СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 7 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (7 класс)

 

Статус документа.

        Настоящая рабочая программа по  русскому языку для  7-го класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2004 г.  и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования      

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по русскому языку 7 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Медведевская средняя школа»

Муниципального образования

Черноморский район Республики Крым



Рассмотрено и рекомендовано «Согласовано» «Утверждено»

К утверждению на заседании Заместитель директора Директор школы

Методического объединения по УВР______________ ________Е.В.Симоненко

Учителей_________________ от «____» августа 2015 года Приказ №__________

Протокол №_______________ от «___»______2015г

От «____» августа 2015 года

Руководитель методического

Объединения





Рабочая программа


По _________русскому языку


Для _____7____________класса


Часов в неделю _____4_____(всего часов______140______)


На 2015-2016 учебный год






Составил

учитель Аджихалилова З.Р.















2015 г.

с. Медведево

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (7 класс)


Статус документа.

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 7-го класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2004 г. и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

• Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089,

• приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004г. № 1312,

• на основании Примерной программы по учебным предметам базисного учебного плана, рекомендованной письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005г. № 03-1263,

• УМК -Русский язык: учеб. для 7 кл.: общеобразоват.учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова/ -2-е изд. – М., Просвещение, 2014 (имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации») , рекомендованного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014г. №253.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 – 9 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. . Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок рабочей программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.



Цели обучения.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию


Место предмета в учебном плане

Курс «Русский язык» входит в число дисциплин, включенных в базисный учебный план общеобразовательного учреждения. пропорционального уплотнения материала и самостоятельной работы учащихся.

В Примерной программе отсутствует распределение часов по классам, поэтому при составлении учебно-тематического плана я учитывала используемый учебник Л.М. Рыбченковой, а также особенности контингента обучающихся.

В 7 классе количество часов на изучение русского языка составляет 4 часа в неделю (140 часов при 35 учебных неделях).


Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение уроков как традиционной, так и нетрадиционной формы.

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).



Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов


Уровень «ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ»: основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 6 классе, и сведения о происхождении этих понятий; основные закономерности исторического процесса формирования языка, правила применения орфограмм и пунктограмм, адекватно понимать информацию устного и письменного характера (цели, темы и проч.); роль русского языка как языка русского народа, государственного, средства межнационального общения; связь языка и культуры народа; роль родного языка в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы научных знаний о родном языке, взаимосвязи его уровней и единиц.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ученик должен «УМЕТЬ/ПРИМЕНЯТЬ»: приёмы ознакомительного и изучающего чтения; навыки анализа и характеристики звука, буквы, слога, морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, делить текст на микротемы, осуществлять информационную переработку текста, самостоятельно создавать устное и письменное монологическое высказывание, опираясь на самостоятельно составленный план, обосновывая своё мнение и приводя аргументированные примеры; создавать текст в устной и письменной форме; приёмы работы со схемами, таблицами; сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, использовать фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический разборы при характеристике слова или предложения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, использовать в своей речи выразительные средства языка, выступать перед аудиторией, восстанавливать деформированный текст, кодировать и декодировать информацию, оценивать речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, анализировать языковой материал, ставить цели и задачи и делать выводы, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность.




Содержание учебного предмета

Речь и речевое общение

Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.

Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.


Речевая деятельность

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.



Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.


Общие сведения о языке

Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.

Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться..


Фонетика и орфоэпия

Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слова.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.


Графика

Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласного. Способы обозначения [ j ].

Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, СМС-сообщениях.

Морфемика и словообразование

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова.

Возможность исторических изменений в структуре слова.

Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики.

Морфемный словарь

Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.


Лексикология и фразеология

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).

Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Морфология

Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.

Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов и союзов.

Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.


Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.

Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения.

Сложное предложение.

Способы передачи чужой речи.

Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.


Правописание: орфография и пунктуация.

Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные, раздельные и дефисные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции.

Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.

Формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.





Учебно- тематический план


№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Из них

теоретический материал

развитие речи

контрол. работы, диктанты

1

Введение.

10

8

1

1

2

Морфология. Причастие..

31

27

3

1

3

Деепричастие.

17

12

4

1

4

Наречие.

29

25

2

2

5

Предлог.

15

12

2

1

6

Союз.

18

16

1

1

7

Частица.

14

10

2

2

8

Междометие.

2

2



9

Итоговый урок.

4




Всего:

140

112

15

9








Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 7 класс


№ урока

Содержание программного материала

Кол-во

часов

Практическая часть

Форма контроля

Оборудование

Дата проведения




план

Факт.

1

Русский язык в современном мире.

1

Знакомство с учебником

Составление схемы и рассказа по данной схеме, выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока


02.09


2

Речь. Речевое общение.

1

Знакомство с учебником. Представление о речевом общении (коммуникации), речевой ситуации, речевой задаче

Выполнение упражнений, коммуникативных задач


03.09


3

Речь. Виды речевого общения

1



04.09


4

Речевой этикет.

1

Создание текстов различных типов речи на различные темы с учётом определённых требований.

Создание текста по определённым параметрам, предъявляемых к тексту как речевому произведению.


05.09


5

РР»№. 1 Сочинение-рассуждение по упр.24

1

Речевая практика и наблюдение за собственной речью

Написание сочинения


08.09


6

Функциональные разновидности языка.

1

Выполнение упражнений и решение задач


09.09


7

Стили речи. Слова общеупотребительные и необщеупотребительные

1



10.09


8

Текст, его основная и дополнительная информация.

1

Выполнение упражнений и решение задач


11.09


9

Тезисы. Составление тезисов

1




15.09


10

№ 1 Контрольный диктант с грамматическим заданием. (Срезовая работа на начало года).

1




16.09


МОРФОЛОГИЯ. (31)





11

Система частей речи в русском языке.

1


Выполнение упражнений и решение задач


17.09


Причастие.(29)





12

Понятие о причастии.

1

Анализ языкового материала.

Составление схемы и рассказа по данной схеме, выполнение упражнений,


18.09


13

Причастие как часть речи

1



22.09


14

Признаки глагола и прилагательного у причастия.

1

Выполн.упр.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


23.09


15

Синтаксическая роль причастий

1

Синтаксический разбор предложений



24.09

25.09.

16

Причастный оборот.

1

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


25.09


17

Синтаксическая роль причастного оборота

1



29.09


18

Действительные и страдательные причастия.

1

Умение опознавать причастные обороты в предложениях, правильно расставлять знаки препинания при причастном обороте

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


30.09


19

РР № 2Сжатое изложение по упр. 72

1


Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


01.10


20

Полные формы причастий.

1

Умение распознавать и образовывать полные и краткие формы страдательных причастий

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


02.10


21

краткие формы причастий.

1




06.10


22

Причастия настоящего и прошедшего времени.

1

Умение распознавать и образовывать причастия настоящего и прошедшего времени

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


07.10


23

Образование действительных причастий настоящего времени.

1

Умение образовывать действительные причастия настоящего и времени и правильно их употреблять в тексте

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


08.10


24

Образование действительных причастий прошедшего времени.

1

Умение образовывать действительные причастия прошедшего времени и правильно их употреблять в тексте



09.10


25

Образование страдательных причастий настоящего времени.

1

Умение образовывать страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Умение дописывать текст по заданным параметрам.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


13.10


26

Образование страдательных причастий прошедшего времени.

1



14.10


27

РР№ 3 Комплексная работа с текстом.

1


Работа с текстом


15.10


28

Правописание гласных перед Н и НН в полных страдательных причастиях.

1

Правописные умения; умение анализировать языковой материал, создание

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


16.10


29

Правописание гласных перед Н и НН в кратких страдательных причастиях.

1



20.10


30

Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях

1

Умение различать отглагольные прилагательные и причастия; правописные умения.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


21.10


31

Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных.

1



22.10


32

Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных.

1

Умение различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные; правописные умения

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


23.10


33

Морфологический разбор причастий.

1

Умение выполнять морфологический разбор причастия. умение создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


03.11


34

Правописание НЕ с причастиями.

1

Умение создавать и использовать алгоритм применения правила правописания не с причастиями

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


04.11


35

Написание НЕ с причастиями и прилагательными

1



05.11


36

РР № 4.Изложение по упр.139

1




06.11


37

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

Написание страдательных причастий

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


10.11


38

Повторение и обобщение темы «Причастие».

1

Самостоятельная работа

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


11.10


39

Самостоятельная работа по теме «Причастие» (тесты)

1




12.11


40

№ 2. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1




13.11


41

Работа над ошибками.

1




17.11


Деепричастие.(17)





42

Понятие о деепричастии.

1

Умение опознавать деепричастия как особую форму глагола;анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


18.11


43

Деепричастный оборот.

1

Умение опознавать деепричастные обороты в предложениях, правильно расставлять знаки препинания при деепричастном обороте

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


19.11


44

Синтаксическая роль деепричастного оборота

1



20.11


45

РР № 5.Тезисный план текста. (Упр.165)

1


Работа с текстом


24.11


46

Правописание Не с деепричастиями.

1

Правописные умения; умение составлять предложения с деепричастными оборотами.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


25.11


47

Образование деепричастий с НЕ

1



26.11


48

Деепричастия совершенного вида


1

Умение образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Умение классифицировать, представлять данные в таблице

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


27.11


49

Деепричастия несовершенного вида.

1



01.12


50

РР№6. Сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень» ( упр. 181, 182)

1

Умение описывать картину



02.12


51

РР№ 7 . Рассуждение и его виды.

1


Работа с текстом-рассуждения


03.12


52

РР № 8. Особенности текста-рассуждения. Работа с текстом

1

Познакомиться с особенностями текста-рассуждения



04.12


53

РР №9.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

1

Собрать языковой материал для написания сочинения



08.12


54

РР№ 10 Написание сочинения-рассуждение (упр.193)

1


Написание сочинения


09.12


55

Морфологический разбор деепричастия.

1

Умение выполнять морфологический разбор деепричастия

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


10.12


56

Повторение темы «Деепричастие».

1


Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


11.12


57

№3.Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1




15.12


58

Работа над ошибками.

1




16.12


Наречие.(29)





59

Наречие как часть речи.

1

Углубление знаний о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов. Умение отличать наречия от слов других частей речи.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


17.12


60

Морфологические особенности наречия

1



18.12


61

Разряды наречий по значению.

1

Умение анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки, определять и группировать наречия по заданным признакам

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


22.12


62

Синтаксическая роль наречий

1



23.12


63

Комплексная работа над текстом.

1


Работа с текстом


24.12


64

Лингвистический анализ текста

1




25.12


65

Степени сравнения наречий.

1

Умение опознавать и образовывать формы сравнительной степени наречий.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


12.01


66

Образование степеней сравнения наречий и их написание

1



13.01


67

Слитное написание НЕ с наречиями на –о (е).

1

Умение использовать алгоритм применения правила правописания не с наречиями на (-

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


14.01


68

Раздельное написание НЕ с наречиями на –о (е).

1



15.01


69

Морфологический разбор наречия.

1




19.01


70

№ 4.Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1




20.10


71

Одна и две буквы Н в наречиях на –о(е) .

1

Правописные умения, умение опираться на морфологические признаки слова.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


21.01


72

Правописание наречий на О(Е)

1



22.01


73

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

1

Умение выбирать написание слов с учётом состава слова и его морфологической принадлежности

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


26.01


74

Буквы о и а на конце наречий.

1

Правильность применения правила на практике письма

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


27.01


75

Правописание наречий, оканчивающихся на О,А

1




28.01


76

Дефис между частями слова в наречиях.

1

Правописные умения, основанные на умении различать омонимичные части речи.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


29.01


77

Слитное, раздельное, дефисное написание наречий

1



02.02


78

РР№ 11. Подробное изложение по упр. 241

1




03.02


79

Слитное написание наречий, образованных от существительных

1

Правописные умения, основанные на умении различать омонимичные части речи.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


04.02


80

Раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

1



05.02


81

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

1



09.02


82

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


10.02


83

РР № 12 Речевая характеристика героя (на материале упр. 252)

1




11.02


84

Повторение и обобщение темы «Наречие».

1


Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


12.02


85

Самостоятельная работа по теме «Наречие»(тесты)

1




16.02


86

№5.Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие».

1




17.02


87

Работа над ошибками.

1




18.02


Предлог.(15)





88

Предлог как часть речи.

1

Умение группировать словосочетания в зависимости от значения предлогов.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


19.02


89

Предлоги производные


1


20.02


90

Предлоги непроизводные. Написание предлогов

1




24.02


91

РР № 13. Подготовка к написанию сочинения.

1

Собрать языковой материал



25.02


92

РР № 14 написание сочинения

1

Написание сочинения



26.02


93

Предлоги простые и составные.

1

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


01.03


94

Производные и непроизводные предлоги



02.03


95

Слитное Правописание предлогов.

1


03.03


96

Раздельное написание предлогов

1


04.03


97

Дефисное написание предлогов

1


09.03


98

Употребление предлогов в речи.

1


09.03


99

Морфологический разбор предлога.

1


10.03


100

Повторение и обобщение темы «Предлог»

1

Повторение изученных тем

Сам.работа


11.03


101

Самостоятельная работа по теме «предлог» (тесты)





15.03


102

№ 6.Контрольная работа по теме «Предлог».

1




16.03


Союз.(18)





103

Союз как часть речи.

1

Умение анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки союза.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


17.03


104

Разряды союзов.

1

Умение правильно употреблять в речи союзы.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


17.03


105

Сочинительные союзы.

1

Умение различать сочинительные союзы по значению; составлять линейные и объёмные схемы сложносочинённых предложений;

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


18.03


106

Подчинительные союзы.

1

Умение различать подчинительные союзы по значению; составлять линейные и объёмные схемы сложноподчинённых предложений

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


22.03


107

Употребление сочинительных и подчинительных

1



23.03


108

Слитное написание союзов.





1

Правописные умения, основанные на умении различать омонимичные части речи.

Орфогроафичесикий тренинг


24.03


109

Раздельное написание союзов

1



25.03


110

Правописание употребление союзов в речи

1



05.04


111

РР № 14.Сочинение-рассуждение.(упр.316)

1




06.04


112

Союзы и союзные слова.

1

Умение различать союзы и союзные слова

Орфогроафичесикий тренинг


07.04


113

Правописание союзов и союзных слов

1


08.04


114

Синтаксическая роль союзов и союзных слов

1



12.04


115

Союзы в простых предложениях.

1

Умение анализировать синтаксическую структуру предложений, делать выводы о постановке знаков препинания перед союзами а, но, зато в простых и сложных предложениях.


13.04


116

Союзы в сложных предложениях.

1


14.04


117

Морфологический разбор союза.

1


15.04


118

Повторение темы «Союз».

1

Сам.работа


19.04


119

№ 7.Контрольный диктант (или контрольная работа) по теме «Союз».

1




20.04


120

Работа над ошибками.

1




21.04


Частица.(14)





121

Частица как часть речи.

1

Умение анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки частицы.

Выполнение упр.


22.04


122

Разряды частиц. Формообразующие частицы

1

Умение определять омонимичные части речи.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


26.04


123

Смысловые частицы. Написание частиц

1




27.04


124

Раздельное и дефисное написание частиц


1

Правописные умения. Умение определять разряд частиц

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач,


28.04


125

Слитное написание частицы не.

1


29.04


126

Раздельное написание частицы НЕ с разными частями речи





04.05


127

Разграничение частиц не и ни.

1

Орфографический практикум. Анализ языкового материала.



05.05


128

Правописание частиц НЕ и НИ

1




06.05


129

Морфологический разбор частиц

1




10.05


130

РР№ 15. Сочинение-рассуждение по упр. 368

1




11.05


131

Повторение темы «Частицы».

1


Сам.работа


12.05


132

Самостоятельная работа по теме «Служебные части речи» (тесты)

1




13.05


133

№ 8.Контрольная работа по теме «Служебные части речи».

1




17.05


134

Работа над ошибками

1




18.05


Междометие. (2)





135

Междометие.


1

1

Систематизация знаний о междометии

Выполнение упр.


19.05


136

Правописание междометий

1




20.05


137

№ 9. Итоговая контрольная работа.

1




24.05


138

Работа над ошибками

1




25.05


139

Повторение изученных тем

1




26.05


140

Урок обобщения и повторения

1




27.05




































НОРМЫ ОЦЕНКИ
ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 – 2 ошибки

«3»

3 – 4 ошибки

«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.

Критерии оценки орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.


II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

* соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

* полнота раскрытия темы;

* правильность фактического материала;

* последовательность и логичность изложения;

* правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

* богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

* стилевое единство и выразительность речи;

* правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЕДЕНИЮ УЧЕНИЧЕСКИХ ТЕТРАДЕЙ

1. Количество и назначение ученических тетрадей

Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:

по русскому языку (в V—XI классах)

- 2 рабочие тетради,

- 1 тетрадь для написания изложений и сочинений (для работ по развитию речи),

- 1 тетрадь для контрольных работ.

§ В тетради для работ по развитию речи выполнять контрольные изложения и сочинения, в тетради для контрольных работ – контрольные диктанты, тесты и другие контрольные работы

по литературе (в V—XI классах)

- 1 рабочая тетрадь,

- 1 тетрадь для написания творческих работ.

Для контрольных работ по русскому языку, литературе выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.

В V—XI классах в тетрадях по русскому языку записывается вид работы и строкой ниже — ее название. Например:

Диктант

В тайге

То же относится к обозначению кратковременных работ, выполняемых в обычных тетрадях.

2. Порядок ведения тетрадей учащимися

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

§ Писать аккуратным, разборчивым почерком.

§ Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи). Образцы оформления тетрадей:

Тетрадь

для работ по развитию речи

ученика 9 «Б» класса

средней школы № 41

города Москвы

Васильченко Андрея

Тетрадь

для творческих работ

по литературе

ученика 5 «Б» класса

гимназии № 1

города Москвы

Ивановой Ольги

§ Соблюдать поля с внешней стороны.

§ Указывать дату выполнения работы. В тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. Например:

Десятое сентября.

§ Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений и других работ).

§ Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т.д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя). Например:

Классная работа

Упражнение 234

§ Соблюдать красную строку.

§ Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать.

§ Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

§ Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости — с применением линейки.

§ Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения, не заключать неверные написания в скобки.

3. Порядок проверки письменных работ учителями. Рекомендации

Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы по русскому языку, проверяются:

Класс

Оптимальная периодичность проверки

в V классе и в первом полугодии VI класса

после каждого урока у всех учеников

во втором полугодии VI класса и VII — IХ классах

после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных — не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись

в Х—XI классах

после каждого урока у слабых учащихся; у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 1 раз в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся

Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.

Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:

Вид работы

Класс

Сроки проверки

контрольные диктанты

в V—XI классах

проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку

изложения и сочинения

в V—XI классах

проверяются и возвращаются учащимся не позднее чем через десять дней


В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим: при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся V —XI классов по русскому языку учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик; в тетрадях «слабых» учеников зачеркивает неверно написанную букву или пунктуационный знак, вместо зачеркнутого надписывает нужную букву или пунктуационный знак;

на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком (I — орфографическая ошибка, V —пунктуационная);

при проверке изложений и сочинений в V—XI классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические — знаком Л, речевые — знаком Р, грамматические — знаком Г;

подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);

проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;

после подсчета ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.
Первая оценка ставится за содержание и речь. Перед нею записывается число ошибок в содержании и число речевых недочетов.
Перед второй отметкой – за грамотность – указывается число орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

В целом запись будет выглядеть так:
0-2 4
3-3-1 3

Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.

За диагностические и обучающие работы оценки «2» и «3» могут выставляются по усмотрению учителя.

Классные и домашние письменные работы по русскому языку оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.

При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки ЗУН школьников.

После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.






Учебное и учебно-методическое обеспечение



Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе:

  1. Примерная программа по русскому языку для основной школы.

  2. Учебник «Русский язык. 7 класс» в 2-х частях . Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О. В. Загоровская,А. Г. Нарушевич. М.: Издательство «Просвещение», 2014

  3. Сборник диктантов. 5-9 классы. В.Н. Горшкова-2015

  4. Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-537

Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.0 , http://www.testent.ru/index/0-535 , http://www.testent.ru/index/0-540

Орфография (система проверки правописания - http://www.orfo.ru/online/) - Режим доступа - http://www.rusyaz.ru/pr/