СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку и литературе, 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена основе федерального государственного образовательного стандарта

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку и литературе, 6 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Дроздовская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена на заседании ШМО

Руководитель МО

__________/КолесникТ.Я..



Протокол № __1_

от «31»августа 2015_ г.


Согласовано

Заместитель директора

школы по УВР

Смирнова Т.Я

«31»августа_ 2015 г.


Утверждаю

Директор МКОУ Дроздовская СОШ

_____________Савченко А.Н.



Приказ № 104-О

от «31»августа_ 2015_ г.










Рабочая программа

По русскому языку 

ДЛЯ 6 КЛАССА

 НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1_

от «31»августа 2015г.





  Составитель программы

Колесник Татьяна Яковлевна,

Учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка.


Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой (Москва, «Просвещение», 2012)


Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка в основной школе.

● Воспитание духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

● Овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

● Приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;


Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;


Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.



К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:


По фонетике и лексике:

● разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) — синтаксически.

● составлять простые и сложные предложения изученных видов;

● разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их;

● пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

● соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.


По орфографии:

● правильно писать слова на изученные орфограммы, находить в словах орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять;

● Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.


По пунктуации:

● находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;

● обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.


По связной речи:

● определять тему и основную мысль текста, его стиль;

● подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных, картин);

● составлять простой план исходного и собственного текста;

● писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, используя разные типы речи: повествование, описание, рассуждение;

● совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом);

● правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания;

● грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи;

● совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом);

● пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.



Содержание программы учебного курса



Введение. Русский язык – один из развитых языков мира.

Повторение пройденного в 5 классе.

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

Лексика и фразеология. Культура речи.

Повторение пройденного по лексике в 5 классе. Исконно-русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Фразеология как раздел науки о языке.

Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

Словообразование. Орфография. Культура речи.

Повторение пройденного по морфемике в 5 классе. Основные способы образования слов в русском языке.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в корнях пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.


Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное

Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемы существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имён существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек и –ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).

Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное.

Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения имён прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имён прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных. Правописание гласных в суффиксах имён прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

Имя числительное.

Имя числительное как часть речи.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь знак в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение.

Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Склонение местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Образование неопределённых местоимений, их дефисное написание.

Не в неопределённых местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение, языковые особенности.

Глагол.

Повторение пройденного о глаголе в 5 классе.

Переходные и непереходные глаголы. Наклонения глагола. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Словообразование глаголов.

Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе


Формы и средства контроля.

Используемые формы контроля: диктанты, контрольные тесты, сочинения, изложения.

Организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями включает в себя:

Усвоение теоретических сведений

Осуществление практической деятельности учащихся на уроках при проведении морфологического, синтаксического и других видов работы

Формирование навыков грамотного письма (через понимание и запоминание правил, иллюстрацию их своими примерами)

Контроль за классными и домашними заданиями (особенно слабоуспевающих учащихся)

Развитие логического мышления и речи учащихся

Овладение нормами литературного языка

Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи

Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме

Предупреждение и устранение различных речевых ошибок


Контрольные работы по русскому языку в 6 классе



п/п

Темы контрольных работ

Кол.

час.

Число

1

Контрольная работа.

1

16.09

2

Р/р Изложение( «Собиратель русских слов» о В. И. Дале)

1

18.09

3

Р/р Сочинение

1

26.09

4

Р/ Подробное изложение.

1

1.10

5,6

Р/р Сочинение- описание помещения.

2

9.10

7,8

Р/р Сочинение- описание помещения.

2

9.10

9

Контрольный диктант.

1

29.10

10

Р/р Выборочное изложение.

1

31.10

11,12

Р/р Сжатое изложение с элементами сочинения.

2

14.11, 18.11

13

Р/р Сочинение.

1

27.11

14

Контрольный диктант.

1

2.12

15,16

Р/р Работа над сочинением. Написание сочинения.

2

3.12-4.12

17

Р/Р Сочинение

1

16.12

18

Контрольный диктант.

1

25.12

19,20

Р/р Изложение.

2

15.01, 16.01

21

Контрольный диктант.

1

28.01

22

Р/р Сочинение.

1

3.02

23

Р/р Сочинение

1

13.02

24

Контрольный диктант.

1

20.02

25

Р/р Сочинение- рассказ.

1

25.02

26

Р/р Изложение.

1

4.03

27

Контрольная работа.

1

10.03

28,29

Контрольный диктант. Анализ диктанта.

Работа над ошибками.

2

31.03-1.04

30,31

Р/р Работа над сочинением. Написание сочинения.

2

3.04, 7.04

32,33

Р/Выборочное изложение.

2

16.04-17.04

34

Р/р Сочинение- описание.

1

24.04

35

Р/р Выборочное изложение.

1

7.05

36

Контрольная работа.

1

13.05

37,38

Контрольный диктант. Анализ диктанта. Работа над ошибками.

2

29.05-29.05







Контрольные работы с заданием в 6 классе.



Контрольный диктант по повторению изученного в 5 классе


В осеннем лесу


Утро было серенькое. Низкие облака затянули небо. Природа притихла. Здесь и там срывались с веток листья, беспомощно крутились в воздухе и падали на землю.


На лесной опушке высокие рябины склонили свои ветви под грузом тяжелых оранжевых гроздьев. Многих птиц привлекают эти прекрасные ягоды.


Сейчас на рябинах расположились дубоносы. Этих птиц причисляют к певчим. У них большая голова и преогромный толстый клюв. Таким клювом птица может раскусить даже самую твердую косточку и съесть ядро.


В небе летела стая дроздов. Самые голодные из них увидели корм, опустились на рябины, проглотили по ягодке и поспешили дальше. Стая не прервала полета. Перелетные птицы чуют скорый приход холодов и торопились в теплые края.


(По Н. Минху)


Грамматическое задание

Сделать разбор по составу: 1вариант: низкие; притихла


2вариант: грузом; раскусит.

Сделать словообразовательный разбор. 1 вариант: преогромный ;очистить


2вариант: серенький; съесть.






Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология»



День ясный, прозрачный, слегка морозный. Один из тех осенних дней, в которые охотно миришься и с холодом, и с сыростью, и с тяжёлыми калошами. Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки, сидящей на самой высокой колонне. Он весь пропитан запахом осени. Выйдите вы на улицу, и ваши щёки покроются здоровым, широким румянцем, напоминающим хорошее крымское яблоко. Давно опавшие жёлтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы. Природа засыпает тихо, смирно. Ни ветра, ни звука. Она, неподвижная и немая, точно утомлённая за весну и лето, нежится под греющими, ласкающими лучами солнца. Глядя на этот начинающийся покой, вам самим хочется успокоиться. (А.П. Чехов)



Грамматические задания

Озаглавить текст.


Вариант 1.

Подобрать однокоренные слова к словам: запах, опавшие.

Сделать синтаксический разбор предложения


Давно опавшие жёлтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы.


Вариант 2.

Подобрать однокоренные слова к словам: морозный, покой.

Сделать синтаксический разбор предложения

Давно опавшие жёлтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы.



Контрольный диктант по теме «Словообразование и орфография»



Пирогов говорил негромко, слегка дребезжащим голосом, порою пришёптывая от волнения. Он никогда не был оратором в полном значении этого слова и не знал, что такое говорить красиво или трогательно. Говорил он всегда просто, очень коротко и только самое необходимое.


Но тут как-то так вышло, что говорил он совсем иначе. Косые глаза его вдруг заблистали. Тонкая кожа покрылась красными пятнами. Бледное лицо приняло выражение одержимости. Щёку дёргало. Несколько раз он пустил петуха. Но удивительное дело, это только усилило впечатление от его речи.


Левую руку держал он за спиною, правой облокачивался на изножье кровати улана и говорил он будто бы ему, а не студентам. Только иногда рывком вздёргивал голову и обводил горящими глазами лица своих слушателей. (110 слов)


Грамматические задания


Определите тему и основную мысль текста;


- определите тип и стиль речи. Докажите;


- докажите, что этот текст является не повествованием, а описанием;


- найдите фразеологический оборот и подберите к нему синоним.


Определите его стилистическую окраску. Какие ещё стилистически окрашенные слова употреблены?


- определите значение выделенного слова путём подбора однокоренных слов.


2. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?


- выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический).



Контрольный диктант по теме «Имя существительное»



Беляк и куница


Проходили по лесу лоси, нашумели.


Услыхал зайчишка-беляк, как шумят близко лоси, выскочил из-под ёлки, прижал уши к спине и помчался со всех заячьих быстрых ног куда глаза глядят, куда ноги несут. Бежит по лесу зайчишка и не оглядывается, ничего не видит. Кажется ему, вот-вот догонят, затопчут его огромные лоси.


А на сосне злая куница сидит. Нацелилась куница, оскалила острые зубы, хочет прыгнуть вниз – поймать зайчишку.


Не видит зайчишка куницы. Прижал к спине уши, мчится со всех ног мимо сосны. Нет, не поймать кунице быстрого зайчишку. Прыгнет с дерева, промахнётся – и прости-прошай!


Далеко-далеко умчится от неё на своих быстрых ногах длинноухий заяц. (И. Соколов-Микитов)



Грамматические задания


Подчеркните существительные как члены предложения, определите их склонение, род, число и падеж.

Выполните морфологический разбор (по вариантам) выделенных существительных.




Контрольный диктант по теме «Имя числительное»



Новый город России Санкт-Петербург стремительно рос. В первые 15 лет население его увеличивалось за счёт присылаемых на строительство из разных губерний людей. Указом от 18 августа 1710 года предписывалось переселить в Петербург около 4720 мастеровых с жёнами и детьми. В том числе: 1900 каменщиков, 48 пильщиков, 41 бочкаря, 10 слесарей, 1174 подростков для выучки разным ремеслам.


Перенос столицы государства на берега Невы повлиял на рост населения. По данным переписи, в 1717 году в Петербурге имелось до 2553 дворов, а в 1722 году их численность доходила до 4163. И это не считая Васильевского острова, где уже было построено 400 домов.


К концу царствования Петра 1 Петербург был одним из крупнейших городов Российской империи. Он занимал площадь 20 квадратных вёрст, и жило в нём свыше 40000 человек, что составляло одну восьмую часть всего городского населения России.



Грамматические задания


Обозначить простые и составные числительные.

Произвести морфологический разбор числительного (по выбору учащихся).

Сделать синтаксический разбор предложения


К концу царствования Петра 1 Петербург был одним из крупнейших городов Российской империи.



Контрольная работа по теме «Местоимение»



Диктант



Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.


Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.


В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.


(По В. Арсеньеву)


Грамматические задания


Над каждым местоимением написать его разряд и падеж.

Выполнить морфологический разбор выделенных местоимений (по вариантам).




Контрольный диктант по теме «Глагол»


Страшила



Элли шла уже несколько часов и устала. Она присела отдохнуть у голубой изгороди, за которой расстилалось поле спелой пшеницы.


Около изгороди стоял длинный шест, на нём торчало соломенное чучело. Голова чучела была сделана из мешочка с соломой, на котором были нарисованы глаза и рот. Получилось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потёртая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах – старые голубые ботфорты, какие носили мужчины в этой стране. Чучело имело забавный и добродушный вид.


Элли внимательно разглядывала смешное разрисованное лицо чучела и удивилась, потому что оно вдруг подмигнуло ей правым глазом. Она решила, что ей почудилось. В Канзасе, откуда она родом, чучела никогда не мигают. Но фигура закивала головой с самым дружеским видом.


(По А. Волкову)



Грамматические задания


Произвести морфологический разбор глагола устала.

Во втором абзаце определить спряжение глаголов.

В третьем абзаце указать вид глаголов.





Контрольный тест №1


Имена прилагательные отвечают на вопросы:



А) какой? чей?


Б) кто? что?


В) когда? Как скоро?


Укажите верное утверждение:



Имя прилагательное обозначает


А) признак предмета


Б) предмет


В) действие предмета


Закончите предложение:


Имя прилагательное изменяется по падежам, родам и…


Укажите ряд, в котором все имена прилагательные качественные:



А) золотой, кожаный, хороший


Б) светлый, лисий, мамин


В) красный, тяжёлая, душистая


Укажите ряд, в котором все прилагательные относительные:



А) детские, меховой, золотой


Б) Серёжина (книга), бережливый, добросовестный.


В) послушный, температурный, спортивный.


Укажите ряд, в котором все прилагательные притяжательные:



А) волчьи (следы), папин (доклад), бабушкина (шаль)


Б) малиновое (варенье), малиновое (платье), меховой (тулуп)


В) красивая (девочка), учительский (журнал), деревянный (шкаф)


Краткую форму имеют:



А) все прилагательные


Б) только качественные прилагательные


В) только относительные прилагательные


Укажите прилагательное в простой сравнительной степени:



А) более снежная


Б) сильнее всех


В) дороже (золота)


Укажите прилагательное в составной превосходной степени:



А) страшнее


Б) страшнейший


В) наименее страшный


Укажите прилагательное в составной форме сравнительной степени:



А) более глубокий


Б) самый светлый


В) наиболее светлый



Контрольное изложение



«Ужасная ночная метель»


Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во тьме мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались; Владимир старался только не потерять настоящено направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал ещё до Жадринской рощи. Прошло ещё около десяти минут; рощи всё было не видать. Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.


Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать, и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа был он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться.


Наконец в стороне что-то стало чернеть. Владимир поворотил туда. Приближаясь, увидел он рощу. Слава Богу, подумал он, теперь близко. Он поехал около рощи, надеясь тотчас попасть на знакомую дорогу или объехать рощу кругом: Жадрино находилось тотчас за нею. Скоро нашёл он дорогу и въехал во мрак дерев, обнажённых зимою. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир успокоился.




Контрольное изложение


«Старинные названия братьев-месяцев»


На Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года.


Так январь в Древней Руси назывался сечень, потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или секли, деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название сухий или сухой. Звали его также и лютым – ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.


Вмарте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя березозол.


В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зелёной листвой, бескрайние степи – сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя цветень, а мая – травень.


Первый летний месяц – июнь – носил у наших предков название червень, что означало красный, прекрасный. А в некоторых местах июнь называли изюк – кузнечик. В конце июня кузнечики запевают свои первые песенки.


Второй месяц лета – июль – называется липень. В это время на Руси буйно цвели липы, и дикие пчёлы собирали в густых лесах обильные запасы мёда, которым так любили лакомиться наши предки.


В августе наступала пора жатвы. Тяжёлые колосья срезали серпами. Август так и именовался: жнивень или серпень.


Убран богатый урожай. Наступает осень. Деревья одеваются в золотые или багряные уборы, травы на лугах желтеют и сохнут. Это месяц жовтень, или жёлтый.


Октябрь – листопад – или грязник. Ноябрь – грудень. Почему грудень? Потому что ударили уже первые морозы, но снегу ещё мало, а на месте недавней грязи лежат замёрзшие комья земли – грудки.


Последний месяц года и первый месяц зимы – декабрь – носил, как ему и положено, название студень – студёный или снежень – снежный.


Вот такие красивые, а главное выразительные и точные имена были в старину на Руси у двенадцати братьев-месяцев.

Требования к уровню подготовки учащихся

за курс 6 класса.


I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.


^ II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:


производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;


с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;


соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.


^ По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.


^ По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.


^ По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).


Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.


Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.











































Распределение учебных часов по разделам программы


п/п

Разделы, темы

Кол.

час.

1

Общие сведения о языке.

2

2

Повторение пройденного в 5 классе.

10

3

Лексикология и фразеология.

13

4

Словообразование.

28

5

Морфология.


6

Имя существительное.

22

7

Имя прилагательное.

21

8

Имя числительное.

15

9

Местоимение.

22

10

Глагол.

26

11

Наречие.

30

12

Повторение и обобщение изученного за курс 6 класса.

15

13

Всего

204


























Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Дроздовская средняя общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР:

___________ Смирнова Т.Я.

(подпись) (расшифровка)

31 августа_ 2015_ г.

 

 

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по русскому языку



Класс - 6

Учитель – Колесник Т.Я.



 Количество часов:

всего 210 часов;

в неделю 6 часов;

 







п/п

Тема урока

Кол.

час

Дата

1-2

Русский язык как развивающееся явление.

2

01-03.09

3-4

Фонетика-орфоэпия.

2

03-04.09

5-6

Морфемика. Орфограммы в приставках и корнях слов.

2

07.09-09.09

7-8

Морфология. Орфография.

2

09.09-10.09

9

Р/р Типы речи. Стили речи.

1

11.09

10

Р/р Диалог и монолог.

1

14.09

11-12

Синтаксис и пунктуация.

2

16.09

13

Контрольная работа.

1

17.09

14

Повторение изученного по разделу «Лексика».

1

18.09

15

Р/р Словари.

1

18.09

16

Р/р Изложение( «Собиратель русских слов» о В. И. Дале)

1

21.09

17

Профессиональные слова.

1

23.09

18

Общеупотребительные слова.

1

23.09

19

Жаргонизмы.

1

24.09

20

Стилистически окрашенные слова.

1

25.09

21

Устаревшие слова.

1

25.09

22

Исконно русские и заимствованные слова.

1

28.09

23

Фразеологизмы.

1

30.09

24

Р/р Сочинение

1

30.09

25

Систематизация и обобщение изученного по теме « Лексикология».

1

01.10

26

Р/ Подробное изложение.

1

2.10

27-28

Систематизация и обобщение изученного по теме «Морфемика».

2

02-5.10

29

Р/р Подробное изложение.

1

7.10

30-31

Основные способы образования слов в русском языке.

2

8-9.10

32

Способы образования слов в русском языке.

1

12.10

33

Этимология слов.

1

14.10

34-35

Р/р Сочинение- описание помещения.

2

15-16.10

36

Правописание корней с чередованием.

1

19.10

37

Буквы О-А в корнях ГОР- ГАР, ЗОР- ЗАР

1

21.10

38-39

Правописание корней с чередованием.

2

21.10,22.10

40

Буквы И и Ы после приставок.

1

23.10

41-42

Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ.

2

26.10,28.10

43-44

Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ.

2

28.10,29.10

45

Соединительные О и Е в сложных словах.

1

30.10

46

Сложносокращенные слова.

1

9.11

34-35

Контрольный диктант. Работа над ошибками

2

11.11,12.11

48

Морфемный и словообразовательный разборы.

1

13.11

49

Правописание гласных и согласных в корне слова.

1

13.11

50-51

Правописание приставок.

2

16.11, 18.11

52

Контрольный диктант.

1

18.11

53

Работа над ошибками.

1

19.11

54

Имя существительное. Повторение.

1

20.11

55

Имя существительное.

1

20.11

56

Р/р Выборочное изложение.

1

23.11

57

Разносклоняемые имена существительные.

1

25.11

58

Несклоняемые имена существительные.

1

25.11

59

Род несклоняемых существительных.

1

26.11

60

Имена существительные общего рода.

1

27.11

61

Морфологический разбор имени существительного.

1

27.11

62-63

Р/р Сжатое изложение с элементами сочинения.

2

30.11,2.12

64

НЕ с существительными.

1

2.12

65

Правописание НЕ с существительными.

1

3.12.

66

Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных.

1

4.12

67

Правописание букв Ч и Щ в суффиксах существительных.

1

4.12

68

Гласные в суффиксах существительных НК и ИК.

1

7.12

69

Выбор написания букв Е, И в суффиксах.

1

9.12

70

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных.

1

9.12.

71

Условия выбора букв О,Е в суффиксах существительных.

1

10.12

72

Р/р Сочинение.

1

11.12

73-74

Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное.»

2

11.12,14.12

75

Контрольный диктант.

1

16.12

76

Анализ диктанта

1

16.12

77-78

Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе.

2

17.12,18.12

79

Разряды прилагательных.

1

18.12

80

Разряды прилагательных. Качественные прилагательные

1

21.12

81

Степени сравнения прилагательных.

1

23.12

82

Значение, образование и изменение имен прилагательных


1

23.12

83

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

24.12

84

Правописание НЕ с именами прилагательными.

1

25.12

85

Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными.

1

25.12

86

Буквы О,Е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

1

28.12

87

Р/Р Сочинение

1

11.01

88

Образование прилагательных при помощи суффиксов Н, ОНН, ЕНН.

1

13.01

89

Условия выбора суффиксов прилагательных.

1

13.01

90

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

1

14.01

91

Образование прилагательных сложением основ.

1

15.01.

92

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

1

15.01

93

Условия употребления дефиса в сложных прилагательных

1

18.01

94-95

Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное».

2

20.01,20.01

96

Контрольный диктант.

1

21.01

97

Имя числительное.

1

22.01

98

Простые, сложные и составные числительные.

1

22.01

99

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1

25.01

100

Условия употребления мягкого знака на конце числительных.

1

27.01

101

Разряды количественных числительных.

1

27.01

102

Склонение количественных числительных.

1

28.01

103-104

Р/р Изложение.

2

29.01,29.01

105

Порядковые числительные.

1

1.02

106

Склонение порядковых числительных.

1

3.02

107

Морфологический разбор числительного.

1

3.02

108

Р/р Составление монологов и диалогов.

1

4.02

109-110

Систематизация и обобщение изученного по теме «Числительное».


2

5.02,5.02

111

Контрольный диктант.

1

8.02

112

Местоимение как часть речи.

1

10.02

113

Разряды местоимений. Личные местоимения.

1

10.02

114

Личные местоимения.

1

11.02

115

Возвратное местоимение СЕБЯ.

1

12.02

116

Р/р Сочинение.

1

12.02

117

Вопросительные местоимения.

1

15.02

118

Относительные местоимения.

1

17.02

119

Неопределенные местоимения.

1

17.02

120

Значение неопределенных местоимений.

1

18.02

121

Отрицательные местоимения.

1

19.02

122-123

Приставки Не и Ни в отрицательных местоимениях.

2

19.02

124

Притяжательные местоимения.

1

22.02

125

Различия личных и притяжательных местоимений.

1

24.02

126

Р/р Сочинение

1

24.02

127

Указательные местоимения.

1

25.02

128

Значение указательных местоимений.

1

26.02

129

Определительные местоимения.

1

26.02

130

Употребление определительных местоимений.

1

29.02

131

Морфологический разбор местоимений.

1

2.03

132

Р/р Сочинение.

1

2.03

133

Контрольный диктант.

1

3.03

134-135

Глагол. Обобщение и систематизация изученного о глаголе.

2

4.03,4.03

136

Р/р Сочинение- рассказ.

1

7.03

137

Разноспрягаемые глаголы.

1

9.03

138

Глаголы переходные и непереходные.

1

9.03

139

Возвратные глаголы.

1

10.03

140

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

1

11.03

141

Р/р Изложение.

1

11.03

142

Условное наклонение.

1

14.03

143

Правописание глаголов в условном наклонении.

1

16.03

144

Повелительное наклонение.

1

17.03

145

Различение повелительного наклонения и будущего времени.

1

18.03

146

Контрольная работа.

1

18.03

147

Р/ Простой и сложный план.

1

30.03

148-149

Употребление глаголов в речи.

2

30.03,31.03

150

Безличные глаголы.

1

1.04

151

Лексическое значение безличных глаголов.

1

1.04

152

Морфологический разбор глагола.

1

4.04

153

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1

6.04

154

Правописание суффиксов глаголов ОВА-ЕВА, ИВА-ЫВА

1

6.04

155-156-157

Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол».

3

7.04, 8.04, 8.04

158-159

Контрольный диктант. Анализ диктанта.

Работа над ошибками.

2

11.04, 13.04

160

Наречие.

1

13.04

161

Смысловые группы наречий.

1

14.04

162

Употребление наречий для связи предложений в тексте.

1

15.04

163-164

Р/р Работа над сочинением. Написание сочинения.

2

15.04.

165

Степени сравнения наречий.

1

18.04

166

Морфологический разбор наречия.

1

20.04

167

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е.

1

21.04

168

Роль слитного и раздельного написания НЕ с наречиями.

1

21.04

169

Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ.

1

22.04

170

Правописание отрицательных местоимений.

1

25.04

171-172

Р/Выборочное изложение.

2

27.04

173

Н и НН в наречиях на О-Е

1

27.04,

174

Образование наречий от прилагательных.

1

28.04

175

Буквы О-Е после шипящих на конце наречий.

1

29.04

176

Буквы О-А на конце после шипящих.

1

29.04

177

Р/р Сочинение- описание.

1

2.05

178

Дефис между частями слова в наречиях.

1

4.05

179

Уметь распознавать дефис.

1

4.05

180

Слитное и раздельное написание наречий.

1

5.05

181

Употребление слитного и раздельного написания слов.

1

6.05

182

Ь после шипящих на конце наречий.

1

6.05

183

Правописание Ь после шипящих на конце наречий.

1

9.05

184-185

Слова категории состояния и модальные слова.

2

11.05

186

Вопрос о словах категории.

1

11.05

187-188

Р/р Выборочное изложение.

2

13.05, ,

188-189

Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие».

2

13.05 ,

190

Контрольная работа.

1

15.05

191

Части речи в русском языке.

1

16.05

192-193

Словообразование самостоятельных частей речи.

2

18.05,

194-195

Употребление знаменательных частей речи

2

18.05

196

Правописание НЕ с различными частями речи.

1

19.05

197

Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных, наречий.

1

20.05

198

Правописание сложных слов.

1

20.05

199

Гласные О,Е в разных частях слова после шипящих.

1

23.05

200-201

Р/ Текст, его признаки.

2

25.05

202-203

Гласные в окончаниях слов

1

25.05

204

Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных частей речи.

1

26.05

205-206

Контрольный диктант.

2

27.05

207-210

Анализ диктанта. Работа над ошибками, итоговый урок

3

27.05










Перечень учебно-методических средств обучения

Основная и дополнительная литература:

Учебник русского языка 6 класс, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др, изд. Москва,»Просвещение», 2006 год,

УМК под редакцией М.В. Леонидовой «Поурочные разработки по русскому языку в 6 классе», издательство «Экзамен», , М.: 2008 год у учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 6 класс.» М.: Просвещение,

Книга для учителя «Уроки русского языка в 6 классе», автор Г.А. Богданова.-7-е изд.- Москва.- Просвещение, 2002 год.

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс (универсальное издание), авторы О.В. Беляева, О.А. Даценко, Москва. «Вако», 2008 год.

Пособие Т.Я. Фроловой «Мы пишем без ошибок», ч.1, 3-е изд., перераб. И доп.- Симферополь: «Таврида», 2004 год.

Диктанты и изложения для учащихся 5-8 классов, Волгоград, 2007 год.

Школьные олимпиады. Русский язык 5-11 класс. М., 2007 год.

Оборудования и приборы:

Материал по самообразованию.

Папка «Экзаменационный материал по русскому языку».

Папка «Материалы по русскому языку».

Пособия

Н.А. Сенина. Русский язык. Итоговая аттестация. 9 класс, Ростов-на- Дону, 2012 год.

О.Е Гайбарян. Тесты по русскому языку, М., 2004 год.

Русский язык. Сборник текстов. Изложения, М., «Дрофа», 2006 год.

Диктанты и изложения для учащихся 5-8 классов, Волгоград, 2007 год.

Школьные олимпиады. Русский язык 5-11 класс. М., 2007 год.

И.О. Родина Контрольные и проверочные работы по русскому языку. М.. 2001 год.

Н.А. Плёнкин. Уроки развития речи 5-9 класс.

Предметные недели в школе. Русский язык и литература. Волгоград, 2002 год.

Н.О. Крамаренко Нетрадиционные уроки. Русский язык 5-6 класс, Волгоград, 2003 год.

Т.Я. Фролова. Мы пишем без ошибок 5-6 класс, Симферополь, «Таврида», 2004г.









Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Дроздовская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена на заседании ШМО

Руководитель МО

__________/КолесникТ.Я..



Протокол № __1_

от «31»августа 2015_ г.


Согласовано

Заместитель директора

школы по УВР

Смирнова Т.Я

«31»августа_ 2015 г.


Утверждаю

Директор МКОУ Дроздовская СОШ

_____________Савченко А.Н.



Приказ № 104-О

от «31»августа_ 2015_ г.










Рабочая программа

По литературе 

ДЛЯ 6 КЛАССА

 НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1_

от «31»августа 2015г.



  Составитель программы

Колесник Татьяна Яковлевна,

Учитель русского языка и литературы




Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. Просвещение 2010г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Изменений в рабочей программе нет, программа соответствует федеральному компоненту.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Задачи изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, развитие эмоционального восприятия обучающихся, анализ прочитанного художественного произведения, развитие потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.



Формы текущего контроля.

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию.

Подготовка сообщений, доклада, на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этом классе произведений.

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 6 классе.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью.



Содержание обученности учебного курса.

Основным содержанием курса является:

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизм, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА.

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка 18 века.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятиий)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.



«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.



Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов



Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказы: «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (ОБЗОР).

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга – «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт – вечный должник своего народа.



Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА .

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Контрольные работы по литературе в 6 классе

п/п

Тема работы

Кол.

час

1

Сочинение- описание.

1

2

Сочинение- сравнительная характеристика «Два помещика» ( по роману А. С. Пушкина «Дубровский»).

1

3

Контрольная работа.

1

4

Сочинение- сравнительная характеристика Митраши и Насти.

1

5

Конкурсные сочинения.

1

6

Классное сочинение.

1

7

Урок- контроль.

1









Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.



В результате изучения литературы ученик должен знать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой ;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою точку зрения.











Таблица тематического распределения часов по литературе в 6 классе



п/п

Разделы, темы

Кол.

час

1

Введение

1

2

Устное народное творчество.

3

3

Из древнерусской литературы.

3

4

Из русской литературы 19 века.

29

5

Из русской литературы 20 века.

21

6

Из литературы народов России.

2

7

Из зарубежной литературы.

9






































Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Дроздовская средняя общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР:

___________ Смирнова Т.Я.

(подпись) (расшифровка)

31 августа_ 2015_ г.

 

 

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературе



Класс - 6

Учитель – Колесник Т.Я.



 Количество часов:

всего 70 часов;

в неделю 2 часа;









п/п

Тема урока

Кол.

час

Дата

проведения

1

В дорогу зовущие, или Литература открывает мир

1

4.09

2

Обрядовый фольклор. Календарно- обрядовые песни.

1

7.09

3

«Что за роскошь, что за смысл… Что за золото!»

1

10.09

4

Р/р В чем красота и мудрость русского фольклора?

1

14.09

5

Русская летопись.

1

17.09

6

А. С. Пушкин. Дружба в жизни поэта.

1

21.09

7

А. С. Пушкин «Узник».

1

24.09

8

Пейзажная лирика Пушкина.

1

28.09

9

Поэты пушкинской поры.

1

1.10

10

Р/р Двусложные размеры стиха.

1

5.10

11

Роман А. С. Пушкина «Дубровский»

1

8.10

12

Образ благородного «разбойника»

1

12.10

13

Трагические судьбы.

1

15.10

14

Сюжет и композиция романа «Дубровский».

1

19.10

15

Р/р Сочинение- сравнительная характеристика «Два помещика».

1

22.10

16

Вн. чт. «Молодые наши проказы»( А. С. Пушкин) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня- крестьянка».

1

26.10

17

М. Ю. Лермонтов Стих «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта- изгнанника.

1

29.10

18

Восточное сказание. М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты.

1

9.11

19

Мотивы одиночества в стихотворениях Лермонтова «На севере диком «, «Утес»,»Листок».

1

12.11

20

И. С. Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.

1

16.11

21

Мастерство И. С. Тургенева в рассказе «Бежин луг». Смысл названия рассказа.

1

19.11

22

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф. И. Тютчев «Листья», «Неохотно и несмело».

1

23.11

23

А.А. Фет . Стихи «Ель рукавом мне тропинку завесила».

1

26.11

24

Н.А. Некрасов. «Железная дорога»- «гимн строительной, народной работе».

1

30.11

25

Своеобразие «композиции и языка стихотворения Н,А. Некрасова «Железная дорога».

1

3.12

26

Вн. чт. Историческая поэма Некрасова «Дедушка».

1

7.12

27

Р/р Трехсложные размеры стиха.

1

10.12

28

Н. С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера.

1

14.12

29

Народ и власть в сказе.

1

17.12

30

Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша».

1

21.12

31

Р/р Контрольная работа по сказу Н. С. Лескова.

1

24.12

32

Вн. чт. Лесков Н. С. «Человек на часах».

1

24.12

33

А. П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий».Смешное и грустное в рассказе.

1

28.12

34

Вн. чт. А. П. Чехов «Смерть чиновника».

1

11.01

35

А.А. Грин «Алые паруса».Главные герои: Лонгрен, Эгль и Ассоль.

1

14.01

36

А. П. Платонов. Сказка - быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

1

18.01

37

М. М. Пришвин. Философская притча «кладовая солнца».

1

21.01

38

Тропа Насти.

1

25.01

39

Тропа Митраши.

1

28.01

40

Р/р Сочинение- сравнительная характеристика Насти и Митраши.

1

1.02

41

«Великий храм природы» в сказке- были «Кладовая солнца». Смысл названия повести.

1

4.02

42

Вн. чт. Рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…»

1

8.02

43

Р/р Стихи о Великой Отечественной войне.

1

11.02

44

В. П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».

1

15.02

45

Р/р Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой».

1

18.02

46

В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского».

1

22.02

47

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.

1

25.02

48

Р/р Классное сочинение по произведениям В. Астафьева и В. Распутина.

1

29.02

49

Писатели улыбаются. «Чудики» В. М. Шукшина. Рассказ «Срезал».

1

3.03

50

Вн. чт. Рассказ В. Шукшина «сельские жители».

1

7.03

51

Ф. А. Искандер. Рассказ « Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе.

1

10.03

52

Родная природа в стихотворениях Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

1

14.03

53

С. А. Есенин Стихотворения «Мелколесье. Степь да дали», «Пороша».

1

17.03

54

А. А. Ахматова. Стих «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты.

1

31.03

55

Н. М. рубцов. «Тихая лирика. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние».

1

4.04

56

Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

1

7.04

57

Кайсын Кулиев. Стихи «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ».

1

11.04

58

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

1

14.04

59

Сказание о поэтах- певцах в греческой мифологии. Геродот. Легенда об Арионе.

1

18.04

60

Гомер и его героические поэмы «Иллиада» и «Одиссея».

1

21.0425.04

61

Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот».

1

28.04

62

И. Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».

1

2.05

63-64

П. Мериме. Новелла «Матео Фальконе».

2

5.05,9.05

65

Вн. чт. М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна».

1

12.05

66-67

А. де Сент-Экзюпери. «маленький принц»- философская сказка и мудрая притча.

2

16.05,19.05

68

Р/р Выразительное чтение.

1

23.05

69

Вн. чт. Любимые страницы.

1

26.05

70

Литературная викторина.

1

26.05



Учебно-методический комплект.



Полухина В.П. и др. Литература.: 6 кл.: Учеб.: В 2 ч./ Под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.

Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2004, 2008.

Полухина. В.П. и др. Литература: 6 кл.: Методические советы / Под ред. В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение, 2008