Утверждаю Директор ГБОУ СОШ с. Надеждино _______________ А.И. Романов «6__» сентября_2015г | Согласовано Зам. директора по УВР ___________________ Романова Т.А. «6__» сентября_2015г |
Рассмотрено на МО учителей начальных классов Протокол 1__от_06.09.2015г._____ Руководитель МО ________/Цыцорина Т.В./ . | |
Рабочая программа
по учебному курсу в 4 классе
Основы
религиозных культур и светской этики.
Модуль Основы православной культуры
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с.Надеждино
на 2015-2016 учебный год.
Количество часов: всего - 34
в неделю -1
Программу составила
учитель начальных классов: _________________Ананьева В.Е.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена на основе
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»,
• СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
• Приказ МОиН РФ от 06.10.2009 № 393 «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования», • Приказ Федерального уровня: «О введении в общеобразовательных учреждениях комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», Письмо от 24 октября 2011 г. № МД-1427/03 "Об обеспечении преподавания комплексного Учебного курса OPKCЭ" ПРИКАЗ 31 января 2012 г. №69 Москва. О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089. О направлении методических рекомендаций ОРКСЭ: «Распоряжение Правительства РФ Приказ № 69 от 31.01.2012Приказ № 74 от 01.02.2012».
• Основная образовательная программа начального общего образования государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Надеждино муниципального района Кошкинский Самарской области
федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2010.
авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
«Основы православной культуры» – это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
Основной принцип, заложенный в содержания курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса:
Знакомство обучающихся с основами православной культуры;
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
2. Структура учебного предмета
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.
Первый раздел «Россия – наша Родина» занимает всего 1 урок. Но это важный урок, который задаѐт тон всем остальным.. Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны ощутить, и эта мысль будет определять всѐ последующее изучение курса, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определѐнный модуль), при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.
Второй урок – вводный для каждого модуля. Его тема – «Культура и религия». Культура – важное понятие, которое содержательно объединяет все модули. Каждая духовная или мировоззренческая традиция раскрывается в содержании курса как традиция, лежащая в основе отечественной культуры. На последующих уроках второго раздела учащиеся должны получить целостное представление о православной культуре.
Второй раздел завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
Если задачей предыдущего раздела было знакомство учащихся с общими основами религий и этики, то в третьем разделе содержание образования по каждому модулю будет в большей мере выстраиваться с учѐтом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяет направленность большинства тем третьего раздела как в историческом, так и в современном контексте.
Наличие общих базовых ценностей в первом, втором и третьем разделах позволяет плавно перейти к изучению заключительного, четвѐртого раздела «Духовные традиции многонационального народа России». Здесь происходит подготовка и презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов учащихся, образовательный процесс выходит за рамки уроков и завершается большим школьно-семейным праздником. Особо следует подчеркнуть, что в четвѐртом разделе учебно-воспитательный процесс переходит в активную, творчески-продуктивную фазу. В процессе подготовки и презентации проектов учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещѐ раз, уже в активной, деятельностной, творческой форме. Обучающиеся получают, таким образом, возможность ознакомиться с основным содержанием всех модулей, узнать о других духовных традициях, сравнить, проанализировать содержание сходных тем по всем модулям. Такая аналитическая, творческая учебная работа помогает каждому школьнику составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
3.Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчета 1-го учебного часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Количество часов – 34; в неделю –1 час.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
5. Содержание курса
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 ч.)
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16ч)
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
3. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
4.Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
5.Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
6.Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
7.Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
8.Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
9.Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
10 Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
11. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
12. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
13. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
14. Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
15. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
16. Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
17. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (16ч)
18. Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
19. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
20. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
21. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
22. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
23. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
24. Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
25. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
26. Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
27. Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
28. Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
29. Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 ч.)
30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
31. Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
32-33. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
34-35Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).
6. Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы православной культуры»
№ |
Раздел, тема | Планируемые результаты |
Дата |
Предметные | УУД | Личностные |
Коммуникативные | Регулятивные | Познавательные |
1 | Россия – наша Родина. | Научиться понимать такие ценности, как Отечество, Родина, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России | задают вопросы, отвечают на вопросы других. Формулируют собственные мысли, высказывает и обосновывают свою точку зрения | ставят учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, составляют их последовательность и действуют по намеченному плану. | самостоятельно выделяют познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебника. | Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала | |
2 | Культура и религия. | Научиться давать определение основных понятий: «культура» и «религия» | строят монологические высказывания, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют и аргументируют свое мнение. | обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. | понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | осознание себя как гражданина, представителя определенного народа, определенной культуры, признание для себя общепринятых морально-этических норм. | |
3 | Человек и Бог в православии. | Научиться понимать основы духовной традиции православия. | строят небольшие монологические высказывания, понятные для партнера; осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | . понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. | |
4 | Православная молитва. | Научиться давать определение основных понятий православной культуры. | доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи. | осуществляют индивидуальную, групповую, парную; принимают и сохраняют учебную задачу.. | сознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников | положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | |
5 | Библия и Евангелие | Научиться давать определения основных понятий православной культуры | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе | |
6 | Учение Христа | Научиться определять основные понятия православной культуры, устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. | вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий | осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | смыслообразование -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. | |
7 | Христос и Его Крест. | Научиться устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей | доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи | принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | умеют выводить следствия из имеющихся в условии учебного задания данных (понятия, процессы, явления), определять последовательность действий. | развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей | |
8 | Пасха. | Научиться устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. | |
9 | Православное учение о человеке. | Научиться понимать основные содержательные составляющие священных книг, описание священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий. | осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. | желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. | |
10 | Понятия «Совесть» и«раскаяние»в православии. | Научиться понимать основные содержательные составляющие священных книг, описание священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей | |
11 | Заповеди. | Научиться понимать основные содержательные составляющие священных книг, описание священных сооружений, православной культуры. | строят небольшие монологические высказывания, понятные для партнера; осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | . понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. | |
12 | Милосердие и сострадание. | Научиться понимать основные содержательные составляющие священных книг, описание священных сооружений, православной культуры. | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей | |
13 | Золотое правило этики. | Научиться описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. | вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий. | осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. | желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. | |
14 | Православный храм. | Научиться описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. | строят небольшие монологические высказывания, понятные для партнера; осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | . понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. | |
15 | Православное искусствоИкона | Научиться описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. | вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий. | осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. | желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. | |
16 | Творческие работы учащихся. | Научиться излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей | |
17 | Подведение итогов. | Научиться излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества | вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий. | осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. | желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. | |
18 | Как христианство пришло на Русь. | Научиться понимать роль православной культуры в истории России | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей | |
19 | Подвиг | Научиться анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной). | строят небольшие монологические высказывания, понятные для партнера; осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | . понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. | |
20 | Заповеди блаженств. | Научиться анализировать жизненные ситуации. | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей | |
21 | Добро и зло в православной традиции | Научиться анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой. | вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий. | . понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей | |
22 | Чудо в жизни христианина | Научиться анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой | используют речь для регуляции своих действий; строят монологические высказывания | принимают и сохраняют учебную задачу; действуют по плану. | анализируют, сравнивают, классифицируют, и обобщают факты и явления. | наличие познавательных и социальных мотивов, интереса к новому, к знаниям. | |
23 | Православие в Божием суде. | Научиться выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей | |
24 | Таинство Причастия | Научиться доброжелательному отношению мировоззрений и культурных православных традиций. | вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий. | . понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. | |
25 | Монастырь | Научиться доброжелательному отношению мировоззрений и культурных православных традиций. | используют речь для регуляции своих действий; строят монологические высказывания | принимают и сохраняют учебную задачу; действуют по плану. | анализируют, сравнивают, классифицируют, и обобщают факты и явления. | наличие познавательных и социальных мотивов, интереса к новому, к знаниям. | |
26 | Отношение христианина к природе. | Научиться приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей | |
27 | Христианская семья. | Научиться приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их | строят небольшие монологические высказывания, понятные для партнера; осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | . понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. | |
28 | Защита Отечества | Научиться выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой. | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину | | |
29 | Христианин в труде. | Научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий | вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий. | . понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | оценивают общечеловеческие и национальные ценности, в том числе человеколюбие, уважение к труду, культуре | | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | Научиться выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой. | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину | | |
31 | Подведение итогов ко второму разделу. | Научиться излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества в России. | используют речь для регуляции своих действий; строят монологические высказывания | принимают и сохраняют учебную задачу; действуют по плану. | анализируют, сравнивают, классифицируют, и обобщают | осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, признание для себя общепринятых морально-этических норм. | | |
32-34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | Научиться излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей | | |
7. Учебно-методическое обеспечение
ФГОС А.В. Кураев «Основы духовно-нравственной культуры народов России» «Основы православной культуры» 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендованно Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2011г.
- А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики» Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы 2-е издание Москва «Просвещение» 2011г.
- Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы Москва издательство «Просвещение» 2010г.
Литература для учащихся:
1. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.
2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.
3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.
4. Библейская азбука. Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.
5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.-
6. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.
8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.
9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.
10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.
11. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.
12. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.
13. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993.
14. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. Изд. Белорусского Экзархата, при участии ОО «ХАРВЕСТ», Минск, 2005.
15. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.
16. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.
17. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.
18. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.
19. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006
Литература для педагога:
1. Александр Невский. Святой князь – ратоборец. А.В.Шишов. – М.: Вече, 2006. – 352 с.: ил. – (Серия «Устроители земли Русской»).
2. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. Москва, изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 1997.
3. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Сила Моя в немощи совершается». АО «Форма-Пресс», Москва, 1994.
4. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.
5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.
6. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.
7. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.
8. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.
9. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003.
10. Владимир святой. Алексей Карпов. – М.: изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.
11. Владимир святой. Создатель русской цивилизации. С.В. Алексеев. – М.: Вече, 2006.
12. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
13. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007.
14. Давыдова Е.Ю., Комлева Е.И… Кузьмин И.А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для начальной школы. Книги 1, 2. – М.: Издательский дом «Истоки»; Екатеринбург: Центр «Ученая книга», 2005.
15. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.
16. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.
17. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993.
18. Духовное краеведение Тамбовщины: программа курса регионального компонента базисного учебного плана. Авторы-составители: иерей Геннадий (Андреев), иерей Виктор (Лисюнин), Л.Ю.Евтихиева, И.В.Клемешова. - Тамбов: ТОИПКРО, 2007
19. История Тамбовского края: Практикум. Тамбов: Издательство Тамбовского Государственного Технического Университета, 2004.
20. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за 2001 – 2008 гг.
21. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.
22. «Жизнь Иисуса Христа». Аудиоматериалы и методические рекомендации по их использованию. Три аудиокассеты. + Брошюра издательства «Триада», Москва, 2000.
23. История Тамбовского края: избранные страницы: Учебное пособие \ ред. И.В.Двухжиловой, А.А.Слезина. Тамбов: Издательство ТГТУ, 2004.
24. История Тамбовского края: век двадцатый: Учебное пособие \ ред. А.А.Слезина. Тамбов. Издательство ТГТУ, 2006.
8. Планируемые результаты
Ученик научится :
определять основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
Ученик получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
участвовать в диспутах
Приложения
Примерные темы творческих работ:
Темы сочинений:
«Как я понимаю православие»
«Что такое этика?»
«Значение религии в жизни человека и общества»
«Православный храм как произведение архитектуры»
«Экскурсия в православный храм»
«Православные святыни»
«Шедевры православной культуры»
«Православные праздники»
«Крещение Руси как начало великой русской культуры»
«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»
«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»
«Возможен ли подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к людям»
«Мое отношение к России»
«С чего начинается Родина»
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
«Мой дедушка – защитник Родины»
«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»
Темы исследовательских работ:
Как христианство пришло на Русь
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)