СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В данном файле содержится рабочая программа по литературе для 5 класса.
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24
«Утверждено»
Директор МОУ СОШ № 24
___________ Данилова О.Е.
«____» _________ 2017 г.
Приказ № ____ от _________
Рабочая программа по литературе для 5 «Б» класса
Базовый уровень
Составитель:
Бирючкова М. Ю.
Учитель русского языка и литературы
Павловский Посад
2017г.
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 5 «Б» класса создана на основе нормативных документов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ № 1897 от 17.12.2010 г.
2.Авторской программы «Литература 5-9 классы» под редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В. И. Коровина, М. «Просвещение» 2014г.
3.Приказа Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждении, реализующем образовательные программы общего образования и имеющие государственную аккредитацию, на 2017-2018 учебный год».
4.Общей образовательной программы МОУ СОШ № 24 Павлово-Посадского Муниципального района Московской области.
5.Учебного плана МОУ СОШ № 24 на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа по литературе для 5 «Б» класса рассчитана на 3 часа в неделю, общий объём 105 часов.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Главными целями изучения предмета «Литература» являются: формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 105 часов в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные: умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета, курса
1.Введение (1 час). Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
2.Устное народное творчество (6 часов). Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки). Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
3.Из древнерусской литературы (2 часа). Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальное представление).
4.Из русской литературы XVIII века (1 час). Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
5.Из русской литературы XIX века (28 часов). Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление). К.Р. Тест за I четверть. Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки. Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сходство и различие литературной сказки и народной. Мир детства в изображении писателя. Проект. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино»-отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место»-повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений). Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «Мороз, Красный нос» («Есть женщины в русских селеньях…»). Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картина вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства-короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет (развитие представлений). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Реальная основа повести «Муму»-повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя-символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление). К.Р. Р.Р. Сочинение «Чему посвящён рассказ «Муму»». Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»-радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин -два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» -осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Как весел грохот летних бурь»; А.Н. Плещеев «Весна»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений. Проект. Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. К.Р. Р.Р. Сочинение. «Роль описаний природы в создании настроения автора (героя)».
6. Из русской литературы XX века (22 часа). Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валёк, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание-основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление). Р.Р. Сочинение. Обучение навыкам характеристики героев. Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимы дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» -поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. Теория литературы. Эпитет, олицетворение, метафора, ритм, фольклорный образ, пейзаж. Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное). Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовсвкого. Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев»-пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом-традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка. К.Р. Тест за III четверть. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении-жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений). Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу, основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление). Поэты о Великой Отечественной войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети-трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.А. Прокофьев «Алёнушка»; Д.Б. Кедрин «Алёнушка»; Н.М. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Проект. Писатели улыбаются. Саша Чёрный. Краткий обзор биографии и творчества. «Кавказский пленник», «Игорь –Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Юлий Черсанович Ким. Краткий обзор биографии и творчества. «Рыба-кит». Теория литературы. Юмор (развитие понятия). К.Р. Итоговый тест по русской литературе XIX-XX вв.
7.Из зарубежной литературы (8 часов). Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиции предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Соотношение реального и фантастического. Противопоставление красоты внешней и внутренней –Герда и Снежная королева. Победа добра, любви и дружбы над злом. Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Джек Лондон. В.Ч. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» -сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика-смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства-опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Итоговый тест за год.
Номер | Тема | УУД | Дата проведения | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | По плану | Фактически | |||
Введение (1 час) | |||||||
1 | Учебник литературы и работа с ним. Книга в жизни человека | Научиться пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Формирование «стартовой» мотивации к обучению |
|
| |
Устное народное творчество (6 часов) | |||||||
2 | Фольклор –коллективное устное народное творчество | Научиться различать произведения малых жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи, навыкам пересказа | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий |
|
| |
3 | Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок | Научиться различать сказки по видам, выявлять отличия, использовать при сказывании характерные речевые обороты | Познавательные: уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности |
|
| |
4 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости |
|
| |
5 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки | Научиться определять мораль сказки, композиционные части сказки, использовать при сказывании характерные речевые обороты | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев | Формирование ценностного отношения к происходящим событиям |
|
| |
6 | Знакомство с волшебной и героической сказкой «Иван Царевич и чудо-юдо». Жанр сказки | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя; нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор |
|
| |
7 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности | Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства |
|
| |
Из древнерусской литературы (2 часа) | |||||||
8 | Общее представление о древнерусской литературе | Научиться понимать информацию, представленную в древнерусском тексте, составлять текст с использованием слов притчи | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения | Формирование навыков исследовательской деятельности |
|
| |
9 | Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | Научиться понимать и воспроизводить тексты древнерусской литературы | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Формирование уважительного отношения к истории и культуре славянских народов (наших предков) |
|
| |
Из русской литературы XVIII века (1 час) | |||||||
10 | М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…» | Научиться понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор) | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
|
| |
Из русской литературы XIX века (28 часов) | |||||||
11 | Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.). И.А. Крылов. Ознакомление с творчеством | Научиться понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, научиться выразительно читать басни по ролям (инсценированному чтению), выявлять способы самообразования | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Формирование мотивации к обучению |
|
| |
12 | Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом», «Зеркало и Обезьяна». Осмеяние пороков-грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора | Научиться выразительно читать басни по ролям, по образцу из фонохрестоматии (инсценированному чтению), навыкам проектной деятельности | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритму). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование мотивации к самосовершенствованию |
|
| |
13 | В.А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте. Сказка «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Баллада «Кубок» | Научиться определять (выделять) черты народной сказки, видеть особенности авторской сказки | Познавательные: уметь конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме. Регулятивные: формировать навыки самоконтроля, выполнять учебные действия. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное | Овладение техникой художественного пересказа, выразительного чтения баллады |
|
| |
14 | К.Р. Контрольный тест за I четверть | Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Коммуникативные: уметь определять меры усвоения и изученного материала | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
|
| |
15 | Р.Р. А.С. Пушкин. Детство, годы учения. Стихотворение «Няне» | Научиться находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, определять влияние народного творчества на формирование взглядов поэта | Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение | Формирование уважения к культурному наследию нашей Родины |
|
| |
16 | «У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок | Научиться находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, выразительно читать пролог; познакомиться с миром пушкинской сказки, с героями и сюжетом поэмы «Руслан и Людмила» | Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворный речи, слышать ритм стихотворного текста. Регулятивные: уметь выделять то, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение | Формирование познавательного интереса |
|
| |
17 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - её истоки. «Бродячие сюжеты». Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом | Научиться выделять основные части сказки, отвечать на поставленные вопросы по её содержанию, оценивать поступки и поведение сказочных героев, составлять план рассказа о герое, сопоставлять содержание сказки и музыкальных произведений – иллюстраций к сказке | Познавательные: уметь производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику сказочного героя, давать оценку его поступкам. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы | Формирование познавательного интереса, навыков сопоставления |
|
| |
18 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Сходство и различие литературной сказки и сказки народной | Научиться находить основную мысль сказки, сопоставлять литературную и народную сказку, слушать художественное чтение (фонохрестоматия: диалог нищенки и царевны) | Познавательные: уметь формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования. Регулятивные: уметь анализировать текст. Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать своё мнение | Формирование познавательного процесса и навыков саморегуляции |
|
| |
19 | Русская литературная сказка. А. Погорельский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Подготовку к проекту | Научиться составлять первичный проект (индивидуальный, коллективный), электронную презентацию «Иллюстрации к сказке А. Погорельского» | Познавательные: уметь объяснять особенности текста литературной сказки начала XIX в. Регулятивные: уметь выделять то, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока | Формирование мотивации к самосовершенствованию |
|
| |
20 | А. Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Мир детства в изображении писателя. Проект | Научиться читать сказку по ролям, подбирать цитаты из текста к иллюстрациям к сказке, выполнять проектную деятельность по алгоритму | Познавательные: уметь производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику сказочного героя, давать оценку его поступкам. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы | Формирование познавательного интереса, навыков сопоставления |
|
| |
21 | М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837) | Научиться определять тему стихотворения, выразительно читать, применять навыки пересказа статьи учебника | Познавательные: уметь находить и отбирать необходимую информацию. Регулятивные: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели. Коммуникативные: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста | Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России |
|
| |
22 | Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании батальных сцен | Научиться понимать стихотворный текст, выразительно читать стихотворение, аргументировать своё отношение к героям произведения, находить прямые авторские оценки, слушать художественное чтение текста (фонохрестоматия) | Познавательные: уметь выделять в тексте главное, формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи. Регулятивные: уметь сравнивать свои действия с ожидаемым результатом. Коммуникативные: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста | Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России |
|
| |
23 | Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Научиться понимать сюжет произведения, видеть реальное и фантастическое в повести | Познавательные: познакомиться с элементами жизни и быта украинского народа, уметь пересказывать содержание текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение | Формирование навыков анализа текста, расширение кругозора |
|
| |
24 | Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя | Научиться обсуждать поступки литературных героев и выражать своё мнение о них | Познавательные: познакомиться с фактами жизни и быта украинского народа, уметь пересказывать содержание текста с элементами анализа. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение | Формирование навыков анализа текста |
|
| |
25 | Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». «Есть женщины в русских селеньях…» - поэтический образ русской женщины | Научиться находить автобиографичные элементы в лирическом произведении, чувствовать настроение автора через его речь, аргументировать и объяснять поведение героев, оценивать их поступки, находить авторские оценки | Познавательные: познакомиться с элементами жизни и бытом русского народа, уметь составлять план и пересказывать содержание текста по плану. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (проектные формы работы, ситуации учебного сотрудничества) | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста |
|
| |
26 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Мир детства | Научиться понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения | Познавательные: познакомиться с жизнью и бытом русского народа, уметь пересказывать содержание текста. Регулятивные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение, составлять речевую характеристику литературных героев | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста |
|
| |
27 | И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Муму». Реальная основа рассказа | Научиться выявлять основную нравственную проблематику произведения | Познавательные6 формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования, уметь анализировать текст. Регулятивные: уметь сравнивать свои действия с ожидаемым результатом. Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых высказываний | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста |
|
| |
28 | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие в рассказе «Муму» | Научиться воспроизводить сюжет изученного произведения, объяснять внутренние связи его элементов | Познавательные: уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей. Регулятивные: уметь строить высказывание с целью анализа текста. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста |
|
| |
29 | Нравственное преображение Герасима. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных | Научиться словесно воспроизводить картины, созданные писателем, аргументировать своё отношение к героям произведения | Познавательные: формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования. Регулятивные: уметь строить речевое высказывание – доказательство. Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе для разрешения поставленной проблемы | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста |
|
| |
30 | К.Р. Р.Р. Сочинение «Чему посвящён рассказ «Муму»?» | Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы плана сочинения | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию из прочитанного. Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Коммуникативные: определять меры усвоения изученного материала | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
|
| |
31 | А.А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы | Научиться выразительно читать стихотворение, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства | Познавательные: приобретать навыки выразительного чтения, учиться проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать ситуацию сотрудничества | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста |
|
| |
32 | Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды | Научиться понимать гуманистическую направленность произведения, анализировать эпическое произведение, использовать литературные термины в устной речи | Познавательные: знать элементы биографии и творчества выдающегося русского писателя, знать содержание прочитанного. Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока (уметь рассказывать, о чём произведение и какова его тема). Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений |
|
| |
33 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разных судьбы. Жилин и Дина | Научиться выявлять основную идею (основную мысль) рассказа, видеть авторскую позицию, составлять сравнительную характеристику героев | Познавательные: уметь проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. Коммуникативные: формировать ситуацию сотрудничества | Формирование мотивации познавательного интереса |
|
| |
34 | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н. Толстого | Научиться выделять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними | Познавательные: уметь проводить исследование и давать личностные характеристики изучаемых объектов. Регулятивные: уметь строить высказывание с целью анализа текста. Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений | Формирование системы личностных отношений к происходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества |
|
| |
35 | А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа | Научиться анализировать художественный текст, выразительно читать и пересказывать рассказ, работать по алгоритму выполнения презентации «Иллюстрации к рассказам А.П. Чехова» | Познавательные: уметь проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов. Регулятивные: уметь находить нужную для ответа информацию из прочитанного текста. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение | Формирование мотивации познавательного интереса |
|
| |
36 | Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Рассказы Антоши Чехонте | Научиться выразительно читать и пересказывать текст, видеть средства выразительности, придающие юмористический пафос произведению, использовать навыки проектной деятельности | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: уметь выбирать нужную информацию из прочитанного текста. Коммуникативные: уметь формировать ситуацию сотрудничества | Формирование навыков анализа текста, юмористического отношения к некоторым жизненным ситуациям |
|
| |
37 | Поэты XIX в. О Родине, родной природе и о себе. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», А.Н. Майков «Ласточки»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…», И.З. Суриков «Зима», И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне». Выразительное чтение стихотворений | Научиться выразительно читать, анализировать стихотворения, слушать актёрское чтение (фонохрестоматия) | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста |
|
| |
38 | Р.Р. Сочинение. «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)» | Научиться анализировать стихотворение по алгоритму выполнения задания | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию из прочитанного. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: уметь работать самостоятельно по индивидуальному маршруту восполнения проблемных зон в обучении | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
|
| |
Из русской литературы XX века (22 часа) | |||||||
39 | В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Повесть «В дурном обществе». Автобиографичность повести. Гуманистический смысл произведения | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям повести | Познавательные: применять методы информационного поиска. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. операциональный опыт. Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны |
|
| |
40 | Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести В.Г. Короленко | Научиться надавать характеристики героям повести, выделять существенное и главное по теме в тексте, составлять электронный альбом «Мои ровесники в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»» | Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь пользоваться приёмом продуктивного чтения для выработки алгоритма самостоятельного освоения текста. Коммуникативные: уметь владеть монологической и диалогической формами речи, отстаивать свою точку зрения, аргументировать её | Формирование оценки содержаний художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей |
|
| |
41 | Р.Р. Обучение навыкам характеристики героев | Научиться давать характеристики героям повести, анализировать текст, составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Познавательные: уметь формулировать тему сочинения, составлять план сочинения по заданной теме. Регулятивные: уметь составлять план действий для достижения цели, формировать навыки самоконтроля. Коммуникативные: адекватно использовать разные речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Формирование выстраивания системы личностных отношений |
|
| |
42 | С.А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимы дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины | Научиться выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст, использовать навыки проектной деятельности (иллюстрации к стихотворениям С.А. Есенина) | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны |
|
| |
43 | П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика | Научиться различать жанр сказа и сказки, анализировать текст, использовать навыки проектной деятельности | Познавательные: овладеть навыками смыслового чтения, уметь структурировать знания. Регулятивные: уметь ставить совместно с учителем учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала. Коммуникативные: уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны |
|
| |
44 | Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя сказа «Медной горы Хозяйка». Стремление к совершенному мастерству | Научиться выразительно пересказывать и анализировать фрагменты сказа, давать характеристики героям сказа, выяснять значения диалектных слов, составлять электронную презентацию «Сказы П.П. Бажова в иллюстрациях художников Палеха» | Познавательные: уметь анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: уметь адекватно использовать речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач | Формирование устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа |
|
| |
45 | К.Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Тёплый хлеб». Тема и проблема произведения. Герои в литературной сказке | Научиться определять тему произведения, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев литературной сказки | Познавательные: уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: развивать способности к регуляции деятельности по решению поставленных задач. Коммуникативные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок |
|
| |
46 | Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб» | Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя, определять отличительные черты романтизма, выявлять романтическую настроенность произведений писателя | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор | Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок |
|
| |
47 | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения | Научиться определять тему произведения, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев литературной сказки, слушать и оценивать актёрское чтение (фонохрестоматия), анализировать текст, определять композиционно-языковые особенности повествования | Познавательные: уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: развивать способности к регуляции учебной деятельности. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество в коллективе, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей |
|
| |
48 | С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Особенность драмы как рода литературы | Научиться объяснять жанровые особенности произведения, выяснять значения незнакомых слов, выразительно читать пьесу по ролям | Познавательные: научиться искать и выделять необходимую информацию, формировать способности к освоению новых видов деятельности. Регулятивные: развивать способности к регуляции учебной деятельности, научиться оценивать полученную информацию с точки зрения нужности. Коммуникативные: уметь работать в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра | Формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения |
|
| |
49 | Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом –традиция русских народных сказок | Научиться пересказывать и анализировать фрагменты сказки, выразительно читать пьесу по ролям, слушать и оценивать актёрское чтение, видеть традиции народной сказки в пьесе С.Я. Маршака | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью, анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата. Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор | Формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения |
|
| |
50 | К.Р. Итоговый тест за III четверть | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
|
| |
51 | А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Никита». Единство героя с природой | Научиться давать характеристику главного героя, соотносить реальное и фантастическое в рассказе | Познавательные: научиться понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию. Регулятивные: научиться планировать ответ, комментировать полученную информацию. Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра | Формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения |
|
| |
52 | Быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя рассказа А.П. Платонова «Никита» | Научиться видеть особенный мир детства главного героя, соотносить реальное и фантастическое в рассказе | Познавательные: уметь анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: уметь анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата, корректировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор | Формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения |
|
| |
53 | Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро» | Научиться определять автобиографические черты рассказа, тему и основную мысль рассказа, анализировать композицию произведения | Познавательные: научиться понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию. Регулятивные: уметь соотносить свои знания с поставленной целью, комментировать полученную информацию. Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра | Формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения |
|
| |
54 | Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | Научиться давать характеристику поступкам героя, определять значение картин природы, самостоятельной работе с текстом | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, принимать решения и делать выбор | Формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения |
|
| |
55 | Поэты о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…», А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети | Научиться выразительно читать стихотворения, сопоставлять литературные произведения одно с другим; развивать патриотические чувства | Познавательные: уметь воспринимать стихотворный текст, вычленять нужную информацию, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки анализа художественного текста. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа, формировать умение работать в группе. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию | Формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны посредством изучения художественных произведений на историческую тему, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения |
|
| |
56 | Произведения о Родине, родной природе и о себе. И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер…», А.А. Прокофьев «Алёнушка», Д.Б. Кедрин «Алёнушка» | Научиться выразительно читать стихотворение наизусть, владеть элементами анализа поэтического текста, навыками монологической речи | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки сопоставительного анализа художественных текстов. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности |
|
| |
57 | Произведения о Родине, родной природе и о себе. Н.М. Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы» | Научиться выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст, сопоставлять поэтические тексты один с другим | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки сопоставительного анализа художественных текстов. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности |
|
| |
58 | Писатели улыбаются. Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Юмор | Научиться сопоставлять литературные произведения одно с другим, характеризовать героев и их поступки, находить в тексте изобразительно-выразительные средства, придающие произведению юмористический характер; расширить представления о юморе в литературе; развивать творческие способности, чувство юмора | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Коммуникативные: уметь формулировать свою точку зрения в монологическом высказывании | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности |
|
| |
59 | Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме | Научиться сопоставлять литературные произведения одно с другим, характеризовать героев и их поступки, находить в тексте изобразительно-выразительные средства, придающие произведению юмористический характер; расширить представления о юморе в литературе; развивать творческие способности, чувство юмора | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Коммуникативные: уметь формулировать свою точку зрения в монологическом высказывании | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности |
|
| |
60 | К.Р. Итоговый урок по теме «Русская литература XIX-XX вв." (тестирование) | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию, уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), уметь планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны посредством изучения художественных произведений |
|
| |
Из зарубежной литературы (8 часов) | |||||||
61 | Р.Л. Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. Баллада «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков | Научиться выразительно читать балладу, характеризовать героев и их поступки | Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки анализа художественного текста, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать. Регулятивные: выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения |
|
| |
62 | Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. Роман «Робинзон Крузо». Приключения Робинзона Крузо, характера героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека | Научиться выразительно пересказывать текст, характеризовать героя и его поступки, прослеживать изменения в поведении и характере героя, понимать значение романа в истории литературы | Познавательные: научиться понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию. Регулятивные: развивать способности к регуляции учебной деятельности (самостоятельность, целенаправленность), научиться комментировать полученную информацию. Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей |
|
| |
63 | Х.К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Композиция сказки. Соотношение реальности и фантастического | Научиться отличать литературную сказку от народной, выразительно пересказывать текст, характеризовать героев и их поступки | Познавательные: научиться видеть композицию текста, понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию. Регулятивные: развивать способности к регуляции учебной деятельности, научиться комментировать полученную информацию. Коммуникативные: уметь применять полученные знания при ответе, адекватно использовать речевые средства и грамотно конструировать текст | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных сказочников, нравственно-этического оценивания содержания художественного произведения |
|
| |
64 | Характеристика героев сказки «Снежная королева». Противопоставление красоты внешней и внутренней –Герда и Снежная королева | Научиться видеть в сказке обличие зла, характеризовать поступки героев | Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, развивать навыки анализа художественного текста, уметь выбирать критерии для сравнения персонажей, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия постановки задачи на основе указанного, планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию | Формирование оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей |
|
| |
65 | Идея сказки. Победа добра, любви и дружбы над злом в сказке «Снежная королева». Викторина | Научиться понимать ценность дружбы и силу любви близких Каю людей | Познавательные: уметь выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать, делать выводы. Регулятивные: уметь подбирать в тексте доказательства своим гипотезам, корректировать ответ; мобилизовать энергию, волю и знания для достижения цели. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание; точно выражать свои мысли (давать точный ответ) | Формирование оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей |
|
| |
66 | М. Твен. Краткий рассказ о писателе. Роман «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев М. Твена | Научиться выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков | Познавательные: уметь искать и выделять нужную для ответа информацию; выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать; делать выводы. Регулятивные: уметь подбирать в тексте доказательства своим гипотезам; корректировать ответ. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание; учитывать мнения других | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей |
|
| |
67 | В. Чт. Дж. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - повествование о взрослении подростка. Характер мальчика –смелость, мужество | Научиться выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков, находить в тексте изобразительно-выразительные средства | Познавательные: уметь искать и выделять нужную для характеристики героя информацию, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать, делать выводы. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей |
|
| |
68 | Итоговый тест за год | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей |
|
| |
69 | Анализ ошибок, допущенных в итоговом тесте | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей |
|
| |
70 | Подведение итогов за год. Список литературы на лето | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей |
|
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате обучения учащиеся получат возможность научиться: осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин; учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку; осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
В результате обучения учащиеся научатся: сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор; сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
«Согласовано»
Протоколом заседания ТМО от «____» __________ 2017 г. №____________
«Согласовано»
Зам. Директора по УВР _____________ (Борисенко О.А.)
«_____» ________2017 г.