СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал пригодится учителям начальной школы при составлении рабочей программы по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 3 класс»

        1. Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 3 класс по учебнику В.П. Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» (5 часов в неделю, всего 170 часов).



п/п

    1. Кол-во часов
    1. Тема урока

Вид контроля

Элементы содержания.


Планируемые результаты

УУД

Дата

план

факт

Язык и речь – 2 часа

1

    1. 1
    1. Наша речь. Виды речи.

Текущий

Речь и её назначение. Виды речи

Умение:
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А.Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина



2

    1. 1
    1. Наш язык.

Текущий



Текст. Предложение. Словосочетание. – 14 часов

3,4

    1. 2
    1. Текст. Типы текстов

Текущий

Признаки текста. Построение текста. Типы текстов. Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые, простые и сложные предложения. Связь слов в словосочетании.

Знание: научится различать признаки текста

Умение:

-выделять главную мысль;

- подбирать заголовок;

знать признаки текста

Навык: составление текста по самостоятельно выбранной теме на основе личных впечатлений

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространенные и нераспространенные предложения. Распространять нераспространенные предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Различать словосочетание и предложение.



5

    1. 1
    1. Предложение.
    1. Текущий
    1. Предложение. Диалог.
    2. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).


Знаки препинания в конце предложений.

Знание: научится различать предложения

Умение: распознавать предложения, выделять их интонацию

Навык: совершенствовать постановку знаков препинания в конце предложений



6

    1. 1
    1. Вид предложений по
    2. цели высказывания.
    1. Текущий
    1. Знание: классифицировать предложения по цели высказывания.
    2. Умение: различать значение предложений, различных по цели высказывания.
    3. Навык: совершенствовать постановку знаков препинания в конце предложений.



7

    1. 1
    1. Виды предложений по
    2. интонации.
    1. Текущий
    1. Виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений.

Знание: научится различать предложения

Умение устанавливать правильную интонацию

Навык: совершенствовать постановку знаков препинания в конце предложений



8

    1. 1
    1. Предложения с
    2. обращением.
    1. Текущий
    1. Предложения с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

Знание: научится находить в тексте обращение

Умение: ставить знаки препинания в предложения с обращениями

    1. Навык: работа с текстом, составление диалогов, включающих обращение



9

    1. 1
    1. Обучающее изложение
    1. Фронтальн.
    1. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

Умение: составлять рассказ по рисунку

Знание: использовать в тексте диалог, а в предложениях – обращения

Навык: составление текста



10, 11

    1. 2
    1. Главные и
    2. второстепенные члены
    3. предложения.
    1. Текущий
    1. Разбор предложения по членам.
    2. Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий).
    3. Распространённые и нераспространённые предложения.

Знание: научиться распознавать предложения распространенные и нераспространенные

Умение: выработать умение определять главные и второстепенные члены предложений

    1. Навык: составление предложений из группы слов



12, 13

    1. 2
    1. Простое и сложное
    2. предложения.
    1. Текущий
    1. Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая внутри сложного предложения.

Знание: научится различать простое и сложное предложения

Умение: находить грамматическую основу сложного предложения

    1. Навык: самостоятельная работа с заданиями учебника



14, 15

    1. Словосочетание.
    1. Текущий
    1. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова при помощи вопроса.

Знание: научится находить главное и зависимое слово в словосочетаниях

Умение: составлять схемы словосочетаний

Навык: правильно выполнять полный разбор предложения по членам согласно Памятки



16

    1. Контрольный
    2. диктант№1 по теме
    3. «Предложение»
    1. Фронтальн.
    1. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.



Слово в языке и в речи (19 часов)

17

    1. 1
    1. Лексическое значение
    2. слова. Однозначные и многозначные слова.
    1. Текущий
    1. Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и в переносном значении; синонимы, антонимы, омонимы.

Знание: научится определять лексическое значение слов Умение: распознавать однозначные и многозначные слова

Навык: работа со схемой

    1. Распознавать Имен существительные среди слов других частей речи. Различать
    2. среди однокоренных
    3. слов имена
    4. существительные.
    5. Выделять среди
    6. имен
    7. существительных
    8. одушевленные и
    9. неодушевленные (по
    10. вопросу и по
    11. значению).
    12. Распознавать
    13. собственные и
    14. нарицательные
    15. имена
    16. существительные,
    17. определять значение
    18. имен собственных.
    19. Обосновывать
    20. написание заглавной
    21. буквы в именах
    22. собственных.
    23. Определять число
    24. имен
    25. существительных.
    26. Определять род имен
    27. существительных.
    28. Изменять имена
    29. существительные по
    30. падежам. Запоминать
    31. названия падежей.
    32. Определять падеж
    33. имен
    34. существительных.
    35. Распознавать
    36. именительный
    37. (родительный и др.)
    38. падеж, в котором
    39. употреблено имя
    40. существительное, по
    41. падежному вопросу и
    42. предлоге.

18

    1. 1
    1. Синонимы и
    2. антонимы.
    1. Текущий

Знание: научится распознавать в речи синонимы и антонимы Умение: подбирать необходимые слова

    1. Навык: работа со словарем

19

    1. 1
    1. Омонимы.
    1. Текущий

Знание: научится находить омонимы в устной и письменной речи

Умение: выяснять лексической значение слов

Навык: работа со словарем



20

    1. 1
    1. Слово и
    2. словосочетание.
    1. Текущий
    1. Слово и словосочетание

Знание: что такое фразеологизмы, соотнесение их с рисунками

Умение: замечать в речи фразеологизмы

    1. Навык: работа со словарем,
    2. умение находить лексические
    3. значения слов



21

    1. 1
    1. Фразеологизмы
    1. Текущий
    1. Значения фразеологизмов и их использование в речи



22

    1. 1
    1. Обучающее
    2. изложение
    1. Фронтальн.
    1. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

Умение: составлять рассказ по рисунку

Знание: использовать в тексте диалог, а в предложениях – обращения

    1. Навык: составление текста



23

    1. 1
    1. Части речи.
    1. Текущий
    1. Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные.

Знание слова с непроверяемыми написаниями

Умение: распознавать части речи с опорой на таблицу

Навык: разбор предложений по членам предложений, по частям речи.



24

    1. 1
    1. Имя существительное.
    1. Текущий
    1. Род и число имён существительных.



25

    1. 1
    1. Имя прилагательное.
    1. Текущий
    1. Род, число, падеж имён существительных и прилагательных.

Знание: устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными

Умение: различать оттенки значений имен прилагательных

    1. Навык: отгадывание загадок с именами прилагательными



26

    1. 1
    1. Глагол.
    1. Текущий
    1. Род, число, форма глаголов.

Знание определение роли глаголов в тексте

Умение: определение глаголов по вопросам и по обобщенному лексическому значению

Навык: написание слов с непроверяемыми написаниями



27

    1. 1
    1. Что такое имя
    2. числительное?
    1. Текущий
    1. Понятие «имя числительное».

Знание: научится определять имена числительные по обобщенному лексическому значению

Умение: Объяснить значение имен прилагательных в речи

    1. Навык: запись по памяти



28

    1. 1
    1. Однокоренные слова.
    1. Текущий
    1. Однокоренные слова. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне, с разделительным Ь.

Знание: распознавать однокоренные слова, выделять в них корень

Умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать,

    1. Навык: различать, сравнивать
    2. однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями



29

    1. 1
    1. Звуки и буквы.
    2. Гласные звуки.
    1. Текущий
    1. Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
    1. Знание: различать произношение и написание слов.
    2. Умение: анализировать и кратко характеризовать звуки речи;

Навык: различать гласные звуки и буквы



30

    1. 1
    1. Звуки и буквы.
    2. Согласные звуки.
    1. Текущий
    1. Согласные звуки и буквы для их обозначения.
    1. Знание: воспроизводить написание буквосочетаний с шипящими согласными звуками.
    2. Умение: анализировать и кратко характеризовать звуки речи.

Навык: различать согласные звуки.



31

    1. 1
    1. Звонкие и глухие
    2. согласные звуки.
    3. Разделительный
    4. мягкий знак.
    1. Текущий
    1. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
    2. Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.
    1. Умение: правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные звуки в конце слова и перед согласной.
    2. Умение: анализировать и кратко характеризовать звуки речи.

Навык: правильно писать слова с разделительным мягким знаком.



32

    1. 1
    1. Обучающее изложение.
    1. Фронтальн.
    1. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

Умение: составлять рассказ по рисунку

Знание: использовать в тексте диалог, а в предложениях – обращения

    1. Навык: составление текста

33

    1. 1
    1. Обобщение и
    2. закрепление
    3. изученного материала.
    1. Текущий
    1. Однокоренные слова. Слово и слог, звуки и буквы.
    1. Знание: подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Умение: создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания; распознавать части речи, подбирать однокоренные слова
    2. Навык: составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

34

    1. 1
    1. Проект «Рассказ о слове»
    1. Фронтальн.

35

    1. 1
    1. Контрольный
    2. диктант №2 по теме
    3. «Слово в языке и речи».
    1. Фронтальн.


    1. Использовать приобретенные знания и умения;
    2. Навык: соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации



Состав слова (16 часов)

36

    1. 1
    1. Что такое корень слова?
    1. Текущий
    1. Однокоренные слова. Корень слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Правописание частей слова (слова с безударными гласными, с парными по звонкости-глухости согласными, с непроизносимыми согласными в корне, с удвоенными согласными).


Знание: распознавать однокоренные слова, выделять в них корень

Умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать,

    1. Навык: различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

    1. Формулировать
    2. Определения
    3. приставки и
    4. суффикса.
    5. Определение
    6. приставок и суффиксов в слове.



37

    1. 1
    1. Как найти корень в
    2. слове
    1. Текущий



38

    1. 1
    1. Сложные слова.
    1. Текущий



39, 40

    1. 2
    1. Что такое окончание?
    2. Как найти в слове окончание?
    1. Текущий
    1. Окончание. Форма слова.
    1. Знание: формулировать определение окончания. Умение: выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове.
    2. Навык: различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.



41

    1. 1
    1. Что такое приставка?
    2. Как найти в слове
    3. приставку?
    1. Текущий
    1. Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове. Правописание предлогов и приставок, суффиксов и приставок, слов с разделительным Ъ.
    1. Знание: формулировать определения приставки и суффикса.
    2. Умение: объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы.
    3. Навык: образовывать слова с помощью приставки или суффикса.



42

    1. 1
    1. Значения приставок.
    1. Текущий



43

    1. 1
    1. Что такое суффикс?
    2. Как найти в слове суффикс?
    1. Текущий



44

    1. 1
    1. Значения суффиксов.
    1. Текущий



45

    1. 1
    1. Сочинение по картине
    2. А.А.Рылова «В
    3. голубом просторе»
    1. Фронтальн.
    1. Сочинение по репродукции картины.
    1. Знание: рассматривать картину.
    2. Умение: высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание. Навык: составлять по картине описательный текст.



46

    1. 1
    1. Что такое основа
    2. слова?
    1. Текущий
    1. Основа слова.
    2. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

Знание: как найти и выделить основу слова

Умение: работать со словообразовательным словарем, работать с форзацем учебника

Навык: написание слов с непроверяемыми орфограммами



47

    1. 1
    1. Обобщение знаний о составе слова.


    1. Индивид.
    1. Разбор слова по составу. Ознакомление со словообразовательным словарём
    1. Знание: обсуждать алгоритм разбора слов по составу. Правописание предлогов и приставок, суффиксов и приставок.
    2. Умение: проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке).
    3. Навык: работать со словообразовательным словарём, находить в нём нужную информацию о составе слова.



48

    1. 1
    1. Контрольный диктант №3 по теме «Состав слова»
    1. Фронтальн.


    1. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.



49

    1. 1
    1. Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.
    1. Фронтальн.




50

    1. 1
    1. Обучающее изложение.
    1. Фронтальн.
    1. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.
    1. Знание: знать содержание текста.
    2. Умение: передавать содержание текста по составленному плану.

Навык: писать слова с изученными орфограммами.



51

    1. 1
    1. Проект «Семья слов».
    1. Фронтальн.
    1. Знание: знать тему проекта.
    2. Умение: Находить нужную информацию.
    3. Навык: составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом,
    4. участвовать в презентации.



    1. Правописание частей слов (29 часов)

52

    1. 1
    1. В каких значимых
    2. частях слова есть
    3. орфограммы?
    1. Текущий
    1. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова
    1. Знание: определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.
    2. Умение: находить и отмечать в словах орфограммы.
    3. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.
    4. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
    5. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове
    6. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
    7. Навык: осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
    8. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
    9. Работать с орфографическим словарём.
    10. Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарем. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста

Работать с орфографическим словарем. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи.



53-55

    1. 3
    1. Правописание слов с
    2. безударными
    3. гласными в корне.
    1. Текущий.
    1. Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.



56-59

    1. 3
    1. Правописание слов с
    2. глухими и звонкими
    3. согласными в корне.
    1. Текущий
    1. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне



60

    1. 1
    1. Обучающее
    2. изложение.
    1. Фронтальн.
    1. Изложение
    2. повествовательного
    3. деформированного текста по
    4. самостоятельно
    5. составленному плану.
    1. Знание: писать слова с изученными орфограммами.
    2. Умение: восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста. Навык: составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.

61-63

    1. 3
    1. Правописание слов с
    2. непроизносимыми
    3. согласными в корне.
    1. Текущий
    1. Правописание слов с
    2. непроизносимыми
    3. согласными в корне
    1. Знание: определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.
    2. Находить и отмечать в словах орфограммы.
    3. Умение: обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.
    4. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.
    5. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
    6. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове
    7. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
    8. Навык: осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
    9. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
    10. Работать с орфографическим словарём.



64, 65

    1. 2
    1. Правописание слов с
    2. удвоенными
    3. согласными
    1. Текущий
    1. Правописание слов с
    2. удвоенными согласными



66

    1. 1
    1. Сочинение по картине
    2. В.М.Васнецова
    3. «Снегурочка»
    1. Фронтальн.
    1. Составление текста по
    2. репродукции картины
    3. В.М.Васнецова «Снегурочка».
    1. Знание: жизнь и творчество Васнецова.
    2. Умение: составлять текст на заданную тему по сюжетным рисункам учебника, по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.

Навык: устанавливать связь между частями текста

67

    1. 1
    1. Контрольный
    2. диктант №4 по теме
    3. «Правописание
    4. корней слов»
    1. Фронтальн.


    1. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.



68-71

    1. 4
    1. Правописание
    2. суффиксов и
    3. приставок.
    1. Текущий
    1. Суффикс, приставка.
    2. Правописание суффиксов и
    3. приставок.
    1. Знание: определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.
    2. Умение: находить и отмечать в словах орфограммы.
    3. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.
    4. Навык: подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.
    5. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
    6. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
    7. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
    8. Работать с орфографическим словарём.



72, 73

    1. 2
    1. Правописание
    2. приставок и
    3. предлогов.
    1. Текущий
    1. Приставки и предлоги.
    2. Правописание приставок и
    3. предлогов.



74

    1. 1
    1. Правописание слов с
    2. разделительным
    3. твёрдым знаком.
    1. Текущий
    1. Разделительные твёрдый и
    2. мягкий знаки. Правила
    3. правописания.



75-77

    1. 3
    1. Разделительные твёрдые и мягкие знаки.
    1. Текущий



78

    1. 1
    1. Обучающее изложение.
    1. Фронтальн.
    1. Составление текста по сюжетным рисункам учебника
    1. Знание: содержание текста.
    2. Умение: передавать содержание текста.
    3. Навык: составлять текст по сюжетным рисункам учебника



79

    1. 1
    1. Контрольный
    2. диктант №5 по теме
    3. «Правописание
    4. частей слова»
    1. Фронтальн.


    1. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.



80

    1. 1
    1. Проект «Составляем
    2. орфографический
    3. словарь»
    1. Фронтальн.


    1. Знание: тема и цель проекта.

Умение: подбирать информацию.

    1. Навык: представлять свой проект.



Части речи (76 часов)

81

    1. 1
    1. Части речи.
    1. Текущий
    1. Части речи: имя
    2. существительное, имя
    3. прилагательное, имя
    4. числительное, местоимение,
    5. глагол, предлог, частица не,
    6. союз (общее представление).
    1. Знание: определять по изученным признакам слова различных частей речи. Умение: классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).
    2. Подбирать примеры слов изученных частей речи.
    3. Навык: составлять по рисунку текст, определять, к каким частям речи относятся слова в предложениях.




Имя существительное (31 час)

82, 83

    1. 2
    1. Имя существительное
    2. и его роль в речи.
    1. Текущий
    1. Значение и употребление
    2. имён существительных в
    3. речи.
    4. Одушевлённые и
    5. неодушевлённые имена
    6. существительные.
    1. Знание: распознавать имена существительные среди других частей речи, определять лексическое значение имён существительных.
    2. Умение: находить устаревшие слова-имена существительные
    3. Навык: выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу).

Определять падеж имен существительных. Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлоге. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешние сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода и др.). Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных. Определять начальную форму имени существительного. Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. Писать диктант и проверять написанное.



84, 85

    1. 2
    1. Одушевлённые и
    2. неодушевлённые
    3. имена существительны
    4. е.
    1. Текущий



86

    1. 1
    1. Обучающее изложение.
    1. Фронтальн.

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.


Знание: определять порядок действий при организации самостоятельной работы по алгоритму при подготовке к изложению.

Умение: передавать содержание текста.

Навык: последовательно выполнять эти действия при работе над изложением.




87

    1. 1
    1. Собственные и
    2. нарицательные имена
    3. существительные.
    1. Текущий
    1. Собственные и нарицательные
    2. имена существительные
    3. Правописание имён
    4. собственных.
    1. Знание: писать заглавную букву в именах собственных.
    2. Умение: распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.
    3. Навык: обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.



88

    1. 1
    1. Проект «Тайна
    2. имени».
    1. Фронтальн.
    1. Проект: «Тайна имени».
    2. Развитие интереса к тайнам
    3. имён, тайне своего имени;
    4. развитие мотивов к
    5. проведению
    6. исследовательской работы.
    1. Знание: знать тему проекта.
    2. Умение: находить нужную информацию.
    3. Навык: составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом,
    4. участвовать в презентации.



89, 90

    1. 2
    1. Число имён
    2. существительных.
    1. Текущий
    1. Число имён существительных,
    2. изменение имён
    3. существительных по числам.
    4. Имена существительные,
    5. имеющие форму одного числа
    6. (салазки, мёд)
    1. Знание: определять число имён существительных и изменять их по числам.
    2. Умение: распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Навык: находить имена существительные.



91, 92

    1. 2
    1. Род имён
    2. существительных.
    1. Текущий
    1. Род имён существительных:
    2. мужской, женский, средний.
    3. Имена существительные
    4. общего рода (первое
    5. представление).
    1. Знание: определять род имён существительных.
    2. Умение: классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.
    3. Навык: согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница)



93, 94

    1. 2
    1. Мягкий знак на конце
    2. имён
    3. существительных
    4. после шипящих.
    1. Текущий
    1. Мягкий знак (ь) после
    2. шипящих на конце имён
    3. существительных женского
    4. рода (рожь, тишь, вещь)
    1. Знание: правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце. Умение: контролировать правильность записи.

Навык: существительные с мягким знаком на конце.



95

    1. 1
    1. Обучающее
    2. изложение.
    1. Фронтальн.
    1. Подробное изложение
    2. повествовательного текста.
    3. Составление устного рассказа
    4. по серии картин.
    1. Знание: подробно письменно излагать содержание текста-образца.
    2. Умение: составлять устный и письменный рассказ по серии картин.
    3. Навык: проверять написанное.



96

    1. 1
    1. Контрольный
    2. диктант №6 по теме
    3. «Имя
    4. существительное»
    1. Фронтальн.


    1. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.



97

    1. 1
    1. Склонение имен
    2. существительных.
    1. Текущий
    1. Склонение имён
    2. существительных
    3. Начальная форма имени
    4. существительного.
    5. Определение падежа, в
    6. котором употреблено имя
    7. существительное.
    8. Формирование представлений
    9. о трудолюбии, мастерстве.
    10. Морфологический разбор
    11. имени существительного

Знание: об изменении имен существительных по падежам

Умение: определение падежа, в котором употреблено имя существительное, работать с памяткой учебника

    1. Навык: выделение словосочетаний, постановка вопроса к имени существительному.



98, 99

    1. 1
    1. Падеж имен
    2. существительных.
    1. Текущий



100

    1. 1
    1. Сочинение по картине
    2. И.Я. Билибина «Иван-
    3. царевич и лягушка-
    4. квакушка»
    1. Фронтальн.
    1. Составление рассказа по
    2. репродукции картины И.Я.
    3. Билибина «Иван-царевич и
    4. лягушка-квакушка».
    1. Знание: составлять устно и письменно текст по репродукциям картин художников.

Умение: соблюдать структуру текста.

Навык: излагать текст последовательно.



101

    1. 1
    1. Именительный падеж.
    1. Текущий
    1. Склонение имён существительных
    2. Начальная форма имени
    3. существительного.
    4. Определение падежа, в
    5. котором употреблено имя
    6. существительное.
    1. Знание: определять начальную форму имени существительного.
    2. Умение: распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами.
    3. Умение: составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме



102

    1. 1
    1. Родительный падеж.
    1. Текущий



103

    1. 1
    1. Дательный падеж.
    1. Текущий



104

    1. 1
    1. Винительный падеж.
    1. Текущий



105

    1. 1
    1. Творительный падеж.
    1. Текущий



106

    1. 1
    1. Предложный падеж.
    1. Текущий



107

    1. 1
    1. Обучающее изложение.
    1. Текущий
    1. Подробное изложение текста
    2. повествовательного типа
    1. Умение: Излагать письменно содержание повествовательного текста.



108

    1. 1
    1. Все падежи
    1. Текущий
    1. Падежи
    1. Умение: определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу.

Навык: разбирать предложения по членам.



109

    1. 1
    1. Обобщение знаний.
    1. Текущий
    1. Склонение имён
    2. существительных
    3. Начальная форма имени
    4. существительного.
    5. Определение падежа, в
    6. котором употреблено имя
    7. существительное.
    8. Морфологический разбор
    9. имени существительного.
    10. Составление сочинения по
    11. репродукции картины К.Ф.
    12. Юона «Конец зимы. Полдень»
    1. Умение: Изменять имена существительные по падежам.
    2. Определять начальную форму имени существительного.
    3. Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами.
    4. Определять изученные грамматические признаки имени существительного и обосновывать правильность их выделения. Составлять устно и письменно текст по репродукциям картин художников.
    5. Навык: Проверять
    6. письменную работу
    7. (изложение, сочинение).
    8. Подбирать слова — имена
    9. существительные на тему
    10. «Зима», составлять словарь
    11. зимних слов, анализировать
    12. поэтические тексты,
    13. посвящённые зимней природе.



110

    1. 1
    1. Сочинение по картине
    2. К.Ф. Юона «Конец
    3. зимы. Полдень»
    1. Текущий



111

    1. 1
    1. Контрольный
    2. диктант №7 по теме:
    3. «Правописание
    4. падежных окончаний
    5. имен существитель-
    6. ных».
    1. Фронтальн.


    1. Умение: Писать диктант
    2. Знание: проверять написанное.



112

    1. 1
    1. Проект «Зимняя
    2. страничка»
    1. Индивид.

Проектная деятельность

    1. Умение: Подбирать текстовую
    2. информацию.

Знание: Выделять из большого количества информацию главное.

Навык: Представлять свой проект.



Имя прилагательное (18 часов)

113,114

    1. 2
    1. Значение и
    2. употребление имён
    3. прилагательных в
    4. речи.
    1. Текущий
    1. Имя прилагательное.

Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Текст-описание. Художественное и научное описание. Использование имён прилагательных в тексте-описании. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь».

    1. Умение: Распознавать имена
    2. прилагательные среди других
    3. частей речи.
    4. Определять лексическое
    5. значение имён прилагательных.
    6. Выделять словосочетания с
    7. именами прилагательными из
    8. предложения.
    9. Знание: Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным - имена существительные.
    10. Распознавать художественное и научное описания. Наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.
    11. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Навык: Находить изобразительно-выразительные средства в тексте о картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь».
    12. Рассматривать репродукцию картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать к ней своё отношение.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имен прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные.. Определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.



115

    1. 1
    1. Роль прилагательных в
    2. тексте.
    1. Текущий



116

    1. 1
    1. Текст-описание.
    1. Текущий



117

    1. 1
    1. Отзыв по картине
    2. М.А.Врубеля
    3. «Царевна-Лебедь»
    1. Текущий



118

    1. 1
    1. Род имён прилагательных.
    1. Текущий
    1. Изменение имён
    2. прилагательных по родам (в
    3. единственном числе).
    4. Зависимость рода имени
    5. прилагательного от формы
    6. рода имени
    7. существительного. Родовые
    8. окончания имён
    9. прилагательных (-ый,
    10. -ой, -ая, -яя)
    1. Умение: Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.
    2. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
    3. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.
    4. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.
    5. Знание: Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.
    6. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др.



119,120

    1. 2
    1. Изменение имён
    2. прилагательных по
    3. родам.
    1. Текущий



121,122

    1. 2
    1. Число имен
    2. прилагательных
    1. Текущий

Изменение имён прилагательных по числам, зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам.



123,124

    1. 2
    1. Изменение имён
    2. прилагательных по
    3. падежам
    1. Текущий
    1. Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление).
    2. Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.

Начальная форма имени прилагательного.

    1. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Изменять имена прилагательные по падежам.
    2. Определять начальную форму имени прилагательного.

Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.



125,126

    1. 2
    1. Обобщение знаний.
    2. Проверка знаний.
    1. Фронтальн.
    1. Морфологический разбор
    2. имени прилагательного.
    1. Умение: Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.



127

    1. 1
    1. Отзыв по картине А.А.
    2. Серова «Девочка с персиками».
    1. Текущий
    1. Составление сочинения-
    2. отзыва по репродукции
    3. картины А.А. Серова «
    4. Девочка с персиками»
    1. Умение: Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.



128

    1. 1
    1. Обобщение знаний.
    1. Текущий
    1. Умение: определять род, число, падеж имен прилагательных.



129

    1. 1
    1. Контрольный диктант №8 по теме «Имя прилагательное»
    1. Фронтальн.
    1. Проверка знаний.
    1. Умение и навыки: Писать диктант, проверять написанное.



130

    1. 1
    1. Проект «Имена прилагательные в загадках»
    1. Индивид.

Текстовая информация

    1. Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными. Навык: участвовать в конкурсе загадок.



Местоимение (5 часов)

131

    1. 1
    1. Личные местоимения.
    1. Текущ.
    1. Личные местоимения 1, 2, 3-
    2. го лица.
    3. Личные местоимения
    4. единственного и
    5. множественного числа.
    6. Род местоимений 3-го лица
    7. единственного числа.
    8. Изменение личных
    9. местоимений 3-го лица в
    10. единственном числе по родам.
    11. Морфологический разбор местоимений.
    1. Умение: Уметь определять личные местоимения среди других частей речи, грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).
    2. Знание: Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.
    3. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.
    4. Навык: Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями, разбирать личное местоимение как часть речи.



132

    1. 1
    1. Изменение личных
    2. местоимений по
    3. родам.
    1. Текущ.



133,134

    1. 2
    1. Местоимение.
    1. Текущ.



135

    1. 1
    1. Обучающее
    2. изложение.
    1. Фронт.
    1. Составление письма.
    1. Уметь составлять письмо другу или кому-либо из родственников.



Глагол (21 час)

136-138

    1. 3
    1. Значение и
    2. употребление глаголов
    3. в речи.
    1. Текущ.
    1. Значение и употребление в
    2. речи. Неопределённая форма
    3. глагола. Число. Изменение
    4. глаголов по числам.
    1. Умение: Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

Знание: Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам.

    1. Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Раздельно писать частицу НЕ с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей НЕ.



139,140

    1. 2
    1. Неопределённая
    2. форма глаголов.
    1. Текущ.



141,142

    1. 2
    1. Число глаголов.
    1. Текущ.

143

    1. 1
    1. Времена глаголов.
    1. Текущ.
    1. Времена глагола: настоящее,
    2. прошедшее и будущее.
    3. Изменение глаголов по
    4. временам. Составление
    5. письменного текста по
    6. сюжетным рисункам.
    1. Умение: Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.



144

    1. 1
    1. Времена глаголов.
    2. Второе лицо глаголов.
    1. Текущ.

145,146

    1. 2
    1. Изменение глаголов по
    2. временам.
    1. Текущ.



147

    1. 1
    1. Обучающее
    2. изложение.
    1. Фронтальн.
    1. Текст изложения
    1. Умение: составить письменный рассказ по сюжетным рисункам.

Знание: Писать слова с изученными орфограммами.



148,149

    1. 2
    1. Род глаголов в
    2. прошедшем времени.
    1. Текущий
    1. Родовые окончания глаголов (-а, -о).
    1. Умение: определять род и число глаголов в прошедшем времени.
    2. Навык: Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).



150,151

    1. 2
    1. Правописание частицы
    2. не с глаголами.
    1. Текущий
    1. Правописание частицы не с
    2. глаголами.
    1. Умение: Раздельно писать частицу не с глаголами.



152-155

    1. 4
    1. Обобщение знаний.
    1. Текущий
    1. Морфологический разбор глагола.
    1. Знание: Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.



156

    1. 1
    1. Контрольный
    2. диктант №9 по теме
    3. «Глагол».
    1. Фронтальн.


    1. Использовать приобретенные знания и умения;
    2. Навык: соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.



Повторение (14 часов)

157,158

    1. 2
    1. Работа над ошибками. Части речи
    1. Текущий
    1. Морфологический разбор
    2. частей речи.
    1. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.




159

    1. Обучающее изложение
    1. Фронтальн.
    1. Умение: составить письменный рассказ по сюжетным рисункам.
    2. Знание: Писать слова с изученными орфограммами.




160

    1. 1
    1. Обобщение
    2. изученного о словах,
    3. предложениях.
    1. Текущий
    1. Слово, предложение.
    1. Использовать приобретенные знания и умения;
    2. Навык: соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.



161

    1. 1
    1. Правописание
    2. окончаний имен
    3. прилагательных.
    1. Текущий
    1. Окончания имён
    2. прилагательных.




162

    1. 1
    1. Правописание
    2. приставок и
    3. предлогов.
    1. Текущий
    1. Предлоги и приставки.

Умение: Распознавать орфограммы в слове.

Навык: Правописание предлогов и приставок.




163

    1. 1
    1. Правописание
    2. безударных гласных.
    1. Текущий
    1. Безударные гласные.




164

    1. 1
    1. Правописание
    2. значимых частей слов
    1. Текущий

Умение: Пользоваться правилом перед написанием слова.

Навык: Выяснять, в какой части слова находится орфограмма.




165

    1. 1
    1. Итоговый
    2. контрольный
    3. диктант №10.
    1. Фронтальн.


    1. Использовать приобретенные знания и умения;
    2. Навык: соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.




166

    1. 1
    1. Анализ контрольного
    2. диктанта.
    3. Однокоренные слова.
    1. Текущий





167

    1. 1
    1. Обучающее изложение.
    1. Фронтальн.
    1. Восстановление
    2. деформированного текста.


    1. Умение: Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений и нарушенным порядком слов в предложениях.




168

    1. 1
    1. Текст.
    1. Текущий
    1. Текст. Признаки текста:
    2. смысловое единство
    3. предложений в тексте,
    4. заглавие текста, тема,
    5. основная мысль, план текста.
    6. Текст-рассуждение.
    1. Умение: Определять тему и главную мысль текста.
    2. Подбирать заголовок к тексту.
    3. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.
    4. Составлять план текста.
    5. Знание: Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
    6. Навык: Уметь составить текст-рассуждение.




169

    1. 1
    1. Сочинение на тему
    2. «Почему я жду летних
    3. каникул».
    1. Фронтальн.


    1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения
    2. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого




170

    1. 1
    1. КВН «Знатоки
    2. русского языка»

Текущий


Умение: Развивать логическое мышление.

Навык: Прививать интерес к предмету.






23