: герой-«чудик»; пародийность художе­ственного языка.


А.И.Солженицын (5 часов)

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». «Лагерь с точки зрения мужи­ка, очень народная вещь» (А.Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилисти­ке повести.

Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матре­ны. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.

Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты).


Дать понятие о трагическом жизненном и творческом пути писателей, раскрыть тематику, проблематику и своеобразие худ.мира писателей, закрепить навык анализа произведений малой формы.


Отзыв о прочитанном произведении, создание литературно- исторической справки

Комозиция, элементы композиции, тема и идея произведения

Опорные понятия: двуединство героя и автора в эпосе; тип героя-праведника.


Русская проза и поэзия 80-90-х годов (5 часов)

Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).

Проза Л. Бородина. Повесть «Третья правда».

И. А. Бродский. Поэзия и судьба. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста…» Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.

Авторская песня. Жизнь и творчество Б. Ш. Окуджавы (обзор).


Дать понятие о тематике, проблематике и художественном своеобразии лирики поэта, закрепить навык анализа поэтического текста

Анализ лирики, определение средств выразительности.

.Лирический герой ,тропы и фигуры языка.

Анализ лирики, выразительное чтение и чтение наизусть произведений.


Литература последнего десятилетия (2 часа)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Рассказы Т. Толстой. Проза В. Пелевина, М.Елизарова

Знать литературно- исторический процесс его течения и направления, модернизм, постмодернизм

Определение тематики и проблематики произведений.

«Бардовская песня», лирический герой.

Выразительное чтение и чтение наизусть произведений поэта

Зарубежная литература (2 часа)

. Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море».

Знать понятие о жизненном и творческом пути писателя, раскрыть тематику и проблематику произведения, особенности стиля , закрепить навык отзыва о прочитанном произведении.

Анализ эпизодов, отзыв о произведении.

Сюжет ,фабула..Отзыв на прочитанное произведение



Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Сроки выполнения

Название раздела (кол-во часов), темы урока

По плану

фактически

1

01.09


Введение.

Сложность и самобытность русской литературы 20века.

2

02.09


Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века.

3

05.09


Творчество И.А. Бунина.

Жизненный и творческий путь. «Окаянные дни».

4

06.09


Мотивы и образы бунинской лирики.

5

07.09


Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А. Бунина («Антоновские яблоки»).

6

08.09


Размышления о России в повести «Деревня».

7

09.09


Образ «закатной цивилизации» в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

8

13.09


Тема любви и духовной красоты человека в рассказах «Лёгкое дыхание», «Солнечный удар».

9

14.09


«Тёмные аллеи». Размышления о жизни, России, любви, красоте.

10

15.09


РР№1. Письменная работа по творчеству И.А. Бунина.( сочинение)

11

16.09


К.р №1по творчеству И.А Бунина

12

19.09


Проза и драматургия М. Горького.

Судьба и творчество М.Горького.

13

19.09


Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М. Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»).

14

20.09


Герой-босяк и «люди земли» в ранней горьковской прозе. «Челкаш»

15

21.09


Тема раскрепощённой души в повести «Фома Гордеев»

16

22.09


Тема «дна» и его обитателей в драме Горького «На дне».

17

23.09


Урок-дискуссия. Спор о правде и мечте в драме Горького.

18

26.09


Нравственно-философские мотивы пьесы.

19

27.09


Урок внеклассного чтения. №1 М. Горький. Рассказы «Мальва»

20

28.09


Вн.чт М. Горький «Бывшие люди»

21

29.09


РР.№ 2 Классное сочинение по творчеству М. Горького.

23

30.09


К.р №2по творчеству М.Горького

24

03.10


Проза А. И. Куприна

Художественный мир А. И. Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет».

25

04.10


Красота «природного» человека в повести «Олеся».

26

05.10


Мир армейских отношений в повести «Поединок».

27

06.10


Метафоричность названия повести «Поединок».

28

07.10


Проза

Л. Н. Андреева.

Своеобразие творческого метода Л. Андреева.

29

10.10


Л.Н. Андреев. Нравственно-философская проблематика рассказа «Иуда Искариот».

30

11.10


РР.№ 3 Письменная работа по творчеству А.И. Куприна и/или Л.Н. Андреева.

31

12.10


«Серебряный век» русской поэзии.

Характеристика модернистских течений: символизм, акмеизм, футуризм.


32

13.10



Обзор поэзии.

Своеобразие поэтического творчества И.Ф. Анненского, М. А. Волошина, Ф. К. Сологуба.

33

14.10


Символизм и русские поэты-символисты.

В.Я. Брюсов – идеолог русского символизма.

(Сонет к форме,Кинжал,Творчество,Юному поэту, К счастливым и др)

34

17.10


«Солнечность» и «моцартианство» поэзии К.Д. Бальмонта. (Я мечтою ловил уходящие тени…,Безглагольность, Я в этот мир пришел,чтобы увидеть солнце)

35

18.10


А. Белый. Тема Родины, боль и тревога за судьбы России.(Русь. Раздумье .Родине)

36

19.10



РР.№ 4 Письменная работа по творчеству поэтов-символистов (анализ стихотворений).

37

20.10


Поэзия

А. А. Блока.

Жизненные и творческие искания А.А. Блока.(,Россия , Ночь, улица, фонарь, аптека… ,В ресторане, На железной дороге и др., )


38

21.10


Образ «влюблённой души» в «Стихах о Прекрасной Даме»

39

24.20


Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений, излюбленные символы

40

24.20



Тема «страшного мира» в лирике Блока («Незнакомка», «На железной дороге»).

41

25.10


Образ художника и тема «вочеловечения» поэтического дара в лирике А. Блока ( «О, я хочу безумно жить…»)

42

26.10


Р.р № 5. Анализ лирического произведения

43

27.10


Россия и ее судьба в поэзии Блока («Россия», цикл «На

поле Куликовом»).

44

28.10


Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, сюжет, герои, своеобразие композиции.

45

07.11


Старый и новый мир в поэме Блока «Двенадцать». Символика поэмы и проблема финала.

46

08.11


РР.№ 6. Сочинение по творчеству А. Блока.(домашнее)

47

09.11


Преодолевшие символизм. Лирика Н. С. Гумилёва. Поэзия и судьба. Лирический герой поэзии Гумилева.

48

10.11


Философское звучание поздней лирики Н. Гумилёва («Заблудившийся трамвай»).

(Жираф,Волшебная скрипка,Заблудившийся трамвай, Капитаны, Жизнь ,Слово, Мужик и др)

49

11.11


И. Северянин. Жизнь и творчество (обзор).

50

14.11


Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

51

15.11


К.р № 3 По лирике поэтов-символистов

52

16.11


Творчество А. А. Ахматовой.

Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой.

53

17.11


Тема родины в творчестве Ахматовой.(Песня последней встречи,… Сжала руки под темной вуалью…, Мне ни к чему одические рати…, Мне голос был…, Родная земля и др.произведения )

54

18.11


Мотивы любовной лирики Ахматовой (сб. «Вечер», «Четки» и др.)

55

21.11


Ахматова о месте художника в «большой» истории.

56

22.11


Тема личной и исторической памяти в поэме «Реквием».

57

23.11


Тема личной и исторической памяти в поэме «Реквием».

Поэма А.Ахматовой «Реквием»«Я была тогда с моим народом…

58

24.11



РР.№7. Сочинение по творчеству А. Ахматовой.(домашнее)

59

25.11


Творчество М.И. Цветаевой.

Судьба и стихи М.И. Цветаевой.(Моим стихам, написанным так рано…,Стихи к Блоку, Кто создан из камня…, пять стихотворений по выбору)

60

28.11


Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи, как напряжённый монолог-исповедь.

61

29.11


Тема дома – России в поэзии Цветаевой. «Тоска по Родине»

62

30.11


Своеобразие цветаевского поэтического стиля.

63

01.12


О. Э. Мандельштам. (2)

Жизнь и творчество «Нашедший подкову»

64

02.12


. Историзм поэтического мышления, ассоциативная манера письма.(Бессонница.Гомер.Тугие паруса…, За гремучую доблесть грядущих веков…,.Я вернулся в мой город…)

65

05.12


К.р № 4 по творчеству поэтов-акмеистов

66

06.12


Октябрьская революция и литературные процессы 20 годов.

Литературные направления и группировки в 20-е г.г. (5)

67

07.12


И. Бабель. Изображение гражданской войны в «Конармии».

68

08.12


Жанр антиутопии в прозе 20-х г.г. Роман Е. Замятина «Мы».

69

09.12


Урок внеклассного чтения №2 по роману «Мы».

70

12.12


Вн.чт №3. Юмористическая проза 20 годов. Рассказы М. Зощенко.

71

13.12


Творчество В.В. Маяковского.

Творческая биография В.В. Маяковского.

72

13.12


Тема поэта и толпы в ранней лирике («А вы могли бы?», «Нате!» и др.)

73

14.12


Бунт «тринадцатого апостола» (поэма «Облако в штанах»).

74

15.12


Тема художника и революции в творчестве Маяковского («Левый марш», «Ода революции» и др.)

75

16.12


Изображение «гримас» нового быта в сатирических произведениях («О дряни», «Прозаседавшиеся»,).

76

19.12


Изображение «гримас» нового быта в сатирических произведениях «Клоп», «Баня»).

77

20.12


Любовь и быт в поэзии Маяковского («Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову»).

78

21.12


Урок-семинар. Маяковский о назначении поэта. Маяковский сегодня.

79

22.12


Р. р № 8 Письменная работа по творчеству В. Маяковского.(классное сочинение)

80

23.12


Творчество С.А. Есенина.

С.А. Есенин: поэзия и судьба.

81

11.01


Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина (сб. «Радуница»).

82

12.01


Тема революции в поэзии Есенина («Инония», «Небесный барабанщик»).

83

13.01


Трагедия мятежной души в поэме «Пугачёв».

84

16.01


Мотивы поздней лирики Есенина.

85

16.01


Любовная лирика С.Есенина

86

17.01


Поэма «Анна Снегина». Проблематика поэмы. История создания

87

18.01


Своеобразие композиции и системы образов. Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме С.Есенина « Анна Снегина»

88

19.01


РР № 9 Сочинение по творчеству С. Есенина.(домашнее)

89

20.01


Контрольная работа № 5. (тестирование).

Творчество С. Есенина и

В. Маяковского

90

23.01


Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов XX века. (1 ч)

Отечественная проза и лирика 30х годов (М. Шолохов, И. Шмелёв, Б. Зайцев; П. Васильев, М. Светлов)(1)

91

24.01


А.Н.Толстой(2)

А.Н. Толстой. Роман «Петр Первый» (обзор).

92

25.01


Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.


93

26.01


Творчество М. А. Шолохова.

Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова

94

27.01


«Донские рассказы» как пролог романа-эпопеи «Тихий Дон».

95

30.01


«Донские рассказы» как пролог романа-эпопеи «Тихий Дон». История. судьбы

96

31.01


«Тихий дон». История создания романа, широта эпического повествования, сложность авторской позиции.

97

01.02


Семья Мелеховых, картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон». Знакомство с бытом

98

01.02


Семья Мелеховых, картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон».Судьбы героев

99

02.02


События революции в романе «Тихий Дон».

100

03.02


События гражданской войны в романе «Тихий Дон»

101

06.02


Гуманизм Шолохова в изображении противоборствующих сторон на Дону. Идея дома и святости семейного очага. Нравственная позиция автора.

102

07.02


Женские образы в романе.

103

08.02.


Судьба героинь романа «Тихий Дон»

104

09.02


Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни.

105

10.02


РР № 10 Классное сочинение по роману Шолохова «Тихий Дон».

106

13.02


К.р № 6 по творчеству М.А.Шолохова

107

14.02


№4. Урок внеклассного чтения. Обзор творчества Б. Шергина, А.А. Прокофьева, С.Н. Маркова.

Изображение русского национального характера в произведениях Б. Шергина, А.А. Прокофьева, С.Н. Маркова.

108

15.02


Творчество М.А. Булгакова.

Судьба и книги М.А. Булгакова.

109

16.02


Сатира М.А .Булгакова.

110

17.02


История «невозможного» романа. «И родилось творение необыкновенное!»

История создания романа. Композиция

111

20.02


Роман «Мастер и Маргарита» как многопроблемный, сатирико-философский «роман-лабиринт»

112

21.02


Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав романа.

113

21.02


Философско-эстетические проблемы, поднятые в этих главах.

114

22.02


Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе «Мастер и Маргарита».

115

27.02


Воланд и его свита. Роль фантастики в романе

116

28.02


Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита».

117

01.03


РР № 11 Сочинение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» (домашнее)

118

02.03


К.р № 7 по творчеству М.А. Булгакова

119

03.03


Художественный мир Е.И. Замятина.

120

06.03


Обзор романа Е.Замятина «мы»

121

07.03


судьба человеческой личности, ее взаимоотношения с обществом в романе «мы»

122

09.03


Творчество Б.Л. Пастернака.

Жизненный и творческий путь Б. Пастернака.

123

10.03


Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б. Пастернака.(Февраль!Достать чернил и плакать!.., Определение поэзии, Во всем мне хочется дойти…,Гамлет, Зимняя ночь и др. произведения )

124

13.03


Философские мотивы лирики Б. Пастернака.

125

14.03


Тема интеллигенции в романе «Доктор Живаго».

126

15.03


Тема революции в романе «Доктор Живаго»

127

16.03


«Стихотворения Юрия Живаго». Анализ избранных стихотворений.

128

17.03


Проза А. П. Платонова

Самобытность художественного мира А.П. Платонова.

129

20.03


Герои и проблематика прозы А. Платонова.

130

21.03


«Пространство и время в повести А. Платонова

131

22.03


Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести «Котлован»


132

23.03


Философские итоги повести «Котлован».

133

24.03


Самобытность языка и стиля писателя. Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова.

134

03.04


К.р.№ 8 по творчеству Б.Пастернака. А.Платонова (классное сочинение )

135

04.04


Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе Литературный процесс 50-80-х годов XX века. Общая характеристика литературы послевоенных лет.

(2)

136

05.04


Общая характеристика литературы послевоенных лет.

137

06.04


Поэзия А. Т. Твардовского.

А.Т. Твардовский. Жизненный и творческий путь. Поэма «По праву памяти».

138

07.04


Человек, время, история в поэме А.Т. Твардовского «По праву памяти

139

10.04


Основные мотивы лирики А. Твардовского.

140

11.04


Вн.чтение№ 5 Герои и проблематика «военной прозы».

Военная проза Ю. Бондарева, К. Воробьева

141

12.04


Вн. Чт. №6. Б. Васильева, В. Астафьева и др. по выбору.

142


13.04


Вн.чт № 7. Поэтическая «оттепель».

«Громкая» и «тихая» лирика. Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина.

143

14.04


Лирика Р.Рождественского, Б.Ахмадулина

144

17.04


Своеобразие художественного мира Н. Рубцова. (2) «Открывая Николая Рубцова»

145

18.04


«Тихая лирика « Н.Рубцова

146

19.04


Проза В.П. Астафьева.

Жизненный и творческий путь В.П. Астафьева.

147

20.04


Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос романа писателя. «Царь-рыба» 1 глава

148

21.04


сюжет, композиция и образная система романа «Царь-рыба».

149

24.04


судьба и характер «простого человека», жизнь народа «во глубине России». Глава 5

150

25.04


«Деревенская проза» 50-80-х годов XX века.

Творчество С. Залыгина, Ф. Абрамова, Ю. Казакова.

151

26.04


Жизнь и творчество В. Г. Распутина (обзор).

Проблемы нравственности в рассказе «Женский разговор».

152

27.04


Повесть «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений.

153

28.04


Повесть «Прощание с Матёрой».

154

02.05


К.р. № 9 по литературе 2 половины 20 века(классное сочинение)

155

03.05


Нравственно-философская проблематика прозы 70-80-х годов (обзор). (2)

156

04.05


Нравственно-философская проблематика драматургии 70-80-х годов

157

05.05


Художественный мир А.Вампилова.

Утиная охота. Проблематика произведения

158

10.05


Проза В. М. Шукшина.(3)

Яркость и многоплановость творчества В.М. Шукшина.

159

11.05


Тип героя-«чудика» в новеллистике Шукшина (Рассказы «Чудик», «Миль пардон, мадам»).

160

12.05


Тема города и деревни в прозе Шукшина. («Срезал», «Выбираю деревню на жительство»).

161

15.05


Проза А. И. Солженицына. (2)

Этапы творческого пути А. И. Солженицына. Своеобразие звучания «лагерной темы» в повести «Один день Ивана Денисовича».

162

16.05


«Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. Нравственная позиция Шухова»

163

17.05


Контрольное тестирование№ 10 по драматургии 2 половины 19 века

164

18.05


Русская проза и поэзия 80-90-х годов.


165

19.05


И. А. Бродский.

Поэзия и судьба.

166

22.05


Авторская песня.

Жизнь и творчество Б. Ш. Окуджавы (обзор).

167

23.05


Творчество Э.Хемингуэя. «Старик и море»

168

24.05


Гуманистический пафос повести «Старик и море»

169

25.05


Литература последнего десятилетия.

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм.

170

26.05


Урок повторения и обобщения







































Приложение 1

НОРМЫ ОЦЕНКИ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ОТВЕТОВ


КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Отметка

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.

«4»

Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.

«3»

Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

«2»

Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.

«1»

Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.


Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов


Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.

Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.

Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50% правильных ответов.

Отметка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30% правильных

Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ


Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».


Примерный объем текста изложений и сочинений

класс

Объем текста для

подробного изложения

классного сочинения

9

350-450 слов

3,0 – 4,0 страницы


Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения;

  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность.

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.


Основные критерии оценки за изложение и сочинение


отметка

Содержание и речь

Грамотность


«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибки


«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок