Адаптированная основная общеобразовательная программа по предмету «Самообслуживание» разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации (далее – РФ) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Республики Татарстан (далее – РТ) от 22.07.2013 №68-ЗРТ, Законом РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов РФ», Законом РТ от 08.07.1992г. №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», согласно СанПиНу 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ», порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утверждённому приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. №1015, на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы» под редакцией И.М. Бгажноковой Москва: Просвещение 2011 г.; адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) ГБОУ «Казанская школа №76», Устава ГБОУ «Казанская школа №76».
Самообслуживание – простой и доступный вид практической деятельности, содействует общему развитию детей с глубокой умственной отсталостью готовит их к активному познанию окружающей действительности. Учащиеся приобретают первичные навыки по самообслуживанию личной гигиене. Задача: привить детям навыки самостоятельности, изживать тенденцию к иждивенчеству в посильных для детей задачах.
Формировать навыки, связанные с гигиеной тела.
Формировать навыки одевания и раздевания.
Формировать навыки приема пищи.
Формировать и развивать навыки культурного поведения.
Научить мыть руки перед едой.
Закрепить навыки одевания.
Научить правильно держать ложку, есть опрятно, на роняя еду на стол.
Научить правильно вести себя в столовой, на прогулке.
Соблюдать правила личной гигиены.
Основные требования к умениям.
Различать, называть (2 уровень) или показывать (3 уровень) части тела.
Различать и называть (2 уровень) предметы одежды и обуви.
Закреплять навыки одевания и раздевания.
Уметь различать и называть (2 уровень) предметы, нужные для приема пищи.
Уметь мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться.
Закрепит навыки культурного поведения.
Расчасовка:1ч. в неделю
Всего 34 часа.
1 четверть- 8 часов.
2 четверть- 7 часов.
3 четверть- 11 часов.
4 четверть- 8 часов.
п/№ | Тема урока | Кол-во ча- сов | Тип урока. Вид деятель ности | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
| 1 четверть | 8 | | | | | | план | факт |
1. | Части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы). | 1 | Комбинированный | Показывать, называть части тела. | Знать: части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы) Уметь:. показывать, называть части тела. | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
2. | Части тела (уши, шея,грудь, живот, спина, плечи). | 1 | Комбинированный | Показывать, называть части тела. | Знать: части тела (уши, шея, грудь, живот, спина, плечи). Уметь: показывать, называть части тела.: | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
3. | Части тела (руки, ноги, пальцы, ногти, колени,) | 1 | Комбинированный | Показывать, называть части тела. | Знать: части тела (руки, ноги, пальцы, ногти, колени,) Уметь: показывать, называть части тела | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
4. | Предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка. | 1 | Комбинированный | Различать предметы гигиены. | Знать: предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка. Уметь: различать предметы гигиены | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
5. | Предметы санитарии и гигиены: расческа, зубная паста, зубная щетка. | 1 | Комбинированный | Различать предметы гигиены. | Знать: предметы санитарии и гигиены: расческа, зубная паста, зубная щетка. Уметь: различать предметы гигиены. | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
6. | Предметы санитарии гигиены. | 1 | Комбинированный | Различать предметы гигиены. | Знать: предметы санитарии гигиены Уметь: различать предметы санитарии гигиены | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
7. | Действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать. | 1 | Комбинированный | Различать предметы гигиены. | Знать: действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать. Уметь: различать предметы гигиены. | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
8 | Действия, связанные с гигиеной тела: чистить, полоскать (рот). | 1 | Комбинированный | Различать предметы гигиены. | Знать: действия, связанные с гигиеной тела: чистить, полоскать (рот). Уметь: различать предметы гигиены. | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
| 2 четверть | 7 | | | | | | | |
1. | Действия, связанные с гигиеной тела: стричь (волосы, ногти), причесываться. | 1 | Комбинированный | Различать предметы гигиены. | Знать: действия, связанные с гигиеной тела: стричь (волосы, ногти), причесываться Уметь: различать предметы гигиены. | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
2 | Предметы одежды: чулки, носки, трусы, носовой платок, рубашки, штаны, платье. | 1 | Комбинированный | Различать предметы одежды. | Знать: предметы одежды- чулки, носки, трусы, носовой платок, рубашки, штаны, платье. Уметь: различать предметы одежды и называть их. | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
3. | Предметы одежды: кофта, свитер, пальто, куртка, шапка, шарф, варежки. | 1 | Комбинированный | Различать предметы одежды и называть их. | Знать: предметы одежды: кофта, свитер, пальто, куртка, шапка, шарф, варежки. Уметь: различать предметы одежды и называть их | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
4. | Предметы обуви: домашние тапочки, туфли, ботинки, босоножки, сандалии. | 1 | Комбинированный | Различать предметы обуви и называть их. | Знать: предметы обуви: домашние тапочки, туфли, ботинки, босоножки, сандалии. Уметь: различать предметы обуви и называть их. | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
5. | Предметы обуви: сапоги, валенки, калоши, кроссовки. | 1 | Комбинированный | Различать предметы обуви и называть их. | Знать: предметы обуви: сапоги, валенки, калоши, кроссовки Уметь: различать предметы обуви и называть их | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
6. | Предметы обуви. | 1 | Комбинированный | Различать предметы обуви и называть их. | Знать: предметы обуви. Уметь: различать предметы обуви и называть их. | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
7. | Закреплять навыки гигиены под присмотром учителя. | 1 | Комбинированный | Уметь правильно вымыть перед едой руки, а также после работы на уроках труда. | Знать: навыки гигиены Уметь: правильно вымыть перед едой руки, а также после работы | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
| 3 четверть. | 11 | | | | | | | |
1 | Предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, вилка, стакан). | 1 | Комбинированный | Учить различать и называть предметы, нужные для приема пищи. | Знать: предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, вилка, стакан). Уметь: различать и называть предметы, нужные для приема пищи. | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
2. | Предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, вилка, стакан). | 1 | Комбинированный | Учить Предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, вилка, стакан). | Знать: предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, вилка, стакан). Уметь: различать и называть предметы, нужные для приема пищи. | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
3. | Предметы, нужные для приема пищи | 1 | Комбинированный | Учить различать и называть предметы, нужные для приема пищи. | Знать: предметы, нужные для приема пищи Уметь: различать и называть предметы, нужные для приема пищи. | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
4. | Дидактическая игра « Мойте руки перед едой». | 1 | Комбинированный | Уметь правильно вымыть перед едой руки, а также после работы на уроках труда. | Знать: правила мытья рук перед едой Уметь: различать и называть предметы, нужные для приема пищи. | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
5 | Правила этикета «Как правильно держать ложку». | 1 | Комбинированный | Учить правильно держать ложку. | Знать: правила этикета- правильно держать ложку Уметь: различать и называть предметы, нужные для приема пищи. | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
6 | «Кушаем опрятно» ( хорошо пережевывать пищу, не ронять еду на пол), на стол). | 1 | Комбинированный | Знать правила поведения за столом | Знать: правила культурного поведения за столом. Уметь: применять навыки культурного поведения за столом. | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
7 | Внимание, еда! ( знать, что нельзя есть зеленые и немытые ягоды, овощи, фрукты). | 1 | Комбинированный | Учить различать негодные в пищу продукты. | Знать: что нельзя есть зеленые и немытые ягоды, овощи, фрукты). Уметь: различать негодные в пищу продукты. | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
8 | Дидактическая игра «Накрываем стол». | 1 | Комбинированный | Закрепить навыки культурного поведения за столом. | Знать: как правильно накрывать стол к обеду, ужину Уметь: накрывать стол к обеду, ужину | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
9 | Дидактическая игра «Приглашаем к столу». | 1 | Комбинированный | Закрепить навыки культурного поведения за столом. | Знать: правила культурного поведения за столом. Уметь: применять правила культурного поведения за столом. | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
10-11 | Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное». | 2 | Комбинированный | Закрепить знания о съедобных и несъедобных продуктах. | Знать: о съедобных и несъедобных продуктах. Уметь: различать съедобные и несъедобные продуктах. | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
| 4 четверть | 8 | | | | | | | |
1 | Правила поведения за столом (садиться за стол и выходить из-за стола ) | 1 | Комбинированный | Закрепить навыки поведения за столом. | Знать: правила поведения за столом (садиться за стол и выходить из-за стола ) Уметь: применять правила поведения за столом (садиться за стол и выходить из-за стола ) | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
2. | Правила поведения за столом (выйдя из-за стола , задвинуть за собой стул). | 1 | Комбинированный | Закрепить навыки поведения за столом. | Знать: правила поведения за столом (садиться за стол и выходить из-за стола ) Уметь: применять правила поведения за столом (выйдя из-за стола , задвинуть за собой стул). | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
3 | Правила поведения на прогулке. | 1 | Комбинированный | Закрепить правила поведения на прогулке. | Знать: правила поведения на прогулке. Уметь: применять правила поведения на прогулке. | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
4 | Соблюдение личной гигиены (умение вовремя попроситься в туалет, мыть после него руки) | 1 | Комбинированный | Закрепить правила личной гигиены. | Знать: правила личной гигиены Уметь: соблюдать правила личной гигиены (умение вовремя попроситься в туалет, мыть после него руки) | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
5 | Дидактическая игра «Все у нас в порядке- спасибо физкультзарядке». | 1 | Комбинированный | Развитие общей моторики. | Знать: упражнения утренней гимнастики Уметь: применять упражнения утренней гимнастики | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
6. | Игра « Наведем порядок» | 1 | Комбинированный | Учимся не сорить, а бросать ненужные бумажки в мусорную корзину. | Знать: правила уборки дома Уметь: вытирать пыль. Выбрасывать мусор в корзину | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
7 | Игра «Вежливые слова» | 1 | Комбинированный | Привитие навыков культурного поведения | Знать: вежливые слова Уметь: применять на практике вежливые слова-спасибо, пожалуйста, будьте добры | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |
8 | Игра «Кто поступает правильно» | 1 | Комбинированный | Привитие навыков культурного поведения | Знать: правила культурного поведения Уметь: применять на практике правила культурного поведения | Индивидуальный | Повторить. Запись в тетради. | | |