2. Пояснительная записка
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 5 классе разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой составлена на основе:
- примерной программы по учебным предметам «Технология» 5-9 – М. : Просвещение, 2011.
- Федеральный закон 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
- Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 №19993);
- письмо Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях";
- Федерального государственного стандарта основного общего образования
- Письмо Министерства образования Иркутской области от 16.05. 2011 № 55-37-2727/11 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений»
- Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Захальская СОШ
- Устав МОУ Захальская СОШ;
- Положение МОУ Захальская СОШ о порядке разработки и утверждения рабочих программ.
Цель: Подготовка учащихся к освоению профессии швея и выполнению элементарных видов работ
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
-формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
-развитие мышления, способности к пространственному анализу;
-формирование эстетических представлений и вкуса;
-воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
Коррекционная работа включает следующие направления. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие восприятия, представлений, ощущений;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование адекватности чувств;
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения в 4 классе, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания, истории, и рассчитана на 198 часов учебного времени (6 ч. в неделю).
Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на практическое повторение отводится от 30% до 50% учебного времени.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми знаниями, умениями и навыками по преобразованию и использованию материалов, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
При оценке знаний, умений и навыков по ПТО следует учитывать правильность приёмов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места), соблюдение правил и гигиены труда при выполнении практических работ.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Содержание изучаемого курса.
№ | Раздел | Количество часов |
Теория | Практика | Итого |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
2 | Элементы материаловедения. | 2 | 4 | 6 |
3 | Ручные работы. | 15 | 16 | 31 |
4 | Ремонт одежды. | 5 | 9 | 14 |
5 | Швейная машина. | 9 | 9 | 18 |
6 | Машинные работы. | 8 | 7 | 15 |
7 | Изготовление изделий: « Головной платок». | 3 | 7 | 10 |
8 | Изготовление изделий: «Мешочек для хранения изделий». | 2 | 9 | 11 |
9 | Изготовление изделий: «Салфетка квадратной или прямоугольной формой». | 4 | 8 | 12 |
10 | Изготовление изделий: «Изготовление наволочки». | 5 | 7 | 12 |
11 | Самостоятельная работа: «Изготовление наволочки». | 6 | 6 | 6 |
12 | Изготовление изделий: «Сумки хозяйственной». | 3 | 10 | 13 |
13 | Лоскутная техника. | 6 | 29 | 35 |
14 | Вязание крючком. | 2 | 13 | 15 |
| Всего: | 198 (часов) |
Содержание изучаемого курса.
Раздел, тема | Кол-во часов | Содержание темы | Требования к уровню подготовки учащихся (знать, уметь). |
Вводное занятие. | 2 | Ознакомление с задачами и планом работы на год. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. | Знать: задачи на предстоящий учебный год. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. |
Элементы материаловедения. Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка. Лицевая и изнаночная стороны, долевая и поперечная нити в ткани. | 6 | Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка. Лицевая и изнаночная стороны, долевая и поперечная нити в ткани. | Знать: Общее представ-ление о хлопчатнике. Получение пряжи из волокна хлопка. Лицевая и изнаночная стороны, долевая и поперечная нити в ткани. Растительные волокна. |
Ручные работы. Подготовка к выполнению ручных швейных работ. ТБ при ручных работах. Организация рабочего места для выполнения утюжильных работ. ТБ при работе с утюгом. Сведения о ручных стежках и строчках. Выполнение прямых стежков. Выполнение косых стежков. Оформление в альбом. Выполнение крестообразных стежков. Выполнение петлеобразных стежков. Выполнение петельных стежков. Отделочные стежки. Стежки «вперед иголку» с перевивом. Выполнение стебельчатых стежков. Выполнение тамбурных стежков. Способы перевода рисунка на ткань. Творческая работа с применением изученных стежков. Выполнение творческой работы. Ручной стачной шов. Выполнение ручного стачного шва. Ручной шов вподгибку с закрытым срезом. Выполнение ручного шва вподгибку с закрытым срезом. Самостоятельная работа. | 31 | Подготовка к выполнению ручных швейных работ. ТБ при ручных работах. Организация рабочего места для выполнения утюжильных работ. ТБ при работе с утюгом. Сведения о ручных стежках и строчках. Отделочные стежки. Стежки «вперед иголку» с перевивом. Способы перевода рисунка на ткань. Творческая работа с применением изученных стежков. Ручной стачной шов. Ручной шов вподгибку с закрытым срезом. | Знать: ТБ при ручных работах. Организация рабочего места для выполнения утюжильных работ.ТБ при работе с утюгом. Сведения о ручных стежках и строчках. Отделочные стежки. Стежки «вперед иголку» с перевивом. Способы перевода рисунка на ткань. Ручной стачной шов. Ручной шов вподгибку с закрытым срезом. Уметь: Производить подготовку к выполнению ручных швейных работ. ТБ при ручных работах. Организация рабочего места для выполнения утюжильных работ. ТБ при работе с утюгом. Выполнение прямых стежков. Выполнение косых стежков. Производить оформление в альбом. Выполнение крестообразных стежков. Выполнение петлеобразных стежков. Выполнение петельных стежков. Выполнение стебельчатых стежков. Выполнение тамбурных стежков. Способы перевода рисунка на ткань. Производить творческую работу с применением изученных стежков. Выполнение творческой работы. Выполнение ручного стачного шва. Выполнение ручного шва вподгибку с закрытым срезом. |
Ремонт одежды. Сведение о пуговицах. Пришивание пуговиц. Ремонт одежды по рас поровшемуся шву. Изготовление вешалки. Соединение вешалки с образцом ткани. Декоротивная заплата- аппликация. Изготовление заплаты-аппликации. | 14 | Сведение о пуговицах. Ремонт одежды по распоровшемуся шву. Изготовление вешалки. Соединение вешалки с образцом ткани. Декоративная заплата- ап пликация. | Знать: Сведение о пуговицах. Ремонт одежды по распоровшемуся шву. Изготовление вешалки. Декоративная заплата- ап пликация. Уметь: Производить пришивание пуговиц. Ремонт одежды по рас поровшемуся шву. Изготовление вешалки. Соединение вешалки с образцом ткани. Изготовление заплаты-аппликации. |
Швейная машина. Сведения о швейных машинах. Правила посадки за швейной машиной и правила безопасной работы на швейной машине. Устройство швейной машины. Устройство привода швейной машины: винт-разъединитель. Машинная игла. Устройство машинной иглы. Виды машинных игл. Подбор машинных игл и ниток. Моталка. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней нитки; заправка нижней нитки. Регулятор строчки. Машинная закрепка. Выполнение зигзагообразных строчек. Тест: «Устройства швейной машины». | 18 | Сведения о швейных машинах. Правила посадки за швейной машиной и правила безопасной работы на швейной машине. Устройство швейной машины. Устройство привода швейной машины: винт-разъединитель. Машинная игла. Устройство машинной иглы. Виды машинных игл. Подбор машинных игл и ниток. Моталка. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней нитки; заправка нижней нитки. Регулятор строчки. Машинная закрепка. Выполнение зигзагообразных строчек. Тест: «Устройства швейной машины». | Знать: Сведения о швейных машинах. Правила посадки за швейной машиной и правила безопасной работы на швейной машине. Устройство швейной машины. Устройство привода швейной машины: винт-разъединитель. Машинная игла. Устройство машинной иглы. Виды машинных игл. Подбор машинных игл и ниток. Моталка. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней нитки; заправка нижней нитки. Регулятор строчки. Машинная закрепка. Выполнение зигзагообразных строчек. Уметь: Правильно сесть за швейную машину. Соблюдать правила безопасной работы на швейной машине. Производить подбор машинных игл и ниток. Производить намотку нитки на шпульку; заправку верхней нитки; заправку нижней нитки. Выполнять машинную закрепку. Выполнение зигзагообразных строчек. |
Машинные работы. Выполнение стачного шва взаутюжку и в разутюжку. Двойной шов. Выполнение двойного шва на образце. Накладной шов с закрытым срезом. Выполнение накладного шва с одним закрытым срезом. Накладной шов с двумя закрытыми срезами. Выполнение накладного шва. Шов вподгибку с закрытым срезом. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. Шов вподгибку с открытым срезом. Выполнение шва вподгибку с открытым срезом. Обтачной шов. Выполнение обтачного шва на образце. | 15 | Стачной шов. Двойной шов. Накладной шов с закрытым срезом. Накладной шов с двумя закрытыми срезами. Шов вподгибку с закрытым срезом. Шов вподгибку с открытым срезом. Обтачной шов. | Знать: Стачной шов. Двойной шов. Накладной шов с закрытым срезом. Накладной шов с двумя закрытыми срезами. Шов вподгибку с закрытым срезом. Шов вподгибку с открытым срезом. Обтачной шов. Уметь: Выполнение стачного шва взаутюжку и в разутюжку. Выполнение двойного шва на образце. Выполнение накладного шва с одним закрытым срезом. Выполнение накладного шва. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. Выполнение шва вподгибку с открытым срезом. Выполнение обтачного шва на образце. |
Пошив изделия: « Головной платок». Построение чертежа и изготовление выкройки головного платка. Подготовка выкройки к раскрою. Название х/б тканей. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой. Подготовка швейной машины к шитью. Обработка поперечных срезов. Обработка долевых срезов. Обработка углов платка. Проверочная работа по пройденной теме. | 10 | Построение чертежа и изготовление выкройки головного платка. Подготовка выкройки к раскрою. Название х/б тканей. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой. Подготовка швейной машины к шитью. Обработка поперечных срезов. Обработка долевых срезов. Обработка углов платка. Проверочная работа по пройденной теме. | Знать: Построение чертежа и изготовление выкройки головного платка. Подготовка выкройки к раскрою. Название х/б тканей. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой. Подготовка швейной машины к шитью. Обработка поперечных срезов. Обработка долевых срезов. Обработка углов платка. Проверочная работа по пройденной теме. Уметь: Воспроизводить построение чертежа и изготовление выкройки головного платка. Проводить подготовку выкройки к раскрою; подготовку ткани к раскрою; раскрой. Подготовка швейной машины к шитью. Обработка поперечных срезов. Обработка долевых срезов. Обработка углов платка. |
Пошив изделия: « Мешочек для хранения работ». Название тканей используемых для пошива мешочка. Применяемые ручные и машинные швы. Выполнение отделки. Обработка боковых срезов мешочка стачным швом. Обработка верхнего среза краевым швом. Продергивание шнура. Утюжка изделия. Контрольный опрос по проделанной работе. | 11 | | |
Пошив изделия: «Салфетка квадратной или прямоугольной формы». Ткань применяемая для изготовления салфеток. План работы по изготовлению салфеток. Подготовка ткани к раскрою. Обработка срезов салфетки краевым швом. Выполнение вышывки. Контрольный опрос по проделанной работе. | 12 | Ткань применяемая для изготовления салфеток. План работы по изготовлению салфеток. Подготовка ткани к раскрою. Обработка срезов салфетки краевым швом. Выполнение вышивки. | Знать: Ткань, применяемая для изготовления салфеток. План работы по изготовлению салфеток. Подготовка ткани к раскрою. Уметь: Составлять план работы по изготовлению салфеток. Выполнять подготовку ткани к раскрою. Обработку срезов салфетки краевым швом. Выполнение вышивки. |
Изготовление изделия: «Наволочка с клапаном». Ткани. Фасоны. Стандартные изделия. Применяемые швы. Расчет расхода ткани. Построение чертежа. Подготовка выкройки наволочки к раскрою. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой. План работы по пошиву наволочки. Обработка поперечных срезов наволочки. Выполнение разметки длины клапана. Обработка боковых срезов двойным швом. Тестирование по пройденной теме. | 12 | Ткани. Фасоны. Стандартные изделия. Применяемые швы. Расчет расхода ткани. Построение чертежа. Подготовка выкройки наволочки к раскрою. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой. План работы по пошиву наволочки. Обработка поперечных срезов наволочки. Выполнение разметки длины клапана. Обработка боковых срезов двойным швом. | Знать: Ткани. Фасоны. Стандартные изделия. При меняемые швы. План работы по пошиву наволочки. Обработку поперечных срезов. Уметь: Выполнять расчет расхода ткани; построение чертежа; подготовку выкройки наволочки к раскрою; подготовку ткани к раскрою; раскладку выкройки на ткани и раскрой. Составлять план работы по пошиву наволочки. Выполнять обработку поперечных срезов наволочки; выполнять разметку длины клапана; обработку боковых срезов двойным швом. |
Самостоятельная работа: «Изготовление наволочки». | 6 | План работы по пошиву наволочки. Обработка поперечных срезов наволочки. Выполнение разметки длины клапана. Обработка боковых срезов двойным швом. | Уметь: Составлять план работы по пошиву наволочки. Выполнять обработку поперечных срезов наволочки. Выполнять разметку длины клапана; обработку боковых срезов двойным швом. Производить обработку наволочки с помощью инструкционной карты. |
Изготовление изделия: «Сумки хозяйственной». Фасоны сумок. Ткани, детали, размеры сумки. Расчет рас хода ткани. Построение чертежа и подготовка выкроек деталей к раскрою. Раскрой сумки. Пошив сумки. Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Обработка верхних срезов сумки с одновременным втачиванием ручек. Обработка боковых срезов основной детали, застрачивание углов. Утюжка готового изделия. Тестирование по пройденной теме. | 13 | Фасоны сумок. Ткани, детали, размеры сумки. Расчет рас хода ткани. Построение чертежа и подготовка выкроек деталей к раскрою. Раскрой сумки. Пошив сумки. Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Обработка верхних срезов сумки с одновременным втачиванием ручек. Обработка боковых срезов основной детали, застрачивание углов. Утюжка готового изделия. | Знать: Фасоны сумок. Ткани, детали, размеры сумки. Расчет рас хода ткани. Обработку деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Обработку верхних срезов сумки с одновременным втачиванием ручек. Обработку боковых срезов основной детали, застрачивание углов. Уметь: Производить расчет рас хода ткани. Построение чертежа и подготовка выкроек деталей к раскрою. Раскрой сумки. Пошив сумки. Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Обработка верхних срезов сумки с одновременным втачиванием ручек. Обработка боковых срезов основной детали, застрачивание углов. Утюжка готового изделия. |
Лоскутная техника. Изготовление прихватки. Историческая справка. Инструменты, материалы, оборудование. Подготовка материалов к работе. Определение прочности окраски. Стирка и накрахмаливание тканей. Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку. Шаблоны для раскроя элементов орнамента. Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой. Составление «рисунка» лицевой поверхности прихватки. Соединение деталей между собой. Разутюживание шва. Соединение соседних полос и разутюжка припусков. Собрание рисунка, стачивание и приутюживание. Соединение деталей и окончательная обработка прихватки. Сметывание деталей прихватки. Выполнение окантовки изделия. Выполнение воздушной петли. Контрольный опрос по проделанной работе. Самостоятельная творческая работа по изготовлению подарочного изделия с использованием лоскутной пластики. | 35 | Историческая справка. Инструменты, материалы, оборудование. Подготовка материалов к работе. Определение прочности окраски. Стирка и накрахмаливание тканей. Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку. Шаблоны для раскроя элементов орнамента. Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой. Составление «рисунка» лицевой поверхности прихватки. Соединение деталей между собой. Разутюживание шва. Соединение соседних полос и разутюжка припусков. Собрание рисунка, стачивание и приутюживание. Соединение деталей и окончательная обработка прихватки. Сметывание деталей прихватки. Самостоятельная творческая работа по изготовлению подарочного изделия с использованием лоскутной пластики. | Знать: Историческая справка. Инструменты, материалы, оборудование. Подготовка материалов к работе. Определение прочности окраски. Стирка и накрахмаливание тканей. Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку. Шаблоны для раскроя элементов орнамента. Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой. Составление «рисунка» лицевой поверхности прихватки. Уметь: Составлять детали «рисунка» лицевой поверхности прихватки. Соединение деталей между собой. Разутюживание шва. Соединение соседних полос и разутюжка припусков. Собрание рисунка, стачивание и приутюживание. Соединение деталей и окончательная обработка прихватки. Сметывание деталей прихватки. Выполнение окантовки изделия. Выполнение воздушной петли. Самостоятельная творческая работа по изготовлению подарочного изделия с использованием лоскутной пластики. |
Вязание крючком. Историческая справка. Инструменты и материалы. Подготовка к работе материалов, бывших в употреблении. Основные виды петель. Вязание полотна. Начало вязания. Вязание рядами. Плотность вязания. Закрепление вязания. Самостоятельная работа по изготовлению прихватки. | 15 | Историческая справка. Инструменты и материалы. Подготовка к работе материалов, бывших в употреблении. Основные виды петель. Вязание полотна. Начало вязания. Вязание рядами. Плотность вязания. Закрепление вязания. Самостоятельная работа по изготовлению прихватки. | Знать: Историческая справка. Инструменты и материалы. Подготовка к работе материалов, бывших в употреблении. Основные виды петель. Вязание полотна. Начало вязания. Вязание рядами. Плотность вязания. Закрепление вязания. Уметь: Самостоятельно выполнять работу по изготовлению прихватки. |
4. Требования к уровню подготовки
Должны владеть компетенциями:
- информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
- социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
- эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями).
Должны знать/понимать:
-строение и основные свойства хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей (из натуральных и искусственных волокон) и их применение, полную характеристику стачных швов (в заутюжку, в разутюжку, обтачных): ширину их в изделиях легкого платья, последовательность соединения основных деталей поясных и плечевых изделий.
-основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
-назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
-виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.
Должны уметь:
- распознавать ткань, качественно выполнять все виды швов, обрабатывать срезы швов, верхние и нижние срезы поясных изделий, выполнять мелкий ремонт одежды.
-рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
- мелкого ремонта изделий из различных материалов;
- создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;
- обеспечения безопасности труда.
5. Учебно-методическое обеспечение
Технология. Швейное дело:учеб.для 5 кл. спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида /Г.Б.Картушина Г.Г. Мозговая 5-е издание-М.: Прсвещение,2009г.
Технология. Швеейное дело: рабочая тетрадь для 5 кл. спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида /Г.Б.Картушина Г.Г.Мозговая Издательство «Просвещение», 2009г.
Технология. 5 класс. Швейное дело: разработки уроков / Л.В.Боброва. - Волгоград: Учитель, 2010г.
Дополнительная литература:
1. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек, 5 класс. Пособие для учителей. М.: - Школьная пресса, 2006
2.Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
3. Ильина Н. Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. - М.: ООО «Дельта», 2005 г.
4. Исаев В.В. Оборудование швейных предприятий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1998
6. Календарно-тематический план. 5 класс
№ урока | Название раздела, темы, урока | Кол-во часов | Дата |
План. | Факт. |
1 2 | Вводное занятие Техника безопасности | 2 | | |
3 4 | Элементы материаловедения. Хлопчатобумажное волокно. Получение ткани. | 2 | |  |
5 6 | Сведения о тканях. Сведения о тканях. | 2 | | |
Ручные работы. 31ч . |
7 8 | Подготовка к выполнению ручных швейных работ. Техника безопасности при ручных работах. | 2 | | |
9 10 | Электрический утюг. Техника безопасности при работе с утюгом. Организация рабочего места для выполнения утюжильных работ | 2 | | |
11 12 | Сведения о ручных стежках и строчках. Прямые стежки. | 2 | | |
13 14 | Косые стежки. Выполнение косых стежков. | 2 | | |
15 16 | Крестообразные стежки. Выполнение крестообразных стежков. | 2 | | |
17 18 | Петлеобразные стежки. Выполнение петлеобразных стежков. | 2 | | |
19 20 | Петельные стежки. Выполнение петельных стежков. | 2 | | |
21 22 | Отделочные ручные стежки. Стежки вперёд иголку. Выполнение стежков «вперёд иголку» с перевивом. | 2 | | |
23 24 | Стебельчатые стежки. Выполнение стебельчатых стежков | 2 | | |
25 26 | Тамбурные стежки. Выполнение тамбурных стежков. | 2 | | |
27 28 | Способы перевода рисунка на ткань. Перевод рисунка на ткань | 2 | | |
29 30 31 32 | Творческая работа с применением изученных ручных стежков. Выполнение творческой работы. Выполнение творческой работы. Выполнение творческой работы. | 4 | | |
33 34 | Ручной стачной шов. Выполнение ручного стачного шва. | 2 | | |
35 36 | Ручной шов вподгибку с закрытым срезом. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. | 2 | | |
37 | Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. | 1 | | |
| Ремонт одежды. 14ч. | | | |
38 39 | Сведения о пуговицах. Пришивание пуговиц. | 2 | | |
40- 41 | Выполнение ремонта по распоровшемуся шву. Выполнение ремонта по распоровшемуся шву. | 2 | | |
42- 43 | Выполнение ремонта одежды в месте разрыва ткани. Выполнение ремонта одежды в месте разрыва ткани. | 2 | | |
44- 45 | Изготовление вешалки. Изготовление вешалки. | 2 | | |
46 | Соединение вешалки с образцом ткани. | 1 | | |
47- 48 | Втачивание вешалки в шов вподгибку с закрытым срезом на образце. Втачивание вешалки в шов вподгибку с закрытым срезом на образце. | 2 | | |
49 50 51 | Декоративная заплата-аппликация. Декоративная заплата-аппликация. Декоративная заплата-аппликация. | 3 | | |
| Швейная машина. 18ч. | | | |
52- 53 | Сведения о швейных машинах. Правила посадки за швейной машиной. Правила безопасной работы на швейной машине. | 2 | | |
54- 55 | Устройство швейной машины. Устройство швейной машины. | 2 | | |
56- 57 | Устройство привода швейной машины: винт-разъединитель. Устройство привода швейной машины: винт-разъединитель | 2 | | |
58- 59 | Машинная игла. Устройство машинной иглы. Виды машинных игл. Подбор машинных игл и ниток. | 2 | | |
60- 61 | Моталка. Намотка нитки на шпульку. | 2 | | |
62- 63 | Заправка верхней нитки; Заправка нижней нитки. | 2 | | |
64- 65 | Регулятор строчки. Машинная закрепка. | 2 | | |
66- 67 | Выполнение зигзагообразных строчек. Выполнение зигзагообразных строчек | 2 | | |
68- 69 | Контрольная работа. Тест: «Устройства швейной машины». Контрольная работа. Тест: «Устройства швейной машины». | 2 | | |
| Машинные работы. 15ч. | | | |
70- 71 | Выполнение стачного шва взаутюжку и в разутюжку. Выполнение стачного шва взаутюжку и в разутюжку. | 2 | | |
72- 73 | Двойной шов. Выполнение двойного шва на образце. | 2 | | |
74- 75 | Накладной шов с закрытым срезом. Выполнение накладного шва с одним закрытым срезом. | 2 | | |
76- 77 | Накладной шов с двумя закрытыми срезами. Выполнение накладного шва. | 2 | | |
78- 79 | Шов вподгибку с закрытым срезом Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. | 2 | | |
80- 81 | Шов вподгибку с открытым срезом Выполнение шва вподгибку с открытым срезом. | 2 | | |
82 83 84 | Обтачной шов. Выполнение стачного шва взаутюжку и в разутюжку. Выполнение обтачного шва на образце. | 3 | | |
| Пошив изделия: «Головной платок». 10ч. | | | |
85- 86 | Построение чертежа и изготовление выкройки головного платка. Подготовка выкройки к раскрою. | 2 | | |
87- 88 | Название х/б тканей. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой. | 2 | | |
89- 90 | Подготовка швейной машины к шитью. Обработка поперечных срезов. | 2 | | |
91- 92 | Обработка долевых срезов. Обработка долевых срезов. | 2 | | |
93 | Обработка углов платка. | 1 | | |
94 | Проверочная работа по пройденной теме. | 1 | | |
| Пошив изделия: «Мешочек для хранения изделий». 11ч. | | | |
95- 96 | Названия тканей используемых для пошива мешочка. Применяемые ручные и машинные швы. | 2 | | |
97- 98 | Выполнение отделки. Выполнение отделки. | 2 | | |
99-100 | Обработка боковых срезов. Обработка боковых срезов. | 2 | | |
101-102 | Обработка верхнего среза. Обработка верхнего среза. | 2 | | |
103-104 | Продергивание шнура. Утюжка изделия. | 2 | | |
105 | Контрольный опрос по проделанной работе. | 1 | | |
| Пошив изделия: «Салфетка квадратной или прямоугольной формы» 12ч. | | | |
106-107 | Ткань применяемая для изготовления салфеток. План работы по изготовлению салфетки. | 2 | | |
108-109 | Подготовка ткани к раскрою. Подготовка ткани к раскрою. | 2 | | |
110 111 112 | Обработка срезов салфетки. Обработка срезов салфетки. Обработка срезов салфетки. | 3 | | |
113 114 115 116 | Выполнение вышивки. Выполнение вышивки. Выполнение вышивки. Выполнение вышивки. | 4 | | |
117 | Контрольный опрос по проделанной работе. | 1 | | |
| Изготовление изделия: «Наволочка с клапаном». 12ч. | | | |
118-119 | Ткани. Фасоны. Стандартные изделия. Применяемые швы. Расчет расхода ткани. Построение чертежа. | 2 | | |
120-121 | Подготовка выкройки наволочки к раскрою. Подготовка выкройки наволочки к раскрою. | 2 | | |
122-123 | Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой. | 2 | | |
124-125 | План работы по пошиву наволочки. План работы по пошиву наволочки. | 2 | | |
126 127 128 | Выполнение разметки длины клапана. Обработка боковых срезов. Обработка боковых срезов. | 3 | | |
129 | Контрольная работа. Тестирование по пройденной теме. | 1 | | |
| Самостоятельная работа: «Изготовление наволочки». 6ч. | | | |
130 131 132 133 134 135 | Пошив наволочки по технологической карте. Пошив наволочки по технологической карте. Пошив наволочки по технологической карте. Пошив наволочки по технологической карте. Пошив наволочки по технологической карте. Пошив наволочки по технологической карте. | 6 | | |
| Изготовление изделия: «Сумки хозяйственной». 13ч. | | | |
136- 137 138 | Фасоны сумок. Ткани, детали, размеры сумки. Расчет расхода ткани. | 3 | | |
139-140 | Раскрой сумки. Раскрой сумки. | 2 | | |
141-142 | Пошив сумки. Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. | 2 | | |
143- 144 | Обработка верхних срезов основной детали сумки с одновременным втачиванием ручек. Обработка верхних срезов основной детали сумки с одновременным втачиванием ручек. | 2 | | |
145- 146 | Обработка боковых срезов основной детали сумки, застрачивание углов основной детали. Обработка боковых срезов основной детали сумки, застрачивание углов основной детали. | 2 | | |
147 | Утюжка готового изделия. | 1 | | |
148 | Контрольная работа. Тестирование по пройденной теме. | 1 | | |
| Лоскутная техника. Изготовление прихватки. 23ч. | | | |
149 | Историческая справка. | 1 | | |
150 | Инструменты, материалы и оборудование. | 1 | | |
151-152 | Подготовка материалов к работе. Подготовка материалов к работе. | 2 | | |
153-154 | Шаблоны для раскроя элементов орнамента. Шаблоны для раскроя элементов орнамента. | 2 | | |
155-156 | Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой. | 2 | | |
157-158 | Составление «рисунка» лицевой поверхности прихватки. Составление «рисунка» лицевой поверхности прихватки. | 2 | | |
159-160 | Соединение соседних полос и разутюжка припусков. Соединение соседних полос и разутюжка припусков. | 2 | | |
161-162 | Собрание рисунка, стачивание и приутюживание. Собрание рисунка, стачивание и приутюживание. | 2 | | |
163-164 | Соединение деталей и окончательная обработка прихватки. Сметывание деталей прихватки. | 2 | | |
165 166 167 168 | Выполнение окантовки изделия. Выполнение окантовки изделия. Выполнение окантовки изделия. Выполнение окантовки изделия. | 4 | | |
169-170 | Выполнение воздушной петли. Выполнение воздушной петли. | 2 | | |
171 | Контрольный опрос по проделанной работе. | 1 | | |
172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 | Изготовление изделия с использованием лоскутной пластики. Изготовление изделия с использованием лоскутной пластики. Изготовление изделия с использованием лоскутной пластики. Изготовление изделия с использованием лоскутной пластики. Изготовление изделия с использованием лоскутной пластики. Изготовление изделия с использованием лоскутной пластики. Изготовление изделия с использованием лоскутной пластики. Изготовление изделия с использованием лоскутной пластики. Изготовление изделия с использованием лоскутной пластики. Изготовление изделия с использованием лоскутной пластики. Изготовление изделия с использованием лоскутной пластики. Изготовление изделия с использованием лоскутной пластики. | 12 | | |
| Вязание крючком. 15 | | | |
184-185 | Историческая справка. Инструменты и материалы. Подготовка к работе материалов, бывших в употреблении. | 2 | | |
186-190 | Основные виды петель. Основные виды петель. | 5 | | |
191 192 193 194 | Вязание полотна. Начало вязания. Вязание рядами. Плотность вязания. Закрепление вязания. | 4 | | |
195 196 197 198 | Вязание образца столбиками с накидом. Вязание образца столбиками с накидом. Вязание образца столбиками с накидом. Вязание образца столбиками с накидом. | 4 | | |
19