Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Криворожская средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогическим советом школы Приказ от 29.08.2016 г №149
Протокол от 29.08.2016 г №1 Директор школы
Председатель педсовета ____________ Л.В.Зоренко ___________Л.В.Зоренко
Рабочая программа
курса «Литература» для 7 класса
на 2015-2016 учебный год
Учебник: Г. С. Меркин
Составитель:
Яценко Татьяна Николаевна,
учитель высшей квалификационной категории
с. Криворожье
2016 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.С. Меркина, 6-е издание, М. «Русское слово». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа является адаптивной. На изучение предмета «Литература» отводится 2 часа в неделю. Учебным планом предусмотрено 70 часов в год (35 недель). Данная рабочая программа составлена на 68 часов в год.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализация данной рабочей программы ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Класс | Предметные результаты |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
7 класс | • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; | • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор; • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; |
| • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; | • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; |
Класс | Личностные результаты |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
7 класс | • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере; • обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, • сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; | • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа . |
7 класс | Метапредметные результаты |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; | • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку. |
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. | • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; |
Система оценки планируемых результатов
1.Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
2.Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки |
Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Содержание учебного предмета
Введение
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Теория литературы: литературные роды.
Из устного народного творчества
Былины
«Святогор и Минула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Л.К. Толстой. «Илья Муромец*. Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).
Русские народные песни
Обрядовая поэзия {«Девочки, колядки!..», «Наша масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни ( «Подушечка моя пуховая... »); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Краеведение: песенный фольклор региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки* в литературной гостиной, устная газета.
Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Развитие речи: подробный пересказ; изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века
М.В. Ломоносов
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). «Я знак бессмертия себе воздвигну л., л: мысли о просвещении, вера в творческие способности народа, рассуждения о значении поэтического труда. Теория о «трех штилях» (отрывки). Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: ода; тема и мотив.
Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Германия — Петербург.
Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления
Г.Р. Державин
Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). «Властителям и судиям»: отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
Развитие речи: чтение наизусть.
Д.И. Фонвизин
Краткие сведения о писателе. «Недоросль», Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.
Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка]; актер и режиссер; режиссер и художник).
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.
Из литературы XIX века
А.С. Пушкин
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туна»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. «Полтава» (в сокращении): образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».
М.Ю. Лермонтов
«Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.
Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».
Н.В.Гоголь
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.
Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».
И.С. Тургенев
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); «Певцы» (основная тема рассказа, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).
Н.А. Некрасов
«Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: историко-крае-ведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».
М.Е. Салтыков-Щедрин
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одно произведение по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»:
А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;
Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;
И.С. Никитин. «Пахарь»;
А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;
А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;
М.Л.Михайлов, «Груня», «Те же всё унылые картины...» и др.
Л.Н. Толстой
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».
Возможные виды внеурочной деятельности; написание сценария литературно-музыкальной композиции.
А.А. Фет
Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
Развитие речи: чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Стихи и песни о родной природе поэтов XIX века»:
А.С. Пушкин. «Редеет облаков летучая гряда..,», «Ночной зефир...», «Зимняя дорога»; М.Ю. Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу...»; А.А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...», «Еще весны душистой нега...»; Ф.И. Тютчев. «Осенний вечер»; Я.П. Полонский. «Ночь»; А.Н. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...» и др.
А.П. Чехов
«Хамелеон», «Смерть чиновника»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;
А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;
Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.
«О Русская земля...»: стихи о России поэтов XIX — XX веков
Для чтения и обсуждения:
А.К. Толстой. «Илья Муромец» и два стихотворения по выбору;
Я.П. Полонский. «В альбом К. Ш...»; А.А. Ахматова. «Молитва»; В.Хлебников. «Мне мало надо...»; И.Северянин. «Родник».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XIX—XX веков.
Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.
Из литературы XX века
М. Горький
«Детство» (главы из повести по выбору). «Легенда о Дан-ко» (из рассказа «Старуха Изергиль»), Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.
Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)*.
И.А. Бунин
«Догорел апрельский светлый вечер...», «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
А.И. Куприн
«Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.
В.В. Маяковский
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).
Развитие речи: выразительное чтение.
С.А. Есенин
«Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».
Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».
И.С. Шмелев
«Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.
Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.
М.М. Пришвин
«Москва-река». Тема и внутренний смысл. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.
Развитие речи: составление тезисов.
К.Г. Паустовский
«Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля », «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.
Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.
Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).
Н.А.Заболоцкий
«Не позволяй душе лениться...» Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).
Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.
А.Т. Твардовский
«Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...», «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Развитие речи: различные типы чтения, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века»:
А.А.Ахматова. «Клятва», «Песня мира»;
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»;
А.А.Сурков. «В землянке»;
М.В. Исаковский. Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.
Б.А. Васильев
«Экспонат №...» Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.
В.М. Шукшин
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум» (два рассказа по выбору). Внутренняя простота и нравственная высота героев.
Теория литературы: способы создания характера.
Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, автор).
Краеведение: Сростки — малая родина писателя.
Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.
«Мне о России надо говорить...»: стихи о России поэтов XX века
Для чтения и обсуждения:
Я.В. С мел я ков. «История»;
А.Я.Яшин. «Не разучился ль...»
Р.А. И патова. «Как хорошо, что есть на свете дом...»;
А.А. Вознесенский. «Муромский сруб»;
А.Д. Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир
Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов. «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...». Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Р.Бернс
Краткие сведения об авторе. «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.
Ш. Петёфи
Краткие сведения об авторе. «В деревне». Тема стихотворения и позиция поэта. Вопросы смысла жизни, жизни и смерти.
Р.Л. Стивенсон
Краткие сведения об авторе. «Вересковый мед» (чувство долга, любовь к родине). «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я. Маршак — переводчик».
А. Конан Дойл
Краткие сведения об авторе. «Записки о Шерлоке Холмсе» («Пять зернышек апельсина», «Голубой карбункул», «Последнее дело Холмса» — по выбору). Событийная канва; основные грани характера Холмса: наблюдательность, остроумие, профессионализм.
Теория литературы: детектив (первоначальное понятие о жанровом образовании), художественная деталь.
А. Сент-Экзюпери
Краткие сведения о писателе. «Планета людей» («Линия», «Самолет», «Самолет и планета» — по выбору). Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Календарные сроки |
По плану | Факт. |
| Введение | 1 | | |
1/1 | Любите читать. Литературные роды | | 01.09 | |
| Из устного народного творчества | 4 | | |
2/1 | Былины как жанр УНТ. Былинные герои ."Святогор и Микула Селянинович", | | 06.09 | |
3/2 | Художественные особенности былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник". | | 08.09 | |
4/3 | Л.К. Толстой. «Илья Муромец» | | 13.09 | |
5/4 | Русские народные песни. Обрядовая поэзия. | | 15.09 | |
| Из древнерусской литературы | 3 | | |
6/1 | Из "Повести временных лет" ("И вспомнил Олег...".) Поучительный характер древнерусской литературы. | | 20.09 | |
7/2 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Особенности жанра . | | 22.09 | |
8/3 | Мудрость, любовь к родине, образованность, твёрдость духа, религиозность в «Повести …» | | 27.09 | |
| Из литературы XVIII века | 7 | | |
9/1 | М.В. Ломоносов. "О вы, которых ожидает...". Жизнь и судьба поэта, просветителя и учёного. Теория о трёх штилях. | | 29.09 | |
10/2 | В.Ч. Час размышления М.В.Ло моносов – учёный-энциклопедист». | | 04.10 | |
11/3 | Г.Р.Державин. Биография «Властителям и судиям». Тема поэта и власти. | | 06.10 | |
12/4 | Д.И.Фонвизин «Недоросль». Своеобразие, основной конфликт пьесы и её проблематика. | | 11.10 | |
13/5 | Образы комедии | | 13.10 | |
14/6 | Образование и образованность; воспитание и семья. | | 18.10 | |
15/7 | Р.Р. Инсценировка пьесы Д.Фонвизина «Недоросль» | | 20.10 | |
| Из литературы XIX века | 27 | | |
16/1 | А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта. Дружба и тема долга. | | 25.10 | |
17/2 | «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе Пушкина; | | 27.10 | |
18/3 | «Полтава»: образ Петра и тема России в поэме | | 08.11 | |
19/4 | Р.Р. Подготовка к сочинению «Петр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава». | | 10.11 | |
20/5 | М.Ю.Лермонтов. "Родина". Родина в лирическом произведении. | | 15.11 | |
21/6 | "Песня про царя Ивана Васильевича..." Проблематика, основные мотивы. | | 17.11 | |
22/7 | Центральные персонажи повести и художественные приёмы их создания. | | 22.11 | |
23/8 | Н.В.Гоголь в Петербурге. Новая тема - изображение чиновничества и жизни «маленького человека». | | 24.11 | |
24/9 | «Шинель": основной конфликт; трагическое и комическое. | | 29.11 | |
25/10 | Образ Акакия Акакиевича. | | 01.12 | |
26/11 | В.Ч. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя в русском искусстве (кино) | | 06.12 | |
27/12 | И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». | | 08.12 | |
28/13 | Рассказ «Хорь и Калиныч»: природный ум, трудолюбие, смекалка, талант. | | 13.12 | |
29/14 | «Певцы»: основная тема рассказа, талант. | | 15.12 | |
30/15 | Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство. | | 20.12 | |
31/16 | Н.А.Некрасов. Доля народная – основная тема произведений поэта. «Железная дорога» | | 22.12 | |
32/17 | «Размышления у парадного подъезда». Своеобразие поэтической музы. | | 10.01 | |
33/18 | Художественная идея поэмы «Железная дорога». | | 1201 | |
34/19 | М.Е.Салтыков - Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | | 17.01 | |
35/20 | «Дикий помещик». Своеобразие сюжета; проблема тика сказки: труд, власть, спра- ведливость; приемы создания образа помещика. | | 20.01 | |
36/21 | Ответ на проблемный вопрос "Актуальны ли сказки Салтыкова-Щедрина?" | | 24.01 | |
37/22 | Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». | | 26.01 | |
38/23 | «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа | | 31.01 | |
39/24 | Н.С. Лесков. Судьба талантливого человека в России. | | 2.02 | |
40/25 | А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой». | | 07.02 | |
41/26 | А. П. Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. | | 09.02 | |
42/27 | В.Ч. «О русская земля…»: стихотворения о России поэтов XIX – XX веков. | | 14.02 | |
| Из литературы XX века | 21 | | |
43/1 | М.Горький. «Детство». Основные сюжетные линии в автобиографической повести и рассказе; становление характера мальчика | | 16.02 | |
44/2 | «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль): контраст как основной приём раскрытия замысла. | | 21.02 | |
45/3 | И.А.Бунин. «Догорел апрельский светлый вечер». Человек и природа | | 28.02 | |
46/4 | «Кукушка». Смысл названия | | 01.03 | |
47/5 | А.И. Куприн «Куст сирени» Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. | | 07.03 | |
48/6 | В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Влади- миром Маяковским на даче». | | 09.03 | |
49/7 | Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. | | 14.03 | |
50/8 | С.А.Есенин. «Отговорила роща золотая», «Я покинул родимый дом».Лирическое «я» и образ автора | | 16.03 | |
51/9 | Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. | | 21.03 | |
52/10 | И.С.Шмелёв «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и худо- жественная идея. | | 23.03 | |
53/11 | М.М.Пришвин. «Москва-река». Тема и внутренний смысл. Родина, человек и природа в рассказе. | | 04.04 | |
54/12 | К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона». Мир человека и природы; малая родина; образ рассказчика в произведении | | 06.04 | |
55/13 | Р.Р. Изложение с элементами сочинения по рассказу Пришвина «Мещерская сторона» | | 11.04 | |
56/14 | Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться». Тема стихотво рения и его художественная идея. | | 13.04 | |
57/15 | А.Т.Твардовский. Основные мотивы военной лирики. «Про щаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни». | | 18.04 | |
58/16 | «Василий Тёркин». Основные мотивы эпоса. | | 20.04 | |
59/17 | Стихотворения о войне поэтов XX века и участников войны | | 25.04 | |
60/18 | Б.Л.Васильев. «Экспонат №». | | 27.04 | |
61/19 | Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. | | 02.05 | |
62/20 | В.М.Шукшин. «Чудаки» и «чудики» в рассказах. «Микроскоп». | | 04.05 | |
63/21 | «Мне о России надо говорить…»: стихи о России поэтов ХХ века. | | 11.05 | |
| Из зарубежной литературы | 4 | | |
64/1 | У. Шекпир. Темы и мотивы сонетов. Р.Бёрнс «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» | | 16.05 | |
65/2 | Р.Л.Стивенсон. «Остров сокровищ». Приёмы создания образов.. | | 18.05 | |
66/3 | Мацуо Басё. Образ поэта. А.Сент-Экзюпери «Планета людей». Основные события и позиция автора | | 23.05 | |
67/4 | Я. Купала. Основные сведения. Отражение истории белорусского народа в стихах. Рекомендации для чтения | | 25.05 | |
68/1 | Повторение. Рекомендации для летнего чтения. | 1 | 30.05 | |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания заместитель директора по УР
методического объединения _____________Безручко Т.В.
учителей общественно- ______________ 2016 г
гуманитарного цикла
МБОУ Криворожская СОШ
от 25.08 2016г № _1___
__________ Яценко Т.Н.