СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 2 класс (вариант 2 АООП)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана для учащихся(конкретного) 2 класса ТМНР( дети с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости), она построена по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности учеников. Особенностью данной программы  является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному.   Программно-методический материал представлен тремя разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации» и «Развитие графомоторных навыков». Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 2 класс (вариант 2 АООП)»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные

образовательные программы»




Приложение

к приказу директора школы

от 01.09.2016 г. № 92














Рабочая программа

по предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

2 класс




Разработана: Бабиновой Л.Г.,

учителем начальных классов



г.Сланцы

2016 г



Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

(вариант 2 АООП)

Планируемые результаты:

Минимальный уровень:

Личностные результаты:

  • социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности

  • Умение принимать партнера по коммуникации. Умение воспринимать обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители.

  • Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта.

  • Умение распознавать, что поступает сообщение. Умение высказываться (вербально и невербально)

Предметные результаты:

  • Умение воспринимать речевое обращение и реагировать на него. Внимание к речевому обращению и реагирование на него доступным образом (изменение поведения, поворот лица и т.д.). Умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе невербальные).

  • Умение различать голос и прочие шумы. Умение узнавать голоса знакомых людей.

  • Умения реагировать на имя, просьбу, запрет. Умение понимать похвалу и простые формы вежливости.

  • . Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

Достаточный уровень:

Личностные результаты:

  • Умение пользоваться помощью партнера при формулировании высказывания. Независимая коммуникация: самостоятельно формулируемое сообщение.

  • Умение реагировать на собственное имя. Умение привлечь к себе внимания, приветствовать и прощаться с собеседником звуком (словом, предложением). Умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом, предложением).

Предметные результаты:

  • Понимание простых предложений.

  • Умение употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы в соответствии с коммуникативной ситуацией.

  • Понимание простых по звучанию слов: «мама», «папа», «дядя» и др.

  • Понимание существительных: имена членов семьи, педагогов, учащихся класса

  • Понимание существительных: объекты, явления .

  • Понимание простых предложений (бытовые и учебные инструкции).

  • Умение употреблять простые по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.), собственное имя, называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса), называние (употребление) слов, обозначающих предмет.

  • Коммуникация: дети, взрослые, смотреть, говорить, здороваться, прощаться, просить помощи, слушать, ждать, показывать, спрашивать, вежливость, здравствуй, до свидания, привет, пока, спасибо, пожалуйста, да, нет.

  • Графомоторные навыки: точка, линия, прямая линия, кривая линия, обводить, закрашивать, штриховать.

Содержание рабочей программы:

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Рабочая программа построена по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности учеников. Особенностью данной программы является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Программно-методический материал представлен тремя разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации» и «Развитие графомоторных навыков». Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному.

Содержание предмета.

Коммуникация

Реагирование

1. реагирование на присутствие одного или нескольких людей.

2. реагирование на контакт со взрослым.

Установление контакта

1. установление зрительного контакта

2. реагирование на собственное имя

3. использование мимики адекватной ситуации

4. привлечение к себе внимания различными средствами • мимика и жесты • пиктограмма • слово

5. ответ ребенком на приветствие собеседника при помощи • мимики и жестов (привет здравствуй доброе утро и т.п.)

• пиктограмм • слов (привет, здравствуй, доброе утро и т.п.)

6. использование согласованных движений рук, глаз и тела при общении (например, похлопать по плечу другого человека, посмотреть ему в глаза, сказать «дай ножницы» при выражении просьбы)

Поддержание контакта

1. поддержание зрительного контакта

2. выражение своих желаний при помощи • мимики и жестов • пиктограмм • слова • коротких предложений

3. выражение просьбы о помощи с использованием • мимики и жестов • пиктограмм • слова • коротких предложений

4. выражение согласия или несогласия, используя : жесты (кивок головы, да, нет), жест рукой (да, нет) • пиктограммы ( слова, да, нет)

5. выражение благодарности • жест (кивок головой) • пиктограмма • слово «спасибо» • короткое предложение

Завершение контакта

1. поддержание зрительного контакта

2. прощание с собеседником, используя • мимику и жесты ( пока, до свидания)

• соответствующую пиктограмму • слова (пока, до свидания)

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь

1. Понимание простых по звучанию слов: «мама», «папа», «дядя» и др.

2. Понимание существительных: имена членов семьи, педагогов, учащихся класса

3. Понимание существительных: объекты, явления

4.Понимание простых предложений (бытовые и учебные инструкции)

Экспрессивная речь.

1. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

2. Употребление простых слов (мама, папа, дядя, тётя и т.д.)

3. Употребление своего имени

4.Употребление имен членов семьи, педагогов, учащихся класса

5.Употребление в речи существительных

6. Употребление простых предложений типа «Я хочу пить».

Графомоторные навыки.

1. Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении.

2. Рисование вертикальных линий разной длины.

3. Рисование горизонтальных линий.

4. Закрашивание контурных изображений предметов

5. Обведение по трафарету простых предметов























Тематическое планирование по предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

3 часа в неделю

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

I четверть(8 недель) 25 часов

1

Знакомство

Комбинир.

1

2

Моё имя. Введение пиктограмм.

Комбинир.

1

3

Понимание речевых сигналов.

Комбинир.

1

4

Моя семья. Члены семьи. Мама и папа. Введение пиктограмм.

Комбинир.

2

5

Моя семья. Члены семьи. Бабушка, дедушка.

Комбинир.

2

6

Моя семья. Члены семьи. Брат,сестра

Комбинир.

2

7

Пиктограммы.

Комбинир.

3

8

Подготовка руки к письму.

Комбинир.

2

9

Развитие слухового внимания.

Комбинир.

2

10

Школьные принадлежности.

Комбинир.

2

11

Слушание сказок.

Комбинир.

3

12

Развитие зрительного восприятия (конструирование)

Комбинир.

2

13

Повторение и закрепление изученного

Комбинир.

2


Итого 1 четверть


25 часов


Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

2 четверть(8 недель) 23 часа

1

Повторение пройденного в 1 четверти

Комбинир.

1

2

Использование мимики

Комбинир.

4

3

Мимика плюс жесты

Комбинир.

3

4

Пиктограммы-фотографии

Комбинир.

4

5

Ответ на приветствие

Комбинир.

2

6

Использование согласованных движений рук ,глаз и тела при общении

Комбинир.

3

7

Поддержание контакта

Комбинир.

3

8

Просьба о помощи

Комбинир.

2

9

Графомоторные навыки

Комбинир.

1


Итого 2 четверть


23 часа




Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

3 четверть (9 недель) 29 часов

1

Повторение пройденного за 1 полугодие

Комбинир.

2

2

Выражение согласия или несогласия

Комбинир.

1

3

Графо моторные навыки

Комбинир.

2

4

Выражение благодарности

Комбинир.

3

5

Завершение контакта

Комбинир.

2

6

Прощание с собеседником

Комбинир.

3

7

Импрессивная речь. Понимание простых слов.

Комбинир.

4

8

Понимание существительных-имена членов семьи

Комбинир.

3

9

Понимание существительных -имена педагогов

Комбинир.

3

10

Понимание существительных – имена учащихся класса

Комбинир.

3

11

Повторение пройденного за 3 четверть

Комбинир.

3


Итого 3 четверть


29 часов


Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

4 четверть (8 недель) 24 часа

1

Повторение и закрепление ранее изученного

Комбинир.

1

2

Импрессивная речь: понимание существительных (объекты, явления)

Комбинир.

4

3

Понимание простых предложений

Комбинир.

3

4

Графомоторные навыки

Комбинир.

2

5

Подготовка руки к письму

Комбинир.

3

6

Экспрессивная речь. Употребление звуков, звукоподражаний.

Комбинир.

2

7

Экспрессивная речь. Употребление простых слов.

Комбинир.

3

8

Экспрессивная речь. Имя

Комбинир.

2

9

Экспрессивная речь. Употребление имен членов семьи, педагогов,одноклаников

Комбинир.

2


Итого 4 четверть


22часа


















































Календарно-тематическое планирование «Речь и альтернативные коммуникации»

3 часа в неделю

Тема урока

Дата

Ожидаемый результат


Кол-во часов

словарь

1 четверть(8 недель) 25 часов



1

Знакомство


Первичное знакомство с учителем, установление эмоционального доверительного контакта

1

учитель

2

Моё имя. Введение пиктограмм.


Восприятие речевого обращения к себе как приятного. Внимание к речевому обращению и реагирование на него (изменяет поведение, поворачивает лицо и т.д.). Реагирование на собственное имя,

1

Имя, я.

3

Понимание речевых сигналов.


Реагирование на имя.

1

Имя, я,это …

4

Моя семья. Члены семьи. Мама и папа. Введение пиктограмм.


Узнавание, различение имен членов семьи, называние, обращение

2

Мама,папа.

5

Моя семья. Члены семьи. Бабушка, дедушка.


Узнавание, различение имен членов семьи, называние, обращение

2

Бабушка,дедушка.

6

Моя семья. Члены семьи. Брат,сестра


Узнавание, различение имен членов семьи, называние, обращение

2

Брат,сестра.

7

Пиктограммы.


Знакомство с пиктограммами как средством невербального общения с окружающими(фото-пиктограммы)

3


8

Подготовка руки к письму.


Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении.


2

Линия,дождик,нитки

9

Развитие слухового внимания.


Различать неречевые звуки, определять источник звука, соотносить предмет, продуцирующий звук с картинкой

2

Стук, звон, шуршание, гудение, жужжание

10

Школьные принадлежности.


Показывать и называть школьные принадлежности, соотносить с изображением.

2

Карандаш, ручка, альбом, тетрадь, бумага, картон, пластилин, ластик, краски,и др.

11

Слушание сказок.


Слушать сказки, рассказывать сказки с использованием картинок и пиктограмм

3

Сказка, герой, имя

12

Развитие зрительного восприятия (конструирование)


Конструировать по образцу или методом наложения на образец из счетных палочек и полосок бумаги

2

Счетные палочки, полоски, верх, низ, лево, право


13

Повторение и закрепление изученного


Повторение базовых понятий (моя семья, имена, клички, окружающие люди).

Штриховка и конструирование

2

Повторение слов и понятий ранее усвоенных


Итого



25 ч


Тема урока

Дата

Ожидаемый результат


Кол-во часов

словарь

2 четверть (8 недель) 23 часа



1

Повторение пройденного в 1 четверти


Повторить плохо усвоенные темы

1


2

Использование мимики


Понимание мимики на смайлах, показ мимики на лице

4

смайлик

3

Мимика плюс жесты


Понимание мимики на смайлах, показ мимики на лице и выражение эмоций с помощью жестов

3

улыбка

4

Пиктограммы-фотографии


Использование в невербальном общении реальных изображений (родители, предметы,действия)

4

фотография

5

Ответ на приветствие


Уметь отвечать на приветствие с помощью жестов и речи

2

здравствуйте

6

Использование согласованных движений рук ,глаз и тела при общении


Умение смотреть в лицо во время диалога, поворачиваться к собеседнику

3

Да,нет,кивок

7

Поддержание контакта


Умение удерживать внимание на собеседнике более продолжительное время, отвечать, спрашивать, проявлять интерес

3

собеседник

8

Просьба о помощи


Умение выражать свои потребности через просьбы используя различные коммуникационные приемы-жесты,речь,пиктограммы

2


9

Графомоторные навыки


Умение обводить по трафарету и штриховать геометрические фигуры и др . формы

1



Итого 2 четверть




23 часа


Тема урока

Дата

Ожидаемый результат


Кол-во часов

словарь

3 четверть (9 недель) 29 часов



1

Повторение пройденного за 1 полугодие


Повторить самые сложно усвоенные темы

2

штриховка

2

Выражение согласия или несогласия


Умение выражать согласие или несогласие с помощью жестов,речи или пиктограмм

1

Да,нет

3

Графо моторные навыки


Умение обводить по трафарету и штриховать геометрические фигуры и др . формы

2

трафарет

4

Выражение благодарности


Умение благодарить, выражать благодарность вежливыми словами,доступными средствами-жестами,пиктограммами

3

кивок

5

Завершение контакта


Умение правильно завершать контакт, прощаться, при прощании использовать доступные средства коммуникации

2

До свидания,пока

6

Прощание с собеседником


Уметь прощаться, при прощании использовать доступные средства коммуникации

3

Приходите еще

7

Импрессивная речь. Понимание простых слов.


Понимание слов и отношений между ними, обогащение пассивного словаря

4

Дай,на,положи,принеси

8

Понимание существительных- имена членов семьи


Называние доступным способом имен членов семьи, использование фото-пиктограмм

3

Мама Юля,папа Андрей и т.д.

9

Понимание существительных -имена педагогов


Называние доступным способом имен учителя и воспитателя, использование фото-пиктограмм

3

Любовь Геннадьевна

Валентина Михайловна

10

Понимание существительных – имена учащихся класса


Называние доступным способом имен одноклассников, использование фото-пиктограмм

3

Саша,Кирилл и т.д.

11

Повторение пройденного за 3 четверть


Повторить пройденное в 3 четверти

3



Итого 3 четверть




29 ч


Тема урока

Дата

Ожидаемый результат


Кол-во часов

словарь

4 четверть (8 недель) 22 часа



1

Повторение и закрепление ранее изученного


Повторить сложные для уч-ся темы

1


2

Импрессивная речь: понимание существительных (объекты, явления)


Понимание слов и отношений между ними, обогащение пассивного словаря

4

Слова-предметы

3

Понимание простых предложений


Умение составлять рассказ по картинке из 2-4 предложений, доступными коммуникационным способами

3

слово

4

Графомоторные навыки


Графические минутки, повторение за учителем, понимание инструкций

2

Графический диктант

5

Подготовка руки к письму


Умение манипулировать руками

3

шнуровка

6

Экспрессивная речь. Употребление звуков, звукоподражаний.


Умение использовать собственную речь в общении, при отсутствии речевого опыта использовать звукоподражания для привлечения внимания собеседника

2

Речь, я говорю

7

Экспрессивная речь. Употребление простых слов.


Умение использовать собственную речь в общении, при отсутствии речевого опыта использовать звукоподражания для привлечения внимания собеседника

3

Скажи, закричи

8

Экспрессивная речь. Имя


Умение использовать собственную речь в общении, называть свое имя

2

имя

9

Экспрессивная речь. Употребление имен членов семьи, педагогов, одноклассников


Называние доступным способом имен учителя и воспитателя, использование фото-пиктограмм

2



Итого



22 часа




















































© 2016 7901 269