СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник: Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 частях/ С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «Русское слово - учебник»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гвардейская школа-гимназия № 2»

Симферопольского района Республики Крым

ул.Острякова, 1, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, 297515

тел/факс +7(3652) 32-38-59, e-mail: [email protected]



СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________М.С.Казаева

«___»___________2017г

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы-гимназии

_______Е.В. Богданова

Приказ № ____ от «___»________2017г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»

(базовый уровень)


Класс: 11

Срок реализации программы: 2017/2018 уч.г.

Количество часов по учебному плану: 102 ч/год, 3 ч/неделю



Планирование составлено на основе следующих нормативно-методических материалов:

  1. Программа по литературе к УМК «Литература. 10-11 классы. Базовый уровень» (Авторы: С.А. Зинин, В.А. Сахаров, В.А. Чалмаев).


  1. Учебник: Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 частях/ С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014 – 432 с.: иллюстрации – (Инновационная школа).





Рабочую программу составила учитель русского языка и литературы высшей категории

Кульчейко Елена Васильевна





пгт.Гвардейское, 2017г.


ВВЕДЕНИЕ

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего общего образования.

Уровень обучения базовый.


Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


Рабочая программа 11 класса структурирована следующим образом:

Литература первой половины XX века

Литература второй половины XX века


Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.


Описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане


Согласно учебному плану МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №2» Симферопольского района Республики Крым на 2017/2018 учебный год (34 учебных недели) на изучение литературы в 11 классе выделено 3 часа в неделю. Количество часов в году – 102 часа


В Рабочую программу к УМК под редакцией С.А. Зинина, рассчитанную на 102 часа, внесены изменения с учётом требований Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (2004 г.) и Фундаментального ядра содержания общего образования: 5 ч. на литературу родного края в соответствии с региональным компонентом.









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

Кол-во часов

Кол-во часов

Программа С.А. Зинина

РП

Развитие речи

КР

Вн. чтение

Введение.

1

1




Русская литература начала XX века

1

1




Писатели-реалисты ХХ века

19

19

3

1

2

Серебряный век русской поэзии

1

1




Символизм и русские поэты-символисты

9

9

1



Преодолевшие символизм

14

14

2



Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

12

12


1

1

Литературный процесс 30х- начала 40х годов

22

22

3


1

Литература периода Великой Отечественной войны

4

4




Литературный процесс 50 — 80-х гг

18

18


1

2

Новейшая современная литературная ситуация

1

1










Итого

102

102

9

3

6



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Введение – 1 час. Сложность и самобытность русской литературы ХХ века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (разделение на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики ХХ века, рождения «людей -эпох», переживших свое время.

Русская литература начала ХХ века – 1 час. «Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.


Писатели-реалисты начала ХХ века- 19 час.

И.А. БУНИН Стихотворения: «Вечер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной…», «Христос Воскрес! Опять с зарею…» и др. по выбору. Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм детали. Рассказы: «Антоновские яблочки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник». Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечности. Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

М. ГОРЬКИЙ Рассказ «Старуха Изергиль» и др. по выбору. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд. Романтическая ирония автора в рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России. Повесть «Фома Гордеев».Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «нового реализма».Пьеса «На дне».Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.

А.И. КУПРИН Повести: «Олеся», «Поединок». Внутренняя ценность и красота «природного» человека в повести «Олеся». Любовная драма героини, ее духовное превосходство над «образованным» рассказчиком. Мастерство Куприна изображение природы. Этнографический колорит повести. Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества («Поединок»). Трагизм нравственного противостояния героя и среды. Развенчание «правды» Назанского и Шурочки Ивановой. Символичность названия повести. Рассказ «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.

Л.Н. АНДРЕЕВ Повести: «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского». «Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н. Андреева. Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателей. Устремленность героев Л.Н. Андреева к вечным вопросам человеческого бытия. Своеобразие андреевского стиля, выразительность и экспрессивность художественной детали.


Серебряный век русской поэзии – 1 час. Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала ХХ века (символизм, акмеизм, футуризм).


Символизм и русские поэты-символисты – 9 часов.

Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Надсона, К. Фофанова, К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приѐмы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.) И младосимволисты (А. Блок, А. Белый, С. Соловьѐв, Вяч. Иванов и др.).В.Я. Брюсов. Стихотворения: «Юному поэту», «Грядущие гунны» и др. по выбору. В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я. Брюсова. Отражение в творчестве художника «разрушительно свободы» революции.

К.Д. Бальмонт. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Челн томленья», «Сонеты солнца» и др. по выбору. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой» стихотворений К.Д. Бальмонта.

А.А. Блок Стихотворения: «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Вхожу я втемные храмы…», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «на железной дороге», «О, я хочу безумно жить…», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору. Романтический образ «влюбленной души» в «стихах о прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения. Поэма «Двенадцать».Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати».


Преодолевшие символизм – 14 часов.

Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизмаи футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В.Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н.Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии ХХ века. Взаимовлияние символизма и реализма.И.Ф.Анненский. Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И.Ф.Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И.Ф.Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф.Анненского.

Н.С.Гумилев. Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» , «Шестое чувство» и др. по выбору. Герой-маска в ранней поэзии Н.С.Гумилева. «Музы дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Н.С.Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.

А.А.Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства…», «Высокомерьем дух твой помрачен…», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору. Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А.Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А.А.Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени. Поэма «Реквием».Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.

М.И.Цветаева. Стихотворения: «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным

так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Молитва», «Тоска на Родине! Давно…», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» («Имя твое –птица в руке…») и др. по выбору. Уникальность поэтического голоса М.Цветаевой, ее поэтического темперамента. Поэзия М.Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевсокй лирике. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии.

«Короли смеха из журнала «Сатирикон»Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Черного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе приемов комического.


Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов – 12 часов.

Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи.

В.В. Маяковский Стихотворения: «А вы могли бы?..», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка», «Юбилейное» и др. по выбору. Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночество» в лирике поэта. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэзии лирики В.В. Маяковского. Новаторство в области художественной формы. Поэмы: «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение любовной темы с социально-философской проблематикой эпохи. Влюбленный поэт в «безлюдном» мире, несовместимость понятий «любовь» и «быт» («Про это»). Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта гражданина.

С.А. Есенин Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустахбагряных», «Мы теперь уходим понемногу…», «Спит ковыль…», «Чую радуницуБожью…», «Над темной прядью перелесиц…», «В том краю, где желтая крапива…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская» и др. по выбору.Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.Поэмы: «Пугачев», «Анна Снегина».Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе.Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А. Есенина


Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов – 22 часа.

Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышение человека и труда и бюрократизации власти.Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символический образ России - Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда («Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время вперед!», В.

Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.).Драматургия: «Чужой ребѐнок» В. Шкваркина, «Таня» А. Арбузова. Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая заострѐнность образов Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина»Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение. Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелѐва. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Чернинской, Г. Адамовича, и др. О. Э. Мандельштам. Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На розвальнях, уложенных соломой…», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков….» и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике О . Э. Мандельштама.

А. Н. ТОЛСТОЙ Роман «Петр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характере в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико –языковое своеобразие романа.

М.А. ШОЛОХОВ Роман-эпопея «Тихий Дон».Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значения женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нѐм традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.

М.А. БУЛГАКОВ Романы: «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» - по выбору. Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской интеллигенции как основной пафос романа. «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.

Б.Л. ПАСТЕРНАК Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во все мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору. Единство человеческой души и стихи мира в лирике Б.Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака. Роман «Доктор Живаго». Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования.

А.П. ПЛАТОНОВ Рассказы: «Возвращение», «Июльская гроза», повести: «Сокровенный человек», «Котлован» - по выбору. Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя-мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П Платонова. Соотношения «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность её названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.

В.В.НАБОКОВ Роман «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно-временной организации повествования. Черты чеховских «недотёп» в обывателях пансиона госпожи Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта. Горько-ироническое звучание финала романа.


Литература периода Великой Отечественной войны – 4 часа.

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времѐн войны (А.Толстой, И.Эренбург, Л.Леонов, О.Берггольц, В.Гроссман, и др.).Лирика военных лет. Песенная поэзия В.Лебедева-Кумача, М.Исаковского, Л.Ошанина, Е.Долматовского, А.Суркова, А.Фатьянова, К.Симонова. «Моабитские тетради» Мусы Джалиля. Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М.Алигер, «Сын» П.Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А.Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времѐн войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книги про бойца».Проза о войне. «Дни и ночи» К.Симонова, «Звезда» Э.Казакевича, «Спутники» В.Пановой, «Молодая гвардия» А.Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б.Поливого, «Судьба человека» М.Шолохова и др.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Я знаю, никакой моей вины…», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь…», «В чѐм хочешь человечество вини…» и др. по выбору. Доверительность и теплота лирической интонации А. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта. Поэма «По праву памяти». «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.

Н.А ЗАБОЛОЦКИЙ Стихотворения: «Гроза идѐт», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться…», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой…» и др. по выбору.Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в художественной концепции Н. Заболоцкого. Интонационно-ритмическое и образное своеобразие лирики Заболоцкого.


Литературный процесс 50-80-х годов – 18 часов.

Осмысление Великой Победы 1945 года в 40-50-е годы ХХ века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасова. Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес» и др.).

В.М.ШУКШИН Рассказы: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал».Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В.Шукшиной. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.

Н.М. РУБЦОВ Стихотворения: «Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «В горнице», «Душа хранит» и др.Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образ скитальца и родного очага. Одухотворённая красота природы в лирике. Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова.

В.П. АСТАФЬЕВ Роман «Печальный детектив», повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка» и др.Натурфилософия В.Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества Астафьева. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя.

В.Г. РАСПУТИН Повести: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», рассказ «Не могу-у…». Эпическое и драматическое начала прозы писателя. Дом и семья как составляющие национального космоса. Философское осмысление социальных проблем современности. Особенности психологического анализа в «катастрофическом пространстве» В.Распутина.

А.И. СОЛЖЕНИЦЫН Повесть «Один день Ивана Денисовича». Отражения «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь» (А.Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести. Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матрѐнин двор». Черты «нутряной» России в облики Матрёны. Противопоставление исконно Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.


Новейшая современная литературная ситуация (обзор) – 1 час.

Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации. Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в еѐ лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носова, Ю. Бондарева, В. Проскурина, Ю.Полякова и др. Новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова, В. Астафьева, В. Распутина. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В.Токаревой и др. Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности. Поэма в прозе «Москва-Петушки» В. Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. Пелевина, её «игровой» характер. Ироническая поэзия 80-90-х годов. И. Губерман, Д. Пригов, Т. Кибиров и др.Поэзия и судьба И. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста…». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта.





ТРЕБОВАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ учебного предмета:


В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

Знать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному произведению;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;


ОБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ

Важными объектами литературной образовательной среды являются литературные и литературно-мемориальные музеи и заповедники. Посещение школьниками мест, связанных с жизнью и творчеством выдающихся писателей, становится заметным фактом их личной биографии, сближает с писателями, обеспечивает личностно-переживаемое чувство узнавания при чтении материалов о жизни и творчестве писателей, об истории создания произведений классиков русской литературы и литераторов-земляков. Конечно же, более сильное впечатление на школьников производит личное участие в экскурсионной группе или индивидуальное посещение музея, но возможна и заочная экскурсия, проведённая учителем но аудиовизуальным и печатным изобразительным материалам, издаваемым крупными музеями, а также посещение официального сайта музея.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Дата

Содержание

Характеристика видов учебной деятельности учащихся

план

факт




Введение (1 ч)


1.

01.09


Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней драматических событий отечественной истории.

Выступления учащихся с сообщениями. Составление таблицы. Работа над конспектом лекции.




Русская литература начала XX века (1ч)


2.

01.09


Обзор русской литературы первой половины 20-го века

Выступления учащихся с сообщениями. Составление таблицы. Работа над конспектом лекции.




Писатели-реалисты ХХ века (19 ч)


3.

05.09


1. И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Живописность, напевность, философская и психологиче­ская насыщенность бунинской лирики.

Рассказ о жизни и творчестве Бунина, беседа по содержанию прочитанного рассказа

4.

07.09


2. Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспо­минаний. Рассказ «Антоновские яблоки»

Представление рассказа, выразительное чтение, беседа, работа в группах

5.

08.09


3. «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового чело­века со старым сердцем»

Сообщение учащихся, аналитическое чтение, анализ текста, эвристическая беседа

6.

12.09


4. Тема России, мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечности в рассказах И.Бунина

Представление рассказов, выразительное чтение, беседа, работа в группах

7

14.09


5. А. И. Куприн. Очерк жизни и творчества.

Внутренняя ценность и красота «природного человека» в повести «Олеся».

Выступление с сообщением, презентацией; составление хронологической таблицы, запись лекции

8

15.09


6. Рассказ «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви.

Сообщения учащихся, работа с текстом, заполнение таблицы, беседа

9

19.09


7. Повесть «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества.

Анализ прозаического текста. Сообщения учащихся

10

21.09


8. Вн.чт. Литература родного края А. И. Куприн в Крыму. Сборник рассказов «Листригоны»

Беседа, реализация индивидуальных заданий, составление хронологической таблицы, фронтальный опрос, развитие речи

11

22.09


9. РР Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А. Куприна и И. Бунина.

Реализация индивидуальных заданий, развитие речи

12

26.09


10. Леонид Андреев – «художник редкого таланта». Жизнь и творчество писателя. Ранняя проза.

Беседа, реализация индивидуальных заданий, составление хронологической таблицы, фронтальный опрос, развитие речи

13

28.09


11. «Жизнь Василия Фивейского». Устремленность героев Андреева к вечным вопросам человеческого бытия

Сообщения учащихся, работа с текстом, заполнение таблицы, беседа

14

29.09


12. М. Горький. Жизнь и творчество. «Старуха Изергиль». Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека

Коллективная работа. Аналитическая беседа

15.

03.10


13. «Челкаш», «Макар Чудра». Романтическая ирония автора в рассказах «босяцкого цикла»

Сообщения учащихся, устные ответы на поставленные вопросы

16.

05.10


14. М Горький. Повесть «Фома Гордеев». Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря» в душе.

Комментированное чтение, выступления по реализации домашнего задания

17.

06.10


15. М Горький. Пьеса «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна».

Сообщения учащихся, устные ответы на поставленные вопросы

18.

10.10


16. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Сложность, неоднозначность авторской позиции

Комментированное чтение, сообщения учащихся об обитателях ночлежки, критическая оценка поступков героев, использование цитат для аргументированного ответа

19

12.10


17. РР Подготовка к классному сочинению

Работа над планом. Соотношение частей сочинения. Использование цитат в работе.

20

13.10


18. РР К Написание классного сочинения по творчеству М.Горького

Создание собственного высказывания на предложенную тему, совершенствование написанного.

21

17.10


19. Вн.чт. Литература родного края М.Горький и Крым

Доклады учащихся с последующим обобщением материала




Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор) (1 ч )


22.

19.10


1. Серебряный век русской поэзии. Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса»

Доклады учащихся с последующим обобщением материала, составление таблицы «Основные черты и особенности поэзии серебряного века»


Символизм и русские поэты-символисты (9 ч.)


23

20.10


1. Символизм и русские поэты-символисты. Художественные открытия поэтов «нового времени». Основные направления поэзии.

Доклады учащихся с последующим обобщением материала, составление таблицы «Основные черты и особенности поэзии серебряного века»

24.

24.10


2. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В. Брюсова

Выступления учащихся по теме урока, чтение и анализ стихотворений, составление хронологической таблицы

25.

26.10


3. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи.

Работа с текстом, аналитическая беседа, выступления с материалом домашнего задания, анализ лирического произведения

26.

27.10


4. А. А. Блок. Жизнь и творчество. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».

Составление хронологической таблицы по материалам лекции. Сообщения по заданным темам.

27.

07.11


5. Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения».

Чтение и разбор нескольких стихотворений из книги «Стихи о Прекрасной Даме». Практическая работа

28.

09.11


6. Стихи А. Блока о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен».

Сопоставительный анализ стихотворений Блока и Некрасова. Чтение стихотворений.

29.

10.11


7. Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме

Комментированное чтение поэмы «Двенадцать». Ответы на вопросы.

30.

14.11


8. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры о финале «Двенадцати».

Анализ поэмы на уровне содержания, использования выразительных средств, композиционных особенностей.

31.

16.11


9. РР Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А. А. Блока

Работа над планом. Соотношение частей сочинения. Использование цитат в работе.




Преодолевшие символизм (14 ч)


32.

17.11


1. Истоки и последствия кризиса символизма. Манифесты акмеизма и футуризма.

Доклад ученика, творческое чтение, составление хронологической таблицы

33.

21.11


2. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии ХХ века.

Выступления учащихся по теме урока, чтение и анализ стихотворений Работа по содержанию прочитанных стихотворений

34.

23.11


3. Поэзия И.Ф.Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом

Доклад ученика, творческое чтение, составление хронологической таблицы

35.

24.11


4. Лирика Н.С.Гумилева. Своеобразие сюжетов. Герой-маска в ранней лирике Н.С.Гумилева

Выступления учащихся по теме урока, чтение и анализ стихотворений Работа по содержанию прочитанных стихотворений

36.

28.11


5. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике Н.С.Гумилёва.

Выступления учащихся по теме урока, чтение и анализ стихотворений Работа по содержанию прочитанных стихотворений

37.

30.11


6. Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.Ахматовой

Составление хронологической таблицы о жизни и творчестве А.Ахматовой. Сообщение учащегося. Анализ поэтического текста

38.

01.12


7. Тема творчества и размышления о месте художника в большой истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А.А.Ахматовой.

Комментированное чтение, анализ стихотворений, ответы на вопросы по домашнему заданию.

39.

05.12


8. Поэма «Реквием». Монументальность, трагическая мощь поэмы. Единство личной темы и образа страдающего народа.

Выступления учащихся по теме урока, чтение и анализ стихотворений Работа по содержанию

40

07.12.


9. «Реквием». Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.

Комментированное чтение, анализ, ответы на вопросы по домашнему заданию.

41.

08.12


10. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.

Составление хронологической таблицы о жизни и творчестве

42

12.12


11. Уникальность поэтического голоса Цветаевой, ее поэтического темперамента. Исповедальность лирики

Выступления учащихся по теме урока, чтение и анализ стихотворений

43.

14.12


12. Вн.чт. Литература родного края Марина Цветаева и Анна Ахматова в Крыму

Выступления учащихся по теме урока, чтение и анализ стихотворений

44.

15.12


13. РР Тема Родины, России в произведениях поэтов Серебряного века Развёрнутый ответ на вопрос

Создание собственного высказывания на предложенную тему, совершенствование написанного.

45.

19.12


14. РР Подготовка к домашнему сочинению по творчеству поэтов Серебряного века

Работа над планом. Соотношение частей сочинения. Использование цитат в работе.




Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (12 ч)


46.

21.12


1. Октябрьская революция и литературный процесс 20х годов.

Составление хронологической таблицы по материалам лекции. Сообщения по заданным темам.

47.

22.12


2. В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Тема поэта и толпы в ранней лирике В.Маяковского.

Выступления учащихся (реализация домашнего задания». Комментированное чтение, анализ стихотворений в классе.

48.

26.12


3. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. Новаторство поэта в обла­сти художественной формы.

Выступления учащихся по теме урока, чтение и анализ стихотворений Работа по содержанию прочитанных стихотворений

49.

28.12


4. Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы.

Выступления учащихся по теме урока, чтение и анализ стихотворений Работа по содержанию поэмы

50.



5. Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина.

Комментированное чтение стихотворений, их интерпретация. Исследование вопроса о новаторстве поэта в раскрытии данной темы.

51.



6. С. А. Есенин. Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина.

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции, составление хронологической таблицы. Коллективное творчество.

52.



7. Трагическое про­тивостояние города и деревни в лирике С.А. Есенина 20-х годов.

Составление тезисов по материалам лекции, выступления заранее подготовленных учеников, анализ стихотворений.

53.



8. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина.

Самостоятельный литературоведческий анализ поэтического текста. Групповая работа – примеры цветового изображения природы в стихотворениях о родине. Классно-урочная (коллективная)

54.



9. Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драма­тической поэме «Пугачев».

Составление тезисов по материалам лекции, выступления заранее подготовленных учеников

55.



10. Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно- философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позд­него» С.А. Есенина.

Самостоятельная работа – письменный ответ на домашний вопрос. Коллективная деятельность – участие в эвристической беседе

56.



11. КР Тестирование по творчеству В. Маяковского и С. Есенина

Выполнение тестовых заданий

57.



12. Вн.чт. Литература родного края Максимилиан Волошин и Крым

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции, выразительное чтение стихотворений и их анализ




Литературный процесс 30-х — начала 40-хг (22 ч)


58.



1. Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов. Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литера­туре и искусстве.



59.



2. О.Э.Мандельштам. Истоки поэтического творчества. Историческая тема в лирике Мандельштама.


60



3. Развитие традиций отечественной сатиры. Понятие о политической сатире Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко.

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции

61



4. Попытки художественно осмыслить личность царя-реформатора в ранней прозе А. Толстого.

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции

62.



6. М.А. Шолохов. Историческая широта и масштабность шолоховского эпо­са. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона».

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции, составление хронологической таблицы. Коллективное творчество.

63.



7. Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии.

Работа с текстом произведения, работа по карточкам. Беседа о жизни семей. Сопоставление с романом Толстого «Война и мир»

64.



8. Идея Дома и святости семейного очага в романе «Тихий Дон». Роль и значение женских образов в художественной системе романа.

Работа с текстом романа. Подбор и анализ эпизодов.


66.



9. Сложность, проти­воречивость пути Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства.

Работа с текстом произведения, работа по карточкам.

67.



10. Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шоло­ховского романа-эпопеи.

Аналитическая беседа по тексту, выступления учащихся с сообщениями, запись материала для сочинения

68



11. РР Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. Шолохова

Работа над планом. Соотношение частей сочинения. Использование цитат в работе.

69.



12. М. А. Булгаков. Очерк жизни и творчества.

«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции, составление хронологической таблицы. Коллективное творчество.

70.



13. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа.

Аналитическая беседа по тексту, выступления учащихся с сообщениями

71.



14. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав.

Аналитическая беседа по тексту, выступления учащихся с сообщениями, запись материала для сочинения

72



15. Са­тирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе

Аналитическая беседа по тексту, выступления учащихся с сообщениями


73



16. Неразрыв­ность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты».

Аналитическая беседа по тексту, выступления учащихся с сообщениями, запись материала для сочинения

74



17. РР Подготовка к контрольному сочинению

Работа над планом. Соотношение частей сочинения.

75.



18. РР Контрольное сочинение по роману М. А. Булгакова

Создание собственного высказывания на предложенную тему, совершенствование написанного.

76.



19. Б. Л. Пастернак. Жизненный и творческий путь. Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака.

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции, составление хронологической таблицы. Коллективное творчество.

77.



20. Роман «Доктор Живаго». Проблема интеллигенции и революции в романе.

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции, «аргументов» для сочинения

78.



21. А. П. Платонов. Оригинальность, самобытность художественного мира писателя

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции

79.



22. В. Набоков. Краткий очерк жизни и творчества. Роман «Машенька». Своеобразие сюжетно-временной организации повествования.

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции




Литература периода Великой Отечественной войны (4 ч)


80.



1. Отражение летописи военных лет в произведениях рус­ских писателей. Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны.

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции, «аргументов» для сочинения

.81.



2. Проза о войне. «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова и др.

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции, «аргументов» для сочинения

82.



3. А. Т. Твардовский. Память войны, тема нравствен­ных испытаний. Философская проблематика поздней лирики поэта.

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции, «аргументов» для сочинения

83.



4. «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Гражданственность и нравствен­ная высота позиции автора.

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции, «аргументов» для сочинения




Литературный процесс 50 — 80-х гг (18 ч)


84



1. Проза советских писателей и поэтов, выходящая за рамки норма­тивов социалистического реализма.

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции

85



2. Оттепель» 1953—1964 годов — рождение нового типа литературного движения. Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика.

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции

86.



3. «Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60—70-хгодов. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции, «аргументов» для сочинения

87



4. КР Отражение летописи военных лет в произведениях рус­ских писателей


88.



5. «Деревенская проза» 50—80-х годов. Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова. Историческая романистика.

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции

89.



6. Авторская песня как песенный монотеатр 70—80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого.

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции

90



7. Вн.чт. Литература родного края Илья Сельвинский и Крым. Тема войны в стихотворениях


91.



8. Н. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущ­ности красоты и единства природы и человека в лирике поэта.


92.



9. В. М. Шукшин. На­род и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции

93.



10. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах В.Шукшина

Аналитическая беседа по произведениям, выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции

94.



11. Н.М. Рубцов. Диалог поэта с Россией. Одухотворенная красота природы в лирике.


95.



12. Натурфилософия В. Астафьева. Повесть «Царь-рыба». Человек и природа: единство и противостояние.

Аналитическая беседа по тексту Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции, «аргументов» для сочинения

96



13. Повесть «Царь-рыба». Проблема утраты человеческого в человеке.

Аналитическая беседа по тексту Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции, «аргументов» для сочинения

97



14. КР Проблема нравственного отношения человека к природе (по произведениям современных писателей ХХ века)


98



15. В.Г. Распутин. «Последний срок», «Живи и помни». Философское осмысление социальных проблем современности.

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции, «аргументов» для сочинения

99.



16. Тревога за судьбу родины в повестях В.Распутина.


100.



17. А. И. Солженицын. Очерк жизни и творчества. Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича»

Аналитическая беседа по тексту Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции, «аргументов» для сочинения

101.



17. «Матренин двор». Продолжение темы народного праведничества в рассказе

Аналитическая беседа по тексту




Новейшая русская реалистическая проза и поэзия (обзор) (1 час)


102.



Новейшая русская реалистическая проза и поэзия (обзор)

Выступления учащихся с сообщениями,