Класс: 3А
Количество часов: всего – 136ч, в неделю – 4ч.
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО по математике и составлена на основе программы И.И.Аргинской, С.Н.Кормишиной «Математика» из сборника «Программы начального общего образования». Система Л.В.Занкова / Сост.Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.
Учебник: Аргинская И. И.,Ивановская Е. И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 3 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, к школе;
– понимание значения математики в собственной жизни;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата;
– понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– восприятие нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– общее представление о понятиях «истина», «поиск истины».
Обучающийся получит возможность для формирования:
- широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных задач в области математики;
– восприятия эстетики логического умозаключения, точности математического языка;
- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности к математическому наследию России, гордости за свой народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимание важности осуществления собственного выбора.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
– планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– выполнять действия (в устной форме), опираясь на заданный учителем или сверстниками ориентир;
– осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями;
– осуществлять самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности;
– принимать участие в групповой работе;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т.ч. заданий, развивающих смекалку;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
– на основе результатов решения практических задач в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делать несложные теоретические выводы о свойствах изучаемых математических объектов;
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в т.ч. под руководством учителя, в контролируемом пространстве Интернета;
– кодировать информацию в знаково - символической или графической форме;
– на основе кодирования информации самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций;
– строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме;
– проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям; наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление), самостоятельно строить выводы на основе сравнения;
– осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);
– проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
– выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;
– проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии;
– строить индуктивные и дедуктивные рассуждения (формулирование общего вывода на основе сравнения нескольких объектов о наличии у них общих свойств; на основе анализа учебной ситуации и знания общего правила формулировать вывод о свойствах единичных изучаемых объектов);
– понимать действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);
– с помощью педагога устанавливать отношения между понятиями (родовидовые, отношения пересечения, причинно-следственные).
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации в открытом информационном пространстве;
– моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
– самостоятельно формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
– расширять свои представления о математических явлениях;
– проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов;
– осуществлять действие подведения под понятие (для изученных матема- тических понятий; в новых для учащихся ситуациях);
– пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;
– допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении;
– координировать различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве; приходить к общему решению в спорных вопросах;
– использовать правила вежливости в различных ситуациях;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики;
– контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения (от каждого в группе зависит общий результат);
– задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;
– понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
– корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для партнера высказывания;
– адекватно использовать средства общения для решения коммуникативных задач;
– аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров;
– понимать относительность мнений и подходов к решению задач;
– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы;
– осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия;
– активно участвовать в учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
– продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во вне урочной деятельности.
Предметные результаты
Числа и величины
Обучающийся научится:
– читать и записывать любое натуральное число в пределах класса единиц и класса тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду;
– устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения с помощью знаков;
– выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью;
– классифицировать числа по разным основаниям, объяснять свои действия;
– представлять любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых;
– находить долю от числа и число по его доле;
– выражать массу, используя различные единицы измерения: грамм, килограмм, центнер, тонну;
– применять изученные соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц,1 т = 1000 кг.
Обучающийся получит возможность научиться:
– читать и записывать дробные числа, понимать и употреблять термины: дробь, числитель, знаменатель;
– находить часть числа (две пятых, семь девятых и т.д.);
– изображать изученные целые числа на числовом (координатном) луче;
– изображать доли единицы на единичном отрезке координатного луча;
– записывать числа с помощью цифр римской письменной нумерации C, L, D, М.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
– выполнять сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел;
– выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число;
– выполнять деление с остатком;
– находить значения сложных выражений, содержащих 2–3 действия.
Обучающиийся получит возможность научиться:
– выполнять сложение и вычитание величин (длины, массы, вместимости,
времени, площади);
– изменять результат арифметического действия при изменении одного или двух компонентов действия;
– находить значение выражения с переменной при заданном ее значении (сложность выражений 1–3 действия);
– находить решения неравенств с одной переменной разными способами;
– проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений;
– выбирать верный ответ задания из предложенных.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
– выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертеж, схему и т.д.;
– выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных задач в 2–3 действия;
– решать задачи, рассматривающие процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы);
– преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия;
– составлять задачу по ее краткой записи, представленной в различных формах (таблица, схема, чертеж и т.д.).
Обучающийся получит возможность научиться:
– сравнивать задачи по сходству и различию в сюжете и математическом смысле;
– изменять формулировку задачи, сохраняя математический смысл;
– находить разные способы решения одной задачи;
– преобразовывать задачу с недостающими или избыточными данными в задачу с необходимым и достаточным количеством данных;
– решать задачи на нахождение доли, части целого и целого по значению его доли;
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
– различать окружность и круг;
– строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
– строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью линейки и угольника.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать транспортир для измерения и построения углов;
- делить круг на 2, 4, 6, 8 равных частей;
- изображать простейшие геометрические фигуры ( отрезки, прямоугольники ) в заданном масштабе;
- выбирать масштаб, удобный для данной задачи;
- изображать пространственные тела ( четырёхугольные призмы, пирамиды ) на плоскости.
Геометрические величины
Обучающийся научится:
– находить площадь фигуры с помощью палетки;
– вычислять площадь прямоугольника по значениям его длины и ширины;
– выражать длину, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих величин в пределах изученных отношений между ними;
– применять единицу измерения длины – километр (км) и соотношения: 1 км = 1000 м, 1 м = 1000 мм;
– использовать единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм2), квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2), квадратный километр (км2) и соотношения между ними: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2.
Обучающийся получит возможность научиться:
– находить площади многоугольников разными способами: разбиением на прямоугольники, дополнением до прямоугольника, перестроением частей
фигуры;
– использовать единицу измерения величины углов – градус и его обозначение (°).
Работа с информацией
Обучающийся научится:
– использовать данные готовых таблиц для составления чисел, выполнения действий, формулирования выводов;
– устанавливать закономерность по данным таблицы, заполнять таблицу в соответствии с закономерностью;
– использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм при решении текстовых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– читать несложные готовые круговые диаграммы, использовать их данные для решения текстовых задач;
– соотносить информацию, представленную в таблице и столбчатой диаграмме; определять цену деления шкалы столбчатой и линейной диаграмм;
– дополнять простые столбчатые диаграммы;
– понимать, выполнять, проверять, дополнять алгоритмы выполнения изучаемых действий;
– понимать выражения, содержащие логические связки и слова («… и …», «…или …», «не», «если .., то … », «верно/неверно, что …», «для того, чтобы… нужно …», «каждый», «все», «некоторые»).
Содержание учебного предмета
Числа и величины (30 часов )
Координатный луч
Понятие о координатном луче. Единичный отрезок. Определение положения натурального числа на числовом луче.
Определение точек числового луча, соответствующих данным натуральным числам, и обратная операция.
Разряды и классы
Завершение изучения устной и письменной нумерации трехзначных чисел.
Образование новой единицы счета - тысячи. Разные способы образования этой единицы счета.
Счет тысячами в пределах единиц тысяч. Чтение и запись получившихся чисел. Разряд тысяч и его место в записи чисел.
Устная и письменная нумерация в пределах разряда единиц тысяч.
Образование следующих единиц счета - десятка тысяч и сотни тысяч. Счет этими единицами. Запись получившихся чисел. Разряды десятков тысяч и сотен тысяч, их место в записи числа.
Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч. Таблица разрядов и классов. Представление изученных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация в пределах двух первых классов. Общий принцип образования количественных числительных в пределах изученных чисел. Сравнение и упорядочивание чисел классов тысяч и единиц.
Римская письменная нумерация
Продолжение изучения римской письменной нумерации. Знакомство с цифрами L, C, D, M. Запись чисел с помощью всех изученных знаков.
Сравнение римской и современной письменных нумераций (продолжение).
Дробные числа
Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел, дроби вокруг нас.
Понятие о дроби как части целого. Запись дробных чисел. Числитель и знаменатель дроби, их математический смысл с точки зрения рассматриваемой интерпретации дробных чисел.
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и разными числителями.
Расположение дробных чисел на числовом луче.
Нахождение части от числа и восстановление числа по его доле.
Величины
Скорость движения. Единицы измерения скорости: см/мин, км/ч, м/мин.
Единицы измерения массы: грамм (г), центнер (ц), тонна (т). Соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц =100 кг, 1 т = 10 ц = 1000 кг.
Сравнение и упорядочивание однородных величин.
Арифметические действия (50 часов)
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание в пределах изученных чисел. Связь выполнения этих действий с таблицей сложения и разрядным составом чисел.
Умножение и деление
Кратное сравнение чисел.
Распределительное свойство умножения относительно сложения. Его формулировка и запись в общем виде (буквенная запись).
Деление суммы на число (рассмотрение случая, когда каждое слагаемое делится без остатка на делитель).
Использование свойств арифметических действий для рационализации вычислений.
Внетабличное умножение и деление на однозначное число в пределах изученных чисел.
Использование таблицы умножения при выполнении внетабличного умножения и деления на однозначное число. Роль разрядного состава многозначного множителя и делимого при выполнении этих действий.
Понятие о четных и нечетных числах с точки зрения деления. Признаки четных и нечетных чисел.
Деление с остатком. Расположение в натуральном ряду чисел, делящихся на данное число без остатка.
Определение остатков, которые могут получаться при делении на данное число. Наименьший и наибольший из возможных остатков.
Расположение в натуральном ряду чисел, дающих при делении на данное число одинаковые остатки.
Связь делимого, делителя, значения неполного частного и остатка между собой.
Определение делимого по делителю, значению неполного частного и остатку.
Различные способы внетабличного деления на однозначное число: разбиением делимого на удобные слагаемые и на основе деления с остатком.
Выполнение внетабличного умножения и деления в строку и в столбик. Знаки умножения и деления, используемые при выполнении этих действий в столбик.
Определение числа знаков в значении частного до выполнения операции.
Нахождение значений сложных выражений со скобками и без скобок, содержащих 3-5 действий.
Нахождение неизвестных компонентов действия в неравенствах с помощью решения соответствующих уравнений.
Нахождение неизвестных компонентов действия в уравнениях на основе использования свойств равенств и взаимосвязи между компонентами действия.
Выражения с одной переменной. Определение значений выражений при заданных значениях переменной.
Построение математических выражений с помощью словосочетания «для того, что бы … , надо …».
Работа с текстовыми задачами (в течение года) .
Таблица, чертеж, схема и рисунок как формы краткой записи задачи. Выбор формы краткой записи в зависимости от особенностей задачи.
Обратные задачи (продолжение). Установление числа обратных задач к данной. Составление всех возможных обратных задач к данной, их решение или определение причины невозможности выполнить решение.
Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с полным набором данных (дополнение условия задачи недостающими данными, изменение вопроса в соответствии с имеющимися данными, комбинация этих способов).
Задачи с избыточными данными. Различные способы их преобразования в задачи с необходимым и достаточным количеством данных.
Сравнение и решение задач, близких по сюжету, но различных по математическому содержанию.
Упрощение и усложнение исходной задачи. Установление связей между решениями таких задач.
Анализ и решение задач, содержащих зависимости, характеризующие процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы).
Оформление решения задачи сложным выражением.
Решение задач на нахождение части от целого и целого по значению его доли.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры (16 часов)
Знакомство с окружностью. Центр окружности. Свойство точек окружности.
Радиус окружности. Свойство радиусов окружности.
Построение окружностей с помощью циркуля.
Взаимное расположение точек плоскости и окружности (на окружности, вне окружности).
Окружность и круг, связь между ними.
Масштаб и разные варианты его обозначения. Выбор масштаба для изображения данного объекта. Определение масштаба, в котором изображен объект. Определение истинных размеров объекта по его изображению и данному масштабу.
Продолжение знакомства с пространственными телами: шаром, цилиндром, конусом, призмой и пирамидой. Установление сходства и различий между ними как внутри каждого вида, так и между видами этих тел. Частный случай четырехугольной призмы - прямоугольный параллелепипед.
Знакомство с различными способами изображения пространственных тел на плоскости.
Геометрические величины (30 часов)
Сравнение углов без измерений (на глаз, наложением).
Сравнение углов с помощью произвольно выбранных мерок.
Знакомство с общепринятой единицей измерения углов градусом и его обозначением.
Транспортир как инструмент для измерения величины углов, его использование для измерений и построения углов заданной величины.
Единица измерения длины - километр (км). Соотношения между единицами длины: 1м = 1000мм, 1км = 1000м.
Понятие о площади. Сравнение площадей способами, не связанными с измерениями (на глаз, наложением).
Выбор произвольных мерок и измерение площадей с их помощью.
Палетка как прибор для измерения площадей. Использование палетки с произвольной сеткой.
Знакомство с общепринятыми единицами измерения площади: квадратным миллиметром (мм2), квадратным сантиметром (см2), квадратным дециметром (дм2), квадратным метром (м2), квадратным километром (км2); их связь с мерами длины.
Соотношения: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 =100 дм2.
Нахождение площади прямоугольника (знакомство с формулой S=а·b) различными способами: разбиением на квадраты, с помощью палетки, по значениям длины и ширины.
Нахождение площади фигуры различными способами: разбиением на прямоугольники, дополнением до прямоугольника, с помощью перестроения частей фигуры.
Работа с информацией (10 часов)
Чтение готовых таблиц. Использование данных таблицы для составления чисел (таблица разрядов и классов), выполнения действий, формулирования выводов.
Определение закономерности по данным таблицы, заполнение таблицы в соответствии с закономерностью (деление с остатком).
Решение логических задач с помощью составления и заполнения таблицы.
Соотнесение данных таблицы и столбчатой диаграммы. Определение цены деления шкалы столбчатой диаграммы на основе данных задачи.
Дополнение столбчатой и линейной диаграмм.
Решение текстовых задач с использованием данных столбчатой и линейной диаграмм.
Чтение готовой круговой диаграммы.
Чтение, дополнение, проверка готовых простых алгоритмов. Составление простых алгоритмов по схеме (деление с остатком, деление многозначного числа на однозначное и др.).
Построение математических выражений с помощью логических связок и слов («и», «или», «не», «если … , то …», «верно/неверно, что …», «каждый», «все», «некоторые»).
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
План. | Факт. |
Площадь и её измерение ( 16ч ) |
1 | Понятие о площади | 1ч | | |
2 | Решение задач, связанных с действием умножения. | 1ч | | |
3 | Визуальное сравнение площадей различных фигур. | 1ч | | |
4 | Сравнение площадей различных прямоугольников без измерений; квадрат – мерка для измерения площади. | 1ч | | |
5 | Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | 1ч | | |
6 | Измерение площади прямоугольника произвольными мерками квадратной формы. | 1ч | | |
7 | Измерение площади фигуры с помощью палетки. | 1ч | | |
8 | Входная контрольная работа. | 1ч | | |
9 | Работа над ошибками. Таблица разрядов. | 1ч | | |
10 | Единицы измерения длины; соотношение между метром и сантиметром. | 1ч | | |
11 | Знакомство с единицами измерения площади, их записью. | 1ч | | |
12 | Новый вид краткой записи задачи − рисунок-схема. | 1ч | | |
13 | Определение площади прямоугольника косвенным путем − умножением его длины на ширину. | 1ч | | |
14 | Грамм – новая единица измерения массы. | 1ч | | |
15 | Нахождение площади прямоугольника. Проверь себя. | 1ч | | |
16 | Контрольная работа по теме «Площадь и ее измерение». | 1ч | | |
Деление с остатком ( 12 ч) |
17 | Расположение в натуральном ряду чисел, делящихся на заданное число без остатка. | 1ч | | |
18 | Деление с остатком; запись действия. | 1ч | | |
19 | Единицы измерения массы: центнер и тонна; соотношения 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц. | 1ч | | |
20 | Определение остатков при делении на одно и то же число; количество возможных остатков. | 1ч | | |
21 | Решение задач на кратное сравнение. | 1ч | | |
22 | Расположение в натуральном ряду чисел, дающих при делении на данное число одинаковые остатки. | 1ч | | |
23 | Наибольший и наименьший из возможных остатков при делении. | 1ч | | |
24 | Определение делимого по делителю, значению неполного частного и остатку. | 1ч | | |
25 | Решение задач на деление с остатком. | 1ч | | |
26 | Самостоятельная работа «Проверь себя» с последующей проверкой. | 1ч | | |
27 | Контрольная работа по теме «Деление с остатком». | 1ч | | |
28 | Работа над ошибками. | 1ч | | |
Сложение и вычитание трехзначных чисел (14 ч) |
29 | Сложение трехзначных чисел без перехода через разряд. | 1ч | | |
30 | Четные и нечетные числа. | 1ч | | |
31 | Сложение трехзначных чисел с переходом и без перехода через разрядную единицу. | 1ч | | |
32 | Соотношение между единицами площади: 1 дм² = 100 см², 1 см² = 100 мм², 1 м² = 100 дм². | 1ч | | |
33 | Вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд (подробная запись и решение в столбик). | 1ч | | |
34 | Нахождение площади прямоугольника; определение площади фигуры сложной конфигурации, которую можно разбить на прямоугольники. | 1ч | | |
35 | Контрольная работа «Сложение трёхзначных чисел». | 1ч | | |
36 | Вычитание трехзначных чисел с переходом и без перехода через разряд. | 1ч | | |
37 | Использование таблицы для краткой записи задачи. Задачи с недостаточными данными. | 1ч | | |
38 | Окружность и круг; связь между ними; центр окружности; циркуль – инструмент для построения окружностей. | 1ч | | |
39 | Определение площади фигур сложной конфигурации. Лабораторно- исследовательская работа. | 1ч | | |
40 | Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходами и без переходов через разряд десятков и разряд единиц. | 1ч | | |
41 | Радиус окружности. Самостоятельная работа «Проверь себя». | 1ч | | |
42 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел». | 1ч | | |
Сравнение и измерение углов ( 10 ч ) |
43 | Сравнение углов по величине визуально. Сравнение углов при помощи произвольной мерки. | 1ч | | |
44 | Понятие о центральном угле. | 1ч | | |
45 | Основное свойство радиусов одной окружности. Цифры римской нумерации L, C. | 1ч | | |
46 | Единица измерения углов градус. | 1ч | | |
47 | Распределительное свойство умножения относительно сложения. | 1ч | | |
48 | Знакомство с транспортиром; геометрические инструменты. | 1ч | | |
49 | Величина прямого угла; определение величины углов при помощи транспортира. | 1ч | | |
50 | Построение углов заданной величины с помощью транспортира. Практическая работа. | 1ч | | |
51 | Деление суммы на число. | 1ч | | |
52 | Самостоятельная работа «Проверь себя». | 1ч | | |
Внетабличное умножение и деление (28 ч ) |
53 | Поиск способов определения значения произведения, в котором один множитель – двузначное число. | 1ч | | |
54 | Умножение разрядной единицы на однозначное натуральное число. | 1ч | | |
55 | Умножение разрядных единиц на однозначное число. | 1ч | | |
56 | Умножение десятков и сотен на однозначное число. | 1ч | | |
57 | Умножение двузначного числа на однозначное. | 1ч | | |
58 | Умножение многозначного числа на однозначное; подробная запись выполнения такого умножения. | 1ч | | |
59 | Неравенства с переменной. | 1ч | | |
60 | Контрольная работа за первое полугодие. | 1ч | | |
61 | Работа над ошибками. | 1ч | | |
62 | Деление круглых десятков и сотен на однозначное число с помощью таблицы умножения. | 1ч | | |
63 | Знакомство с системами неравенств (материал ознакомительного уровня). | 1ч | | |
64 | Деление многозначного числа на однозначное. | 1ч | | |
65 | Сокращения записи умножения многозначного числа на однозначное. | 1ч | | |
66 | Умножение двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. | 1ч | | |
67 | Умножение двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. | 1ч | | |
68 | Умножение многозначного числа на однозначное с переходами через разряды. | 1ч | | |
69 | Промежуточная диагностика. к/р | 1ч | | |
70 | Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд; использование стрелки при записи в столбик. | 1ч | | |
71 | Разбиение делимого на удобные слагаемые. | 1ч | | |
72 | Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд. | 1ч | | |
73 | Решение неравенств с переменной. | 1ч | | |
74 | Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд. | 1ч | | |
75 | Разбиение делимого на удобные слагаемые. | 1ч | | |
76 | Запись деления в столбик. | 1ч | | |
77 | Изображение объемного тела на плоскости. | 1ч | | |
78 | Деление столбиком многозначных чисел на однозначное. | 1ч | | |
79 | Самостоятельная работа «Проверь себя». | 1ч | | |
80 | Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление». | 1ч | | |
Числовой (координатный) луч ( 12 ч ) |
81 | Знакомство с числовым (координатным) лучом. | 1ч | | |
82 | Понятие «числовой луч». | 1ч | | |
83 | Способы построения числового луча. Практическая работа. | 1ч | | |
84 | Понятие производительности труда. | 1ч | | |
85 | Единичный отрезок и его выбор. | 1ч | | |
86 | Место числового множителя в выражении с переменной. | 1ч | | |
87 | Понятие о координате точки и знакомство с термином «координатный луч». | 1ч | | |
88 | Понятие «скорость движения». | 1ч | | |
89 | Восстановление единичного отрезка по координатам данных на луче точек. | 1ч | | |
90 | Восстановление единичного отрезка по координатам данных на луче точек. | 1ч | | |
91 | Самостоятельная работа «Проверь себя». | 1ч | | |
92 | Контрольная работа по теме «Числовой (координатный) луч». | 1ч | | |
Масштаб (6 ч ) |
93 | Масштаб и разные варианты его обозначения. | 1ч | | |
94 | Представление об изображении предметов в масштабе. | 1ч | | |
95 | Выбор масштаба для изображения данного объекта. | 1ч | | |
96 | Изображение предметов в масштабе. | 1ч | | |
97 | Определение масштаба, в котором изображен объект. | 1ч | | |
98 | Определение истинных размеров объекта по его изображению и данному масштабу. | 1ч | | |
Дробные числа (16 ч) |
99 | Знакомство с понятием дробного числа. | 1ч | | |
100 | Запись дроби; смысл каждого числа в записи дроби. | 1ч | | |
101 | Числитель и знаменатель дроби. | 1ч | | |
102 | Запись дробей по рисункам. | 1ч | | |
103 | Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. | 1ч | | |
104 | Контрольная работа «Решение задач» | 1ч | | |
105 | Сложное (двойное) неравенство. | 1ч | | |
106 | Задачи на нахождение доли числа. | 1ч | | |
107 | Определение части числа. | 1ч | | |
108 | Расположение точек с дробными координатами на числовом луче. | 1ч | | |
109 | Порядок действий в выражениях с несколькими скобками. | 1ч | | |
110 | Решение задач на движение; понятие «пройденный путь». | 1ч | | |
111 | Задачи на нахождение числа по его доле. | 1ч | | |
112 | Распределительное свойство умножения. | 1ч | | |
113 | Понятие «скорость движения». | 1ч | | |
114 | Самостоятельная работа «Проверь себя». | 1ч | | |
Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч (18 ч) |
115 | Образование новой единицы счета – тысяча. | 1ч | | |
116 | Счет тысячами, название и запись получившихся чисел, таблица разрядов. | 1ч | | |
117 | Образование тысячи как следующего числа натурального ряда. | 1ч | | |
118 | Образование тысячи при счете десятками. | 1ч | | |
119 | Соотношения величин: 1 м = 1000 мм, 1 км = 1000 м. | 1ч | | |
120 | Соотношения величин: 1 кг = 1000 г, 1 т = 1000 кг. | 1ч | | |
121 | Образование новой единицы счета – десятка тысяч. | 1ч | | |
122 | Образование десятка тысяч различными способами. | 1ч | | |
123 | Сложение многозначных чисел. | 1ч | | |
124 | Образование сотни тысяч при счете разными единицами. | 1ч | | |
125 | Знакомство с римскими цифрами D и M. | 1ч | | |
126 | Вычитание многозначных чисел. | 1ч | | |
127 | Итоговая диагностика. Контрольная работа за год. | 1ч | | |
128 | Таблица разрядов первых двух классов. | 1ч | | |
129 | Умножение многозначного числа на однозначное. | 1ч | | |
130 | Деление многозначного числа на однозначное. | 1ч | | |
131 | Самостоятельная работа «Проверь себя». | 1ч | | |
132 | Контрольная работа по теме «Разряды и классы». | 1ч | | |
133 | Работа над ошибками. | 1ч | | |
134 | Деление многозначного числа на однозначное. | 1ч | | |
135 | Резервные уроки. | 1ч | | |
136 | Резервные уроки. | 1ч | | |