Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральных государственных стандартов начального общего образования, утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
-Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «»;
- Программы М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика» (Школа России. Сборник рабочих программ. 1-4 классы. –М.: «Просвещение», 2011;
- Авторской программы М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика» (Школа России. Сборник рабочих программ. 1-4 классы. –М.: «Просвещение», 2011;
- Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 05.07.2017 г.) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
- Учебного плана и годового календарного графика МБОУ «» на 2017-2018 учебный год;
- Положения «О рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «»»;
В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком МБОУ «» на 2017-2018 учебный год. На изучение предмета «Математика» в 3 классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов
Программа составлена на основе содержания требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.
Цели:
• формирование системы начальных математических знаний;
• воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Задачи:
– формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
– развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
– развитие пространственного воображения;
– развитие математической речи;
– формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
– формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
– формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
– развитие познавательных способностей;
– воспитание стремления к расширению математических знаний;
– формирование критичности мышления;
– развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Планируемые результаты
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Учащийся получит возможность научиться:
умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Предметные
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Содержание учебного курса
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 ч)
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Уравнение. Решение уравнения.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (42 ч)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).
Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х : 4 = 9, 27 : х = 9.
Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Доли (11 ч)
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (29 ч)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а • b, c : d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (16 ч)
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (11 ч)
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (14 ч)
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение ( 5 ч)
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий.
Решение уравнений.
Решение задач изученных видов.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Кол-во уроков | Тема раздела Тема урока | По план | По факту |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание ( 8 часов) |
1 | 1 | Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | | |
2 | 1 | Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | | |
3 | 1 | Выражения с переменной. | | |
4 | 1 | Решение уравнений. | | |
5 | 1 | Решение уравнений. | | |
6 | 1 | Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. | | |
7 | 1 | Странички для любознательных. | | |
8 | 1 | Контрольная работа по теме «Повторение: сложение и вычитание». | | |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (42 часа) |
9 | 1 | Работа над ошибками. Связь умножения и деления. | | |
10 | 1 | Связь между компонентами и результатом умножения. Четные и нечетные числа. | | |
11 | 1 | Таблица умножения и деления с числом 3. | | |
12 | 1 | Решение задач с величинами цена, количество, стоимость. | | |
13 | 1 | Решение задач с понятиями масса и количество. | | |
14 | 1 | Порядок выполнения действий. | | |
15 | 1 | Порядок выполнения действий. | | |
16 | 1 | Порядок выполнения действий. | | |
17 | 1 | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. | | |
18 | 1 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3». | | |
19 | 1 | Работа над ошибками. Таблица умножения и деления с числом 4. | | |
20 | 1 | Закрепление изученного. Числа от 1 до 100. | | |
21 | 1 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | | |
22 | 1 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | | |
23 | 1 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | | |
24 | 1 | Решение задач на увеличение, на уменьшение числа в несколько раз. | | |
25 | 1 | Таблица умножения и деления с числом 5. | | |
26 | 1 | Задачи на кратное сравнение. | | |
27 | 1 | Задачи на кратное сравнение. | | |
28 | 1 | Решение задач. Задачи на кратное сравнение. | | |
29 | 1 | Таблица умножения и деления с числом 6. | | |
30 | 1 | Контрольная работа за 1 четверть по теме: «Умножение и деление на 2 и 3». | | |
31 | 1 | Работа над ошибками.Таблица умножения и деления с числом 7. | | |
32 | 1 | Странички для любознательных. Наши проекты. | | |
33 | 1 | Что узнали. Чему научились. | | |
34 | 1 | Площадь. Сравнение площадей фигур. | | |
35 | 1 | Площадь. Сравнение площадей фигур. | | |
36 | 1 | Квадратный сантиметр. | | |
37 | 1 | Площадь прямоугольника. | | |
38 | 1 | Таблица умножения и деления с числом 8. | | |
39 | 1 | Закрепление изученного. Таблица умножения и деления с числом 8. | | |
40 | 1 | Решение задач. Задачи на кратное сравнение. | | |
41 | 1 | Таблица умножения и деления с числом 9. | | |
42 | 1 | Квадратный дециметр. | | |
43 | 1 | Таблица умножения. Закрепление. | | |
44 | 1 | Закрепление изученного. Таблица умножения и деления. | | |
45 | 1 | Квадратный метр. | | |
46 | 1 | Закрепление изученного. Таблица умножения и деления с числом 9. | | |
47 | 1 | Странички для любознательных. | | |
48 | 1 | Что узнали. Чему научились. | | |
49 | 1 | Что узнали. Чему научились. | | |
50 | 1 | Контрольная работа по теме «Площадь прямоугольника» | | |
Доли (11ч) |
51 | 1 | Работа над ошибками. Умножение на 1. | | |
52 | 1 | Умножение на 0. | | |
53 | 1 | Умножение и деление с числами 1, 0. Деление нуля на число. | | |
54 | 1 | Закрепление изученного. Умножение на 1и на 0. | | |
55 | 1 | Доли. | | |
56 | 1 | Окружность. Круг. | | |
57 | 1 | Диаметр круга. Решение задач. | | |
58 | 1 | Единицы времени. | | |
59 | 1 | Контрольная работа за 2 четверть по теме: Доли. | | |
60 | 1 | Работа над ошибками. Решение задач. | | |
61 | 1 | Странички для любознательных. | | |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. (29 часов) |
62 | 1 | Умножение и деление круглых чисел. | | |
63 | 1 | Деление вида 80 : 20. | | |
64 | 1 | Умножение суммы на число. | | |
65 | 1 | Умножение суммы на число. | | |
66 | 1 | Умножение двузначного числа на однозначное. | | |
67 | 1 | Умножение двузначного числа на однозначное. | | |
68 | 1 | Закрепление изученного. Умножение и деление круглых чисел. | | |
69 | 1 | Деление суммы на число. | | |
70 | 1 | Деление суммы на число. | | |
71 | 1 | Деление двузначного числа на однозначное. | | |
72 | 1 | Делимое. Делитель. | | |
73 | 1 | Проверка деления. | | |
74 | 1 | Случаи деления вида 87 : 29. | | |
75 | 1 | Проверка умножения. | | |
76 | 1 | Решение уравнений. | | |
77 | 1 | Решение уравнений. | | |
78 | 1 | Закрепление изученного. Деление двузначного числа на однозначное. | | |
79 | 1 | Закрепление изученного. Деление двузначного числа на двузначное. | | |
80 | 1 | Контрольная работа по теме «Решение уравнений». | | |
81 | 1 | Работа над ошибками. Деление с остатком. | | |
82 | 1 | Деление с остатком. | | |
83 | 1 | Деление с остатком. | | |
84 | 1 | Деление с остатком. | | |
85 | 1 | Решение задач на деление с остатком. | | |
86 | 1 | Случаи деления, когда делитель больше делимого. | | |
87 | 1 | Проверка деления с остатком. | | |
88 | 1 | Что узнали. Чему научились. | | |
89 | 1 | Контрольная работа по теме «Деление с остатком». | | |
90 | 1 | Работа над ошибками. Наши проекты. | | |
Числа от 1 до 1000. Нумерация. (16 часов) |
91 | 1 | Тысяча. | | |
92 | 1 | Образование и названия трехзначных чисел. | | |
93 | 1 | Запись трехзначных чисел. | | |
94 | 1 | Письменная нумерация в пределах 1000. | | |
95 | 1 | Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. | | |
96 | 1 | Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | | |
97 | 1 | Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. | | |
98 | 1 | Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. | | |
99 | 1 | Контрольная работа за 3 четверть. | | |
100 | 1 | Работа над ошибками. Сравнение трехзначных чисел. | | |
101 | 1 | Письменная нумерация в пределах 1000. | | |
102 | 1 | Письменная нумерация в пределах 1000. | | |
103 | 1 | Единицы массы. Грамм. | | |
104 | 1 | Закрепление изученного. Письменная нумерация в пределах 1000. | | |
105 | 1 | Закрепление изученного. Письменная нумерация в пределах 1000. | | |
106 | 1 | Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000». | | |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (11 часов) |
107 | 1 | Работа над ошибками. Приемы устных вычислений. | | |
108 | 1 | Приемы устных вычислений вида 450 +30, 620 – 200. | | |
109 | 1 | Приемы устных вычислений вида 470 +80, 560 – 90. | | |
110 | 1 | Приемы устных вычислений вида 260 +310, 670 – 140. | | |
111 | 1 | Приемы письменных вычислений . | | |
112 | 1 | Алгоритм сложения трехзначных чисел. | | |
113 | 1 | Алгоритм вычитания трехзначных чисел. | | |
114 | 1 | Виды треугольников. | | |
115 | 1 | Закрепление изученного. Алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел. | | |
116 | 1 | Что узнали. Чему научились. | | |
117 | 1 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». | | |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (14 часов) |
118 | 1 | Работа над ошибками. Приемы устных вычислений. | | |
119 | 1 | Приемы устных вычислений. | | |
120 | 1 | Приемы устных вычислений. | | |
121 | 1 | Виды треугольников. | | |
122 | 1 | Закрепление изученного. Приемы устных вычислений. | | |
123 | 1 | Приемы письменного умножения в пределах 1000. | | |
124 | 1 | Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. | | |
125 | 1 | Закрепление изученного. Приемы письменного умножения в пределах 1000. | | |
126 | 1 | Закрепление изученного. Приемы письменного умножения в пределах 1000. | | |
127 | 1 | Приемы письменного деления в пределах 1000. | | |
128 | 1 | Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное. | | |
129 | 1 | Проверка деления. | | |
130 | 1 | Закрепление изученного. Приемы письменного деления в пределах 1000. | | |
131 | 1 | Закрепление изученного. Приемы письменного деления в пределах 1000. | | |
Итоговое повторение. (5 часов) |
132 | 1 | Итоговая контрольная работа. | | |
133 | 1 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | | |
134 | 1 | Закрепление изученного. Повторение пройденного за год. | | |
135 | 1 | Закрепление изученного. Повторение пройденного за год. | | |
136 | 1 | Закрепление изученного. Обобщающий урок. | | |