СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (базовый уровень)  и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н.Л. Городецкой, Л.Ф.Ивановой «Обществознание. 6-9 классы, базовый уровень. - М.: Просвещение, 2010г.

 При реализации данной рабочей программы используется следующий учебно-методические комплект:

1. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учрежданий.М.: Просвещение, 2010 г.

2. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2010г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 9 класс»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №1



Принято Педагогическим Советом.

Протокол от 31.08.2015 № 1

Утверждаю.

Директор МБОУ Сосновской СОШ №1

А. В. Андриенко

Приказ от 31.08.2015 № 290-о









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории России

для 9Б класса

на 2015-2016 учебный год



составитель:

Андрианова Татьяна Сергеевна, учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории















п. Сосновское

2015


Пояснительная записка

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(2004 г.).

Программы для общеобразовательных учреждений по истории и обществознанию. М. Просвещение, 2010 г.

Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по истории России (2004). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный компонент), курс рассчитан на изучение в 6-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 136 ч. ( в том числе 34 учебных часов в 9 классе).

Цель и задачи предмета «история России»: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Содержание данной программы согласовано с содержанием Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

В результате изучения истории России за 9 класс обучающийся должен знать - основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- изученные виды исторических источников;

уметь:

- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;

- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни.

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира; - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; - использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


Тематический план

Название темы

Содержание темы

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

Количество часов

1

Россия в нач. XX в.

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Территориальная структура Российской империи, ее гео стратегическое положение. Количественная и качественная (этническая) характеристика населения Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в.Политическое развитие России в начале XX в. Характе ристика политической системы Российской империи начала XX в.; необходимость ее реформирования.

Личность Николая II, его политические воззрения. Либеральная (земская) программа политических преобразований. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. С. Ю. Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский. Национальная и конфессиональная политика Николая II. Экономическое развитие России в начале XX в. Особенности развития российской экономики начала XX в. Роль государства в экономике России. Иностранный капитал: причины его широкого проникновения в страну, роль в развитии российской экономики. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономике. Финансовый капитал.

Социальная структура Российской империи начала XX в. Внешняя политика Николая //. Русско-японская война 1904—1905 гг. Ход военных действий на суше и на море. Портсмутский мир. При чины поражения России в войне.Классификация политических партий

Первая русская революция. Итоги революции. Реформы П. А. Столыпина. г. Деятельность I Государственной думы, ее аграрные проекты. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Русская внешняя политика после окончания русско-японской войны. Создание двух военно-политических блоков в Европе. Обострение русско-германских противоречий. Итоги военной кампании 1914—1916 гг. IV Государственная дума. Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения.

Серебряный век русской культуры.

Умение анализировать, делать обобщения, вычленять главное, сравнивать развитие стран Европы и России.

8

2

РОССИЯ В 1917-1927 гг.

ТЕМА 2. От Февраля к Октябрю. Отречение Николая II. Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демократизация русского общества. Социально-экономическая политика. Рождение новой власти на местах. Альтернативы развития страны после Февраля. Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. Апрельские Тезисы. Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б). Апрельский кризис Временного правительства. Переход РСДРП(б) на нелегальное положение. Становление советской власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти. Судьба Учредительного собрания. Брест-Литовский мирный договор; его условия, экономические и политические последствия их принятия.

Эволюция экономической политики советской власти. «Военный коммунизм». Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация товарно-денежных отношений. Гражданская война. Новая экономическая политика. Развитие политического процесса в 20-е гг. Отношение к нэпу в различных слоях населения и в партии. Превращение РКП(б) в главное звено государственной структуры. Образование СССР. Борьба за власть в политическом руководстве после смерти В. И. Ленина. Усиление позиций И. В. Сталина.

Внешняя политика в 20-е гг.

Сравнение политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя); явлений политической жизни страны;

- экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды ХХ в.;

- развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;

- внешней политики, наиболее значительных военных событий.

8

3

СССР в 1928-1938гг.


ТЕМА 3. СССР В 1928-1938 гг. (3 ч)

Экономическое развитие. Хлебозаготовительный кризис 1927 г.: причины, проявления, меры к преодолению. Оформ ление двух точек зрения на причины и пути выхода из кризиса: И. В. Сталин против Н. И. Бухарина. Социально-психологические предпосылки победы сталинской линии. Социально-политическая подготовка «великого перелома». Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки, их итоги. Коллективизация. Раскулачивание.

Результаты форсирования развития и его цена. Политическая система. Определение и основные черты политической системы.

Роль и место ВКП(б) в политической системе и жизни об щества. Идеология и общественная жизнь. Культ вождя Система массовых организаций. Унификация общественной жизни. Массовые репрессии. Принятие Конституции 1936 г. Социальная система. Изменение социальной структуры общества. Конституция 1936 г. о социальной структуре советского общества. Формирование пролетарской интеллигенции. «Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделе ние советской экономики. Номенклатура — верхний слой советской социальной системы.

Внешняя политика. Новый курс советской дипломатии. Отход от прогерманской ориентации. Поиски союза с де мократическими странами. Принятие СССР в Лигу Наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности.

Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. СССР и война в Испании. Мюнхенское соглашение и советская дипломатия. Дальне восточная политика СССР. Духовная жизнь. Идеологическое наступление на культу ру. Школа и семья. Советская наука. Достижения советской физической школы. Успехи советских химиков. Достижения в биологии.От свободы творчества к творческим союзам. М. Горький. Социально-психологический феномен социалистического реализма. Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Песенное искусство. Живопись. Литература. Культурная революция и ее итоги. Жизнь и быт людей в ЗО-е гг. Психологическое состояние общества.

Характеризовать развитие России, СССР в разные периоды истории ХХ в.;

- темпы и характер модернизации в России и других странах;

- политические режимы в России и других странах.

Излагать суждения о причинах и последствиях:

- прихода большевиков к власти;

- установления однопартийной системы;

3

4

Великая Отечественная война


ТЕМА 4. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (4 ч)

СССР накануне войны. Советско-германские отношения. Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры 1939 г. Реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги. Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты.

Подготовка Германии к нападению на СССР.

Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой—летом 1942 г. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация военных действий.

Оборонительные сражения летом—осенью 1941 г.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага, партизанское движение. Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.

Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта.

Завершающий период Великой Отечественной войны. Крымская конференция. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги и цена победы.

Анализ событий Великой Отечественной войны.

4

5

Глава 5. СССР в 1945-1952 гг

ТЕМА 5. СССР В 1945-1952 гг. (2 ч)

Послевоенное восстановление хозяйства. Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дис куссии 1945—1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей. Политическое развитие страны. Внешняя политика. СССР в системе послевоенных меж дународных отношений. Формирование двух военно-политических блоков государств. Начало «холодной войны». Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в корейской войне.

Соотносить факты и общие процессы и явления.

Анализ внутренней и внешней политики СССР

2

6

СССР в 1953- нач. 60-х гг

ТЕМА 6. СССР В 1953-СЕРЕДИНЕ 60-х гг. (2 ч)Изменения политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Г. М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущев. XX съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. На чало реабилитации жертв политических репрессий. Реоргани зация государственных органов, партийных и общественных организаций. Экономическое и социальное развитие. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Особенности социальной политики. Жилищное строительство. Развитие науки и образования. Научно-техническая ре волюция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли (1957). Первый пилотируемый полет в космос Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. Реформа школы 1958 г. Духовная жизнь. Зарождение обновленческого направления в советской литературе.

Внешняя политика.

Соотносить факты и общие процессы и явления:

-изменения политического строя России в ХХ в.;

внутренней и внешней политики;

модернизации, индустриализации

2

7

СССР в сер. 60-х -80-е гг

ТЕМА 7. СССР В СЕРЕДИНЕ 60-х-СЕРЕДИНЕ 80-х гг.(2 чПолитическое развитие. Отстранение Н. С. Хрущева от власти в октябре 1964 г. Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Курс на «стабильность кадров». XXIII съезд КПСС и проведение «контрреформ» в политической сфере. Укрепление роли армии и органов безопасности. Реформирование КГБ. Конституция СССР 1977 г.Экономика «развитого социализма». Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией застоя. В. Аксенов. А. Солженицын. В. Максимов. В. Некрасов. В. Войнович. В. Гроссман. И. Бродский. Ф. Абрамов. В. Астафьев. Внешняя политика.

Высказывать точку зрения по вопросу политики застоя в СССР, формулировать вопросы по теме, доказывать позиции.

2

8

Перестройка 1985-1991 г.


ТЕМА 8. ПЕРЕСТРОЙКА В СССР. 1985-1991 гг. (2 ч) Реформа политической системы. Смерть Л. И. Брежнева. Ю. В. Андропов. М. С. Горбачев. «Кадровая революция». Все союзная партийная конференция и реформа политической системы 1988 г. Проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г. Возрождение российской многопартийности. Либеральные, социалистические, национальные партии и общественно-политические движения. Национальная политика и межнациональные отношения. Власть и церковь в годы перестройки. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Роспуск КПСС. Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками су веренитета. Распад СССР. Образование СНГ.

Экономические реформы 1985—1991 гг. Состояние экономики СССР в середине 80-х гг. Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик в условиях «парада суверенитетов» 1990—1991 гг. и ее последствия. Общественная жизнь. Пересмотр партийной идеологии. Новая редакция программы КПСС (1986 г.). Политика гласности. Утрата КПСС контроля над средствами массовой ин формации. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Внешняя политика.

Уметь сопоставлять развитие России и стран мира, выявлять общие тенденции в развитии, особенности. Высказывать свою точку зрения на проблему мирового развития.

2


ТЕМА 9. НОВАЯ РОССИЯ. 1991-2006 гг. (3 ч)


Российская экономика на пути к рынку. Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Политическая жизнь. Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка новой конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Рос сийская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 90-е гг. Духовная жизнь. Национальная политика и межнациональные отношения. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 90-е гг.

Геополитическое положение и внешняя политика России. Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономические реформы.

Анализ событий, фактов отечественной истории

3

Количество контрольных работ: 4


Ресурсное обеспечение рабочей программы

  1. Учебник : История России, XX – нач. XXI в.: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2010. – 381 с. карт.: ил.

  2. Методическое пособие: Сорокина Е. Н. История России. Поурочные планы. Волгоград. «Учитель-АСТ». 2009.

  3. Журавлева О. Н. Тесты по истории России ХХ в. М.: Экзамен. 2008 г.

  4. Медиаресурсы: презентации к урокам «Великая Отечественная война: начало», «Коренной перелом в войне», «Эпоха Хрущева», «Застой в правление Л. Брежнева».





Календарно-тематический план

№№ урока

Название разделов, тем, уроков

Кол–во ч.

Дата по плану

Корректировка

1

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире Политическое развитие России в начале России в начале XX в

1

03.09


2

Экономическое развитие России в начале XX в. Социальная структура России в начале XX в.

1

10.09


3

Внешняя политика. Русско-японская война

1

17.09


4

Общественно- политическое движение в начале России в начале XX в. Первая русская революция

1

24.09


5

Реформы П.А.Столыпина

1

01.10


6

Военные действия на Восточном фронте в 1914-1916 гг. Итоги военной компании 1914 – 1916 гг

1

08.10


7

Серебряный век русской культуры

1

15.10


8

От февраля к Октябрю

1

22.10


9

Становление советской власти Экономическая политика советской власти. «Военный коммунизм»

1

29.10


10-11

Гражданская война

2

12.- 19.11


12

Новая экономическая политика

1

26.11


13

Развитие политического процесса в 20-х годах ХХ века Борьба за власть после смерти В.И. Ленина

1

03.12


14

Внешняя политика в 20-е годы ХХ в Духовная жизнь в 20-е годы ХХ в

1

-10.12


15

Экономическое развитие СССР в 1928-1938 гг. Индустриализация Коллективизация.

1

-17.12


16

Политическая и социальная система сталинизма в 30-е годы XX в. «Спецконтингент».

1

24.12


17

Внешняя политика: новый курс советской дипломатии Духовная жизнь в 1928-1938 гг.

1

14.01


18

СССР накануне войны. Начало ВО войны. Битва под Москвой.

1

21.01


19

Неустойчивое равновесие: боевые действия зимой - летом 1 942 г. Тыл в годы войны. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

1

28.01


20

Завершающий период Великой Отечественной войны

1

04.02


21

Послевоенное восстановление хозяйства. Политическое развитие СССР в 1945 - 1952 гг.

1

11.02


22

Идеология и культура Ужесточение внешней политики в 1945 - 1952 гг.

1

18.02


23

Изменения полит. системы. Экономика и социальное развитие СССР в 1953 - 1964 гг

1

25.02


24

"Оттепель" в духовной жизни. Внешняя политика СССР в 1953 - 1964 гг

1

03.03


25

Консервация политического режима. Экономика "развитого социализма"

1

10.03


26

Общ-ная жизнь в середине и внеш. политика СССР в сер 60-х - сер80-х гг.

1

17.03


27

Реформа полит. системы Экономические реформы: 1985 — 1991 гг.

1

07.04


28

Общественная жизнь. Политика "гласности": достижения и издержки .Внешняя политика. Диалектика "нового мышления"

1

14.04


29

Переход к рынку: замыслы и первые итоги Развитие политической системы: на пути к правовому государству

1

21.04


30

Политический кризис 1993 года и принятие новой Конституции РФ.

1

28.04


31

Духовная жизнь России Национальная политика

1

05.05-


32

33-34

Геополитическое положение и внешняя политика России .Россия на пороге ХХI в Итоговое повторение Российская империя –СССР- Россия в конце XX – начале ХХI в

1

2

12.0519.05-26.05