Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Могоеновская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МО гуманитарных наук протокол№____от__________2016г. __________ | «СОГЛАСОВАНО» « » ______________ 2016 г Зам. директора по УВР __________И.И. Холодова | «УТВЕРЖДАЮ» « » ______________ 2016 г Директор школы __________Е.Е. Юрганова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Уровень обучения: основное общее образование
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование)
Класс: 9
Количество часов: 102
Учитель: Юрганова Елена Евгеньевна
Могоенок, 2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса составлена на основе:
1. Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. под редакцией Т.Ф.Курдюмовой 2012г.
2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03. 2004 №1089)
3. ООП ООО (Учебного плана МБОУ Могоеновская СОШ на 2016 – 2017 учебный год).
4. Учебника, Литература. 9 класс. В 2 Ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина, Е.Н. Колокольцев; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М. : Дрофа, 2011, включенного в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию, образовательных программ основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2016 г. №253
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формирование нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Осваивая программу, учащийся накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.
В 9 классе учащиеся знакомятся с курсом на историко-литературной основе. Русская литература представлена в контексте мировой литературы. При этом рассматриваются национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.
Дается представление об этапах развития русской литературы на фоне литературы зарубежной.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, планируемые результаты. Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передать содержание текста в сжатом или развернутом виде
в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменное высказывание, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника-гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира учащегося национального самосознания.
Главные цели обучения:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся.
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий.
На основе требований в содержании рабочей программы предполагается реализовать кампетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют следующие задачи:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать личностной самоидентификации, гуманитарной культуры учащихся, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитание личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности и толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Место предмета в учебном плане.
Предмет «Литература» является обязательным для изучения в общеобразовательной школе и входит в состав образовательной области «Филология».
В соответствии с учебным планом МБОУ Могоеновская СОШ на 2016 – 2017 учебный год на изучение данного предмета отводится 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Содержание тем учебного курса.
Литература как искусство слова. Чудесная сила искусства.
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой.
Древнерусская литература.
Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исторические повествования. Жанр жития (с использованием повторения).
«Слово о полку Игореве».
Высокопоэтическое патриотическое произведение – первое произведение национальной классики. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова…». Образ русской земли и нравственно – поэтическая идея «Слова…». Образы русских князей. «Золотое слово Святослава». Князь Игорь. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Художественные особенности памятника. Связь «Слова…» с устным народным творчеством. Поэтические переводы. Роль памятника в судьбах русской культуры. Тема «Слова…» в лирике русских поэтов.
Литература 18 века.
Идейно – художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление. Изучение монографических тем по творчеству М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина, А.Н.Радищева, Н.М.Карамзина. Знакомство с остальными темами в обзорном порядке.
М.В.ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны.1747 года».
М.В.ломоносов – ученый, реформатор русского языка, поэт. Прославление родины, науки и просвещения в художественных произведениях поэта. Жанр оды.
Г.Р.Державин. «Властителям и судиям», «Памятник». Г.Р.Державин – крупнейший поэт 18 века. Сочетание в его произведениях классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Гражданский пафос лирики.
Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Герои и события в комедии. Резкое противопоставление позиций Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении.
А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в «Путешествии…» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествии…». Черты классицизма и сентиментализма в произведении. Жанр «Путешествия…».
Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза». Сентиментализм. Лирика и проза Карамзина. Карамзин – историк.
Литература 19 века.
Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур в истории литературы эпохи. Романтизм в русской литературе. Золотой век русской поэзии. Совершенство языка поэтов золотого века. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Комедия А.С.Грибоедова и проза А.С.Пушкина.
Особенности взглядов представителей романтизма. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Формирование представления о национальной самобытности. А.С.Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.
А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Очерк жизни Грибоедова. История создания комедии. Смысл названия и проблема ума в комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Особенности развития комедийной интриги, своеобразие конфликта. Система образов. «Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Новаторство драматурга: черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. «Открытость» финала пьесы. Пьеса в восприятии критики (И.А.Гончаров «Мильон терзаний»). Внесценические персонажи пьесы. Сценическая жизнь комедии.
В.А.Жуковский. «Светлана». В.А.Жуковский – переводчик. Баллада. Романтическая лирика поэта.
А.С.Пушкин. Творческий путь А.С.Пушкина (на основе ранее изученного). Годы ссылки. Болдинская осень 1830 года. Стихотворения А.С.Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Любовная лирика А.С.Пушкина(«К***», «На холмах Грузии», «Я вас любил…»). Любовь как источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя, преклонение перед любимой женщиной. Особые формы метафоризации в стихотворениях о любви. Философские размышления о жизни («К Чаадаеву», «Элегия», «Если жизнь тебя обманет…»). Оптимизм философской лирики А.С.Пушкина. Дружба в лирике А.С.Пушкина. искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии («Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). Поиски своего места в поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние. Философско – эстетические раздумья поэта, вечность идей, отраженных в лирике. Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения.
«Евгений Онегин» - роман в стихах. История создания. Особенности жанра и композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начал; нравственно – философская проблематика произведения. Сюжет романа и темы лирических отступлений. Жизнь столицы и мир деревни. Автор и его герои. Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Картины родной природы. Открытый финал романа. Онегинская строфа. Реализм романа. А.С.Пушкин в русской критике.
М.Ю.Лермонтов. Краткая биография (на основе ранее изученного). Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства («Ангел», «Ужасная судьба отца и сына»). Поиск своего места в поэзии («Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой…»). Любовные стихи Лермонтова («Нищий», «я не унижусь пред тобой…»). Стихотворения «Пленный рыцарь», «На севере диком стоит одиноко…». Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании в творчестве поэта. Символика в стихах Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
«Герой нашего времени». Жанр социально – психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет. Печорин среди других героев романа. Печорин в галерее «лишних людей». Роль повести «Максим Максимыч». Повесть «Тамань». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начало в повести. Художественное своеобразие языка повести. Нравственно – философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.
Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Краткий обзор творчества (на основе ранее изученного). «Мертвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их образов. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Единство повествовательного и лирического начала в поэме, написанной прозой. Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Сатирическое начало в поэме. Художественные приемы Гоголя (использование контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании и др.). Своеобразие гоголевского реализма.
Ф.И.Тютчев. Краткая биографическая справка. Лирика природы. Тютчев о поэте Любовная лирика. Философские миниатюры.
Н.А.Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом…». Представление Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской музы. Трехсложные стихотворные размеры.
И.С.Тургенев. «Первая любовь». И.С.Тургенев. Личность, судьба, творчество. История любви как основа сюжета повести «Первая любовь». Психологизм и лиризм Тургенева. Образ героя – повествователя.
А.П.Чехов. «Человек в футляре». Творческий путь писателя. Художественная деталь. Речевая характеристика героя.
Русская литература 20 века.
И.А.Бунин. Поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями 19 века. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе. Стилистическое мастерство поэта.
А.А.Блок. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России, вера в ее будущее. Художественное своеобразие поэзии Блока.
С.А.Есенин. Слово о Есенине и его судьбе. Тема родины в лирике поэта. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в лирике Есенина. Народно – песенная основа стиха Есенина.
В.В.Маяковский. Поэт – публицист, поэт – новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.
М.А.Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Психологическая точность и доброжелательность повествования. Андрей Соколов – образ простого и стойкого человека, который прошел войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Гуманизм рассказа.
А.И.Солженицын «Как жаль». Слово о писателе.
Русская литература 60 – 90 годов 20 века.
Произведения различных жанров, видов, направлений писателей конца 20 столетия. Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Столкновения гуманных и анти гуманных позиций. Проблема выбора как проблема творчества читателя.
В.М.Шукшин. «Ванька Тепляшин». Образы «чудиков» в рассказе. Изображение народного характера и картин народной жизни. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
В.П.Астафьев. «Царь - рыба» (главы). Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы произведения «Царь - рыба»: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству. Смысл противоборства человека и царь – рыбы.
В.Г.Распутин. «Деньги для Марии». Распутин – писатель – публицист, патриот российской земли. Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл. Различные психологические типы персонажей повести. Противопоставление жизненных принципов персонажей. Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала произведения.
А.В.Вампилов. «Старший сын». Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. Пьеса «Старший сын». Необычность ее содержания и сюжета. Гуманистический смысл пьесы. Особенности драматической интриги. Сложности человеческой судьбы. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.
Б.Ш.Окуджава. Трагическое ощущение жизни, поиски доброго начала, мягкое лиричное осмысление происходящего. Тяга поэта к романтике. Тема войны и Москвы.
Е.А.Евтушенко. Сравнение человека с миром. Социальные, нравственные, эстетические проблемы, поднятые в стихотворениях. Художественные приемы, способствующие усилению эмоционального воздействия на читателя.
Учебно-тематический план.
Название раздела | Количество часов |
Литература как искусство слова | 1 |
Древнерусская литература | 8 |
Литература18 века | 12 |
Литература 19 века | 62 |
Русская литература 20 века | 19 |
Итого | 102 |
Требования к уровню подготовки
Должны знать:
образную природу словесного искусства;
содержание и авторов изученных произведений;
уметь:
воспринимать и анализировать художественных текст;
выделять смысловые части художественного текста;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения, отстаивать свою;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
поиска нужной информации о конкретном произведении и о авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Учебно-методическое обеспечение.
Для учителя:
Вся русская литература в пересказе для школьников / Авт. – сост. И.Н. Агекян, Н.М. Волчек, Е.В. Высоцкая. – Мн.: Современный литератор, 2005
Е.Д. Волжина. Лермонтов М.Ю. Лирика (Подробный комментарий, учебный материал, интерпретации) / - М. Айрис – пресс, 2006.
Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М. С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: ВАКО, 2009.
Литература. 9 класс. В 2 Ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина, Е.Н. Колокольцев; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 14-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014.
Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. под редакцией Т.Ф. Курдюмовой 2012г.
Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9-й и 11-й классы. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999
Для учащихся:
Вся русская литература в пересказе для школьников / Авт. – сост. И.Н. Агекян, Н.М. Волчек, Е.В. Высоцкая. – Мн.: Современный литератор, 2000
Литература. 9 класс. В 2 Ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина, Е.Н. Колокольцев; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 14-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014.
Литература для самостоятельного чтения:
Гоголь Н.В. Мертвые души. Выбранные места из переписки с друзьями. – М.: Дрофа: Вече, 2012.
Грибоедов А.С. Горе от ума: Комедия. – М.: Дрофа: Вече, 2012.
Лермонтов М.Ю. Избранное / Послесловие и примечания С.Е. Шаталова; Художник Ф.Д. Константинов. – М.: Просвещение, 1984.
Пушкин А.С. Евгений Онегин. – М.: Дрофа: Вече, 2002.
Распутин В.Г. Деньги для Марии: Повести и рассказы. – М.: Эксмо, 2015.
Твардовский А.Т. Стихотворения. Поэмы. – М.: Дрофа: Вече, 2012.
Тургенев И.С. Записки охотника. Отцы и дети: Роман. М.: Дрофа: Вече, 2013.
Чехов А.П. Рассказы. - М.: Дрофа: Вече, 2012.
Шолохов М.А. Рассказы. М.: Дрофа: Вече, 2014.
Согласовано: Зам. Директором по УВР Холодова И.Н. ____________ «__» ____ 2016 г. | Утверждаю: ____________ Директор школы Юрганова Е.Е.____________ «__» ___ 2016 г. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Уроков Литературы
2016 – 2017 учебный год
Класс 9
Учитель Юрганова Елена Евгеньевна
Количество часов на I полугодие: всего 48 ; в неделю: 3
На II полугодие: всего 54 ; в неделю: 3
По программе на I полугодие: всего 48 ; в неделю: 3
На II полугодие: всего 54 ; в неделю: 3
Планирование составлено на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. под редакцией Т.Ф.Курдюмовой 2012г.__________________________
Программа, год, издательсвто, автор
Учебник по литературе для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях под редакцией Т.Ф.Курдюмовой 2014 г._9 класс._____________________________________
Название, автор, издательство, год издания
| Ко –во часов | № темы | Число часов по каждой теме | Количество плановых |
Контрольных работ | зачетов | тестов | Лабораторных работ | Практических работ (развитие речи) |
1 четверть | 24 | 1, 2, 3, 4 | 1, 8, 9, 6 | | | 2 | | |
2 четверть | 24 | 4 | 24 | | | 1 | | |
3 четверть | 30 | 4 | 30 | | | 3 | | |
4 четверть | 24 | 4 | 5, 19 | | | 1 | | |
Всего | 102 | | 102 | | | | | |
Тематическое планирование составила ___________ ______________
Подпись расшифровка подписи
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Требования к уровню подготовки | Оборудование | Домашнее задание |
План | Факт |
1 | 03.09 | | Шедевры русской литературы | Вводный | Знать: роль литературы в духовной жизни России. Уметь: писать мини-сочинение. | Презентация | Написать мини-сочинение "Книга, которую советую прочитать". |
Древнерусская литература 8 часов |
2 | 04.09 | | Истоки и начало древнерусской литературы. Многообразие жанров | Изучение нового материала. | Знать: особенности древнерусской литературы. | | Дать обзорную характеристику древнерусской литературы |
3 | 04.09 | | «Слово о полку Игореве». Открытие, издание и изучение | Комбинированный | Знать: историческую основу, идеи, образную систему «Слова о полку Игореве» Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, выразительно читать отрывок из "Слова…" | | Письменный ответ об особенностях и значении "Слова…" - замечательного памятника древнерусской литературы. |
4 | 10.09 | | Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…" | Комбинированный | Знать: историческую основу, идеи, образную систему «Слова о полку Игореве» Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, выразительно читать отрывок из "Слова…" | | Ответить на вопросы 2-3, стр. 28. |
5 | 11.09 | | Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей | Комбинированный | Знать: историческую основу, идеи, образную систему «Слова о полку Игореве» Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, выразительно читать отрывок из "Слова…" | Презентация | Составить план ответа на тему: «Образы русских князей». |
6 | 11.09 | | «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины | Комбинированный | Знать: историческую основу, идеи, образную систему «Слова о полку Игореве» Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, выразительно читать отрывок из "Слова…" | | Выучить наизусть «Золотое слово» Святослава, «Плач Ярославны». На выбор. |
7 | 17.09 | | "Плач Ярославны" , «Золотое слово» Святослава. Выразительное чтение наизусть | Развитие речи | Знать: историческую основу, идеи, образную систему «Слова о полку Игореве» Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, выразительно читать отрывок из "Слова…" | | Определить идею «Слова…» |
8 | 18.09 | | Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. Переводы и переложения произведения | Комбинированный | Знать: историческую основу, идеи, образную систему «Слова о полку Игореве» Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, выразительно читать отрывок из "Слова…" | Презентация | Приготовиться к тесту по теме «Древнерусская литература». |
9 | 18.09 | | Тест по теме «Древнерусская литература» | Контрольный | З н а т ь: материал по теме "ДРЛ", технологию тестовой работы с выбором варианта ответа У м е т ь: работать с тестом. | Тест | Написать мини-сочинение по теме «Чем мне понравилась древнерусская литература». |
Литература 18 века 12часов |
10 | 24.09 | | Классицизм как литературное направление. Периоды формирования русской литературы 18 века | Изучение нового материала | З н а т ь: характерные черты классицизма и особенности русского классицизма. У м е т ь: выявлять черты классицистического направления в произведениях русской литературы. | Презентация | Выучить черты классицизма. |
11 | 25.09 | | М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. Жанр оды. Средства создания образа идеального монарха | Комбинированный | З н а т ь: общие сведения о М.В. Ломоносове как реформаторе русского языка, поэте и писателе, понятие жанра оды У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтику оды, показать прославление Родины, мира, науки в оде М.В. Ломоносова | | Приготовить письменный анализ Оды «На день восшествия…» |
12 | 25.09 | | Г.Р. Державин. Жизнь и творчество. Традиция и новаторство в поэзии. Жанры поэзии | Комбинированный | З н а т ь: общие сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина, содержание оды «Фелица» У м е т ь: показать отличительные черты оды Державина "фелица" от од М.Ломоносова | Презентация | Приготовить письменный анализ стихотворений. |
13 | 01.10 | | Г.Р. Державин. «Фелица». Философская проблематика произведений. Взгляды на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики | Комбинированный | З н а т ь: общие сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина, содержание оды «Фелица» У м е т ь: показать отличительные черты оды Державина "фелица" от од М.Ломоносова | | Выучить стихотворение по выбору. |
14 | 02.10 | | Творчество Д. И. Фонвизина. | Комбинированный | З н а т ь: общие сведения о жизни и творчестве Д.И. Фонвизина, текст комедии "Недоросль" У м е т ь: показать проблему образования и воспитания в комедии | Презентация | Составить презентацию биографии Д.И. Фонвизина. |
15 | 02.10 | | История создания пьесы "Недоросль"и ее сценическая судьба. Обзор содержания | Комбинированный | З н а т ь: общие сведения о жизни и творчестве Д.И. Фонвизина, текст комедии "Недоросль" У м е т ь: показать проблему образования и воспитания в комедии | | Написать мини-сочинение на тему "Проблемы образования и воспитания в комедии "Недоросль" и в современном обществе". |
16 | 08.10 | | Анализа текста пьесы и подтекста наиболее важных сцен пьесы «Недоросль» | Комбинированный | З н а т ь: общие сведения о жизни и творчестве Д.И. Фонвизина, текст комедии «Недоросль» У м е т ь: показать проблему образования и воспитания в комедии | Презентация | Ответить на вопросы 1-4, стр. 67. |
17 | 09.10 | | Представление о характерах персонажей и их взаимоотношениях пьесы «Недоросль» | Комбинированный | З н а т ь: общие сведения о жизни и творчестве Д.И. Фонвизина, текст комедии «Недоросль» У м е т ь: показать проблему образования и воспитания в комедии. | | Ответить на вопросы, стр. 79. |
18 | 09.10 | | Жизнь и творчество Н. М. Карамзина | Комбинированный | Знать: понятие о сентиментализме; познакомить с творчеством Карамзина как писателя и историка У м е т ь: воспринимать и анализировать повесть «Бедная Лиза» | | Составить презентацию биографии Н.М. Карамзина. |
19 | 15.10 | | Литературное направление – сентиментализм. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». | Комбинированный | Знать: понятие о сентиментализме; познакомить с творчеством Карамзина как писателя и историка У м е т ь: воспринимать и анализировать повесть «Бедная Лиза» | Презентация | Выписать характерные черты сентиментализма. |
20 | 16.10 | | Карамзин Н.М. - историк. «История государства Российского» - главный труд писателя | Комбинированный | Знать: понятие о сентиментализме; познакомить с творчеством Карамзина как писателя и историка | | Приготовиться к тесту по теме «Литература 18 века». |
21 | 16.10 | | Тест по теме «Литература 18 века» | Комбинированный | Знать: материал по теме «Произведения русских писателей 18 века», технологию тестовой работы с выбором варианта ответа Уметь: работать с тестом | Тест | Написать мини-сочинение по теме «Что я открыл для себя в произведениях литературы 18 века». |
Русская литература 19 века 62 часа |
22 | 22.10 | | А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество | Комбинированный | Знать: биографию Грибоедова, творческую историю комедии; сюжет, язык комедии У м е т ь: выявить смысл названия комедии | Презентация
Презентация | Приготовить пересказ биографии А.С. Грибоедова. |
23 | 23.10 | | А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги | Комбинированный | Определить проблему жанра. |
24 | 23.10 | | А.С. Грибоедов. Смысл названия и проблема ума в комедии | Комбинированный | Определить нравственный конфликт комедии. |
25 | 29.10 | | А.С. Грибоедов. Чацкий и фамусовская Москва. | Комбинированный | Выучить наизусть монолог Чацкого. |
26 | 30.10 | | Выразительное чтение наизусть. Монолог Чацкого | Развитие речи. | Ответить на вопросы, стр. |
27 | 30.10 | | А.С. Грибоедов. Мастерство драматурга в создании характеров | Комбинированный | Дать характеристику героев. |
28 | 12.11 | | А.С. Грибоедов. «Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание | Комбинированный | Ответить на вопросы, стр. 119 |
29 | 13.11 | | А.С. Грибоедов. Черты классицизма и реализма в комедии | Комбинированный | Ответить на вопросы, стр. 133. |
30 | 13.11 | | А.С. Грибоедов. Образность и афористичность его языка | Комбинированный | Прочитать эпизод И.А. Гончарова «Мильон терзаний». |
31 | 19.11 | | А.С. Грибоедов. Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний” | Комбинированный | Приготовиться к тесту по теме «А.С. Грибоедов». |
32 | 20.11 | | Тест по творчеству А.С. Грибоедова | Контрольный | З н а т ь: материал по теме «А.С. Грибоедов», технологию тестовой работы с выбором варианта ответа У м е т ь: работать с тестом | Тест | Написать мини-сочинение по теме «смысл названия комедии». |
33 | 20.11 | | Литература ХIХ века. Романтизм как литературное направление | Изучение нового материала | З н а т ь: характерные черты романтизма и особенности русского романтизма. У м е т ь: выявлять черты романтического направления в произведениях русской литературы | Презентация | Выписать черты романтизма в тетрадь. |
34 | 26.11 | | В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Черты романтизма в лирике. Тема человека и природы | Комбинированный | З н а т ь: основные сведения жизни и творчества В.А. Жуковского, У м е т ь: находить народные обычаи в балладе «Светлана» | | Выучить стихотворение. |
35 | 27.11 | | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество | Комбинированный | Знать: основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина; тематику лирики А.С. Пушкина У м е т ь: находить образы природы в лирике Пушкина | Презентация | Приготовить пересказ биографии А.С. Пушкина. |
36 | 27.11 | | А.С. Пушкин. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики | Комбинированный | Выучить стихотворение наизусть (на выбор). |
37 | 03.12 | | А.С. Пушкин. Выразительное чтение стихотворений наизусть | Развитие речи | Приготовить письменный анализ стихотворения. |
38 | 04.12 | | А.С. Пушкин. Поэма «Цыганы». Черты романтизма. Образ главного героя. Смысл финала поэмы | Комбинированный | Приготовить характеристику героя. |
39 | 04.12 | | А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии | Комбинированный | Приготовить пересказ одной из трагедий. |
40 | 10.12 | | А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции | Комбинированный | З н а т ь: систему образов романа «Евгений Онегин»; понятие «онегинской строфы». У м е т ь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа | Презентация
Презентация | построить рассуждение на тему: « Лирические отступления в романе «Евгений Онегин». |
41 | 11.12 | | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении | Комбинированный | Ответить на вопросы, стр. 187. |
42 | 11.12 | | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений | Комбинированный | Построить рассуждение на тему: «Голос автора в романе «Евгений Онегин» |
43 | 17.12 | | А.С. Пушкин. Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе | Комбинированный | Ответить на вопросы, стр. 192. |
44 | 18.12 | | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Онегин и Ленский | Комбинированный | Приготовить характеристику героев. |
45 | 18.12 | | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна как «милый идеал» Пушкина | Комбинированный | Найти в тексте описание образа Татьяны. |
46 | 24.12 | | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Тема любви и долга в романе | Комбинированный | Приготовить характеристику темы любви в романе. |
47 | 25.12 | | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Нравственно- философская проблематика произведения | Комбинированный | Найти средства художественной выразительности, характеризующие мир природы в романе. |
48 | 25.12 | | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Проблема финала | Комбинированный | Доказать письменно, что композиция романа зеркальна. |
49 | 14.01 | | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа | Комбинированный | Выучить наизусть письмо Татьяны к Онегину или письмо Онегина к Татьяне. |
50 | 15.01 | | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Выразительное чтение отрывков наизусть | Развитие речи | Собрать материалы к сочинению. |
51 | 15.01 | | Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина | Развитие речи | Написать сочинение, приготовиться к тесту. |
52 | 21.01 | | Тест по теме «А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»» | Контрольный | З н а т ь: материал по теме «А.С. Пушкин «Евгений Онегин»», технологию тестовой работы с выбором варианта ответа У м е т ь: работать с тестом | Тест | Приготовить презентацию о творчестве М.Ю. Лермонтова. |
53 | 22.01 | | Литература ХIХ века. Реализм как литературное направление | Комбинированный | З н а т ь: характерные черты реализма и особенности русского реализма. У м е т ь: выявлять черты реалистического направления в произведениях русской литературы | | Выучить черты реализма. |
54 | 22.01 | | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики | Комбинированный | З н а т ь: основные периоды творчества М.Ю. Лермонтова, тематику поэзии М.Ю. Лермонтова У м е т ь: выявить мысли и чувства автора, его переживания в лирических произведениях выразительно читать стихотворение | Презентация | Составить презентацию биографии М.Ю. Лермонтова. |
55 | 28.01 | | М.Ю. Лермонтов. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение | Комбинированный | Приготовить письменный анализ стихотворения (на выбор). |
56 | 29.01 | | М.Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике | Комбинированный | Приготовить письменную характеристику темы родины в лирике М.Ю. Лермонтова. |
57 | 29.01 | | М.Ю. Лермонтов. Природа и человек в философской лирике Лермонтова | Комбинированный | Выучить стихотворение наизусть (на выбор). |
58 | 04.02 | | М.Ю. Лермонтов. Выразительное чтение стихотворений наизусть | Развитие речи | Прочитать роман «Герой нашего времени». |
59 | 05.02 | | М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей | Комбинированный | З н а т ь: содержание романа «Герой нашего времени», понятие жанра социально- психологического романа У м е т ь: давать характеристику героям романа, выявлять проблематику | Презентация | Приготовить письменный анализ эпизода. |
60 | 05.02 | | М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Особенности композиции | Комбинированный | Приготовить характеристику главного героя. |
61 | 11.02 | | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин в ряду героев романа | Комбинированный | Приготовить характеристику женских образов в романе. |
62 | 12.02 | | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Тема любви и женские образы в романе | Комбинированный | Определить смысл названия романа. |
63 | 12.02 | | М.Ю. Лермонтов. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы | Комбинированный | Ответить на вопросы, стр. 225. |
64 | 18.02 | | Подготовка к сочинению по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова | Развитие речи | Написать сочинение. Приготовиться к тесту. |
65 | 19.02 | | Тест по теме «М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»» | Контрольный | З н а т ь: материал по теме «М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»», технологию тестовой работы с выбором варианта ответа У м е т ь: работать с тестом | Тест | Приготовить презентацию по теме «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя». |
66 | 19.02 | | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество | Комбинированный | Знать: основные этапы жизненного и творческого пути Н.В. Гоголя, понятие «маленький человек», содержание цикла «Петербургские повести» и поэмы «Мертвые души» У м е т ь: показать особенности сюжета, дать характеристику героям произведений Н.В. Гоголя; выразительно читать прозаический отрывок | Презентация | Составить презентацию о творчестве Н.В. Гоголя. |
67 | 25.02 | | Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». История замысла, жанр и композиция поэмы | Комбинированный | Показать систему образов поэмы «Мертвые души»; |
68 | 26.02 | | Н.В. Гоголь. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования поэмы «Мертвые души» | Комбинированный | Дать письменный ответ на тему: « Сатирическое изображение городского чиновничества», |
69 | 26.02 | | . Место Чичикова в системе образов пьесы Н.В. Гоголя «Мертвые души» | Комбинированный | Приготовить письменный анализ эпизода. |
70 | 03.03 | | Н.В. Гоголь. Образы помещиков и чиновников и средства их создания поэмы «Мертвые души» | Комбинированный | Дать письменный ответ на тему: «Типичность и историческая новизна образа Чичикова» |
71 | 04.03 | | Н.В. Гоголь. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о 29ОКи Кифовиче и Кифе Мокиевиче | Комбинированный | Приготовить пересказ (на выбор). |
72 | 04.03 | | Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | Комбинированный | Дать письменный ответ на тему: «Автор и повествователь» |
73 | 10.03 | | Н.В. Гоголь. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги в поэме «Мертвые души» | Комбинированный | Выучить наизусть финальный отрывок. |
74 | 11.03 | | Н.В. Гоголь. Чтение наизусть отрывка из поэмы «Мертвые души» | Развитие речи | Дать письменный ответ на тему: «Сатирическое и лирическое начала в поэме» |
75 | 11.03 | | Подготовка к сочинению по поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя | Развитие речи. | Написать сочинение. Приготовиться к тесту по теме «Н.В. Гоголь «Мертвые души»». |
76 | 17.03 | | Тест по творчеству Н.В. Гоголя | Контрольный | З н а т ь: материал по теме «Н.В. Гоголь «Мертвые души»», технологию тестовой работы с выбором варианта ответа У м е т ь: работать с тестом | Тест | Приготовить презентацию о творчестве Ф.И. Тютчева. |
77 | 18.03 | | Философское понимание мира в поэзии Ф.И. Тютчева | Комбинированный м | Знать: основные этапы жизненного и творческого пути Ф.И. Тютчева У м е т ь: показать основные особенности поэтического языка поэта | | Приготовить письменный анализ стихотворения (на выбор). |
78 | 18.03 | | Лирика Н. А. Некрасова. «Родина», «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом», «Замолкни, Муза мести и печали!». | Комбинированный | З н а т ь: жизнь и творчество Н.А. Некрасова; тематику лирики поэта У м е т ь: показать тему народного страдания в лирике Н.А. Некрасова | | Выучить стихотворение наизусть (на выбор). |
79 | 31.03 | | Любовь в жизни и творчестве И. С. Тургенева. Повесть "Первая любовь" | Комбинированный | З н а т ь: понятие "художественная деталь", содержание повести "Первая любовь" У м е т ь: характеризовать художественный образ | Презентация | Показать психологизм и лиризм произведений Тургенева И.С. |
80 | 01.04 | | Нравственные проблемы в повести. Своеобразие тургеневского психологизма. Мастерство пейзажной живописи Тургенева. Художественная деталь в повести. | Комбинированный | Ответить на вопросы, стр. 35. |
81 | 01.04 | | Слово о Л. Н. Толстом. Обзор содержания автобиографической трилогии. Психологизм автобиографической прозы писателя | Комбинированный | З н а т ь: жизнь и творчество Л.Н. Толстого, понятие «диалектика души», автобиографическая трилогия У м е т ь: давать характеристику героям, выявлять проблематику | Презентация | Приготовить пересказ биографии. |
82 | 07.04 | | Особенности поэтики Л. Толстого. «Диалектика души» и чистота нравственного чувства в трилогии. | Комбинированный | Написать сочинение- очерк с опорой на прочитанный текст. |
83 | 08.04 | | Комическое и трагическое в прозе Чехова. Рассказ "Человек в футляре" | Комбинированный | З н а т ь: жизнь и творчество А.П. Чехова, понятие "подтекста", отличия комического и сатирического текстов У м е т ь: писать рецензию на один из лирико- драматических рассказов Чехова | | Раскрыть художественное мастерство Чехова-рассказчика |
Литература 20 века 19 часов |
84 | 08.04 | | Образы Родины, природы, откровения души лирического героя в стихотворениях И.Бунина | Комбинированный | Знать: основные сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина Уметь: характеризовать основные образы лирики И. Бунина | Презентация | Выучить стихотворение (на выбор). |
85 | 14.04 | | М.Горький. Автобиографическая трилогия. «Мои университеты» | Комбинированный | Знать: основные сведения о жизни и творчестве М.Горького, обзорно автобиографическую трилогию"Мои университеты" Уметь: давать характеристику героям, совершенствовать навыки анализа текста | | Приготовить письменный анализ эпизода. |
86 | 15.04 | | Творчество А. Блока. Женские образы в лирике поэта. | Комбинированный | Знать: своеобразие лирики поэтов "серебряного" века, основные этапы творчества А.Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой. Уметь: выделить художественные образы в лирике А.Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой; выразительно читать стихотворение | Презентация | Выучить стихотворение наизусть (на выбор) |
87 | 15.04 | | С. Есенин и его судьба. Тема Родины и тема любви в лирике Есенина. | Комбинированный | Выучить стихотворение (на выбор). |
88 | 21.04 | | В.В. Маяковский. Ранняя лирика, сатира | Комбинированный | Выучить стихотворение «Послушайте!» |
89 | 22.04 | | Поэзия Ахматовой — лирический дневник. | Комбинированный | Выучить стихотворение (на выбор). |
90 | 22.04 | | Чтение наизусть стихотворений поэтов "серебряного" века | Развитие речи | Приготовить презентацию о творчестве М.А. Булгакова. |
91 | 28.04 | | Комедия М.А.Булгакова «Мертвые души» по поэме Н.В.Гоголя | Комбинированный | Знать: теоретический материал о сатире Уметь: показать актуальность комедии Булгакова, письменно выражать свое мнение. | Презентация | Приготовить письменный анализ текста. |
92 | 29.04 | | М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. Гуманизм шолоховской прозы | Комбинированный | Знать: основные этапы жизни и творчества М.А. Шолохова Уметь: показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», выявить роль пейзажных зарисовок | | Приготовить пересказ биографии М.А. Шолохова. |
93 | 29.04 | | М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиции. Проблема нравственного выбора. Роль пейзажных зарисовок | Комбинированный | Приготовить письменный анализ эпизода. |
94 | 05.05 | | А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа. Образ главной героини | Комбинированный | Знать: основные этапы жизни и творчества А.И. Солженицына Уметь: дать характеристику героям рассказа | Презентация | Показать вечные ценности русской духовной культуры на примере рассказа "Матренин двор" |
95 | 06.05 | | Стихотворения А. Твардовского о войне. | Комбинированный | Знать: основные этапы жизни и творчества А. Твардовского, лирику поэта о войне Уметь: выразительно читать стихотворение | | Выучить отрывок стихотворения. |
96 | 06.05 | | Чтение наизусть стихотворений А.Твардовского о войне | Развитие речи. | Написать сочинение на тему "Значение творчества Твардовского в общественной деятельности". |
97 | 12.05 | | Русская литература 60-90-х ХХ века. Рассказ В.М. Шукшина «Ванька Тепляшин» | Комбинированный | Знать: основные этапы жизни и творчества В.М. Шукшина Уметь: показать особенности творчества В. Шукшина на примере рассказа «Ванька Тепляшин | Презентация | Дать краткий обзор литературы второй половины ХХ века, показать особенности прозы этого периода |
98 | 13.05 | | В.П.Астафьев «Царь-рыба» нравственный проблемы в произведении | Комбинированный | Знать: основные этапы жизни и творчества В.П. Астафьева Уметь: показать нравственные проблемы в произведении В. Астафьева "Царь-рыба" | | Найти нравственные проблемы в произведении В.П. Астафьева «Царь-рыба» |
99 | 13.05 | | Нравственные проблемы в повести В.Г.Распутина «Деньги для Марии» | Комбинированный | Знать: основные этапы жизни и творчества В.Г. Распутина Уметь: показать проблемы, которые ставит писатель в повести "Деньги для Марии" | | Приготовить письменный анализ эпизода. |
100 | 19.05 | | Смысл названия пьесы А.В.Вампилова «Старший сын» | Комбинированный | Знать: основные этапы жизни и творчества А.В. Вампилова Уметь: показать художественные особенности и идейное своеобразие пьесы «Старший сын» | Презентация | Написать сочинение на тему: " Проблемы и герои пьесы А.В. Вампилова "Старший сын" |
101 | 20.05 | | Тест по теме "Литература 20 века | Комбинированный | Знать: понятие "поэзия "оттепели", основных авторов этого времени Уметь: выразительно читать стихотворение | Тест | |
102 | 20.05 | | Поэзия времени "оттепели". Б.Окуджава, Е. Евтушенко, А. Вознесенский " | Развитие речи | Задание на лето. |
14