СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богатская основная общеобразовательная школа»
«Утверждено»
Директор МКОУ
«Богатская основная
общеобразовательная школа»
__________Г.В.Доль
Приказ № ____
от « » августа 2016 г
Рабочая программа
учебного предмета:
русский язык
для 5 класса
основного общего образования
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Кудрина О.И.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
п. Богатское
2016 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом № 273 ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»,
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 года № 1577.
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку.
Данная рабочая программа ориентирована на
1. Рабочие программы. Русский язык 5-9 классы. Предметная линия Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. – М.:Просвещение, 2011 г. ФГОС.
2. Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на злектронном носителе в 2-ух ч. Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2015 г. ФГОС.
3. Русский язык .Методические рекомендации.5 класс .Авторы: Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др – М.:Просвещение, 2014 г. ФГОС.
4. Е.А.Ефремова Русский язык 5 класс Рабочая тетрадь –М.:Просвещение. 2014г. ФГОС
5. И.А.Каськова. Русский язык 5 класс. Тематические тесты. М.:Просвещение, 2015 г. ФГОС
6. Н.Н.Соловьёва. Русский язык 5 класс. Диагностические работы. М.:Просвещение, 2016 г. ФГОС
7. Н.Н.Соловьёва. Русский язык 5 класс. Диктанты и изложения. М.:Просвещение, 2015 г. ФГОС.
8. Л.А.Тростенцова Н.В.Ладыженская М.М.Стракевич Русский язык 5 класс. Дидактические материалы М.:Просвещение, 2014 г. ФГОС.
9. В.Д.Янченко, Л.Г.Латфуллина,С.Ю.Михайлова Скорая помощь по русскому языку ч.2 Рабочая тетрадь. Москва Просвещение 2015г
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для V класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МКОУ « Богатская ООШ». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации по новым федеральным стандартам предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 175 часов. Данная рабочая программа предусматривает изучение русского языка в V классе также 175 ч.( 5 ч. в неделю).
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения русского (родного) языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных граммматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др. );
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание данной программы направлено на достижение указанных результатов обучения. Они конкретизированы по классам в специальном разделе «Основные результаты обучения», в котором выделено две части: «Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов обучения» и «Предметные результаты обучения».
Направленность процесса обучения на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов потребовала усиления коммуникативно-деятельностной составляющей курса. В связи с этим развиваются следующие аспекты работы, обеспечивающие овладение в процессе обучения: 1) языком науки и в связи с этим формирование навыков чтения текстов лингвистического содержания, а также способности строить рассуждения на лингвистическую тему; 2) метапредметными умениями и навыками и универсальными учебными действиями, предполагающими формирование и развитие умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т.п.; 3) функциональной грамотностью, способностью применять разные виды деятельности, чтобы самостоятельно получать новые знания и применять их в учебной, учебно-проектной деятельности; 4) умениями использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе изучения русского языка в школе.
Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно обращаться к словарно-справочной литературе, Интернет-справочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Учебники, реализующие данную программу, характеризуются направленностью на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления. Материалы учебников направлены на то, чтобы ученики могли понять роль языка в жизни людей, осознать богатство русского языка. На этой основе воспитывается любовь к родному языку, стремление к самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями, необходимыми для успешной учебной и трудовой деятельности.
Содержание учебного предмета.
Язык и общение (2 ч + 1 1 ч)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Повторение изученного в I—IV классах (17 ч + 3 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, у, а после
шипящих. Разделительные ъ и ь.
II. Части речи.
Глагол: время, лицо, число, род (в прошедшем времени). Правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь
во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться в глаголах; раздельное написание не с глаголами.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Наречие (ознакомление).Раздельное написание предлогов с другими словами.
III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям.Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (23 ч + 7 ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и не-
восклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространённые и распространённые предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и c союзами а, но, и.
Обращение, знаки препинания при обращении. Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном перед и, а, но, чтобы, потому что, хотя, когда, который,что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Тире в начале реплик диалога. Пунктуационный разбор простого предложения.
II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изученного материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побуди-
тельные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Диалог, этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение-повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12 ч + 3 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Печатные и рукописные буквы; прописные и строчные.
Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Описание предмета, картины (натюрморта). Отбор языковых средств в зависимости от темы, задачи, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи (6 ч + 2 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарём, словарём антонимов и др. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
III. Сочинение-рассуждение. Подробное изложение от 3-го лица. Описание изображённого на картине.
Морфемика. Орфография. Культура речи (18 ч + 4 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Основа и окончание в самостоятельных словах.
Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты мор-
фем. Морфемный разбор слова.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -лаг- — -лож-, -раст- — -рос-.
Буквы ё — о после шипящих в корне. Буквы и и ы после ц.
II. Умение соблюдать правила орфографии в рамках изученного материала. Умение пользоваться орфографическими словарями.
III. Рассуждение, его структура и разновидности. Рассуждение в повествовании. Письмо-повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное из-
ложение.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное (17 ч + 4 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевлённые и неодушевлённые (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий.
Большая буква в названиях книг, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существитель-
ных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных.
Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие.
Буквы о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор имён существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определён неверно (например, фамилия,
яблоко).Умение правильно образовывать у имён существительных формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежа множественного числа (чулок, мест
и т. д.).Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение-повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное(10 ч + 4 )
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую.Полные и краткие прилагательные. Морфологический разбор имён прилагательных.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура данного жанра,его стилистические разновидности. Сочинение с описанием животного в рассказе (по плану).
Глагол (29 ч + 6 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Не с глаголами.Неопределённая форма глагола (инфинитив на –ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание –ться и -чь (-чься) в неопределённой форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола.Правописание чередующихся гласных е — и в корнях глаголов -бер- — -бир-, -дер- — -дир-, -мер- — -мир-, -пер- —-пир-, -тер- — -тир-, -стел- — -стил-.
Время глагола: прошедшее, настоящее, будущее .Спряжение глагола. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Морфологический разбор глагола.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение
употреблять при глаголах существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мыслей, для устранения неоправданного повторения слов.
III. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Рассказ на тему пословицы. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение и систематизация изученного в V классе (5 ч + 2 ч)
Тематическое планирование.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
Язык и общение. | 3 |
| 1 |
Повторение изученного в начальных классах. | 20 | 2 | 3 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 30 | 2 | 7 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография | 15 | 2 | 3 |
Лексика. Культура речи. | 8 |
| 2 |
Морфемика. Орфография.Культура речи. | 22 | 1 | 4 |
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. |
70 21 14 35 |
3 2 3 |
4 4 6 |
Повторение и систематизация изученного. | 7 |
| 2 |
ИТОГО | 175 | 15 | 36 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание
| ||
планируемая | фактическая | ||||||
Раздел: Язык и общение (2ч+1ч) | |||||||
1 | 1 | Язык и человек. Общение устное и письменное | 1 |
|
|
| |
2 | 2 | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | 1 |
|
|
| |
3 | 3 | Р.Р. Стили речи. | 1 |
|
|
| |
| Раздел: Вспоминаем, повторяем, изучаем (17ч+3ч) | ||||||
4 | 1 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 |
|
|
| |
5 | 2 | Орфограмма | 1 |
|
|
| |
6 | 3 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1 |
|
|
| |
7 | 4 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 |
|
|
| |
8 | 5 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 |
|
|
| |
9 | 6 | Буквы и, у, а после шипящих | 1 |
|
|
| |
10 | 7 | Разделительные Ъ и Ь | 1 |
|
|
| |
11 | 8 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 |
|
|
| |
12 | 9 | Диктант | 1 |
|
|
| |
13 | 10 | Р.р. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (по Г. Скребицкому) | 1 |
|
|
| |
14 | 11 | Части речи. Глагол | 1 |
|
|
| |
15 | 12 | -Тся и -ться в глаголах | 1 |
|
|
| |
16 | 13 | Личные окончания глаголов | 1 |
|
|
| |
17 | 14 | Тема текста | 1 |
|
|
| |
18 | 15 | Имя существительное. | 1 |
|
|
| |
19 | 16 | Имя прилагательное | 1 |
|
|
| |
20 | 17 | Р.Р.Сочинение по картине. Описание картины ( А.Пластов «Летом») | 1 |
|
|
| |
21 | 18 | Местоимение | 1 |
|
|
| |
22 | 19 | Р.р. Основная мысль текста. | 1 |
|
|
| |
23 | 20 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 |
|
|
| |
| Раздел: СИНТАКСИС. ПУНКУАЦИЯ (23ч+7ч) | ||||||
24 | 1 | Синтаксис. Пунктуация | 1 |
|
|
| |
25 | 2 | Словосочетание. | 1 |
|
|
| |
26 | 3 | Разбор словосочетания | 1 |
|
|
| |
27 | 4 | Предложение. | 1 |
|
|
| |
28 | 5 | Р.р. Сжатое изложение (В.Катаев) | 1 |
|
|
| |
29 | 6 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 |
|
|
| |
30 | 7 | Восклицательные предложения | 1 |
|
|
| |
31 | 8 | Р.р. Устный анализ тем сочинений. Сочинение на тему по выбору. Устный отзыв о сочинении | 1 |
|
|
| |
32 | 9 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | 1 |
|
|
| |
33 | 10 | Сказуемое. | 1 |
|
|
| |
34 | 11 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 |
|
|
| |
35 | 12 | Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения | 1 |
|
|
| |
36 | 13 | Дополнение | 1 |
|
|
| |
37 | 14 | Определение | 1 |
|
|
| |
38 | 15 | Обстоятельство. | 1 |
|
|
| |
39 | 16 | Предложения с однородными членами. | 1 |
|
|
| |
40 | 17 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 |
|
|
| |
41 | 18 | Предложения с обращениями | 1 |
|
|
| |
42 | 19 | Р.р. Письмо. | 1 |
|
|
| |
43 | 20 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 |
|
|
| |
44 | 21 | Р.р. Сочинение по картине Ф.Решетников «Мальчишки». | 1 |
|
|
| |
45 | 22 | Р.р. Сочинение по картине Ф.Решетников «Мальчишки». | 1 |
|
|
| |
46 | 23 | Пунктуационный разбор простого предложения | 1 |
|
|
| |
47 | 24 | Простые и сложные предложения. | 1 |
|
|
| |
48 | 25 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 |
|
|
| |
49 | 26 | Контрольный диктант | 1 |
|
|
| |
50 | 27 | Прямая речь. | 1 |
|
|
| |
51 | 28 | Р.р. Диалог | 1 |
|
|
| |
52 | 29 | Р.Р. Повторение. Сжатое изложение (по Е.Мурашовой) | 1 |
|
|
| |
53 | 30 | Диктант с грамматическим заданием. | 1 |
|
|
| |
| Раздел: ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ (12ч+3ч) | ||||||
54 | 1 | Фонетика. Гласные звуки | 1 |
|
|
| |
55 | 2 | Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи | 1 |
|
|
| |
56 | 3 | Согласные твёрдые и мягкие | 1 |
|
|
| |
57 | 4 | Р.р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Паустовский. «Шкатулка») | 1 |
|
|
| |
58 | 5 | Согласные звонкие и глухие | 1 |
|
|
| |
59 | 6 | Графика. Алфавит | 1 |
|
|
| |
60 | 7 | Р.р. Описание предмета. Сочинение -описание | 1 |
|
|
| |
61 | 8 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 1 |
|
|
| |
62 | 9 | Двойная роль букв е,ё,ю,я. | 1 |
|
|
| |
63 | 10 | Орфоэпия. | 1 |
|
|
| |
64 | 11 | Фонетический разбор слова | 1 |
|
|
| |
65 | 12 | Повторение | 1 |
|
|
| |
66 | 13 | Р.р.Описание предметов , изображённых на картине( Ф.Толстой. «Цветы,фрукты,птица») | 1 |
|
|
| |
67 | 14 | Диктант. | 1 |
|
|
| |
68 | 15 | Проверочная работа. | 1 |
|
|
| |
| Раздел: ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (6ч+2ч) | ||||||
69 | 1 | Слово и его лексическое значение | 1 |
|
|
| |
70 | 2 | Однозначные и многозначные слова | 1 |
|
|
| |
71 | 3 | Прямое и переносное значение слова | 1 |
|
|
| |
72 | 4 | Омонимы. | 1 |
|
|
| |
73 | 5 | Синонимы. | 1 |
|
|
| |
74 | 6 | Р.р. Сочинение по картин ( И.Э.Грабарь «Февральская лазурь»). | 1 |
|
|
| |
75 | 7 | Антонимы. Повторение. | 1 |
|
|
| |
76 | 8 | Р.р. Подробное изложение (К.Паустовский. «Первый снег») | 1 |
|
|
| |
| Раздел: МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ (18ч+4ч) | ||||||
77 | 1 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | 1 |
|
|
| |
78 | 2 | Окончание | 1 |
|
|
| |
79 | 3 | Основа слова | 1 |
|
|
| |
80 | 4 | Р.р.Сочинение по личным впечатлениям в форме письма | 1 |
|
|
| |
81 | 5 | Корень слова. | 1 |
|
|
| |
82 | 6 | Р.р. Рассуждение. Сочинение -рассуждение | 1 |
|
|
| |
83 | 7 | Суффикс. | 1 |
|
|
| |
84 | 8 | Приставка | 1 |
|
|
| |
85 | 9 | Р.р. Выборочное изложение с изменением лица | 1 |
|
|
| |
86 | 10 | Чередование звуков. Беглые гласные | 1 |
|
|
| |
87 | 11 | Варианты морфем | 1 |
|
|
| |
88 | 12 | Морфемный разбор слова | 1 |
|
|
| |
89 | 13 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 |
|
|
| |
90 | 14 | Буквы з и с на конце приставок. | 1 |
|
|
| |
91 | 15 | Буквы а –о в корне -лаг- - -лож-. | 1 |
|
|
| |
92 | 16 | Буквы а-о в корне -раст- - -рос- | 1 |
|
|
| |
93 | 17 | Буквы ё-о после шипящих в корне | 1 |
|
|
| |
94 | 18 | Буквы и-ы после ц | 1 |
|
|
| |
95 | 19 | Повторение | 1 |
|
|
| |
96 | 20 | Контрольный диктант | 1 |
|
|
| |
97 | 21 | Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте | 1 |
|
|
| |
98 | 22 | Р.р.Сочинение по картине (П.Кончаловский. «Сирень в корзине») | 1 |
|
|
| |
| Раздел: МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ.КУЛЬТУРА РЕЧИ. | ||||||
| Имя существительное (17ч+4ч) | ||||||
99 |
| Имя существительное как часть речи | 1 |
|
|
| |
100 | 2 | Имя существительное как часть речи | 1 |
|
|
| |
101 | 3 | Р.р. Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение | 1 |
|
|
| |
102 | 4 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | 1 |
|
|
| |
103 | 5 | Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных | 1 |
|
|
| |
104 | 6 | Род имён существительных | 1 |
|
|
| |
105 | 7 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 |
|
|
| |
106 | 8 | Р.р Сжатое изложение (Е.Пермяк «Перо и чернильница») | 1 |
|
|
| |
107 | 9 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 |
|
|
| |
108 | 10 | Три склонения имён существительных | 1 |
|
|
| |
109 | 11 | Падеж имён существительных | 1 |
|
|
| |
110 | 12 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 1 |
|
|
| |
111 | 13 | Контрольный диктант | 1 |
|
|
| |
112 | 14 | Р.р. Изложение с изменением лица | 1 |
|
|
| |
113 | 15 | Множественное число имён существительных. | 1 |
|
|
| |
114 | 16 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 1 |
|
|
| |
115 | 17 | Повторение. | 1 |
|
|
| |
116 | 18 | Проверочная работа | 1 |
|
|
| |
117 | 19 | Морфологический разбор имени существительного | 1 |
|
|
| |
118 | 20 | Р.р Сочинение по картине( Г.Нисский «Февраль.Подмосковье») | 1 |
|
|
| |
119 | 21 | Диктант | 1 |
|
|
| |
| Раздел: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (10ч+4ч) | ||||||
120- | 1 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 |
|
|
| |
121 | 2 | Имя прилагательное как часть речи | 1 |
|
|
| |
122 | 3 | Правописание гласных в падежных окончания прилагательных | 1 |
|
|
| |
123 | 4 | Правописание гласных в падежных окончания прилагательных | 1 |
|
|
| |
124 | 5 | Р.р. Описание животного. Изложение (А.Куприн «Ю-ю») | 1 |
|
|
| |
125 | 6 | Прилагательные полные и краткие | 1 |
|
|
| |
126 | 7 | Прилагательные полные и краткие | 1 |
|
|
| |
127 | 8 | Р.р. Описание животного на основе изображённого. Сочинение по картине (А.Комаров. «Наводнение») | 1 |
|
|
| |
128 | 9 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
|
|
| |
129 | 10 | Р.р. Сочинение « Как я испугался» | 1 |
|
|
| |
130 | 11 | Повторение | 1 |
|
|
| |
131 | 12 | Диктант | 1 |
|
|
| |
132 | 13 | Проверочная работа | 1 |
|
|
| |
133 | 14 | Р.р. Сочинение «Моё любимое животное» | 1 |
|
|
| |
| Раздел : ГЛАГОЛ (29ч+6ч) | ||||||
134 | 1 | Глагол как часть речи. | 1 |
|
|
| |
135 | 2 | Не с глаголами | 1 |
|
|
| |
136 | 3 | Р.р.Рассказ | 1 |
|
|
| |
137 | 4 | Неопределённая форма глагола | 1 |
|
|
| |
138 | 5 | Правописание –тся и –ться в глаголах | 1 |
|
|
| |
139 | 6 | Правописание –тся и –ться в глаголах | 1 |
|
|
| |
140 | 7 | Виды глагола | 1 |
|
|
| |
141 | 8 | Буквы е – и в корнях с чередованиями | 1 |
|
|
| |
142 | 9 | Буквы е – и в корнях с чередованиями | 1 |
|
|
| |
143 | 10 | Р.р. Невыдуманный рассказ (о себе). | 1 |
|
|
| |
144 | 11 | Контрольный диктант | 1 |
|
|
| |
145 | 12 | Работа над ошибками, допущенными учащимися в диктанте | 1 |
|
|
| |
146 | 13 | Время глагола | 1 |
|
|
| |
147 | 14 | Прошедшее время | 1 |
|
|
| |
148 | 15 | Настоящее время | 1 |
|
|
| |
149 | 16 | Будущее время | 1 |
|
|
| |
150 | 17 | Спряжение глаголов. | 1 |
|
|
| |
151 | 18 | Спряжение глаголов. | 1 |
|
|
| |
152 | 19 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 1 |
|
|
| |
153 | 20 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 1 |
|
|
| |
154 | 21 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 1 |
|
|
| |
155 | 22 | Морфологический разбор глагола | 1 |
|
|
| |
156 | 23 | Р.р.Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Савчук. «Шоколадный торт») | 1 |
|
|
| |
157 | 24 | Р.р.Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Савчук. «Шоколадный торт») | 1 |
|
|
| |
158 | 25 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 1 |
|
|
| |
159 | 26 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 1 |
|
|
| |
160 | 27 | Употребление времён | 1 |
|
|
| |
161 | 28 | Употребление «живописного настоящего» в повествовании | 1 |
|
|
| |
162 | 29 | Употребление «живописного настоящего» в повествовании | 1 |
|
|
| |
163 | 30 | Повторение | 1 |
|
|
| |
164 | 31 | Повторение | 1 |
|
|
| |
165 | 32 | Р.р Сочинение-рассказ по рисунку (О..Попович «Не взяли на рыбалку».) | 1 |
|
|
| |
166 | 33 | Р.р Сочинение-рассказ по рисунку (О..Попович «Не взяли на рыбалку».) | 1 |
|
|
| |
167 | 34 | Диктант по разделу «Глагол» | 1 |
|
|
| |
168 | 35 | Проверочная работа
| 1 |
|
|
| |
|
Раздел: ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМА (5ч+2ч) | ||||||
169 | 1 | Разделы науки о языке | 1 |
|
|
| |
170 | 2 | Р.р. Сочинение на одну из тем по выбору | 1 |
|
|
| |
171 | 3 | Р.р. Сочинение на одну из тем по выбору | 1 |
|
|
| |
172 | 4 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | 1 |
|
|
| |
173 | 5 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 |
|
|
| |
174 | 6 | Употребление букв ь и ъ.
| 1 |
|
|
| |
175 | 7 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. | 1 |
|
|
|
Нормы и критерии оценок.
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.
I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Диктант оценивается одной отметкой.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.
Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».
Ш. Оценка сочинений и изложенийСочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 70-110слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» |
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» |
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» |
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
.