Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ашпанская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании Методического объединения Протокол № « » августа 2017г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ Н.В.Дерова « » августа 2017г | «Утверждено» Директор школы ___________ Т.Б.Карелина Приказ № « »08.2017 |
Рабочая программа
по музыке
для 2 класса
по адаптированной программе
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальные нарушения)
Кузнецова
Екатерина Петровна
учитель музыки
с. Ашпан
2017г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения). Рабочая программа по музыке для обучающихся 1 – 4 классов VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 1 -4 классы под редакцией В.В. Воронковой, М.: Просвещение 2013;
- образовательная программа школы.
Цель учебного предмета «Музыка» - формирование средствами музыки гармоничной социально - адаптированной личности ребенка с интеллектуальными нарушениями, обогащение музыкальных впечатлений детей, развитие музыкальности учащихся.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
- формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению;
- развитие интереса к музыкальному искусству;
- формирование простейших эстетических ориентиров.
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
Среди таких школьных предметов эстетического цикла, как изобразительное искусство, ритмика, танец, музыка занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта. Работа в школе с детьми с интеллектуальными нарушениями требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть предусмотренными данной программой навыками, понять и запомнить материал. Музыка способствует нормализации психических процессов, преодолению невротических расстройств.
Обучающиеся должны получать от урока только положительные эмоции. Главная задача педагога музыки – придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе.
В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разобраться в структуре аномального развития личности ребенка с нарушением интеллекта; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
В программу включены следующие разделы: слушание музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная грамота.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение музыки во втором классе 34ч (1ч в неделю, 34 часа)
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Определяют два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.
Содержание учебного предмета
Первая четверть
На горе-то калина. Русская народная песня.
Каравай. Русская народная песня.
Неприятность эту мы переживём. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б.Савельева, слова А. Хайта.
Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой.
Вторая четверть
Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка И. Иорданского.
Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен).
Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского., слова Ю. Леднёва.
Третья четверть
Песня о пограничнике. Музыка С. Богославского), слова О. Высотской.
Песню девочкам поём. Музыка Т. Попатенко, слова 3. Петровой.
Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова.
Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Четвёртая четверть
Бабушкин козлик. Русская народная песня.
Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
Музыкальные произведения для слушания
К. Сен-Сане. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных».
Л. Боккерини. Менуэт.
Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь».
С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк»
П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детскогоальбома».
А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка».
Рамиресс. Жаворонок.
С. Рахманинов. Итальянская полька.
Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.
Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.
Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.
Волшебный цветок. Из мультфильма «Шёлковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.
Когда мои друзья со мной. Из кинофильма «По секрету всему свету». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Музыка Е. Крылатова, слова
Ю. Энтина.
Упражнения для развития голоса и музыкального слуха
«Просыпайтесь» - муз. О. Арсеневской.
«Доброе утро» - муз. О. Арсеневской.
«Скок –поскок» - р.н.попевка, обр. Г. Левкодимова.
«Лиса по лесу ходила» - р.н.прибаутка, обр. Т. Попатенко.
«Украл котик клубочек» - р.н. припевка.
«Поет, поет соловушка» - р.н.п., обр. Г. Лобачева.
«Эхо» - муз. Е. Тиличеевой.
«Качели» - муз. Е. Тиличеевой.
«Часы» - муз. Е. Тиличеевой.
«Бубенчики» - муз. Е. Тиличеевой.
«Мы поем» - муз. И. Арсеева, сл. А. Харитоновой.
«Музыкальное эхо» - муз. и сл. М. Андреевой и др.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема раздела | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Основные виды деятельности обучающихся |
1 | Пение | На горе-то калина. Русская народная песня | 07.09.17 | | Исполняет без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; различает мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; исполняет выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль |
2 | Элементы музыкальной грамоты | Звуки по высоте и длительности | 14.09.17 | | Знает высокие и низкие, долгие и короткие звуки; музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта) |
3 | Пение | Каравай. Русская народная песня | 21.09.17 | | Исполняет без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; различает мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; исполняет выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль |
4 | Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита | 28.09.17 | |
5 | Элементы музыкальной грамоты | Музыкальные инструменты | 05.10.17 | | Знает музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта) |
6 | Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой | 12.10.17 | | Исполняет без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; различает мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; исполняет выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль |
7 | Слушание музыки | К. Сен-Сане. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных». Л. Боккерини. Менуэт | 19.10.17 | | Слушает музыку |
8 | Знакомство с музыкальными произведениями | Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь» | 26.10.17 09.11.17 | | Слушает музыку |
9 | Пение | Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка И. Иорданского | | Исполняет без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; различает мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; исполняет выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль |
10 | Слушание музыки | С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк» | 16.11.17 | | Слушает музыку |
11 | П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома» | 23.11.17 | | Слушает музыку |
12 | Пение | Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г | 30.11.17 | | Исполняет без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; различает мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; исполняет выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль |
13 | Слушание музыки | А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка» | 07.12.17 | | Слушает музыку |
14 | Рамиресс. Жаворонок | 14.12.17 | | Слушает музыку |
15 | Пение | Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен). Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева | 21.12.17 | | Исполняет без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; различает мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; исполняет выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль |
16 | Слушание музыки | С. Рахманинов. Итальянская полька | 28.12.17 | | Слушает музыку |
17 | Пение | Песня о пограничнике. Музыка С. Богославского, слова О. Высотской | 11.01.18 | | Исполняет без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; различает мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; исполняет выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль |
18 | Слушание музыки | Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника | 18.01.18 | | Слушает музыку |
19 | Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского | 25.01.18 | | Слушает музыку |
20 | Пение | Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко, слова 3. Петровой | 01.02.18 | | Исполняет без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; различает мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; исполняет выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль |
21 | Слушание музыки | Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина | 08.02.18 | | Слушает музыку |
22 | Пение | Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова | 15.02.18 | | Исполняет без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; различает мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; исполняет выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль |
23 | Слушание музыки | Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева | 22.02.18 | | Слушает музыку |
24 | Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского | 01.03.18 | | Слушает музыку |
25 | Пение | Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Ша-инского, слова М. Пляцковского | 15.03.18 | | Исполняет без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; различает мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; исполняет выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль |
26 | Бабушкин козлик. Русская народная песня. | 22.03.18 | | Исполняет без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; различает мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; исполняет выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль |
27 | Слушание музыки | Когда мои друзья со мной. Из кинофильма «По секрету всему свету». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского | 05.04.18 | | Слушает музыку |
28 | Пение | Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита | 12.04.18 | | Исполняет без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; различает мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; исполняет выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль |
29 | На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита | 19.04.18 | |
30 | Разучивание песни «Огородная-хороводная». Работа над эмоциональным исполнением. | 26.04.18 | |
31 | Слушание музыки | Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина | 03.05.18 | | Слушает музыку |
32 | Повторение | Закрепление пройденных песен | 10.05.18 | | Исполняет без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; различает мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; исполняет выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль |
33 | Викторина «Угадай мелодию» | 17.05.18 | |
34 | Повторение пройденного материала | 24.05.18 | |
Материально техническое обеспечение
Музыка 1-6 классы: творческое развитие учащихся. Конспекты уроков\ Т.А. Курушина,- Волгоград: Учитель, 2009. – 87с.
Музыка 1-7 классы: тематические беседы, театрализованние концерты, музыкальная игротека. – Волгоград, Учитель, 2009. – 205с
Музыкальные пальчиковые игры\ Е.А. Поддубная. – Изд 4-е. – Ростов н\Д: Феникс, 2014. – 39с. (Школа развития).
Печатные пособия:
Портреты композиторов.
Плакаты расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры
№ п\п | Оборудование | Сколько | На какое количество |
1 | Музыкальный центр | 1 | Класс |
2 | Бубен | 2 | Группа |
3 | Треугольник | 5 | Группа |
4 | Ложки | 8 | Группа |
5 | Дудки | 2 | Группа |
6 | Трещотки | 2 | Группа |
7 | Барабаны | 2 | Группа |
21