Пояснительная записка
Домоводство - прикладная наука. Знания, приобретенные учащимися при изучении других предметов должны найти применения и практическое воплощение на уроках домоводства.
Данная программа ориентирована на детей и подростков, имеющих выраженные нарушения в интеллектуальном развитии и сложной структурой дефекта. В основу программы положены материалы таких авторов как: И.М. Бгажнокова, Л.В.Гомилка, Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова И.Ю. Жуковина, и др.
Цель предмета "Домоводство" - формирование у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.
Задачи предмета:
формировать навыки ориентирования в общественной жизни
научить обучающихся правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи;
углублять и расширять знания и умения, полученные в ходе трудового обучения;
С целью максимально возможной подготовленности учащихся с выраженным нарушением интеллекта к самообслуживанию необходимо повышать уровень учебной мотивации, совершенствовать опорные трудовые знания и умения (Например, работа с инвентарём и различными приспособлениями), закреплять полезные привычки.
Во время подготовки и проведении уроков учитель обязательно должен учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ученика в установлении объема требований к усвоению учебного материала, определять вариативность практического задания, время его выполнения, правильно выбирать форму общения с ребенком, а также использовать запас знаний ранее приобретенных на других общеобразовательных предметах, таких как устная речь, счет, чтение и т.д.
Программа по предмету «Домоводство» имеет тесные связи с факультативным курсом «Коммуникация и правила социального поведения».
В виду неоднородности состава класса, а также разного уровня овладения практическими умениями и навыками учащихся содержание программы носит ориентировочный характер, поэтому учитель может изменять последовательность изучения тех или иных тем, дополнять или вносить в них необходимые изменения.
Программа рассчитана на 66 часов (2 раза в неделю).
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
18 часов | 14 часов | 18 часов | 16 часов | 66 часов |
Примерное содержание программного материала
№ п/п | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов |
1. | Здоровье | 8 |
2. | Личная гигиена | 4 |
4. | Одежда и обувь | 6 |
5. | Уход за одеждой и обувью. | 14 |
6. | Жилище. | 18 |
7. | Питание. | 8 |
8. | Уход за растениями в жилом помещении, в саду и огороде. | 6 |
Требования к уровню подготовки учащихся
12 «а» класс условно можно разделить на 2 подгруппы, в соответствии с особенностями усвоения знаний и умений : учащиеся со средним уровнем подготовленности и с низким уровнем.
1-й уровень (средний):
Егор Г., Евгений С.
Учащиеся этой подгруппы могут:
самостоятельно пользоваться инвентарем, спецодеждой;
самостоятельно или с небольшой помощью учителя выполнять практические задания с опорой на план или операционные карты.
Пользоваться индивидуальными рабочими тетрадями.
2-й уровень (низкий):
Владимир А., Эдуард Г., Антон П.
Учащиеся этой подгруппы выполняют все задания при значительной помощи учителя. В процессе изучения курса предмета они могут:
отвечать на вопросы учителя по изученному материалу путём работы с иллюстрацией и наглядным материалом;
пользоваться инвентарём, спецодеждой с помощью учителя;
выполнять практические задания совместно с учителем;
работать в индивидуальных рабочих тетрадях под контролем учителя.
Календарно-тематическое планирование
1 четверть
2 ч в нед. (18 часов)
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Здоровье |
1. | Сохранение здоровья | 1 | 1.09.15 | |
2. | Простудные заболевания и их профилактика | 1 | 1.09.15 | |
3. | Что такое доврачебная помощь? | 1 | 8.09.15 | |
4. | Градусник. Измеряем температуру. | 1 | 8.09.15 | |
5. | Вызов врача на дом. Скорая помощь. | 1 | 15.09.15 | |
6. | Сюжетно-ролевая игра "Вызов врача на дом" | 1 | 15.09.15 | Практическое занятие |
7. | Лекарственные средства и правила безопасного обращения с ними | 1 | 22.09.15 | |
8. | Собираем домашнюю аптечку. | 1 | 22.09.15 | |
Личная гигиена. |
9. | Гигиенический режим. Водные процедуры: утренний душ, вечерняя ванна. | 1 | 29.10.15 | |
10. | Режим смены белья и одежды. | 1 | 29.10.15 | |
11. | Уход за кожей, волосами и ногтями. Виды процедур. | 1 | 6.10.15 | |
12. | Маникюр и бритьё. Инструменты и приспособления. Порядок выполнения. | 1 | 6.10.15 | Практическое занятие |
Одежда и обувь |
13. | Виды одежды и обуви по назначению. Домашняя и рабочая одежда. | 1 | 13.10.15 | |
14. | Выбор одежды в зависимости от случая. | 1 | 13.10.15 | |
15. | Виды одежды по сезону. Назначение верхней одежды. | 1 | 20.10.15 | |
16. | Подбираем одежду и обувь по размеру и погоде. | 1 | 20.10.15 | |
17. | Значение ухода за одеждой и обувью. | 1 | 27.10.15 | |
18. | Тестирование. | 1 | 27.10.15 | |
2 четверть
2 ч в нед.( 14 часов)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Уход за одеждой и обувью. |
19. | Виды ухода за одеждой. | 1 | 10.11.15 | |
20. | Повторение. Стирка одежды и её виды. Этапы стирки (машинная и ручная). | 1 | 10.11.15 | |
21. | Подготовка белья к стирке. Чтение ярлыков на одежде. Сортировка белья перед стиркой (по цвету, виду тканей). Подбор средства для стирки белья и одежды. | 1 | 17.11.15 | |
22. | Замачивание белья перед стиркой. Полоскание. Отжим. Сушка. Порядок стирки белья и одежды. | 1 | 17.11.15 | Практическая работа. |
23. | Машинная стирка белья и одежды. Стиральная машина: внешний вид и назначение. Правила безопасности. | 1 | 24.11.15 | |
24. | Загрузка белья в стиральную машину. Подбор программы и моющего средства. Выгрузка белья. | 1 | 24.11.15 | Практическая работа. |
25. | Влажно-тепловая обработка тканей – глажение. Приспособления для глажения. Подготовка рабочего места. Правила безопасности при работе с утюгом. | 1 | 1.12.15 | |
26. | Подготовка белья к глажению Чтение ярлыков. Правила и техника глажения. | 1 | 1.12.15 | Практическая работа |
27. | Повторение. Мелкий ремонт одежды, его виды. | 1 | 8.12.15 | |
28. | Пришивание пуговиц. Правила безопасности при работе с острыми инструментами и приспособленями. | 1 | 8.12.15 | |
29. | Обувь. Виды обуви по назначению, материалу и сезону. | 1 | 15.12.15 | |
30. | Виды ухода за обувью. | 1 | 15.12.15 | |
31. | Повторение. Правила сушки и чистки обуви. | 1 | 22.12.15 | Практическая работа. |
32. | Сезонное хранение обуви. | 1 | 22.12.15 | Опрос. Практическая работа. |
3 четверть
2 ч в нед. (18 часов)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Жилище |
33. | Гигиена помещения. Освещённость помещения. Температурный режим. Чистота воздуха в помещении. | 1 | 12.01.16 | |
34. | Значение соблюдения санитарно-гигиенических норм жилого помещения. | 1 | 12.01.16 | Практическая работа |
35. | Виды работ по уборке жилого помещения. Ежедневная уборка квартиры (жилой комнаты). | 1 | 19.01.16 | |
36. | Группировка предметов. Порядок ежедневной уборки. Средства и оборудование для ежедневной уборки. | 1 | 19.01.16 | |
37. | Мытьё полов. Правила уборки полов. | 1 | 26.01.16 | |
38. | Инвентарь и приспособления. Порядок действий при мытье полов. | 1 | 26.01.16 | Практическая работа. |
39. | Уход за коврами и напольными покрытиями. Чистка ковров. Пылесос. Правила работы и техника безопасности. | 1 | 2.02.16 | |
40. | Сборка пылесоса. Разборка и чистка пылесоса. | 1 | 2.02.16 | |
41. | Чистка санитарно-технического оборудования. Виды сантехники. | 1 | 9.02.16 | |
42. | Виды поверхностей сантехнического оборудования. | 1 | 9.02.16 | |
43. | Чистящие средства, их виды. Правила безопасности. | 1 | 16.02.16 | |
44. | Инвентарь и спецодежда. Порядок действий при чистке сантехнического оборудования. Чистка раковины. | 1 | 16.02.16 | Практическая работа. |
45. | Уборка кухни. Оборудование кухни, виды поверхностей, мебель. | 1 | 23.02.16 | |
46. | Порядок уборки кухни. Правила безопасности. | 1 | 23.02.16 | |
47. | Мытьё посуды. Виды посуды и кухонной утвари. | 1 | 1.03.16 | |
48. | Порядок мытья посуды. Подбор моющих средств. | 1 | 1.03.16 | Практическая работа. |
49. | Удаление пыли с различных поверхностей и мебели. | 1 | 15.03.16 | |
50. | Порядок действий при удалении пыли с поверхностей. Инвентарь и приспособления. | 1 | 15.03.16 | Практическая работа |
51. | Повторение. Уборка жилого помещения. | 1 | 22.03.16 | |
52. | Виды уборки помещений. Порядок действий. | 1 | 22.03.16 | Опрос. Практическая работа. |
4 четверть
2 ч в нед. (16 часов)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Питание |
53. | Правила заваривания чая. Сервировка стола к чаю. | 1 | 5.04.16 | Практическая работа. |
54. | Приготовление чая. | 1 | 5.04.16 | |
55. | Виды бутербродов. Холодные бутерброды. | 1 | 12.04.16 | |
56. | Приготовление холодных бутербродов. | 1 | 12.04.16 | |
57. | Салат. Виды салатов. Овощной салат, его ингридиенты. | 1 | 19.04.16 | Практическая работа. |
58. | Приготовление овощного салата. | 1 | 19.04.16 | |
59. | Винегрет. | 1 | 26.04.16 | |
60. | Приготовление винегрета. | 1 | 26.04.16 | Практическая работа. |
Уход за растениями в жилом помещении, в саду и огороде. |
61. | Инвентарь и приспособления для работы в саду и огороде. Уход за ним. | 1 | 3.05.16 | |
62. | Виды работ на пришкольном участке. | 1 | 3.05.16 | |
63. | Декоративные и садовые растения. Уход за зелёными насаждениями. | 1 | 10.05.16 | |
64. | Перекопка и рыхление почвы. Правила обработки земли на участке. | 1 | 10.05.16 | Практическая работа. |
65. | Виды рассады. Правила высадки рассады в открытый грунт. | 1 | 17.05.16 | |
66. | Высадка рассады в открытый грунт. | 1 | 17.05.16 | Практическая работа. |
Формы и средства контроля
По итогам окончания каждой четверти, с опорой на индивидуальные особенности проводится либо тестирование учащихся , либо проводится опрос с выполнением практических заданий. В ходе уроков оценивается качество выполнения работ исходя из индивидуальных особенностей учащихся, а также степень оказания помощи учителя ученику.
* Оценка «5» ставится, если работа выполнена без ошибок с достаточной долей активности и самостоятельности.
* Оценка «4» ставится, если в работе имеется небольшое количество ошибок и при этом была оказана незначительная помощь учителя;
Кроме того, хорошая оценка может быть поставлена учащемуся как стимулирующий фактор на втором, низком уровне подготовленности при наличии большего количества ошибок. Здесь могут учитываться состояние и настроение ученика.
* Оценка «3» ставится, если работа выполнена совместно с учителем, либо полностью под его контролем.
Литература
Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжёлыми и множественными нарушениями развития). – М., 2013.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы). Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. -2013.
Платонова Н.М. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях VIII вида.- М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 классы) под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. –Сб. 1
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 классы) под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Просвещение. – 2010.
Дополнительная литература
А.Г.Галле, Л.Л.Кочетова, Г.Н.Рубцова Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ 8 вида). 9 класс. – М.: Аркти. – 2009
Зырянова В.А., Хаминова И.А. Подготовка младшего обслуживающего персонала: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Самара: Современные образовательные технологии, 2011.