Муниципальное общеобразовательное учреждение - Основная общеобразовательная школа
села Брянкустичи Унечского района Брянской области
«Согласовано» ЗД по УВР МОУ ООШ с.Брянкустичи ___________ / Л.М. Архицкая / от __________________2016 г. | «Утверждено» Директор МОУ ООШ с.Брянкустичи ________ /Р.Н. Щигарцов/ Приказ № _____ от _________________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе 6 класс
( общеобразовательный уровень)
к учебнику: Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П, Журавлев, В.И. Коровин; под ред. В,Я.Коровиной.- 6-е изд.-М. : Просвещение, 2016.
Составил:
Камшукова Наталья Петровна
учитель русского языка и литературы
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № __ от ________ 2016 г.
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом №1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г.
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897»
Рабочих программ. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций .-2-е изд.-М.: Просвещение, 2014.
Учебного плана на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса): Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.Я. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2016.
Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в VI классе в объёме 70 часов, т.е. по 2 урока в неделю в течение 35 учебных недель.
Цель изучения литературы в школе:
приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;
расширить читательский кругозор учащихся;
повысить качество чтения;
способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;
активизировать художественно-эстетические потребности детей;
развить их литературный вкус;
подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;
стимулировать творческую активность детей;
формировать навык выразительного чтения;
воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.
Учащиеся должны знать:
Авторов и содержание изученных художественных произведений;
Основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы, мораль, аллегория, дума, поэма, роман, романтический герой, комедия, сатира, юмор, прототип, гипербола, гротеск, антитеза, эзопов язык, композиция, сюжет, фабула, психологизм, конфликт, авторское отступление, герой-повествователь
Учащиеся должны уметь:
Видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
Обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
Видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
Комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между ними
Различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике
Определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении
Сопоставлять героев и сюжет разных произведений
Выделять общие свойства произведений
Осмысливать роль художественной детали
Находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения
Сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения
Выявлять конфликт и этапы его развития
Сравнивать авторские позиции
Редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя но вые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;
• умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского языка, его эстетической функции, роли изобразительно – выразительных языковых средств в создании художественных литературных произведений.
Содержание тем учебного предмета
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник».вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы»Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Произведения для заучивания наизусть:
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война».
Произведения для самостоятельного чтения:
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Полухина В.Г., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2016.
Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс»: Электронное учебное пособие.
на СD-RОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2010.
Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 6 класс. М.: Просвещение, 2009.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 6 класс: Методические советы. - М.: Просвещение, 2010.
Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б .Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.
Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы: пособие для учителяей общеобразоват.организаций .-2-е изд.-М.: Просвещение, 2014.
Печатные пособия
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. М.: ВАКО, 2011.
Еремина О.А. Уроки литературы в 6 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс / Сост. Н.С.Королева. М.: ВАКО, 2011.
Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.
Видео и DVD — материалы
к/ф «Дубровский»
м/ф «Ночь перед Рождеством»
к/ф «Уроки французского»
м/ф «Легенды и мифы Древней Греции»
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
http://www.ege.edu.ru http://www.fipi.ru http://www.festival.1september.ru http://www.openclass.ru | http://www.metodisty.ru http://www.proshkolu.ru http://school-collection.edu.ru http://nsportal.ru |
Тематические каталоги:
• http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm - Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания
• http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm - Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору.
Поиск книг
• http://www.eboogle.net/ - Поиск книг в электронных библиотеках Рунета
• http://www.biblus.ru/Default.aspx - Все книги России, библиографический каталог
Академическая наука
• http://feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей
• http://www.lrc-lib.ru/ - Рукописные памятники Древней Руси
Методическое сопровождение
• http://mlis.ru/ - Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы»
• http://metlit.nm.ru/ - Информационно-поисковая система по методике преподавания литературы
• http://gramma.ru/LIT/?PHPSESSID=d689cbafec193fe4a971e7c1a22c7a51 – «Русская литература. Программа школы» на сайте «Культура письменной речи» С.П. Белокуровой
Словари литературные
• http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ - Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты.
• http://old-rus.narod.ru/bio.html - Библиографический словарь на сайте «Древнерусская литература. Антология»
• http://www.encyclopedia.ru/literature.html - раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий»
• http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom2/ - Оренбургская пушкинская энциклопедия
• http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom3/ - Оренбургская толстовская энциклопедия
• http://yanko.lib.ru/books/philosoph/ilyin-book.htm - Постмодернизм. Словарь терминов.
• http://www.rubricon.com/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета «Рубрикон»
• http://www.rulex.ru/ - Русский биографический словарь. Сетевая версия.
• http://www.inforeg.ru/electron/concord/concord.htm - Словарь языка А. С. Грибоедова
• http://feb-web.ru/feb/slovenc/default.asp?/feb/slovenc/refers/es0.html - Энциклопедия «Слова о полку Игореве»
• http://slovari.yandex.ru/ - Словари на «Яндексе»
Тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
Введение ( 1час ) |
1 | Художественное произведение. «В дорогу зовущие, или литература открывает мир» | 1 | | |
Устное народное творчество ( 3 часа ) |
2 | Вн.чт. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. | 1 | | |
3 | Пословицы и поговорки как жанр фольклора. «Что за роскошь, что за смысл… Что за золото!» (А.С.Пушкин) | 1 | | |
4 | Р.р. Загадки как жанр фольклора. Афористичность загадок. | 1 | | |
Древнерусская литература ( 1 час) |
5 | Русская летопись. «Повесть временных лет» - историческая энциклопедия. «Сказание о белгородском киселе» | 1 | | |
Произведения русских писателей XVIII века ( 2 часа) |
6 | Русская басня. И.И.Дмитриев «Муха» | 1 | | |
7 | И.А. Крылов. «Осёл и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик» | 1 | | |
Произведения русских писателей XIX века ( 28 часов ) |
8 | А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». Изображение действительности и внутреннего мира человека в стих. «Зимняя дорога». | 1 | | |
9 | Стихотворение А.С.Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта | 1 | | |
10 | Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» - гимн родной природе | 1 | | |
11 | Поэты пушкинской поры. Е.А.Баратынский . Стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся»; Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…», А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы..» | 1 | | |
12 | Р.р. Двусложные размеры стиха. | 1 | | |
13 | Роман А.С.Пушкина «Дубровский». История создания. Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский: столкновение своенравных характеров (конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова). | 1 | | |
14 | Образ благородного «разбойника» в романе А.С.Пушкина «Дубровский». Протест против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. | 1 | | |
15 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | 1 | | |
16 | Сюжет и композиция романа «Дубровский». | 1 | | |
17 | Р.р. Сочинение. Сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А..Пушкина «Дубровский») | 1 | | |
18 | Вн.чт. А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Барышня-крестьянка») | 1 | | |
19 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника. Композиция стих-я. | 1 | | |
20 | Восточное сказание М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты. (дом. сочинение «Моё любимое стих-е Лермонтова». | 1 | | |
21 | Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утёс», «На севере диком». Антитеза как основной композиционный приём. | 1 | | |
22 | Вн.чт. Н.В.Гоголь «Старосветские помещики». | 1 | | |
23 | И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. | 1 | | |
24 | Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». Смысл названия рассказа. | 1 | | |
25 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся», «Листья» | 1 | | |
26 | А.А. Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Переплетение природы и любви. | 1 | | |
27 | Р. р. Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И. Тютчева и А,А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. | 1 | | |
28 | Н.А.Некрасов. «Железная дорога» - «гимн строительной, массовой, творческой народной работе».Картины подневольного труда. Своеобразие композиции. | 1 | | |
29 | Вн.чт. Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка». РР. Трёхсложные размеры стиха. | 1 | | |
30 | Н.С.Лесков. «Левша». Изображение русского характера. Трудолюбие и талант, патриотизм русского человека. | 1 | | |
31 | Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». | 1 | | |
32 | Вн.чт. Н.С.Лесков. Рассказ «Человек на часах» | 1 | | |
33 | А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе. | 1 | | |
34 | Вн.чт. А.П.Чехов. «Смерть чиновника», «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и др. | 1 | | |
35 | Родная природа в стихах русских поэтов 19 века. | 1 | | |
Произведения русских писателей XX века ( 17 часов ) |
36 | А.Т. Куприн «Чудесный доктор» | 1 | | |
37 | А.С.Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль. Душевная чистота героев. | | | |
38 | А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. | 1 | | |
39 | Вн. чт. М.М.Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч. | 1 | | |
40 | Тропа Насти и тропа Митраши. Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. | 1 | | |
41 | Р.р. Сочинение – сравнительная характеристика Насти и Митраши | 1 | | |
42 | «Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести | 1 | | |
43 | Стихотворения русских поэтов о Великой Отечественной войне. | 1 | | |
44 | В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни. | 1 | | |
45 | Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа. | 1 | | |
46 | В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники . Отражение трудностей военного времени. | 1 | | |
47 | Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. Нравственные проблемы рассказа. | 1 | | |
48 | Р.р. Классное сочинение по произведениям В. Астафьева и В. Распутина. Нравственный выбор моего ровесника. | 1 | | |
49 | Вн.чт. А.А. Лиханов «Последние холода». Дети и война. | 1 | | |
50 | Писатели улыбаются. «Чудики» В.М.Шукшина. Рассказ «Срезал». | 1 | | |
51 | Вн.чт. Рассказ В.Шукшина «Сельские жители» | 1 | | |
52 | Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе | 1 | | |
Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века ( 4 часа ) |
53 | А.А.Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» | 1 | | |
54 | C.А.Есенин. Стихотворения «Мелколесье», «Пороша» | 1 | | |
55 | А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты | 1 | | |
56 | Н.М.Рубцов. «Тихая лирика». Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» | 1 | | |
Из литературы народов России ( 2 часа ) |
57 | Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации в творчестве. | 1 | | |
58 | Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…» | 1 | | |
Из зарубежной литературы ( 10 часов ) |
59 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». | 1 | | |
60 | Вн. чт. Мир древнегреческих мифов. | 1 | | |
61 | Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. «Легенда об Арионе» | 1 | | |
62- 63 | Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея». | 2 | | |
64 | Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот». Герой, живущий в воображаемом мире. | 1 | | |
65 | И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. | 1 | | |
66 | П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни цивилизованного общества. | 1 | | |
67 | Вн. чт. М.Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна» | 1 | | |
68 | А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча | 1 | | |
Итоговые уроки ( 2 часа ) |
69 | РР. Литературная викторина | 1 | | |
70 | Итоги года. Задание для летнего чтения. | 1 | | |