СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа для 2 -3 классов по русскому языку.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Боравская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Рабочая программа
по русскому языку
для 1 - 4 классов
(срок реализации – 4 года)
Составитель: Ельникова Наталья Васильевна, учитель 1 квалификационной категории
Бобрава – 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы на основе следующих нормативно-правовых документов: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»; Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. («Школа России» Сборник рабочих программ. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011). Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;Основной образовательной программы начального общего образования Бобравской СОШ;; учебного плана Бобравской СОШ на 2017-2018 учебный год.
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 204 ч (6 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Изучение русского языка предусматривает использование следующего учебно-методического комплекса:
1.УЧЕБНИКИ
Обучение грамоте
Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник: 1 класс. Часть 1,2.
Русский язык
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2-4 класс. Часть 1,2.
2.Прописи (Обучение грамоте)
Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись. Части 1, 2, 3, 4.
3.РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ (Русский язык)
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс.
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь: 2 -4класс. Часть 1,2.
4.МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
Обучение грамоте
Горецкий В.Г. И др. Обучение грамоте.
Русский язык
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 1-4 класс.
Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В результате изучения курса русского языка учащиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников,
освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные;
согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные
звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной
речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с
однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового
словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении
(простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
- определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
- определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число,
падеж;
- определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия,
предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор
простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать
правильность разбора;
- различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
- применять правила правописания (в объёме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
- писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографическихи пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и
определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
- оценивать правильность (уместность) выбора языковыхи неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение и аргументировать его;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие
тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных
типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком
предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА КУРСА.
№ п/п | Разделы, темы |
|
| ||||
Кол-во часов по классам | Контрольные и другие работы | ||||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. |
| |||
| Количество часов | 165 | 204 | 204 | 204 |
| |
I | Обучение грамоте (обучение письму) | 115 | - | - | - |
| |
1. | Фонетика | 13 | - | - | - |
| |
2. | Графика | 10 | - | - | - |
| |
3. | Чтение | Изучается во всех разделах курса |
|
|
|
| |
4. | Письмо | 62 | - | - | - |
| |
5. | Слово и предложение | 7 | - | - | - |
| |
6. | Орфография | 18 | - | - | - |
| |
7. | Развитие речи | 5 | - | - | - |
| |
II | Систематический курс | 50 | 204 | 204 | 204 |
| |
1. | Фонетика и орфоэпия | 10 | 4 | 8 |
|
| |
2. | Графика | 4 | 5 | - | - |
| |
3. | Лексика | 3 | 5 | 23 |
|
| |
4. | Состав слова (морфемика) | 6 | 22 | 23 |
|
| |
5. | Морфология | 4 | 69 | 81 |
|
| |
6. | Синтаксис | 6 | 64 | 19 |
|
| |
7. | Орфография и пунктуация | 8 | 27 | 35 |
|
| |
8. | Развитие речи | 9 | 8 | 15 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС (207 ч)
Добукварный период (31 ч) |
Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
|
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (120 ч)
|
I. Обучение чтению Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения. II. Обучение письму Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма. III. Развитие устной речи Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках). Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей. Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями). Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя). Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих. Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
|
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (36 ч)
|
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. 1. Круг произведений для чтения. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т. д., Н. Носова, И. Сладкова, Ш. Перро, Л. Муур; стихов А. Фета, А, Майкова, В. Жуковского, А. К. Толстого и др.; совершенствование навыка чтения. Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи, рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.) Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и рассказов; наблюдение над выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью учителя). Совместное (коллективное ив группе), индивидуальное и семейное чтение произведений классиков отечественной и зарубежной литературы. 2. Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений. Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать, понимать и ценить выразительность слова. Формирование умения понимать образные выражения на основе сопоставления двух рядов представлений: реальных (непосредственных) и художественно-образных, развитие способности чувствовать мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха. Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений; развитие интереса к творчеству писателей. Развитие воображения, фантазии и творческих способностей учащихся. 3. Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе общения с природой, миром материальной культуры и искусством. Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления и литературные тексты в альбомы и красочно оформлять их. Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи литературных произведений. 4. Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к прочитанному. Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами, интонацией. |
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС |
1 КЛАСС (50 ч) |
|
Наша речь (2 ч) |
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа. |
Текст, предложение, диалог (3 ч) |
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). |
Слова, слова, слова… (4 ч) |
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. |
Слово и слог. Ударение. (6 ч) |
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).
|
Звуки и буквы (34 ч) |
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах. |
Повторение (1 ч) |
2 КЛАСС(204 ч) |
Наша речь (8 ч) |
Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог. |
Текст (8 ч) |
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста. |
Предложение (18 ч) |
Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении. |
Слова, слова, слова… (22 ч) |
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам. |
Звуки и буквы (59 ч) |
Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь). |
Части речи (69 ч) |
Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги. |
Повторение (20 ч) |
3 КЛАСС (204 Ч) |
Язык и речь (2 ч) |
Наша речь и наш язык. |
Текст. Предложение. Словосочетание (23 ч) |
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания. |
Слово в языке и речи (15ч) |
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений). |
Состав слова (23ч) |
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. Части речи (6ч) |
Правописание частей слова (35ч) |
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). |
Имя существительное (35ч) |
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных. |
Имя прилагательное (17 ч) |
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных. |
Местоимение (5 ч) |
Лицо, число, род личных местоимений. |
Глагол (24 ч) |
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами. |
Повторение (19 ч) |
4 КЛАСС (204 Ч) |
Повторение (18ч) |
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения. |
Слово в языке и речи (29 ч) |
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие. |
Имя существительное (53 ч) |
Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе. |
Имя прилагательное (40 ч) |
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе. |
Личные местоимения (7 ч) |
Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. |
Глагол (42 ч) |
Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени. |
Повторение (15 ч) |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА 2 КЛАСС
№ п/п |
Перечень разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | Примечания | |
план | факт |
| |||
| Наша речь(3ч)
| ||||
1 | Виды речи. Знакомство с учебником. | 1 |
|
|
|
2 | Виды речевой деятельности человека. | 1 |
|
|
|
3 | Диалог и монолог. | 1 |
|
|
|
Текст(4ч.)
| |||||
4 | Признаки текста: целостность, связность, закономерность. | 1 |
|
|
|
5 | Тема и главная мысль текста. Заглавие. | 1 |
|
|
|
6 | Части текста: вступление, основная часть, заключение. | 1 |
|
|
|
7 | Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. | 1 |
|
|
|
Предложение (12 ч.) | |||||
8 | Предложение как единица речи, его назначение и признаки. | 1 |
|
|
|
9 | Логическое (смысловое) ударение в предложении. | 1 |
|
|
|
10 | Знаки препинания конца предложения. | 1 |
|
|
|
11 | Главные члены предложения (основа). | 1 |
|
|
|
12 | Входная диагностическая работа с грамматическим заданием. | 1 |
|
|
|
13 | Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения. | 1 |
|
|
|
14 | Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. | 1 |
|
|
|
15 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 |
|
|
|
16 | Различие и составление распространённых и нераспространённых предложений. | 1 |
|
|
|
17 | Связь слов в предложении. | 1 |
|
|
|
18 | Составление рассказа по картине Остроухова "Золотая осень". | 1 |
|
|
|
19 | Обобщение знаний по теме «Члены предложения». Проверочная работа. | 1 |
|
|
|
Слова, слова, слова...(18 ч.)
| |||||
20 | Номинативная функция слова. | 1 |
|
|
|
21 | Однозначные и многозначные слова. | 1 |
|
|
|
22 | Прямое и переносное значения слов. | 1 |
|
|
|
23 | Работа с толковым и орфографическим словарями. | 1 |
|
|
|
24 | Синонимы. Работа со словарём синонимов. | 1 |
|
|
|
25 | Антонимы. Работа со словарём антонимов. | 1 |
|
|
|
26 | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. | 1 |
|
|
|
27 | Изложение текста по данным к немувопросам. | 1 |
|
|
|
28 | Родственные (однокоренные) слова. Корень слова. | 1 |
|
|
|
29 | Различие родственных слов и синонимов, слов с омонимичными корнями. | 1 |
|
|
|
30 | Выделение корня в однокоренных словах. Работа со словарём. | 1 |
|
|
|
31 | Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение. | 1 |
|
|
|
32 | Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. | 1 |
|
|
|
33 | Словесное и логическое ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. | 1 |
|
|
|
34 | Контрольная работа за период I четверти с грамматическим заданием. | 1 |
|
|
|
35 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками. | 1 |
|
|
|
36 | Перенос слов по слогам. Правила переноса. | 1 |
|
|
|
37 | Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | 1 |
|
|
|
Звуки и буквы(59ч)
| |||||
38 | Звуки и буквы. Различие звуков и букв. | 1 |
|
|
|
39 | Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарём. | 1 |
|
|
|
40 | Коллективное составление рассказа по картине З.Е.Серебрякова «За обедом». | 1 |
|
|
|
41 | Сведения из истории русского языка. Проверочная работа по теме: "Звуки и буквы". | 1 |
|
|
|
42 | Признаки гласного звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е ,ё, ю, я и их функции в слове. | 1 |
|
|
|
43 | Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. | 1 |
|
|
|
44 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 |
|
|
|
45 | Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. | 1 |
|
|
|
46 | Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. | 1 |
|
|
|
47 | Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 |
|
|
|
48 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.
| 1 |
|
|
|
49 | Представление об орфограмме. Проверочный диктант. | 1 |
|
|
|
50 | Поверяемые и непроверяемые орфограммы. | 1 |
|
|
|
51 | Проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова. | 1 |
|
|
|
52 | Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | 1 |
|
|
|
53 | Слова с непроверяемым написанием: одежда, снегирь и др. | 1 |
|
|
|
54 | Работа с орфографическим словарём. | 1 |
|
|
|
55 | Работа со страничками для любознательных. | 1 |
|
|
|
56 | Контрольный диктант по теме «Безударные гласные в корне слова». | 1 |
|
|
|
57 | Работа над ошибками. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. | 1 |
|
|
|
58 | Коллективное составление рассказа по картине С. А.Тутунова "Зима пришла. Детство". | 1 |
|
|
|
59 | Признаки согласного звука. Восстановление деформированного текста по рисунку. | 1 |
|
|
|
| Согласный звук [й] и буква "и краткое" | 1 |
|
|
|
60 | Согласный звук й и буква "и краткое". | 1 |
|
|
|
61 | Произношение и написание слов с удвоенными согласными. | 1 |
|
|
|
62 | Проект "И в шутку и всерьёз". | 1 |
|
|
|
63 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. | 1 |
|
|
|
64 | Различие твёрдых и мягких согласных звуков (парных и непарных). | 1 |
|
|
|
65 | Правописание мягкого знака на конце и в середине слова.
| 1 |
|
|
|
66 | Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. | 1 |
|
|
|
67 | Проект "Пишем письмо". | 1 |
|
|
|
68 | Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. | 1 |
|
|
|
69 | Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но) | 1 |
|
|
|
70 | Контрольный словарный диктант. Работа с текстом. | 1 |
|
|
|
71 | Проект "Рифма". | 1 |
|
|
|
72 | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 |
|
|
|
73 | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 |
|
|
|
74 | Контрольная работа за 2 четверть с грамматическим заданием. | 1 |
|
|
|
75 | Анализ и работа над ошибками. Работа с предложением и текстом. | 1 |
|
|
|
76 | Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначение буквами. | 1 |
|
|
|
77 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. | 1 |
|
|
|
78 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука и его обозначение буквой на письме. | 1 |
|
|
|
79 | Формирование умений находить в словах букву согласного звука, написание которой надо проверять. | 1 |
|
|
|
80 | Умение находить в словах букву согласного звука, написание которой надо проверять. | 1 |
|
|
|
81 | Особенности проверяемых и проверочных слов.
| 1 |
|
|
|
82 | Различие проверочных и проверяемых слов. | 1 |
|
|
|
83 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук. | 1 |
|
|
|
84 | Способы проверки: изменение формы слова, подбор однокоренного слова. | 1 |
|
|
|
85 | Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов. | 1 |
|
|
|
86 | Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения. | 1 |
|
|
|
87 | Парные звонкие и глухие согласные. | 1 |
|
|
|
88 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание слов с парными согласными в конце слова». | 1 |
|
|
|
89 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками.
| 1 |
|
|
|
90 | Слова с непроверяемым написанием: народ, завод, вдруг, сапог. | 1 |
|
|
|
91 | Правописание гласных и согласных в корне слова. Фонетический разбор слова. | 1 |
|
|
|
92 | Составление поздравительной открытки. Проверочный диктант. | 1 |
|
|
|
93 | Использование на письме разделительного мягкого знака. Наблюдение над произношением. | 1 |
|
|
|
94. | Соотношение звукового и буквенного состава. Правило написания Ь знака в словах. | 1 |
|
|
|
95. | Составление устного рассказа по серии рисунков. | 1 |
|
|
|
96. | Контрольное списывание с грамматическим заданием.
| 1 |
|
|
|
Части речи(58ч.) | |||||
97 | Соотнесение слов- названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. | 1 |
|
|
|
98 | Формирование умений работать с графической информацией. | 1 |
|
|
|
99 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 |
|
|
|
100 | Формирование умений распознавать имена существительные среди других частей речи. | 1 |
|
|
|
101 | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными. | 1 |
|
|
|
102 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 |
|
|
|
103 | Классификация имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по значению. | 1 |
|
|
|
104 | Формирование представлений о профессиях и людях труда. | 1 |
|
|
|
105 | Слова с непроверяемым написанием. | 1 |
|
|
|
106 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 |
|
|
|
107 | Заглавная буква в именах собственных. | 1 |
|
|
|
108 | Развитие интереса к происхождению имён и фамилий, истории названия своего города. | 1 |
|
|
|
109 | Составление устного рассказа по картине В.М.Васнецова "Богатыри". | 1 |
|
|
|
110 | Составление рассказа о животном по личным наблюдениям и вопросам.
| 1 |
|
|
|
111 | Изменение имён существительных по числам. | 1 |
|
|
|
112 | Синтаксическая функция имени существительного в предложении. | 1 |
|
|
|
113 | Обобщение знаний об имени существительном. Проверочная работа. | 1 |
|
|
|
114 | Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи. | 1 |
|
|
|
115 | Изложение повествовательного текста по данным вопросам. | 1 |
|
|
|
116 | Контрольная работа с грамматическим заданием по теме "Имя существительное". | 1 |
|
|
|
117 | Анализ ошибок. Работа над ошибками. | 1 |
|
|
|
118 | Глагол как часть речи и употребление его в речи. | 1 |
|
|
|
119 | Синтаксическая функция глагола в предложении. | 1 |
|
|
|
120 | Формирование представлений об обязанностях по дому. | 1 |
|
|
|
121 | Составление рассказа по картине А.К.Саврасова "Грачи прилетели". | 1 |
|
|
|
122 | Изменение глагола по числам. | 1 |
|
|
|
123 | Формирование навыка правильного употребления глаголов в речи. | 1 |
|
|
|
124 | Правописание частицы не с глаголом. | 1 |
|
|
|
125 | Обобщение знаний о глаголе. Проверочная работа. | 1 |
|
|
|
126 | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 1 |
|
|
|
127 | Понятие о тексте-повествовании.
| 1 |
|
|
|
128 | Роль глаголов в тексте-повествовании. | 1 |
|
|
|
129 | Контрольное списывание с грамматическим заданием. | 1 |
|
|
|
130 | Имя прилагательное. | 1 |
|
|
|
131 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 |
|
|
|
132 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 |
|
|
|
133 | Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. | 1 |
|
|
|
134 | Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык. | 1 |
|
|
|
135 | Сравнение как одно из выразительных средств языка.
| 1 |
|
|
|
136 | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 |
|
|
|
137 | Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. | 1 |
|
|
|
138 | Контрольная работа с грамматическим заданием по теме: "Имя прилагательное". | 1 |
|
|
|
139 | Анализ ошибок. Работа над ошибками. | 1 |
|
|
|
140 | Понятие о тексте-описании. | 1 |
|
|
|
141 | Роль имён прилагательных в тексте-описании. | 1 |
|
|
|
142 | Составление текста-описания на основе личных наблюдений. | 1 |
|
|
|
143 | Составление текста-описания по картине Ф.П.Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка". | 1 |
|
|
|
144 | Работа над ошибками. Проверочная работа. | 1 |
|
|
|
145 | Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи. | 1 |
|
|
|
146 | Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. | 1 |
|
|
|
147 | Текст - рассуждение. Структура текста-рассуждения. | 1 |
|
|
|
148 | Обобщение знаний. Проверочная работа по теме "Местоимение". | 1 |
|
|
|
149 | Роль предлогов в речи. Функция предлогов. | 1 |
|
|
|
150 | Правописание предлогов с именами существительными. | 1 |
|
|
|
151 | Восстановление деформированного повествовательного текста.
| 1 |
|
|
|
152 | Обобщение знаний. Проверочная работа по теме "Предлоги". | 1 |
|
|
|
153 | Проект "В словари - за частями речи!". | 1 |
|
|
|
154 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Части речи". | 1 |
|
|
|
Повторение(16ч.) | |||||
155 | Анализ и работа над ошибками. | 1 |
|
|
|
156 | Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. | 1 |
|
|
|
157 | Составление повествовательного текста по вопросам. | 1 |
|
|
|
158 | Предложение. Обобщение знаний о главных членах предложения. | 1 |
|
|
|
159 | Обобщение знаний о простом распространённом и нераспространённом предложении. | 1 |
|
|
|
160 | Контрольный словарный диктант. Слово. | 1 |
|
|
|
161 | Обобщение знаний о правописании имён собственных. | 1 |
|
|
|
162 | Обобщение знаний о правописании слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН, ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | 1 |
|
|
|
163 | Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. | 1 |
|
|
|
164 | Обобщение знаний о правописании парных согласных в корне слова. | 1 |
|
|
|
165 | Обобщение знаний о частях речи. | 1 |
|
|
|
166 | Распознавание частей речи по вопросам и лексическому значению. | 1 |
|
|
|
167 | Звуки и буквы. | 1 |
|
|
|
168 | Обобщение знаний о звуках и буквах. | 1 |
|
|
|
169 | Правила правописания. | 1 |
|
|
|
170 | Итоговый урок | 1 |
|
|
|
| ИТОГО: | 170ч |
|
|
|
Календарно – тематическое планирование по русскому языку на 3 класс
№ |
Тема урока
| Кол –во уроков | Дата проведения
|
| Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наша речь и наш язык (2ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Виды речи и их назначение. Речь – отражение культуры человека. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Для чего нужен язык? Назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Текст (2ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Текст как единица языка и речи. Типы текстов. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предложение (12ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5
| Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге. Знаки препинания в конце предложений. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
6
| Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Виды предложений по цели высказывания. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Виды предложений по интонации :восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений.
| 1 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
9
| Обобщение знаний о видах предложений. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Обращение. Предложения с обращением (общее представление). | 1 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
12
| Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам. | 1
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Упражнение в разборе предложений по членам предложения. |
1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая между частями сложного предложения. | 1 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
15
| Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения.
| 1
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Обобщение знаний о предложении. Контрольный диктант по теме « Предложение» |
1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Словосочетание (3ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17
| Словосочетание (общее представление). | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
18
| Предложение и словосочетание. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». | 1
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
Обобщение знаний о словосочетании и предложении. |
1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слово в языке и речи (6ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Слово и его лексическое значение. Повторение и уточнение представлений о слове. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
22
| Омонимы. Значение, использование омонимов в речи. | 1
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Подробное изложение с языковым анализом текста. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Части речи (6ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26
| Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. | 1
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
27
| Имя существительное. Предлоги с именами существительными.
| 1
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Местоимение. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
29
| Имя прилагательное. | 1
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 |
Глагол. |
1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Имя числительное (общее представление).
| 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Однокоренные слова (1ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных ( родственных) словах, о корне слова. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слово и слог. Звуки и буквы (8ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33
| Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения. | 1
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 |
Правописание безударных гласных в корне слов и гласных после шипящих.
|
1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи – ши, ча-ща, чу-щу. Звуко - буквенный разбор слова. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37-38 | Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком. Проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. | 2 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | Урок развития речи. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | Работа над ошибками, допущенных в изложении (сочинении). Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Рассказ о слове»
| 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Состав слова(23ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42-43 | Правописание корня в однокоренных словах. Чередование гласных и согласных звуков в корнях однокоренных слов. | 2 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47
| Слова, которые не имеют окончания. | 1
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 |
Обобщение знаний о составе слова. Подготовка к контрольному диктанту. |
1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
50
| Приставка. Общее понятие.
| 1
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 | Приставка как значимая часть слова. |
1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 | Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставки. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 | Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
54
| Суффикс. Общее понятие.
| 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 | Суффикс как значимая часть слова. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
56
| Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов. | 1
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 | Обобщение и систематизация знаний о составе слова. Тест. |
1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 | Употребление в речи слов с суффиксами. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 | Основа слова. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом пространстве». | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 | Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 | Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 | Подробное изложение повествовательного текста. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правописание частей слова (35ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65-66 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне. | 2 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
67
| Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова.
| 1
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 |
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. |
1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
69 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Составление текста из деформированных предложений. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
70 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями –оло-,-оро-, - ере-. Работа с текстом. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
71
| Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 1
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
72 |
Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки написания слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком в корне.
|
1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
73
| Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 1
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
74 | Составление текста на основе личных наблюдений или по рисунку. |
1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
75
| Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 1
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
76 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Составление текста по сюжетному рисунку. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
77 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
78 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов, в котором нет непроизносимого согласного звука. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
79 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
80 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне. Проверочный диктант. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
81 | Правописание слов с удвоенными согласными. Работа над ошибками, допущенными в проверочном диктанте.
| 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
82 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
83 | Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
84 | Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы – ек,-ик в словах, их правописание. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
85
| Правописание суффиксов в словах. | 1
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
86 | Правописание приставок в словах. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
87 | Правописание значимых частей слова. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
88 | Правописание приставок и предлогов в словах. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
89
| Правописание приставок и предлогов в словах. | 1
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
90 | Обобщение знаний о приставках и предлогах. Подготовка к контрольному диктанту.
| 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
91
| Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» (с грамматическим заданием) | 1
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
92
| Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Место и роль разделительного твёрдого знака в слове. | 1
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
93 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
94
| Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаками.
| 1
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
95 | Перенос слов с разделительным твёрдым знаком. Жанр объявления. |
1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
96 | Урок развития речи. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
97 | Правописание слов с разделительным твёрдым и другими орфограммами. Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочный диктант. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
98 | Обобщение изученных правил письма. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности « Составляем орфографический словарь».
| 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Части речи. Имя существительное (35ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
99, 100, 101 | Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. | 3 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
102 | Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
103 | Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
104 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
105
| Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Развитие речи: работа с текстом В. Бочарникова « Мал да удал».
| 1
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
106 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные и нарицательные имена существительные. |
1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
107 | Собственные нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных.
| 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
108 | Собственные нарицательные имена существительные. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности « Тайна имени». | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
109 | Число имён существительных, изменение имён существительных по числам. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
110 | Имена существительные, имеющие форму одного числа. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
111 | Род имён существительных: мужской, женский, средний. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
112 113 | Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. | 2 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
114 | Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
115-116 | Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова. | 2 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
117 | Урок развития речи. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
118 | Проверочный (объяснительный) диктант по теме «Имя существительное». | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
119 | Склонение имён существительных ( изменение имён существительных по падежам). | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
120 | Склонение имён существительных ( изменение имён существительных по падежам). | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
121 | Склонение имён существительных ( изменение имён существительных по падежам). Неизменяемые имена существительные. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
122
| Именительный падеж имён существительных. | 1
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
123 | Родительный падеж имён существительных. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
124 | Дательный падеж имён существительных. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
125 | Винительный падеж имён существительных. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
126 | Именительный, родительный, винительный падежи. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
127 | Творительный падеж имён существительных. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
128 | Предложный падеж имён существительных. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
129 | Подробное изложение текста повествовательного типа. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
130 | Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
131 | Все падежи. Начальная и косвенные формы имён существительных. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
132 | Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных» ( с грамматическим заданием).
| 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
133 | Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе и диктанте. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности « Зимняя страничка». | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Имя прилагательное (17ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
134 | Имя прилагательное. Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
135
| Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
136 |
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Заглавная буква в именах собственных. |
1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
137 | Текст-описание. Роль имён прилагательных в тексте-описании. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
138 | Составление текста-описания в научном стиле.
| 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
139 | Сравнение текста И. Долгополова с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна лебедь». | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
140 | Изменение имён прилагательных по родам ( в единственном числе). | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
141 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
142 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
143 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
144-145 | Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. | 2 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
146 | Число имён прилагательных. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
147 | Падеж имён прилагательных (общее представление). | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
148
| Начальная форма имени прилагательного. | 1
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
149
| Упражнение в определении падежа имен прилагательных.
|
1
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
150 | Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи.
|
1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщение знаний об имени прилагательном (6ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
151 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
152
| Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном. | 1
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
153
| Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А.Серова «Девочка с персиками». | 1
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
154 |
Работа над ошибками, допущенными учащимися при написании сочинения. Составление пригласительного письма. |
1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
155
| Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» ( с грамматическим заданием).
| 1
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
156
| Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Рекомендации по осуществлению проектной деятельности «Имена прилагательные в загадках». | 1
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Местоимение (5ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
157 | Личные местоимения 1,2,3-го лица. Лицо и число личных местоимений. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
158 | Род местоимений 3-го лица единственного числа. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
159 | Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
160
| Обсуждение результатов выполнения заданий рубрики «Проверь себя».
| 1
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
161 | Обобщение знаний о местоимении. Тест |
1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глагол (24ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
162 | Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в речи. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
163 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
164
| Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов.
| 1
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
165 |
Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.
|
1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
166 | Составление текста по сюжетным рисункам.
| 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
167 | Начальная ( неопределённая) форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
168 | Неопределённая форма глагола. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
169 | Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.
| 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
170 | Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
171
| Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов. | 1
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
172 |
Упражнение в определении времени глагола. |
1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
173 | Написание окончаний –ешь, - ишь в глаголах. Суффикс-л- в глаголах прошедшего времени. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
174 | Изменение глаголов по временам. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
175 | Время и число глаголов. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
176 | Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
177 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам ( в единственном числе). Родовые окончания глаголов (-а,-о).
| 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
178 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). | 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
179 | Правописание частицы не с глаголами.
| 1
|
|
| 1 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
180-181 | Правописание частицы не с глаголами. Произношение возвратных глаголов. | 2 |
|
| 2 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
182 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 |
|
| 1 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
183 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 |
|
| 1 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
184 | Проверочная работа | 1 |
|
| 1 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
185 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 |
|
| 1 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение (19ч) |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
186-189 | Части речи | 4 |
|
| 4 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
190 | Подробное изложение повествовательного текста или сочинение на тему «У вечного огня». | 1 |
|
| 1 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
191-192 | Предложения по цели высказывания и по интонации. Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 2 |
|
| 2 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
193-194 | Имя числительное. Имя существительное. | 2 |
|
| 2 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
195 | Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо текста под диктовку. Разбор предложения по членам предложения. | 1 |
|
| 1 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
196 | Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо поэтических строк под диктовку. | 1 |
|
| 1 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
197 | Однокоренные слова. Звуки речи и звуки природы. Правописание имён собственных. | 1 |
|
| 1 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
198 | Развитие речи. | 1 |
|
| 1 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
199
| Повторение изученного материала. Проверочная работа. | 1
|
|
| 1
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
200 | Итоговый контрольный диктант | 1 |
|
| 4 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
201 | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
202 | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?»
| 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
203 | Обобщение и систематизация изученного за год. | 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
204 | Обобщение и систематизация изученного за год. | 1 |
|
|