Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кабановская средняя общеобразовательная школа»
Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы_____________
Жирнова Е.Л.
Приказ № ___от_________2017г.
Печать
Рабочая программа
ФГОС ООО
ПРЕДМЕТ литература
УРОВЕНЬ базовый
Класс 6 «Б»
Составитель: Нечаева Татьяна Михайловна
2017-2018 учебный год

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
2. Содержание учебного предмета
1.Введение.(1ч) Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
2.Устное народное творчество.(4ч) Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость.
3.Из древнерусской литературы (2ч) «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
4. Из литературы XVIII века (1ч) .Иван Андреевич Крылов. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна.
5.Из литературы XIX века.(55ч) Александр Сергеевич Пушкин.«Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.Иван Сергеевич Тургенев.«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.Федор Иванович Тютчев. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.Афанасий Афанасьевич Фет. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного.. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Николай Алексеевич Некрасов. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.Николай Семенович Лесков. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.Антон Павлович Чехов. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
6.Из русской литературы XX века.(28ч) Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.Андрей Платонович Платонов. Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.Александр Степанович Грин. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев.К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.Виктор Петрович Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Валентин Григорьевич Распутин. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.Николай Михайлович Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
7. Из зарубежной литературы.(11ч) Фазиль Искандер..«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла : «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного.Фридрих Шиллер. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.Антуан де Сент-Экзюпери.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин.
3. Тематическое планирование
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | В том числе к\р |
1. | Введение. | 1 | |
2. | Устное народное творчество. | 4 | 1 |
3. | Из древнерусской литературы. | 2 | |
4. | Из литературы XVIII века. | 1 | 1 |
5. | Из литературы XIX века. | 55 | 8 |
6. | Из русской литературы XX века. | 28 | 2 |
7. | Из зарубежной литературы. | 11 | |
Итого | 102 | 12 |
Календарно-тематическое планирование
Предмет: литература 6 б класс (102часа,3 часа в неделю)
№ | Наименование разделов и тем | Планируемая дата | Корректировка дат |
| 1четверть(22ч) | | |
Введение (1ч). |
1. | Художественное произведение. Содержание и форма. | . | |
Устное народное творчество (4ч). |
2. | Обрядовый фольклор. Использование УЛО. | | |
3. | Пословицы и поговорки. | | |
4. | Загадки. | | |
5. | Контрольная работа по теме: "Устное народное творчество» | | |
Древнерусская литература (2ч.) |
6. | «Сказание о белгородском киселе» | | |
7. | «Сказание о белгородском киселе». Развитие представлений о русских летописях. | | |
Литература XVIII (1ч.) |
8. | И.И. Дмитриев «Муха» | . | |
Из литературы XIX века.(55ч) |
9. | Басни И.А.Крылова. «Листы и корни», «Ларчик». | | |
10. | И.А.Крылов «Осел и соловей» Аллегория. | | |
11. | И.А.Крылов «Осел и соловей» | | |
12. | Контрольная работа по теме "Басня" | | |
13. | А.С.Пушкин «Зимнее утро». | | |
14. | А.С.Пушкин «И.И. Пущину». | | |
15. | Лирика А.С. Пушкина. Использование УЛО. | | |
16. | А.С.Пушкин «Повести Белкина». Композиция. | | |
17. | А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка». Образ автора. | | |
18. | А.С.Пушкин «Дубровский». История создания. | | |
19. | А.С.Пушкин «Дубровский». Русское барство. | | |
20. | Контрольная работа за 1четверть | | |
21. | А.С.Пушкин «Дубровский». Беззаконие и несправедливость в повести. | | |
22. | А.С.Пушкин «Дубровский». Дубровский и Троекуров в повести. | | |
2четверть(26ч) |
23. | А.С.Пушкин «Дубровский». Беззаконие и несправедливость в повести. | | |
24. | А.С.Пушкин «Дубровский». Осуждение произвола и деспотизма. | | |
25. | А.С.Пушкин «Дубровский». Защита чести. | | |
26. | А.С.Пушкин «Дубровский». Образ Владимира и Маши. | | |
27. | А.С.Пушкин «Дубровский». Автор и герои. | | |
28. | Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Дубровский». | | |
29. | А.С.Пушкин «Дубровский». Анализ контрольной работы. | | |
30. | М.Ю.Лермонтов «Тучи». Тема одиночества. | | |
31. | Размер стихотворения. | | |
32. | М.Ю.Лермонтов «Листок». | | |
33. | М.Ю.Лермонтов «Утес» | | |
34. | И.С. Тургенев. | | |
35. | Контрольная работа по поэзии М.Ю.Лермонтова. | | |
36. | И.С. Тургенев. «Бежин луг» | | |
37. | И.С. Тургенев. «Бежин луг».Портреты детей. | | |
38. | И.С. Тургенев. «Бежин луг».Картины природы. | | |
39. | Контрольная работа по рассказу «Бежин луг». | | |
40. | Ф.И.Тютчев. Внутренний мир поэта. | | |
41. | Ф.И.Тютчев. «Листья». | | |
42. | А.А.Фет Лирика. | | |
43. | Краски и звуки в лирике А.А.Фета. | | |
44. | Н.А.Некрасов «Железная дорога». Картины подневольного труда. | | |
45. | «Железная дорога». Образ народа. | | |
46 | Контрольная работа за 1полугодие. | | |
47. | «Железная дорога». Композиция. | | |
48. | «Железная дорога». Реальное и фантастическое. | | |
3четверть(31ч) |
49. | Обобщающий урок по произведениям поэтов 19 века. | | |
50. | Н.С.Лесков. Творчество. | | |
51. | Н.С.Лесков. «Левша». Народ в сказе. | | |
52. | Н.С.Лесков. Тезисный план. Использование УЛО. | | |
53. | Сказовая форма повествования. | | |
54. | Н.С.Лесков. «Левша». Игра слов. | | |
55. | Контрольная работа по творчеству Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова. | | |
56. | А.П.Чехов. Творчество. | | |
57. | А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Юмор. | | |
58. | А.П.Чехов. Лицемерие в рассказе. | | |
59. | Я.П.Полонский. Стихи о родной природе. | | |
60. | Е.А.Баратынский. Особенности пейзажной лирики. | | |
61. | А.К.Толстой. Поэзия. | | |
62. | Контрольная работа по творчеству поэтов 19 века. | | |
Из русской литературы XX века.(28ч) |
63. | А.И.Куприн «Чудесный доктор». Композиция. | | |
64. | А.И.Куприн «Чудесный доктор». Образ главного героя. | | |
65. | А.И.Куприн «Чудесный доктор». Тематика. | | |
66. | А.П.Платонов. Творчество. | | |
67. | А.П.Платонов. Особенности рассказов. | | |
68. | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. | | |
69. | А.С.Грин «Алые паруса». Реальность и мечта. Использование УЛО. | | |
70. | Душевная чистота главных героев в повести. | | |
71. | А.С.Грин «Алые паруса». Отношение автора к героям. | | |
72. | К.М.Симонов. Солдатские будни в поэзии. | | |
73. | Д.С.Самойлов «Сороковые роковые». | | |
74. | В.П.Астафьев «Конь с розовой кривой». Картины деревенского быта. | | |
75. | Юмор в рассказе. Использование УЛО. | | |
76. | Контрольная работа за 3 четверть. | | |
77. | В.Г.Распутин «Уроки французского». | | |
78. | Душевная красота героев рассказа. | | |
79. | «Уроки французского».Нравственная проблематика. | | |
4четверть(23ч) |
80. | А.А.Блок. Поэзия. | | |
81. | С.А.Есенин. Поэзия. Использование УЛО. | | |
82. | Н.М.Рубцов. Поэзия. | | |
83. | Контрольная работа по творчеству поэтов 20 века. | | |
84. | В.М.Шукшин «Чудик» | | |
85. | В.М. Шукшин «Критики» | | |
86. | Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Композиция. | | |
87. | Юмор в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла». | | |
88. | «Тринадцатый подвиг Геракла». Автор в рассказе. | | |
89. | Литература народов России 2ч Г.Тукай. Поэзия. | | |
90. | К.Кулиев. Поэзия. | | |
Из зарубежной литературы (11ч) |
91. | Подвиги Геракла. | | |
92. | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. | | |
93. | «Легенда об Арионе». | | |
94. | Геродот «Легенда об Арионе». Использование УЛО. | | |
95. | «Илиада», «Одиссея». Эпическая поэма. | | |
96. | Героический эпос в поэмах. | | |
97. | «Дон Кихот». | | |
98. | Сервантес «Дон Кихот». | | |
99. | Ф.Шиллер. Рыцарская баллада. | | |
100. | П. Мериме. Новеллы. | | |
101. | Итоговая контрольная работа. | | |
102. | А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Рекомендация книг для чтения летом. | | |
График контрольных работ
№ | Тема | Дата | Коррекция дат |
1 | Контрольная работа по теме «Устное народное творчество» | | |
2. | Контрольная работа по теме «Басня». | | |
3. | Контрольная работа за 1 четверть. | | |
4. | Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Дубровский». | | |
5. | Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова | | |
6. | Контрольная работа по рассказу «Бежин луг». | | |
7. | Контрольное тестирование за 1 полугодие. | | |
8. | Контрольная работа по творчеству Некрасова и Лескова. | | |
9. | Контрольная работа по творчеству поэтов 19 века. | | |
10. | Контрольная работа за 3 четверть. | | |
11. | Контрольная работа по творчеству поэтов 20 века. | | |
12. | Итоговая контрольная работа. | | |
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной (Москва«Просвящение»2014)., в соответствии с учебником «Литература 6 класс» В.Я Коровина, Москва «Просвещение», 2015 год.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР_____________
Жукова В.В.
Дата____ _______________ 2017г.
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО учителей
гуманитарного цикла № _____
от ___ __________________ 2017г.
11