Рабочая программа по обществознанию 6 класс
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010г № 1897). Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа) в соответствии с примерной линией учебника обществознание Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой М., Просвещение, 2014г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Каждая тема программы предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.
В процессе изучения данного курса у школьников формируются основы нравственной, экономической, политической, экологической культуры, создаются условия социализации личности. Данный курс содействует умению ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуаций, формируется умение нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.
Цели изучения предмета «Обществознание»
- воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений
- овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Задачи изучения предмета
- создание условий для социализации личности;
- воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам
человека, демократическим принципам общественной жизни;
- формирование знаний и интеллектуальных умений;
- воспитания уважения к семье и семейным традициям;
- формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической,
правовой и экономической культуры;
- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
- воспитания уважения к трудовой деятельности.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Обществознание – учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируется на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурологи, правоведение, этика, социальная психология, философия). Такая комплексная научная база учебного предмета, многоаспектность изучения этого предмета обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе.
Обществознание в основной школе опирается на обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета Окружающий мир. Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового школьного возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
При изучении обществознания у учащихся формируются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные проблемы для учащихся подросткового возраста. Прежде всего, проблемы личности и общества, межличностных отношений, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; обобщение опыта общения с социальной и природной средой; Изучение данного материала направлено на содействие первичной социализации подростков. Пропедевтический характер курса способствует успешной социализации школьников в ходе изучения предмета, освоить основные обществоведческие понятия: «общество», «человек», «гражданин», «гуманизм» и др. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Усвоение учебного материала по обществознанию в соответствии с программой обеспечит формирование и развитие нравственной и правовой культуры, развитие личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов, готовность к новым видам деятельности, дисциплинированность, ответственность. Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности. В учебном процессе учитель помогает учащимся научиться пользоваться информацией; общаться; создавать завершенный продукт деятельности.
Данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение играет существенную роль в процессе социализации и самоопределения личности. Программа направлена на воспитание гражданской ответственности школьника, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
3. Описание места предмета в учебном плане
Данный предмет относится к образовательной области «Обществознание». Предмет «Обществознание» изучается как на ступени основного общего образования, так и среднего (полного) общего образования в качестве обязательного предмета с 5 по 11 класс, так как акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
В соответствии с примерным базисным учебным планом для образовательных учреждений Воронежской области предмет «Обществознание» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Реализация рабочей программы рассчитана на 35 часов (из расчета одного учебного часа в неделю). Рабочая программа предполагает также обобщающие уроки по разделам - 3 ч; повторению изученного за курс «Обществознание» — 7 ч., которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и организации познавательной деятельности школьников. Позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (самостоятельные работы, тестовые практические задания, творческие работы).
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Преподавание курса обществознания в основной школе направлено на формирование научных представлений об обществе, его устройстве, месте и роли человека в нем, на развитие специальных предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.
Личностными результатами являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности на признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; на осознании необходимости поддержания
гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
Предметными результатами освоения данного курса являются:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
5. Содержание учебного предмета, курса
Введение. Как работать с учебником. 1 час
Тема 1. «Человек в социальном измерении» (11 ч)
Человек — личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?
Человек познает мир. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
Учимся узнавать и оценивать себя.
Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна...
Учимся правильно организовывать свои занятия.
Потребности человека
Какие бывают потребности. «Не место красит человека...». Мир мыслей. Мир чувств.
Учимся размышлять.
На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает
успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких — залог успеха. Выбор
жизненного пути.
Практикум.
Тема 2. Человек среди людей ( 9 ч)
Межличностные отношения. Какие отношения называются межличностными. Чувства — основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений
Учимся взаимодействовать с окружающими.
Человек в группе. Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути.
Учимся совместно всей группой делать полезные дела.
Общение. Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения
со сверстниками, старшими и младшими. «Слово — серебро, молчание - золото»
Учимся общаться.
Конфликты в межличностных отношениях. Как возникает межличностный конфликт.«Семь раз отмерь…». Как не проиграть в конфликте.
Учимся вести себя в ситуации конфликта.
Практикум.
Тема 3. «Нравственные основы жизни» (7 ч)
Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе — значит хорошее. Главное правило доброго человека.
Учимся делать добро.
Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».
Учимся быть терпимыми.
Человек и человечность. Что такое человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам.
Практикум.
Итоговое повторение ( 7 ч)
Человек и общество.
Человек в системе общественных отношений
6. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№ урока | Наименование раздела, тема урока | Элементы содержания | Формируемые УУД | Виды деятельности |
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
1 | Что изучает курс «Обществознание» | Что изучает курс «Обществознание». Структура, особенности содержания методического аппарата учебника | формирование мотивации к изучению обществознанию | прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; | ставить и формулировать цели и проблему изучаемого курса; давать определения понятиям. | участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания | Беседа с учащимися |
| Глава 1 Человек в социальном измерении (11часов) | | | | | | |
2,3 | Человек – личность. Сильная личность - какая она? | 1. Что такое личность. 2. Индивиду альность - плохо или хорошо? 3. Сильная личность - какая она? | проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; Научатся: понимать себя, анализировать свои поступки, приобретают опыт работы в группах и парах | прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Используют элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности | раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность», понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. | взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Дискуссия, работа в группах, парах, элементы практических заданий |
4,5 | Человек познает мир. Познай самого себя | 1.Познание мира и себя 2. Что такое самосознание 3. На что ты способен? | оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Проявляют интерес не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; | принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | научатся: работать с текстом учебника, анализировать, характеризовать свои потребности и способности; особенности познания человеком мира и самого себя. проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. устанавливают при чинно- следственные связи и зависимости между объектами. | Учащиеся планируют цели и способы взаимодействия. Обмениваются мнениями, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером | Работа в группах, парах, элементы тестирования, решение практических задач |
6,7 | Человек и его деятельность Формы деятельности человека | 1.«Птицу узнают по полету, а человека — по работе». 2. «Пчела мала, да и та работает». 3. Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека) | применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий | научатся: формировать представление о деятельности человека, работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы | участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. | Беседа, защита творческих проектов |
8,9 | Потребности человека Мир мыслей и чувств | 1.Какие бывают потребности 2.Мир мыслей. 3. Мир чувств | оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, высказывают собственное мнение, суждения | Ставят задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Исследуют несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств | раскрывают основные черты духовного мира человека; показывают их индивидуальный характер; самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. | участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. | Письменный опрос, элементы тестирования, работа со схемой |
10, 11 | На пути к жизнен ному успеху. Выбор жизненного пути. | 1. Слагаемые жизненного успеха. 2. Привычка к труду помогает успеху. 3. Готовимся выбирать профессию. 4. Поддержка близких - залог успеха. 5. Выбор жизненного пути | формулируют свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывают на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты, сохраняют мотивацию к учебной деятельности | принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | определяют составляющие жизненного успеха. ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) | Работа в парах, самостоятельная работа, решение практических задач |
12 | ПОУ по теме «Человек в социальном измерении» | Личность человека, его индивидуальные возможности, деятельность и потребности человека, | работать в группе, распределять обязанности; анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать разные точки зрения; оценивать свою учебную деятельность; | учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | овладевают представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. | обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. | Беседа по вопросам, работа в парах, группах, тестирование |
| Глава 2 Человек среди людей (9 часов) | | | | | | |
13, 14 | Межличностные отношения. Виды межличностных отношений. | 1.Какие отношения называются межличностными. 2.Чувства — основа межличностных отношений. 3.Виды межличностных отношений | сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; формулируют собственную точку зрения; выделяют главное | прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; ориентируются на понимание причин успеха в учебе; | описывают межличностные отношения и их отдельные виды. Определяют, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализируют взаимоотношения людей на конкретных примерах, выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства; осуществляют поиск нужной информации, | взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Практикум, дискуссия по вопросам, работа с понятиями |
15, 16 | Человек в группе. Кто может быть лидером. | 1. Какие бывают группы. 2. Группы, которые мы выбираем. 3. Кто может быть лидером. 4. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. 5. О поощрениях и наказаниях 6. С какой группой тебе по пути | сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; формулируют собственную точку зрения; исследуют практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства | учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | описывать большие и малые, формальные и неформальные группы, характеризовать примеры групповых норм. Овладевают целостными представлениями о качествах личности человека и лидера; определяют, что такое культура общения, сотрудничество человека в группе; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. | планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. | Работа в парах, решение практических ситуаций, брейнсторминг |
17, 18 | Что такое общение. Цели и особенности общения | 1.Что такое общение. 2.Каковы цели общения. 3.Как люди общаются. 4.Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. 5.«Слово — серебро, молчание - золото» | проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. | научатся понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно; сравнивать и сопоставлять различные стили общения, цели, средства и особенности общения | характеризуют общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей; обмениваются мнениями, слушают друг друга; понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей; согласовывают действия с партнером. | Беседа по вопросам, вопросы для обсуждения, работа с понятиями |
19, 20 | Конфликты в межличностных отношениях. Как не проиграть в конфликте. | 1.Как возникает межличностный конфликт. 2. «Семь раз отмерь…». 3. Как не проиграть в конфликте. | оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; допускают существование различных точек зрения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, | ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. | научатся определять, как возникают межличностные конфликты, как сохранить достоинство в конфликте; характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. | участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. | Практическая работа в группах, работа в парах, решение практических ситуаций |
21 | ПОУ по теме «Человек среди людей» | 1.Презентация «Как вести себя в конфликтной ситуации». Практикум | сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную позицию, работу в группе. анализируют, обобщают, делают выводы | привлекают информацию, полученную ранее, для решения практических задач | научатся определять основные понятия, качества личности человека; выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации | обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию и взаимопониманию | Решение практических задач, работа в группе, тестирование |
| Глава 3 Нравственные основы жизни (7 часов) | | | | | | |
22, 23 | Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. | 1.Что такое добро. Кого называют добрым. 2. Доброе – значит хорошее. 3. Главное правило доброго человека. | проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; Оценивают в проблемных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали | Определяют, составляют план и последовательность действий | научатся отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность» и «безнравственность» ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Творческие задания, работа в группе, беседа по вопросам, брейнсторминг |
24, 25 | Будь смелым. Смелость и какую роль она играет в жизни человека | 1.Что такое страх. 2. Смелость города берет. 3. Имей смелость сказать злу «нет». | сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; | прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. | научатся на конкретных примерах давать оценку проявлениям мужества, смелости; определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение | взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Индивидуальные задания, беседа по вопросам |
26, 27 | Человек и человечность Что такое гуманизм | 1.Что такое гуманизм. 2.Прояви внимание к старикам | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают результат своей деятельности. Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, оценивать проявления внимания к людям | воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других. | раскрывают на примерах смысл понятия «человечность»; научатся: строить свои взаимоотношения с другими людьми; работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Практическая работа в группах, работа в парах, решение практических ситуаций |
28 | ПОУ по теме «Нравственные основы жизни» | 1.Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме. 2. Письменные задания по теме урока | определяют свою личностную позицию; самооценку своей успешности | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, | анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям. Готовить сообщения в устной и письменной форме, в том числе и исследовательского характера. | используют речевые средства для решения разнообразных коммуникативных задач, анализируют обобщают работу группы | Решение практических задач, работа в группе, тестирование |
| Итоговое повторение (7 часов) | | | | | | |
29, 30 | Человек и общество | 1. Зачетные вопросы. 2. Практические задания | Работать в группе, распределять обязанности; анализировать, обобщать, делать выводы | учитывают установленные правила в планировании и способе решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль | самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. | формулируют собственное мнение, высказывают свои суждения | Беседа по вопросам, работа в группах, решение практических ситуаций |
31, 32 | Человек в системе общественных отношений | 1.Защита индивидуальных проектов. 2.Обсуждение проектов | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, симпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; | ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность в решении коммуникативных и познавательных задач. | Беседа по вопросам, работа в группах, защита проектов |
33 | Итоговая контрольная работа | Выполнение тестовых заданий | Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, | самостоятельно используют общие приёмы решения поставленных задач. Развивают умение выполнять контрольные задания по обществознанию. | преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста | Контрольная работа |
34, 35 | Урок-конфе-ренция «Человек и общество» | | определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности и одноклассников | адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | научатся пользоваться дополнительными источниками информации, отбирать материал по заданной теме; публично выступать; высказывать собственное мнение | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Защита проектов |
7. Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение предмета.
Обществознание. 6 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М. : Просвещение, 2015.
Обществознание. 6 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М. :
Просвещение, 2015.
Обществознание. 6 класс : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред.
Л. Ф. Ивановой. - М. : Просвещение, 2014
Л.Н. Боголюбов Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. :
Дрофа, 2013.
А.Ю. Лазебникова Современное школьное обществознание: методическое пособие для учителя с дидактическими материалами - М. Школа-Пресс, 2013.
Школьный словарь по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбовой. М., 2013
Медиаресурсы:
- Обществознание. Электронное приложение к учебнику по ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой
- Компьютерные презентации по темам курса обществознание.
Ресурсы Интернета:
- http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов
- http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для
общеобразовательной школы
- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
8. Планируемые результаты
Обучающийся научится:
-в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
-характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
-приводить примеры основных видов деятельности человека;
-выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
-выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
-характеризовать основные нормы морали;
-раскрывать сущность процесса социализации личности;
-выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
-раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
Обучающийся получит возможность научиться:
-выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
-оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
-оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
-использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
-моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
-выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
-оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
-оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
-использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
-моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
-раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;