Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа деревни Верхний Алыштан
Утверждаю
Рассмотрено и согласовано Директор школы
На заседании педагогического совета Приказ № 29
29.08.2017г. Протокол №2 от 01.09.17
_________Барышникова Н.И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному (русскому) языку
Наименование курса: Родной (русский) язык
Класс: 5-6
Уровень общего образования: основная школа
Учитель русского языка и литературы: Барышникова Наталия Ивановна
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 17 часов в год; в неделю 0,5 ч.
2017г.
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по русскому языку. 5—9 классы. Авторы программы: В. В. Бабайцева — редактор, А. Ю. Купалова, Е. Я. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Л. Д. Чеснокова. -М.; Дрофа, 2010
Учебник: Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Серия Вертикаль. Издательство «Дрофа», 2016;
Компонент учебного комплекса — «Русский язык. Русская речь» Е. И. Никитиной обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся. Задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи школьников, повышению культуры речевого общения.
Система работы по развитию связной речи учащихся 6 классов учитывает следующие положения.
1. Связь работы по развитию речи с социальным опытом учащихся (тематика устных и письменных высказываний предлагается с учётом их жизненного опыта, запаса знаний, впечатлений и наблюдений: «пиши и говори о том, что знаешь, видел, пережил, продумал, прочувствовал»).
2. Взаимосвязь в работе по развитию устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной формы речи.
3. Связь работы по развитию речи с изучением русского языка (фонетики, лексики, морфемики, грамматики и стилистики русского языка).
4. Связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения (необходимая соотнесённость в тематике, жанрах художественных произведений и ученических сочинений, в работе над художественными средствами языка, над отдельными видами пересказа и изложения — близкого к тексту, сжатого, выборочного и т. п.).
5. Опора на межпредметные связи. Создание единого речевого режима в школе. Единая система развития связной речи учащихся в начальном и среднем звене обучения.
Текст рассматривается как единица языка и речи. Как единица языка текст имеет типовые схемы, по которым строятся повествование, описание и рассуждение. Текст — продукт речевой деятельности учащихся.
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты
Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Распознавать виды речевой деятельности, различают формы речи, составлять связное монологическое высказывание на заданную тему. Знать виды речевой деятельности, различают формы речи, составлять связное монологическое высказывание на заданную тему. Анализировать речевые ситуации, отражённые в рисунках. Отвечать на вопросы учителя. Использовать «формулы» речевой ситуации. Формулировать выводы по итогам наблюдений по теме. Устанавливать различия между набором разрозненных предложений и текстом. Вести эксперимент с изменением порядка предложений и слов в них и делать выводы. Читать, пересказывать и составлять связный текст. Осмыслять темы высказывания. Анализировать связный текст. Восстанавливать деформированный текст. Редактировать речевые высказывания. Озаглавливать текст. Сравнивать близкие, но разные темы высказываний. Определять тему исходного текста. Соотносить с ней тему текста для выборочного изложения. Выразительно читать текст. Определять тему и основную мысль высказывания. Устанавливать связи между темой и идеей текста. Осмыслять способы выражения темы и основной мысли текста. Составлять схемы структуры текста. Пересказывать связный текст. Передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Составлять связный текст на основе рисунков. Отвечать на вопросы учителя. Различать функциональные стили речи (разговорный, научный, художественный).
Сопоставлять разговорный и книжный стили речи. Анализировать тексты разговорного стиля с точки зрения его языковых особенностей.
Осмыслять цели научного стиля в процессе анализа текстов. Вести наблюдения над языковыми приметами научного стиля. Отвечать на вопросы лингвистического характера. Работать со словарями и справочниками.
Осмыслять роль и задачи художественного стиля как средства воздействия на чувства читателя и слушателя. Осмыслять суть метафоры как скрытого сравнения в процессе анализа языкового материала учебника. Анализировать готовые загадки на основе метафоры. Составлять собственные загадки на основе метафоры.
Сопоставлять тексты на одну и ту же тему в разных стилях речи. Анализировать средства выразительности в текстах художественного стиля
Различать функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Сопоставлять типы речи на материале текстов учебника и опыта речевого общения учащихся. Упражняться в определении типа речи.
Анализировать текст-повествование. Составлять текст-повествование по рисункам и воображаемому сюжету. Ознакомиться с различными формами повествования (от разного лица)
Давать общую характеристику предмета. Выявлять отдельные признаки и детали предмета. Сопоставлять описание предмета в научном и художественном стилях. Выявлять приметы художественного описания в связном тексте. Осознавать авторскую позицию в художественном описании предмета. Готовиться к домашнему сочинению-описанию предмета по памятке. Воспринимать особенности видов связи предложений в тексте. Осваивать законы построения текстов с цепной и параллельной связью предложений. Анализировать связные тексты. Различать способы смысловой связи предложений в тексте, применять их на практике. Знать особенности цепной связи, строить схему текста, определять способ связи предложений в тексте, составлять текст на основе цепного вида связи, понимают роль сцепляющих слов, уметь использовать в роли таковых повторяющиеся, однокоренные слова и личные местоимения. Знать особенности параллельной связи, определять способ связи предложений в тексте, составлять текст на основе параллельного или цепного вида связи, понимать различие между разными видами связи предложений в тесте
Понимать различие между простым и сложным планами, составлять простой и сложный планы к тексту, использовать план при разных видах учебной деятельности (пересказ, сочинение, изложение), грамотно оформлять сложный план на письме. Определять тему и основную мысль текста, составлять простой план текста, выбирать из текста информацию, соответствующую теме, делить текст на абзацы, осуществлять самоконтроль в процессе работы над черновиком изложения (находить и исправлять различные типы ошибок). Анализировать композицию текста. Вычленять микротемы текста. Озаглавливать части текста. Составлять простой план текста. Пересказывать текст по плану. Формулировать ответ на вопрос в форме монолога. Понимать роль сцепляющих слов, уметь использовать в роли таковых повторяющиеся, однокоренные слова и личные местоимения. Обнаруживать лексические средства связи предложений в тексте (синонимы, антонимы), составлять тексты, используя данные средства связи, определять вид связи предложений в тексте. Воспроизводить в письменной форме прослушанный текст в соответствии с заданной степенью свернутости (выборочная информация), соблюдать нормы построения текста, орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые нормы. Усваивать нормы литературного языка. Совершенствовать устную речь. Редактировать тексты с нарушением речевой нормы. Создавать письменный текст художественного стиля с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдать нормы построения текста, орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые нормы языка, уметь находить различные типы ошибок в процессе редактирования черновика и исправлять их, совершенствовать собственный текст. Осуществлять осознанный выбор речевых средств в зависимости от цели, темы основной мысли, адресата, ситуации и условий общения; анализировать образцы устной и письменной речи на предмет её соответствия нормам языка; сопоставлять речевые
высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и используемых языковых средств; корректировать свою и чужую речь, осознавать важность нормативного произношения для культурного человека, овладевать изученными в течение года орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами языка, извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей.
Метапредметные результаты
Коммуникативные:слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи. строить монологи и участвовать в диалоге; использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений; учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства; принимать участие в коллективных проектах осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе; открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе; адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности; использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга
Регулятивные:
саморегулировать ситуацию, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач;
определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;проектировать траектории развития и маршрута преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. саморегулировать ситуацию, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач;определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;проектировать траектории развития и маршрута преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Познавательные
Извлекать информацию из учебного текста. Расширять представления о видах речевой деятельности, видах чтения и аудирования. овладеть основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов; формировать умения выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстовых); овладеть навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его содержания - в справочной литературе; использовать ресурсы библиотек, осуществлять поиск информации в сети Интернет; записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ, расширять сферы познавательных интересов; осваивать в ходе практических упражнений широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач; учиться воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты; извлекать информацию из учебного текста. Расширять представления о видах речевой деятельности, видах чтения и аудирования. понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Личностные результаты
Уважительно относиться к русскому языку, видеть необходимость владения русским языком для учебной деятельности. Воспринимать искусство и словесность как значимую сферу жизни, нравственный и эстетический ориентир; формировать умение видеть красоту, ценность и хрупкость мира; развивать ценностное отношения к природе, окружающей среде, к культуре и искусству; воспринимать прекрасное: и в природе, и в сфере человеческих чувств, и в пространстве культурных ценностей, и в истории Отечества;научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Основное содержание учебного предмета
родной (русский) язык
Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.
Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Составление плана текста, тезисов.
Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
5 КЛАСС
0,5 часов в неделю,
Всего17 часов
Наименование раздела/темы с указанием количества часов. Язык и речь (1 ч. ) |
№п/п | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Тема урока | Примечание |
1 | | | Язык и речь |
Текст как единица речи. (3 ч. ) |
2 | | | Текст как единица речи. Признаки текста. Тема и идея текста. | |
3 | | | Связь предложений в тексте. |
4 | | | Языковые средства раскрытия идеи |
Понятие о функциональных стилях речи и функционально-смысловых типах речи. Разговорный и книжные стили речи. Научный стиль. Художественный стиль. (5 ч. ) |
№п/п | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Тема урока | Примечание |
5 | | | Понятие о функциональных стилях речи и функционально-смысловых типах речи. |
6 | | | Разговорный и книжные стили речи. Научный стиль. Художественный стиль. |
7 | | | Выразительные средства речи. Метафора как средство выразительности речи. Эмоционально-оценочная лексика и эмоционально окрашенные предложения как средство выполнения задач художественного стиля. |
8 | | | Типы речи. Описание. Повествование. Рассуждение. |
9 | | | Рассказ как повествовательный жанр. |
Речь письменная и устная. (1ч. ) |
№п/п | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Тема урока | Примечание |
10 | | | Речь письменная и устная. Понятие о сфере и ситуации речевого общения. Монолог, диалог. |
Понятие о способах смысловой связи предложений в тексте. (1 ч. ) |
№п/п | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Тема урока | Примечание |
11 | | | Понятие о способах смысловой связи предложений в тексте. Связь цепная (последовательная) и параллельная. |
План текста (2 ч. ) |
№п/п | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Тема урока | Примечание
|
12 | | | Простой план текста. Тема и основная мысль текста. |
13 | | | Заголовок как способ отражения темы и идеи текста |
Понятие о средствах связи предложений в тексте (2 ч. ) |
№п/п | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Тема урока | Примечание |
14 | | | Лексический повтор |
15 | | | Синонимы и местоимения как средства выражения цепной связи предложений в тексте. | | |
Язык художественной литературы. (2 ч. ) |
№п/п | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Тема урока | Примечание
|
16 | | | Язык художественной литературы. Понятие о литературном языке |
17 | | | Понятие о литературном языке. Речевая норма. |
6 класс
0,5 часов в неделю Всего17 часов
№п/п | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Тема урока | Примечание
|
1 | | | Р/Р Признаки текста |
2 | | | Р/Р Темы широкие и узкие | |
3 | | | Р/Р Простой и сложный план | |
4 | | | Р/Р Сравнение.Метафора. Эпитет | |
6 | | | Р/Р Описательный оборот | |
7 | | | Р/Р Официально- деловой стиль речи | |
9 | | | Р/Р.Метафора. Анализ ошибок. | |
10 | | | Р/Р Описание природы. Зима | |
12 | | | Р/Р Описание помещения | |
14 | | | Р/Р Рассказ на основе услышанного | |
16 | | | Р/Р Рассуждение в рамках стиля | |
17 | | | Р/Р Как создать киносценарий | |
2