Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ильинская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор школы
_______
Приказ по школе № _____
от «___» ______2017 г.
Рабочая программа
по литературе
6 класс
Составитель: Мещерская Галина Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
2017/2018 уч. г.
.
1. Место учебного предмета в учебном плане
БУП-2010 отводит на изучение литературы в 6 классе 105 час.(3 урока в неделю). Данная рабочая программа составлена на 102 часа в соответствии с циклограммой работы школы на 2015-2016 уч. г.
2. Результаты изучения учебного предмета
Предполагаемые результаты изучения предмета «Литература»:
Личностные результаты:
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности,
воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)
Метапредметные результаты выпускников основной школы проявляются в:
Умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения своей позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
Умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
5. Содержание тем курса литературы 6 класс (102 часа)
Литература как искусство слова — 1 час. Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятия «сюжет» и «композиция». Первичное представление о жанрах.
Как появилась поэзия и проза.
Истоки и вершины.
Понятие о поэзии и прозе; о форме и способе повествования – 1 час.
Песня — 2 часа. Песня как малый жанр фольклора. Обрядовое и лирическое. Слово и ритм.
Былина «Садко» — 3 часа. Былина как русский героический эпос. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Своеобразие былин о Садко. Образ главного героя.
Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» - 1 час
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» — 2 часа. Повесть как жанр древнерусской литературы. Духовные ценности и нравственные идеалы. Сюжет и герои.
Внеклассное чтение. И.А.Бунин. Былина «Святогор и Илья» - 1 час.
Классические образцы поэзии и прозы.
Лирическое стихотворение. Рифма, ритм, размер, строфа – 1 час.
А.С Пушкин. Слово о писателе. Стихотворение «Зимнее утро» — 1 час.
М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворения «Парус», «Утес» «Тучи»— 3 часа. Двусложные размеры: ямб, хорей. Поэтический мир стихотворений. Аллегория. Символ. Пейзаж.
А.С. Пушкин. Слово о писателе. Повесть «Дубровский» — 6 часов. Историческое время. Особенности сюжета и проблематики. Образы главных героев, их сопоставление. Быт и нравы. Мастерство Пушкина-прозаика.
Внеклассное чтение Л.Н.Толстой «Детство» (фрагменты)- 1 час
Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой. «Юность» (гл. XIV «Я проваливаюсь») — 1 час
О чем и о ком рассказывает литературное произведение.
Герой литературного произведения.
Понятие о теме, герое, сюжете в литературном произведении – 1 час.
А.С. Пушкин. Повесть «Выстрел» — 4 часа. Характер и судьба, честь и жизненный выбор. Образы главных героев. Особенности композиции.
Н.С. Лесков. Слово о писателе. Повесть «Тупейный художник» — 2 часа. Историческое время. Главные герои. Особенности сюжета. Смысл финала.
Сказ «Левша». Особенности сказовой манеры повествования. Образы талантливых людей из народа. – 2 часа
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» - 4 часа. Истинная красота и сила человека. Жилин и Костылин. Образ Дины. Тема узничества.
А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Человек в футляре» — 2 часа. Тема человека и мира. Характер героя и сюжетная ситуация. Особенности повествования. Роль детали. Аллегория. Символ.
Внеклассное чтение. Ю.С. Рытхэу. Рассказ «Хранитель огня» — 1 час
Тема литературного произведения
А.В. Кольцов. Слово о писателе. Стихотворение «Косарь» — 1 час. Тема труда. Национальный характер. Связь с фольклором. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой...») — 1 час. Тема поэта и поэзии. Призвание и судьба поэта. Назначение поэзии. Поэтический мир стихотворения.
Н.А. Некрасов. Слово о писателе. Поэма «Саша» — 2 часа. Тема человека в социальном мире. Смысл сопоставления главных героев поэмы. Понятие о трехсложных размерах (дактиль). Поэтический мир произведения.
С.А. Есенин. Слово о писателе. Стихотворения «Там, где капустные грядки», «Пороша» — 2 часа. Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.
Н.М. Рубцов. Слово о писателе. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» — 2 часа. Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.
Внеклассное чтение. А. Тукай. «Пара лошадей» — 1 час
Литература: мир вопросов и ответов.
Как человек понимает мир и себя.
Лирический герой – 1 час.
А.С. Пушкин. Слово о писателе. Стихотворения «Зимний вечер», «Зимняя дорога» — 3 часа. Образы природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.
Дж. Байрон. Слово о писателе. Стихотворения «Душа моя мрачна» (пер. М.Ю. Лермонтова). «Прометей» — 2 часа. Изображение душевного переживания в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.
М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Нет, я не Байрон...» — 1 час. Осознание себя и своего места в мире. Поэтический мир стихотворения.
Стихотворение «Ангел» — 1 час. Лирическая история души. Трехсложный размер (амфибрахий). Поэтический мир стихотворения.
Как отражается таинственное в судьбе человека.
Идея и проблематика литературного произведения – 1 час.
В.А. Жуковский. Слово о писателе. Баллада «Лесной царь» — 1 час. Понятие баллады. Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Таинственное. Человек. Судьба. Поэтический мир произведения.
Народная баллада «Чёрный ворон». А.С. Пушкин. «Ворон к ворону летит». Э. По. Слово о писателе. «Ворон» — 2 часа. Народная и литературная баллада. Специфика балладного образа. Его роль в формировании смысла произведения. Образ ворона в балладе. Поэтический мир стихотворений.
В.Скотт Слово о писателе. «Клятва Мойны»- 1 час
А.С. Пушкин. Стихотворение «Бесы» — 1 час. Балладные мотивы в лирическом произведении. Таинственное в душе человека. Поэтический мир стихотворения.
Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь. Повесть «Вий» - 1 час.
Как человек относится к людям и ко всему живому.
Нравственная проблематика литературного произведения – 1 час.
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» - 2 часа. Жанр святочного рассказа. Идея сострадания. Образы детей.
А.П.Чехов «Мальчики»- 1 час
И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказы «Лапти», «Подснежник» — 2 часа. Нравственная проблематика. Самоотверженность и равнодушие. Образы героев.
А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказы «Белый пудель», «Чудесный доктор» — 3 часа. Нравственная проблематика. Жестокость и милосердие. Образы героев.
В.В. Маяковский. Слово о писателе. Стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» — 2 часа. Видение мира. Проблема взаимопонимания. Поэтический мир стихотворений.
А.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Цветок на земле» - 1 час. Своеобразие писательской манеры Идея рассказа. Образы Афонии и дедушки. Аллегорический смысл названия.
Образы животных в произведениях русской и зарубежной литературы:
В.П. Астафьев «Жизнь Трезора» -1 час
Ю.П. Казаков «Арктур- гончий пёс» - 1 час
Э. Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка» - 1 час
Д. Лондон «Белый клык» - 1 час
А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. Сказка «Маленький принц» — 4 часа. Философская повесть-сказка. Мечта об идеале. Проблема ответственности. Символика.
Внеклассное чтение. И.С. Тургенев. «Муму» —2 часа
«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения.
Отношения людей в обществе. Нравственное и социальное, их взаимосвязь – 1 час.
Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка» (пер. В.А. Жуковского) —1 час. Проблема истинного и ложного в выборе человека. Образ главного героя. Поэтический мир баллады.
Н.А. Некрасов. Стихотворения «Железная дорога», «Размышление у парадного подъезда» — 3 часа. Проблема социальной несправедливости и жестокости. Надежда на лучший мир. Поэтический мир стихотворений. Трехсложный размер (анапест).
Р.-Л. Стивенсон. Слово о писателе. Баллада «Вересковый мед» — 1 час. Значение воли и убежденности для совершения выбора. Цена поступка. Поэтический мир баллады.
В.Г. Короленко. Слово о писателе. Повесть «Дети подземелья» (гл. IX «Кукла») — 3 часа. Нравственная проблематика. Дружба и душевное участие. Образ главного героя.
К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза») — 1 час. Труд, любовь, искусство как смысл жизни и назначение человека. Образ главного героя. Смысл заглавия.
С.А. Есенин. Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3) —1 час.
Цивилизация и природа. Технический прогресс и естественная жизнь. Поэтический мир стихотворения.
Внеклассное чтение. «Мы помним…» (произведения о Великой Отечественной войне) — 1 час
В данной рабочей программе на аудиторные часы отведено 87 часов, на проведение уроков развития речи -6 ч. и внеклассного чтения – 7 часов. В начале и в конце учебного года проводится диагностическая работа по проверке знаний учащихся (контрольная работа), а также читательская конференция учащихся .
Отметим отличия в рабочей учебной программе от авторской:
Авторский вариант распределения часов | Вариант учителя |
Аудиторные занятия – 88 часов. | Аудиторные занятия – 84 часов |
Аудиторные сочинения – 6 часов. | Уроки развития речи – 6 часов. |
Внеклассное чтение – 6 часов. | Внеклассное чтение – 8 часов. |
- | Стартовый , промежуточный и итоговый контроль – 4 час |
-Обобщение изученного за год | Защита проектов – 1 час (учтён в аудит. занятиях) |
Резерв – 5 часов | Резерв – нет. |
Всего 105 часов | Всего 102 часа |
Изменения, внесенные учителем
Произведение | Кол-во часов в программе Г.В. Москвина | Кол-во часов в рабочей программе | Причина изменений |
Стартовая диагностическая работа | 0 | 1 | Диагностика уровня литературного развития учащихся после 5 класса |
Былина «Садко» | 4 | 3 | Для анализа былины достаточно 3 –х часов, а освободившийся час посвятить былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник», которая включена в Примерную программу |
Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник» | 0 | 1 | Добавлена в связи с выполнением ФГОС |
М.Ю.Лермонтов. «Тучи» | 0 | 1 | Добавлено в связи с выполнением ФГОС |
Л.Н.Толстой «Детство» (фрагменты)- | 0 | 1 | Добавлено в связи с выполнением ФГОС |
Н.С. Лесков «Тупейный художник» Сказ «Левша». | 4 | 2 2 | На знакомство со сказом «Левша» отведено 2 часа, т.к. он включён в раздел «Обзор» примерной программы по литературе |
Диагностическая работа за 1 полугодие | 0 | 1 | Диагностика уровня литературного развития учащихся. |
А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимняя дорога» | 3 | 2 | Количество часов сокращено на 1 час, чтобы выделить часы на изучение произведений из раздела «Обзор» о животных |
Э. По. Слово о писателе. Комментированное чтение баллад: Э.По «Ворон», народная баллада «Чёрный ворон», А.С. Пушкин «Ворон к ворону летит…». Образ ворона в балладе: Поэтический мир стих-я. | 2 | 1 | Количество часов сокращено на 1 час, чтобы выделить часы на изучение произведений из раздела «Обзор» «Жанр новеллы» |
В. Скотт. Слово о писателе. Своеобразие балладного сюжета: чтение и анализ баллады «Клятва Мойны». | 0 | 1 | Добавлено в связи с выполнением ФГОС и Примерной программы |
А.С. Пушкин. Анализ стихотворения «Бесы»: Таинственное в душе человека. Поэтический мир стихотворения | 2 | 1 | Количество часов сокращено на 1 час, чтобы выделить часы на изучение произведений из раздела «Обзор» о животных |
А.П.Чехов «Мальчики» | 0 | 1 | Добавлено в связи с выполнением ФГОС и Примерной программы |
Образы животных в произведениях русской и зарубежной литературы: В.П. Астафьев «Жизнь Трезора» Ю.П. Казаков «Арктур- гончий пёс» Э. Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка» Д. Лондон «Белый клык» | 0 | 4 | Выделено 4 часа на произведения о животных из раздела «Обзор» примерной программы по литературе, так как они вызывают интерес у детей. |
Внеклассное чтение. И.С. Тургенев. «Муму» | 1 | 2 | Это большое по объёму произведение всегда вызывает интерес у детей, поэтому целесообразно увеличить кол-во часов на его изучение. |
Итоговый контроль. Защита проектов по литературе. | 0 | 2 | Взяты часы из резерва |
| | | |
Система формируемых умений в процессе изучения литературы в 6 классе
5 класс | 6 класс |
Воспринимать художественный текст; выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; выражать свое отношение к прочитанному; |
| Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев; анализировать художественный текст; сопоставлять эпизоды литературного произведения и сравнивать его героев; |
6. Учебно-тематический план по литературе в 6 классе
№ п/п | Наименования разделов, тем | Количество часов | В том числе на: |
Аудиторные занятия | Развитие речи | Внеклассное чтение | Контрольные работы |
1 | Литература как искусство слова | 1 | 1 | | | |
| Стартовая диагностическая работа | 1 | - | - | - | 1 |
2 | Как появилась поэзия и проза | 25 | | | | |
2.1. | Истоки и вершины | 10 | 9 | | 1 | |
2.2. | Классические образцы поэзии и прозы | 15 | 12 | 2ч. (д/с №1) | 1 | |
3 | О чём и о ком рассказывает литературное произведение | 25 | | | | |
3.1 | Герой литературного произведения | 16 | 13 | 2ч. (кл/с №2) | 1 | |
3.2 | Тема литературного произведения | 9 | 7 | -- | 1 | 1 |
4 | Литература: мир вопросов и ответов | 46 | | | | |
4.1 | Как человек понимает мир и себя | 7 | 7 | - | - | - |
4.2 | Как отражается таинственное в судьбе человека | 6 | 5 | | 1 | - |
4.3 | Как человек относится к людям и ко всему живому | 20 | 16 | 2ч. (кл /с №3) | 2 | |
4.4 | «Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения | 13 | 12 | - | 1 | |
5 | Итоговый контроль и защита проектов | 4 | 2 | - | - | 2 |
ИТОГО: | | 102 | 84 | 6 | 8 | 4 |
6. Тематическое планирование
Раздел, тема | Кол-во часов | Из них | Планируемые результаты | Вид контроля |
| | р/р | Вн/чт | Предметные | метапредметные | |
Введение Литература как искусство слова | 1час | - | - | Ученик научится: - узнает понятия «сюжет» и «композиция». - находить и характеризовать эти элементы в ранее прочитанных произведениях | Ученик научится: П: искать и выделять необходимую информацию из учебника Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей К: точно выражать свои мысли, вступать в диалог | |
Стартовая диагностическая работа | 1 | - | - | | | Диагностика уровня литературного развития учащихся после 5 класса |
Раздел I. Как появилась поэзия и проза 25 час |
| | р/р | Вн/чт | Предметные | метапредметные | |
Тема 1. Истоки и вершины | 10 час | - | 1 | Ученик научится: - узнавать особенности прозаической и поэтической речи - отличать род литературы от способа повествования, - определять род литературы, к которому принадлежит произведение, - характеризовать представленный в нём способ повествования - характеризовать содержание, художественные особенности, ритм песни -.Знать основные сюжеты и главных героев былин. - Понимать художественное своеобразие и язык былин. - Выразительно читать былину - Уметь характеризовать образ главного героя. - Иметь представление о повести как о жанре древнерусской литературы. - Уметь характеризовать сюжет и героев повести, их духовные ценности и нравственные идеалы. - Сопоставлять героев одного или нескольких произведений - Воспринимать текст произведения древнерусской литературы. - . Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. | Ученик научится: - Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. - Устно отвечать на вопросы. - формулировать тему, цель , выводы урока - давать определение понятиям -Создавать устные тексты определённого жанра с учётом речевой ситуации. - планировать работу в паре, устанавливать сотрудничество - оценивать свою деятельность и её результаты - работать с различными источниками информации | Текущий, тематический |
Тема 2. Классические образцы поэзии и прозы | 15 | 2 | 1 | Ученик научится: - Выразительно читать стихотворения. - Выявлять художественные особенности произведений. - Определять стихотворные размеры - Характеризовать проблематику повести - Уметь характеризовать образы главных героев, сопоставлять их, - понимать взаимосвязь характера и судьбы, чести и жизненного выбора. - Выразительно читать фрагменты прозаического произведения. -объяснять роль средств, характеризующих героев (портрет, пейзаж, речь персонажа) - выявлять отношение автора к героям - давать развёрнутый письменный ответ на вопрос - устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом | Ученик научится: - Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. - Устно отвечать на вопросы. - формулировать тему, цель , выводы урока - давать определение понятиям -Создавать устные тексты определённого жанра с учётом речевой ситуации. - планировать работу в паре, устанавливать сотрудничество - оценивать свою деятельность и её результаты - работать с различными источниками информации - владеть умениями самостоятельного исследования | Текущий, тематический |
Раздел I I. О ком и о чём рассказывает литературное произведение - 25 час |
| | р/р | Вн/чт | Предметные | метапредметные | |
Тема 1 Герой литературного произведения | 16 | 2 | 1 | Ученик научится: - будет знать значение понятий «герой литературного произведения», «авторская позиция и способы её выражения» - различать главных и второстепенных героев - сопоставлять героев одного и разных произведений - понимать взаимосвязь характера и судьбы, чести и жизненного выбора. Уметь характеризовать образы главных героев, особенности композиции. - Иметь представление об историческом времени. - Характеризовать проблематику произведения - Выразительно читать фрагменты прозаического произведения. - Выявлять художественные особенности произведений. - формулировать идею произведения - создавать развёрнутый письменный ответ на проблемный вопрос - раскрывать тему сочинения, собирать материал к сочинению, совершенствовать написанное. | Ученик научится: - Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. -Устно отвечать на вопросы -работать в группе и в парах - использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, потребностей, мотивов - давать определение понятиям - устанавливать причинно-следственные связи | Текущий Классное сочинение |
Тема 2 Тема литературного произведения | 9 | - | 1 | Ученик научится: - Выразительно читать стихотворение. - Выявлять художественные особенности произведения. - Выявлять идею произведения. -Устно отвечать на вопросы. - Определять стихотворные размеры -Уметь раскрывать тему человека в социальном мире. - Понимать смысл сопоставления главных героев поэмы. - Иметь понятие о трёхсложных размерах (дактиль) - . Уметь характеризовать поэтический мир произведения. - Уметь раскрывать тему родной природы | Ученик научится: - Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. - Устно отвечать на вопросы. - формулировать тему, цель , выводы урока - давать определение понятиям -Создавать устные тексты определённого жанра с учётом речевой ситуации. - планировать работу в паре, устанавливать сотрудничество - оценивать свою деятельность и её результаты - работать с различными источниками информации - владеть умениями самостоятельного исследования | Текущий, тематический. Диагностическая работа за полугодие |
Раздел I I I. Литература: мир вопросов и ответов - 46 час |
Тема 1 Как человек понимает мир и себя | 7 | - | - | Ученик научится: - будет иметь понятие о лирическом герое - будет знать особенности лирики как рода литературы - Выразительно читать стихотворения. - Выявлять художественные особенности стихотворений. - характеризовать лирического героя - Сопоставлять произведения. -Устно отвечать на вопросы. - Определять стихотворные размеры | Ученик научится: - - Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. - Устно отвечать на вопросы. - формулировать тему, цель , выводы урока - давать определение понятиям -Создавать устные тексты определённого жанра с учётом речевой ситуации. - планировать работу в паре, устанавливать сотрудничество - оценивать свою деятельность и её результаты - работать с различными источниками информации - владеть умениями самостоятельного исследования | Текущий, тематический |
Тема 2 Как отражается таинственное в судьбе человека | 6 | - | 1 | Ученик научится: Будет знать содержание понятий « идея» и «проблематика» литературного произведения; основные группы проблем - определять тему произведения, художественные способы её воплощения - Знать понятия народной и литературной баллады, понимать специфику балладного образа, его роль в формировании смысла произведения. - характеризовать балладные мотивы в лирическом произведении, - раскрывать поэтический мир стихотворения через таинственное в душе человека. - устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом | Ученик научится: - Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. - Устно отвечать на вопросы. - вести диалог - формулировать тему, цель , выводы урока - давать определение понятиям -Создавать устные тексты определённого жанра с учётом речевой ситуации. - планировать работу в паре, устанавливать сотрудничество - оценивать свою деятельность и её результаты - работать с различными источниками информации - владеть умениями самостоятельного исследования | Текущий, тематический |
Тема 3 Как человек относится к людям и ко всему живому | 20 | 1 | 2 | Ученик научится: - Воспринимать текст литературного произведения. - Устно отвечать на вопросы. -Характеризовать проблематику рассказа. - Характеризовать героев произведения. - Сопоставлять героев произведения. - Формулировать идею произведения. - Выявлять художественные особенности произведения. - Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос. - Иметь представление о своеобразии писательской манеры - Уметь аргументированно выбирать тему сочинения; составлять план к выбранной теме; формулировать идею, аргументируя свою точку зрения; редактировать черновой вариант своего сочинения - Уметь характеризовать отношения людей в обществе, взаимосвязь нравственного и социального. | Ученик научится: - Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. - Устно отвечать на вопросы. - формулировать тему, цель , выводы урока - давать определение понятиям -Создавать устные тексты определённого жанра с учётом речевой ситуации. - планировать работу в паре, устанавливать сотрудничество - оценивать свою деятельность и её результаты - работать с различными источниками информации - владеть умениями самостоятельного исследования | Текущий, тематический |
Тема 4 «Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения | 13 | 1 | 1 | Ученик научится: Будет знать содержание понятий « идея» и «проблематика» литературного произведения; основные группы проблем - Воспринимать текст литературного произведения. -Устно отвечать на вопросы. - Характеризовать проблематику произведения. - Характеризовать героев произведения. - Формулировать идею произведения. - Выявлять художественные особенности произведения. - выразительно читать стихотворение - выявлять тему, проблему, идею произведения -характеризовать авторскую позицию | Ученик научится: - Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. - Устно отвечать на вопросы. - формулировать тему, цель , выводы урока - давать определение понятиям -Создавать устные тексты определённого жанра с учётом речевой ситуации. - планировать работу в паре, устанавливать сотрудничество - оценивать свою деятельность и её результаты - работать с различными источниками информации - владеть умениями самостоятельного исследования | Текущий, тематический |
Итоговый контроль и защита проектов | 4 | - | - | | | итоговая контрольная работа |
Всего | 102 | 6 | 8 | | | |
3. Планируемые результаты изучения литературы в 6 классе
(умения, выносимые на проверку)
- Различать обрядовые и лирические песни
- Воспринимать ритмическое своеобразие народных песен.
- Выявлять характерные для народных песен и былин художественные приёмы.
- Знать основные сюжеты и главных героев былин
- Читать выразительно фрагмент былины.
- Характеризовать героя былины как воплощение народного характера.
- Воспринимать древнерусский текст в современном переводе
- Воспринимать лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния, образы природы в лирическом произведении.
- Определять тему лирического произведения.
- Определять сюжетность в лирике, композицию лирического произведения. - Характеризовать поэтический мир стихотворения.
- Выявлять художественные приёмы, языковые средства, использованные автором в лирическом произведении (аллегория, символ).
- Читать выразительно (в том числе наизусть) лирические стихотворения.
- Знать и уметь определять двусложные и трёхсложные размеры: ямб, хорей, дактиль , амфибрахий, анапест
- Определять особенности сюжета и проблематики произведения
- Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
- Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
- Выявлять общие проблемы, волнующие авторов произведений.
- Пересказывать эпизод из самостоятельно прочитанного произведения.
- Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения,
- Характеризовать образы главных героев, их быт и нравы, сопоставлять героев произведения.
- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику.
- Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.
- Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.
- Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
- Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
Класс | Личностные результаты | Предметные результаты, включая результаты по формированию основ смыслового чтения и работы с текстом | Метапредметные результаты |
Формирование универсальных учебных действий, включая результаты формирования ИКТ –компетентности | Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности |
5 -6 кл | В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы - любовь к Родине, чувство гордости за свою страну • уважение к другим народам России и мира • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности | Ученик научится: поиск информации и понимание прочитанного • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл • находить в тексте требуемую информацию • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: преобразование и интерпретация информации — делать выводы из сформулированных посылок; — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. оценка информации • откликаться на содержание текста: — связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; — оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; — находить доводы в защиту своей точки зрения; | Ученик научится: - создавать текст на русском языке с использованием клавиатурного письма - выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступления перед аудиторией - использовать различные приёмы поиска информации в Интернете | Ученик научится: - планировать и выполнять исследование и учебный проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме - ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме |
Поурочное планирование.
№ | Тема раздела, урока |
1 | Литература как искусство слова |
2 | Стартовая диагностическая работа |
Как появилась поэзия и проза - 27 ч. |
Истоки и вершины-10 час |
3/1 | Проза и поэзия. Знакомство с понятиями. «Форма и способ повествования» Художественная речь. Обсуждение статьи «Проза и поэзия» |
4/2 | Песня как малый жанр фольклора. Песни обрядовые. Слово и ритм. |
5/3 | Знакомство с лирическими песнями. |
6/4 | Былина как русский исторический эпос. Основные сюжетные и главные герои былин. Циклы былин. Художественное своеобразие и язык былин. Чтение былины «Садко» |
7/5 | Анализ былины «Садко».Сюжет былины |
8/6 | Анализ былины «Садко». Образ главного героя. |
9/7 | Чтение и анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. |
10/8 | Древнерусская литература, её основные жанры. Повесть как жанр древнерусской литературы. Чтение «Повести о Петре и Февронии Муромских». Сюжет и герои |
11/9 | Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских». Духовные ценности и нравственные идеалы. Поучительный характер произведений древнерусской литературы. |
12/10 | Вн. чт.№2 Сравнительный анализ былины И.А. Бунина «Святогор и Илья» и народной былины |
Классические образцы поэзии и прозы. 15ч. ( 2р/р + 1 вн.чт) |
13/1 | Поэзия и проза. Лирическое стихотворение. Рифма, ритм, размер, строфа. Чтение и обсуждение статьи |
14/2 | А.С. Пушкин. Чтение и анализ стихотворения «Зимнее утро». Аллегория. Символ. Пейзаж. Поэтический мир стих-я |
15/3 | М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Анализ стихотворения «Парус». «Поэтический мир стихотворения.. |
16/4 |
М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Анализ стихотворения «Утёс» Аллегория и символ. |
17/5 |
М. Ю. Лермонтов. Анализ стихотворения «Тучи», «Ангел» |
18/6 | А.С. Пушкин. Слово о писателе. Роман «Дубровский» Историческое время, отраженное в романе «Дубровский». Комментированное чтение 1 главы. Изображение жизни русского барства. |
19/7 | Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Бунт крестьян. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке» |
20/8 | Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков и произвола. Анализ 7-11глав |
21/9 | Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Анализ глав 11-18 |
22/10 | Личность и судьба главного героя. Анализ заключительных глав романа А.С. Пушкина «Дубровский». |
23/11 | Проблематика романа. Авторская позиция. Мастерство Пушкина-прозаика |
24/12 | Кл. соч № 1 Подготовка к сочинению по теме «История жизни Владимира Дубровского». |
25/13 | Р/Р Написание сочинения по роману «Дубровский» |
26/14 | Л.Н. Толстой. «Детство» (фрагменты): чтение и анализ фрагментов трилогии. |
27/15 | Вн.чт.Л.Н. Толстой. «Юность» (глава «Я проваливаюсь»): комментированное чтение. Своеобразие сюжета и образной системы в автобиографических произведениях. |
О чём и о ком рассказывает литературное произведение: Герой литературного произведения. 16 ч. (2р/р +1 вн/чт) |
28/1 | Понятие о теме, герое, персонаже, сюжете в литературном произведении. Комментированное чтение статьи учебника |
29/2 | А.С .Пушкин. Повесть «Выстрел». История создания. Особенности цикла «Повести Белкина» |
30/3 | А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел». Особенности композиции |
31/4 | Анализ повести А.С.Пушкина «Выстрел». Образы главных героев. |
32/5 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. Историческое время, отражённое в повести. Чтение и анализ повести «Тупейный художник». |
33/6 | Анализ содержания повести «Тупейный художник». Герои повести. Особенности сюжета. Смысл финала произведения. |
34/7 | Н.С. Лесков .Сказ. «Левша» Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя. Чтение и анализ сказа «Левша». |
35/8 | Фольклорные традиции и образа талантливых людей из народа в сказах русских писателей: чтение и анализ сказа «Левша». |
36/9 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Отношение писателя к событиям: Комментированное чтение и анализ 1-2 гл. рассказа. |
37/10 | Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы героев: обучение созданию сравнительной характеристики. |
38/11 | Поэтичный образ Дины. Любовь как высшая нравственная сила в человеке: анализ заключительной главы |
39/12 | Кл/соч. №2 Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». |
40/13 | РР. Анализ сочинений. Работа над ошибками. |
41/14 | А.П. Чехов. Слово о писателе. Чтение рассказа «Человек в футляре». Особенности повествования. |
42/15 | Анализ рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре». Характер героя. Роль детали. Аллегория. Символ. |
43/16 | Вн/чт. Ю.С.Рытхэу. Рассказ «Хранитель огня» |
Тема литературного произведения – 9 ч. (из них 1 вн/чт +1к/р) |
44/1 | А.В. Кольцов. Слово о писателе. Чтение и анализ стихотворения «Косарь». Тема труда. Национальный характер. Связь с фольклором. |
45/2 | М.Ю. Лермонтов. Понятие «темы в творчестве поэта». Комментированное чтение стих-я «Поэт» |
46/3 | Н.А. Некрасов. Слово о писателе. Чтение и анализ поэмы «Саша». Поэтический мир произведения. Тема человека в социальном мире |
47/4 | Смысл сопоставления главных героев. Анализ поэмы «Саша». Понятие о трёхсложных размерах (дактиль) |
48/5 | С.А. Есенин. Слово о писателе. Чтение и анализ стихотворений «Там, где капустные грядки», «Нивы сжаты, рощи голы». Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений. |
49/6 | Анализ стихотворения С. Есенина «Пороша» Поэтический мир стихотворения. |
50/7 | Н.М. Рубцов. Слово о писателе. Поэтический мир стихотворений «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»: чтение и анализ. Картины природы и русского быта. |
51/8 | Вн. чт. А. Тукай. «Родная деревня», «Книга», «Пара лошадей»: Чтение и анализ стихотворений. Любовь к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. |
52/9 | Контрольное тестирование по разделам «Как появилась поэзия и проза», «О чём и о ком рассказывает литературное произведение» |
Литература: мир вопросов и ответов. 47 час. Как понимает человек мир и себя – 7 ч. |
53/1 | Понятие о лирическом герое: комментированное чтение статьи |
54/2 | А.С. Пушкин. Анализ стихотворения «Зимний вечер». Образ природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворения |
55/3 | Анализ стих-я А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Поэтический мир стихотворения |
56/4 | Дж. Байрон. Слово о писателе. Анализ стихотворения «Душа моя мрачна» (пер. М.Ю. Лермонтова). Изображение душевного переживания в произведении. |
57/5 | Анализ баллады Дж. Байрона «Прометей». Образ главного героя. |
58/6 | М.Ю. Лермонтов. Комментированное чтение стихотворения «Нет, я не Байрон…». Осознание себя и своего места в мире. |
59/7 | Комментированное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ангел», «Тучи» Лирическая история души. Трёхсложный размер (амфибрахий). |
Как отражается таинственное в судьбе человека. 6 ч |
60/1 | Идея и проблематика литературного произведения: комментированное чтение статьи. Понятие баллады. История жанра баллады. Жанровые признаки. |
61/2 | В.А. Ж\уковский. Слово о писателе. Анализ баллады В.А. Жуковского «Лесной царь». Таинственное. Человек. Судьба. Поэтический мир произведения |
62/3 | Э. По. Слово о писателе. Комментированное чтение баллад: Э.По «Ворон», народная баллада «Чёрный ворон», А.С. Пушкин «Ворон к ворону летит…». Образ ворона в балладе: Поэтический мир стих-я. |
63/4 | В. Скотт. Слово о писателе. Своеобразие балладного сюжета: чтение и анализ баллады «Клятва Мойны». |
64/5 | А.С. Пушкин. Анализ стихотворения «Бесы»: Таинственное в душе человека. Поэтический мир стихотворения |
65/6 | Вн.чт. Н.В. Гоголь. Повесть «Вий»: чтение и анализ повести. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного. Отражение таинственного в судьбе человека |
Как человек относится к людям и ко всему живому – 20 ч. |
66/1 | Нравственная проблематика литературного произведения: комментированное чтение статьи Слово о писателе Ф.М. Достоевском. Чтение рассказа «Мальчик у Христа на ёлке» |
67/2 | Ф.М. Достоевский. Анализ рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». Образ главного героя. Идея сострадания. |
68/3 | А.П. Чехов. Чтение и анализ рассказа «Мальчики». Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии |
69/4 | И.А. Бунин. Слово о писателе. Чтение и анализ содержания рассказа «Лапти» с использованием технологии «медленного» чтения. Нравственная проблематика. Самоотверженность героя. |
70/5 | Чтение и анализ рассказа И.А. Бунина «Подснежник». Историческая основа произведения. Смысл названия. |
71/6 | А.И. Куприн. Слово о писателе. Чтение и анализ содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор». Нравственная проблематика. Реальная основа и содержание рассказа. |
72/7 | Анализ рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор». Смысл названия. Тема служения людям и добру. |
73/8 | А.И. Куприн Анализ рассказа «Белый пудель». Нравственная проблематика. Жестокость и милосердие. Образы героев. |
74/9 | В.В. Маяковский. Слово о писателе. Комментированное чтение стихотворения «Послушайте!» и «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический пафос стихотворения. |
75/10 | Образы животных в произведениях худ. литературы». Чтение и анализ рассказа в «Жизнь Трезора» В.П. Астафьева |
76/11 | Анализ рассказа Ю. Казакова «Арктур – гончий пёс» |
77/12 | Э. Сетон-Томпсон. Слово о писателе. Знакомство с рассказом «Королевская аналостанка» |
78/13 | Дж. Лондон. Слово о писателе. Анализ содержания рассказа «Белый клык». |
79/14 | А. Платонов. Слово о писателе. Своеобразие писательской манеры. Чтение и анализ содержания рассказа «Цветок на земле». Идея рассказа. Философская символика образа цветка. |
80/15 | А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. Чтение сказки «Маленький принц» |
81/16 | Анализ философской повести-сказки А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Проблема ответственности. |
82/17 | Анализ философской повести-сказки А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Мечта об идеале. |
83/18 | Классное сочинение № 3 по философской повести-сказке «Маленький принц» (анализ эпизода) |
84/19 | Вн.чт. И.С. Тургенев. Чтение и анализ рассказа «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. |
85/20 | Вн.чт. И.С. Тургенев. Анализ рассказа «Муму». Образ Герасима. Смысл финала повести |
«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения: 13 ч. |
86/1 | Социальная проблематика литературного произведения: комментированное чтение статьи. Отношения людей в обществе. Нравственное и социальное, их взаимосвязь |
87/2 | Ф. Шиллер. Слово о писателе. Комментированное чтение баллады «Перчатка» (пер. В.А. Жуковского). Образ главного героя. Поэтический мир баллады |
88/3 | Н.А. Некрасов. Анализ стихотворения «Железная дорога». Проблема социальной несправедливости и жестокости. |
89/4 | Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Надежда на лучший мир. Поэтический мир стихотворений. Трёхсложный размер (анапест): |
90/5 | Поэтический мир стихотворений Н.А. Некрасова |
91/6 | Р.-Л. Стивенсон. Слово о писателе. Чтение и анализ баллады «Вересковый мёд». |
92/7 | В.Г. Короленко. Слово о писателе. Чтение 1-2 гл. повести «Дети подземелья». Сюжет повести. Тема произведения. |
93/8 | Анализ отдельных эпизодов повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Образ главного героя. |
94/9 | Дружба и душевное участие. Нравственная проблематика повести: чтение и анализ 8 главы »Кукла» |
95/10 | К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Комментированное чтение рассказа «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза») |
96/11 | Анализ рассказа «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза») |
97/12 | С.А. Есенин. Комментированное чтение отрывка из поэмы «Сорокоуст» (часть 3). Поэтический мир стихотворения. |
98/13 | Вн.чт. «Мы помним» (произведения о ВОВ). В.В.Быков – белорусский писатель; повесть «Дожить до рассвета». |
Обобщение и контроль изученного – 4 ч. |
99/1 | Итоговая диагностическая работа по изученному за год |
100/2 | Анализ контрольной работы. |
101/ 3 | Презентация исследовательских работ по литературе. |
102/4 | Итоговый урок – праздник «Путешествие по стране Литературии» |