1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Статус документа
Настоящая рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»,
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»
Федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования 2010 года, с учётом особенностей УМК Общеобразовательная система «Гармония».
Авторская программа «Математика» Н.Б.Истомина, З.Б.Редько– Смоленск: Ассоциация 21 века, 2010г.
Учебный план МБОУ СОШ № 1 г.Завитинска 2016-2017 учебный год.
Место предмета в учебном плане
На изучение курса «Математики» во 2 классе начальной школы отводится 5 ч в неделю. Программа рассчитана на 170 часов.
Виды и формы контроля.
Контролирующую функцию несут: контрольные и самостоятельные работы, коллективное и групповое выполнение работы, творческие проекты, тестирование.
УМК:
1) Истомина Н.Б. Математика. 2 класс. Учебник. В двух частях. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2014
2) Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетради по математике №1 , № 2. 2 класс. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2016
Литература и средства обучения
Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика 2 класс» в двух частях. «Ассоциация ХХI век»,2014 .
Электронная версия на сайте издательства Попова С. В.
Уроки математической гармонии (2 класс. Из опыта работы). Под редакцией Н. Б. Истоминой. – Смоленск: Ассоциация ХХI век. 2015
Цифровые образовательные ресурсы: umk-garmoniya.ru, 1September.ru, openclass.ru и др.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
2 класс (170 часов)
Повторение изученного в 1 классе (20 ч)
Число и цифра. Состав чисел в пределах 10.
Единицы длины и их соотношение.
Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода в другой разряд.
Подготовка к решению задач.
Название компонентов и результатов действий сложения и вычитания.
Построение суммы и разности отрезков.
Сравнение длин отрезков.
Двузначные числа. Сложение и вычитание (30 ч)
Дополнение двузначного числа до «круглого».
Сложение и вычитание величин.
Сложение однозначных чисел с переходом в другой разряд.
Состав числа 11 – 18
Взаимосвязь компонентов и результата сложения.
Сочетательное свойство сложения. Скобки.
Вычитание из двузначного числа однозначного с переходом в другой разряд.
Задача (15 ч)
Структура задачи. Запись ее решения.
Взаимосвязь условия и вопроса задачи.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Использование схемы при решении задач.
Схема как способ решения задачи.
Угол
Знакомство с углом. Сравнение углов по величине. Угольник.
Острый и тупые углы. Сравнение углов по величине.
Прямой угол.
Прямоугольник и квадрат
Многоугольник, прямоугольник, квадрат.
Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой
разряд.-(33 ч.)
Дополнение двузначного числа до «круглого».
Вычитание однозначного числа из «круглого».
Сложение однозначных чисел с переходом в другой разряд.
Таблица сложения в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания.
Моделирование способа действия (вычислительного приѐма).
Изображение сложения и вычитания однозначных чисел на числовом луче.
Построение отрезка заданной длины.
Построение суммы и разности отрезков.
Соотнесение знаково-символической и схематической моделей.
Трёхзначные числа (22 ч)
Сотня как счётная единица. Структура трёхзначного числа.
Чтение и запись трёхзначных чисел.
Запись трёхзначных чисел в виде сумы разрядных слагаемых.
Сравнение трёхзначных чисел.
Сложение и вычитание двухзначных чисел с переходом в другой разряд.
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Сложение и вычитание трёхзначных чисел на основе знания их разрядного состава.
Сложение и вычитание сотен.
Единица длины – 1 м. Рулетка.
Соотношение единиц длины (1 м, 1 дм, 1 см)
Умножение. Переместительное свойство умножения (31 ч)
Смысл действия умножения. Названия компонентов и результатов действия умножения.
Смысл действия умножения.
Умножение на 1 и 0.
Переместительное свойство умножения.
Таблица умножения с числами 8 и 9.
Понятие «увеличить в …» и его связь с определением умножения.
Единицы времени (3 ч)
Измерение времени.
Единицы времени: час, минута, секунда, сутки, неделя, год.
Окружность и круг. Поверхности (5 ч)
Уточнение понятий «окружность», «круг».
Итоговое повторение (9ч)
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих результатов:
В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы:
-внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивый познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
- адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности.
- готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;
- соотносить результат действия с поставленной целью;
- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия).
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач.
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные результаты
Учащиеся второго класса научатся:
-устно складывать и вычитать: однозначные числа с переходом в другой разряд; двузначные и однозначные числа с переходом в другой разряд; двузначные числа с переходом в другой разряд в пределах 100;
-читать, записывать , сравнивать и упорядочивать трёхзначные числа;
- записывать их в виде суммы разрядных слагаемых; увеличивать и уменьшать трёхзначные числа на несколько единиц, или десятков, или сотен без перехода в другой разряд;
-узнавать острый, тупой и прямой угла, сравнивать их наложением;
- узнавать многоугольники, обозначать их углы; измерять длину сторон многоугольников и вычислять их периметр;
- заменять сложение одинаковых слагаемых умножением и наоборот; умножать на 0 и на 1 любое натуральное число;
- читать, понимать и сравнивать тексты задач на сложение и вычитание; выделять в них условие и вопрос; записывать их решение арифметическим способом; выбирать схемы, соответствующие задаче или условию задачи; пояснять выражения, записанные по условию задачи; выбирать из данных вопросов те, на которые можно ответить, пользуясь данным условием;
- выявлять признак разбиения двузначных и трёхзначных чисел на группы;
- выявлять правило записи чисел и продолжать ряд по тому же правилу;
- измерять и сравнивать величины используя соотношение единиц длины и массы;
- соотносить геометрические фигуры с окружающими предметами и их частями
Получат возможность научиться:
- комментировать свои действия, пользуясь математической терминологией
- применять переместительное и сочетательное св-во сложения для сравнения выражений и вычислений;
- решать арифметические задачи разными способами;
- дополнять тексты задач числами и отношениями в соответствии с решением задачи;
- анализировать тексты задач с лишними данными и дополнять с недостающими данными;
- составлять условие по данному вопросу и решению;
- различать объёмные и плоские геометрические фигуры, плоские и кривые поверхности»
- определять время по часам со стрелками
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(математика 5 часов в неделю – 170 часов)
№ | Тема урока | Дата |
План. | Факт. |
Повторение материала за 1 класс (20 ч) |
1- 2 | Число и цифра. Равенства. Состав однозначных чисел. | | |
3- 4 | Отрезок. Ломаная линия. Единицы длины. | | |
5- 6 | Сравнение выражений. | | |
7- 8 | Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел. Тест №1 | | |
9- 10 | Сложение и вычитание в пределах 10. Неравенства. Тест № 2 | | |
11-12 | Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел без перехода через разряд. | | |
13-14 | Название компонентов и результатов действий сложения и вычитания. | | |
15-16 | Сложение и вычитание «круглых» десятков. | | |
17 | Единицы длины. Отрезок. Сложение и вычитание отрезков. | | |
18 | Контрольная работа 1 «Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел» | | |
19 | Работа над ошибками. Дополнение двузначных чисел до «круглых» десятков. | | |
20 | Дополнение двузначных чисел до «круглых» десятков. Закрепление. | | |
Двузначные числа. Сложение. Вычитание. (30ч) |
21 | « Дополнение двузначных чисел до «круглых» десятков» | | |
22 | Вычитание однозначных чисел из «круглых» десятков. Схема, как способ записи текстовой модели. | | |
23- 24 | Вычитание однозначных чисел из «круглых» десятков. | | |
25-26 | Способы действия при вычитании однозначных чисел из «круглых» десятков. | | |
27 | Новый способ вычитания однозначных чисел из «круглых» десятков. | | |
28 | Построение схем к текстовым задачам. | | |
29 | Вычитание однозначного числа из «круглых» десятков и дополнение двузначного числа до «круглых» десятков. | | |
30 | Дополнение однозначных чисел до 10. Арифметический диктант | | |
31 | Общий способ действия при сложении однозначных чисел с переходом через разряд. | | |
32 | Состав числа 11. | | |
33 | Сложение однозначных чисел с переходом через разряд | | |
34 | Сложение однозначных чисел с переходом через разряд. Состав числа 12. | | |
35-38 | Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания. | | |
39 | Состав числа 12. | | |
40 | Сложение однозначных чисел с переходом через разряд и соответствующие случаи вычитания. Состав числа 13. | | |
41 | Состав числа 13. | | |
42 | Общий способ действий при вычитании однозначного числа из двузначного. | | |
43 | Контрольная работа № 2 по теме: «Двузначные числа. Сложение и вычитание». | | |
44 | Сложение однозначных чисел с переходом через разряд и соответствующие случаи вычитания. Состав числа 14. | | |
45 | Сложение однозначных чисел с переходом через разряд и соответствующие случаи вычитания. Состав числа 15. | | |
46 | Сложение однозначных чисел с переходом через разряд и соответствующие случаи вычитания. Состав чисел 16,17,18. | | |
47 | Сложение однозначных чисел с переходом через разряд и соответствующие случаи вычитания (таблица + и - в пределах 20). Арифмет.диктант. | | |
48 | Сочетательное свойство сложения. | | |
49 | Самостоятельная работа «Таблица сложения и вычитания в пределах 20». Сочетательное свойство сложения. | | |
50 | Применение сочетательного свойства сложения при нахождении значений выражений. | | |
Задача. Угол. Прямоугольник и квадрат. (15ч.) |
51 | Задача, её структура. | | |
52-53 | Формирование умения читать текст задачи. | | |
54-55 | Установление взаимосвязи между условием и вопросом задачи. Самостоятельная работа. | | |
56 | Составная задача. | | |
57 | Контрольная работа № 3 «Двузначные числа. Сложение и вычитание». | | |
58 | Работа над ошибками. Угол. Прямой, острый, тупой углы. | | |
59 | Прямоугольник и квадрат. Построение углов. Периметр. | | |
60 | Построение углов. Прямоугольники. Многоугольники. | | |
61-62 | Выбор схем, соответствующих тексту задачи. | | |
63 | Решение задач. | | |
64-65 | Составление схем к тексту задачи. Решение задач | | |
Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд. (33 ч) |
66-67 | Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд. Ознакомление. | | |
68-69 | Вычитание из двузначного числа однозначное число с переходом через разряд. | | |
70-71 | Сложение и вычитание из двузначного числа однозначное число с переходом через разряд. Самостоятельная работа. | | |
72 | Контрольная работа № 4 «Решение задач. Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел». | | |
73 | Работа над ошибками. Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. | | |
74 | Вычитание суммы из числа | | |
75 | Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. | | |
76-77-78-79- 80 | Совершенствование приёма вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. Решение задач. | | |
81 | Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд. | | |
82 | Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. | | |
83 | Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. Решение задач. | | |
84-85 | Совершенствование приёма вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. Решение задач. | | |
86 | Обобщение знаний о вычитании однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. Решение задач. | | |
87 | Вычитание однозначного числа из двузначного. Решение задач. | | |
88 | «Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд» | | |
89 | Ознакомление с приёмом сложения двузначных чисел с переходом через разряд. Решение задач. | | |
90 | Сложение двузначных чисел с переходом через разряд. Решение задач. Закрепление. | | |
91 | Обобщение знаний о сложении двузначных чисел с переходом через разряд. Решение задач. | | |
92 | Контрольная работа №5 «Сложение и вычитание двузначных чисел и однозначных». | | |
93 | Работа над ошибками. Закрепление приёма сложения двузначных чисел с переходом через разряд. Решение задач. | | |
94 | Ознакомление с приёмом вычитания двузначных чисел с переходом через разряд. | | |
95 | Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. | | |
96- 97- 98 | Обобщение знаний о вычитании двузначных чисел с переходом через разряд. | | |
Трёхзначные числа. Разрядный состав. Сложение и вычитание в пределах 100. Решение задач. (22 ч) |
99 | Сотня. Чтение и запись трёхзначных чисел. | | |
100 | Разрядный состав трёхзначных чисел. Решение задач. | | |
101 | Сравнение, чтение и запись трёхзначных чисел. Решение задач. | | |
102 | Разрядный состав трёхзначных чисел. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. | | |
103 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решение задач.. | | |
104-105 | Разрядный состав трёхзначных чисел. Сложение и вычитание трёхзначных чисел в пределах 100. | | |
106 | Закрепление знаний о разрядном составе трёхзначных чисел. Сложение и вычитание трёхзначных чисел в пределах 100. Решение задач. | | |
107 | Нахождение общего числа единиц и общего числа десятков, содержащихся в трёхзначном числе. | | |
108 | Представление трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Решение задач. | | |
109 | Разрядный состав трёхзначных чисел. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решение задач. | | |
110 | Обобщение знаний о разрядном составе трёхзначных чисел. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решение задач. | | |
111 | «Разрядный состав трёхзначных чисел». Самостоятельная работа | | |
112 | Урок – сказка по теме «Разрядный состав трёхзначных чисел». | | |
113 | Единицы длины. Метр. Решение задач. | | |
114 | Соотношения между изученными единицами длины. | | |
115-116 | Решение неравенств с именованными числами. | | |
117 | Единицы длины, их соотношения. Решение задач. | | |
118 | Единицы длины. Метр. Решение задач. Закрепление. | | |
119 | Контрольная работа №6 «Сложение и вычитание трехзначных чисел» | | |
120 | Анализ контрольных работ. Работа над ошибками. | | |
Смысл умножения. Название компонентов и результата умножения. Переместительное свойство умножения. (31ч) |
121 | Смысл действия умножения как сложение одинаковых слагаемых. | | |
122 | Смысл умножения. Название компонентов и результата умножения. | | |
123-124 | Замена суммы одинаковых слагаемых произведением. | | |
125 | Решение неравенств на основе связи умножения и сложения. | | |
126-127 | Умножение на 0 и на 1. | | |
128 | Табличные случаи умножения вида: 9 х 5, 9 х 6, 9 х 7. | | |
129 | Закрепление табличных случаев умножения числа 9. | | |
130 | Табличные случаи умножения вида: 9 х 2, 9 х 3, 9 х 4. | | |
131 | Табличные случаи умножения вида: 9 х 8, 9 х 9. | | |
132 | Смысл умножения. Табличные случаи умножения числа 9. | | |
133 | Решение задач, используя смысл умножения. | | |
134 | Контрольная работа 7 «Смысл умножения». | | |
135 | Анализ к/р. Работа над ошибками. | | |
136 | Смысл умножения. Табличные случаи умножения числа 9. Решение задач. | | |
137 | Переместительное свойство умножения. | | |
138 | Закрепление знаний о переместительном свойстве умножения | | |
139 | Обобщение знаний о переместительном свойстве умножения. | | |
140 | Увеличить в несколько раз. Закрепление понятия «Увеличить в несколько раз». | | |
141 | Промежуточная аттестация | | |
142 | Табличные случаи умножения вида: 8 х 3, 8 х 5, 8 х 7. | | |
143 | Увеличить в несколько раз. Решение задач. | | |
144-145 | Решение задач на увеличение числа в несколько раз. | | |
146-147 | Табличные случаи умножения вида: 8 х 2, 8 х 4, 8 х 6, 8 х 8. | | |
148 | Увеличить в несколько раз. Таблица умножения на 8. Решение задач. Самостоятельная работа. | | |
149 | Увеличить в несколько раз. Таблица умножения на 8. Решение задач. | | |
150 | Контрольная работа №8 «Умножение. Переместительное свойство умножения» | | |
151 | Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме: «Увеличить в несколько раз. Таблица умножения на 8. Решение задач» | | |
Единицы времени. (3ч) |
152 | Единицы времени. Час, минута, секунда. | | |
153-154 | Обучение определению времени по часам со стрелками. Решение задач. | | |
Геометрические фигуры: плоские и объёмные. (2ч.) |
155-156 | Геометрические фигуры: плоские и объёмные. | | |
Поверхности: плоские и кривые. (2 ч.) |
157-158 | Поверхности: плоские и кривые. | | |
Окружность. Круг. Шар. Сфера. (3ч) |
159 | Окружность. Центр окружности. | | |
160 | Окружность. Радиус, круг. Диаметр. | | |
161 | Шар. Сфера. | | |
Повторение (9ч) |
162 | Контрольная работа №9 «Смысл умножения. Единицы измерения длины и времени» | | |
163 | Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками. | | |
164-165 | Итоговая комплексная работа за 2 класс | | |
166-167 | Повторение пройденного за год. Работа над ошибками. | | |
168-169-170 | Повторение пройденного за год. | | |