СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе, 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе, 6 класс, создана на основе УМК Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.А.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 6 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ильинская средняя общеобразовательная школа





Утверждаю

Директор школы

_______

Приказ по школе № _____

от «___» ______2017 г.








Рабочая программа

по литературе

6 класс






Составитель: Мещерская Галина Леонидовна,

учитель русского языка и литературы
















2017/2018 уч. г.



.



1. Место учебного предмета в учебном плане

БУП-2010 отводит на изучение литературы в 6 классе 105 час.(3 урока в неделю). Данная рабочая программа составлена на 102 часа в соответствии с циклограммой работы школы на 2015-2016 уч. г.


2. Результаты изучения учебного предмета



Предполагаемые результаты изучения предмета «Литература»:

Личностные результаты:

  • Совершенствование духовно-нравственных качеств личности,

  • воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)

Метапредметные результаты выпускников основной школы проявляются в:

  • Умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения своей позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

  • Умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;



в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;



в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;



в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


5. Содержание тем курса литературы 6 класс (102 часа)


Литература как искусство слова — 1 час. Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятия «сюжет» и «ком­позиция». Первичное представление о жанрах.

Как появилась поэзия и проза.

Истоки и вершины.

Понятие о поэзии и прозе; о форме и способе повествования – 1 час.

Песня — 2 часа. Песня как малый жанр фольклора. Обрядовое и ли­рическое. Слово и ритм.

Былина «Садко» — 3 часа. Былина как русский героический эпос. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Своеобразие былин о Садко. Образ главного героя.

Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» - 1 час

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»2 часа. Повесть как жанр древнерусской литературы. Духовные ценности и нравственные идеалы. Сюжет и герои.


Внеклассное чтение. И.А.Бунин. Былина «Святогор и Илья» - 1 час.


Классические образцы поэзии и прозы.

Лирическое стихотворение. Рифма, ритм, размер, строфа 1 час.

А.С Пушкин. Слово о писателе. Стихотворение «Зимнее утро»1 час.

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворения «Парус», «Утес» «Тучи»— 3 часа. Двусложные размеры: ямб, хорей. Поэти­ческий мир стихотворений. Аллегория. Символ. Пейзаж.

А.С. Пушкин. Слово о писателе. Повесть «Дубровский»6 часов. Историческое время. Особенности сюже­та и проблематики. Образы главных героев, их сопоставле­ние. Быт и нравы. Мастерство Пушкина-прозаика.

Внеклассное чтение Л.Н.Толстой «Детство» (фрагменты)- 1 час

Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой. «Юность» (гл. XIV «Я проваливаюсь») — 1 час

О чем и о ком рассказывает литературное произведение.

Герой литературного произведения.

Понятие о теме, герое, сюжете в литературном произведении – 1 час.

А.С. Пушкин. Повесть «Выстрел» — 4 часа. Характер и судьба, честь и жизненный выбор. Образы глав­ных героев. Особенности композиции.

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Повесть «Тупейный художник» — 2 часа. Историческое время. Главные герои. Осо­бенности сюжета. Смысл финала.

Сказ «Левша». Особенности сказовой манеры повествования. Образы талантливых людей из народа. – 2 часа

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» - 4 часа. Истинная красота и сила человека. Жилин и Костылин. Образ Дины. Тема узничества.

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Человек в футляре»2 часа. Тема человека и мира. Характер героя и сюжетная ситуация. Особенности повествования. Роль де­тали. Аллегория. Символ.


Внеклассное чтение. Ю.С. Рытхэу. Рассказ «Хранитель огня»1 час


Тема литературного произведения

А.В. Кольцов. Слово о писателе. Стихотворение «Косарь»1 час. Тема труда. Национальный характер. Связь с фольклором. Поэтический мир стихотворения.

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Поэт» («Отделкой зо­лотой...») — 1 час. Тема поэта и поэзии. Призвание и судьба поэта. Назначе­ние поэзии. Поэтический мир стихотворения.

Н.А. Некрасов. Слово о писателе. Поэма «Саша» — 2 часа. Тема человека в социальном мире. Смысл сопоставления главных героев поэмы. Понятие о трехсложных размерах (дактиль). Поэтический мир про­изведения.

С.А. Есенин. Слово о писателе. Стихотворения «Там, где капустные грядки», «Пороша» — 2 часа. Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.

Н.М. Рубцов. Слово о писателе. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» 2 часа. Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.


Внеклассное чтение. А. Тукай. «Пара лошадей» 1 час


Литература: мир вопросов и ответов.


Как человек понимает мир и себя.

Лирический герой – 1 час.

А.С. Пушкин. Слово о писателе. Стихотворения «Зимний вечер», «Зимняя дорога»3 часа. Образы природы в лирическом стихотворении. Поэтичес­кий мир стихотворений.

Дж. Байрон. Слово о писателе. Стихотворения «Душа моя мрачна» (пер. М.Ю. Лермонтова). «Прометей» 2 часа. Изображение душевного переживания в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Нет, я не Байрон...» 1 час. Осознание себя и своего места в мире. Поэтический мир стихотворения.

Стихотворение «Ангел» 1 час. Лирическая история души. Трехсложный размер (амфибрахий). Поэтический мир стихотворения.


Как отражается таинственное в судьбе человека.

Идея и проблематика литературного произведения – 1 час.

В.А. Жуковский. Слово о писателе. Баллада «Лесной царь» 1 час. Понятие баллады. Своеобразие жанра. Особеннос­ти сюжета. Таинственное. Человек. Судьба. Поэтический мир произведения.

Народная баллада «Чёрный ворон». А.С. Пушкин. «Ворон к ворону летит». Э. По. Слово о писателе. «Ворон» — 2 часа. Народная и литературная баллада. Спе­цифика балладного образа. Его роль в формировании смысла произведения. Образ ворона в балладе. Поэтический мир стихо­творений.

В.Скотт Слово о писателе. «Клятва Мойны»- 1 час

А.С. Пушкин. Стихотворение «Бесы» — 1 час. Балладные мотивы в лирическом произведении. Таинствен­ное в душе человека. Поэтический мир стихотворения.


Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь. Повесть «Вий» - 1 час.


Как человек относится к людям и ко всему живому.

Нравственная проблематика литературного произведения – 1 час.

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» - 2 часа. Жанр святочного рассказа. Идея сострадания. Образы детей.

А.П.Чехов «Мальчики»- 1 час

И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказы «Лапти», «Подснежник» 2 часа. Нравственная проблематика. Самоот­верженность и равнодушие. Образы героев.

А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказы «Белый пудель», «Чудесный док­тор» — 3 часа. Нравственная проблематика. Жестокость и милосердие. Образы героев.

В.В. Маяковский. Слово о писателе. Стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» 2 часа. Видение мира. Проблема взаимопонима­ния. Поэтический мир стихотворений.

А.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Цветок на земле» - 1 час. Своеобразие писательской манеры Идея рассказа. Образы Афонии и дедушки. Аллегорический смысл названия.

Образы животных в произведениях русской и зарубежной литературы:

В.П. Астафьев «Жизнь Трезора» -1 час

Ю.П. Казаков «Арктур- гончий пёс» - 1 час

Э. Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка» - 1 час

Д. Лондон «Белый клык» - 1 час

А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. Сказка «Маленький принц» 4 часа. Философская повесть-сказка. Мечта об идеале. Проблема ответственности. Символика.


Внеклассное чтение. И.С. Тургенев. «Муму»2 часа

«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения.

Отношения людей в обществе. Нравственное и социальное, их взаимосвязь – 1 час.

Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка» (пер. В.А. Жуковского)1 час. Проблема истинного и ложного в вы­боре человека. Образ главного героя. Поэтический мир баллады.

Н.А. Некрасов. Стихотворения «Железная дорога», «Раз­мышление у парадного подъезда» — 3 часа. Проблема социальной несправедливости и жестокости. На­дежда на лучший мир. Поэтический мир стихотворений. Трехсложный размер (анапест).

Р.-Л. Стивенсон. Слово о писателе. Баллада «Вересковый мед» — 1 час. Значение воли и убежденности для совершения выбора. Цена поступка. Поэтический мир баллады.

В.Г. Короленко. Слово о писателе. Повесть «Дети подземелья» (гл. IX «Кукла») — 3 часа. Нравственная проблематика. Дружба и душевное участие. Образ главного героя.

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза») — 1 час. Труд, любовь, искусство как смысл жиз­ни и назначение человека. Образ главного героя. Смысл заглавия.

С.А. Есенин. Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3)1 час.

Цивилизация и природа. Технический прогресс и естествен­ная жизнь. Поэтический мир стихотворения.


Внеклассное чтение. «Мы помним…» (произведения о Ве­ликой Отечественной войне)1 час


В данной рабочей программе на аудиторные часы отведено 87 часов, на проведение уроков развития речи -6 ч. и внеклассного чтения – 7 часов. В начале и в конце учебного года проводится диагностическая работа по проверке знаний учащихся (контрольная работа), а также читательская конференция учащихся .


Отметим отличия в рабочей учебной программе от авторской:


Авторский вариант распределения часов

Вариант учителя

Аудиторные занятия – 88 часов.

Аудиторные занятия – 84 часов

Аудиторные сочинения – 6 часов.

Уроки развития речи – 6 часов.

Внеклассное чтение – 6 часов.

Внеклассное чтение – 8 часов.

-

Стартовый , промежуточный и итоговый контроль – 4 час

-Обобщение изученного за год

Защита проектов – 1 час (учтён в аудит. занятиях)

Резерв – 5 часов

Резерв – нет.

Всего 105 часов

Всего 102 часа



Изменения, внесенные учителем



Произведение

Кол-во часов в программе Г.В. Москвина

Кол-во часов в рабочей программе


Причина изменений

Стартовая диагностическая работа

0

1

Диагностика уровня литературного развития учащихся после 5 класса

Былина «Садко»

4

3

Для анализа былины достаточно 3 –х часов, а освободившийся час посвятить былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник», которая включена в Примерную программу

Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

0

1

Добавлена в связи с выполнением ФГОС

М.Ю.Лермонтов. «Тучи»

0

1

Добавлено в связи с выполнением ФГОС

Л.Н.Толстой «Детство» (фрагменты)-

0

1

Добавлено в связи с выполнением ФГОС

Н.С. Лесков «Тупейный художник» Сказ «Левша».

4

2

2

На знакомство со сказом «Левша» отведено 2 часа, т.к. он включён в раздел «Обзор» примерной программы по литературе

Диагностическая работа за 1 полугодие

0

1

Диагностика уровня литературного развития учащихся.

А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимняя дорога»

3

2

Количество часов сокращено на 1 час, чтобы выделить часы на изучение произведений из раздела «Обзор» о животных

Э. По. Слово о писателе. Комментированное чтение баллад: Э.По «Ворон», народная баллада «Чёрный ворон», А.С. Пушкин «Ворон к ворону летит…». Образ ворона в балладе: Поэтический мир стих-я.

2

1

Количество часов сокращено на 1 час, чтобы выделить часы на изучение произведений из раздела «Обзор» «Жанр новеллы»

В. Скотт. Слово о писателе. Своеобразие балладного сюжета: чтение и анализ баллады «Клятва Мойны».

0

1

Добавлено в связи с выполнением ФГОС и Примерной программы

А.С. Пушкин. Анализ стихотворения «Бесы»: Таинственное в душе человека. Поэтический мир стихотворения

2

1

Количество часов сокращено на 1 час, чтобы выделить часы на изучение произведений из раздела «Обзор» о животных

А.П.Чехов «Мальчики»


0

1

Добавлено в связи с выполнением ФГОС и Примерной программы

Образы животных в произведениях русской и зарубежной литературы:

В.П. Астафьев «Жизнь Трезора»

Ю.П. Казаков

«Арктур- гончий пёс»

Э. Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка»

Д. Лондон «Белый клык»


0

4

Выделено 4 часа на произведения о животных из раздела «Обзор» примерной программы по литературе, так как они вызывают интерес у детей.

Внеклассное чтение. И.С. Тургенев. «Муму»


1

2

Это большое по объёму произведение всегда вызывает интерес у детей, поэтому целесообразно увеличить кол-во часов на его изучение.

Итоговый контроль. Защита проектов по литературе.

0

2

Взяты часы из резерва













Система формируемых умений в процессе изучения литературы в 6 классе


5 класс

6 класс

  • Воспринимать художественный текст;

  • выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наи­зусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; выражать свое отношение к прочитанному;


  • Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • давать характеристику героев;

  • анализировать художественный текст;

  • сопоставлять эпизоды литературного произведения и сравнивать его героев;



















6. Учебно-тематический план по литературе в 6 классе


п/п

Наименования разделов,

тем

Количество часов

В том числе на:

Аудиторные занятия

Развитие речи

Внеклассное чтение

Контрольные работы

1

Литература как искусство слова

1

1





Стартовая диагностическая работа

1

-

-

-

1

2

Как появилась поэзия и проза

25





2.1.

Истоки и вершины

10

9


1


2.2.

Классические образцы поэзии и прозы

15

12

2ч. (д/с №1)

1


3

О чём и о ком рассказывает литературное произведение

25





3.1

Герой литературного произведения

16

13

2ч. (кл/с №2)

1


3.2

Тема литературного произведения

9

7

--

1

1

4

Литература: мир вопросов и ответов

46





4.1

Как человек понимает мир и себя

7

7

-

-

-


4.2

Как отражается таинственное в судьбе человека

6

5


1

-

4.3

Как человек относится к людям и ко всему живому

20

16

2ч. (кл /с №3)

2


4.4

«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения

13

12

-

1


5

Итоговый контроль и защита проектов

4

2

-

-

2

ИТОГО:


102

84

6

8


4



6. Тематическое планирование


Раздел, тема

Кол-во

часов

Из них

Планируемые результаты

Вид контроля



р/р

Вн/чт

Предметные

метапредметные


Введение

Литература как искусство слова

1час

-

-

Ученик научится:

- узнает понятия «сюжет» и «композиция».

- находить и характеризовать эти элементы в ранее прочитанных произведениях


Ученик научится:

П: искать и выделять необходимую информацию из учебника

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

К: точно выражать свои мысли, вступать в диалог



Стартовая диагностическая работа

1

-

-



Диагностика уровня литературного развития учащихся после 5 класса

Раздел I. Как появилась поэзия и проза 25 час



р/р

Вн/чт

Предметные

метапредметные


Тема 1.

Истоки и вершины

10 час

-

1

Ученик научится:

- узнавать особенности прозаической и поэтической речи

- отличать род литературы от способа повествования,

- определять род литературы, к которому принадлежит произведение,

- характеризовать представленный в нём способ повествования

- характеризовать содержание, художественные особенности, ритм песни

-.Знать основные сюжеты и главных героев былин.

- Понимать художественное своеобразие и язык былин.

- Выразительно читать былину

- Уметь характеризовать образ главного героя.

- Иметь представление о повести как о жанре древнерусской литературы.

- Уметь характеризовать сюжет и героев повести, их духовные ценности и нравственные идеалы.

- Сопоставлять героев одного или нескольких произведений

- Воспринимать текст произведения древнерусской литературы.

- . Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.


Ученик научится:

- Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

- Устно отвечать на вопросы.

- формулировать тему, цель , выводы урока

- давать определение понятиям

-Создавать устные тексты определённого жанра с учётом речевой ситуации.

- планировать работу в паре, устанавливать сотрудничество

- оценивать свою деятельность и её результаты

- работать с различными источниками информации




Текущий, тематический

Тема 2. Классические образцы поэзии и прозы

15

2

1

Ученик научится:

- Выразительно читать стихотворения.

- Выявлять художественные особенности произведений.

- Определять стихотворные размеры

- Характеризовать проблематику повести

- Уметь характеризовать образы главных героев, сопоставлять их,

- понимать взаимосвязь характера и судьбы, чести и жизненного выбора.

- Выразительно читать фрагменты прозаического произведения.

-объяснять роль средств, характеризующих героев (портрет, пейзаж, речь персонажа)

- выявлять отношение автора к героям

- давать развёрнутый письменный ответ на вопрос

- устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом

Ученик научится:

- Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

- Устно отвечать на вопросы.

- формулировать тему, цель , выводы урока

- давать определение понятиям

-Создавать устные тексты определённого жанра с учётом речевой ситуации.

- планировать работу в паре, устанавливать сотрудничество

- оценивать свою деятельность и её результаты

- работать с различными источниками информации

- владеть умениями самостоятельного исследования




Текущий, тематический

Раздел I I. О ком и о чём рассказывает литературное произведение - 25 час



р/р

Вн/чт

Предметные

метапредметные


Тема 1

Герой литературного произведения

16

2

1

Ученик научится:

- будет знать значение понятий «герой литературного произведения», «авторская позиция и способы её выражения»

- различать главных и второстепенных героев

- сопоставлять героев одного и разных произведений

- понимать взаимосвязь характера и судьбы, чести и жизненного выбора. Уметь характеризовать образы главных героев, особенности композиции.

- Иметь представление об историческом времени.

- Характеризовать проблематику произведения

- Выразительно читать фрагменты прозаического произведения.

- Выявлять художественные особенности произведений.

- формулировать идею произведения

- создавать развёрнутый письменный ответ на проблемный вопрос

- раскрывать тему сочинения, собирать материал к сочинению, совершенствовать написанное.


Ученик научится:

- Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

-Устно отвечать на вопросы

-работать в группе и в парах

- использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, потребностей, мотивов

- давать определение понятиям

- устанавливать причинно-следственные связи







Текущий Классное сочинение

Тема 2

Тема литературного произведения

9

-

1

Ученик научится:

- Выразительно читать стихотворение.

- Выявлять художественные особенности произведения.

- Выявлять идею произведения.

-Устно отвечать на вопросы.

- Определять стихотворные размеры

-Уметь раскрывать тему человека в социальном мире.

- Понимать смысл сопоставления главных героев поэмы.

- Иметь понятие о трёхсложных размерах (дактиль)

- . Уметь характеризовать поэтический мир произведения.

- Уметь раскрывать тему родной природы

Ученик научится:

- Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

- Устно отвечать на вопросы.

- формулировать тему, цель , выводы урока

- давать определение понятиям

-Создавать устные тексты определённого жанра с учётом речевой ситуации.

- планировать работу в паре, устанавливать сотрудничество

- оценивать свою деятельность и её результаты

- работать с различными источниками информации

- владеть умениями самостоятельного исследования



Текущий, тематический.

Диагностическая работа за полугодие

Раздел I I I. Литература: мир вопросов и ответов - 46 час

Тема 1

Как человек понимает мир и себя

7

-

-

Ученик научится:

- будет иметь понятие о лирическом герое

- будет знать особенности лирики как рода литературы

- Выразительно читать стихотворения.

- Выявлять художественные особенности стихотворений.

- характеризовать лирического героя

- Сопоставлять произведения.

-Устно отвечать на вопросы.

- Определять стихотворные размеры

Ученик научится:

- - Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

- Устно отвечать на вопросы.

- формулировать тему, цель , выводы урока

- давать определение понятиям

-Создавать устные тексты определённого жанра с учётом речевой ситуации.

- планировать работу в паре, устанавливать сотрудничество

- оценивать свою деятельность и её результаты

- работать с различными источниками информации

- владеть умениями самостоятельного исследования


Текущий, тематический

Тема 2

Как отражается таинственное в судьбе человека

6

-

1

Ученик научится:

Будет знать содержание понятий « идея» и «проблематика» литературного произведения; основные группы проблем

- определять тему произведения, художественные способы её воплощения

- Знать понятия народной и литературной баллады, понимать специфику балладного образа, его роль в формировании смысла произведения.

- характеризовать балладные мотивы в лирическом произведении,

- раскрывать поэтический мир стихотворения через таинственное в душе человека.

- устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом

Ученик научится:

- Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

- Устно отвечать на вопросы.

- вести диалог

- формулировать тему, цель , выводы урока

- давать определение понятиям

-Создавать устные тексты определённого жанра с учётом речевой ситуации.

- планировать работу в паре, устанавливать сотрудничество

- оценивать свою деятельность и её результаты

- работать с различными источниками информации

- владеть умениями самостоятельного исследования


Текущий, тематический

Тема 3

Как человек относится к людям и ко всему живому

20

1

2

Ученик научится:

- Воспринимать текст литературного произведения.

- Устно отвечать на вопросы.

-Характеризовать проблематику рассказа.

- Характеризовать героев произведения.

- Сопоставлять героев произведения.

- Формулировать идею произведения.

- Выявлять художественные особенности произведения.

- Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос.

- Иметь представление о своеобразии писательской манеры

- Уметь аргументированно выбирать тему сочинения; составлять план к выбранной теме; формулировать идею, аргументируя свою точку зрения; редактировать черновой вариант своего сочинения

- Уметь характеризовать отношения людей в обществе, взаимосвязь нравственного и социального.

Ученик научится:

- Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

- Устно отвечать на вопросы.

- формулировать тему, цель , выводы урока

- давать определение понятиям

-Создавать устные тексты определённого жанра с учётом речевой ситуации.

- планировать работу в паре, устанавливать сотрудничество

- оценивать свою деятельность и её результаты

- работать с различными источниками информации

- владеть умениями самостоятельного исследования


Текущий, тематический

Тема 4

«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения

13

1

1

Ученик научится:

Будет знать содержание понятий « идея» и «проблематика» литературного произведения; основные группы проблем

- Воспринимать текст литературного произведения.

-Устно отвечать на вопросы.

- Характеризовать проблематику произведения.

- Характеризовать героев произведения.

- Формулировать идею произведения.

- Выявлять художественные особенности произведения.

- выразительно читать стихотворение

- выявлять тему, проблему, идею произведения

-характеризовать авторскую позицию

Ученик научится:

- Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

- Устно отвечать на вопросы.

- формулировать тему, цель , выводы урока

- давать определение понятиям

-Создавать устные тексты определённого жанра с учётом речевой ситуации.

- планировать работу в паре, устанавливать сотрудничество

- оценивать свою деятельность и её результаты

- работать с различными источниками информации

- владеть умениями самостоятельного исследования


Текущий, тематический


Итоговый контроль и защита проектов

4

-

-



итоговая контрольная работа

Всего

102

6

8





3. Планируемые результаты изучения литературы в 6 классе

(умения, выносимые на проверку)

- Различать обрядовые и лирические песни

- Воспринимать ритмическое своеобразие народных песен.

- Выявлять характерные для народных песен и былин художественные приёмы.

- Знать основные сюжеты и главных героев былин

- Читать выразительно фрагмент былины.

- Характеризовать героя былины как воплощение народного характера.


- Воспринимать древнерусский текст в современном переводе

- Воспринимать лирические переживания человеком ми­ра: впечатления, чувства, душевные состояния, образы природы в лирическом произ­ведении.


- Определять тему лирического произведения.

- Определять сюжетность в лирике, композицию лирического произведения. - Характеризовать поэтический мир стихотворения.

- Выявлять художественные приёмы, языковые средства, использованные автором в лирическом произведении (аллегория, символ).

- Читать выразительно (в том числе наизусть) лирические стихотворения.

- Знать и уметь определять двусложные и трёхсложные размеры: ямб, хорей, дактиль , амфибрахий, анапест

- Определять особенности сюже­та и проблематики произведения

- Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

- Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

- Выявлять общие проблемы, волнующие авторов произведений.

- Пересказывать эпизод из самостоятельно прочитанного произведения.

- Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения,

- Характеризовать образы главных героев, их быт и нравы, сопоставлять героев произведения.

- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику.

- Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

- Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

- Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

- Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта

4. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»


Класс

Личностные результаты

Предметные результаты, включая результаты по формированию основ смыслового чтения и работы с текстом

Метапредметные результаты

Формирование универсальных учебных действий, включая результаты формирования ИКТ –компетентности

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

5 -6 кл

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы

- любовь к Родине, чувство гордости за свою страну

• уважение к другим народам России и мира

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности


Ученик научится:

поиск информации и понимание прочитанного

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл

• находить в тексте требуемую информацию

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

преобразование и интерпретация информации

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

оценка информации

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

Ученик научится:

- создавать текст на русском языке с использованием клавиатурного письма

- выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступления перед аудиторией

- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете


Ученик научится:

- планировать и выполнять исследование и учебный проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме

- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме

Поурочное планирование.

Тема раздела, урока

1

Литература как искусство слова

2

Стартовая диагностическая работа

Как появилась поэзия и проза - 27 ч.

Истоки и вершины-10 час

3/1

Проза и поэзия. Знакомство с понятиями. «Форма и способ повествования» Художественная речь. Обсуждение статьи «Проза и поэзия»

4/2

Песня как малый жанр фольклора. Песни обрядовые. Слово и ритм.

5/3

Знакомство с лирическими песнями.


6/4

Былина как русский исторический эпос. Основные сюжетные и главные герои былин. Циклы былин. Художественное своеобразие и язык былин. Чтение былины «Садко»

7/5





Анализ былины «Садко».Сюжет былины

8/6

Анализ былины «Садко». Образ главного героя.


9/7

Чтение и анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя.



10/8

Древнерусская литература, её основные жанры. Повесть как жанр древнерусской литературы. Чтение «Повести о Петре и Февронии Муромских». Сюжет и герои


11/9

Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских». Духовные ценности и нравственные идеалы. Поучительный характер произведений древнерусской литературы.


12/10

Вн. чт.№2

Сравнительный анализ былины И.А. Бунина «Святогор и Илья» и народной былины


Классические образцы поэзии и прозы. 15ч. ( 2р/р + 1 вн.чт)

13/1

Поэзия и проза. Лирическое стихотворение. Рифма, ритм, размер, строфа. Чтение и обсуждение статьи

14/2

А.С. Пушкин. Чтение и анализ стихотворения «Зимнее утро». Аллегория. Символ. Пейзаж. Поэтический мир стих-я

15/3

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Анализ стихотворения «Парус». «Поэтический мир стихотворения..



16/4



М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Анализ стихотворения «Утёс» Аллегория и символ.

17/5



М. Ю. Лермонтов. Анализ стихотворения «Тучи», «Ангел»

18/6

А.С. Пушкин. Слово о писателе. Роман «Дубровский» Историческое время, отраженное в романе «Дубровский». Комментированное чтение 1 главы. Изображение жизни русского барства.


19/7

Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Бунт крестьян. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»

20/8

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков и произвола. Анализ 7-11глав

21/9

Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Анализ глав 11-18

22/10

Личность и судьба главного героя. Анализ заключительных глав романа А.С. Пушкина «Дубровский».

23/11

Проблематика романа. Авторская позиция. Мастерство Пушкина-прозаика


24/12

Кл. соч № 1 Подготовка к сочинению по теме «История жизни Владимира Дубровского».


25/13

Р/Р Написание сочинения по роману «Дубровский»

26/14

Л.Н. Толстой. «Детство» (фрагменты): чтение и анализ фрагментов трилогии.

27/15

Вн.чт.Л.Н. Толстой. «Юность» (глава «Я проваливаюсь»): комментированное чтение. Своеобразие сюжета и образной системы в автобиографических произведениях.

О чём и о ком рассказывает литературное произведение:

  1. Герой литературного произведения. 16 ч. (2р/р +1 вн/чт)

28/1

Понятие о теме, герое, персонаже, сюжете в литературном произведении. Комментированное чтение статьи учебника

29/2

А.С .Пушкин. Повесть «Выстрел». История создания. Особенности цикла «Повести Белкина»

30/3

А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел». Особенности композиции

31/4

Анализ повести А.С.Пушкина «Выстрел». Образы главных героев.

32/5

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Историческое время, отражённое в повести. Чтение и анализ повести «Тупейный художник».

33/6

Анализ содержания повести «Тупейный художник». Герои повести. Особенности сюжета. Смысл финала произведения.

34/7

Н.С. Лесков .Сказ. «Левша» Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя. Чтение и анализ сказа «Левша».

35/8

Фольклорные традиции и образа талантливых людей из народа в сказах русских писателей: чтение и анализ сказа «Левша».

36/9

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Отношение писателя к событиям: Комментированное чтение и анализ 1-2 гл. рассказа.

37/10

Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы героев: обучение созданию сравнительной характеристики.

38/11

Поэтичный образ Дины. Любовь как высшая нравственная сила в человеке: анализ заключительной главы

39/12

Кл/соч. №2 Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

40/13

РР. Анализ сочинений. Работа над ошибками.

41/14

А.П. Чехов. Слово о писателе. Чтение рассказа «Человек в футляре». Особенности повествования.

42/15

Анализ рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре». Характер героя. Роль детали. Аллегория. Символ.



43/16

Вн/чт.

Ю.С.Рытхэу. Рассказ «Хранитель огня»

  1. Тема литературного произведения – 9 ч. (из них 1 вн/чт +1к/р)

44/1

А.В. Кольцов. Слово о писателе. Чтение и анализ стихотворения «Косарь». Тема труда. Национальный характер. Связь с фольклором.

45/2

М.Ю. Лермонтов. Понятие «темы в творчестве поэта». Комментированное чтение стих-я «Поэт»

46/3

Н.А. Некрасов. Слово о писателе. Чтение и анализ поэмы «Саша». Поэтический мир произведения. Тема человека в социальном мире

47/4

Смысл сопоставления главных героев. Анализ поэмы «Саша». Понятие о трёхсложных размерах (дактиль)

48/5

С.А. Есенин. Слово о писателе. Чтение и анализ стихотворений «Там, где капустные грядки», «Нивы сжаты, рощи голы». Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.

49/6

Анализ стихотворения

С. Есенина «Пороша» Поэтический мир стихотворения.

50/7

Н.М. Рубцов. Слово о писателе. Поэтический мир стихотворений «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»: чтение и анализ. Картины природы и русского быта.

51/8

Вн. чт. А. Тукай. «Родная деревня», «Книга», «Пара лошадей»: Чтение и анализ стихотворений. Любовь к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа.


52/9

Контрольное тестирование по разделам «Как появилась поэзия и проза», «О чём и о ком рассказывает литературное произведение»

Литература: мир вопросов и ответов. 47 час.

  1. Как понимает человек мир и себя – 7 ч.

53/1

Понятие о лирическом герое: комментированное чтение статьи

54/2

А.С. Пушкин. Анализ стихотворения «Зимний вечер». Образ природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворения



55/3

Анализ стих-я А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Поэтический мир стихотворения


56/4

Дж. Байрон. Слово о писателе. Анализ стихотворения «Душа моя мрачна» (пер. М.Ю. Лермонтова). Изображение душевного переживания в произведении.



57/5

Анализ баллады Дж. Байрона «Прометей». Образ главного героя.


58/6

М.Ю. Лермонтов. Комментированное чтение стихотворения «Нет, я не Байрон…». Осознание себя и своего места в мире.

59/7

Комментированное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ангел», «Тучи» Лирическая история души. Трёхсложный размер (амфибрахий).

Как отражается таинственное в судьбе человека. 6 ч


60/1

Идея и проблематика литературного произведения: комментированное чтение статьи. Понятие баллады. История жанра баллады. Жанровые признаки.

61/2

В.А. Ж\уковский. Слово о писателе. Анализ баллады В.А. Жуковского «Лесной царь». Таинственное. Человек. Судьба. Поэтический мир произведения

62/3

Э. По. Слово о писателе. Комментированное чтение баллад: Э.По «Ворон», народная баллада «Чёрный ворон», А.С. Пушкин «Ворон к ворону летит…». Образ ворона в балладе: Поэтический мир стих-я.

63/4

В. Скотт. Слово о писателе. Своеобразие балладного сюжета: чтение и анализ баллады «Клятва Мойны».

64/5

А.С. Пушкин. Анализ стихотворения «Бесы»: Таинственное в душе человека. Поэтический мир стихотворения

65/6

Вн.чт. Н.В. Гоголь. Повесть «Вий»: чтение и анализ повести. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного. Отражение таинственного в судьбе человека

Как человек относится к людям и ко всему живому – 20 ч.

66/1

Нравственная проблематика литературного произведения: комментированное чтение статьи Слово о писателе Ф.М. Достоевском. Чтение рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»

67/2

Ф.М. Достоевский. Анализ рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». Образ главного героя. Идея сострадания.

68/3

А.П. Чехов. Чтение и анализ рассказа «Мальчики». Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии

69/4

И.А. Бунин. Слово о писателе. Чтение и анализ содержания рассказа «Лапти» с использованием технологии «медленного» чтения. Нравственная проблематика. Самоотверженность героя.

70/5

Чтение и анализ рассказа И.А. Бунина «Подснежник». Историческая основа произведения. Смысл названия.

71/6

А.И. Куприн. Слово о писателе. Чтение и анализ содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор». Нравственная проблематика. Реальная основа и содержание рассказа.

72/7

Анализ рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор». Смысл названия. Тема служения людям и добру.

73/8

А.И. Куприн Анализ рассказа «Белый пудель». Нравственная проблематика. Жестокость и милосердие. Образы героев.

74/9

В.В. Маяковский. Слово о писателе. Комментированное чтение стихотворения «Послушайте!» и «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический пафос стихотворения.

75/10

Образы животных в произведениях худ. литературы».

Чтение и анализ рассказа в «Жизнь Трезора» В.П. Астафьева

76/11

Анализ рассказа Ю. Казакова

«Арктур – гончий пёс»

77/12

Э. Сетон-Томпсон. Слово о писателе. Знакомство с рассказом «Королевская аналостанка»

78/13

Дж. Лондон. Слово о писателе. Анализ содержания рассказа «Белый клык».

79/14

А. Платонов. Слово о писателе. Своеобразие писательской манеры. Чтение и анализ содержания рассказа «Цветок на земле». Идея рассказа. Философская символика образа цветка.

80/15

А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. Чтение сказки «Маленький принц»

81/16

Анализ философской повести-сказки А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Проблема ответственности.

82/17

Анализ философской повести-сказки А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Мечта об идеале.

83/18

Классное сочинение № 3

по философской повести-сказке «Маленький принц» (анализ эпизода)

84/19

Вн.чт. И.С. Тургенев. Чтение и анализ рассказа «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России.

85/20

Вн.чт. И.С. Тургенев. Анализ рассказа «Муму». Образ Герасима. Смысл финала повести

«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения: 13 ч.

86/1

Социальная проблематика литературного произведения: комментированное чтение статьи. Отношения людей в обществе. Нравственное и социальное, их взаимосвязь

87/2

Ф. Шиллер. Слово о писателе. Комментированное чтение баллады «Перчатка» (пер. В.А. Жуковского). Образ главного героя. Поэтический мир баллады

88/3

Н.А. Некрасов. Анализ стихотворения «Железная дорога». Проблема социальной несправедливости и жестокости.

89/4

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Надежда на лучший мир. Поэтический мир стихотворений. Трёхсложный размер (анапест):

90/5

Поэтический мир стихотворений Н.А. Некрасова

91/6

Р.-Л. Стивенсон. Слово о писателе. Чтение и анализ баллады «Вересковый мёд».

92/7

В.Г. Короленко. Слово о писателе. Чтение 1-2 гл. повести «Дети подземелья». Сюжет повести. Тема произведения.

93/8

Анализ отдельных эпизодов повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Образ главного героя.

94/9

Дружба и душевное участие. Нравственная проблематика повести: чтение и анализ 8 главы »Кукла»

95/10

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Комментированное чтение рассказа «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза»)

96/11

Анализ рассказа «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза»)

97/12

С.А. Есенин. Комментированное чтение отрывка из поэмы «Сорокоуст» (часть 3). Поэтический мир стихотворения.

98/13

Вн.чт. «Мы помним» (произведения о ВОВ). В.В.Быков – белорусский писатель; повесть «Дожить до рассвета».

Обобщение и контроль изученного – 4 ч.

99/1

Итоговая диагностическая работа по изученному за год

100/2

Анализ контрольной работы.

101/

3

Презентация исследовательских работ по литературе.

102/4

Итоговый урок – праздник «Путешествие по стране Литературии»