Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе:
Федерального компонента ГОС (государственного образовательного стандарта) 2004 года
ООП ООО МБОУ «Абрамовская ООШ»
Учебного плана МБОУ «Абрамовская ООШ»
Авторской программы Т.Ф.Курдюмовой. Учебный комплекс рекомендован Министерством образования РФ
Место предмета в учебном плане
По учебному плану в 5 классе всего 102 часа: в неделю – 3 часа.
Программа реализуется учебником: Литература. 5 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. 1; 2 ч. Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2013г.
Результаты изучения предмета «Литература»
Личностные результаты основной школы, формируемые при изучении предмета «Литература»:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты основной школы:
познавательные:
• понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора и литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
ценностно-ориентационные:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и определение собственного отношения к ней;
коммуникативные:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
эстетические:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем курса
Происхождение и развитие литературы. Искусство как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Особенности художественного слова. Тропы и фигуры художественной речи: метафора, сравнение, эпитет, риторическое обращение, риторический вопрос и т.д. Труд писателя и труд читателя.
Мифы народов мира. Мифы разных времён и разных народов. Мифы, изученные на уроках истории. Связь мифов с ритуалами. Календарные мифы и календарные праздники. Персонажи славянской мифологии.
Устное народное творчество (фольклор). Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Национальное восприятие мира, отражённое в фольклоре.
Былины. Русский народный эпос – былины. Циклы былин. Герои и события былин. Старшие богатыри. Патриотический пафос былины. Художественные особенности. Исполнители былин.
Русские народные сказки. Сказка как популярный жанр народного творчества. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Рассказчики и слушатели сказок. Сказка «Марья-Моревна».
Сказки народов мира. Богатство отражения жизни в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трусость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главный достоинства героев сказок. Сказка «Тысяча и одна ночь».
Малые жанры фольклора. Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.
Русский народный театр. Народный театр в истории русской литературы. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой кукольных пьес – Петрушка. Синкретический характер представлений народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора; насыщенность народных пьес малыми формами фольклора. Пьеса «Озорник Петрушка».
Русская литература XIXвека
Русская классическая литература 19 века. Славные имена русских писателей 19 в. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии. И.А. Крылов «Свинья под дубом», «Зеркало и обезьяна», «Осёл и мужик». А.С. Пушкин. «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы», поэма «Руслан и Людмила». М.Ю. Лермонтов. « И вижу я себя ребёнком…», «Парус», « Листок», «Из Гёте». Н.В. Гоголь. «Пропавшая грамота». Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». И.С. Тургенев. «Муму».
Поэтический образ Родины. И.С. Никитин « Русь»; М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын…» (Из поэмы «Сашка»). А.В. Кольцов «Косарь»; А.К. Толстой «Край ты мой…»; Н.А. Некрасов «Соловьи»; Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», « Летний вечер», «Есть в осени первоначальной...», «Листья». А. А. Фет. «Весенний дождь», «Учись у них - у дуба, у березы...». «Я пришел к тебе с приветом...», «Летний вечер тих и ясен...».
Героическое прошлое России. М. Ю. Лермонтов. Бородино. Л. Н. Толстой. Петя Ростов. Отрывки из романа «Война и мир» . М. А. Булгаков. Петя Ростов. Отрывок из инсценировки романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Литература XX века
Век 19 и век 20. Связь веков. И. А. Бунин.26-е мая. А. А. Ахматова. В Царском Селе. В. А. Рождественский. Памятник юноше Пушкину. К.Д. Бальмонт «Пушкин».
Литературные сказки XX века. К. Г. Паустовский. Рождение сказки. X. К. Андерсен. Снежная королева. А. П. Платонов. Волшебное кольцо. Дж. Родари. Сказки по телефону. В. В. Набоков. Аня в Стране чудес. Дж. Р. Р. Толкин. Хоббит, или Туда и обратно.
Проза русских писателей XX столетия. И. С. Шмелев. Как я встречался с Чеховым. За карасями. Е. И.Замятин. Огненное «А». А. И. Куприн. Мой полет.
Поэтический образ Родины. А. А. Блок. На лугу. Ворона И. А. Бунин. Сказка. К. Д. Бальмонт. Снежинка. Фейные сказки С. А. Есенин. Пороша. Черемуха. М. М. Пришвин. Времена года. Отрывки. Н. А. Заболоцкий. Оттепель. Д. Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето..». Н. М. Рубцов. В горнице.
Мир наших братьев меньших. С. А. Есенин. Песнь о собаке. В. В. Маяковский. Хорошее отношение к лошадям.
Героическое прошлое России. А. И. Фатьянов. Соловьи. А. Т. Твардовский. Я убит подо Ржевом. А. А. Ахматова. Мужество. Р. Г. Гамзатов. Журавли.
Современная литература. В. П. Астафьев. Васюткино озеро. Т. Янссон. Последний в мире дракон.
Путешествия и приключения
Покорение пространства и времени. Д. Дефо. Робинзон Крузо. Глава шестая. Р. Э. Распэ. Приключения барона Мюнхгаузена. М. Твен. Приключения Тома Сойера. Глава перваА. Линдгрен. Приключения Калле Блюмквиста.
Новая жизнь знакомых героев. Н. С. Гумилев. Орел Синдбада. Б. Лесьмян. Новые приключения Синдбада-морехода. Итоги. Сюжеты изученных произведений. Сюжет и герой.
Чтение летом. М. И. Цветаева. Книги в красном переплете ...
Разделы программы и количество часов по разделам
№ | Раздел программы | Количество часов |
1. | Введение | 2 (в том ч. 1 р.р.) |
2. | Мифы народов мира | 4 (в том ч. 1 вн.чт.) |
3. | Фольклор – устное народное творчество | 12 (в том ч. 3 р.р.) |
4. | Литература XIX века Русская классическая литература XIX века | 18 (3 р.р. + 1вн.чт.) |
5. | Поэтический образ Родины. (Из лит. XIX века) | 8 (1 р.р. + 1 к.р.) |
6. | Героическое прошлое России. (Из лит. XIX века) | 4 |
7. | Литература XX века Связь веков. | 3 |
8. | Литературные сказки XIX – XX веков. | 11 (в том ч. 1 р.р.) |
9. | Проза русских писателей XX столетия. | 3 |
10. | Образ Родины в лирике и прозе XX века. | 8 |
11. | Мир наших братьев меньших. | 3 (в том ч. 1 р.р.) |
12. | Героическое прошлое России. | 6 (1вн.чт.. + 1 к.р.) |
13. | Современная литература. | 6 (1вн.чт. + 1 р.р.) |
14. | Путешествия и приключения. Покорение пространства и времени. | 10 (в т. ч. 1р.р. + 1к.р.) |
15. | Новая жизнь знакомых героев | 2 часа |
16. | Подведение итогов за год | 2 часа (в том ч. к.тест) |
| Итого | 102 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактичес-кие сроки //коррекция |
I п. | Введение - 2 часа |
1. | Литература – искусство слова | | |
2. | Р.р. Творческая работа «Создай собственную памятку» | | |
Мифы народов мира – 4 часа |
3. | Мифы народов мира. Календарные мифы. Масленица. | | |
4. | Мифы о сотворении мира. | | |
5. | Древнегреческие мифы. «Золотые яблоки Гесперид» | | |
6. | Вн.чт.: Древнегреческие мифы о подвигах Геракла. | | |
| Фольклор – устное народное творчество - 12 ч. |
7. | Устное народное творчество как предмет изучения. Былины и их герои. | | |
8. | Былины « Илья Муромец и Святогор», «Три поездки Ильи Муромца». | | |
9. | Р.р. Сочинение «Любимые герои былин» по картине В.М.Васнецова «Богатыри» | | |
10. | Русские народные сказки. «Царевна – лягушка»» | | |
11. | Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна-лягушка» | | |
12. | Р.р. Рассказ по картинам В.Васнецова и И.Билибина о герое сказки «Царевна-лягушка» | | |
13. | Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь». «Рассказ о первом путешествии Синдбада – морехода ». | | |
14. | Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. | | |
15. | Малые жанры фольклора. Загадки. | | |
16. | Малые жанры фольклора. Анекдоты. | | |
17. | Малые жанры фольклора. Песни. Частушки. | | |
18. | Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Народная драма «Озорник Петрушка» | | |
Литература XIX века |
Русская классическая литература XIX века – 18 часов |
19. | И.А.Крылов. Басня «Свинья под дубом», | | |
20. | И.А.Крылов. Басня «Осёл и мужик» | | |
21. | Р.р. Эволюция басни. От Эзопа до Крылова. | | |
22. | А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Пролог к поэме «У Лукоморья» | | |
23. | А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Песнь I. Руслан и его соперники. | | |
24. | Песнь II. Рассказ старца. Людмила в плену у Черномора. | | |
25. | Песнь III. Добрые и злые силы в поэме. | | |
26. | Р.р. Сочинение. Сравнительная характеристика героев. | | | |
27. | Повествование. Описание. Рассуждение. Лирика А.С.Пушкина. «Няне», «Зимний вечер», «Зимнее утро». | | |
28. | Лирика М.Ю.Лермонтова. «Парус». Чувство тоски и одиночества как выражение пафоса стихотворения. | | |
29. | Лирика М.Ю.Лермонтова. «Листок», «Из Гёте». Особенности интонации и сюжета лирики. | | |
30. | Н.В.Гоголь. «Пропавшая грамота» | | |
31. | Поэтизация народной жизни и народных преданий в были Гоголя. | | |
32. | Вн.чт.: «Майская ночь, или Утопленница» | | |
33. | И.С.Тургенев. Рассказ «Муму» - повествование о крепостной России. | | |
34. | Духовные и нравственные качества Герасима в рассказе И.С.Тургенева «Муму». | | |
35. | Самовольный уход Герасима – его победа или его поражение. | | |
36. | Р.р. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Против чего протестует Герасим? | | |
Поэтический образ Родины – 8 часов |
37. | И.С.Никитин. «Русь». Выражение любви поэта к Родине. | | |
38. | М.Ю.Лермонтов. Поэма «Сашка» (отрывок). Отношение поэта к русским святыням. | | |
39. | А.К.Толстой. Стихотворение «Край ты мой, родимый край!..» | | |
40. | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Соловьи». Отношение людей к природе. | | |
41. | Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной…», «Листья». | | |
42. | А.А.Фет. «Весенний дождь», «Учись у них - у дуба, у берёзы», «Я пришёл к тебе с приветом», «Летний вечер тих и ясен» | | |
43. | Р.р. Теоретический практикум. Стихотворные размеры. | | |
44. | Контрольная работа №1 по теме «Стихотворные размеры». | | |
| Героическое прошлое России – 4ч. | |
45. | М.Ю.Лермонтов. «Бородино» - поэтический памятник героического сражения. | | |
46. | М.Ю.Лермонтова «Бородино» - тема уважения воинского подвига и воинского долга. | | |
47. | Л.Н.Толстой. «Петя Ростов». Тема сочувствия к добрым проявления души. | | |
48. | М.А.Булгаков. «Петя Ростов». Особенности драматургии. | | |
II п | Литература XX века | |
Связь веков – 3 ч. |
49. | И.А.Бунин. Стихотворение «26-е мая». Тема поэта и поэзии. | | |
50. | А.А.Ахматова. Стихотворение «В Царском Селе». Пушкинская тема в творчестве. | | |
51. | В.А.Рождественский. Стихотворение «Памятник юноше Пушкину». | | |
Литературные сказки XIX – XX веков – 11 ч. |
52. | К.Г.Паустовский. «Рождение сказки». Сказочные краски реального мира. | | |
53. | Х.К.Андерсен. «Снежная королева». Страшная загадка волшебного зеркала. | | |
54. | Сказка .К.Андерсена «Снежная королева». Кай и Герда. | | |
55. | Сказка .К.Андерсена «Снежная королева». «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать». | | |
56. | Сказка .К.Андерсена «Снежная королева». «Где был я сам?». | | |
57. | А.П.Платонов. Сказка «Волшебное кольцо». | | |
58. | Мудрость сказки А.П.Платонова «Волшебное кольцо». | | |
59. | Дж.Родари. «Сказки по телефону». Особенности литературных героев Дж.Родари. | | |
60. | В.В.Набоков. Сказка «Аня в Стране чудес». «Что значит, когда трудно сидеть без дела…» | | |
61. | Дж.Р.Р.Толкиен. «Повесть «Хоббит, или Туда и Обратно». Особенности жанра фентези. | | |
62. | Р.р. Сочиняю сказку… | | |
| Проза русских писателей XX столетия – 3 ч. | |
63. | И.С.Шмелёв. Доброжелательность и душевная теплота в рассказе «Как я встречался с Чеховым. За карасями». | | |
64. | «Великие второклассники» в рассказе Е.И.Замятина «Огненное «А». | | |
65. | А.И.Куприн. «Мой полёт». Особенности очерка. | | |
Образ Родины в лирике и прозе XX века – 8 ч. |
66. | Картины прихода весны в стихотворениях А.А.Блока «На лугу», «Ворона» | | |
67. | И.А.Бунин. Стихотворение «Сказка» | | |
68. | Мир через призму волшебства в стихотворениях К.Д.Бальмонта «Снежинка», «Фейные сказки», «Осень» | | |
69. | Язык «живой» поэзии в стихотворениях С.А.Есенина «Пороша», «Черёмуха» | | |
70. | Лирическое описание природы в рассказах М.М.Пришвина «Времена года» | | |
71. | Приметы весны в стихотворении Н.А.Заболоцкого «Оттепель». | | |
72. | Краски осени и зимы в стихотворении Д.Б.Кедрина «Скинуло кафтан зелёный лето…» | | |
73. | Тихая родина Н.М.Рубцова в стихотворении «В горнице». | | |
Мир наших братьев меньших – 3 ч. |
74. | Жестокосердный мир людей в стихотворении С.А.Есенина «Песнь о собаке». | | |
75. | В.В.Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». | | |
76. | Р.р. Сочинение «Как может чужая поддержка помочь справиться с бедой?». | | |
Героическое прошлое России – 6 ч. |
77. | А.А.Фатьянов. Стихотворение «Соловьи». | | |
78. | А.Т.Твардовский «Я убит подо Ржевом». | | |
79. | А.А.Ахматова «Мужество», | | |
80. | Р.Г.Гамзатов «Журавли» | | |
81. | Контрольная работа №2 по теме «Героическое прошлое России». | | |
82. | Вн.чт.: Героика Великой Отечественной войны. Повесть В.П.Катаева «Сын полка» | | |
Современная литература - 6 ч. |
83. | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». «Это озеро не отыщешь на карте…» | | |
84. | Сила характера главного героя рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | | |
85. | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Идейно – эмоциональный пафос рассказа. | | |
86. | Р.р. Обучение сочинению-рассуждению на тему «Почему рассказ назван «Васюткино озеро?» | | |
87. | Туве Янсон. Сказка «Последний в мире дракон». Добрая история семьи мумми-троллей. | | |
88. | Вн.чт. А.П.Гайдар «Тимур и его команда» | | |
Путешествия и приключения на страницах книг – 10 часов |
89. | Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо». | | |
90. | Вызов судьбе в романе Д.Дефо «Робинзон Крузо». | | |
91. | Р.Э.Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена» | | |
92. | Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории | | |
93. | М.Твен. Автобиографическая повесть «Приключения Тома Сойера». | | |
94. | Том и Гек. Дружба мальчиков и их приключения | | |
95. | Мир «замечательных детективов». А.Линдгрен. Современный детектив «Приключения Кале Блюмквиста» | | |
96. | А.Линдгрен. Повесть «Приключения Кале Блюмквиста» | | |
97. | Р.р. Теоретический практикум. Сюжет и композиция художественного произведения | | |
98. | Контрольная работа №3 по теме «Сюжет и композиция художественного произведения | | |
Новая жизнь знакомых героев – 2 ч. |
99. | Н.С.Гумилёв «Орёл Синдбада» | | |
100 | Болеслав Лесьмян «Новые приключения Синдбада-морехода» |
| |
Подведение итогов за год – 2 ч. |
101 | Итоговый тест (урок развивающего контроля) | | |
102 | М.И.Цветаева «Книги в красном переплёте». Что читать летом. (Список внеклассной литературы) | | |
СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Зам. директора по УВР__________ на заседании МО учителей предметников
Н.М. Лавренёва Руководитель МО _____________
Т.П. Анохина
29 августа 2017 года 28.08.2017 г. №01
8